Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ruddy» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 августа 2009 г. 11:22

Марина и Сергей Дяченко "Скитальцы".

"Не стоит путать небо со звёздами, отражёнными ночью в поверхности пруда", — Анджей Сапковский.

Филигранной тонкости и чувственности цикл, поднимающий множество философских проблем смыслов жизни, судеб и взаимоотношений, приоткрывающий завесу таких граней человеческой души, как борьба света и тьмы, низкого и высокого, "холодного" и "тёплого". И смысл идущей из романа в роман Двери не в мифе мира, что там Кто-то стоит, готовый явиться, а в том, что внутри каждого из сердец есть пределы, которые могут быть пройдены, но пройдены лишь тогда, когда к тому наступит время, когда ты будешь готов. А иначе ты потеряешь Самого Себя в своем невежестве. И как знать, как знать, что встанет заместо тебя там, где когда-то ты имел смысл жить и радоваться жизни.

Стоит рассмотреть каждый из романов в отдельности:

* Марина и Сергей Дяченко "Привратник".

На первый взгляд роман может показаться вполне себе таким типичным фэнтези произведением. И мир, вроде, вполне себе такой: колдуны тут, магия, повествование ровное, неторопливое, с изысками даже и каверзами слов. И интрига есть, и динамика... Но на героях типичность, мягко скажем, спотыкается и совсем не мягко ложится в грязь. В первую очередь речь идёт о камне преткновения всего и вся в сюжете — о Руале Ильмарранен, великом маге с "великим" прошлом, вдруг ставшем ничем, пустышкой, магом без магии, без сил и всего того, что ставило его раньше превыше всех и вся. И вот, лишившись могущества, приходится ему жизнь прозябать и идти смело и безрассудно по сюжету с тем, чем он владеет в совершенстве — своим несовершенством. И в этом он преуспевает куда больше, чем когда бы то ни было. Руал становится центром интриг вершащих судьбы и даже неких сил, пытающихся найти лазейку в этот мир путем совращения того, кто, якобы, потерял всё и кого ничего не стоит соблазнить. Получится ли? Стоит прочесть, чтобы узнать. И насладиться вместе с тем изысканным позерством слуги Дамира и его господина Ларта, которые добавляют особый аромат к основному блюду в виде мага без магии. И, что особо радует, это только начало цикла. И это наталкивает на интересные размышления об итогах событий, который разворачиваются настолько цельно, интересно и захватывающе. 9/10

* Марина и Сергей Дяченко "Шрам".

Есть поговорка, в которой говорится, что шрамы украшают мужчин. Но не стоит говорить эти небрежные слова главному герою второго тома "Скитальцев", который волей этого самого шрама "укращающего" превратился из красавца воина в трусловие породие на себя былого. Из князи в грязи, из чего-то в ничто. И волей-неволей начинаешь сравнивать гуарда Солля с Руалом, который также отступился, совершил ошибку и поплатился этим больше, чем ценой своей жизни. Отсюда появляется стойкое ощущение, что этот цикл Дяченко — цикл фэнтези о Павших. Честью ли, совестью Павших, сознанием, предательством или, наоборот, Павших "снизу вверх". Ведь и так бывает, взять хотя бы Ларта и его слугу.

Всё же продолжение сильнее и стройнее "Привратника" тем, что авторы копнули куда глубже в бездонные пропасти отчаяния, страха и замешательства, которые передаются читателям как через Солля, так и через Торию с её отцом. И эти пропасти совсем не однотонные и определённые, в них сотни оттенков и бликов чувств, смесь хорошего с не очень, настойка из нескольких ароматов приятных и отвратных, дурманящих разум и резко выворачивающих прослойку так называемой "совести". Границы совести перестали быть чёткими и ясными, перестали быть на определённых и очерченных территориях обитания. Разорвались. Разметались. Я думаю, что именно так чувствуют себя герои "Шрама", и, конечно, появляется вполне приемлимый вопрос: "Что же дальше? Что ещё?"

Ставлю предельно высокий балл, вполне заслуженная оценка. 10/10

* Марина и Сергей Дяченко "Преемник".

Если ты смотришь в бездну, то готовься к тому, что она будет смотреть в тебя.

В своё время об этом если и не прямо, то вполне чётко твердили все философы и древности, и недалёкого прошлого, эстафету подхватили мыслители современности, писатели и фантасты. Среди них, фантастов, весомый вклад в понимании этой фразы внесли Олди со своим циклом "Бездна Голодных Глаз", и вот мы получаем вполне самостоятельное, сильное и крепкое продолжение. А может и предысток размышлений.

Третий роман цикла.

Очередное падение, очередной Падший, очередное предательство и очередное поднятие самого себя к не менее глубокой бездне. И не назовёшь это восхождением, ровно как и падением. Принятие себя, своего чудовища, которое невозможно не отрицать, невозможно не принять, невозможно победить.

Так что остаётся? Идти.

Ведь герой Лаура — опять же скиталец, опять "маратель чистой дороги", как и его предок Руал, как его отец Солль, мать Тория и возлюбленная Танатль (кстати, её имя никого не напоминает?). И опять кажется, история повторяется, нечто опять стучится, ждёт приглашения. Всё опять за одним исключением — всё опять станет по-другому, ничего опять не повторится. Опять всё изменится.

Дяченки держатся интриги, держатся крепко и несгибаемо за линию истории, не отпускают повода, держат размышления, свивают нити судеб к... Финалу? Я бы сказал, что снова к началу, к началу скитаний. Ведь цикл всё-таки о скитальцах.

Этот роман ставлю выше предыдущих не потому, что он лучше. "Преемник" многогранен и мне напомнил трагедтю Данте с тяжёлой драмой Гёте куда больше, чем многие другие и другие произведения. Да и не только фантастики, к слову. Но то лишь моё мнение. Рекомендую. 10/10

* Марина и Сергей Дяченко "Авантюрист".

Завершён цикл Падших.

Лучше он, хуже, интереснее, изысканнее, скучнее, динамичнее — не хочется рещать. Но достойный ли тому, чтобы роман назвать завершающим? Вполне. Очень даже вполне.

История рассказана глазами Падшего аристократа, приговоренного к смерти волей проклятия. Интриги, ложь, влюблённость, кровь, боль и восхищение — почти всё придётся пройти неудачливому авантюристу, чтобы понять, насколько ценна жизнь в столь короткий отведённый срок. Пройти всё и встретить на пути столь разных людей: и простых, и легендарных, и безумных, и трусоватых, и алчных, и волей небес "бессмертных". И всё для чего? Вопрос может остаться открытым не только для героя, но и для внимательного читателя. Авторы тем самым задают вопрос всем нам, а что же ты сделаешь, если песок в часах твоей жизни уже течёт еле видной струйков? Что ты получишь? Что потеряешь, приобретёшь? Что, наконец, узнаешь?

Цикл завершён неоднозначно, дверь не закрыта.

И это к лучшему, потому что, по моему мнению так и стоит ставить последние аккорды, предполагающие начало новой симфонии, новой оды или новой жизни. Ведь никогда не заканчивается то, чему стоит только начинаться. 9/10

***

Итог. Есть фраза, которая полностью определяет это творение Дяченок от начала и до конца, и над которой всё-таки неплохо призадуматься: "Бойтесь своих желаний. Они могут сбыться". Ставлю 10 баллов и рекомендую к прочтению.


Статья написана 8 августа 2009 г. 09:44

Вернулся с дальних пенатов. Ждите большое количество новых отзывов, ибо было прочитано достаточно. ;-)


Статья написана 23 июля 2009 г. 21:33

Коллеги, отбываю в воскресенье на недельки полторы в места весьма отдалённые, где инета, скажем, не очень дождёшься, а именно: в гости к бабушке. Вернусь и постараюсь — постараюсь — доделать некоторые вещи. Кто будет спрашивать о моём пропадании, то отпишите.


Тэги: Разное
Статья написана 22 июня 2009 г. 21:30

Наталия Осояну "Первая печать".

Что сделать, чтобы никто не плакал?

Вторая книга автора после дебютной "Невесты ветра" продолжает лирико-романтический настрой, которому присущи наполненные чувством страницы этих сказочных историй. Логически роман делится на "Зимнюю стужу", преамбулу, в которой происходит зарисовка мира, историй, персонажа Парцелла, и "Спящих", основную часть, где искусный своенравный грешник Теймар решает спасти славный город Эйлан от некоего катаклизма локального масштаба.

Чем интересно произведение? Очень красочные описания мироздания, истории мира — или, вернее, миров, — уже известное по ранним творениям любовь автора к прорисовке персонажей, даже второстепенных и третьестепенных, необыкновенная лиричность и до души пробираемая сказочность всего происходящего. И опять же мне на память приходят "Алые паруса" Грина с их романтическим веянием, которое так ненавязчиво и спокойно перебралось на строчки "Первой печати". Скажу честно, я люблю именно таким миры, где магией пропитано всё и вся, когда сказка и чудо становится неотъемлимой частью каждого мгновения жизни, каждого действия, каждого движения и просто каждого вдоха. А здесь и харизматичность дьюсов, "духов вещей", и фаэ, духов стихий, которые не прочь не только устроить неприятности, но и позабавиться. На это внимание останавливается постоянно и заставляет улыбаться. Согласен, этот мир переживает не лучшие времена после случившегося Потопа создания, когда мир дьюсов, мир фаэ и мир людей (большая отсылка к нашему сообществу) слились в одно, когда катарсис взаимоотношений постоянно стремится к высокой отметке и грозит перерасти в побоище и "мировую войну"... Именно так. Но эти переживания отходят на задний план по отношению к той надежде, при исполнении которой будет гармония, процветание и мир, когда три расы смогут жить в мире, спокойствии и благоденствии, будучи настолько разными по природе и взгляду на существование. И, что особенно отмечает произведение, здесь просто нет злодеев, плохих героев, как можно будет убедиться ближе к концу истории. Вся соль проблем — в неправильном толковании легенд и сказок, неправильном понимании чувств, коверкании размышлений, из-за которых, как обычно и бывает, случается разлад и ужас. Пример тому — героиня Фиора, её чувства к Парцеллу, и сам Парцелл, который борется с собой, со своими ужасами, своим волком более, чем с врагом внешним и непонятным.

Добрый, ненавязчиво-романтичный и легко читающийся роман, который придётся по душе ценителям красивых миров, связанных не менее красивыми узорами истории. 8/10 8:-0


Тэги: Отзывы
Статья написана 19 июня 2009 г. 00:11

"И создал бог землю за семь дней, а я умер за семь секунд".

За несколько месяцев я пересмотрел множество различных драм, фантастики, триллеров, фэнтези в кино, но мог ли я сказать основательное и до твёрдости "да" на вопрос: "Были ли феноменальные впечатления?" Нет. Но просмотрев фильм с отличным актёром Уиллом Смитом "Семь жизней", теперь и только теперь скажу, что "да". Впечатления феноменально-сильные и даже до одури сокрушительные, размышлений на неделю, эмоций — как бы не на месяц. Быть может, я стал таким впечатлительным, быть может, фильм сам по себе исполнен столь профессионально и грамотно, что никак иначе-то быть не может... Вряд ли. Как же объяснить, что даже ожидаемый "Терминатор 4" просто блекнет по сравнению с этой трагической драмой, хотя мне могут сказать, что они в разных "весовых" категориях? Как же могу объяснить себе и другим, что даже маститые драмы, которые я смотрел до того, не исключая любимых "Спешите любить" и "Дом у озера", проигрывают, ох как проигрывают не только в волнительной эмоциональности, но и в игре актёров, постановке сюжета, реализации сюжета и просто утончённости? Не знаю. Да и не хочу объяснять.

Человек совершил чудовищную ошибку, которую не мог себе простить долгие годы. И во имя искупления он жил и терзался, был и сволочью, подонком — таким он предстаёт в самом начале — и просто меценатом, каким видим ближе к концу. Когда в тебе живёт и ангел, и дьявол, если брать такие концепции, сложно пытаться понять себя и быть по середине. И метаешься, пока не найдёшь то, что тебя вернёт в состояние душевного, хоть и безумно короткого счастья. Бен, этот танцующий на канате жизни, несмотря ни на что, совершил такой подвиг человеческого величия и жертвенности, который должен быть увековечен хоть как-нибудь... И в конце он был увековечен. Последней парой минут. И эти последние моменты сделали чудо, которое, казалось бы, в начале наоборот было невозможно. Первая пара минут фильма тоже сильные и трагические, когда Бен твердит в трубку про самоубийство, а на вопрос "кто это", отвечает "я". Это сразу подготавливает к серьёзности, драматизму и ненапыщенности. Этих трёх компонент ой как не хватает во многих фильмах последних лет.

Если вы хотите увидеть поистине отличный со всех точек зрения фильм, над которым можно поразмышлять и подумать, то советую. В конце концов, не зря же я после долгого молчания написал отзыв на сей фильм. Не пропустите...





  Подписка

Количество подписчиков: 76

⇑ Наверх