Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 17 декабря 2019 г. 19:24

Удивительные истории о любви

[Удивительные истории]

Сост. Евгения Полянина. Художник Ева Эллер

М.: АСТ, 2019.

382 с. Пер. 84X108/32 3000 экз. 5-17-114804-1

цитата
Здесь не важны жанры — главное, все тексты о любви. И все удивительные. На что вы готовы, чтобы спасти любимых? Чтобы помочь им? А чтобы забыть? Как она выглядит — настоящая любовь? Какие принимает формы?

Обычный таксист бросает все и едет в Питер, чтобы спасти незнакомку.

Рина хочет выжить в лабиринте, кишащем монстрами. Полагаться можно только на голос в рации. Но приведет он ее к спасению или убьет?

Загадочный "Он" много лет охраняет сон девушки и ищет того, кто разбудит ее поцелуем.

Энн и Михаил умирают за других. Это тяжело и больно, а они всего лишь хотят поймать короткие минуты счастья вместе.

Майя играет в шахматы с судьбой, чтобы помочь любимому. А Константин готов пойти на преступление, чтобы Ольга получила право иметь детей.

Удивительные истории. О любви.

Наринэ Абгарян. Из сборника повестей и рассказов "Зулали" 3

Александр Цыпкин. Томатный сок. Повесть о женщине из другого времени 12

Юлия Мамышева. Как я не стал милонгеро 24

Алиса Юридан. Ориентир 38

Наталья Способина. Голос в лабиринте 49

Лидия Королёва. Дитя Вечности 82

Любовь Баринова. Майя и Матисс 87

Иван Бескровный. Убью ее под Питером 110

Надежда Алексеева. Определители 133

Тим Яланский. Имена и котята 149

Евгения Овчинникова. Пробуждение 165

Александра Романова. Пташка 189

Татьяна Никитина. Сикстинская мадонна 203

Владимир Орестов. Кто откроет эту дверь? 215

Наталия Лирон. Чужие смерти 225

Алиса Хэльстром. Дорогая Серена 257

Дмитрий Печников. Предчувствие счастья 270

Дмитрий Карманов. Что-то случилось 291

Ольга Есаулкова. И пошел настоящий снег 312

Ева Север. Сказка о шамане 336

Андрей Гуртовенко. Море 342

Андрей Гуртовенко. Хрономераза 349

цитата
Пять причин купить:

1. Легкий способ отвлечься от рутины и снова научиться замечать чудеса!

2. Тонкие, умные, чувственные истории растопят даже ледяное сердце.

3. Александр Цыпкин, Наринэ Абгарян и еще 19 авторов – прекрасный шанс познакомиться с лучшими образцами современной прозы.

4. Разнообразие тем: от поездки в поезде до превращения в кота. Разнообразие сеттингов: от загадочного лабиринта до зала суда.

5. Разнообразие чувств: от страсти до ностальгии, от влюбленности незнакомца до разрушительной страсти.


Статья написана 16 декабря 2019 г. 21:15

Маргарита Симоньян

Черные глаза. Рассказы

В издании имеют место быть внутренние иллюстрации.

Главный художник Т.В. Евсеева. Оформление переплёта Ю.А. Меньшиковой.

М.: Абрис, 2020.

160 с. Пер. 60X90/16 3000 экз. 5-00111-564-9

цитата
Короткая проза Маргариты Симоньян захватывает внимание историями-вспышками, мгновенно оживляющими целый мир, сочный, многоцветный. И вот уже струится в стакан густое вино, слепят взгляд уходящие за горизонт подсолнухи, и... Михалюрич снова приглашает в кабинет. Эти рассказы, до предела кинематографичные, передают самую материю жизни. И одновременно поднимают от земли и, взмывая ввысь, переносят от сухумских пляжей в столичные клубы, из горных ущелий Абхазии на карнавалы Провинстауна. И тогда звучат ответы на вопросы, заданные совсем в другом месте: отчего дядь Вачик не захотел переселяться в Россию, а Фауст пойти на вечеринку в гей-клуб? Почему Герой России Орлов оказался Козловым, а Софокл — Сократом?..

"Черные глаза" — это первый сборник рассказов журналистки и медиаменеджера Маргариты Симоньян.

Подсолнухи 3

Дядь Вачик 21

Крысы 33

Черные глаза 42

Фиолетовая маргарита 60

Вакцинация 73

Бачишь, кума, це нигр! 86

Курган-Тюбе 100

Ленка 112

Джон Маккью 126

Послесловие 138

Кегецик 148

цитата
Рассказы Маргариты Симоньян нельзя оценивать в свете карьеры, политических предпочтений и социальных взглядов автора. "Черные глаза" — это рассказы о жизни, о жизни российских людей, которые окружают каждого из нас. Это жизнь современной России, наполненная светом и теплотой. Политика — это только часть жизни, и не стоит штамповать труд негативом, только из-за сложившихся стереотипов.

Если прочесть больше 1 рассказа, окажется, что содержание гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Стоит отбросить сложившиеся мнения, связанные с автором, почитать рассказы без негатива и окажется, что в легкомысленном названии "Черные глаза" скрыто множество важных смыслов. Приятного чтения и не следуйте за массовым сознанием.


Статья написана 12 декабря 2019 г. 18:23

Картина художника Яна Матейко «Стефан Баторий под Псковом» (1872) изображает эпизод, которого в действительности не было: коленопреклонение псковичей перед польским королём, преподнесение ему хлеба-соли... На самом деле Псков выстоял всю осаду 1581 года, город не был сдан, и о мире пковичи на коленях не просили.

Спекуляции на «русской угрозе» // Санкт-Петербургские ведомости?,2019, №233(6586) от 11 декабря, с. 6.

Стереотипы из XVI века. Как Ливонская война повлияла на отношения между Россией и Европой

«Первое противостояние России и Европы. Ливонская война Ивана Грозного». Отталкиваясь от этой книги, мы поговорим с ее автором, доктором исторических наук, профессором СПбГУ Александром Филюшкиным не столько о ходе военных действий, сколько о подоплёке и последствиях тех событий. А также о том, как восприняли эту войну в Европе и как родился образ, в котором предстала наша страна. Поскольку фактически именно тогда, как считает автор исследования, Россия впервые столкнулась с развязанной против нее информационной войной. И, не имея подобного опыта, проиграла, что во многом предопределило дальнейшие события. Более того: аукается до сих пор.

Александр Ильич, в книге вы ведете речь о событиях XVI века, а разве битвы Александра Невского со шведами и тевтонскими рыцарями, случившиеся в XIII веке, не были первым столкновением с Европой?

— А её в современном смысле тогда еще не существовало. Был католический «христианский мир», королевства, признающие верховную власть Римского Папы. Ученые относят возникновение культурно-цивилизационного концепта «Европы» к эпохе Ренессанса или Просвещения.

Что же касается Тевтонского ордена, то это довольно специфическая организация, возникшая в Палестине в ходе крестовых походов. У нее была сложная судьба: после ухода из Палестины орден защищал Трансильванию от половцев, а затем воспользовался предложением польского князя Конрада Мазовецкого, позвавшего его в Прибалтику. Там рыцари и утвердились. В поисках своего восточного рубежа они как раз и столкнулись с Русью. Видеть в этом столкновение цивилизаций стали гораздо позже.

В XIII веке речь не шла о взаимоуничтожении и покорении — скорее, это был конфликт из-за раздела приграничных земель, сфер влияния между орденом и Новгородской землей. Конечно, большие последствия имело Ледовое побоище, потому что после него на несколько десятков лет нападения крестоносцев прекратились.

Они ведь имели задачей обращение в «правильную» веру?

— Подобные походы предпринимались против язычников, а Русь языческой не была. Она уже стала православной христианской страной. Поэтому задачи перекрестить русских в свою веру у крестоносцев не было. Это им уже приписали историки XIX — ХХ веков, стремясь подогнать прошлое под современные им политические события...

В Средневековье конфликты между орденом, Новгородом и Псковом были локальными, стороны соперничали за приграничные территории или через войну добивались более выгодных условий торговли. Но никогда не стремились уничтожить друг друга как государства.

Исследователь Марина Бессуднова представила существовавшие в Средние века отношения Ливонский орден — Новгород — Псков как некий треугольник. И назвала его термином французского историка Фернана Броделя «мир-экономика». Под ним он понимал самодостаточную экономическую структуру, обладающую стабильными связями и эффективно обеспечивающую свое существование в ограниченном пространстве.

«Мирами-экономиками» были, например, Финикия, Карфаген, Рим, Индия, Китай. И в Прибалтике в ХV — ХVI веках сложилась такая устойчивая и взаимовыгодная система, успешно работавшая почти столетие.

Новгород и Псков поставляли сырье — воск, мед, муку, мясные продукты, а Ганзейский торговый союз — предметы роскоши. Посредником была расположенная в Прибалтике Ливония — самая восточная провинция Священной Римской империи, которая занимала центр Европейского континента.

Новгородцам и псковичам хотелось также закупать у Ганзы оружие или по крайней мере предметы, связанные с военными технологиями, но это не всегда получалось, поскольку Священная Римская империя ограничивала торговлю подобного рода товарами со странами, которые не были католическими.

Тем не менее торговать с Ганзой через Ливонию новгородцам и псковичам было выгодно, поскольку Россия не обладала возможностями дальних торговых рейдов: у нее не было коммерческого флота на Балтике. Этот факт обычно связывают с тем, что страна не имела выхода к Балтийскому морю.

На самом деле это не так: если мы откроем любой школьный атлас по истории, то увидим, что Новгородской земле, а затем Московскому государству вплоть до начала XVII века принадлежала на побережье Балтики примерно та же самая территория, что и сейчас: от устья Наровы до устья Невы — почти 200 км побережья. Эта территория всегда была русской...

Портов не было?

— Правильно, проблема была технологическая. У берега Финского залива — мелководье. Нужно было строить пристани в устье рек — собственно говоря, что и сделали ливонцы в Риге и Нарве. А вот попытки масштабного русского строительства порта, верфи или флота на Балтике в ХVI веке неизвестны. Причина проста: Россия того времени не вела целенаправленной политики по развитию внешней торговли. А без государства порт на Балтике не построить, слишком трудоемкая задача: с ней сумел справиться только Петр I.

Русским купцам было гораздо проще нанять в Нарве, Ревеле или Выборге ливонский или шведский корабль с командой, чем содержать собственных матросов, ремонтные верфи, а главное — военный флот, который защищал бы от нападений пиратов и конкурентов. Новгород и Псков получали свои деньги тут же — либо на Ганзейском дворе, либо на местах перегруза товаров на Чудском озере.

Причем торговля была очень интересно организована: за что купили — за то и продали. Цена практически одинаковая. Вы спросите: а где же навар? Дело в том, что средневековая этика не допускала торговли спекулятивного характера: если ты перепродал по более высокой цене — значит ты грешник, нарушаешь христианские заповеди.

Как же обогащаться? А очень просто: сокращать вес. Это грехом не считалось. Поясню. Допустим, из Гамбурга везут бочку сельдей. Десять штук отгрузили в Гданьске, еще двадцать — в Риге. В итоге в Новгород прибыла полупустая бочка, но продавалась она как полная. То же самое было, когда везли сыпучие товары, скажем, соль. Один вес она имела в Люнебурге, другой — в Гамбурге, третий — в Риге. В Новгород прибывала только половина от первоначального веса, но продавалась по исходной цене... Словом, для Ливонии торговля с Новгородом и Псковом была необычайно выгодной.

Это все имеет отношение к началу Ливонской войны?

— Самое непосредственное. Потому что как раз этот «мир-экономика» был разрушен после того, как в конце XV века Новгород и Псков вошли в состав Московского государства. Поменялось все: Ганзейский торговый двор в Новгороде в 1494 году разогнали, новгородских и псковских купцов принудительно переселили в глубь России, а на их место прислали москвичей.

Торговля по прежней схеме обрушилась. Московский наместник сразу же изменил правила. Страшно сказать: он запретил покупать ливонские товары без взвешивания. И если это бочка сельди, она должна весить как бочка, полная сельди.

Более того, торговля переместилась из старых ганзейских центров — Риги и Ревеля — в пограничные Пернов, Дерпт и особенно Нарву. Если раньше русские действовали только через посредников, то теперь они сами буквально хлынули в Ливонию, начали торговать на местных рынках, заниматься мелкой контрабандой и перепродажей товаров. В крупных городах формируются «русские концы» — районы с православными церквями, заселенные ремесленниками и торговцами. В Ливонии испугались: а вдруг вслед за купцами придут воины?

Немцы, считавшие себя хозяевами в Ливонии, возмущались, что русские стали неудобными партнерами. Дело дошло до временного прекращения торговых отношений с Новгородом в 1494 — 1514 годах и Псковом в 1501 — 1514 годах, а также до пограничных конфликтов.

Та же Марина Бессуднова приводит перевод сообщения из ливонской хроники — «Прекрасной истории», в которой описывается приграничная обстановка в 1498 году: «Вопреки перемирию для несчастных христиан начались бесчисленные разбои. Поджоги, убийства и другие злодеяния; среди прочего некоторых мужчин они (то есть русские. — Ред.) нагими привязывали к деревьям и без всякой жалости выпускали на них множество стрел... некоторым мужчинам и женщинам они отрезали носы, губы, уши и груди, отрубали руки, а в раны вкладывали издевательские пасквили и в таком виде колючими прутьями и плетьми гнали в сторону ливонцев»...

Этот рассказ, несомненно, носит апокрифический характер: трудно себе представить московских детей боярских, сочиняющих «пасквили» на немецком языке. Большинство из них не умели писать не то что по-немецки — по-русски.

Тем не менее спекуляции на «русской угрозе» стали любимым аргументом ливонских политиков. Они обвиняли друг друга в «продаже Ливонии московитам». Под предлогом борьбы с Москвой Ливония даже переставала платить налоги Священной Римской империи (деньги были нужны для обороны!) или, напротив, вымогала у нее субсидии.

До войны уже было недалеко?

— Да, ведь на все эти экономические неурядицы наложились еще и амбиции соседних государств, в глазах которых Ливония была лакомым куском.

Активную экспансию начала Швеция, которая в 1523 году в результате восстания обрела независимость от Дании. Следом — Дания, потерявшая Швецию и желавшая компенсировать свои потери. И, наконец, Королевство Польское, которое разгромило Тевтонский орден.

Последний великий магистр ордена Альбрехт Бранденбургский в 1525 году встал на площади Кракова на колени перед польским королем Сигизмундом I Старым и присягнул ему на верность. Это был момент величайшего польского триумфа. Недаром сегодня на этой площади можно увидеть памятные плиты, повествующие о трех событиях, считающихся равнозначно великими: «Прусская присяга», «Клятва польского патриота Тадеуша Костюшко» и «Вступление Польши в Евросоюз»...

В наших школьных учебниках Ливонская война обозначена как столкновение России с Ливонией, Литвой, Польшей и Швецией в 1558 — 1583 годах. Мол, Иван Грозный хотел прорваться к Балтийскому морю, но ему мешал Ливонский орден, устроивший торговую блокаду русского государства. В ответ на это в январе 1558 года русская армия вторглась в Ливонию и быстро добилась успеха. Разгромила и войска Польско-Литовского государства, которое тоже вступило в войну (наивысшая точка успеха — взятие Полоцка в 1563 году). К 1577 году русская армия покорила почти всю Ливонию.

Спустя два года новый польский король Стефан Баторий нанес контрудар, вернул Полоцк и в 1581 году осадил Псков. В итоге шведы в Прибалтике потеснили Россию, у которой не получилось воевать на два фронта. Иван Грозный войну проиграл, подписал Ям-Запольское перемирие с Речью Посполитой и Плюсское — со Швецией. Россия не добилась выхода к Балтийскому морю и потеряла все завоевания в Ливонии...

Но все сказанное выше — несколько упрощенное изложение и в значительной мере русскоцентричный взгляд. На самом же деле происходившее являлось столкновением европейских держав за господство на Балтике. И, собственно говоря, Ливонской войны как таковой вообще не было. Случилась серия вооруженных конфликтов, которые много позже под пером историков — князя Щербатова и Николая Карамзина — были объединены в единую двадцатилетнюю войну.

Существует, на мой взгляд, яркий символ того, что происходило в то время в Ливонии: если ехать из Нарвы в Таллин, то примерно на 80-м километре шоссе можно увидеть каменный крест XVI века. Под ним покоится русский дворянин Розладин, который служил шведам, был убит в бою с русской армией, похоронен в земле, которая теперь эстонская. А на его могиле воздвигнут крест с надписями на русском и немецком языках.

Кстати, часть русских после окончания войн отказались покидать Ливонию и поступили на службу к шведам, полякам, лишь бы сохранить свои земли...

Но вот что особенно важно. Именно во время военных действий, развернувшихся в Ливонии, в Европе формируется крайне негативный образ России. Это делается целенаправленно, причем Россия четко ассоциируется с Османской империей, изображается государством восточного типа, угрожающим христианской цивилизации.

Например, на книге Георга ван Гоффа, вышедшей в Нюрнберге в 1581 году и посвященной Ивану Грозному, он был изображен в тюрбане скачущим на лошади, на его копье нанизана голова какого-то боярина. Тут же русские бояре продают европейцев туркам, кого-то уже сажают на кол... Жуткое зрелище, а на самом деле — просто калька с картинки, посвященной Османской империи.

Зачем это было нужно?

— Дело в том, что примерно до середины XVI века Европа «открывала» для себя Россию. Появилась целая серия трудов итальянских, польских и немецких авторов, многие из которых, правда, никогда в России не были, но повествовали о замечательных московитах, добрых и чистых душой.

Вообще интерес к Московии начал возникать в связи с надеждой на то, что она способна помочь в решении европейских проблем. В первую очередь — защититься от турецкой агрессии. Европейские дипломаты рассматривали Россию как потенциального члена «антимусульманской лиги» — союза европейских государств, который создавался под эгидой Священной Римской империи и был направлен против Османской империи.

Ситуация действительно была крайне опасной. Наступление турок на Европу удалось остановить лишь упорным сопротивлением армии Габсбургов, немцев, австрийцев, венецианцев, венгров и других народов, героической обороной Вены в 1529 году, Эгера в 1552-м...

Европейцы хотели призвать московитов на помощь, но тем предлагалось стать частью Европы на совершенно определенных условиях: принять католичество, подчиниться Римскому Папе и стать частью Священной Римской империи на правах провинции.

Разумеется, подобные условия были неприемлемыми. Кроме того, участие в «антимусульманской лиге» России совершенно не было нужно: с Турцией она тогда не имела вообще никаких конфликтов (первая Русско-турецкая война случилась только в 1569 году). Вассал Османской империи — Крымское ханство — до 1507 года был союзником, а крымский хан звался «братом» великого князя московского. Тем не менее ради налаживания контактов с Западом великие князья продолжали переговорный процесс, не делая никаких реальных шагов.

В Ватикане и при дворе Священной Римской империи в конце концов поняли, что Россия не хочет «входить в Европу» на их условиях. А в другом качестве она была неинтересна. Результат не замедлил себя ждать. В 1549 году в Вене вышли «Записки о Московии» Сигизмунда Герберштейна, переизданные еще 22 раза на протяжении второй половины ХVI века. Долгое время они считались наиболее авторитетной «энциклопедией по Московии».

В ней русские правители предстали скопищем всех человеческих пороков: они хитры, лицемерны, вероломны, воинственны, все время ищут повода к нападению на соседей, жестоки к побежденным. «Все они называют себя холопами, т. е. рабами государя... Этот народ находит больше удовольствия в рабстве, чем в свободе», — уверял автор. И делал вывод: если они не хотят к нам, значит, они — другие, чужие, враждебные.

Неважно, что на самом деле у последних Рюриковичей не было планов и намерений вторгаться в Европу. Если для турок противником был весь христианский мир, то наступательные планы России в ХVI веке ограничивались лишь Прибалтикой и пограничными землями Великого княжества Литовского. Русские войска почти все столетие простояли в нескольких днях пути до Киева и ни разу не пытались достичь этого древнего центра, именовавшегося в летописях «матерью русских городов».

Тем не менее в Европе о России писали как о страшном государстве, исчадии ада. Мол, турки за гранью добра и зла, русские — почти такие же.

Таков был информационный фон накануне Ливонской войны?

— Да, и она еще усилила этот стереотип. Первая история Ливонской войны вышла в Европе в 1564 году — тремя изданиями в Антверпене, Лювене и Кельне. Она интерпретировалась как столкновение между правыми католиками и неверными протестантами, а русские, по версии автора, Тилльмана Бреденбаха, были просто бичом божьего гнева, которым господь наказывает протестантов.

Активно занимались пропагандой поляки. В обозе короля Стефана Батория была походная типография, которая после каждого сражения издавала листок, рассказывавший о великих победах польской армии над московитами, о том, что Польша — оплот христианского мира, сдерживающий напор варваров с востока. Текст переводили на немецкий язык, и через месяц он уже распространялся по всей Европе.

Такова была пропагандистская война в прямом смысле этого слова, Россия ее проиграла вчистую. В этой сфере она еще не умела работать. В том числе и потому, что в России не было книгопечатания. Один был печатник, Иван Федоров, да и тот сбежал в Литву...

Если следовать вашей логике, то можно сделать вывод, что у русофобии очень давние исторические корни...

— Я не очень люблю слово «русофобия», оно имеет слишком много идеологических подтекстов, но если говорить о явлении, то это, несомненно, так. И корни уходят именно в XVI век. Культурные стереотипы живут очень долго, по целому ряду параметров Россию в Европе до сих пор считают антиевропейской вражеской страной.

Ситуация меняется лишь в одном случае: когда перед европейцами возникает другой враг, причем гораздо более страшный. И тогда для его нейтрализации нужна Россия. Так было во время войн с Наполеоном, когда Австрия страшно полюбила Россию, и во время Второй мировой...

Вот и решайте теперь, что хуже: натянутые отношения с Европой или появление страшного общего врага?

(с) Санкт-Петербургские ведомости


Статья написана 5 декабря 2019 г. 17:10

Проводник / Ofelas 1987

https://www.kinopoisk.ru/film/76109/

Аутентичность 10

Актёры 8

Сюжет 9

Колонна / Columna 1968

https://www.kinopoisk.ru/film/79683/

Аутентичность 10

Актёры 9

Сюжет 8

Новый Свет / The New World 2005

https://www.kinopoisk.ru/film/77448/

Аутентичность 10

Актёры 8

Сюжет 9

Апокалипсис / Apocalypto 2006

https://www.kinopoisk.ru/film/160977/

Аутентичность 9

Актёры 8

Сюжет 8

Страсти Христовы / The Passion of the Christ 2004

https://www.kinopoisk.ru/film/3707/

Аутентичность 9

Актёры 9

Сюжет 7

Унесенные ветром / Gone with the Wind 1936

https://www.kinopoisk.ru/film/456/

Аутентичность 8

Актёры 10

Сюжет 8

Австралия / Australia 2008

https://www.kinopoisk.ru/film/198009/

Аутентичность 8

Актёры 10

Сюжет 8


Статья написана 26 ноября 2019 г. 20:38

Крупа. 26 ноября 2019 года

Харви Куберник. Леонард Коэн

Сергей Беляков. Тень Мазепы: украинская нация в эпоху Гоголя

Андрей Аствацатуров. Хаос и симметрия. От Уайльда до наших дней

Захар Прилепин. Истории из лёгкой и мгновенной жизни

Гийом Мюссо. Тайная жизнь писателей

Николас Спаркс. Дорогой Джон

Дина Рубина. Наполеонов обоз. Кн. 3. Ангельский рожок

— Юлия Латынина. Христос с тысячью лиц. Историческое расследование. Книга 2

— Эмилия Грин. Жеребец

— Татьяна Алюшина. Будьте моей семьей

Анна Князева. Песня черного ангела





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх