Сюжетно — именно в срезе "расскажем вам историю про..." — сериал не дает зрителям почти ничего нового.
Да, эпидемия, да вымерло большинство человечества, а оставшиеся как-то пытаются жить.
Да, уже прошло двадцать лет, есть сложности, и две группы людей, которые очень разными глазами смотрят на прошлое, пытаются определить будущее...
"Почтальон", "Революция", "Армия 12 обезьян" — примеры можно приводить долго.
Есть мозаика прошлых историй, которые сплетаются в детективно-триллерную совокупность нитей сюжета.
Фокус в том, что сериал немного не об этом.
Да, важно, кто же придет на свет "заженной свечи" в последней серии, какой будет развязка. Но большую часть — уже рассказали.
.
Вторая гипотеза — он "про людей".
Действительно, главная героиня предстает в двух ипостасях. Маленькая девочка, заставшая начало эпидемии в компании двух малознакомых мужчин (девяносто дней карантина). И взрослая актриса, которая запросто может ударить ножом и вообще довольно опытна в вопросах выживания, потому как театров практически не осталось. Кстати — очень удачный дуэт юной и взрослой исполнительниц, за это сериалу большой плюс.
И, да, каждую серию рассказывают историю другого человека — начинают или заканчивают, а иногда персонажу второго плана достается сольная партия.
Многие актеры играют очень хорошо.
Но и люди здесь — не главные.
Они, по сути, достаточно обыкновенны. Штатно сходят с ума, как сходят с рельс вагоны слишком накренившегося поезда. Предсказуемо становятся сильнее от испытаний, и так же предсказуемо строят паутину лжи, спасаясь от отчаяния.
Смотреть только за их превращениями было бы скучновато, как за движениями фигур на доске в ученической шахматной партии.
.
Главными героями становятся те информационные пакеты — кодексы, истории, байки, пророчества — по которым теперь придется жить новым поколениям людей. Весь наш громадный мир, с его бесконечным потоком новостей, топовыми сериалами, компьютерными игрушками и феерическими библиотеками — становится просто книгой, которую можно унести с собой в рюкзаке. Просто историей, которую расскажешь детям у камина, и порой тебя не станет на вторую историю — не успеешь. Просто картиной, которую можно повесить в спальне, но копию снять уже не получится, да и крыша музея давно протекла.
Но у каждого современника в душе — свой кусочек медийного потока, своя история взросления через знакомство с литературой, с идеями, с завиральными проектами. Свой комикс "Станция 11", который стал для героини первой настоящей книгой, в которой можно найти ответы на смысл жизни.
Теперь все это надо сложить в маленький чемоданчик, а что не влезет — просто выкинуть.
Вещи становятся не живущими сами по себе сокровищами, которые можно оставить на полке и вспомнить про них через половину века, а почти живыми продолжениями тела человека. Если вы не взяли у только что умершего свирель, и не дали её ребенку — то всё, это просто палка, которая будет валяться на дороге или окажется в могиле.
В подобном путешествии к прошлым эпохам, в откате цивилизации — информация может жить лишь в одной большой книге и в каких-то ритуалах.
Как случилось в финале Римской империи, когда горели и гнили библиотеки, когда книжников насаживали на копья, но более того — просто лишали пергамента.
Тогда победила Библия и литургия. Собрания в церквях по воскресеньям и крещение младенцев. Текст и ритуал в едином пакете. Причем по этому ритуалу строилась жизнь.
Но те люди XXI века, которые встречают первые вздохи новой эпидемии — они большей частью не религиозны. Многие вообще происходят из исламской среды, и живя в США как-то не очень стремятся к молитвам.
Их объединяет культура.
Шекспир.
Отец героини ставил "Короля Лира" и умер прямо на сцене в вечер начала эпидемии.
А через двадцать лет девушка с бродячим театром — ездит от поселения к поседению и дает пьесы из понятного ей репертуара. Вот вам духовность, вот ритуал посещения постановки, вот яркие персонажи, за которыми легко читается правда жизни.
Можно сохранить немного музыки, капельку дизайна, сколько-то грамоты — и передать эстафету дальше, пока не пройдут темные века, и вновь размножившиеся люди не захотят прочитать других драматургов. Или даже философов.
У этого проекта куда больше шансов на успех, чем у какого-то "музея цивилизации", в который через тридцать лет и вспомнить будет сложно, а сожгут его еще раньше...
Но по одной земле с ностальгией и восхищением искусством — ходит фанатизм. Предельно жесткое отрицание уюта и милой обстановки культуры. "Прошлого нет". Фанатик может превратить ребенка в самоубийцу с бомбой и подослать его к очередному культурному недобитку. Потому что у фанатиков и основателей культов — очень сложные отношения с поэтами. Ведь мало в душе человека места для чего-то выского, и яростно сражается за этот живой интерес Вера с Искусством.
И самое интересное — имхо — в сериале, это то, как скозь выросших или даже постаревших людей говорят между собой осколки прошлого мира. Про комикс "Станиця 11". Персонажи думают, что пережитая катастрофа это самое страшное событие в жизни, ось времен. Но важнее здесь и сейчас оказывается одна из случайных историй, которая уже почти стала личным, персональным мифом героини. Как развлекательный контент, как по случаю купленный для ребенка комикс — она уйдет в прошлое вместе сними. Зачем читать этот комикс детям, которые не поймут про прыжки во времени и сомневаются в существовании интернета? Они могут сделать из него Священное Писание, тоже сделать себе костюмы, и стремиться умереть, как погибли персонажи комикса. Или просто забыть, как одну из историй, рассканных страшими у костра. Ведь если чуточку сместить акценты, если представить, что история развивалась иначе — фанатиком мог стать любитель Шекспира. Пьесы наполнились бы реальной кровью и "Гамлет" стал непременным оформлением судебного поединка. Но отблеск прошлой эпохи еще жив, еще переливается смыслами в сознании собеседников — потому комикс называется комиксом, где есть синий космонавт и скрытая лидер повстанцев...
.
Наконец, в сериале очень хорошо получилась атмосфера.
Это то, чего решительно недостает первоисточнику — книге на двести пятьдется страниц с похожим переплетением сюжетных линий.
Театральные подмостки и богемная среда до эпидемии. Постороняя суета бизнес-конференций и аэропортов. Изолированная квартира во время карантина. Кошмар первого года. Ленивая медлительность театра, который через двадцать лет после катастрофы старается быть настоящей труппой. Скоротечность ножевой схватки.
Продуманные локации, декорации, эпизодические роли.
Музыка Паганини — очень кстати.
Порой тут больше атмосферы из рассказов Брэдбери, чем из стандартных фильмов про постапокалипсис. Наверное, потому что в каждую эпоху есть своё очарование, и его подверкивают всеми силами. А люди стараются помнить Шекспира, как некий господин вспомнил про зажим для штатнины, который использовал в детстве, чтобы кататься на велосипеде — жизнь можно поддерживать и через такие маленькие воспоминания.
Да, в атмосфере сериала есть три решительных недостатка.
Порой не веришь в батальные сцены и особенности выживания — подано все динамично, но не без огрехов.
Естественно, вопросы историй не решали бы все на свете — хотя очень многое — был бы вопрос доступа к ресурсам, становления новых государств и набора в бригады-армии-дружины. Тут реалполитик отодвинута на второй план и стуацию немного спасает малый масштаб происходящего. Бродячий цирк, какие-то фрики в здании аэропорта, небольшие подростковые банды. К ним просто еще не пришли серьезные ребята с пулеметами. Хотя могли бы и прийти...
Ну и "повесточка" в полном наборе, куда без неё?
.
Итого: лирическая история о том, как осуществляется естественный отбор сюжетов при решительном недостатке свободных ушей. И о людях, проживающих те истории, которые рассказывают.
Экранизация, что понравилась мне больше книги.