FantLab ru

Брайан Олдисс «Без остановки»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.07
Голосов:
494
Моя оценка:
-

подробнее

Без остановки

Non-stop

Другие названия: Non-Stop!; Starship; Звёздный корабль; Беспосадочный полёт; Замкнутый мир

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

В бесконечности космоса движется гигантский корабль, в недрах которого всё окружено ореолом тайны и царит регресс. Что же произошло? В чём цель бесконечного путешествия? Только ли люди имеют здесь жалкое подобие общества или же на борту кто-то тоже разумен?

Примечание:

На писан на основе одноимённого рассказа 1956 года.


Входит в:

— сборник «Brian Aldiss Omnibus 2», 1971 г.

— журнал «Фантастика. Детектив» 1991'4», 1990 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 1959, ретроспективная (вручалась в 2008) // Роман

лауреат
Премия Жюля Верна (Швеция) / Jules Verne-priset, 1976 // (Великобритания; роман)

Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1991 // Крупная форма (перевод)

Похожие произведения:

 

 


Non-stop
1991 г.
Мир Кольцо
1991 г.
Мир-Кольцо
1991 г.
Избранные произведения в двух томах. Том 1. Звездный корабль
1994 г.
Замкнутый мир
2004 г.

Периодика:

«Фантастика. Детектив» № 4, 1991 год
1991 г.

Самиздат и фэнзины:

Теплица
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Non-Stop
1958 г.
(английский)
Starship
1959 г.
(английский)
Croisière sans escale
1959 г.
(французский)
Non stop
1975 г.
(польский)
Croisière sans escale
1983 г.
(французский)
Croisière sans escale
1990 г.
(французский)
Croisière sans escale
1999 г.
(французский)
Non-Stop
2000 г.
(английский)
Croisière sans escale
2007 г.
(французский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Идея описания звездных кораблей-ковчегов, или кораблей поколений, зародилась в научной фантастике одновременно с бурным развитием космонавтики и дискуссиями о межзвездных путешествиях. Возник вопрос: каким образом человек сможет преодолеть огромные пространства, лежащие между звездами? Ответ – на громадном корабле, где будет воссоздан жизненный цикл, а экипаж сменят поколения потомков, которые завершат миссию спустя многие годы после старта.

Идею подхватили ведущие фантасты, и очень скоро в 1941 году Роберт Хайнлайн презентовал эту идею в двух независимых произведениях, а затем, лишь в 1963 году свел их воедино и подарил миру свой знаменитый роман «Пасынки Вселенной», где описываются последствия слишком длительного полета в космосе – забвение и одичание потомков экипажа. Корабль превратился в маленькую ограниченную вселенную, со своими законами и табу, а человечество скатилось к рабству и чуть ли не первобытному строю.

Но нас интересует другое произведение на эту тематику – роман английского фантаста Брайана Олдисса «Звездный корабль», также известный под названием «Беспосадочный полет», опубликованный в 1958 году. Здесь тоже описывается сходная ситуация – огромный корабль поколений возвращается из экспедиции к Проциону на Землю, и автор рассказывает о маленьком мире, существующем в стальных стенах – племенах людей, мутантах, разумных крысах и расе гигантов.

Повествование крайне динамично, и выполнено в ключе фантастического боевика. Временами даже возникает ощущение примитивного приключенческого чтива, но оно обманчиво – основную смысловую бомбу Олдисс приготовил в конце и ради ошеломляющего финала действительно стоит дочитать этот интереснейший роман до конца. Да и по части сюжетных поворотов автор потрудился — скучать за чтением книги не придется. Вместе с героями мы исследуем внутренний мир звездолета, его строение и отсеки, попутно изучая технология человечества в 26 столетии. И все это читается свежо, интригующе, захватывает. Классика НФ, что тут еще сказать!

Как и в любой хорошей фантастике, в центре внимания писателя – человек, и все связанные с ним проблемы. Человек остается таковым всегда и в любой ситуации, что с блеском подтверждается на каждой странице произведения. Тема ковчега подана оригинальна и свежо; можно сказать, Олдисс переосмыслил философию беспосадочного полета, подвергнув критическому анализу все стороны этого процесса. В чем-то произведение вышло даже лучше «Пасынков Вселенной», где идея звездного ковчега была лишь продекларирована.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одно из лучших фантастических произведений. Здесь существует органично построенный, логичный мир, в котором сочетаются приключения, фантастика, тайна. По сранению с теми же «Пасынками Вселенной» сюжет выглядит более стройным и цельным. Конечно можно обратить внимание на некоторые нестыковки, но нет произведений, к которым нельзя было бы придраться, а если при прочтении не обращаешь на них внимания, то книга определенно заслуживает самых высоких оценок.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначные впечатления от этого произведения. Очень много противоречивых и откровенно слабых моментов, невразумительные персонажи, романтическая линия вообще не убедительна. Однако необычный мир, драматизм происходящего и несколько неожиданный финал компенсируют недостатки и оставляют горьковатое «послевкусие».

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каким-то непостижимым образом этот роман оказался у меня в телефоне. От нечего делать решил прочесть. Ни автора, ни название мне не о чем не говорили, да я и не стал искать на Фантлабе аннотации и отзывы. И уже после прочтения с удивлением обнаружил, что книге в этом году стукнет 60. Честно скажу, что на такой ее преклонный возраст изредка намекала лишь иногда излишнее скорость повествования и метаморфозы героев, да неширокий круг все тех же героев. В остальном же автор сделал все намного хитрее того же Лема и не стал вдаваться во всякие технические подробности и футурологию, что пошло книге на пользу. Зато он с лихвой порезвился на поле психологии. До самого конца романа я был в восхищении от продуманности душевного состояния и поведения людей, проживших столько поколений на этом несчастном корабле. Можно придираться к отсекам в форме монеток, монахам и прочему, но оставим это на откуп Рейнольдсам, Уоттсам и Стивенсонам. Пусть они продумывают все мелочи и выискивают что-то интересное в этой мутной воде. Олдисс из золотого века фантастики, где идея была важнее мелочей. Метаморфозы главного героя меня не просто поразили, я в них поверил! Я не поверил в них у Альфреда Бестера, а у Олдиса поверил. Потому что он все разъяснил, он придумал религию, придумал фобии, даже безумные последние главы были безумно логичными. Повторюсь, я в восхищении психологической частью этого повествования. Пусть сюжет кое-где и провисает, пусть в любовной линии много урезанного и упрощенного, пусть мне бы хотелось

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
чтобы пока люди летали туда и обратно, Землю бы захватили инопланетяне и теперь изучают бывших хозяев планеты
, но все это пижонство, которое никак не может испортить впечатление от крепкого романа.

Этот роман полностью прошел испытанием временем и крайне интересен для любителей темы звездного ковчега.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта классическая новелла — одна из первых книг, посвященных идее мутации поколений людей и других существ на борту огромного звездолета-ковчега, терпящего бедствие в глубинах космоса. Повествование почти неизменно ведется от лица главного героя, но и другие персонажи достаточно рельефны и характерны. Понятно, что сначала главный герой полон традиций и предрассудков того племени, в котором он вырос, и только постепенно, по мере продвижения по кораблю после вынужденного побега, начинает разбираться в тайнах существования, которые окончательно проясняются только под конец. Олдисс, как всегда, уделяет много внимания проблемам и возможностям мутаций.

Написано неплохо, сюжет достаточно продуман, много живого действия, загадок и опасностей. Можно даже представить себе, что все происходящее в книге возможно. Я выставил бы этой знаменитой новелле высшую оценку, если бы не одно обстоятельство. Читатель всегда отождествляется с главным героем, видит его глазами. Но у Олдисса это «зрение глазами героя» носит несколько мутный, расплывчатый характер. Не знаю даже, как определить такое отсутствие остроты восприятия — возникает впечатление, что автор был изрядно под мухой, когда давал волю своему воображению. Может быть, я неправ, и это всего лишь личное впечатление. Но ощущение «теплого опьянения» и некоторой тяжести в голове возникало у меня и в первый раз, когда я читал эту книгу, и теперь, когда я перечитал ее в оригинале.

Оценка: 8
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная история, простая, линейная и динамичная, написанная в 50-ых, мне не показалась старомодной. Мир и персонажи вполне правдоподобны и адекватны, хотя биологические, механические, метеорологические и т. п. оплошности и недомолвки подпорчивают впечатление.

С другой стороны, словарная стилистика текста зачастую неуместна.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Не думаю, что может возникнуть ассоциация расстыкованных отсеков корабля с разлетающимися монетками в мире, где торговля происходит разменом шила на мыло. Священник не может быть назван сорокой за воровство там, где нет не только сорок, но и, собственно, птиц. Он не может быть и монахом по сходной причине. Опять-таки слову «бомж» неоткуда взяться там, где бомжуют все, ибо отличить бомжа по характерным признакам от кого-то другого невозможно, да и не нужно. Подобных вещей к сожалению множество.

Это, конечно, мелочи, но именно эти мелочи и выдёргивают читателя из потока повествования, ставя его в позицию наблюдателя извне.

Впрочем, у меня осталось хорошее впечатление. Дочитав до конца, хочется продолжения.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

К моему удивлению, очень приличный роман. Есть конечно не стыковки, но, современным графоманам есть у кого поучиться. Страшно подумать, сколько при подобном сюжете, повествование достигло страниц, пиши это например, Питер Гамильтон (при всем моем к нему уважении). Роман емкий, динамичный и очень атмосферный. Старомодным его делает отсутствие масштабности и ограниченный круг действующих лиц, но, так тогда писали. Поэтому, это вряд ли недостаток, а скорее достоинство.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Без остановки» обречён на сравнения с эталоном субжанра «звёздного ковчега» — с «Пасынками Вселенной» Хайнлайна. И такие сравнения всегда в пользу «Пасынков», поскольку роман Хайнлайна неизменно оказываается лучше других, написанных на ту же тему.

Но всё же книга Олдисса, даже с учётом справедливой критики, которой подверг её Станислав Лем, остаётся научной фантастикой намного выше среднего уровня за счёт яркости декораций. Да, в романе множество несостыкующихся деталей, но в целом он производит сильное впечатление, не разочаровывает. Не шедевр, однако, тем не менее, книга, которую стоит прочитать.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Лично мне всегда приятно при перечитывании классики жанра обнаруживать, что по прошествии лет произведение читается не хуже, чем ранее. Что произведение выдержало испытание временем.

Вот у Олдисса, в частности, на мой взгляд, «Теплица» испытания временем не прошла. А «Звёздный корабль» прошёл. Что же в этом романе примечательного...

Я вижу два момента (ну не считая того, что автор просто хорошо пишет). Первое, как ни странно, то, что автор не особо вдавался в научные и технические подробности. Устаревать в романе почти нечему. И второе — то, что мы увидели в финале. Драма разочарования, горечь несправедливости. Цепляет, конечно. И я лично ждал ещё более трагичной развязки. Так настроился на беду, что даже и не понял, рад ли, что финал оказался чуть мягче ожидаемого...

Минусы же какие были для восприятия читателем — никуда не делись. Мутации слишком быстрые. Герои блекловатые и не всегда адекватны ситуации в своих поступках. Нестыковки, алогичности встречаются.

Да и сравнивать есть с чем. Те же, схожие сюжетно, «пасынки вселенной» Хайнлайна написаны ощутимо более ярко.

Но всё же — довольно сильный роман. С удовольствием перечитал.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое произведение, прочитанное мною по теме кораблей-ковчегов. Все описано так, как и надо. Вполне возможные последствия освоения нового мира (открытия 26-ой аминокислоты, приведшей к изменению всех земных колонистских организмов. В сюжете есть лишь одна странность, один минус, благодаря которому эта повесть появилась на свет: идея обратного пути к Земле. Спрашивается, зачем? Чтобы привести образцы Новой Земли? Это глупо. Если земляне так долго ждали (целые века), пока корабль Большой Пес дойдет до Проциона, они могли и подождать, пока колонисты смогут построить лаборатории, все изучить и послать результаты с помощью лазера или другого средства контакта. Посылать же обратно корабль-поколений просто неразумно. На Земле ведь, как говорилось в самой повести, места не было, и ради образцов почвы и растительности лететь к прародине... В остальном же — понравилось.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сам сюжет конечно сделан интересно и захватывающе, но вот к правдоподобию конечно вопросы. Сомнительно, что внутренних пространств корабля хватило бы для всех этих племен, да еще и диких джунглей с таинственными местами. За например 20 лет жизни вертуны обошли бы в своих странствиях весь корабль. Даже если корабль имеет в длину скажем 100 километров, то продвигаясь племенем по пол-километра в день, вы обойдете его меньше чем за год. А за 20 лет так можно все отсеки обойти. А тут извините 27 поколений и большая часть корабля вообще не изучена.

Оценка: нет
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне в целом книга понравилась. С удовольствием прочитала, не пожалела. Вначале надо втянуться, может быть скучновато до того момента, когда они наконец отправляются искать приключения на свою задницу. Вообще конечный исход я предугадала где-то в середине.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Так как раз и подумала, что раз на корабле есть гиганты, которых там быть не должно, потому что вымерли, то скорее всего корабль уже давно прибыл на Землю.

Вообще интересно читать романы на подобные темы. Есть в этом что-то ужасающе и пугающе интересное. Ведь это реально страшно, что человек, поколения людей будут рождаться на гигантском корабле и на нем умирать, потому что только через пару поколений корабль долетит до нужной планеты. И человек родился в этой тюрьме и знает, что он в ней умрет. Тем более для людей, родившихся в корабле, Земля это пустой звук. Все эти животные, моря, горы — для них картинки. Для них Земля будет чужой.

И реально интересно, что будет с властью на корабле, если лететь надо 200-300 лет до новой планеты. Смогут ли сохранить легитимную власть, или через какое-то время наступит анархия. Либо власть захватит тиран и будет король, за которым корабль унаследует его сынуля. И хватит ли им ума не потерять смысла путешествия и что надо обучать людей управлению кораблем, иначе разобьются ко всем чертям, когда к планете долетят. Или изначально надо автопилот на приземление ставить, если с ума все посходят через 100 лет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В книге я не очень поняла этих полу-привидений или что это было. И на сколько сантиметров гиганты были выше обитателей корабля. Как могли обычные земляне сойти за коротышек. Икали людей совсем маленького роста для исследовательских работ что ли? Ведь гиганты казались кораблянам огромными, то есть гигантами. Они на голову были выше? На две? И концовка вполне правдоподобна. Ведь они реально не могут их выпустить на Землю. Жестоко конечно. Но они ж вообще вирус этот могут на Землю принести, если их выпустить. Та даже этим ученым нельзя было соваться на корабль. Ведь они тоже могли на себе вирус какой-то принести. Кто знает что у них там еще мутировало за столетия. Еще этот бред с умными крысами мне не понравился. Мне кажется, что лишним было его туда вставлять.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Каково прожить жизнь и однажды узнать, что границы твоего мира — вовсе не «край света», а лишь искусственные, рукотворные стены, возведенные твоими предками, а за ними — безграничный мир, планеты, вселенная?! Примерно об этом и рассказывает нам автор в романе «Звездный корабль». Из названия можно сразу догадаться, что те самые рукотворные стены — ни что иное как стены космического корабля, а люди внутри живут в своих локальных «мирках» и не догадываются о безграничности пространства за стенами корабля, о существовании планет, родины предков Земли и космосе как таковом, живя обособленными группами со своими верованиями и правилами.

Как и у любого произведения здесь есть и положительные и отрицательные черты. К относительно отрицательным я бы отнес — отсутствие ощущения масштабности описываемого мира-корабля (в отличии от «цилиндра» Кларка или «колеса» Варли), некорректность «первобытного» взгляда на вещи главным героем посредством автора (как уже отмечали — нередко ГГ делает суждения о вещах основанные на опыте современного человека) и сомнительность\неправдоподобность некоторых фактов (чрезмерная эволюция животных и грызунов, телепатия), а крыса, размахивающая мечем, так и вовсе выглядит мультяшно. К положительным отнесу — общий экшн произведения, обилие событий, сменяющих друг друга и позволяющих собирать общую картину происходящего по крупицам (а ведь первую треть книги практически ничего не понятно, что, как и где происходит), довольно колоритные персонажи и сильное стремление докопаться до истины. В конце произведения очень ярко передается отчаяние и всеобщий хаос жителей корабля, ощущается на яву безнадежность ситуации и неспособность сделать что-либо еще. Ну а концовка, пожалуй, сделана самым правильным образом — не сопливый «хэппи энд» с одной стороны и не «все умерли» с другой, хотя это как посмотреть... ;)

Не смотря на замечания — книга мне понравилась и читалась с большим интересом, чем многие другие, прочтенные за последнее время. Всем любителям жанра «звездный ковчег» однозначно советую ознакомится с данным произведением.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Представляя первый полет между звезд, авторы предлагают нам, как правило, два варианта. Либо все трудности будут преодолены и первоначальный план, так или иначе, будет выполнен /«Поколение, достигшее цели» Саймака/, либо — полный провал, катастрофа, потеря контроля над кораблем и откатившееся в варварство человечество/«Пасынки Вселенной» Хайнлайна/. И вариаций про эти две возможности множество.

Но ведь есть и третий вариант: не победа, не поражение, а нечто среднее, неожиданное для всех, поскольку люди вступают на неизведанную территорию, и никто не знает что ждет людей, бросивших вызов Вселенной и ее законам. И «Звездный корабль» в этом отношении произведение примечательное, поскольку рассматривает именно эту, третью возможность.

Кто-то может возмутиться: опять эти бесконечные заброшенные палубы и коридоры, джунгли, мутанты и стычки варваров, забытые знания, старые сказки и легенды, в которых — крупицы былой истории о славе и победе над звездами. Было все это, было...

Но вот между строк попадаются уж совершенно необъяснимые и странные вещи: что это за долгая Ночь, череда коротких периодов яви и сна, слухи /и не только/о Гигантах и Чужаках, таинственные племена Носа и Кормы... И из этих обрывков возникает удивительная история, не победы — нельзя назвать победой то, что приключилось с экипажем, но и не поражения — ведь цель — планеты системы Проциона -была достигнута, знания добыты и возвращение домой состоялось. Только все произошло не так, как планировали земляне, а сама экспедиция в итоге превратилась в жестокий, затянувшийся на поколения социальный эксперимент.

Помню, что поразило в книге больше всего то, как земляне обошлись с этими людьми, годами наблюдая и изучая, как неведомых зверей, отказывая им в праве занять выстраданное место на земле предков. И только случай положил конец этой несправедливости.

Но ведь есть и другая возможность. Может люди были правы, и со звезд вернулась новая раса, ставшая чуждой жителям Земли, несущая не изученную опасность? И это второй плюс книги: открытый финал и свой конец истории может придумать любой читатель.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это книга, которую обязательно надо дочитать до конца.

Автор поставил смелый эксперимент над читателем заставляя его почти всю книгу следить за глупыми поступками главных героев. Автор исходил из того, что истинный читатель не плюнет и не захлопнет эту книгу где то в середине устав от картонности героев с их неразумными гротескными поступками и реакциями.

И конечно тот, кто дочитает роман до конца увидит, что у автора есть объяснение иррациональности поведения героев. В итоге книга оказывается этакой шуткой с необычной ударной развязкой, когда картина мира разительно меняется.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх