FantLab ru

Все отзывы посетителя Incnis Mrsi

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  3  ]  +

Георгий Гуревич «Мы — из Солнечной системы»

Incnis Mrsi, 30 июля 13:38

Несмотря на многочисленные изъяны (названные как другими ораторами, так и мною ниже) эпопея имеет некоторые достоинства. В частности, мне понравилось, что конкуренция различных проектов глобального переустройства показана в виде борьбы амбиций конкретных людей: обиженного океаном Оты, врага зимы Мак-Кея, подводника Одиссея Ковальджи и урождённого космача Ааста Ллуна (о котором тут есть отдельная страница). В 2020 году также выглядел злободневным сюжет про эпидемию, и преимущество единой Земли перед актуальным для нас бардаком как бы показано в наглядных образах.

К сожалению, естественнонаучная безграмотность писателя сильно портит впечатление. Маленький пример: в Гримальди (на настоящей Луне) Земля видна у восточного горизонта, а солнце заходит, как водится, на западе. А у писателя оба светила в самом конце дня оказываются поблизости, причём локация на восточном краю обратной стороны Луны имеет значение для сюжета.

Надо ли возвращаться к вопросу (уже отмеченному в отзыве vgi) понимания писателем теории относительности? Да, надо, поскольку феерическая ахинея Гуревича из-под советского печатного станка показывает, что и с естественным образованием было в СССР не в всё в порядке. Несколько формул с пресловутым корнем квадратным из 1 − v²/c² студента вызубрить заставили. А вот про преобразование Лоренца (а заодно и группу Пуанкаре как закон природы, действующий в плоском пространстве-времени) рассказать не сочли нужным. В результате выпускник может сосчитать какую-нибудь релятивистскую поправку, но то, что у него созвездия на небе звездолёта съезжают в неправильную сторону — ещё самая безобидная из ошибок. Заложенный в теории смысл остаётся от писателя скрыт и он замещает этот ускользнувший смысл доморощенными домыслами, не желая советоваться с толковыми людьми. Не себя ли он, кстати, вывел в образе Гхора? Кстати, какие-то рецензенты были просто обязаны прочесть текст перед публикацией, и непонятно, как издательства пропустили всё это мракобесие.

Вывод: поклонникам именно фантастики 1960-х (особенно, социалистической) читать обязательно но в целом каких-то вечных глубин не содержит.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Виктор Сапарин «Пыль приключений»

Incnis Mrsi, 30 июля 12:10

Реактивный движок, поставленный на литосферу Земли — вполне годный сюжет. Но так, если ты — классный писатель, то развей идею как следует, а не оставляй порхать аки пламя над бездной у известного заморского писателя.

Чтобы движок давал эффект, ради которого построен, он _обязан_ выбрасывать выхлоп не только за пределы атмосферы, но и прочь от Земли вообще. Ну вы ж в школах учились и механику по Ньютону знаете? Далее. Что произойдёт с горячим газом, когда взлетит на 90 километров? Ну понятно же, что расширится. Куда именно? Какие орбиты займут части этого выхлопного газа? Сколь долго будут они там болтаться? Какое влияние такое набухание экзосферы окажет на космогацию и климат? Какие предусмотрены контрмеры?

По названным вопросам — молчание, зато порция унылых приключений чтоб читатель в метро не заскучал.

Оценка: 4
–  [  2  ]  +

Георгий Гуревич «Ааст Ллун — архитектор неба»

Incnis Mrsi, 30 июля 07:52

Не знаю, с чего god54 так взъелся на удар по ракете сзади (притом, что по всей эпопее разбросаны образчики физической и астрономической безграмотности). Может же и у локаторов быть какая-то слепая зона, т. ч. я не вижу в этом месте явной глупости.

Глупости в личной истории Ааста совсем в другом. Первая: представление о поясе астероидов как о некой особо метеоритно опасной зоне. Хотя и во времена Гуревича астрономы соображали, что видели бы куда больше зодиакального света, будь этих мелких тел действительно так много. Вторая: вырос таким слабым, что даже на Луне не прижился? Не верю. Земное тяготение действительно требует известной физической формы: кости, мышцы, да и сердечно-сосудистая система для прямохождения в условиях земного тяготения должна быть дай боже. Но чтобы даже слабое лунное притяжение создавало серьёзные помехи кому-то массой с человека? Это уже — явный заскок.

Что же до собственно прожектёрства Гуревича, то (учитывая известный нам уровень его знаний физики и астрономии) просто не надо воспринимать эту писанину всерьёз. Единственное, достойное упоминания: плохо скрываемая зависть автора к «благополучному профессору» Фримену Дайсону.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Георгий Гуревич «Подёнки»

Incnis Mrsi, 29 июля 15:13

Повесть снабжена всем, что положено иметь классной литературе, за исключением интриги. Есть и яркий герой-протагонист, и толковое (пускай давно не оригинальное) фант.допущение, и памфлет в адрес современной России, и хороший литературный уровень.

По поводу отсутствующей интриги поясняю: вот кабы проект реформы жизненного цикла провалился по причине, заранее не очевидной, то могло бы выйти на 8 баллов. А (не боюсь спойлерства) обыкновенные лень и косность? Тоже мне открытия. Не потому ли писатель не стал публиковать повесть при жизни?

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Виктор Сапарин «Первая вахта»

Incnis Mrsi, 29 июля 13:41

Одна из приличных плиток в мозаике сапаринского «Полдня»; непонятно, с чего оценки сравнительно низки. Нет банальщины про ракеты, зарывающиеся в очередное болото, зато коммунистический режим заботится о своих гражданах, причём не вполне банальным образом. Действует общепланетная, надёжная, широкополосная система связи (вы вообще помните, какой связь _была_ в XX веке?). Сюжеты про телеуправление и роботизацию в медицине вполне на уровне 1962 года.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Виктор Сапарин «Возвращение круглоголовых»

Incnis Mrsi, 29 июля 13:05

Ещё раз пролистал рассказ, наткнувшись на прилагательное «героическое» в предыдущем отзыве. Все геройства какие-то слабо мотивированные и натужные. Африканский академик лучше всего годится, чтобы размахивать ломом и вручную тянуть ракету из болота — такая вкуснятина, наверное, под влиянием Ефремова придумана? А пилот при _посадке_ испытывает «неожиданный удар» и… вылетает из сиденья. Сапарин, он у тебя непристёгнутым на посадку шёл? Или коммунистические ремни такие коммунистические, что работают только до заявленного числа g и не дальше? Причём, судя по состоянию ракеты после аварии, не так уж много этих g там и приложилось.

Что же до идейного содержания, то красное знамя коммунизма и сплошное бхай-бхай. Короче, читать здесь особо нечего.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Виктор Сапарин «Прораб Вселенной»

Incnis Mrsi, 29 июля 12:13

Во-первых, мне не понравилось, как жестоко автор обошёлся с выведенным им администратором-хозяйственником. Но более сильное впечатление произвела бездумность якобы передовой «плановой экономики». Нет бы взять на другую планету оборудование, позволяющее с толком использовать местные ресурсы. Заметим, что планета уже отчасти исследована, и образцы тамошних материалов наверняка вывезены на Землю предыдущими экспедициями.

Но экономия при коммунизме никого не волнует. Будем тащить на горбу земные стройматериалы для целого города.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Георгий Мартынов «220 дней на звездолёте»

Incnis Mrsi, 29 июля 10:28

Научно-технически безграмотная (даже принимая во внимание 1954 год) повесть об организационно безграмотной экспедиции. Не нужно быть знатоком орбитальной механики, чтобы понять, что два пункта (сначала: давайте по дороге затормозим у Венеры, т.к. наш корабль крут, а потом: ни дня лишнего на Марсе т.к. не догоним Землю) несовместимы в одном мероприятии. А отсутствие связи с Землёй? А как по-дурацки ездуны на вездеходе пользуются хотя бы той связью, что у них есть?

И, что не менее важно для литературы, представленные автором советские покорители космоса не вызывают симпатии.

Неудивительно, что на фоне таких творений «Страна багровых туч» Стругацких представлялась весьма сильной вещью.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Виктор Сапарин «Мир «Полдня»

Incnis Mrsi, 27 июля 12:59

Весьма разнородные опусы, объединённые лишь вымышленным миром. Причём до примерно 1965 года прослеживается профессиональный рост писателя. Есть и юмористическое «Чудовище подводного каньона», и драматизм «Первой вахты», и шаблонные приключения венерианского цикла (которые рекомендовать к прочтению не стану), и психологическое «Пари».

Имеется качественная (хотя не слишком оригинальная по сюжетным ходам) повесть «„Дракон“ идет на выручку». Из прочего, что ещё не назвал, заслуживает прочтения разве что «На восьмом километре».

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Виктор Сапарин «Дракон» идет на выручку»

Incnis Mrsi, 27 июля 12:35

Неожиданно качественное прибавление к сапаринскому «Полдню» (в целом, весьма слабому). Осмысленная фабула, достаточно подробные описания, и даже претензия на психологизм. Об оригинальности судить не берусь, поскольку не читал (подразумеваемой Тессилучем) классики подземных приключений.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Виктор Сапарин «Чудовище подводного каньона»

Incnis Mrsi, 27 июля 10:13

Не понимаю, с чего лаборанты оценили рассказ ниже, чем беспомощную венерианскую лабуду из того же цикла «Полдня». Вполне годная юмористическая и приключенческая фантастика, особенно для подростков.

Мне сильно не понравилось лишь настойчивое упоминание «тех радиоволн, что проходят через воду». Через морскую, являющуюся электролитом, ага?

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Виктор Сапарин «Новая планета»

Incnis Mrsi, 26 июля 17:26

Пассаж о проблеме наведения «портативного телескопа» на фокус при съёмке с расстояния в несколько тысяч километров заставил меня биться в приступе истерического хохота. Продолжить чтение рассказа духа не хватило.

Оценка: нет
–  [  -3  ]  +

Рэй Брэдбери «Марсианский затерянный город»

Incnis Mrsi, 16 июня 16:39

С недоумением вижу десять плюсиков к отзыву от vaz-1987, где можно прочесть об «излечении поэта Харпуэлла». От человеческого отношения к своей жене? Говоря мягко, мы видим недостаточно последующих поступков поэта, чтоб делать однозначный вывод.

Что же до самого рассказа, не знаю даже, как к нему относиться. Если вспомнить, что в ту эпоху фэнтези для взрослых не было социально востребовано, Каттнер и Мур изобрели в качестве заменителя семейство Хогбинов, а (уже позже) Джордж Мартин — ужастики в космическом антураже, то придётся считать, что Брэдбери хотел написать рассказ о волшебной стране осуществления желаний с налётом достоевщины. А Марс и ржавые роботы — пароль для входа в издания, печатающие НФ. Возможно, Брэдбери просто писал памфлет против буржуазии, а на Марс её отправил опять-таки затем, что это было модно и стильно.

Если же писатель именно таким видел вероятное наследие древней технически развитой цивилизации, то имеем свидетельство убогости мышления фантастов 1949 года, а также (специфической в то время для США) зацикленности на теме потребления. Неудивительно, что Шекли открыто насмехался над брэдберианскими «городами» в «Координатах чудес».

Персонажи упрощены до карикатурности; некоторые, возможно, пародируют реальных людей, но нам это теперь ни к чему.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Север Гансовский «Новая сигнальная»

Incnis Mrsi, 15 июня 10:42

Вполне можно было бы написать и «правдоподобный» (за исключением фант.допущения) рассказ о случае на фронте. Однако Гансовский предпочёл литературный приём «ненадёжный рассказчик» для прикрытия натяжек и недоделок, и оформил собственно сюжет в виде рассказываемой в тылу фронтовой байки.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Немецкий агент-женщина (в личине глухонемой)
на передовой РККА. Правильная затея, серьёзно?

• Званцов то читает намерения пилота «Юнкерса» (в радиусе, очевидно, пары километров), то почему-то _уверен_, что подслушанный им гитлеровец находится совсем близко, непосредственно на КП. А позже Званцова ВНЕЗАПНО бьёт по балде вражеский агент. Ах да, мы же только пересказываем то, что слышали.

• Странно, что моторизованная ракетная часть торчит на одном месте вместо того, чтоб бегать по советскому выступу юго-восточнее Харькова и утюжить контратакующих немцев. Сказано, что без малого 11 месяцев от «Барбароссы», т. е. 21 мая 1942 года или несколькими днями раньше.

• Про доверчивость охраны и контрразведки уже высказались другие ораторы.

• Той же ненадёжностью пересказа можно оправдать и в целом довольно бестолковое описание подслушивания мыслей.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Аластер Рейнольдс «Stroboscopic»

Incnis Mrsi, 14 июня 08:26

Безобразно много натяжек для профессионального астронома.

72 секунды — это у нас орбитальный период планеты? Не суточный, поскольку автор обмолвился, что к пульсару она повёрнута одной стороной. Ну и, ясное дело, не период пульсара (указанный как 1/4 секунды). Допустим даже, 72 секунды — не целый период, а половина (вспышка случается при пересечении некой плоскости, дважды в год).

Тогда где у нас оказывается орбита планеты? Если и не в собственно магнитосфере (её вращающейся части), то уж точно там, где электроны разлетаются, как из трубки Крукса. И что у нас будет с кремниевой фауной? Ещё и ввиду тучи релятивистских электронов с трудом верится в кромешную темень между вспышками. А Рейнольдс нас ещё стращает так называемыми кометами (как будто химический состав этих тел имеет большое значение тогда, когда они валятся на пульсар).

Кстати о падении на пульсар… откуда у него такая уйма мелких спутников? Каким это странным образом его приготовили, что столько мелочи осталось гравитационно связанной с пульсаром? И вот только не рассказывай, что эти падающие на пульсар штуки — не спутники. Вероятность попасть в нейтронную звезду для мимо пролетающего тела представляешь?

Ещё можно было бы раскритиковать допущение, что твари стоят на месте бо́льшую часть цикла (хотя резерв энергии у них есть), но уж нет смысла бить лежачего.

Оценка: 6
–  [  1  ]  +

Александр Грин «Крысолов»

Incnis Mrsi, 8 июня 12:33

И как никто из лаборантов не обратил внимание на яркий антигуманизм рассказа? То есть, на утверждение о том, что люди являются крысами. Грин (устами Крысолова) представил дело наоборот, что крысы притворялись людьми, но ведь мы тут — бывалые люди. Я бы ещё оправдал желание выпустить агитку против «врагов революции» в каком-нибудь 1921 году, когда интриги стран Антанты против Советов стояли на повестке дня, но в 1924? Вот из-за такого настроя революционеры и перегрызли друг друга, как крысы, в течение последовавших 13 лет.

И ещё по текущему положению на странице (потом сотру). Аннотация от SoN является открытым спойлером и её придётся менять.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Питер Уоттс «Послание к язычникам»

Incnis Mrsi, 7 июня 08:36

Выглядит как кусок ненаписанного романа, и вымышленный мир средневековых трамваев намечен раздражающе редко.

К тому же, чтобы писать компетентно о христианстве, недостаточно знать имена отцов церкви, словосочетание «Святой Дух» и цитировать писания. Следовало бы ещё знать, что христиан (традиционно) хоронят в земле, а не при помощи погребального костра. Ну хоть бы пару слов о причинах сохранения империей этого языческого обряда.

Могу сравнить данную вещь с «Божественными двигателями» Скальци, и сравнение выходит, в целом, не в пользу Уоттса (хотя ему удалось застолбить приоритет).

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Джон Уиндем «Другое «я»

Incnis Mrsi, 6 июня 07:22

Отличный (для 1954 года) опус на тему устройства времени. Идея сведена до бытовой драмы, но так что ж вы ожидали от Джона Уиндема? Явно нефизичная ахинея проглянула в рассказе только ближе к концу: когда

 передаточная камера исчезла:

 она не растаяла, не испарилась, просто была — и пропала.

Вот тут бы и крикнуть критикам по поводу «принципа сохранения энергии», а не в связи с веером как таковым (где я мог бы выдвинуть несколько контр-доводов, начиная с отсутствия в мультиверсе эталонов, по которым несохранение энергии можно было бы измерить).

Находящиеся на странице спекуляции по поводу «12 измерений» и «вселенных, замкнутых в пространстве-времени Минковского» комментировать не буду.

P.S. философам: не забываем добавлять «темпоральная фантастика» в поджанры.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Валентина Журавлёва «Голубая планета»

Incnis Mrsi, 2 июня 11:21

Характерная деталь: глобальное отравление кислородом планеты, на которой растёт (росла?) некая _аресита_, преподносится как безусловное достижение. И ни автор, ни герой слезы не прольёт над загубленной природой. Качать, перегонять, расщеплять, закатывать в асфальт… вот как могут впечатления детства (Баку) оказывать влияние на характер человека.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Валентина Журавлёва «Орлёнок» не вернётся»

Incnis Mrsi, 2 июня 09:04

Вот из-за всего такого о фантастике 1950-х (особенно советской) знают теперь, главным образом, литературоведы. Звездолёты пашут целину Вселенной, герои выпилены из фанеры, разрисованной коммунистическими лубками, а стройки срисованы с СССР времён индустриализации. И, кроме парафраза на притчу о близнецах, никакого внимания к законам физики.

Возможно, кандидат химических наук Журавлёва хоть расскажет нам что-нибудь толковое о чужих планетах?

«Вода, насыщенная углекислотой, бурлила и пенилась» — ну, допустим. Влияние на климат? Ну сказала же, что 84% кислорода в атмосфере! Догадывайся, Incnis Mrsi, знаешь же сам, что O₂ — антипарниковый газ. Но тут я уже придираюсь, поскольку в 1961 году мало кто о климате особо заморачивался.

«Умел по едва уловимому запаху, по едва приметным изменениям в окраске неба определять приближение урагана» — охренеть. Посылать Открывателя на дно океана мы умеем, а повесить несколько метеоспутников над планетой, в которую делаются такие инвестиции (с Земли ракеты гоняют; ты вообще представляешь, Журавлёва, сколько это стоит?) мы не сообразили.

И это — даже не 1955 какой-нибудь, а 1961 год? В отстой.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Генрих Альтов «Порт Каменных Бурь»

Incnis Mrsi, 1 июня 22:23

Лишь просматривая местную страницу автора я сообразил, что отголоски его полускандальной славы (как создателя «теории решения изобретательских задач») до меня уже доходили. Да и какую-то другую его фантастику я когда-то давно, несомненно, читал.

Альтовский рассказ произвёл на меня впечатление, но не такое, какое тщился произвести создатель. Живо себя представляю: величайший теоретик планеты Земля спорит с астрофизиками. Раскрывает истинную природу квазаров, аргументирует искусственность шаровых скоплений, рассказывает про влияние медленности света на то, каким мы видим Млечный Путь. А после пары стопок водки доказывает, что сверхразум прямо-таки обязан остановить разбегание галактик. Стороны, ясное дело, остаются каждая при своём мнении. Великий теоретик пытается тиснуть статью в научно-популярный журнал (а то и в исследовательские, кто его знает). Исход немного предсказуем. И тут он вспоминает… ба, а ведь мы с женой — ещё и писатели-фантасты! Остаётся придумать бесстрашного Зороха, опоясать каменный шар каким-то кольцом и мир может невозбранно знакомиться с очередным выбросом теорий Альта. Напоминаю, что изложенное в данном абзаце является лишь моими (Incnis Mrsi) домыслами.

С точки зрения литературы эта писанина не представляет никакой ценности.

Оценка: 3
–  [  0  ]  +

Валентина Журавлёва «Летящие во вселенной»

Incnis Mrsi, 1 июня 20:13

Бестолковое фант.допущение, отсутствие внятного сюжета, да и текст не блещет особыми стилистическими достоинствами. Но текущие события вынуждают меня извлечь из рассказа цитату:

 С тех пор антенна телескопа оставалась неподвижной.

 По-прежнему в мое окно была видна решетчатая чаша антенны.

 Но солнечный зайчик уже не бегал по потолку.

Грузовики вывозят из Аресибо последний металлолом, хотя чаша впадины в Земле, разумеется, останется надолго.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Роберт Сойер «Вспышки»

Incnis Mrsi, 1 июня 18:02

Не понравилось.

Якобы куча самоубийств среди учёных. Да где этот блогер учился, чтобы знать, как учёные относятся к теориям? Времена битв парадигм не на жизнь а на смерть их носителей уже прошли, если серьёзно.

Про LQG (петлевую квантовую гравитацию) — ###й стыд. Причём тут, собственно, субатомные частицы?

Превратное толкование теории Большого Взрыва. Писака знает, что реликтовое микроволновое излучение приводится в качестве важнейшего её доказательства, но не в курсе того, что не всякий сценарий Большого Взрыва предполагает сингулярность.

Якобы «научное» доказательство невозможности жизни после смерти. Чьей жизни? То, что верно для млекопитающего, может не иметь значения для какого-нибудь полипа. Наверное, «галактическая энциклопедия» специально заточена под людей (притом, что коммуникация не является синхронной). Это не невозможно, но следовало бы (как минимум) особо отметить.

Банкротятся корпорации, якобы падает экономика. Да, недостаточно вёрткие корпорации понесут убытки (вспомним IBM в первой половине 1990-х), но будет притом и какой-то рост от инноваций. Неоднозначно. Так что хорошо диверсифицированные вложения если и сгорят, то не из-за банкротства корпораций, наверное.

Концовка продуманностью также не отличается. Галактическая цивилизация такая умная, но притом межзвёздные связисты настолько тупы, чтобы… ну, прочитавший рассказ поймёт.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Генри Каттнер, Кэтрин Мур «Маскировка»

Incnis Mrsi, 1 июня 08:20

Рассказ интересен не собственными достоинствами и банальным (для читателей XXI века) сюжетом, а как образец того, что творилось в умах людей 1945 года. Прежде всего, бросается в глаза, что писатели «научной» фантастики того времени не считали обязательным хорошее знание наук. Путаница между скоростью (относительно Земли) и ускорением — за такие ляпы в 1960-х годах бы засмеяли. Годы оставались до появления на литературной сцене таких авторов, как Артур Кларк, Айзек Азимов и Сергей Снегов, а Ларри Нивен в 1945 г. не ходил даже в школу.

Грохот как деталь ядерной энергетической установки — абсурд? Разумеется, но при тогдашней секретности вокруг всего «атомного» слухи о решётке, в дыры которой просовывают атомное топливо (ТВЭлы), ни во что более разумное превратиться не могли бы. Известно, кто Каттнер упоминал урановые реакторы и в других произведениях. А хлор в (искусственной) атмосфере корабля — больная фантазия? Читатель, немножко знакомый с морской войной того времени, может догадаться, что авторы путают космический корабль с подводной лодкой. Хотя никто умышленно не травил подводников хлором, Cl₂ мог выделиться при попадании морской воды (содержащей хлориды) в аккумуляторы, заполненные серной кислотой, и опасность отравления хлором при затоплении была известна подводникам того времени.

А вот деталь сюжета, где супругам-писателям удалось подсмотреть кое-что интересное из будущего —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
опьянение от токов высокой частоты.
Это же electromagnetic interference (EMI), являющееся серьёзной проблемой в современном электронном оборудовании. Использование высокочастотных помех для подавления вражеской электроники — вполне годная тактика.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Кир Булычев «Чечако в пустыне»

Incnis Mrsi, 31 мая 21:47

Рассказ глубже, чем могло бы показаться. Надо полагать, что разум и внутренний мир Станислава устроены приблизительно как у мужчины? Ведь кабы было иначе, то едва ли кому-нибудь (да и самому Станиславу) нужно было снабдить его телом, похожим на человеческое, манерой речи, неотличимой от людской, и т. д. Должна была сильно ударить по самооценке Станислава эта история, и нет ничего странного в том, что

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
захотелось ему схватиться за яд.
Одна из лучших у Булычёва вещей.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ольга Ларионова «У моря, где край земли»

Incnis Mrsi, 31 мая 19:23

По-разному выглядят сверхцивилизации в воображении корифеев НФ. В их образах мы видим усталость от мирской суеты — у Нортон, озабоченность проблемами недоразвитых миров и цивилизаций будущего — у Стругацких, жуткое нагромождение технологий — у Лема, равнодушие к людям с их проблемами — у Уоттса, чудовищную прочность артефактов и вселенскую загадочность намерений — у Рейнольдса.

В версию же сверхцивилизации от Ларионовой (ещё раз соглашусь с Yazewa) ну никак я не верю. Притом вызывает уныние явная халтура типа «Волохов включил антигравитаторы… Машина медленно пошла _вниз_».

Оценка: 3
–  [  2  ]  +

Ольга Ларионова «Планета, которая ничего не может дать»

Incnis Mrsi, 31 мая 12:08

Вполне складный сюжет, нормальный слог, к тому же автор пытается сохранять интригу,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
не отождествляя планету слишком явно с Землёй. Арбузы как «большие полосатые плоды, растущие прямо на земле»
— я как-то даже и не сразу сообразил. Пошловато, но 1967 год же, разгар диспутов лириков с физиками. Из-за избитости штампа бездушных высокотехнологичных пришельцев не ставлю оценку выше.

Присоединяюсь к Yazewa насчёт Девяносто Третьего — ожидал большего. Неплохо бы ещё почистить страницу (начиная с аннотации) от спойлеров.

Оценка: 6
–  [  4  ]  +

Ольга Ларионова «Перебежчик»

Incnis Mrsi, 31 мая 09:27

Советский материализм в противовес идеалистическим проповедям Ф. К. Дика из США (между прочим, рассказ написан даже до публикации «Убика» (1969)). В рассказе Ларионовой понравилась явственность и осязаемость мира, столь контрастирующая с писаниями сидевшего на «веществах» Дика. И почти вровень с заокеанской фантастикой были, оказывается, наши писатели по проблеме «робот ли я дрожащий или… » (хотя после того, что написал Лем, заявить об отсутствии разницы было уже нетрудно). Я согласен, что много в рассказе натяжек, но лицензию Настоящего Писателя Ларионова всё же заработала.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ольга Ларионова «Соната ужа»

Incnis Mrsi, 31 мая 07:43

Достоинства: неплохой слог и (в отличие от «Половины жизни» Булычёва) имеются какие-то идеи.

Теперь о недостатках. За господами из, скажем, «Льда» Рейнольдса, ощущается вселенская мощь. Их поведение — не добро и не зло по человеческой мерке, а непонятные нам выверты сверхцивилизаций, а мерка галактической истории — миллиарды лет. Тут же читатель может лишь гадать, кто это такой дерзкий бросил вызов вполне продвинутым цивилизациям звездоплавателей в их же галактике и (предположительно) реальном времени. Если это — хозяева Млечного Пути, то что ж нам не рассказали о целой серии похищений и реакции на неё менее развитых цивилизаций? Точно не было у неё никакой истории? Если же в Млечном Пути (сверх)цивилизации враждуют, то тем более невероятным кажется незнание Человечества об этом факте. В любом случае первейшей мотивацией «вероятного противника» будет получение разведданных, а отнюдь не забавы с террариумами.

Оценка: 6
–  [  0  ]  +

Кир Булычев «Половина жизни»

Incnis Mrsi, 31 мая 07:24

Тем, кто кричит, что «Половина жизни» лучше второй главы «Извне», напоминаю, что Стругацкие писали свою вещь в 1958 году. Конечно, затаскивать своих героев на звездолёты спустя 15 лет стало куда проще, когда космическими сюжетами были уставлены книжные полки (включая «Попытку к бегству» тех же Стругацких и всякие прочие разновидности инопланетных похищений). Но вот о контакте с разумными негуманоидами написать интересно в 1973 году ещё вполне было можно, в чём Булычёв не преуспел. Плюс характерно булычёвский рефрен о жестокой неволе (звучащий как в незаурядном «Посёлке», так и в проходных «Тринадцать лет пути», «Город наверху» и т. д.), навязший у читателей в зубах. Корабль-концлагерь с градациями узников как сатира на брежневский СССР? Вполне возможно, но (ни тогда ни, уж тем более, теперь) никому не интересно.

Не верь высоким оценкам — нет в повести особых литературных достоинств. Если интересует отечественная фантастика на подобный сюжет, но не упорствуешь в русофильстве — прочти лучше «Сонату ужа» Ларионовой.

Оценка: 4
–  [  -2  ]  +

Ольга Ларионова «Соната моря»

Incnis Mrsi, 30 мая 16:52

С удивлением обнаруживаю, что данная повесть на два года старше «Подземелья ведьм» Булычёва. Почти на уровне мужчин проявила себя Ольга Николаевна.

Однако, замечу, что в данной повести автор только что из кожи вон не лезет, чтобы показать свою стильность, слог, владение метафорами и т. д. Не требуется этого всего в _таком_ количестве для хорошей литературы.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Коллективный автор «Летающие кочевники»

Incnis Mrsi, 28 мая 15:27

Никакой повести о кочевниках Оттуда не вышло. Приключенческая фантастика с кучей героев-землян, перемежаемая припадками обличения капитализма и философствования. Сугубо положительное (и неумеренно «мирное») описание СССР на фоне сатиры в адрес стран Западного полушария.

Если жалко времени читать всю эту писню, то впридачу ко Стругацким прочти Главу 2 (Ларионовой) и Главу 4 (Меерова). Эпилог от Геннадия Гора интересен лишь как эпизод в истории взаимных насмешек советских фантастов, остальное вообще не заслуживает серьёзного внимания.

Оценка: нет
–  [  -3  ]  +

Александр Мееров «Летающие кочевники. Глава 4»

Incnis Mrsi, 28 мая 14:31

Мне очень понравилось, как автор описал отношение кочевников к своему кораблю. Любопытно, как такое мироощущение отразилось на работе Меерова как инженера-ракетчика?

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Анатолий Томилин «Летающие кочевники. Глава 8»

Incnis Mrsi, 28 мая 13:47

Томилин обрезал оставшиеся сюжетные нити (как груду нелепостей от Невинского и Шалимова из предыдущей главы, так и собственные из позапрошлой), оставив завершающему повесть Гору, в буквальном смысле, пепелище. Вместо того, чтобы хоть какими-нибудь деталями почтить память погибших кочевников, автор рассказывает не имеющие отношения к делу байки об инфразвуке. Я так понял, что игрушка великовозрастным забавникам тупо надоела.

Оценка: 4
–  [  -3  ]  +

Виктор Невинский, Александр Шалимов «Летающие кочевники. Глава 7»

Incnis Mrsi, 28 мая 13:04

Единственная глава, где кто-либо из кагала соизволил показать быт кочевников вблизи. Но что же мы видим? «… разбрелись по всему острову».

Полная неудача, да ещё и с бульдозером в кустах.

Оценка: 4
–  [  1  ]  +

Ольга Ларионова «Летающие кочевники. Глава 2»

Incnis Mrsi, 28 мая 12:23

Двусмысленное впечатление. С одной стороны Ларионова ввела в повесть нескольких (впоследствии развитых) персонажей. В особенности, столь полюбившегося продолжателям мулата Машадо; с Софи же по моему мнению у последующих авторов дело не заладилось.

С другой стороны, нафига нам приплели классовую борьбу в Бразилии? У меня сложилось мнение, что именно с главы Ларионовой повесть съехала с предназначенного ей направления описывать _кочевников_. Вместо этого мы видим приключения (цивилизованных и не очень) землян, так или иначе втянутых в возникающие вокруг «гамбарры» истории. Когда подошла очередь Геннадию Гору писать эпилог, исправить перекос оказалось уже невозможно.

Оценка: 6
–  [  -1  ]  +

Александр Шалимов «Летающие кочевники. Глава 3»

Incnis Mrsi, 27 мая 22:29

Линию

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
со светящимися шарами
никто продолжать не пожелал. Неудивительно — в цикле, посвящённом Фоме, к чему писать про Ерёму?

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Владимир Дмитревский «Летающие кочевники. Глава 5»

Incnis Mrsi, 27 мая 22:22

Закон Гудвина в литературе. Если действие происходит в Южной Америке во второй половине XX века, то разве ж обойтись

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
без нацистов?

Оценка: 5
–  [  1  ]  +

Ольга Онойко «Лётчик и девушка»

Incnis Mrsi, 27 апреля 09:30

Сюжет отличный и, поработай Ольга над текстом как следует, могла бы выйти вещь на твёрдую «9» по моей шкале оценок.

Из достоинств текста отмечу ярко выписанный инфантилизм Лётчика со своим миром, причём поданный заодно с его впечатляющим интеллектуальным развитием (хотя умножение векторов на числа… не перебор ли?). Образы медиков тоже неплохо удались.

По поводу концовки — да что в ней особенно хорошего? Вот показали бы нам, как

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Девушка вторгается в «эфир», оттесняет собой Элис, как у Лётчика пробуждаются воспоминания о настоящей жизни…
вот тогда был бы зачёт. А так сцена, ради которой мини-роман и писался, несколько завалена. И маловато медицинских подробностей о Лётчике.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Иван Белов «Рух Бучила»

Incnis Mrsi, 26 апреля 12:44

Из четырёх прочтённых подряд вещей цикла могу порекомендовать лишь «Ванькину любовь», к которой «Полста жён Руха Бучилы» является (некритичным для понимания сюжета) приквелом. Остальное слейте в отстой: «Птичий брод» является боевой зомби-страшилкой которых сотни, а про «Ночь вкуса крови» написал отдельно.

В достоинства записываю лишь образ Руха Бучилы хотя, на мой вкус, вампир получился слишком человечным. Мир альтернативной истории не выделяется среди других подобных поделок, использование беллетристики (в частности, фэнтези) для сатиры на российское общество 1990-х неоригинально и уже стало привычным, а зомби откровенно надоели даже тем, кто их обычно избегает. Неряшливость текста напоминает о постсоветских изданиях тех же 1990 годов (ненужные пробелы во многих местах, как попало поставленные дефисы, в качестве которых использованы какие попало коды, и дебильная пунктуация, и путаница с грамматикой, и опечатки и т.п.). Складывается впечатление, что автор плохо учился русскому языку.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Иван Белов «Ночь вкуса крови»

Incnis Mrsi, 26 апреля 12:11

Не верьте высоким оценкам, ценители фантастики — писанина эта вполне посредственна. Делает честь Белову ссылка на сборник фольклора от С. В. Максимова, но оттуда взяты лишь описания собственно нежити и обстоятельств подмены детей; см. примерно три страницы на https://books.google.ru/books?id=pfX3BQAAQBAJ&pg=PA21‌. Никакой подобной фабулы я в старой книге на увидел. Нежить — да, выписана у Белова недурно, но на том достоинства заканчиваются. Православность вампира не впечатлила (кто только в фантастике какие религии не принимал), на образ Cатаны мог повлиять плохой американский боевик «Конец света» или какой-то сходно оккультный бред, борьба против нечисти

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
святой водой
пошла, боевые сцены в целом унылы (всё, что не описание оружия, списано с Гоголя), интрига также не тянет ни на что лучше второсортного боевика.

Интересно, аффтар насилует правописание (например, в «детский плачь») с того, что путать части речи нынче круто? Или, встречая написание «плачъ» в царских изданиях, не замечает отличие твёрдого знака от мягкого? К вышеизложенному добавляется свойственная всему циклу неряшливость текста (о чём я намерен распространиться в отзыве на «Рух Бучила»).

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ларри Нивен «В глубине души»

Incnis Mrsi, 13 апреля 20:50

Вместо того, чтобы думать, как приспособиться к свалившемуся с неба статусу сверхцивилизации III уровня по Кардашёву, галактические обыватели устроили панику по мелочному поводу защиты населённых планет в далёком будущем. Да ещё и от мёртвой стихии, предсказуемой с точностью до года. Иррациональная психологическая чушь.

К тому же, нефиг подкапываться под фундамент мироздания (световой конус как граница будущего) и при этом предполагать, что в Космосе ничего из-за этого не сломается — IMHO очень даже следует поломок опасаться.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ларри Нивен «Нейтронная звезда»

Incnis Mrsi, 12 апреля 21:34

Рассказ о фантастическом невежестве. Некий якобы научный институт отправил в неоднородное поле тяготения

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
трубу в девяносто метров длиной, полагающуюся для attitude control на маломощные движки и гироскопы…
ну, ты понял. Да ещё и с живыми людьми на борту.

Отзыв пользователя Фалкон читать не надо — к горизонтам событий нейтронные звёзды отношения вообще не имеют, а неконкретные рассуждения об «искажении времени» годятся лишь для горе-знатоков физики, «выучивших» ОТО по популярным журналам с картинками.

Нестыковка с физикой орбитального полёта в рассказе всё-таки имеется. Беовульф пытался избежать сближения со звездой, направив тягу от неё, что непозволительно наивно для опытного пилота (такую тактику можно сравнить с попыткой плыть против отбойного течения). Гироскопы не позволили отклонить нос более, чем на 50° от надира? Удрать, возможно, и не получится, но вот избежать слишком тесного сближения легко. Повернись по ходу движения и разгоняйся; тем самым перицентр орбиты повысится.

Да, ещё. В «Ghost» 1994 года Нивен специально пояснил, что нейтронная звезда, к которой летал Шеффер, не являлась пульсаром.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Игорь Ткаченко «Путники»

Incnis Mrsi, 12 апреля 14:58

Эта повесть — скорее даже фэнтези с элементами обычной технологии (преимущественно военной, и ничего футуристического там к тому же нет), а не НФ. Про Россию тоже ничего особо нет; первая часть явно пародирует древние мифы (типа Ветхого завета), а во второй части можно столь же легко углядеть Китай (скажем, времён Культурной революции), как и что-либо отечественное.

Заложенные автором идеи не выделяются особой глубиной, но мне всё же кажется, что Игорь Ткаченко незаслуженно низко оценён на данном сайте. Повесть IMHO вполне подойдёт подросткам с подходящими интересами.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Татьяна Толстая «Кысь»

Incnis Mrsi, 10 апреля 15:21

Не ищите интересного в фабуле, но роман IMHO заслуживает прочтения любителем словесности хотя бы потому, что является связующим звеном между позднесоветской НФ («Москва-2042» Войновича) и половиной новой русской фантастики. Без «Кысь» не было бы ни «Истории будущего» Сорокина, ни Крылова-Харитонова со своим Буратино, да и некоторые эпизоды «Метро-2033» Глуховского указывают на возможное влияние.

Жаль только, что Татьяна (провозившаяся с романом 14 лет) так и не сообразила, что спроса на сатиру в духе Салтыкова-Щедрина в XXI веке уже не будет. И таки осталось у меня впечатление, что описания постапокалиптического мира XXIII века слабоваты (но тут кто какие описания больше ценит). Во что превратились железобетонные развалины? Как они делали бумагу? (Тут кто-то напомнил про «Посёлок» Булычёва, где нехватка бумаги была серьёзной проблемой.) Остались ли над рекой Москвой наши мосты или переправлялись при помощи чего-то своего? Чем были покрыты дороги? Какая часть Останкинской башни (ну а с какой ещё высотки Кремль был бы виден на юге) устояла? Вместо всего этого Толстая рассказывает мне о том, как выглядит декабрьский закат, как будто за двести лет следует ожидать больших изменений относительно того, что я и сам знаю.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Леонид Каганов «Путешествие фантаста Свечникова»

Incnis Mrsi, 8 апреля 16:46

По поводу фильма «Матрица» Свечников разорался совершенно справедливо, поскольку примерно половина написанного есть (если говорить только о фильмах) уже в испанском «Открой глаза» 1997 года. Остальная половина — тоже ни с какой не с «Матрицы», а с рассказа Сергея Казменко «Напрягите воображение». Незачёт Каганову за такое творчество.

Оценка: 3
–  [  1  ]  +

Станислав Лем «Два чудовища»

Incnis Mrsi, 8 апреля 14:03

Да ведь нападения трёх электроллей на чудовище — очевидная пародия на попытки команды «Непобедимого» противостоять туче! И как мне только раньше это не бросалось в глаза.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый, громоздкий, пошёл по судьбе «Циклопа». История со вторым (Ртутеглавом) намекает на идею не названного по имени физика «образовать два больших тучемозга, а потом вызвать схватку между ними». Ну а невидимость третьего электролля — маскировочный аппарат Рогана, причём и там и сям попытка оказалась частично успешной.

Потом, наличие и там и сям мёртвого металлического города (нечасто встречающаяся локация) тоже указывает на общность происхождения. Вероятно, Лем взял за основу сказки какую-то побочную версию ранних черновиков «Непобедимого», содержавшую исторический фон и прочие элементы, исключённые из романа. Да и поменял ещё стороны конфликта местами.

Оценка: нет
–  [  0  ]  +

Мэри Д. Расселл «Птица малая»

Incnis Mrsi, 7 апреля 12:58

Решил почитать чего-нибудь серьёзного, поскольку наскучила чепуха, делаемая у нас в Восточной Европе. Мадам, осведомлённая о космическом пространстве из игр «Civilization», решилась высказать свои соображения о его преодолении в художественной форме. Незнание матана (умение сосчитать «17 − 4,3» с точностью до 1 не в счёт) её не остановило. Как уже отметили комментаторы, перенести бы действие в _земную_ глушь… ан нет, в наши времена проповедовать там не круто ж, а надо, чтоб иезуиты были крутыми. Ну ладно, а как тогда насчёт супер-пупер-портала в другой мир? Открытого, скажем, в ходе попыток создать единую теорию поля или построить суперкомпьютер (теми же иезуитами, почему б не?). Чем не вариант? Особенно, когда образование у тебя — не как у Бориса Стругацкого или Аластера Рейнольдса, и башка не соображает, как у Лема. Но, видимо, не нашлось у Мэри друзей, отговоривших бы своевременно от межзвёздных амбиций.

Ой, а может Мэри Д. Расселл тогда — крутой эрудит-гуманитарий? Такая типа эрудиция, что не знает толком, как пишется название южноамериканского народа гуарани.

Персонажи экспрессивные, но без глубины. Описание (земных даже) локаций убогое. Казалось бы, ну распиши ты (нужную для сюжета) трущобу La Perla, и получишь бонусы; но нифига — я так в трущобе мысленно и не побывал. Ни Ватикан, ни Неаполь, ни даже Стамбул раздербаненный мы также толком не увидели. Вместо живописаний — пошлости, вместо интриг — светский трёп и разговоры подчинённых с боссом. Внутренний мир героев также весьма убог, насколько можно судить.

Забавно, что важная часть действия происходит в 2019 году. Сбывшихся прогноза насчитал два: Южный Судан получил государственность и ржавая «тарелка» в Аресибо ещё использовалась в тот год по назначению (но прошло по грани, ага). Попавших же пальцем в небо больше: ни телевидение, ни спутниковые тарелки не вышли из обихода, никакие курды Стамбул из миномётов не разрушали (вместо этого в Турции разрушили светское государство, а курды основали себе как бы страну в другом месте), Кения остаётся стабильной страной (хотя, если быть педантом, подвергалась нападениям исламистов), а Пуэрто-Рико так и не стал штатом. Ну про то, как у нас насчёт добычи ископаемых на астероидах, вы уже и без меня поняли, да.

Отдельное слово о неряшливом переводе Г. Доломан(а), из-за которого я не поленился найти английский оригинал (чем домучивать прочтённый до середины русский текст). Буква «ё» отсутствует где положена, зато имеется в странной фразе «Лучше плеть наставницы, чём медленное и публичное извлечение…». Замены кириллицы на латинские гомографы (это может быть глюками OCR с печатного текста, но IMHO скорее вызвано бестолковым применением spell checking), из китайца У Синжэня сделали «By Ксинг-Рена» (да-да… ладно бы ещё «Ву», так именно Би-уай), хроническая нехватка запятых (особенно, перед «что»). В паре случаев, чтобы понять, мне приходилось мысленно восстанавливать оригинал. Например,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
англ. State of Persistent Vegetables очевидно намекает на persistent vegetative state = постоянное вегетативное состояние
что после трудов переводчика (как «штат Вечных Растений») уже особенно ни на что не намекает.

Окончательный вердикт не выношу, поскольку роман не дочитан.

Оценка: нет
–  [  2  ]  +

Ольга Громыко «Овчарка»

Incnis Mrsi, 4 апреля 21:13

Повестушка неведомой мне доселе писательницы приятно удивила. Яркие персонажи, зачётное (хотя и не оригинальное) описание чужой враждебной природы, скепсис по поводу так называемой воинской дисциплины. И нет там таких уж зарослей матюгов — для натуралистического описания речи солдат мата, пожалуй, даже маловато.

Однако обращаю внимание на досадные недомолвки сюжета в некоторых направлениях. Насколько (примерно) местная сила тяжести больше земной? (У меня сложилось впечатление, что тяжесть там посильнее, а атмосфера — погуще.) Как противник (так называемые «повстанцы») контролирует территорию в добрую тысячу квадратных километров столь малыми силами? Откуда противник получает ракетные комплексы? Раз

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
летающие и смотрящие вещи есть на вооружении противника,
то что мешало снабдить диверсионную группу чем-нибудь мелким того же типа? (Как минимум, в тех же целях ближней разведки.) Почему свои даже не пытаются оказать поддержку сверху? (В атмосфере над полем боя, я понимаю, боятся вражеского ЗРК, но ведь орбитальный боевой комплекс, по-видимому, имеется.) И почему свои так долго не высылали подмогу когда
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
вражеский ЗРК был подавлен?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Макс Далин «Время Любви»

Incnis Mrsi, 4 апреля 17:12

Ещё одна вариация на тему, похоже, являющейся центральной у Далина: «что же определяет человечность?». Зачёт по ксенофантастике, но литературные качества рассказа хромают. Много болтовни, а приключения унылы и списаны, по видимому, с американской фантастики. Рекомендую умеющим читать быстро, а для любителей наслаждаться тщательно изготовленным текстом не подойдёт.

P.S. философам: не пишите в классификаторе ерунды о линейности сюжета. «Время любви» — чётко выраженный вложенный сюжет, и ни с какими натяжками не линейный.

Оценка: 6
⇑ Наверх