Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Alisanna» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 1 марта 2013 г. 23:35

Death is a lonely business.

Ray Bradbury

«Сказочник» продолжает новую традицию в творчестве Zотова, которая, как мне кажется, началась с его десятого романа, «Москау». Все книги Автора – мои любимые, но «Москау» и «Сказочник» — более любимы, чем другие. Это, имхо, Zотов upgraded. Вы спросите – что же такого нового в сравнении с прежними произведениями Автора? А вот что. Оба романа вне-цикловые и написаны так, что не подразумевают сиквелов. Названия из одного слова, однако, запоминающиеся, цепляющие.

Главные герои «Сказочника» – Смерть (мужского пола) и мальчик. Правда, возникает ассоциация с Брэдбери («Смерть и дева»)? Сам мэтр, ушедший от нас в прошлом году, тоже появится в книге, как и Элвис, Макиавелли, Будда и многие другие. Смерть неразрывно связан с одиночеством, как точно подметил Рэй Брэдбери, и еще ему скучно. Совершенно нетипично для Автора, что одному из главных героев нет и 10 лет, но это огромный плюс: как в кино никакой маститый актер не может переиграть ребенка, так и тут. И именно образ мальчика оправдывает сказки, которые красиво вписаны в сюжет. Вернее, это не сказки, а скорее притчи, и каждая из них – маленький шедевр. Вот только, как говорит Сказочник: «Я умею рассказывать только страшные сказки. Прости, других не предусмотрено».

Как обычно у Zотова, ничего хорошего в новой книге не приходится ждать от представительниц женского пола. Рыжая Полемос – красотка, но эгоистичная и жестокая стерва, к тому же карьеристка. Миниатюрная брюнетка Хельга Дет – эпизодический персонаж, за реакциями которого главный герой наблюдает примерно как ученый за крысой в лабиринте.

Раньше лишь изредка Автор говорил от лица своего героя, обычно же он (и мы, соответственно) не залезал никому в душу/мозг и оставался просто наблюдателем, ведущим репортаж о происходящих событиях. Все равно, что смотреть «Новости» по телевизору – занимательно, порой пугающе, но происходит это не с нами, слава Голосу. Теперь же мы попадаем внутрь героя и становимся непосредственными участниками «Новостей». Это нам предстоит скучающе кивать в ответ на поклоны «косарей» — рядовых работников смертельного бизнеса; убивать и сопровождать души умерших до таинственного Озера; общаться с поднадоевшими родственничками-всадниками Апокалипсиса; разрешать не одну моральную дилемму; рассказывать сказки безнадежно больному ребенку. Большая часть «Сказочника» написана от первого лица, что усиливает впечатление, дает читателю больше эмоций и делает главного героя более «живым». А так как этот герой – Смерть, ситуация парадоксальная и не лишенная иронии. Вы готовы сочувствовать Смерти?

В «Сказочнике» и «Москау» сохранено все лучшее, что было в предыдущих книгах Zотова – интригующий сюжет; затягивающее и стремительно развивающееся действие; фирменный черный юмор Автора, необыкновенно образный и богатый русский язык; необычные, но отдаленно знакомые нам герои, живущие в мире, который есть отражение нашего. В разных историях эти отражения различны, но тем интереснее. Многим читателям может показаться, что в «Сказочнике» все более статично – никто никуда и ни от кого не бежит, отсутствуют явные квесты или детективные расследования, нет мощной финальной битвы. На самом деле, все есть – только показано более тонко, не «в лоб»; под слоем стеба и приколов ощущаются глубокие и серьезные размышления. Если противостояние, то скорее дуэль интеллектов, а не банальное рубилово на мечах. Если поиск – то не флешки с секретной информацией, а неиспытанных эмоций или настоящих ценностей. «Сказочник» — умная и тонкая история, которая для каждого читается по-своему. Сентиментальным людям она покажется неожиданно трогательной, более рациональным читателям – жесткой и остроумной. Финал, как всегда у Zотова, будет совершенно непредсказуемым и убьет вас наповал.

Спасибо Автору за смех, слезы, и за надежду. Где-то внутри каждого из нас скрывается маленький ребенок, и мы неосознанно хотим сказки, даже если ее нам расскажет Смерть…


Статья написана 27 февраля 2013 г. 01:22

В ближайшее время выходит новый роман Zотова "Сказочник". Помимо отзыва, книга вдохновила меня на фотосессию.

Рыжую героиню ищите в книге:)


Статья написана 20 февраля 2013 г. 13:57

«Третьи врата» ("The Third Gate", 2012) — новый роман Линкольна Чайлда, более известного нам по сериям книг про агента Пендергаста и Гидеона Крю, написанным в тандеме с Дугласом Престоном. Роман идеально вписывается в рамки жанра – приключенческий триллер с историческим подтекстом и мистическими нотками, в стиле Индианы Джонса. Сюжет строится вокруг загадочных явлений, сопровождающих поиски гробницы фараона Намера в сердце непроходимых болот к югу от границ Египта. Описания болот, плавучей археологической станции и самой гробницы впечатляющи; вас ждут богатства и секреты Древнего Египта и, естественно, проклятие мумии. Автор допускает некоторые вольности в трактовке исторических фактов, о чем сам говорит в послесловии, поэтому заранее предупреждаю специалистов-историков – если фантазии на тему вашего предмета раздражают, эта книга не для вас. В первой половине романа действие развивается неспешно, с большим количеством пояснений, кто, откуда и почему; в последних главах быстро наступает катарсис. Отношения между персонажами намечены схематично. Отсутствует и любовная линия, и элемент эротики – даже ни одного поцелуя нет, что, впрочем, характерно для Чайлда и Чайлда/Престона.

Популяция персонажей книги вполне стандартна: миллионер-искатель приключений; профессор истории, по совместительству детектив по паранормальным явлениям (энигматолог, от слова “enigma”-загадка); врач, исследующий опыт перенесших клиническую смерть; красивая женщина с необычными способностями… И декорации, и герои, и сюжет как будто специально созданы для очередного голливудского блок-бастера. Минус романа в том, что персонажи не являются активными действующими лицами – а если что-то и делают, то их поведение противоречит здравому смыслу. Их как будто несет волна стихийно развивающихся обстоятельств, от которой они постоянно отстают – только и остается, что кое-как выпутываться из кризисов и пытаться их объяснить. Для тех, кто знаком с творчеством Л.Чайлда, отмечу, что в «Третьих вратах» в главной роли специалист по сверхъестественному Джереми Логан, уже появлявшийся в предыдущих книгах. В самом же романе можно узнать вариацию на тему «Из глубины» (“Deep storm”, 2007) того же автора – и декорации подводных раскопок, и набор героев, и основные повороты сюжета... Даже в некоторых мелких деталях Л.Чайлд дублирует себя самого – например, за мгновение до того, как все летит в тартарары, и надо бы спасать свою жизнь, главный герой инстинктивно хватает горсть артефактов и прячет себе в карман, что впоследствии это обыгрывается в эпилоге. «Из глубины» объективно поинтереснее, если вы уже читали этот роман, «Третьи врата» могут разочаровать.

Скажу пару слов о языке: «оригинально и красиво». Тем, кто изучает или преподает английский язык, очень рекомендую прочитать в оригинале, тем более, что перевод на русский язык еще не издан. Разнообразная лексика; красочные описания; «живые» диалоги, не лишенные юмора; интересные особенности авторского стиля – эксперименты со словообразованием (любит господин Чайлд нестандартные прилагательные, например, still-more-exotic, imperishable, incorporeal/disembodied), обилие фразовых глаголов, инверсия порядка слов в предложениях.

Казалось бы, все, что мы встречаем в книге Чайлда, уже было; это поле неоднократно вспахано авторами и режиссерами, и все возможные урожаи с него уже собраны. Для читателя, знакомого с подобного рода литературой, основные повороты сюжета будут предсказуемы, однако, «Третьи врата» скрывают еще некоторые тайны, о которых лучше узнать из самой книги. Несмотря на раскрученный сюжет и местами самокопирование Л.Чайлда, роман читается легко, захватывает и увлекает. Да, не вызывает ни восторга, ни бурных эмоций, но дает возможность хорошо провести время.


Статья написана 5 ноября 2012 г. 22:29

«Гора дракона» — насыщенный коктейль из научной фантастики, триллера, детектива с элементами промышленного и научного шпионажа, квеста в поиске сокровищ и вестерна. Есть также небольшая романтическая линия и типично голливудская эротическая сцена в живописных декорациях, что для тандема Престон-Чайлд не совсем обычно. В остальном «Гора дракона» вполне в традициях этих авторов, поклонники их творчества не будут разочарованы. Действие большей частью происходит в удаленной секретной лаборатории, где проводятся генетические эксперименты. Вас ожидают взрыв мозга (в прямом смысле), подробные описания гибели экспериментальных животных, отравлений и заражений, группового сумасшествия, нескольких смертей, мощного пожара. В общем, типичные будни ученых-исследователей.

Основная проблема, вокруг которой строится сюжет – в этичности научно-технического прогресса и использовании его достижений. Новые открытия в области медицины и биотехнологии внедряются в производство – но оказывается, у них есть вредные побочные эффекты. Попытки при помощи генетики спасти людей от болезней выливается в изобретении «вируса Судного дня», потенциально самого страшного биологического оружия. Решить проблемы здоровья и продления жизни можно, внеся изменения в человеческий геном – но стоит ли это делать? Ведь различие между человеком и обезьяной – всего в нескольких генах; меняя геном в мелочах, есть риск перейти от человека к иному биологическому виду.

Сюжет, да и его воплощение, напоминают Майкла Крайтона, в частности, «Штамм «Андромеда» и немного «Разоблачение». Идея «X-гриппа» вызывает ассоциации с «супергриппом» из романа «Противостояние» Стивена Кинга, но у Престона и Чайлда до пандемии дело не доходит.

Есть некоторые претензии к героям романа. В этой книге нет агента Пендергаста, а центральной фигурой, проводящей значительную часть расследования и создающей несколько ключевых моментов, становится Ги Карсон, молодой ученый с индейскими корнями и ковбойским детством. Его оппонентом, а потом партнером становится знойная красавица-ассистентка. Также в наличии имеются противостоящие друг другу президент научной корпорации Скоупс и профессор-еврей Левайн, гениальный хакер в инвалидном кресле, холодный и жестокий начальник службы безопасности Най, его помощник, экс-военный… Набор персонажей отвечает распространенным клише, и их поведение в общем закономерно. Наиболее разнообразным сделан характер Скоупса – талантливый ученый и бизнесмен, заинтересованный в развитии науки, но всегда учитывающий личную выгоду; нечистоплотный в выборе средств достижения успеха, при этом анонимно помогающий больным детям; подобие Большого брата, который виртуально следит за всеми сотрудниками корпорации; создатель собственного виртуального мира. Такая неоднозначность делает его менее предсказуемым.

Вероятно, могут быть претензии и к фантазиям авторов на компьютерные темы, тем более, что роман написан 15 лет назад, и в области компьютерных технологий уже многое изменилось. Но я всего лишь скромный юзер, и хотя некоторые вещи показались сомнительными, явного протеста "не верю!" не ощутила.

Я «проглотила» почти 400 страниц за два дня, и это было увлекательно. Рекомендую роман «Гора дракона» любителям научных триллеров и поклонникам творчества Престона-Чайлда.


Статья написана 8 октября 2012 г. 01:03

"Я не то, чтобы боюсь смерти, я просто не хочу при этом присутствовать."

Вуди Аллен

На мой взгляд, драматургия Вуди Аллена прекрасно создает настроение и эмоциональное состояние, обычно с оттенком депрессии, но сложна для понимания. Она всегда философична и со значительным элементом абсурда и черного юмора. Иногда этот жанр называют «интеллектуальной комедией». Умный взгляд, грустная полуулыбка, глубокие переживания и размышления… Поневоле задумаешься – возможно ли это все передать ограниченными средствами, имеющимися в арсенале театра?

Поэтому замечательный спектакль «Кто он?» по пьесе В.Аллена «Смерть», оказался для меня совершенным сюрпризом. Тем более неожиданно, что это постановка театра ГИТИС, то есть, по сути, учебная работа.

Прежде всего, хочется высказать всяческие комплименты в адрес режиссера-постановщика А.В.Конышева. Во-первых, очень мудро, что спектакль идет без антракта – он и смотрится на одном дыхании. Во-вторых, оригинальны декорации и работа актеров с этими декорациями. Не в них, а именно с ними, так как присутствие на сцене каждого предмета обыгрывается и используется по максимуму, да и смена декораций происходит «силами» исполнителей. Никогда не думала, что иллюзию ночного города можно построить из картонных коробок с многочисленными квадратными окошками. Это так просто — по принципу детских кубиков – но производит впечатление. В-третьих, для меня всегда особую ценность имеют постановки, в которых часть действия перенесена в зрительный зал. Это сложнее для актеров, но когда «четвертая стена» между сценой и зрительным залом исчезает, чувствуешь себя непосредственным участником происходящего, погруженным в ауру спектакля. В-четвертых, замечательно решена пластика постановки – за счет движений, жестов, мимики создается не только динамика происходящего, но и второй план, подтекст, дополняющий реплики или даже изменяющий их смысл. В-пятых, исходя из роли и режиссерского решения спектакля, очень удачно выбраны исполнители, и они тонко чувствуют драматургический материал, с которым работают.

Единственная претензия – спектакль был представлен как «урбанистический фарс», а я считаю, «трагифарс» было бы точнее.

О чем пьеса? О смерти. По сюжету, Клайнман, «маленький человек из большого города», вовлекается в общественную операцию по поимке маньяка-убийцы. В течение одной ночи (или часа сценического времени) Клайнману доведется побывать в роли охотника, подозреваемого, осужденного на смерть, жертвы. Основные эмоции главного героя – страх вообще и страх смерти в частности, растерянность, непонимание, осознание своего одиночества, и в то же время ощущения давления общества, стремление выполнить долг, не подвести других. Клайнман – главный герой, постоянно находящийся в центре сюжета, сыгран Юрием Трубиным. Очень здорово сыгран. Остальные роли, по сравнению с главной, эпизодичны. Существует массовка, можно сказать, хор, из которого время от времени выделяются один-два-несколько голосов. Отмечу, что небольшие соло также исполнены на высшем уровне. Особенно запомнилась Александра Аронс, игравшая Анну, жену героя. Меня почти до финала не покидала мысль, что именно Анна окажется убийцей:-). Впрочем, под подозрение по ходу действия попадает почти каждый. Хорош также Доктор в исполнении Дениса Фомина. Сумасшедший Доктор, которому бы самому не помешала помощь.

Финал убийственный в прямом смысле. И неожиданный по своей простоте. Сделан красиво и интересно, и, в общем, можно его логически объяснить. Но, черт возьми, мне очень не хотелось такого финала.

Рекомендую москвичам непременно посмотреть этот спектакль, тем более, что цены на билеты смешные, а зал маленький и уютный. Ближайшие показы – 10 октября в 19.00. и 20 октября в 13.00.

За предоставленные фотографии — большое спасибо SMbars.





  Подписка

Количество подписчиков: 19

⇑ Наверх