Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 4 ноября 2014 г. 01:19

Для начала — о форме.

Да, я понимаю — на издание в три тысячи экземпляров — не особенно тратятся.

Да, я понимаю — художник взял за основу оформление "Заводной", добавил портрет девушки, пририсовал украшение на носу — и сказал, что всё так сойдет.

Да, я понимаю — издатели ждут выхода второго романа, получится нормальная книжка в шестьсот страниц формата А4.

Но это не повод клепать на обложку фотошопную аппликацию!

Теперь — о содержании.

В сущности это повесть, которая не дотягивает о романа ни по размерам, ни по внутренней эволюции персонажей.

По сюжету — без спойлеров — это типичная романическая история молодого подмастерья, который стал рыцарем и теперь весьма симпатичен принцессе. Когда читал, постоянно ловил себя на мысли, что тут как-то многовато взято приключенческих штампов (педагогика для юношества тоже в ассортименте). Только вот автор совершенно правильно обрывает её... Мы так и не узнаем истинных чувств принцессы.

Потому как мир там описанный — это проигрыш человечества.

Повесть — гипертрофированная иллюстрация, что будет с нами, если мы не пройдем "фазовый барьер", который отделяет индустриальное общество от когнитивного.

Постепенно кончится нефть — или её месторождения станут слишком дороги в разработке.

Цветные металлы придется добывать не из земли — а больше перебирать старые механизмы. (натурой для той общины, где живет герой, автору послужило громадное кладбище кораблей на побережье Бангладеш — сейчас туда пригоняют старые суда, и местные жители разбирают их вручную. Все жутко токсично и там адский уровень смертности)

Поднимется уровень океана, но, что важнее, люди крайне плохо смогут перенести цивилизацию на новые места — на это просто не будет ресурсов.

Прогресс в части технологий сохранится (Япония у автора традиционно выступает оазисом технологий), и вертикальное человечество, в котором люди реально различаются по уровню интеллекта и физических возможностей — будет построено...

Вернется часть феодально-общинных ритуалов.

Вернется восточный базар — как основная форма торговли...

Вернется и полноценная торговля людьми.

И останется жуткое ощущение безнадеги: молодые люди что-то слышали о прошлом, они каждый день разбирают танкеры, как-то догадываются, что построившие их люди жили малость иначе, чем натуральные дикари на побережье, у которых нет электричества и нормального обучения грамоте.

Но проще вернуться в прошлое, чем попасть на один из тех клиперов, что проносятся на горизонте.

Герой стал "рыцарем". Вырвался из привычного круга общения, с проклятыми вопросами и скорой смертью — его единственный шанс оказался точкой, с опорой которую он перевернул свой личный мирок. Он раздал все долги — железом и кровью, лекарствами и беседами. Перед ним новая ступенька...

Но в счастливый исход второго романа — если в нем будет участвовать этот же герой — веришь куда меньше, чем даже начиная читать первый. Такое количество удачи не может выпасть человеку дважды, и слишком далеко "рыцарю" по образу мышления до "принцессы".

Или автор слишком многого недоговаривает...

Итого: вещь на семь баллов. В линейном сюжете нет крупных провалов, автор к описанию мира прибавляет внутренние дилеммы персонажей.


Статья написана 1 ноября 2014 г. 11:04

Зомби-апокалипсис (роман)

Автор: под.ред. С. Джонса

Роман очень большой группы авторов, которые решили все проблемы с подгонкой стиля – перед нами не единый текст, а собранием писем, протоколов и дневниковых записей, в которых рассказывается полторы дюжины совершенно разных историй.

Кажется, что авторы поставили перед собой задачу — показать англосаксонские особенности переживания зомби-нашествия. С чем, по большому счету, успешно справились. Рассматривается Британия, США, немного Австралия... За пределы англоязычного мира места действия не выносятся – кроме короткого эпизода в Мехико — это явно идет на пользу книге, потому как отсутствуют "клюквенные" ляпы "Войны Z" Д. Брукса.

Что тоже пошло на пользу книге — авторы используют перенос "зомби-вируса" не только через укус, но и через поцелуи. К особенностям эпидемии бешенства «подмешали» немного гриппа. А то в сериалах масса персонажей не обращает внимания на собственные физиономии, забрызганные кровью мертвецов.

Чем же страшен зомби-апокалипсис? Ведь ходячие мертвецы — по своим возможностям куда как уступают пришельцам, да и сами по себе туповаты. Пока человека жив и здоров — вирус не так страшен. Это ведь не чума.

Ужас в не оказании сопротивления. В том, что множество барьеров, которые человечество воздвигло между собой и серьезными неприятностями — падают, как заговоренные.

Перво-наперво — вирус можно не активировать, не будить лихо. В книге ужас несомненно британский, а значит — старомодно-исторический. Источником заразы послужила не продвинутая лаборатория, а старое-старое кладбище. Массовое захоронение времен Черной смерти, которое раскопали, чтобы построить на его месте громадный развлекательный комплекс (прозрачный намек на недовольство лондонцев "Куполом тысячелетия" — другой помпезной стройкой).

Уже разбуженный вирус можно сравнительно легко загнать в могилу — но вокруг кладбища шляются разнообразные протестующие, корреспонденты, правозащитники, а так же агенты полиции, просто полицейские и черт знает кто еще...

Дальнейшее описание провалов системы будет простым спойлером, разве заметим, что хорошо описан типично английский ляп с разработкой подробных планов на случай экстренных ситуаций — и причиной отсутствия этих планов в решающий момент.

Авторы тщательно проработали стандартные типажи зомби-апокалипсиса. Они заимствованы из множества других книг и фильмов — занудством будет перечислять из каких. Оттого кажутся аппликацией, чем-то настолько типичным, что уже не веришь в уникальность, а ищешь в персонажах запасные части от героев других произведений...

Несколько стариков и просто пожилых людей с типичными заблуждениями, страхами или предрассудками. Скажем, интеллигентное опасение государства в стиле "правительство замышляет" и привычка бездетной четы ходить на демонстрации — пережиток 60-х. Обанкротившиеся старики, которые из книжного магазина съехали в маленькую "социальную" квартиру — привет от очередного кризиса.

Настоящим полицейским, истинным служакам, все еще непривычно носить оружие — пусть в книге и описано изрядно ожесточившееся государство.

Когда люди замыкаются или их охватывает ложная надежда. Мелочные придирки к ближним или же вспышки эйфории — вполне узнаваемы.

Описана попытка продлить существование принца Чарльза — укушенного. Его лечат, а свита вокруг кажется воплощением выродившейся монархии, мертвой в еще большей степени, чем принц. И только врачи на этом фоне кажутся живыми.

Ехидные шуточки достались новому обитателю Белого дома в США...

Коллективная память авторов вмещает почти всю историю жанра, отчего персонажи очень к месту вспоминают как трэшевые зомби-фильмы, так и роман Уиндема "День триффидов".

Но общий вердикт: старательно написанная и жутко вторичная вещь. Она рассчитана на целевую аудиторию, которая придерживается традиции пятичасового чаепития — в широком смысле. Соответствующий размер политических шпилек и прозрачность эротических намеков. Почтение перед стариной и страх перед глобальными процессами, которых персонажи уже не понимают и не могут контролировать. Увы, книга интересна лишь этим добротным раскрытием культурологической темы. В остальных аспектах ничего нового авторы не выдумали, да и не старались. Зомби подчеркнуто любят мозги, а весь "апокалипсис" развивается по привычной схеме.

Благодаря пестроте стилей, в оригинале книга очень подойдет всем изучающим английский язык…


Статья написана 30 октября 2014 г. 22:33

Судья Дредд — человек, который может расстрелять почти любого другого человека.

Судьи в мире "Мегасити" — им даже коррупция не нужна, они просто должны уворачиваться от потока жизненных благ, который на них льется :)

Так что случилось неизбежное: мультипликационный сериал о судье Дредде, который изначально был на темной стороне

Сын стоматолога, которого сам же и казнил на электрическом стуле.

Он вступил в ряды судей, чтобы убивать.

Убивать кого захочет...

П.С. Продолжительность серии — шесть минут. Анекдот совершенно правильно оставили анекдотом.


Статья написана 26 октября 2014 г. 01:52

Исходная книга и её экранизация.

Отправной точкой книги, её камертоном и нитью Ариадны – было самолюбование и легкая жажда чуда. Не автора, разумеется, но среднего класса американского общества. Тех сравнительно успешных людей, у которых есть хороший дом, которым нет нужды каждую минуту думать о здоровье, чтобы не попасть в «список на увольнение» своего босса, которые без лишних колебаний выбирают, где поесть. Слишком дорогие отели и всевозможные презенты класса «Преиум» — не для них. Однако присутствует спокойная, непоколебимая уверенность в завтрашнем дне.

И вот таким людям (и тем, кто хочет им казаться) одновременно хочется смотреться в зеркало – чтобы там отражалась жизнь – и одновременно, чтобы эта жизнь не была чересчур скучна.

Чудо должно быть страшным, но не отвратительным. Жизнь персонажа может разбиться вдребезги, но он не перестанет думать о том, как удобен подголовник его кресла или вспоминать добротную зимнюю резину, которую поставил на свой автомобиль. Загадка должна интриговать, оставаясь неизменно респектабельной…

Это субъективное ощущение? Естественно. Можно только заметить, что в книге дается куда больше оснований для него. На фоне успешного семейства (детей нет, но с финансами полный порядок и супруги любят друг друга), дома, начала писательской карьеры мужа, деловых успехов жены и хорошей природы на заднем плане – тихонько проявляется загадка. Читательский интерес приходится поддерживать, а потому линия главного героя разбивается вставками из ощущений маленькой девочки. В которую подселилась душа старого маньяка, но пока никак не может окончательно взять контроль…

Внутричерепная борьба – самый, пожалуй, лучший момент. Что в книге, что в фильме. То, что решается парой секунд гримас на экране или превращается в очередной вариант экзорцизма — Маршалл показал как самостоятельный процесс, отдельную войну, в которой невозможно все свести к четким воспоминаниям, да и сознание человека не очень хорошо контролирует процесс борьбы. И даже опытные «подселенцы», практически погасившие сознание «жильца», все равно принимают решения под воздействием чужой памяти.

В книге намеками, детальками, проявлениями в самых обыденных вещах – показано, как жена героя перестает быть собой, и чужое сознание подавляет её психику.

В фильме великолепно сыграла еще очень юная актриса – от простого описания «переворотов» в её сознании, когда девочка о вспоминала себя, то засыпала – удалось перейти к целостному образу, весьма впечатляющему.

Главный герой, столкнувшийся с загадкой – пусть он и бывший полицейский – начинает действовать обыденными методами. У него нет в запасе группы старых друзей, которых можно позвать на поддержку. Лаборатории нет, вместо картотеки – Google. Фактически, он «средний американец», который просто чуть больше знает о юриспруденции и реалиях работы полиции.

И, как любят показывать в разнообразных «секретных» сериалах (сериал, кстати, снимали создатели Х-файлов), возникает эффект «проникновения сквозь завесу». Когда довольно тщательная система конспирации, которая сохраняет таинственную организацию – практически не работает против данного конкретного гражданина, потому что он видел. В книге по сравнению с фильмом есть моменты откровенных передержек – когда искушенные в фантастике читатели ужа давно дали себе ответ на вопрос «а что тут вообще происходит», а персонаж еще не сообразил, но в фильме к этому подошли быстрее.

Мы видим, как мышление героя чуть изменилось, и теперь раскиданные по десятилетиям заметки, которые не может сопоставить никакой следователь – легко уживаются в его сознании.

И все те детальки, весь тот вещизм и любование барными стойками – вдруг оказывается как никогда кстати.

Само общество не раскрывается, не демонстрируется во всех подробностях. Герой что-то понял, что-то увидел, кто-то сказал о «девяти», управляющих системой. Но всей схемы не видит ни он, ни читатели/зрители. И это правильно. Потому как один решительный недостаток общества создатели сериала показали очень хорошо. Дело даже не в маньяках, которыми могут стать возвращающиеся из могильной тьмы души, дело в злоупотреблении возвращением.

Потому как в прошлой жизни они могли знать людей, которых им теперь со страшной силой хочется вернуть. И есть для этого техническая возможность.

А значит, число возвращенных должно расти. Это как с вампирами, которые должны как-то ограничивать свои ряды, иначе скоро людей не останется…

Благоразумно оставим за кадром часть подробностей, М. Маршал, естественно, не доводит историю до финала…

Сериал (с претензией на второй сезон, как же без этого) достаточно точно отражает содержание книги (расхождения есть), и как экранизация весьма впечатляет. Режиссура добротная, подача материала не скучная, актеры умеют себя показать. Любителям мистики, вероятно, очень понравится.


Статья написана 25 октября 2014 г. 00:17

В качестве комментария — отрывок их "Человека с бульвара капуцинов": "Фи-ильму! Фи-ильму!!"





  Подписка

Количество подписчиков: 118

⇑ Наверх