Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «alex1970» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 26 декабря 2021 г. 20:54

Израиль, 1973, 87 мин.

Реж. Йона Дэй

В ролях Шмулик Краус, Илан Дар, Ирис Давидеско, Искадновский, Иехуда Фукс, Шмуэль Ацмон, Марго Клауснер

Триллер Джиалло

Оценка 6,2 (14) Моя оценка 7,5 (очень хорошо)

Фильм, очень необычный для израильского кинематографа того времени. Ужасы тогда были не в почете в израильском кинематографе, а уж тем более джиалло.

Готовы ли вы убить или умереть за свои научные убеждения? Один из основных вопросов этого достаточно странного фильма, который один из сайтов назвал "странным ублюдком израильского кино", а газета "Гаарец" — "странным, несущим насилие и провокативным".

В Тель-Авиве живет очень странный доктор Адам. Он хороший специалист, из богатой семьи (мать — глава правления крупной фирмы, ее играет настоящая бизнесвумен Марго Клауснер), его увлекает насилие и жестокость (сцены с ястребом и мышью, а затем на охоте).

Свою одержимость он направил на доктора Ависара, декана факультета психологии Тель-Авивского университета. Тот по радио рассказывал о своей теории личностей шизоидного типа. Психолог считает, что человека можно избавить от агрессии при помощи нейрохирургического вмешательства. По его мнению, здоровый человек никогда не будет рассматривать убийство как средство разрешения проблем.

Доктор Адам считает, что насилие и жестокость — базовые черты сущности человека, и избавиться от них нельзя, они живут в каждом. И берется доказать это на примере доктора Ависара.

Диспут проходит не в аудиториях университета, а скорее похож на итальянские джиалло с тревожной атмосферой, неясными тенями и намеками.

Актерский состав. Единственный фильм Йоны Дэя (режиссер, продюсер и сценарист данной картины) можно считать шедевром (по крайней мере, уникальным явлением в израильском кино). Йона Дэй — бизнесмен, владелец известного Cafe Noga, где собиралась артистическая богема.

Йона Дэй сказал в интервью, что он не получил кинематографического образования, но нередко мог наблюдать за съемками фильмов, подмечая, что сделано правильно, а что нет. По его словам, он хотел сделать более универсальный фильм, чем обычная в то время израильская продукция, как правило, основанная на местных реалиях".

В фильме снялись звезды и известные актеры отец Анат Ацмон Шмуэль Ацмон ("Операция "Черный сентябрь", "Каддиш", "Брурия", "Женщина по имени Голда"), Илан Дар ("Сказание о Давиде", "Ни слова Моргенштейну", "Женщина по имени Голда"), дедушка израильского рока Шмулик Краус (Адам) ("Дыра в Луне"), озвучивший многие мультфильмы Ариэль Форман, Ирис Давидеско (Давидски), которая много лет была подругой Ури Геллера (жена психолога) ("Подарок небес"), Йегуда Фухс ("Романтическая фантазия", "Саломонико", "Мечты"), бизнесвумен Марго Клауснер (мать Адама), Шломо Вишнински ("Дыра в Луне", "Операция в Каире", "Канал Блаумильх", "Команда нашего района")

Почему смотреть стоит (плюсы). В последнее время появились израильские фильмы ужасов, но я не думал, что они были и раньше. Тем более, джиаллообразные. Во время засилья комедий бурекас и сентиментального кино этот режиссер за три недели снял нечто совершенно отличающееся от того, что принято считать израильским кино того периода.

Напряженная атмосфера, особенно в первой части картины. Фокус постепенно смещается с социопата на его жертву (эта часть, где идет открытая схватка (психологическая) уже менее интересна).

Фильм очень стильно снят. Стоит обратить внимание на интерьеры, они будто сошли со страниц глянцевых журналов (что неудивительно — снимались дома в Герцлии-Питуах). Работа оператора Эмиля Кнебеля впечатляет.

Почему смотреть не стоит (минусы) Многие, кто создавали картину, которая никак не укладывается в рамки того, что можно считать привычным израильским кинематографом 70-х, не были профессиональными кинематографистами (может, именно поэтому у ниж получилось пойти не в ногу) и временами это ощутимо.

Фильм странный, он пытается доказать либо опровергнуть определенную идею — это основная цель, все остальное ей подчинено.

Итог. Необычный, но интересный продукт израильского кино начала 70-х.

Такое странное кино могли сделать только в 70-х.


Тэги: фильмы
Статья написана 26 декабря 2021 г. 18:28

Швеция, 1947, 68 мин.

Реж. Арне Маттссон

В ролях Ивар Коге, Найма Вифстранд, Карл-Арне Хольмштен, Герд Хагман, Буллен Берглунд, Стуре Лагервалль, Анита Бьёрк

Триллер

Оценка 5.5 (176) Моя оценка

Производство Fribergs Filmbyrå AB

Фильм вышел в прокат в Швеции 3 ноября 1947.

Первый детектив в шведском кино появился еще в 1916. Но более-менее регулярно детективы стали выходить на экраны в конце 40-х годов. И Арне Маттссон был одним из тех, кто ввел детектив в шведскую кинематографию (хотя сам он прославился благодаря комедиям начала 50-х).

Старинное семейное поместье Эрнстамов. Все готовятся к Рождеству. Хозяин поместья решил его продать, не посоветовавшись с наследниками. Многие в семье против продажи, ведь они "Эрнстамы из Брунна", а без поместья — кто?

На следующее утро хозяина находят мертвым.

На праздник приехал известный писатель Георг Эссман. Ему придется разбираться с преступлением

Расследование будет непростым в виду запутанности отношений между родственниками и различными представлениями о будущем семейного гнезда.

Что подставляют невиновных людей — это постоянный мотив детективов, но в этом фильме преступник задумал "повесить убийство на коня". Убийца очень изобретателен и писателя он попытается убрать не самым простым способом.

Однако и самые хитроумные преступники допускают ошибки.

Актерский состав. Снял картину один из самых известных шведских мастеров кинодетектива 20 века Арне Маттссон.

В фильме снялись звезды и известные актеры Стуре Лагервалль (Георг Эссман, писатель) ("Красный день", "Белый кот", "Око Дьявола"), Карл Арне Хольмштен (Рагнар Эрнстам, агроном и противник продажи фермы)("Манекен в красном", "Когда опустится тьма"), Эрик Берглунд (хозяин поместья, отец Рагнара) ("Красный день", "Интермеццо"), одна из ведущих солисток шведской оперетты начала 20 века Найма Вифстранд (мать Рагнара) ("Улица королевы", "Музыка в темноте", "Жажда"), Герд Хагман (Кристина, сводная сестра Рагнара), Элси Альбин (Ева, родная сестра Альбина)("Скрытый страх"), Анита Бьерк (помощница ветеринара) ("Женщины ждут", "Обитатели ночи", "Одален 31"), Ивар Кеге (брат хозяина поместья) ("Моряк в седле"), Эрик Хелл (Эдвин, слуга) ("Корабль в Индию", "Варавва", "Колдунья"), Юлия Сесар (Берта, кухарка) ("Возница"), Олав Риего (врач)("Тетка Чарлея", "Таможенник Бом"), Питер Линдгрен (пастор) ("Корабль в Индию", "Варавва")

Почему смотреть стоит (плюсы). Это классический детектив. Он очень похож на детективы в стиле Агаты Кристи.

Рождественский детектив со снегом, удаленным поместьем и хитроумным убийцей.

Автором сценария был известный шведский автор детективов Стиг Трентер ( его романы экранизировали в Швеции в 80-е — три фильма и сериал).

Почему смотреть не стоит (минусы). Это один из первых фильмов Арне Маттссона и здесь чувствуется неопытность режиссера.

Много персонажей, которые усложняют понимание истории, иногда трудно уследить за всеми.

Итог. Неплохой детектив от мастера жанра из Швеции.


Тэги: фильмы
Статья написана 25 декабря 2021 г. 22:10

США, 1973, 112 мин.

Реж. Стюарт Розенберг

В ролях Уолтер Маттау, Брюс Дерн, Луис Госсет мл., Альберт Полсен, Энтони Зербе, ВэлЭйвери, Кэти Ли Кросби, Марио Галло, Джоанна Кэссиди, Ширли Баллард

Детектив

Оценка 6,2 (1142) Моя оценка 6,5 (неплохо)

Другие названия "Массовое убийство" (Аргентина, Уругвай), "Массовое убийство в Сан-Франциско" (Австрия, Германия), "Убийство в Сан-Франциско" (Бразилия), "Злой полицейский" (Франция), "Детектив из Сан-Франциско" (Греция), "Инспектор Мартин расставляет ловушку" (Италия), "Девятый пассажир" (Нидерланды), "Смерть садится в автобус" (Норвегия), "Сан-Франциско — обнаженный город" (Португалия, Испания), "Крутой коп из Сан-Франциско" (Югославия)

Производство Twentieth Century Fox

Экранизация романа Пера Вале и Май Шеваль из серии о комиссаре Мартине Беке.

Действие перенесено в Америку (в Сан-Франциско), и главного героя зовут не Мартин Бек, к тому же он сержант, а не комиссар.

В городской автобус садится человек, который затем из автомата расстрелял всех пассажиров, в том числе полицейского Эванса.

Сержант Джейк Мартин ведет расследование, но его гложет мысль – что же делал Эванс в этом автобусе?

Именно это станет ключевым вопросом расследования.

Актерский состав. Стюарт Розенберг создал крепкий полицейский фильм, хотя и не следовал сюжету романа. Основное сходство – расстрел в автобусе.

В фильме снялись звезды и известные актеры Уолтер Маттау (сержант Джейк Мартин), Брюс Дерн (инспектор Лео Ларссен), Луис Госсет-младщий (Джеймс Ларримор), Энтони Зербе (лейтенант Стейнер) ("Хладнокровный Люк", "Мотылек", "Человек Омега"), эквадорец Альберт Паульсен (Генри Камереро)

("Маньчжурский кандидат"), Вэл Эвери (инспектор Паппас)("Длинное жаркое лето", "Последний поезд в Ган-Хилл", "Великолепная семерка", "Реквием по тяжеловесу", "Леди Удача", "Неприкасаемые"), германо-канадский актер Пол Косло (Дуэйн Хейгуд)("Человек Омега", "Врата рая". "Экстро 2", "Хладнокровный убийца", "Проект "Охотник за тенью"", "Инферно"), бывшая теннисистка и телеведущая Кэти Ли Кросби (Кэй Батлер) ("Во тьме", "Последний фильм ужасов"), Джоанна Кэссиди (Моника) ("Кто подставил кролика Роджера?", "Бегущий по лезвию", "Четвертый протокол"), Грегори Сьерра (Кен Викери)("Мотылек", "Ад в поднебесье", "Узник Зенды").

Почему смотреть стоит (плюсы). Трактовка киношников и писателей отличается. Писатели-коммунисты (романы которых я взахлеб читал в свое время) делают упор на социальные аспекты трагедии, которые толкнули преступника на отчаянные меры.

В фильме этой тягомотины нет. Тут совсем другие причины. Это и к лучшему.

Маттау и Дерн играют отлично.

"Вэрайети" так охарактеризовал картину " великолепно сделанным боевиком с Уолтером Маттау и Брюсом Дерном", пожурив при этом за "затянутый пролог".

Фильм называют "одной из лучших картин 70-х о работе полиции".

Почему смотреть не стоит (минусы). Авторы постарались и создали тяжелую атмосферу. Реальное ощущение пребывания на городском дне. Это не чернуха, но временами остается тягостное ощущение.

Итог. Хороший, профессионально сделанный полисье, претендующий на "то, как в жизни" (нет озарений, тяжелая, зачастую неприятная работа и путешествия по самому дну общества).

Я привык видеть Уолтера Маттау в роли старика, обычно ворчливого, а тут он в роли крутого полицейского (да он был крутым вором в "Чарли Варрике").

О романе и его авторе. Пер Вале (Per Fredrik Wahlöö) (1926—1975) — шведский писатель, мастер детективного жанра, вместе с Май Шевалль — автор серии о комиссаре Беке.

Они оба были радикальными марксистами, что нашло отражения в книгах — по большей части социальных детективах.

Благодаря марксизму авторов, их книги издавались в СССР.

Серия о комиссаре Беке — замечательные книги, в молодости они мне очень нравились.

Пер Вале — основоположник "социологического детектива".

В 60-е годы сотрудничал (был автором сценария ряда фильмов) с видным мастером шведского кинодетектива Арне Маттссоном.

Den skrattande polisen (Смеющийся полицейский) (В Тупике) (Рейс на эшафот) (Ночной автобус) Четвертый роман о комиссаре Беке вышел в 1968 году. Роман получил премию Эдгара. Роман включен в Топ 100 детективных романов всех времён по версии Американских писателей детективов (MWA). (46 место) В 1995 году этот роман занял 2-е место в категории «романов, в котором реалистично изображается работа полиции» из списка «100 лучших романов криминального жанра» ассоциации «Детективные писатели Америки».

Он переводился на разные языки и неоднократно переиздавался.

На польском впервые был издан в 1973 в культовой серии "С таксой". Затем несколько раз переиздавался.

На русском роман впервые издан в 1981 — в журнале "Вокруг света" (там я его впервые прочитал). Затем переиздавался не менее десятка раз (в основном, после развала СССР).

На украинском был издан в 1976 под названием "Горький смех" — Киев, Молодь.


Тэги: фильмы
Статья написана 25 декабря 2021 г. 14:26

Югославия, 1976, 77 мин.

Реж. Крсто Папич

В ролях Ивица Видович, Мирьяна Мажурек, Релья Башич, Фабиян Совагович, Илия Ивезич, Бранко Шпольяр, Петар Добрич, Эдо Перосевич, Ана Герцигоня, Звонимир Ференцич

Фантастический триллер Ужасы

Оценка 7,1 (463) Моя оценка 8 (отлично)

Другие названия "Гонение" (Канада), "Ночь превращения" (Франция, Португалия), "Крысиный бог" (Испания, Германия)

Производство Croatia Film, Jadran Film

Экранизация рассказа Александра Грина "Крысолов" (Крсто Папич дважды экранизировал этот рассказ — второй раз "Инфекция" (Бельгия, Хорватия, 2003).

Некий европейский город, медленно умирающий – работы мало, все больше безработных и митингов, на которых подозрительные типы призывают к всякому разному.

Иван Гайский – писатель, которого в условиях кризиса печатать не хотят, поэтому писатель обнищал и потерял жилье. Он вынужден продавать остатки библиотеки на рынке и ночевать в парке на скамейке.

Смотритель парка пожалел писателя и впустил переночевать в огромный особняк, кажущийся заброшенным.

В шкафу писатель находит свежий хлеб и колбасу. А ночью он видит странный пир, на котором присутствуют люди, очень похожие на огромных крыс. Они все время поминают некоего избавителя.

Так писатель узнал о людях-крысах и их лидере. Теперь ему придется вступить в неравную схватку, ведь людей крыс все больше и даже тот, кто вчера был твоим другом, сегодня может оказаться по другую сторону баррикад.

Актерский состав. Режиссер. Крсто Папич ("Иллюзия", "Наручники", "Тайна Николы Теслы") не был особо радикальным режиссером, уже в конце соцстроя он снял "Жизнь с дядей", критикующий культ Тито. Но вот одна из лучших его картин наполнена намеками и аллюзиями, которые можно воспринять, как критику социалистического строя.

Ивица Видович ("Прометей с острова Вишевице", "Наручники", "Мистерии организма", "Когда мертвые запевают") нередко снимался у Папича. Здесь он великолепен.

Марьяна Мажурек хорошо сыграла нежное создание, подругу героя и дочь профессора. Кстати, она была женой Ивицы Видовича.

Мэра города сыграл один из наиболее выдающихся хорватских актеров, патриарх хорватского кино Релья Башич.

Также в картине снялись такие известные актеры как Илья Ивезич ("Виннету в долине Смерти", "Азбука страха", "Сокровище Серебряного озера", "Виннету – сын Инчучуна", "Стервятник Аляски", "Наручники", "Жизнь с дядей", "Когда мертвые запевают"), один из лучших характерных актеров хорватского кино Фабиан Шовагович, Бранко Шпольяр ("Козара", "Сокровище Серебряного озера", "Золото апачей" "Ключ", "Виннету в долине Смерти", "Одинокий волк", "Стервятник Аляски", "Тайна Николы Теслы"), Петар Добрич ("Мацист Могучий", "Похищение сабинянок", "Тайна Николы Теслы", "Человек, которого надо убить"), Эдо Перосевич ("Наручники", "Македонская часть ада", "Одинокий волк", "Операция "Стадион"", "Человек, которого надо убить", "Гости из Галактики", "Тайна старого чердака").

Почему смотреть стоит (плюсы). Этот редкий пример фильма ужасов и фантастического триллера в хорватской и югославской кинематографии входит в список лучших хорватских фильмов всех времен.

Он странный, но интересный и затягивающий. Атмосфера давящая и гнетущая. Кругом разруха, и она способствует превращению людей в крыс.

Главному герою, попавшему в сложную ситуацию – ему никто не верит, да и кругом враги, сопереживаешь и веришь.

Это политическая сатира на фашизм, но в данном случае политические аллюзии ничего не портят, скорее, наоборот. Хотя здесь (при желании) фашизм можно заменить на другие модели и подогнать нужный лично тебе смысл притчи. Лидер хорватских коммунистов Стипе Шувар обрушился на фильм с резкой критикой, усмотрев в нем намеки на коммунизм и социалистическую систему.

Отличная операторская работа Ивицы Райковича – фильм кажется страшным сном, все происходит не в резком свете солнца, а будто в мистической дымке.

Отличная игра актеров, особенно Ивицы Видовича.

Тон фильму задает демонстрация очень необычной, сюрреалистической картины, которую сопровождает соответствующая неистовая музыка.

Интересно. Ким Ньюман написал обширный отзыв на фильм. Он причислил Грина к жертвам сталинскизх репрессий (хотя Грин умер от рака в начале 30-х, по крайней мере по официальной версии). Из статьи можно понять, что экранизация Грина — исключительное событие для соцлагеря, хотя это не так — Грин при Союзе издавался и экранизировался, не только в СССР, но и в Болгарии, Чехословакии.

Итог: странная, но качественная и интересная экранизация Александра Грина.


Тэги: фильмы
Статья написана 22 декабря 2021 г. 21:23

США, 1977, 94 мин.

Реж. Дональд Кэммелл

В ролях Джули Кристи, Фриц Уивер, Геррит Грэм, Лэрри Блэйк, Джон О`Лири, Альфред Дэннис, Дэвис Робертс, Патриция Уилсон

Фантастический триллер

Оценка 6,3 (5 433) Моя оценка 6,5 (неплохо)

Другие названия "Поколение "Протея"" (Аргентина, Бразилия, Финляндия, Франция, Италия), "Революция роботов" (Греция), "Дитя компьютера" (Венгрия), "Во власти компьютера" (Норвегия)

Производство Metro-Goldwyn-Mayer (MGM) (presents), Herb Jaffe (as A Herb Jaffe Production)

По роману Дина Кунца.

Алекс Харрис – гениальный ученый, один из создателей суперсовременного компьютера "Протей-4".

Вместе с тем, он законченный идиот, проводящий опасные эксперименты в собственном доме. Правда, пострадал не он, а его жена.

Компьютер вышел из повиновения, и взял жену ученого в заложники – он хочет, чтобы эта женщина родила ему ребенка.

Актерский состав. Снял картину британец Дональд Кэммелл, поставивший культовую картину "Представление".

В фильме снялись звезды и известные актеры обладательница Оскара британка Джули Кристи (Сьюзен). Фриц Уивер (Алекс Харрис)("День дельфина", "Марафонец", "Черное воскресенье"), Роберт Вон (голос Протея), Лиза Лу (доктор Сунг Ен)("Китайская куколка", "Дорога в горах", "Вдовствующая императрица"), Берри Крегер (доктор Петросян) ("Вальс Мефистофеля", "Атлантида, погибший континент").

Почему смотреть стоит (плюсы). Хороший жесткий триллер с интересной историей.

На момент выхода книги и фильма это была научная фантастика, сейчас системы искусственного интеллекта продвинулись далеко вперед.

Многие критики относят данный фильм к лучшим фантастическим фильмам 1970-х (ну, в крайнем случае, самым значимым).

Почему смотреть не стоит (минусы). Критики от души потоптались по фильму, окрестив его "научно-фантастической версией "Ребенка Розмари"".

Фильм провалился в прокате.

Любителям современных спецэффектов не понравится (история актуальности не утратила, скорее наоборот, а вот спецэффекты значительно устарели)

Итог. И роман, и фильм предсказывают новые вызовы, с которыми человечество может столкнуться в недалеком будущем. До "Терминатора" и восстания машин было еще долго.

Классика фантастических триллеров с неспешным развитием событий и жуткой клаустрофобической атмосферой.

Одна из лучших экранизаций Дина Кунца, прекрасный образец фильмов "техника против человека" (довольно популярный мотив в 70-х и начале 80-х).

О романе и его авторе. Дин Кунц (Dean Ray Koontz) (р. 9 июля 1945,Эверетт, Пенсильвания) американский писатель, один из ведущих мастеров ужасов в мире.

Demon Seed (Дьявольское семя) Роман был издан в 1973. Многократно переиздавался и переводился на разные языки.

На польский роман был переведен в 1998.

На русском впервые издан в 1998 — ЭКСМО, серия "Холодный огонь. Дин Кунц". Затем переиздавался четыре раза.


Тэги: фильмы



  Подписка

Количество подписчиков: 61

⇑ Наверх