Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Ruddy» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 16 января 2009 г. 23:33

Рано или поздно каждый из нас задаётся вопросом, который мучает на протяжении всей жизни удачной, неудачной, хорошей или плохой: "А что там? Что после? Как там? Что я оставлю после себя?". И рано или поздно наступает момент, когда жизнь мимолётно ускользнула и перед тобой, перед самым твоим порогом — Вечность, Истина, Бесконечность или же... Или же что? На этот вопрос и пытается ответить Святослав Логинов в своём удивительном лирично-драматичном романе.

Невольно налетают мысли, что раз основной сюжет произведения будет вихриться вокруг "жизни после жизни", загробного мира, то религиозный аспект будет стоять во главе угла. Неверные мысли... Религии на странице романа нет места, никакого акцентирования на ней нет вовсе. Вопросу веры посвящены многие размышления, но веры ли в высшее предназначение или бога? Отнюдь. Веры в человека — и только, веры в мудрость и великодушие, веры в человеческую любовь и доблесть. Этими идеями одухотворён весь путь совершенствования главного героя, которому предстоит сломать все свои представления о человеческих возможностях. Предстоит поверить в самого себя и в окружающий мир, будь он хоть тысячу раз неласков с ним.

Раскрытию сюжета и этих идей способствуют гармоничный, уникальный по концепции мир и многогранные персонажи. Сильны и эмоциональны эпизоды, где удивление и даже шок от происходящего помогает двигаться дальше, невзирая на препятствия, учиться быть собой и очищаться от пагубных привычек и предрассудков: это и сцена с тётей Сашей, и встреча с сыном, потрясающая по воздействию сцена с Анютой и её матерью; "кусочки" внутреннего монолога Ильи Ильича, где он пытается найти объяснение и миру, и изменениям внутри себя; и, конечно, совершенно потрясающее заключение, когда, казалось бы, безысходность вошла в пик своего становления, но ведь герой верит до конца, верит в самое лучшее и прекрасное — и эта вера не подводит его, обнадёживает и окрыляет.

Великолепный и мастерский роман, очень заботливый и добрый. Автор искренне надеится помочь читателям стать лучше, чем они есть, видеть глубже, чем мы видим сейчас, чувствовать сильнее, как если бы от этого зависела не сколько его судьба или жизнь, а судьба всех людей и всего мира. 10 баллов.


Статья написана 25 декабря 2008 г. 15:59

Этот роман — грандиозное мифоаллегорическое переосмысление культурного пласта истории Древней Греции, её легенд, мифов и сказаний. Всем нам с детства известны подвиги величайшего из героев Эллады Геракла, или Геркулеса, подвиги его соратников и друзей, которые преподносились в возвышенных, торжественных тонах, в ярких красках, рассказывались о непобедимости героев, их всезнании, всеблагости и других качествах. В целом, гипербола (или же гротеск) в одах — один из способов удержать читающего и показать всю божественную непосредственность этих самых мифов.

Олди показали с неожиданной стороны, используя весь свой писательский талант и познания, какой могла быть история на самом деле, будучи не лишенной мифологической сути, какими могли быть боги Эллады в лице простых греков и не только, какими могли быть герои, в меру зарвавшиеся и опьяненные своей славой "дети". И главы про Алкида и Ификла, братьев с нелегкими характерами и не менее легкими судьбами, предрасположенными к "героизму" с малых лет, и про Гермия, непутевого бога, которые прячет свою мудрость под "обмотками" взбалмошности и недалекости, и про Амфитриона, который всю жизнь судорожно пытался уберечь своих сыновей от беды быть "героями", и про Владыку Гадеса, который ищет ответы на вопросы и Амфитриона, и Гермия и иных персонажей, при этом лично — то ли из-за страха, то ли по причине равновесия сил — не вмешиваясь в разборки между небесами, преисподней и срединной землей — эти "мозайки" романа не оставят равнодушными никого. И много ещё кто является нитями широкого полотна истории, который ткётся каждую секунда, окрашиваясь в красные цвета крови, в синие цвета доблести, в белые — добра, черные — предательства, зеленые — радости жизни.

Совсем не кажется бредом такая интерпретация легенд, наоборот: "А что?.. Почему миф не мог быть такой? Может он такой и был?" Такие мысли сквозят в те моменты, когда авторы дают молотом по голове в самых интригующих местах истории. А история вьётся то галантно, то прерывисто, то убегает вдаль с уст одних персонажей, возвращается обратно с уст других. Манера изложения истории несколько сложная, но до чего завлекательная и нескучная, будто рапсод сам вещает устами авторов. Четкость построения фраз, слаженность разных сюжетных линий, их доведение до исключительно неожиданного финала — это только восхищает. Впрочем, как же может быть иначе? Ведь это — легенда, которая не может быть иной.

Роман заслуживает самого пристального изучения. Где-то у меня завалялся томик мифов и легенд Древней Греции, давно пора вытереть пыль с его страниц и вчитаться в эти самые предания, которые в романе Олдей нашли своё изысканное и самое благородное воплощение. 10 баллов.


Статья написана 16 декабря 2008 г. 01:51

Набрёл я на блог своего друга и на такую вот своеобразную заметку с комментариями. В ней рассказывается одна интересная притча, которую я просто не могу не показать.

Как-то раз молодая девушка пришла к своему дедушке и начала на что-то жаловаться. На вечные проблемы в жизни и семье, на безалаберность знакомых людей, да и человечества в целом.

Дедушка был не промах. Он погладил внучку по голове, ухмыльнулся и сказал:

— Сейчас, плакса, я расскажу тебе, что такое люди, мать твою, упала отжалась!

— Расскажи, дедушка! — воззвала юная прелестница, упав и отжавшись

Дедушка поставил на плиту две кастрюльки с водой и вскипятил её силой мысли. Затем он лихо взял одно своё куриное яйцо, одну морковку и положил их в первую кастрюлю с кипятком.

Когда продукты сварились, он достал банку расворимого кофе и высыпал чайную ложечку в другую кастрюльку.

— Нахера ты это сделал, старый пень? — возмутилась девушка и пнула предка в коленную чашечку.

— Смотри, — сказал он, доставая яйцо и морковь из кастрюли, — Яйцо до варки было очень хрупким. Но попав в кипяток оно стало в десяток раз прочнее. Морковь наоборот была невероятно и незабываемо (о да!) твёрдой. Но в горячей воде стала вялой и нерешительной мягкой и податливой.

Девушка сидела и внимательно слушала, распахнув глаза. Могучий старикан продолжал:

— Понимаешь, солнышко, бывают люди-яйца и люди-морковь. Люди-яйца хрупки и нерешительны, но в сложных ситуациях, сиречь в кипятке, они лишь крепнут и закаляются. Люди-морковь наоборот невероятно сильны, но стоит им попасть в горячую воду, как они становятся очень уязвимыми и вся их сила пропадает. Всё зависит лишь от того, какой ты на самом деле.

— Но дедушка! — воскликнула сообразительная внучка, — Какого хера ты уже полчаса пудришь мне мозги, вафельник полумёртвый?! А зачем во вторую кастрюльку ты насыпал кофе?

— Ааа, внученька, — улыбнулся дед и перезарядил карабин пояснил, — Существует ещё один, особый тип людей. Это люди-кофе. Таких людей очень и очень мало, несмотря на то, что таким может стать любой из нас, если будет к этому стремиться.

В любой ситуации, люди-кофе выстраивают окружающий мир под себя. Делают действительность такой, какая им нужна.

... И для этого достаточно всего лишь чайной ложки их невероятной энергии.

[Комментарии "Дюши"]

А что вот нам (нам, нам, правильно поняли) стоит стать такими? Что нам мешает? Что заставляет отступать шаг за шагом, а потом прорываться с боем вперёд? Или наоборот, шаг за шагом идти вперёд, а потом кубарем катиться вниз, как побитая собака? К чему все эти странности, я подумал? Ведь можно относиться к жизни куда проще и просто быть прекрасным растворимым, или нерастворимым, кофе...

Да, над этим ещё надо подумать. И чую, что не спать этой ночью.


Статья написана 15 декабря 2008 г. 14:30

Дебют автора — масштабный, красивый и "романтический" эпик с ярким и запоминающимся языком повествования, харизматичными героями и смело поданной идеей человеческого благородства.

Скажу, что брал эту книгу с некоторым трепетом потому, что знаю автора по "Лаборатории фантастики" давно, так как писали и пробовали писать вместе в соавторстве. В электронном варианте роман был, но не читал больше десятка страниц по одной маленькой причине — я знал, что эту книгу рано или поздно издадут и прочитаю я её в бумажном варианте. Но искушение было велико, потому что задел истории о Тенпероне и его ученике Николасе очень интересный и завлекающий... Смог осилить себя, потерпеть — и наслаждение стало наградой, потому что для дебюта "И маги могут быть королями" произведение поистине сильно, оно вправе претендовать на высокие баллы и хорошие отзывы.

Дебют автора — масштабный, красивый и "романтический" эпик с ярким и запоминающимся языком повествования, харизматичными героями и смело поданной идеей человеческого благородства.

Стилистически произведение приятно напоминает Лукьяненко и Перумов на ранних этапах своего творчества. Читающие могут не согласиться, но мне показалось именно так. Почему Лукьяненко? Потому что, на моей памяти, он умел растворять крупицы своего юмора в каждой строчке. В этой книге точно также. В тех или иных местах мы видим отличный и точный юмор, каждый немало важный эпизод заканчивается или едким, или смешным заключением какого персонажа, что очень ценится лично мной. Также здесь ирония не самоцель, она используется для придания колорита таким персонажам, как Тенперон и Андроник, и самое важное — ирония убедительна и к месту!

Почему Перумов? Он показал нам один из первых среди отечественных авторов фэнтези, что грандиозные и эпические сражения могут потрясать, показывать ужасы смерти, боли и страданий, насколько тесно эти вещи перекликаются между собой. Масштабность действий романа впечатляет поистине, многочисленные главные и второстепенные герои живут, развлекаются, сражаются, находят друзей и врагов, начиная с суровых земель севера, заканчивая не менее жестокими и коварными землями юга. При этом автор не забывает, что как бы не было заманчиво расписать поподробнее историю мира и людей, чтобы довести до читателя быстрее всю "соль" истории, но центр всех сюжетов, всех интересов и всех историй — герои. А они здесь получились интересными: здесь и Тенперон, величайший по меркам Таира маг, который не любит говорить о своём величии, но которому постоянно приходится об этом напоминать в силу долга перед страной; его ученик Николас, бравый и иногда даже глупый мальчишка, который только-только начал понимать, что рыцарское звание не всегда "пахнет" балами и прекрасными взглядами дам, а есть ещё и грязь, унижение и постоянная каждодневная учёба на мага; дрункарий Андроник, который плетёт свою сеть интриг ради наибольшей своей выгоды, но при этом остающийся настоящим полководцем и воином, готовым вести за собой людей в самое пекло войны; Эдмон, маг-отступник, который ради своего ордена готов пожертвовать всеми огнарами и миром впридачу, потому что знание для него имеет самую важную ценность, и как получить эти знания, если не через власть; Реджинальд, король-преемник, который не желал становиться коронодержателем, но по воле прежнего короля принявший и титул, и бесконечную борьбу вокруг власти; Фердинанд, который в начале вообще не был достоин становиться не то, чтобы королём, даже вести за собой людей, но показавший себя, как отличный командир и заслуживший доверие своих подданных.

А сколько второстепенных персонажей — не счесть! Здесь и Владек, ставший живым воплощение магии Таира, и Хозяйка Зимы, хранительница оплота своего народа, и Мишель, и Сташек, призрак Беневаля, другие. Честно сказать, не всегда автору получалось полностью описать и заинтересовать в том или ином персонаже, через многих история прошла вскользь, но представляется, насколько бы произведение выросло. Итак детальность сцен впечатляет, как впечатляется и обширность знаний по тем или иным сторонам жизни, как быт и умения, воинские знания, правила этикета, география, основы топографии и военной тактики, а ведь это лишь авторский дебют! Да и произведение имеет не сказать, чтобы чёткую, но вполне осознаваемую идею того, что человек должен оставать человеком всегда. Какая разница, воин он, правитель или маг — совесть не переубедишь, как не переубедишь того, что слава не гонится за душевной трусостью и слабостью. Идейная основа прекрасна отображается в олицетворении в виде одного из героев романа.

Отмечу великолепный Глоссарий. Настоятельно советую прочитать его, так как правильное понимание последствий финального поединка магов зависит от прочтения пары строчек в Глоссарии — и никак иначе. Сами убедитесь.

Конечно, без огрехов никак не обойтись, таких как смысловые ошибки, некорректная авторская и издательская редактура, в местах излишняя нагруженность слов или излишняя длина предложений. Это всё наработается и исправится, тем более я знаю, как правился текст и сколько раз он исправлялся.

Авторский дебют очень удачен. Хочется верить, что автор сделает всё возможное, чтобы сделать следующее своё произведение по циклу о Беневалях и Буатах ещё более интересным и самодостаточным. Впрочем, эта книга уже на подходе, пропускать её не стоит. 9 баллов.


Статья написана 5 декабря 2008 г. 17:49

Абсурдный человек Камю — кто это такой? Насколько важно для автора показать мировоззрение такого индивида, его переживания, стремления и отношение к окружающему миру? Автор пытается ответить на эти вопросы, но не стоит ждать, что подадут их на блюдечке с голубой каёмочкой — авторские идеи-ответы растворены буквально в каждом абзаце. Поискать только стоит, не испугаться, потому что произведение не для всех.

Сразу хочется отметить, что название произведения подобрано идеально. Кто такой Мерсо, если не посторонний, отчуждённый от всех благ мира, непонимающий, как жить с такими ощущениями и постоянными поисками самого себя. Мир давит на него, требуя каких-то решений, скалится на то, что он делает не то, что следует делать. Он не принимает этот мир, он живёт в нём, но отрешённо. Самое лучшее сравнение — он смотрит "фильм", старательно не принимая главного участия, старательно избегая решений, эмоций и ненужных для него переживаний.

Сцены у гроба матери может передёрнуть любого, может вызывать отвращение и тихую ненависть к такому жалкому и слабому человеку. Но жалок или слаб — это ещё тот вопрос. Мерсо видит мир слегка иначе, но и этого "слегка" вполне хватает, чтобы священник молил, чтобы он покаялся, а прокурор исходил пеной, утверждая, что у него нет души. Для понимания Мерсо мало того, что он ничтожен, мир вокруг него ещё ничтожнее, мир банален и жутко предсказуем. И он не хочет "играть" в этом мире, он попросту посмотрит фильм со своим участием. В этом его абсурдность, личностный эскапизм — не нежелание видеть мир, а просто невозможность принять эту ущербность, взамен приобретает отчуждённость. И мир отчуждается от него настолько, насколько он уходит от него. Для главного героя нет ярких красок, даже отношения с Мари нельзя назвать прекрасными и ожидаемыми — они тоже предсказуемы. Так заведено в обществе. Игра — и только.

И нет ничего удивительного, что Мерсо так относится к людям, как к Ничто в своём понимании, в своём равнодушии. Нет ничего удивительного и в том, что мир отрицает его существование и избавляется от него при первой возможности. Ведь Мерсо посторонний. И он осознаёт это в полной мере, пытаясь представить всю ненависть, которая может вылиться на него в смертном итоге.

Произведение в своём роде уникально, потому что по-настоящему пугает и идеей, и исполнением, и градацией всех оттенков серого равнодушия, которое исходит с каждой строчки или страницы. "Посторонний" пугает и учит, что лучше постараться понять мир, чем отойти и чувствовать себя за "кадром".

Итог: 10 баллов за авторскую "храбрость" и великолепие исполнения. 8:-0





  Подписка

Количество подписчиков: 76

⇑ Наверх