Все отзывы посетителя

Распределение отзывов по оценкам

Количество отзывов по годам

Все отзывы посетителя warlock1980

Отзывы (всего: 215 шт.)

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  7  ] +

Брайан Кэтлинг «Былые»

warlock1980, 24 сентября 12:32

Удивительное дело. На момент написания этого отзыва у «Ворра», первого романа трилогии, 45 оценок на «Фантлабе», а у продолжения «Былые» — лишь 5. Связано ли это с тем, что «Ворр» не зашёл читателю, или с недоступностью «Былых» в электронном виде,- мне лично непонятно. Будучи вне издательской сферы, из непонятного ещё отмечу, почему первый роман «Ворр» издан тиражом 2000 экз., а «Былые» — 2500 экз.? А теперь, собственно, к роману.

Сразу бросается в глаза, что «Былые» — роман потоньше предшественника, приобрёл более внятную структуру: появились главы. Это прямое продолжение «Ворра», хотя действие преимущественно перенесено из Леса и Эссенвальда в Европу. Кэтлинг упростил слегка язык и теперь текст воспринимается более понятно, здесь нет тех умопомрачительных, практически в прямом смысле этого слова, литературных оборотов, при этом это всё тот же поэтический, оригинальный фирменный применительно к этой трилогии текст Кэтлинга.

Что меня подкупает в этой трилогии (применительно к первым двум прочитанным романам), это удивительная фантазия автора и очень тщательная работа с персонажами, будь то главные герои, как, например, циклоп Измаил, Сирена Лор или Гектор Шуман, или второстепенные, как, например, Муттер или Солли. Все они живые, со своими особенностями характера и поведения. За сюжетом, начатым в «Ворре», всё так же интересно следить. На некоторые вопросы, оставшиеся после первого романа, «Былые» или отвечают, или хотя бы приоткрывают тайну, так что третий, заключительный роман, мною ожидаем. К сожалению, официальных анонсов издания на русском пока не было.

Кажется, что я только хвалю Кэтлинга и не нахожу недостатков в его тексте. Но, если честно, и не хочется. Мне действительно нравятся эти два его романа, я впечатлён его языком, сюжетом и, конечно, удивительной фантазией, которая поражает и не скатывается в какой-то детский сад или, в лучшем случае, не превращается в пародию.

«Иная фантастика» — это лучшая серия для подобных произведений, и наряду с «Покоем» Вулфа это лучшее из пока что в ней изданного. Читайте Кэтлинга, и, возможно, если аннотация вас отпугивает, сами романы покажут, какой ещё может быть настоящая Литература.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Брайан Кэтлинг «Ворр»

warlock1980, 16 августа 19:45

Этот роман предваряется предисловием Алана Мура, который его называет ни много ни мало «первой вехой фэнтези нынешнего века». Конечно, достаточно громкие слова, однако их хватило, чтобы меня заинтересовать. Таким образом, я приступил к чтению и...буквально на первых страницах поразился (не сказать, что приятно) витиеватости языка и малопонятной образности («Провидцы умирают в трёх сгибах, снаружи внутрь»). Тем не менее, читая дальше, я втянулся и понял, что подобные чересчур сложные конструкции выбраны автором для описания сюжетной линии Уильямса, он же Лучник, причём именно до того момента, пока он не входит в Ворр, а повествование ведётся от первого лица. Нет, эта чудесная поэтичность языка Кэтлинга, а ведь он и поэт, помимо прочих его ипостасей, присутствует на протяжении всего этого немаленького романа. Данный стиль кажется уместным, учитывая, что львиная доля действия происходит в колониальной Африке, а аборигены, хоть и попавшие под влияние колониальной мысли, не растеряли своего колорита и особого, свойственного только им, взгляда на мир, столь отличного от европейского. Так, прекрасно передано мироощущение Цунгали, охотника за головами, и Знахаря Небсуила. И образный язык Кэтлинга как нельзя лучше справляется с этой задачей.

Забегая немного вперёд, поясню, что, видимо, фэнтези в понимании Мура отличается от моего, не буду говорить за других, и я воспринимал этот роман как сугубо постмодернистский, применяя жанровую принадлежность к «фэнтези» ну разве что в очень широком понимании, как о романе необычном и с примесью мифологии. Таким же образом можно назвать фэнтези и, например, «Вий» Гоголя. В «Ворре» так много всего происходит, на самом деле, здесь так много героев, и каждому из них уделено достаточно внимания, каждый из них буквально оживает на страницах. И как же удивительно они пересекаются в итоге между собой, косвенно или напрямую. А объединяет их одно: лес Ворр, даже такого персонажа, как Мейбридж, который даже не знает о его существовании, но внимательный читатель найдёт эту связь без труда. Кстати, именно история жизни Мейбриджа, а это реальный человек, вполне тянет на отдельное произведение, как по мне, вполне способное переплюнуть многие «фэнтези» произведения своей необычностью.

«Ворр»- это дебютный эпический сюрреалистический роман автора, который был написан Кэтлингом достаточно поздно, после 60 лет жизни, когда он уже успел достигнуть многого и как скульптор, и как поэт. Это зрелый, смелый, потрясающий роман, который не предлагает лёгкое чтиво, а потому может отпугнуть энную часть аудитории, но если вы готовы немного потрудиться, втянувшись, оторваться уже будет очень сложно. Подобных текстов вы точно не встречали,и если хочется попробовать что-то неординарное, добро пожаловать в «Ворр».

Оценка: 10
– [  7  ] +

Стивен Холл «Демон Максвелла»

warlock1980, 16 июля 00:38

Ещё один роман (после «Покоя» Вулфа) из серии «Иная фантастика», после прочтения которого напрашивается повторное с ним ознакомление. Холл — писатель «крепкий», этот текст скроен, как триллер и ведёт читателя по сюжету ладно, интригуя и приоткрывая тайну в конце, как и положено. Но, как можно понять, не всё так просто, и не зря роман вышел в серии «умной» фантастики. Холл умудряется, рассказывая от первого лица или в диалогах, увлекательно познакомить читателя со сложными понятиями, религиозными теориями так, что даже если вы никогда не слышали об энтропии, законах термодинамики, Источнике Q, демоне Максвелла и многих-многих других вещах, вы узнаете и станете, что уж греха таить, немного эрудированнее. Плюс бесподобные рассуждения Холла, которые хочется растащить на цитаты.

И тут возникает вопрос, как все это безусловно полезное пиршество для ума согласуется с сюжетом. Как мне кажется, согласуется, хотя и не так полно, как хотелось бы. По прочтении возникает мысль, что многое, но не всё, Холл рассказал, просто хвастаясь своей безусловной начитанностью и...желанием поделиться знанием с читателем.

Что ж, имеет полное право. Тем не менее, финал романа оставляет простор для воображения, заставляет задуматься. Далеко не всем читателям это понравится, но концовка не определена, не объяснена, и повторное прочтение, о котором я говорил, не даст однозначного ответа, но, возможно, лишь направит читателя в нужном ему направлении.

В итоге эта амбициозная книга стремится охватить так много, что может утомить, порой я чувствовал, что в повествование вплетено слишком много идей, что я погружаюсь в этот сюрреализм с головой. Если вы желаете потренировать свой разум, книга для вас, если вы хотите почитать на пляже, возьмите что-нибудь другое.

8 из 10

P.S. И да, написать мне этот отзыв заняло много больше времени, чем вам его прочитать. (Одно из лучших описаний ощущения течения времени именно у Холла в этом романе)

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ален Дамазио «Орда встречного ветра»

warlock1980, 9 июня 14:48

Приступая к чтению этого большого романа, я испытывал некоторые сомнения: обратная нумерация страниц, символы, обозначающие поток ветра, то и дело присутствующие в тексте, необходимость обращаться к подсказкам, чтобы понять, от чьего лица идёт повествование, по крайней мере, в начале, всё это наводило на мысль о какой-то уловке, призванной привлечь внимание читателя и скрыть посредственность самого текста. Так я думал в начале и...втянувшись в текст, понял, как ошибался. Это потрясающий роман, и читать его — это труд, такой же труд, как читать любое талантливое, великое произведение великих авторов прошлых годов, веков. Надо понимать, что «Орда...» — это не жвачка, которую пожевал и выплюнул. Это текст, который, несмотря на свой объём, по прошествии времени, для кого месяцев, для кого годов, можно прочитать ещё раз и получить удовольствие, открыть для себя новые его грани.

«Орда...» — это роман образов, Дамазио не говорит, не показывает нам подробности мира ордийцев, как выглядят его главные герои, во что они одеты, что обозначают те или иные термины: «фареолы» и прочие «бабеольки». Он предоставляет читателю самому создать в голове свой уникальный образ каждого героя, мироустройства. И поэтому, как отмечают некоторые французские обзорщики, вышедший комикс по «Орде...», несмотря на все его художественные достоинства, абсолютно или лишь частично отражает их собственные представления о героях, рождённые в процессе чтения.

Сюжет этого романа прост, линейное путешествие из точки А в точку Б. Я бы не хотел заострять внимание на философии этого романа, концепции Ветра и его форм, Хронов, силе Слова, Вихрей, — это тема, я думаю, отдельных размышлений и повод как раз вновь открыть книгу спустя какое-то время. Я лишь хочу обратить внимание на то, как фантазия Дамазио, а это всё-таки фантастический роман, реализована в потрясающих сценах: это и сражение Эрга с Силеном, и многочисленные встречи с удивительными Хронами, и даже лингвистическое состязание Караколя. Многие могут подумать, что Дамазио хвастается своими литературно-языковыми способностями, возможно, так он и есть, но имеет полное на это право, потому что...могёт!

Конечно, не всем участникам Орды уделено одинаковое время, но многие персонажи, тем не менее, удивительно живые, объёмные. Я бы отметил Караколя, у которого своя тайна в этом романе и Голгота, противоречивого персонажа, но абсолютно незаменимого. Эрг Махаон, Сов, Ороси Меликерт, Пьетро тоже представлены полно и за каждым из них интересно наблюдать и следить.

В заключение хочу сказать, что это ещё и эмоциональный роман, многие его сцены берут за живое, это роман-преодоление, роман о жизни в вечном движении, об одиночестве, о том, оправдан ли результат потраченными усилиями. Не знаком с другими работами Дамазио, но склонен думать, что ничего лучше он не написал, что именно «Орда встречного ветра» — его самый важный труд, его Опус Магнум. Во Франции 300 000 проданных экземпляров, а у нас не могут продать и 3000. Печальный показатель. Спасибо за издание, спасибо переводчице. Её труд бесценен.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Владимир Михайлович Огнев «По следам «Оборотня»

warlock1980, 2 июня 07:53

История о том, как «сомнения» бдительного советского гражданина о странном поведении малознакомого коллеги привело к травле и поимке чекистами двух преступников, пытающихся «уйти» за границу с целью продажи ценных секретных гос.сведений. Кажется, что сюжет и история увлекательны, но, к сожалению, текст Огнева достаточно посредственный, погружения в историю нет, персонажи показаны поверхностно, да и сюжет скачет «галопом». Повесть небольшая, но оправданием просто неинтересному произведению это служить не может.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Виктор Астафьев «Соевые конфеты»

warlock1980, 17 мая 07:52

Рассказ без прикрас о войне, история жизни простого парня, как работал, как болел, как голодал, как влюблялся, как заводил друзей, как в итоге уехал на фронт. Рассказ о войне, действие которого происходит не на фронте. Рассказ о том, как успеть пожить до отправки в пекло войны, об осознанно сделанном выборе защищать родину, о простых, но мужественных, трудолюбивых людях, по разным причинам не попавшим на фронт: в силу возраста, болезни и т.д. Рассказ тяжёлый, как и многие произведения о войне. Слог Астафьева безупречен, так может писать лишь истинно русский писатель, пропустивший через себя всё, о чём он пишет. Полезный рассказ для молодого поколения, хотя, и к сожалению, мало, судя по всему, им интересный.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Карел Чапек «Дело господина Гавлены»

warlock1980, 14 мая 07:48

Краткость — сестра таланта.

Чудесный небольшой рассказ, пронизанный юмором, иронией, изобретательный и увлекательный. Чапек пишет о том, что даже в стопроцентном казалось бы явном преступлении не всегда находится состав, мотив и даже орудие преступления не обязательно таковым является.

Пример того, как надо писать рассказы так, чтобы пять каких-то страничек выглядели полноценным произведением.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Агата Кристи «Небесное знамение»

warlock1980, 7 мая 12:13

Этот рассказ — не самый известный у Агаты Кристи, и Пуаро с мисс Марпл куда больше на слуху, чем мистер Кин, однако именно его я хочу отметить. Во-первых, мне импонирует этот таинственный человек, который как будто направляет всегда мысли мистера Саттерсвейта, а вместе с ним и читательские, в нужном направлении. Во-вторых, начиная читать подобные детективы, настраиваешь себя на то, что сам попытаешься догадаться, связать воедино все нити расследования и ответить на вопрос, кто же всё-таки преступник, раньше, чем тебе об этом расскажет Агата Кристи. И почти никогда это не удаётся сделать. Так и здесь, всё в итоге довольно просто, но только когда тебе преподнесли ответ на блюдечке.

В этом мастерство Агаты Кристи, в произведениях которой изобретательность сочетается с неторопливым, но всегда увлекательным повествованием. Классика детектива, просто классика...

Оценка: 9
– [  4  ] +

Еремей Парнов «Ларец Марии Медичи»

warlock1980, 3 мая 18:43

Советский детектив, претендующий на оригинальность и пытающийся отойти от штампов. Местами даже сделать это удаётся.

Начинается всё достаточно традиционно. Мы знакомимся с героями, участвуем в следственных мероприятиях, интрига закручивается. Мы получаем первую информацию о том самом ларце, а потом...спустя сто начальных страниц, начинается калейдоскоп: главы, прыгающие в различные исторические периоды, перемежаются с малозначимыми для сюжета подробностями психологических переживаний второстепенных героев. Среди всей этой мешанины продолжается следствие, однако даже здесь Парнов пытается оживить, откровенно говоря, скучноватое повествование историями об украденном питоне, «волшебных» кошачьих глазных сетчатках и допросами парализованных старушек с помощью картонных буковок. Подобные ухищрения сами по себе неплохи и действительно вносят некоторое разнообразие, однако практически в каждой главе чувствуется переизбыток слов. Еремея Парнова, по крайней мере, по этому произведению, нельзя назвать писателем, которого легко читать, и его многочисленные рассуждения, психологические и философские, начинают быстро утомлять. Возможно, была цель написать немаленький роман, и Парнов использует все возможные средства для её достижения. Под конец начинает казаться, что все эти исторические экскурсы внедрены в роман как раз с целью увеличить объём текста, а не для того, чтобы донести до читателя значимые для сюжета и расследования необходимые исторические детали.

Но я буду более благосклонен и предположу, что цель была всё же образовательная, попытка дать знания, пусть и поверхностные о катарах, тамплиерах, Калиостро, рассказать о сути мошеннического дела об ожерелье Марии-Антуанетты и т.д. И, возможно, «историческая» без малого четверть романа эту миссию выполняет.

Безо всякого сомнения, очень литературна, трогательна и шедевральна глава о гибели следователя Светловидова. Когда совершенно не к чему придраться, то остается только восхищаться. И в целом, ближе к концу очень быстро всё становится на свои места, мотивы выявлены, дело закрыто. Как итог, довольно тяжеловесный и несколько утомительный, хоть и небезыинтересный роман, как мне кажется, всё же опередивший свой 1972 год. Прочитано с интересом, хотя и не вполне оправдавший мои на него ожидания.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Рэмси Кэмпбелл «Полуночное солнце»

warlock1980, 1 мая 00:18

Рэмси Кэмпбелл, по собственному признанию, подумывал забросить этот роман, так и не доведя его до издания, но благодаря счастливым (счастливым ли?) обстоятельствам, после многочисленных правок и сокращений, роман таки был завершён и опубликован. И даже в таком «сокращённом» виде он, как и классический «английский детектив», развивается неторопливо, практически с полным отсутствием активных действий, но с обилием описаний, мелких деталей, переживаний и подробным изложением хода мыслей главных персонажей.

Но раз мы говорим о романе ужасов, хотел бы выразить пару мыслей о «самом главном»: Ужаса как такового здесь нет, вообще. Здесь нет даже Зла, здесь есть нечто лавкрафтианское, где страху перед неизведанным уделено очень много внимания, а более привычные аспекты хоррора ( кровь, увечья, мутации и т.д.) отсутствуют вовсе. Поклонники и того, и другого найдутся, не сомневаюсь.

Атмосфера. Здесь она хороша. Осязаема, литературно хорошо выписана, хотя и не могу не отметить, как автор, на мой взгляд, злоупотребляет различными повторяющимися описаниями «тьмы», «тишины», «холода», «льда», «мороза». Всё это местами завораживает, а местами немного надоедает.

Как итог, мои лично впечатления от романа остались двоякими: не могу сказать, что он мне не понравился, я всё же люблю подобные неторопливые повествования (всё лучше, чем боди-хоррор, хотя и там встречал любопытные вещи, напр. «Миазмы» Арделяна), но и восторга по прочтении не испытываю, чувствуя некоторое утомление. Возможно, это потому, что всё же хоррор — не самый мой любимый и многочитаемый жанр, однако знакомство с Кэмпбеллом всё же приоткрыло мне новые горизонты литературы «ужасов», но буду ли я покорять эти горизонты, для меня остаётся под большим вопросом.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Йен Макдональд «Король утра, королева дня»

warlock1980, 30 марта 02:15

Именно под такого рода книги и создаются такие серии, как «Иная фантастика». Хотя есть ли ещё подобные серии, я не знаю, но припомнить не могу.

Порог вхождения в «Короля...», безусловно, высок, впрочем, как и в «Покой» Вулфа из той же серии, и если вы недостаточно подготовлены в плане эрудиции, частично вам помогут многочисленные сноски и пояснения от переводчицы Наталии Осояну, за титаническую работу которой ей огромное спасибо!

Но сложность текста здесь состоит ещё и в том, как пишет Макдональд, и перевод без прикрас показывает вам его стиль письма, построение предложений, структуру текста. Понравится ли вам этот авторский замысел, наконец, получите ли вы удовольствие от романа, это вопрос. Пока не попробуете, не узнаете.

Макдональд порой пишет об обычных повседневных вещах так, словно он видит их как-то по-своему (глазами своих героинь, конечно же), расставляя акценты в необычных местах, чему-то уделяя самое пристальное внимание.

Да, конечно, героини в романе не самые обычные, с одной стороны, и такие обычные, с другой. А когда Макдональд начинает описывать так называемый Мигмус, читатель получает так много удивительных описаний, что возникает полная уверенность в том, что одному человеку не под силу всё это придумать, кроме...самого Макдональда.

Я намеренно не говорю в своем отзыве о сюжете романа, о нем сказано уже много в других отзывах, хочу лишь пояснить будущим читателям, которые, как и я, впервые знакомятся с автором, о том, что здесь форма важнее содержания, это роман крайностей, потрясающе поэтические страницы «Крагдарры» сменяют атмосферные и немножко странные «Миф-линии», в свою очередь сменяемые жёсткими, местами неприятными, а местами сюрреалистическими мазками «Шехины».

В каком-то смысле это выдающийся роман, который не стремится понравиться всем. Но обратить на него внимание всем любителям нестандартной фантастики, фэнтези определённо стоит.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Кевин Айкенберри «Not on Our Watch»

warlock1980, 25 марта 21:57

Кевин Айкенберри, практически неизвестный у нас американский автор довольно плодовит и имеет множество публикаций. Этот его рассказ вошёл в антологию, посвященную альтернативной истории. И здесь автор размышляет ни много ни мало о планете Земля, и какая судьба ждала бы планету во времена динозавров, если бы не ...вмешательство извне.

Рассказ короткий, но написан он в стиле военной фантастики, основном стиле работы Айкенберри. Получилось очень хорошо, на мой взгляд. 8 из 10

Оценка: 8
– [  2  ] +

Кейт Дейн «For Want of a Hat»

warlock1980, 6 марта 19:23

Рассказ американской писательницы Кейт Дейн опубликован в антологии, посвящённой писателю Эрику Флинту, который, к сожалению, умер в 2022 году.

Флинт опубликовал в своё время первый роман Дейн, и рассказ — своего рода дань благодарности и уважения. Несложно догадаться, что главный герой рассказа — сам Эрик Флинт, здесь ещё начинающий писатель, желающий приобрести какие-то предметы гардероба, которые ассоциировались бы с тем, что он пишет. И, как несложно догадаться по названию, взгляд его падает на шляпу...

Это не выдающийся рассказ, но всегда приятно видеть, как малоизвестные авторы таким способом искренне благодарят более именитых коллег, когда-то протянувшим им руку помощи.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Г. Ф. Лавкрафт «Зов Ктулху»

warlock1980, 26 февраля 10:43

Полагаю, читатель 1928 года, года, когда был написан этот рассказ, был поражён. Представьте себе человека тех времён, незнакомого со всеми благами технической цивилизации, живущего на самой заре зарождения телевидения. Думаю, что всё творчество Лавкрафта, и в частности, рассматриваемый рассказ, на многих, очень многих произвело неизгладимое впечатление.

Даже сейчас проникаешься неповторимой, гнетущей, липкой атмосферой, объединяющей в себе старину тех лет и некий неосязаемый ужас перед неизвестным, проявляющийся в культах, снах, сумасшествии, жертвоприношениях и, наконец, в столкновении с НЕЧТО, не поддающемуся никакому внятному объяснению и не укладывающемуся в привычный образ жизни гражданина 1928 года, а значит, со ЗЛОМ, сводящим с ума.

Лавкрафт в данном конкретном рассказе проявил себя как художник, создающий перед читателем атмосферу, настрой, которые уже работают сами по себе, создавая у зрителя яркую картинку, при этом почти не используя присущие хоррору различные натуралистичные описания.

Здесь ужас другого рода — ментальный, давящий на психику особенно впечатляемых читателей. И Лавкрафт, безусловно, обладает достаточным литературным мастерством, чтобы передать этот ужас на бумаге, в своих произведениях.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Стивен Кинг «Загробная жизнь»

warlock1980, 22 февраля 14:30

Рассказ о выборе, сложном с одной стороны, но таком предсказуемом, с другой. Выбрали бы вы снова прожить свою жизнь со всеми совершёнными грехами и ошибками, испытанными мучениями, угрызениями совести, при этом не в силах что-либо изменить? Стивен Кинг считает, что почти каждый человек выберет пусть такую, но жизнь, чем небытие. При этом каждый, выбирающий жизнь, втайне надеется, что лишь изменив малую часть, её эпизод, круто изменит её течение, пусть даже в памяти и не будет запечатлён этот миг, это изменение, и не придёт удовлетворение от наконец-то правильного сделанного выбора.

- Вы когда-нибудь видели ангела, г-н Харрис?

- Нет, но однажды я видел верблюда. В зоопарке в Бронксе. Выбирайте дверь.

Идеально лаконично подобранная форма рассказа, когда писательское мастерство позволяет в художественной форме заставить читателя задуматься, а не просто пробежаться глазами по тексту, забыв о прочитанном, закрыв книгу.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ричард Маккенна «Страна мечты»

warlock1980, 11 февраля 20:58

К сожалению, Ричард МакКенна — писатель, с творчеством которого я не был знаком до сих пор, да и не издавался он у нас толком, пока не прочитал эту повесть. И, как оказалось, прочитал с удовольствием. Да, это произведение было издано уже после смерти автора в 1967 году, и первая половина повести, как мне кажется, очень психоделична, сразу вспомнились многие психоделические музыкальные альбомы того времени, и в первую очередь, флойдовский The Piper at the Gates of Dawn. Так здорово автор описывает все эти метаморфозы в сознании, создание нового мира, его становление.

Вторая его половина несколько более приземленная, хотя и там хватает «странностей». За героями интересно следить, даже за теми, которые появляются уже ближе к финалу. Ну а сам финал не опишет никто лучше, чем сам создатель нового мира — Крюгер, говоря Кинроссу: «Мы связаны незримой нитью. Я спас тебе жизнь, а ты силой своей воли помог мне перенести сюда мое тело.»

И эта незримая нить связывает героев на протяжении всего этого путешествия то ли в мире грёз, то ли в разуме всего лишь одного человека, изнывающего от жажды...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ричард Пауэрс «Замешательство»

warlock1980, 29 января 21:43

Моё первое знакомство с Ричардом Пауэрсом и сразу с последним его романом на сегодняшний день. Эта книга вошла в шорт-лист престижной Букеровской премии в 2021 году, Прямо к фантастике имеет весьма отдалённое отношение, однако фантастические элементы в ней присутствуют, поэтому будет интересна широкому кругу читателей.

Сразу отдельная благодарность как всегда замечательному переводу Наталии Осояну, переводящей таких сложных авторов, как, например, Джин Вулф. «Замешательство», как мне кажется, тоже текст не из простых, хотя и читается достаточно гладко, через текст не приходится продираться. Роман изобилует описанием столь любимой Пауэрсом природы ( «Верхний ярус», роман Пауэрса 2018 года, также напрямую затрагивает эту тему), но не ограничивается её восхищением, а прямо обвиняет человечество в чудовищном к ней отношении. И делает это устами 9-летнего мальчика, сына главного героя, мальчика с особенностями развития, чьи мысли и выражения завершают практически каждую небольшую главу романа, хотя непосредственного деления на главы или части у произведения нет. И вот здесь автор обращается к НФ, показывая в романе экспериментальную технологию так называемой «нейронной обратной связи», благодаря которой 9-летний Робин учится контролировать себя, свои поступки, взаимодействую со «слепком» эмоций, записанных ранее его погибшей матерью. Пауэрс пытается рассказать нам, как работает эта технология, но делает это, как мне кажется, сложно и не очень доступно для читателя. Но главное, что эта технология работает, и не важно как.

В этом романе происходит не так много событий, но через диалоги, мысли, воспоминания и переживания читатель получает очень много информации для размышлений, так много тем затрагивается здесь, и роман заставляет, именно заставляет читателя обратить на них внимание, подумать, обдумать их, возможно, раньше вы не задумывались о том, о чём пишет в этом романе Пауэрс, но прочитав роман, многие из вас придут в смятение, привычный уклад мыслей нарушится, иными словами, вы придёте в... замешательство.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Филип Дик «Унылый незнакомец»

warlock1980, 26 января 07:49

Согласно библиографии на «Фантлабе», 1953 год для Филипа Дика — это 29 рассказов, и «Унылый незнакомец» — один из них . Тот самый случай, когда количество ни разу не влияет на качество. Дик написал, с одной стороны, «свой» рассказ о «вторжении чужих», однако сделал это мастерски, рассказ имеет именно такую структуру, которая мне всегда нравится в рассказах — некие события приводят к вполне определённому финалу, о котором автор не говорит в открытую, но внимательному читателю не составит труда сопоставить и собрать кусочки паззла.

Кроме этого, следует отметить, что религиозные темы интересовали Дика на протяжении всей жизни и «чужие» здесь связаны с религией самым непосредственным образом. Интересный взгляд. Объективно, сильный рассказ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Джеффри Форд «Зелёное слово»

warlock1980, 21 января 14:53

Рассказ, навеянный фольклором, от Джеффри Форда и опубликованный в разное время в нескольких антологиях.

По сути, средневековое фэнтези, где некий король, подавляя восстание неких лесных людей, казнит одного из них, не подозревая, что встретится с ним снова, но в обличие этакого лешего.

Манера письма Форда располагает к удобному, комфортному чтению и в целом, рассказ, хотя и не хватает звёзд с неба, читается с интересом, иногда заступая даже на территорию «страшной» сказки.

Параллельно основному сюжету, пунктиром проходит тема экологии, защиты леса, животных, в нём обитающих. Форд здесь касается и религии, и лженауки, где местный «философ» вполне серьёзно ведает королю, что в центре мироздания находится Земля, а остальные небесные тела вращаются вокруг неё.

Король — типичный жестокий тиран, жаждущий безграничной власти и посылающий стадо коз семье погибшего погибшего на его турнире заморского рыцаря в качестве компенсации.

Однако все сказки должны заканчиваться хорошо. Так и Форд, оптимист, наказывает в конце концов короля, а любовь, искренняя и всепоглощающая, в итоге является спасательным для этого тёмного мира кругом, дающим надежду на светлое будущее.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Том Холт «Шестнадцать способов защиты при осаде»

warlock1980, 1 января 19:02

Ваше отношение к этому роману сильно зависит от ожиданий, на него возложенных. Как впрочем, это и относится и ко всему остальному: музыкальным альбомам, фильмам и сериалам. Чем больше ваши высокие ожидания не соотносятся в итоге с финальными впечатлениями, тем ниже оценка, которая обычно занижена и не отражает реального качества произведения. Это я к тому, что поставленных некоторыми читателями колов роман уж точно не заслуживает.

А теперь по существу. Конечно же, я ожидал большего. И потому, что это книга года по версии фантлаба, и потому, что книгу, всё же, в основном хвалят. Нет, это хороший роман. Правда. Паркер пишет историю Орхана так, как мог бы её писать сам Орхан, «не историк», а «простой строитель мостов», волею судеб взявший на себя оборону города. Отсюда и такой стиль повествования, любительский, без излишних подробностей. Тем не менее, эта история мне понравилась, Паркер отвлекается на какие-то второстепенные события, не имеющие отношения к основному сюжету, уделяя много внимания ходу мыслей главного героя, при этом в романе много интересных подробностей, те же Темы, и всё, что с ними связано, прописаны очень интересно. Нет запоминающихся героев? А как же Лисимах? Как же история дружбы Орхана и Огуза?

Труха, Фаустин? Основной сюжет неидеален, но многие ходы по обороне города выглядят вполне оригинально и свежо. Лично мне не хватило какой-то эпической, что ли, победы в конце благодаря невероятной смекалке Орхана, Ожерелье Йовия вполне годилось бы, но, к сожалению, так и не понадобилось, хотя посвящено ему немало страниц. Ну это возвращаюсь к вопросу об ожиданиях.

Таким образом, роман можно рекомендовать к прочтению, не желая обидеть девушек, именно мужской части населения. Как мне кажется, Паркер написал этот роман именно так, как и было задумано: легко, иронично и необычно. А его средняя оценка вполне отражает его реальное качество. Хотел бы я прочитать остальные романы трилогии «Осада»? Конечно, хотел бы. Книга ли это года? Всё-таки, нет. 7 баллов.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Джин Вулф «Покой»

warlock1980, 28 декабря 2023 г. 19:15

Я честно и внимательно прочитал этот роман два раза с небольшим перерывом между прочтениями и получил оба раза удовольствие от текста.

А теперь попробую объяснить. Я не сторонник выискивания в этом тексте сложных параллелей с «Фаустом» Гёте, я не ищу в фамилии Вир (Weer) отсылок к вервольфам (werewolf), хотя, безусловно, такие фамилии, как Голд, или Смарт, используются Вулфом неспроста. Конечно, роман хорош и в том числе тем, что существует множество трактовок происходящих в нём событий, многим их этих трактовок посвящены написанные эссе, статьи и пр. Всё это интересно, для меня роман является, пожалуй, лучшим из прочитанного из новинок (роман 1975 года!) в 2023 году.

То, как пишет Вулф, его слог, эрудиция, изобретательность, а куда без неё, ведь множество историй, сказок, легенд, вставленных в роман, самым прямым образом воплощаются так или иначе в жизни Вира, и внимательный читатель заметит это без особого труда.

В этом романе много всего переплетается в причудливый узор повествования, Вулф чуть ли не прямым текстом говорит в романе, что воспоминания по большей части являют собой вымысел и имеют очень мало общего с реальностью. А что этот роман представляет собой, если не воспоминания? Вулф блестяще показал нам, как на самом деле работают наши воспоминания, что-то мы помним исключительно точно, а что-то додумываем, если не придумываем.

Другой аспект, на который я бы хотел обратить внимание, это книги мистера Голда и таких, как он. Книги проникают в нашу жизнь гораздо более серьёзным образом, чем принято считать, по Вулфу, многие произведения искусства, в том числе и книги, написанные такими «шарлатанами», как мистер Голд, со временем становятся подлинными шедеврами, неприкосновенными и не подлежащими сомнению. Более того, вымысел в этих книгах находит воплощение в реальной жизни. Отсюда и ссылки на великого Лавкрафта, а что любил делать Вир? Конечно, читать. Вот так сказки из романа воплощаются в жизни Олдена Денниса.

Наконец, пару слов о том, почему такой, казалось бы, «мемуарный» роман попал в списки лучших «хоррор»-книг. Даже если откинуть в сторону понимание того, КТО на самом деле рассказывает эту историю, а понимание этого придёт в конце романа, уважаемый внимательный читатель, обратите внимание на, казалось бы, малозначимую цитату из романа: «...это душа мертвеца, которая ищет теперь в многочисленных покоях под сводом черепа свои былые места упокоения». Именно это и происходит в романе. И это ужасно.

Оценка: 10
– [  1  ] +

Тайлер Хейс «The Devil You Don't»

warlock1980, 24 декабря 2023 г. 23:50

Попытка в коротком рассказе донести мысль о том, что страх за свою собственную жизнь, каким бы жутким ни казался, более предпочтительно испытать (испытывать), чем познать страх за близких тебе людей. Мысль интересная, но её реализация в этом рассказике не шедевральна, хотя текст и вызвал некоторый интерес..

Оценка: 6
– [  6  ] +

Стивен Кинг «Извлечение троих»

warlock1980, 22 ноября 2023 г. 23:01

Надо сказать, ощущения и впечатления от второй части похождения Роланда кардинально отличаются от таковых при прочтении «Стрелка». Если начало «Тёмной башни» получилось атмосферным, концентрированным действием, местами жестоким, то «Извлечение...» — роман не жестокий, хотя и жёсткий, уделяющий больше внимания психологии героев. В нём нет той атмосферы другого мира, что была присуща «Стрелку», так как действие, в основном, происходит в относительно современной Америке. И вот здесь Кинг доказывает, что писать увлекательно можно о чём угодно, если есть талант.

Итак, Эдди Дин. История его извлечения в мир Роланда полна перестрелок, мафиозных разборок и не кажется особо интересной. Однако Кингу удалось подать эту часть так, что многим авторам, пишущим триллеры или, скорее, «остросюжетные» романы, стоит использовать эту часть романа как референс. Превосходно выдержанный баланс между раскрытием героев, действием и знакомством с персонажами вкупе с изобретательными сюжетными ходами Кинга не даёт придраться к тексту.

Детта и Одетта. Автор настолько уверен в своих силах, что взялся за столь сложную, на мой взгляд, тему, как описание человека, в котором уживаются две абсолютно противоположных личности, да ещё и сделал её инвалидом! И да, он блестяще справился с задачей, которую поставил сам себе. Более того, Кинг удивительно органично переплетает судьбы героев между собой, благодаря чему роман воспринимается как единый, а не как некие разрозненные части, хоть и искусно написанные.

Часть с Мортом вызывает ровно те эмоции, что и должна вызывать, более мерзкого персонажа сложно было себе представить. И участь, уготовленная ему Роландом, представляется вполне справедливой.

Ну а что же сам Стрелок? Он изменился, по сравнению с первой частью, возможно, ушла брутальность, Роланд стал более человечным, что ли, хотя и остался столь же твёрдым духом, этаким «крепким орешком», принципиальным и верным своим убеждениям человеком чести. Возможно, он даже в этом романе располагает к себе больше, чем в первом, ну а как иначе, читателю ещё долго предстоит путешествовать вместе с ним.

Как итог, образцовый роман, отвечающий самым высоким стандартам хорошей развлекательной литературы. Хотя...он и есть этот самый стандарт.

И отдельное спасибо Кингу за упоминание «Терминатора». Мелочь, а приятно...

Оценка: 10
– [  1  ] +

Мари Балодо «The Silence of the Stars»

warlock1980, 4 ноября 2023 г. 15:27

Коротенький рассказ, навеянный воспоминаниями двух подруг, сейчас уже пожилых, которые пьют чай и смотрят в небо, за тем, как космические корабли покидают обречённую Землю в поисках лучшего дома.

Рассказ навеян грустью и одновременно надеждой. Некоторое удивление вызывает тот факт, что рассказ включён в антологию «99 Tiny Terrors», в которой, согласно обложке, собраны хоррор-рассказы.

Хотя, что может быть ужаснее гибели родной планеты?

Оценка: 6
– [  3  ] +

Сюзанна Палмер «Possibly Just About a Couch»

warlock1980, 4 ноября 2023 г. 01:41

Палмер рассказывает свою вольную историю возникновения Вселенной, умудрившись, не растекшись мыслью по древу, уложиться в пару тысяч слов (английских), однако при этом рисует картинку довольно отчётливую, хотя и несколько карикатурную.

Глубоким исследованием, конечно, этот рассказ не является, это что-то вроде комедийной зарисовки, тем не менее, я очарован этим рассказом, очарован его шуточной подачей, в которой тем не менее, находится место и красоте, величию и грандиозности.

Да и не так уж прост всё-таки этот пресловутый диван...

Оценка: 7
– [  2  ] +

Дэниел Уилсон «SuperMAX»

warlock1980, 17 октября 2023 г. 17:00

Рассказ поднимает модную, да и актуальную как никогда сейчас тему искусственного интеллекта.

Представьте, что есть тюрьма, полностью управляемая ИИ. Который может судить, оправдывать, наказывать человека. Автор размышляет о том, способен ли ИИ заменить человека в столь сложных и многогранных задачах, облекая эти размышления в эмоциональный и изобретательный рассказ, в котором нашлось место и множеству фантастических допущений, каждому из которых уделено достаточное внимание.

8 баллов.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Джон Гвинн «Тень богов»

warlock1980, 19 сентября 2023 г. 15:18

По признанию Гвинна, цель его книг — развлечь читателя, и уж «Тень Богов» справляется с этим на ура. Практически в каждой главе, а их в романе 53, что-то происходит. Безудержные боевые сцены искусно вплетены в описание мира викингов, который на самом деле обладает удивительным обаянием, и погрузиться в него — настоящее удовольствие. Тем более, что Гвинном проделана большая подготовительная работа: его мир достоверен даже в мелочах, боевые сцены, быт, атмосфера и природа Севера,- всё выписано скрупулёзно, подобной подробности сложно ожидать в развлекательном романе. Тем не менее, перед нами роман-фэнтези, в котором присутствует магия, удивительные существа и даже ожившие Боги.

Построение романа не блещет какой-то оригинальностью, повествование ведётся от лица трёх главных героев. Этот приём используется многими другими авторами, он позволяет рассказывать несколько разных историй, происходящих в одном мире и, рано или поздно, пересекающихся друг с другом. Гвинн таким же образом поступил и в «Злобе», первом переведённом и выпущенном на русском языке романе, открывающим ещё один цикл автора.

«Злоба» — отличный дебютный роман Гвинна, но, на мой взгляд, «Тень Богов» выигрывает за счёт более привлекательного для читателя скандинавского антуража и невероятной увлекательности большей части романа. «Злоба» — произведение более размеренное и менее кровожадное. Стоит ли говорить, что продолжение этого цикла лично мной ожидаемо, но, к сожалению, выпуск его на русском откладывается на неопределенное время, возможно, навсегда. Издательства предлагают нам знакомство с циклами, в частности, Гвинна, и на первых романах всё заканчивается. Причины могут быть очевидны, но в конечном счёте читатель остаётся ну почти с носом.

Немного слов об издании. Я мало обращаю внимания на бумагу, шрифт и тому подобные аспекты, тем более что книгу приятно держать в руках, имеется карта мира, интервью с Гвинном. Перевод А.Злотницкой прекрасный, но...Если честно, сталкиваюсь с таким первый раз: достаточно часто встречаюсь с тем, что «Орка пошёл» и «Варг сказала» и т.п. Досадное несовпадение родов режет глаз.

В надежде на продолжение издания Гвинна, 9 баллов.

Оценка: 9
– [  11  ] +

Стивен Кинг «Стрелок»

warlock1980, 9 августа 2023 г. 17:05

Столько уже написано и сказано о цикле «Тёмная Башня» С.Кинга, причём, как хорошего, так и плохого. Некоторые фантлабовцы беззастенчиво ставят роману и 1, и 2 балла, но я попытаюсь пояснить, почему у меня рука не поднялась бы поставить столь низкие оценки, даже если бы произведение мне не понравилось бы совсем. Надо сказать, мне повезло, роман мне понравился, это мой «тип» литературы, и поэтому высокая оценка, поставленная мной в итоге, абсолютно отражает моё к нему отношение. Многие, ставя низкие оценки, путают своё субъективное мнение и объективное положение вещей. Субъективно, роман может «не зайти», показаться затянутым (это при 200-х страницах-то объёма), может, не было настроения читать, болела голова и т.д., но объективно, это литература высшего порядка. Конечно, перевод — это колоссальный фактор, который влияет на итоговое впечатление ( в моём случае, Т.Покидаева, вторая редакция романа), но и вне перевода, «Стрелок» даёт очень много читателю: атмосферу, тайну, концепцию мира, сюжет, в конце концов. Так, учитывая условное разделение романа на части, печатавшиеся по отдельности, несколько слов о каждой из них:

1. «Стрелок» не так далеко продвигает основной сюжет, но шокирует сценой бойни в городе Талл, о которой сам же и рассказывает Брауну, встреченному поселенцу. «Растёт городок? — спрашивает Браун Стрелка. Тот отвечает: «Его больше нет. Я убил всех...» Безумная в своей жестокости часть.

2. «Дорожная станция» знакомит нас с Джейком, мальчиком из нашего мира, попавшим в мир Стрелка. Ключевой здесь момент — воспоминания стрелка о своём детстве и казнь Хакса, повара, к которой юный Роланд имел самое непосредственное отношение.

3. Действие части «Оракул и горы» не переносит нас в прошлое Стрелка, Роланд спасает мальчика из рук духа оракула. Суккуба. Искусно написанная сцена — украшение этой части.

4. «Недоумки-мутанты» — пожалуй, лучшая часть всего произведения. Сцена боевого крещения юного Роланда, схватка с его учителем Кортом — украшение всего романа, путешествие же Роланда с Джейком внутри горы, встреча с мутантами и...непростой выбор Роланда в конце как раз демонстрируют Кинга, как очень талантливого автора.

5. Наконец, «Стрелок и человек в чёрном» — самая спокойная, даже философская часть романа, отвечающая на некоторые вопросы, и вместе с тем, оставляющая читателя с целым ворохом новых. Путешествие Стрелка продолжается.

Таким образом, в каждой части Кинг рассказывает какую-то историю, увлекающую читателя, какой-то эпизод, благодаря писательскому мастерству Кинга, читателя не отпускающий, и в итоге перед нами замечательное произведение, доказательством чему является и внушительное количество высоких оценок посетителей Фантлаба, много больше, чем низких.

» Только равные говорят правду друг другу. Друзья и любимые, запутавшись в паутине взаимного долга, врут бесконечно. А это так утомляет!»

Оценка: 9
– [  1  ] +

Алан Мур «Предисловие»

warlock1980, 25 июля 2023 г. 12:04

Предисловие к роману Брайана Кэтлинга «Ворр» пробуждает ещё больший интерес к прочтению, и без того уже немалый.

Мур даёт понять, что роман выдающийся, и поясняет, почему он так думает, проводя параллели «настоящей» умной и яркой литературы с шаблонными романами фэнтези, мало чем способными удивить читателя. Автор «Иерусалима» не хвалит роман в стиле коротких дифирамбов в пару строк, которые печатаются обычно на задней стороне обложек, хотя фраза из его статьи напечатана и на обложке русского издания «Ворра».

При всей неоднозначности «Иерусалима» к мнению Мура, полагаю, стоит прислушаться и прочитать «Ворра», ну и, конечно, составить своё собственное мнение о романе.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Сара Монетт «Свидетель Мёртвых»

warlock1980, 23 июня 2023 г. 18:24

Я оцениваю роман «Император-гоблин» выше, чем второй роман цикла, «Свидетель мёртвых» несмотря на то, что и «Император...» не был лишён недостатков. Итак, спустя семь лет после выхода «Императора...», получившего премию «Локус», Кэтрин Эддисон, она же Сара Монетт, возвращается в этот странный мир гоблинов и эльфов, написав «Свидетеля мёртвых». Тара Келехар, как по мне, абсолютно неинтересный персонаж, уж во всяком случае, даже Майя из «Императора...» показался более живым и симпатичным.

Да, безусловно, «Свидетель...» выигрывает в динамике, событий много (по сравнению с «приключениями» Майи), но, видимо, Кэтрин Эддисон всё же лучше удаются этакие камерные романы, так как экшен, динамичные сцены — явно не её конёк. Она старается побыстрее их закончить, чтобы вернуться к своим любимым описаниям душевных переживаний Келехара, а также вводит в текст какое-то безумное количество абсолютно бесполезных деталей, как то: названия чайных, трамвайных остановок, сиюминутных героев, о которых и сама автор никогда не вспомнит. Видимо, Кэтрин решила, что её мир оживёт, если она подробно опишет, в каком районе города находится какое кладбище, чайная, опера или опишет подробный маршрут, как Келехар доберётся из точки А в точку Б. К сожалению, это не сработало.

Детективные истории, которые расследует наш Свидетель, довольно обыденны, но хотя бы здесь Эддисон хоть как-то удерживает читателя, надо сказать, всё равно терпеливого. Если вам не нравится одно дело, то, может, понравится другое? Так и дочитаете книгу до конца, что и требовалось доказать.

Я упоминал, что «Императора...» читал с определённым удовольствием из-за его атмосферы и неспешности повествования. К сожалению, не могу сказать этого о «Свидетеле...» Да, непритязательные любители детективов в «с натяжкой фэнтезийном мире» прочитают книгу и, возможно, будут ждать продолжения. А оно уже написано в виде романа «The Grief of Stones»(2022) и пары рассказов.

P.S.

В «Императоре...» был

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
взрыв дирижабля

В «Свидетеле...»

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
взорвался дирижабль

У Кэтрин Эддисон в этом цикле ещё что-нибудь происходит?

Оценка: 5
– [  2  ] +

Джон Уисвелл «Alligators by Twitter»

warlock1980, 22 июня 2023 г. 11:48

Довольно забавная история, рассказанная в форме твитов. Научные эксперименты, юмор, диско-музыка и, конечно, аллигаторы, прилагаются.

Несколько скомканная концовка, но, насколько мне известно, это один из первых рассказов Джона Уисвелла, если не самый первый. Автор работает в короткой форме, публикуется онлайн и в различных тематических журналах.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Шеннон Макгвайр «Wrong Story»

warlock1980, 11 июня 2023 г. 19:55

Этот рассказ открывает антологию коротких рассказов ужасов «99 Tiny Terrors» , на бумаге не печатавшейся, но доступной в сети.

И несколько его строк настраивают читателя на нужный лад. Возможно, Шеннон Макгвайр следовало бы пробовать писать сценарии, помимо всех своих многочисленных хобби.

Сюжет «Неправильной истории» как нельзя лучше подошёл бы для одного эпизода какого-нибудь сериала ужасов.

Как по мне, конечно, слишком короткий рассказ, но смысл в нём присутствует, как ни странно. А вышеуказанная антология и задумывалась, как сборник ОЧЕНЬ коротких, но ОЧЕНЬ пугающих рассказов. Всем любителям хоррора и знатокам английского, возможно, будет интересно.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Стивен Кинг «Смиренные сёстры Элурии»

warlock1980, 26 мая 2023 г. 19:00

Повесть, открывающая антологию Силверберга «Легенды», задаёт планку качества, и читатель уже может ожидать, что все последующие произведения сборника написаны на том же высоком уровне.

Действительно, «Сёстры» написаны мастерски, как и большинство прочитанных мною произведений Кинга. Эпизод из жизни Роланда, главного героя эпопеи «Тёмная башня», увлекателен и, как мне показалось, Кинг здесь сделал упор на атмосферу. Здесь довольно много для повести интересных проявлений фантазии Кинга: и образ сестёр-вампиров, и жуки-доктора, которые им служат, хотя, кажется, что это сестры служат им, даже нашлось место для довольно подробного описания мутантов. Жути нагоняет описание того, как пациенты медицинской «палатки», в которую попадает Роланд, в ней содержатся. Ну и, конечно же, как без романтической линии. Отдельно хочется добавить, что, как часто у Кинга, даже здесь, в небольшой повести, иногда акцент делается на максимально подробное описание сцен с шильдиком 18+, так что советовать читать детям это я, конечно же, не стал бы.

Для тех, кто планирует начать читать романы «Тёмной Башни», эта повесть станет отличным отправным пунктом, в ней уже можно погрузиться в мир Роланда, а так же узнать немного о том, какой он человек. А следить за его приключениями, безусловно, стоит.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Сара Монетт «Император-гоблин»

warlock1980, 3 апреля 2023 г. 20:23

Начав читать этот роман, я испытывал смешанные чувства.

С одной стороны, не совсем понятно, почему произведение получило так много номинаций и даже взяло «Локус» в 2015 году в номинации роман-фэнтези. Ведь фэнтези здесь минимум, если не меньше: лишь эльфы и гоблины вместо людей и один, два небольших эпизода с использованием магии. Кроме того, несколько раздражали труднопроизносимые и запоминающиеся эльфийские имена, кланы, дома и т.д.

С другой стороны, роман прекрасно написан и переведён (О. Ратникова). Одолев около трети романа, привыкнув, наконец, ко всем дачосмерам и Эдрехасиварам, я понял, что вчитался и получаю определённое удовольствие от текста. Автору удалось главное: настроить читателя на одну волну с главным героем, молодым Майей, ставшим волею рока императором. Да, он абсолютно положительный герой, плоский персонаж, по мнению некоторых читателей, но ты веришь его переживаниям, сомнениям, победам.

Майя пытается решать государственные дела, и одним из таких дел является строительство нового важного моста. Несколько символично, что главный герой, по сути, строит мосты весь роман. Он пытается найти друзей, соратников, любовь. Строит небольшие мостики взаимоотношений. Совсем как у людей. И в конце концов, ему это удаётся.

Возможно, роману не достаёт чуть-чуть мрачности и драматизма, читается на грани романа для подростков, ну и конечно, пунктиром проходит линия феминизма и «повесточки». Её буквально пару строк, но будущим читателям стоит иметь в виду.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Джон Уисвелл «For Lack of a Bed»

warlock1980, 18 марта 2023 г. 23:47

Джон Уисвелл — писатель, испытывающий хронические боли. Этот рассказ написан в жанре городского фэнтези, и он о хронической боли, которую испытывает героиня и о том, на что она способна, чтобы эти боли преодолеть. Рассказ написан отчасти с юмором, поэтому его сложная тема воспринимается довольно легко и не «грузит» читателя.

На страницах довольно короткого рассказа оживают , хотя и несколько сумбурно, самые разнообразные существа: шелки, василиски, суккубы и др. Возможно, формат рассказа не позволил развить эту вселенную, но кроме их упоминания, ничего особо интересного о них нам не рассказывают. Упор делается на основной сюжет, который вполне интересен и логически завершён. Ну и в фантазии автор себе не отказывает:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
суккуб превращается в магазин подержанных книг
, например.

Вполне читабельный рассказ, не хватающий звёзд с неба, хотя и номинированный на премии Небьюла и Локус.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Башня Слона»

warlock1980, 11 февраля 2023 г. 11:45

Безусловно, один из лучших рассказов о Конане. 20 страниц, насыщенных приключениями и невероятной фантазией Говарда. Атмосфера сказки, фэнтези и немного наивной научной фантастики придаёт рассказу неповторимый шарм, и ругать рассказ, искать какие-то недостатки, не поворачивается язык.

Рассказ ценится многими знатоками и поклонниками творчества Говарда. И это признание абсолютно заслуженно. Описания Говарда, мелодичный язык повествования и диалоги здесь очаровывают и поглощают читателя, заставляя полностью погрузиться в чтение. Абсолютная классика.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Кэт Рэмбо «Crazy Beautiful»

warlock1980, 25 января 2023 г. 21:20

Кэт Рэмбо написала рассказ, в котором размышления о развитии искусственного интеллекта сочетаются с яркими, но фантасмагоричными, если не сказать бредовыми, картинами результатов деятельности этого самого искусственного интеллекта. ИИ и искусство — интересная, близкая даже современному читателю, тема. Сколько уже применений ИИ в творчестве мы наблюдаем уже сейчас? Судя по рассказу, то ли ещё будет! Но наступления будущего глазами Кэт Рэмбо я бы точно не хотел.

Рассказ-номинант на Локус-2022 сворачивает с дорожки твёрдой научной фантастики на тропку weird fiction, что является ходом интересным, но в данном случае, на мой взгляд, реализованном не лучшим образом.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Бог из чаши»

warlock1980, 20 декабря 2022 г. 13:39

Несмотря на то, что бо́льшая часть повествования представляет собой сцену допроса, в которой Конан лишь огрызается дознавателю и называет практически всех присутствующих «псами» (что довольно забавно), в конце рассказа мы имеем таки несколько трупов , а «счастливчики», пережившие знакомство с мечом Конана, обзаводятся

разного рода увечиями.

Сам бесстрашный Конан, тем не менее, оказывается не таким уж бесстрашным и бежит от неведомого существа,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
к слову сказать, уже обезглавленного самим же Конаном
, что выглядит довольно странно.

Как итог, простенький рассказ о киммерийце, вызывающий улыбку, хоть и не лишённый некоторого очарования.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Майкл Суэнвик «Huginn and Muninn — and What Came After»

warlock1980, 13 декабря 2022 г. 18:28

Мрачный, я бы даже сказал, депрессивный рассказ Суэнвика тем не менее был номинирован на премию Локус-2022 и вошёл в десятку (9 место).

Героиня, Алисса, да-да, именно так её зовут, живёт с двумя воображаемыми стервятниками и однажды перебирается в мир-за-зеркалом, где время течёт вспять, а из женщины постепенно она должна превратиться в мужчину. Начавшись как сказка для взрослых, рассказ постепенно превращается в откровенный, подробный самоанализ психического состояния героини с элементами лавкрафтовских ужасов и наркотических переживаний.

Не обошлось и без «повесточки». Однополая любовь, бесполые сущности, вообще этому уделено достаточно много внимания здесь.

Ну и конечно, героиня должна сделать выбор, который определит её дальнейшую судьбу, и финал рассказа хоть и ужасен по своей сути, но представляет историю в другом, более приземлённом, что-ли, виде.

Этот рассказ вряд ли вас развлечёт, но литератор Суэнвик хороший. Пишет хорошо, но не всем понравится то, о ЧЁМ он здесь пишет. Несколько перекликается, а скорее, контрастирует с рассказом Филипа Дика «Мир её мечты».

Оценка: 6
– [  6  ] +

Джон Гвинн «Злоба»

warlock1980, 9 декабря 2022 г. 16:19

Забегая вперёд, хочу сказать, что издания на русском цикл, безусловно, заслужил. Представители издательства говорят, что продажи первого романа оставляют желать лучшего и перспективы туманные. Даже и не знаю, что отпугнуло русского читателя. Может, внушительный объём произведения в 900 с лишним страниц? Дескать, первый роман цикла, в котором почти ничего не происходит, пролог в 900 страниц? А может, он вышел не в той серии? Ведь «Шедевры фэнтези» сейчас, как мне кажется, больше

отождествляется с дарком, мрачной и жестокой фэнтези. «Злоба», несмотря на название, уж точно не дарк. Но от этого хуже роман не становится. Хочу пояснить, что я люблю дарк, и в том числе издающийся в «Шедеврах», взять хотя бы Флавиуса Арделяна и мои очень положительные отзывы на его «Миазмы», хотя грязи как раз там хватает.

Возвращаясь к «Злобе» Гвинна. Не соглашусь с мнением, что этот роман-лишь пролог к циклу. Роман насыщен действием, последняя его четверть — даже перенасыщена. Не стоит отсутствие клиффхэнгеров относить к недостаткам романа. Он цепляет не этим, он цепляет тем, что на протяжении 900 страниц не даёт заскучать, бросить книгу на половине, цепляет своей историей, миром, батальными сценами, характерами героев. Это лёгкий для прочтения текст, через него не надо пробираться, как через бурелом. Он определённо стоит потраченных на бумажное издание денег, и я бы не задумываясь купил продолжение, выйди таковое на русском.

Я не буду заострять внимание на недостатках романа, о них очень хорошо написал в отзыве Sopor. Может быть, свежи эмоции после прочтения, но я хочу этот роман только хвалить. Закрывая последнюю страницу «Злобы», сразу же хочется открыть первую страницу второго романа цикла. Однако наш издатель, похоже, лишит этого удовольствия.

До «Злобы» прочитал Гурского «Закон ордена» из той же серии «Шедевры фэнтези». Неплохо, но даже отзыв написать всё ленюсь, хоть, вроде, и мир интереснее, и «движухи» больше, и роман компактнее. Но...не цепляет. Вкусовщина, конечно...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Воле Талаби «An Arc of Electric Skin»

warlock1980, 4 декабря 2022 г. 22:34

Воле Талаби — нигерийский писатель, этот рассказ — его первая публикация в журнале «Asimov's Science Fiction». 10 место в номинации «лучший рассказ» премии Локус 2022.

Талаби рассказывает о Нигерии будущего, в которой голографическое телевидение соседствует с нищетой, коррупцией и безнаказанностью чиновников. Высокотехнологичные биоэксперименты позволяют усовершенствовать человеческое тело. В ходе одного из таких экспериментов герой получает способность управлять молнией без вреда для себя, но, как оказывается, причиняя глобальный вред окружающим. Он использует молнию как средство мщения своему правительству и всей гниющей системе своего государства.

Супергерой или просто преступник? Талаби не даёт чёткого ответа, предоставляя читателю решить для себя самому.

Социальный рассказ с интересной фантастической составляющей, приправленный нигерийским колоритом и отсылками к нигерийской мифологии и культуре.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Роберт И. Говард «Дочь ледяного исполина»

warlock1980, 18 ноября 2022 г. 12:02

Если в рассказе «Феникс на мече» нам показывают Конана средних лет, то в этом рассказе мы знакомимся с молодым Конаном, наёмником, только начинающим свою «карьеру». Здесь Говард более подробно описывает обстановку, личность Конана и его мотивы.

Хочется отметить, что Конан по Говарду — это герой в классическом смысле слова. Великий человек, но великий — не значит хороший. В этом основное отличие от других изображений Конана в массовой культуре. У Говарда это дикарь, эгоист, который берёт то, что хочет, а все его добрые дела случайны. Он удачлив, искусный боец, решителен — и именно эти обстоятельства не позволяют ему умереть в этом рассказе.

Атмосферный сеттинг и немного юмора. Прекрасный рассказ.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Роберт И. Говард «Феникс на мече»

warlock1980, 11 ноября 2022 г. 17:07

Блестящие батальные сцены:

«Его варварская душа пылала восторгом смертного боя, и песни о древних героях отдавались в ушах».

«Он прыгал, крутился и стелился по полу, точно тигр в стае обезьян. Враги никак не могли попасть по нему, между тем как его топор знай выписывал смертоносные полосы и круги...»

Отличная атмосфера:

«Глубокая и зловещая тьма, какая бывает только перед рассветом, окутала сумрачные шпили и великолепные башни...»

Король Конан вот-вот будет свергнут его врагами во главе с Аскаланте, претендующим на трон короля Аквилонии. Но во сне Конана посещает Эпимитрий, мудрец, и наносит знак на мече Конана в виде Феникса. Это помогает ему лучше сражаться со своими врагами, как человеческими, так и потусторонними.

Я думаю, что Голливуд не смог передать по-настоящему гротескный и космический ужас классических книг о варваре. Мой первый рассказ о Конане Роберта И. Говарда.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Гарри Гаррисон «Специалист по этике»

warlock1980, 14 сентября 2022 г. 18:51

Великолепная вторая часть цикла «Мир смерти»: ещё больше юмора, больше инженерной изобретательности!

Эта книга — хорошее воплощение распространенной научно-фантастический идеи — «пришелец из будущего в мире прошлого, изобретающий новые технологии для своего выживания». Кроме того, стоит упомянуть, что в книге есть САМЫЙ РАЗДРАЖАЮЩИЙ антагонист, которого я когда-либо видел в книгах.

Основная тема, рассматриваемая в книге, — это исследование отношения морали к подобным конструкциям: «Поймите, человека невозможно судить без учёта конкретной ситуации. Нормы поведения относительны. Каннибал в своём обществе так же нравственен, как прихожанин в нашем».

Гаррисон, как и в первом романе, удачно сочетает увлекательные приключения с философскими рассуждениями. Как итог, классика фантастики, без сомнения, на мой взгляд, ничем не уступающая первой части трилогии. 9 баллов.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Гарри Гаррисон «Неукротимая планета»

warlock1980, 15 августа 2022 г. 13:11

Не буду говорить много слов об этом романе.

Прочитанный в детстве, как простой фантастический боевик, и перечитанный сейчас, спустя лет этак 25, уже как более серьёзное и осмысленное литературное произведение, роман доставляет ещё большее удовольствие.

Потрясающая научно-фантастическая книга, которая быстро развивается и полна приключений! Читая подростком, обращаешь внимание на диковинные приборы, устройства, фантастическое оружие, расу людей, похожих на воинов, инопланетных монстров и так далее. Теперь, перечитывая роман, я обращаю внимание и на другие вещи. К примеру, на эволюцию мышления, изменение сознания двух разно-социальных групп людей, колонистов, волей обстоятельств живущих, выживающих и взаимодействующих друг с другом в ужасающих условиях негостеприимной планеты. Этот роман интересен и с точки зрения научной фантастики и с точки зрения изучения психологии и культуры.

Позвольте закончить с цитатой из книги, которая нашла отклик у меня:

"— Не знаю, — ответила она. — Я не уверена. Впервые в жизни я чувствую, что может быть несколько ответов.

— Поздравляю, — с горечью сказал он. — Ты становишься взрослой.»

Оценка: 9
– [  4  ] +

Владислав Женевский «Зевака»

warlock1980, 23 мая 2022 г. 23:02

На самом деле, удивительно написанный рассказ, читая который, забываешь о том, что он написан в наше время и российским автором.

Будто перед глазами забытый рассказ Пришвина, который вдруг решил сочинить страшную сказку. Получилось очень увлекательно, и если были сомнения, что Женевского на обложке книги смеют сравнивать с великими По и Лавкрафтом, то, удивительно, но факт, эти сомнения начинают рассеиваться.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Антон Чехов «Perpetuum mobile»

warlock1980, 23 мая 2022 г. 22:38

Сам Чехов охарактеризовал этот рассказ «удачным, сатирическим и юмористическим» и даже «клубничен отчасти, но не резко», в связи с чем в 1903 году и был отнесен к числу «непригодных для чтения учащимися в средних учебных заведениях».

Видимость полезной деятельности, а по сути, праздное времяпрепровождение, безответственность, легкомыслие, слабоволие — эти качества человека обличает Антон Павлович в этом рассказе, немного абсурдном, но столь актуальном даже сейчас. Ведь люди не меняются, меняется лишь их окружение.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Пётр Гурский «Гнев богов»

warlock1980, 19 февраля 2022 г. 07:54

Как и в рассказе «Кузня, где умирали», центральный персонаж этого рассказа — ребёнок. Однако здесь гораздо больше фэнтези, автор привносит элементы, раскрывающие и дополняющие тёмный и мрачный мир основного романа «Закон ордена». И да, здесь больше описаний, подробностей, не свойственных Гурскому, по крайней мере из прочитанного. Очевидно, что именно в рассказах рождался мир «Закона ордена». Это и общий фон войны с народом хунг, и некоторые детали мира, такие как загадочные всадницы маддоны, смотреть на которых означает принять смерть от красивых, но смертельно опасных их спутниц — птиц амвари.

«Гнев богов» — обязательное к прочтению произведение, если планируете познакомиться с миром Петра Гурского. Читать рекомендую рассказы до романа. Издатель поместил их в книге, к сожалению, в конце. На мой взгляд, решение ошибочное.

В любом случае, это достойное крепкое фэнтези, однозначно достойное найти своего читателя.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Пётр Гурский «Кузня, где умирали»

warlock1980, 14 февраля 2022 г. 23:06

Детство, растоптанное войной.

Этой фразой можно определить данный рассказ, короткий, но хлёсткий, простой, но далеко не примитивный. Ведь его главные герои — дети. Одному 9 лет, другому — 12. Дабы не спойлерить, это рассказ об ужасах войны, в которых эти мальчики, к сожалению, принимают самое непосредственное участие и своими мыслями, переживаниями, желаниями и действиями. Все герои этого рассказа в той или иной степени травмированы войной. Гурский внёс лишь малую долю фантазии, гораздо более малую, чем в романе «Закон ордена» , который по сравнению с этим рассказом, чуть ли не образец жизнерадостности.

Читалось легко, и тяжело одновременно. И данный рассказ не воспринимается, как фэнтези и что-то развлекательное. Жестокое и грустное произведение, которое совсем не ожидаешь встретить в серии «ШФ».

Оценка: 8
– [  1  ] +

Лаура Кардеа «Осколки серебра и льда»

warlock1980, 8 февраля 2022 г. 09:28

Да уж, несмотря на то, что автора, судя по благодарностям после романа, поддерживало невероятное количество добрых людей, что само по себе неплохо, роман получился больше о платьях и цветах, чем о фэнтези. Добрая принцесса, миссия которой погубить злобного принца фэйри, оборачивается фэйлом почти в самом начале романа: принцесса бросается в ледяную реку и пытается утонуть, но злодей-принц благородно спасает её и укутывает в одеяло. После этого принцесса путешествует, попутно угощая простых бедных детей какими то пончиками, знакомится со странными разумными существами ( у нас же фэнтези), о которых к концу романа забываешь, участвует в каких-то примитивных испытаниях, попутно приручая волшебного волчонка, учится кружить силой воли снежинки ( у нас же магия), и в итоге целует принца с пониманием того, что все-таки любит его.

Как итог, роман читается без особого интереса, хотя общая концепция зимнего королевства, заколдованного принца, хоть и не нова, но раскрыта неплохо. 5 баллов.

Оценка: 5
⇑ Наверх