РИПОЛ классик неутомимо продолжает наполнение самой интересной серии зарубежной литературной мистики на российском книжном рынке: Библиотека Лавкрафта.
Нынче, прежде всего благодаря стараниям уважаемого Александра Алексеевича Глазырина, мы имеем удовольствие сообщить о сдаче в печать чудесного сборника произведений Роберта Луиса Стивенсона, великого английского «короля приключений», в нашей стране автора знакомого безусловно всем способным различать буквы родного алфавита. В этом томе читателей ожидает, само собой, не «Остров сокровищ» и даже не «Приключения принца Флоризеля», а шикарные, в меру брутальные, истории и притчи от человека, который знал о жизни очень и очень много... («Джекил и Хайд» здесь, куда ж нам без него.)
Животное-тотем этой обложки — собака, ведь разве Джон Николсон не человек — бродячий пес?
* * *
Традиционно обязан поблагодарить всех причастных к подготовке этой великолепной книги: переводчика/составителя/комментатора Александра Глазырина; шефреда издательства Татьяну Соловьеву; дизайнера серии Арабо Саргсяна; корректора Олега Пономарёва; дизайнеров Нонну Гончарову и Ольгу Смирнову; верстальщика Александру Костину. Отдельное спасибо — профессору Александру Юрьевичу Сорочану за знакомство с составителем этой книги, самым большим в России специалистом по РЛС и самым горячим его фанатом. Особенная же благодарность — моей супруге Татьяне Моисеевой за вдохновение и участие в судьбе обложки.
По материалам вступительной статьи:
Стивенсон – провозвестник и важнейшая фигура новой романтической волны в британской литературе, поднявшейся в последней четверти XIX века и родственной неоромантизму общеевропейскому. Не отворачиваясь от живой жизни и усвоив достижения реалистического письма, новые романтики противопоставили себя, с одной стороны, мелочному бытописательству и угрюмой безысходности натуралистов, последователей Золя, а с другой – «искусству лжи» адептов эстетизма, засевших в башне из слоновой кости и воспевающих отвлеченную Красоту. В тусклую прозу британского обывательского прозябания, с его приземленным материализмом, корыстью, островной ограниченностью, имперским самодовольством, всеобщим ханжеством и тотальным лицемерием – всеми теми чертами, которые столь характерны для викторианской эпохи (о чем у нас ныне часто забывают, считая «викторианство» синонимом поместного благополучия и домашнего уюта) – великие новые романтики попытались влить струю поэзии: у Стивенсона это поэзия юношеского незамутненного взгляда на мир, мужества, активного действия, героики приключений, у Уильяма Генри Хадсона – поэзия жизни вдали от городов, в единстве с природой, у Джозефа Конрада – поэзия борьбы со стихией и поиска человеком самостояния в мире, где понятие о ценностях становится всё более зыбким и неопределенным. С этими тремя, в чьем творчестве поэтика нового романтизма нашла наиболее четкое выражение, отчасти солидарны были другие большие писатели-современники – Киплинг, Конан Дойль, Хаггард, Честертон, и иные, не столь крупные, из тех, однако, что «пьют из маленького стакана, но из своего» – С. Р. Крокетт, Энтони Хоуп, Джон Мейсфилд. <…>
Замечательная характеристика «темного» Стивенсона (с отсылкой среди прочего к «Джекилу и Хайду») дана Зинаидой Венгеровой в статье 1895 года, посвященной памяти РЛС: «Во многих своих произведениях Стивенсон <…> вводит читателя в пограничную область между действительностью и миром фантазии, и создает таким образом своеобразный род мистических рассказов, в которые чудесное входит как один из неотъемлемых элементов, но внутренний интерес которых основан на их психологической подкладке. <…> Стивенсон воспроизводит это роковое, скрытое зло — и чтобы сделать его несомненным и ярким, выделяет его в самостоятельный, цельный образ. Мрачный юмор Стивенсона питается этим откровением зла и дает ему возможность дойти до конца в своем <…> понимании человека. В изображении душевной гангрены проявляются особенности таланта Стивенсона — изысканность, доходящая до манерности, эксцентричность фантазии, реализм деталей, особая болезненность ощущений и дикость, которая питается всем, что возбуждает ужас и взвинчивает нервы. <…> Идея рассказа Стивенсона — двойственность как начало жизни и смерть как результат торжества одного из двух противоположных начал — порождает недоверие к положительным принципам жизненной морали и призывает к исканию более глубокой, хотя и более смутной правды души. В этом искании Стивенсон обнаруживает скептицизм и насмешливый ум, чуждый всякой сентиментальности, так же как и всякой склонности к проповеди морали. Понимая двойственность человеческой натуры, Стивенсон не поддается искушению судить людей; он не осуждает нехороших поступков, и даже по какой-то извращенности, присущей его таланту, старается возбудить интерес и симпатии к личностям сомнительной нравственности и иногда даже с любовью относится к негодяям, если они одарены привлекательными качествами ума или сердца».
Под катом — обложка в развороте и содержание тома.
Стивенсон, Роберт Луис
Злоключения Джона Николсона / Р. Л. Стивенсон ; [сост. и вступит. ст. А. А. Глазырина, пер. с англ. А. А. Глазырина, И. Г. Гуровой, А. А. Энквист и Е. М. Чистяковой-Вэр, комм. А. А. Глазырина и А. А. Энквист]. — М. : РИПОЛ классик, 2024. — 512 с. — (Библиотека Лавкрафта).
7БЦ, клееный блок (даже не спрашивайте), бумага книжная кремовая пухлая (а не газетная; нет газетной бумаги в моих книгах; придиры могут купить газету и сравнить), 400 экз. (даже не спрашивайте)
Издательская аннотация. Великий английский писатель, «король приключений», моряк и путешественник Роберт Луис Стивенсон не нуждается в представлении. Любому, кто относит себя к категории населения, именуемой «читающая публика», известны по крайней мере два его сочинения — «Остров сокровищ» и «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». В нашем издании любимый в России автор представлен с неожиданной стороны: как мастер «страшных рассказов», которыми восхищались все его собратья по перу и литературные последователи, в том числе сам Лавкрафт.
СОДЕРЖАНИЕ
Александр Глазырин. «Темные приключения» Роберта Луиса Стивенсона. С. 5.
ЗЛОКЛЮЧЕНИЯ ДЖОНА НИКОЛСОНА
Джанет продала душу дьяволу (пер. А. А. Энквист) С. 35
«Когда дьявол здоров…» (пер. А. А. Глазырина) С. 56
Похититель трупов (пер. Е. В. Чистяковой-Вэр) С. 114
Убийца (пер. А. А. Энквист) С. 141
Олалья (пер. А. А. Энквист) С. 178
Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (пер. И. Г. Гуровой) С. 264
Злоключения Джона Николсона (пер. А. А. Глазырина) С. 352
Две таитянские легенды (пер. А. А. Глазырина) С. 452
Как Паи сделал себе копье
Хоноура и ведьмы
Пришелица. История на сюжет саги (пер. А. А. Глазырина) С. 459
КОММЕНТАРИИ. Александр Глазырин, Анна Энквист. С. 487
Издательство РИПОЛ классик с удовольствием представляет результат приятнейшего сотрудничества с Андреем Танасейчуком, профессором Мордовского государственного университета и директором прекрасного издательства Артефактъ.
На сей раз Андрей Борисович составил для нас замечательный сборник страшных рассказов русских писателей конца XIX — начала ХХ века; рассказов, извлеченных со страниц периодической печати времен Серебряного Века.
Помимо интереснейшей вступительной статьи, открывающей сборник, в начале каждого рассказа нас ждет биографическая заметка, благодаря которой становится ясна роль конкретного писателя в отечественной литературе.
Андрей Борисович, от души благодарим Вас за вдумчивую и кропотливую работу и желаем всестороннего благополучия!
По материалам вступительной статьи:
Считается, что «страшная» традиция в русской литературе имеет давнюю историю. Во всяком случае, русисты-филологи утверждают: ее истоки следует искать еще в XV веке и, более того, настаивают, что тема вампиризма и образ ненасытного упыря-кровопийцы пришли на Запад именно через посредство Руси (в качестве доказательства приводят «отечественную» анонимную «Повесть о Дракуле»). Так это или нет, судить трудно, но то, что «ужасы» в отечественном фольклоре присутствуют, — бесспорный факт...
Во второй половине XIX века экскурсы российских литераторов в мир кошмара были редки и эпизодичны, если не сказать — случайны. Судите сами: в 1850–1880-е гг. не отыскать и десятка текстов, достойных внимания. «Бобок» Ф. М. Достоевского, «Таинственные повести» И. С. Тургенева («Призраки», «Сон», «Клара Милич» и др.), пожалуй, самые известные. К ним (с определенной натяжкой) можно добавить «Мертвое озеро» Н. А. Некрасова, сборники «страшных» сказок Владимира Даля и Николая Вагнера, но в целом во второй половине XIX века вторжение сверхъестественного в литературу было ограничено в основном так называемыми святочными рассказами...
Ситуация, можно сказать, революционным образом меняется на рубеже 1890-х — 1900-х гг. ... «Смертельное» манило художников самых разных направлений...
Истории о сверхъестественном (в том числе «страшные») поначалу обретались на периферии издательского и… творческого внимания. А если и появлялись на страницах периодики, то чаще всего в форме пародии, юмористического сюжета. В качестве примера можно привести один из рассказов настоящего сборника — «Попутчик» А. Амфитеатрова. История эта, безусловно, одна из несомненных удач автора и может служить иллюстрацией к заявленному выше тезису... Серебряному веку страшный жанр оказался близок и эстетически, и с точки зрения философии жизни, мировоззрения...
Составляя настоящую книгу, мы стремились по возможности максимально представить многообразие жанра на страницах периодики начала ХХ века, ориентируясь, разумеется, на лучшие образцы. Это не значит, что в поле нашего зрения попали только классики или фигуры первого ряда. Конечно, мы не могли пройти мимо замечательных сюжетов А. И. Куприна (его «фольклорная страшилка» «Серебряный волк» открывает сборник) и В. Я. Брюсова («В зеркале»), мрачных историй Ф. К. Сологуба («Красногубая гостья») и А. С.Грина («Львиный удар»). Не могли миновать одну из знаковых фигур начала века — М. Арцыбашева («Ужас»), но сознательно не включили, например, Леонида Андреева — его тексты, в том числе «страшные», регулярно переиздаются. Но «страшные» рассказы достойного уровня сочиняли не только они, но те, с кем современный читатель, увы, совершенно не знаком. Это Николай Карпов, Сергей Соломин, Федор Зарин, Валентин Франчич и Фердинанд Оссендовский, да и многие другие, с кем предстоит встретиться на страницах этой книги.
Необходимо отметить, в сборнике ставка сделана, прежде всего, на тексты, что в силу объективных причин не доступны современному читателю. За исключением историй классиков, все они извлечены со страниц «тонких» журналов предвоенной и предреволюционной эпохи. Журналы эти сейчас можно найти только в крупнейших библиотеках страны.
Чертова невеста: Русский хоррор начала ХХ века со страниц старых журналов / [вступит. ст., сост. и примеч. А. Б. Танасейчука]. — М. : РИПОЛ классик, 2024. — 336 с. — (Horror Story). 7БЦ, бумага книжная кремовая пухлая, 700 экз.
Содержание
Андрей Танасейчук. Русский «страшный рассказ» первой половины ХХ века
Александр Куприн. СЕРЕБРЯНЫЙ ВОЛК. Рождественский рассказ
В печати долгожданные и наиболее идеологически выдержанные тома «валлийского мага», продолжающие собрание сочинений Артура Мейчена, приуроченного к 160-летию писателя. Это поздне-классический Мейчен, представленный текстами как хорошо известными, так и публиковавшимися в России не больше одного раза.
Книгу Зеленый круг я считаю одной из лучших в серии Библиотека Лавкрафта; определенно, она одна из моих самых любимых. Роман Зеленый круг в великолепном переводе Юлии Бойковой — потрясающий, несравненный образец настоящего магического реализма и лучшее более-менее крупное произведение валлийского кудесника. Вопросы зыбкости реальности и измененных состояний сознания — это те вопросы, обсуждать которые Мейчену удавалось лучше всех прочих интересовавших его вопросов. В этом плане он гораздо интереснее и умнее (для меня, во всяком случае) самого Филипа Дика. Этот роман — очень «борхесовская» вещь, неудивительно, что великий аргентинец выказывал перед АМ такой пиетет. Сборник Уютная комната (в нашем издании — избранные рассказы из этой авторской книги) в переводе Александра Сорочана продолжает темы, поднятые в заглавном произведении: реальность/ложность событий/воспоминаний; череда нормальных/аффективных состояний и рефлексия на тему переходов из одного в другое; подлинные/подложные документальные свидетельства о действительных/пригрезившихся событиях и так далее. Всё это исключительно умно, «вкусно», будоражаще и сдобрено великолепным английским юмором. Замыкает издание удивительная и страстная повесть Великое возвращение в новом прекрасном переводе Анны Третьяковой. Хотя этот текст можно отнести к «граалевскому» циклу АМ, для составителей он в первую очередь интересен вышеозначенными тематиками, которые рассмотрены здесь в религиозной призме. Вступительная статья — Александр Сорочан. В конце тома — обширные комментарии переводчиков.
Том Смятение — самый толстый в собрании АМ и в серии вообще. Это «классический» Мейчен, представленный по большей части в новых переводах: Великий бог Пан и Три самозванца бережно и внимательно выполнены Анной Третьяковой; Белые люди предложены в классическом переводе Елены Пучковой (каковой перевод и соответствующие примечания местами аккуратно отредактировал Григорий Шокин); Смятение (The Terror; на русском единственный раз издавался под названием Ужас) подготовил для русского читателя Артём Агеев. Открывает книгу вступительная статья Александра Маркова и восторженное эссе М. Ф. Шила в переводе Анны Третьяковой. Замыкают том обширные комментарии переводчиков. Пожалуй, у нас получилось самое «представительное» издание Артура Мейчена на русском языке.
Пять томов великого визионера, которые мы успели подготовить в этом году, — наше свидетельство уважения и памятник к юбилею Артура Мейчена. Редакция не ограничится этими изданиями, но последующие тома выйдут, видимо, уже с указанием 2024 года.
* * *
Традиционно хочу поблагодарить всех причастных к этой грандиозной работе: переводчиков/составителей/комментаторов Юлию Бойкову, Александра Сорочана, Анну Третьякову, Александра Маркова, Елену Пучкову, Григория Шокина, Артёма Агеева; шефреда издательства Татьяну Соловьеву; дизайнера серии Арабо Саргсяна; корректора Олега Пономарёва; младреда Нику Тестову; дизайнеров Нонну Гончарову и Макса Костенко; верстальщика Марину Лезову; особенная же благодарность — моей жене Татьяне Моисеевой за вдохновение и важные советы.
«Мы иногда покидаем царство снов, произнося странные фразы и нашептывая невероятные вещи. В момент пробуждения, на какое-то почти неуловимое мгновение, слова, которые мы произносим (или думаем, что произносим), кажутся нам полными смысла. С каждым, кому вообще приходят на ум мысли о потаенных глубинах души, иногда бывают такие моменты — возможно, за всю жизнь у человека не наберется и десятка подобных переживаний — ощущения подлинного мира, который простирается за этими смутными границы образов и теней; мира, который залит сиянием славы; мира, в котором все наши смутные желания постижимы и исполнимы. Мы словно бы стоим среди теней перед черным занавесом, но вдруг в одно мгновение занавес раздвигается, и мы видим то, чего никогда не умели выразить словами, но никогда и не отрицали.
Непосредственно в сновидениях, в минуты пробуждения и в состоянии быстрого сна большинство из нас, я убежден, проникает в этот иной мир — мир по ту сторону черного занавеса. Но мы не способны принести сообщение с той стороны; тайна, кажется, хранится надежно...»
Издательская аннотация. Валлийский писатель Артур Мейчен был не только великим визионером, но и виртуозным стилистом. Простота и прозрачность его сюжетов настораживают, а разгадки его историй-головоломок часто ускользают от читателей. Мейчен пытается передать собственный мистический опыт и фиксирует то, что литература передать как будто не способна, — ощущение всеобъемлющей Тайны.
Именно таков потрясающий роман «Зеленый круг». Из нескольких газетных заметок создается причудливый лабиринт, похоже, не имеющий выхода и самая природа которого недоступна человеческой логике. Блестящая стилистическая находка — использование частично подлинных, частично вымышленных «свидетельств» странных событий — предвосхищает эстетику магического реализма.
В издание также вошли рассказы из авторского сборника «Уютная комната» и повесть «Вечное возвращение».
Издательская аннотация. Сама планета бунтует против человеческого произвола. Войны, засилье разрушительных технологий, аморальный образ жизни — таковы достижения «потомков Адама» за последние столетия. Стоит ли удивляться, что некоторые силы сомневаются в превосходстве людей? Может ли человек вернуться к состоянию божественного замысла о нем? Что такое колдовство и святость? Вот лишь некоторые вопросы, которые ставит в своих книгах «валлийский маг» Артур Мейчен …
В данном издании представлены наиболее известные романы и повести, увековечившие имя Мейчена в мировой литературе («Великий бог Пан», «Три самозванца», «Белые люди» и «Смятение»), до сих пор поражающие воображение искателей Истины.
Издание снабжено широким историко-культурным комментарием, а «Великий бог Пан», «Три самозванца» и «Смятение» представлены в новых переводах.
Под катом — обложки в развороте и содержание томов.
Содержание
Александр Сорочан. Артур Мейчен и религия Тайны (статья)
Артур Мейчен. Зеленый круг (роман, пер. Ю. Бойковой)
Артур Мейчен. Уютная комната (сборник рассказов, пер. А. Ю. Сорочана)
Артур Мейчен. Великое возвращение (повесть, пер. А. В. Третьяковой)
Александр Сорочан, Анна Третьякова. Примечания
Содержание
Александр Марков. Экзорцист истории и мифотворец поэзии: об Артуре Мейчене (статья)
Артур Мейчен. Великий бог Пан (повесть, пер. А. В. Третьяковой)
Артур Мейчен. Три самозванца (роман, пер. А. В. Третьяковой)
Артур Мейчен. Белые люди (повесть, пер. Е. О. Пучковой)
Артур Мейчен. Смятение (роман, пер. А. И. Агеева)
Анна Третьякова, Елена Пучкова, Артём Агеев. Примечания
Издательство РИПОЛ классик приглашает уважаемых читателей на книжную выставку-ярмарку ММКЯ в Экспоцентре, Краснопресненская набережная, д. 14.
Означенная в заглавии встреча состоится 3 сентября 2023 года в 17:00, место: 7. Форум (Улица перед Пав. №5, шатер 5.7).
Круглый стол:
Татьяна Соловьева, шеф-редактор РИПОЛ классик
Олег Моисеев, ведущий редактор РИПОЛ классик
Артём Агеев, переводчик, главный редактор онлайн-журнала DARKER
Григорий Шокин, переводчик и составитель изданий
Иван Иванов, художник-иллюстратор
Александр Марков, составитель и комментатор изданий, профессор РГГУ
Анна Третьякова, переводчик и составитель изданий (онлайн)
Катарина Воронцова, переводчик и составитель изданий (онлайн)
Состав круглого стола может измениться.
А пока — можете посмотреть на наш стенд А14-А16. В жизни он такой же, как на этом проекте, только с кучей книг сверху. В оформлении задействованы иллюстрации Ивана Иванова и Виктории Денисовой к грядущему изданию "Тень над Иннсмутом".
Итак, РИПОЛ классик объявил год нынешний годом Артура Мейчена, и наконец мы сдали в печать два очередных тома сочинений валлийского гения в рамках серии Библиотека Лавкрафта. Автор бесспорно выдающийся, местами гениальный, но неровный и неоднозначный. Есть у него вещи прямо-таки блестящие, замешанные на фольклоре и оккультизме; есть инновационные по форме прямо-таки борхесовские произведения; есть пространные христианские романы-трактаты, отражающие компетентность автора в алхимии; есть удивительные мистификации; затесался в его наследии даже один паршивый романчик; имеет место замечательный и уникальный нон-фикшн. Два тома, ныне представленные вашему вниманию, — условно "раннее" творчество Мейчена, если за таковое принимать его тексты примерно до 1915 года. "Поздние" вещи мага составят следующие тома собрания, и отдельный том будет посвящен "классике", хронологически рассыпанной в диапазоне 1890-х — 1910-х годов.
За издания должен выразить признательность: шеф-редактору Татьяне Соловьёвой и дизайнеру Арабо Саргсяну. Огромное спасибо моей жене Татьяне Моисеевой за обсуждение символики животного мира, задействованного в оформлении книг. Спасибо чуткому и внимательному верстальщику Марине Лезовой, корректору Олегу Пономарёву, дизайнерам Нонне Гончаровой и Максиму Костенко и всем коллегам из редакции РИПОЛ классик. Поклон переводчикам Елене Пучковой, Валерии Бернацкой, Анне Третьяковой.
Отдельная большая благодарность дорогому другу нашего издательства — художнику Ивану Иванову, познакомившему меня с Еленой Олеговной Пучковой. Из последних наших результатов сотрудничества с Иваном следует выделить иллюстрированное издание Гоголя Вий и другие повести из цикла «Миргород». Кроме того, в иллюстрированной серии Метаморфозы готовится большой том Лавкрафта с полностью цветными работами художника.
Издательская аннотация. Легендарный автор «страшных историй», исследователь оккультизма, член Ордена Золотой Зари и любимый писатель Лавкрафта — всё это Артур Мейчен, «валлийский маг», родившийся в местах, где, по преданию, стоял легендарный Камелот, а рыцари короля Артура снаряжались на поиски Святого Грааля.
В очередной том собрания сочинений, приуроченного к 160-летию великого литератора, вошли его opus magnum «Тайная слава» и «магическая» повесть «Фрагмент жизни».
Мейчен всю жизнь был одержим легендой о Чаше Христовой. Об этом свидетельствует цикл произведений, посвященных «духовному поиску» Грааля — идеала и ориентира для нашего современника, почувствовавшего неизбывную тоску по иной, единственно истинной реальности.
Издательская аннотация. Артур Мейчен — культовая фигура британской «интеллектуальной мистики», неутомимый исследователь сверхъестественного и любимый автор Говарда Лавкрафта. Одна из главных тем творчества «валлийского мага» — столкновение с фейри и другими «потусторонними» сущностями, которые, согласно народным поверьям, незримо живут рядом с людьми, порой жестоко вмешиваясь в их дела. Именно с этим «маленьким народцем» предстоит столкнуться бесстрашному детективу Дайсону. Его приключениям посвящены повести «Сокровенный свет», «Сияющая пирамида» (в новом переводе Анны Третьяковой) и «Красная рука».
В издании также представлен «декадентский» роман Мейчена «Холм грез», посвященный «приключениям души», мятущейся между Тьмой и Светом…
Под катом — обложки в развороте и содержание томов.
Содержание
Елена Пучкова. «Колдовство и святость» (статья) С. 5-15
Артур Мейчен. Тайная слава (роман, пер. Е. О. Пучковой) С. 15-244
Артур Мейчен. Фрагмент жизни (повесть, пер. В. И. Бернацкой) С. 245-350
Елена Пучкова. Примечания С. 351-413
Содержание
Елена Пучкова. «Литургия во славу боли» (статья) С. 5-20
Артур Мейчен. Холм грез (роман, пер. Е. О. Пучковой) С. 21-250
Артур Мейчен. Сокровенный свет (повесть, пер. Е. О. Пучковой) С. 251-296
Артур Мейчен. Сияющая пирамида (повесть, пер. А. В. Третьяковой) С. 297-332
Артур Мейчен. Красная рука (повесть, пер. В. И. Бернацкой) С. 335-376