Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lena_m» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 27 июня 2019 г. 22:17

Кто из тех, кто так-иначе связан с литературным процессом, лидер по красоте?

Для меня это Алиса Ганиева

А кто ещё хорош в современной литературе и вокруг неё?


Статья написана 27 июня 2019 г. 20:32

Артем Зубов. «Разрушить образ фантаста-гадалки». Помогает ли научная фантастика прогрессу: часть первая // Горький, 2019, 13 марта.

цитата
Уэллс описал в своих романах боевые самолеты и танки, а Жюль Верн — телефон и подводную лодку. Но о чем идет речь — о совпадении или о предсказании? Специально для «Горького» Артем Зубов рассказывает о том, как работает научная фантастика. Сегодня мы публикуем первую часть его статьи.

https://gorky.media/context/razrushit-obr...

Артем Зубов. «Оптимистичная фантастика». Два лица литературы о будущем: вторая часть разговора о том, как устроена Sci-fi // Горький, 2019, 14 марта.

цитата
Должна ли научная фантастика заниматься просветительством и какие ценности ей стоит пропагандировать? Мы публикуем вторую часть статьи Артема Зубова о том, как работает научная фантастика.

https://gorky.media/context/optimistichna...

Зубов Артем Александрович — кандидат филологических наук, преподаватель МГУ имени М.В. Ломоносова, кафедра общей теории словесности.

Отклик:

Андрей Василевский. Периодика // Новый мир, 2019, №5, с. 231-232.

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...


Статья написана 25 июня 2019 г. 20:17

Елена Колина

Толстовский дом

[Лучшие книги российских писательниц]

Оформление переплёта — Александр Шпаков

М.: АСТ, 2019.

576 с. Пер. 60X90/16 2000 экз. 5-17-088455-1

цитата
Елена Колина, лучший писатель среди психологов и лучший психолог среди писателей. Ее фирменный стиль — необычайная искренность, тонкий психологизм и поразительное остроумие.

Перед вами захватывающий триптих, полный драматических событий и неожиданных поворотов, о жизни нескольких семей, живущих в знаменитом питерском Толстовском доме. Эта книга об их жизни, полной разочарований и очарований, которой живем мы, всё наше поколение, последние десятилетия.

Предпоследняя правда (роман), с. 3-224.

Примечания, с. 225-226.

Через не хочу (роман), с. 227-408.

Про что кино? (роман), с. 409-574.


Статья написана 19 июня 2019 г. 19:36

Новый мир 5-2019

Роман Сенчин. Немужик. Рассказ, с. 9-29.

цитата
Неожиданно жесткий — даже у приучившего нас к себе Сенчина – рассказ. Рассказ об изгое. Драматизм, если ни трагизм ситуации изгоя, по Сенчину, в том, что в изгое продолжают жить, как равно необходимые ему, оба пространства – то жизненное пространство, которое он обрел после изгнания, и то пространство, которое отторгло его.

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане. Роман. Окончание, с. 38-96.

цитата
Завершение публикации романа, начатой в апрельском номере. В предыдущем анонсе было сказано, что публикация адресована тем, у кого есть вкус к интеллектуальной литературной игре. Во второй половине романа автор продолжает свою игру с расследованием загадочной смерти молодой художницы в английском поместье первой половины века, однако повествование все ширится и ширится, включая уже сюжеты из французской жизни прошлых веков, истории про любовь и бегство от нее, про особенности монашеских бизнесов, истории про художников, про путешествия на тот свет, про королей, актрис, маршалов, и т. д., то есть читателю предлагается текст, чтение которого отчасти напоминает чтение «Декамерона» или «Рукописи найденной в Сарагосе», только вышедших из-под руки уже сегодняшнего мастера, обладающего не только литературным вкусом, но и фантазией, иронией и парадоксальностью мышления – иными словами, роман Шмаракова представляет своеобразную рефлексию сегодняшней литературы по поводу всей своей предыстории.

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Владимир Березин. Смерть спаниеля («Муму» Тургенева). Эссе, с. 123-128.

цитата
«Есть множество памятников Муму. В Гомеле Герасим стоит в лодке посреди бассейна, а собака ждет своей участи у его ног. В Петербурге, на Садовой улице, она лежит около двух гигантских сапог, а сверху над ней нависает дворницкий фартук. В башкирском Салавате Муму лает на метлу в руках дворника. /…/ Во французском Онфере Муму сидит у воды, и у ней – русалочий хвост. На сопроводительной табличке написано «Муму и всем жертвам любви». Муму – один из самых знаменитых символов России, вырвавшийся за пределы литературы. Вообще, всю историю нашей страны можно описать в образах двух бородатых мужиков на лодках – Мазая и Герасима. В них все – от блаженного мира до революций. ...»

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Юрий Каграманов. Ветер тучи собирает. Еще о положении в США, с. 133-144.

цитата
Вряд ли Роберт Пенн Уоррен, заканчивая в 1946 году свой роман «Вся королевская рать», мог предположить, насколько актуальным сделает будущая история США образ его главного героя, губернатора Старка, в котором нынешние политические аналитики увидели президента Трампа. Анализом двух образов – литературного и взятого из реальности – автор начинает разговор о сегодняшнем противостоянии «Америки исконной», «глубинной» («правой») и Америки городской (университетской), бравирующей свой левизной.

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Олег Кудрин. Непарадный коллективный портрет. Шорт-лист «Большой книги» – 2018, с. 184-201.

цитата
Почему каждому, кто интересуется сегодняшней русской литературой, статью эту нужно прочитать обязательно? Во-первых, потому, что написана она в дефицитнейшем по нынешним временам жанре – обзоре новинок современной литературы. Во-вторых, сам отбор представляемых здесь произведений принадлежит не столько автору обзора, сколько квалифицированнейшему сообществу литературных экспертов премии «Большая книга», то есть представленные в этом обзоре произведения являются, по мнению профессионалов, главными литературными событиями прошлого года («Памяти памяти», М. Степановой, «Бюро проверки» А. Архангельского, «Июнь» Д. Быкова, «Радуга и Вереск» О. Ермакова, «Прыжок в длину» Ольги Славниковой и др.). В-третьих, автор активно задействовал в своей статье материал литературной критики, то есть это статья еще и о состоянии современной критики. Ну и наконец, просто хорошо написано.

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Василий Владимирский. Смерть — только начало, с. 202-205.

Рецензия на книгу Сергея Кузнецова «Живые и взрослые».

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...

Ирина Богатырева. Ненецкий миф на фоне ГУЛАГа, с. 208-212.

Рецензия на книгу Александра Етоева «Я буду всегда с тобой».

http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_201...


Статья написана 17 июня 2019 г. 14:09

Барышников В.Н. К вопросу о ксенофобии: была ли советско-финляндская война 1939-1940 гг. «войной Эркко»? // СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2011. Труды кафедры истории нового и новейшего времени, том 7, с. 61-72.

цитата
В статье рассматриваются субъективные обстоятельства причин возникновения советско-финляндской войны 1939−1940 гг. Особое место в работе уделено рассмотрению роли министра иностранных дел Финляндии Э. Эркко в принятии судьбоносных для своей страны решений осенью 1939 г.

Ключевые слова: советско-финляндские отношения, «зимняя война», ксенофобия, национализм, русофобия

с. 61:

цитата
После окончания т.н. «зимней войны» прежний президент Финляндии Ю. К. Паасикиви назвал ее, войной министра иностранных дел того периода – Э. Эркко [Brotherus H. Eljas Erkko, legenda ja elaessaan. Porvoo; Hels., 1973, s. 131]. Сейчас это является достаточно удивительным, поскольку в современных представлениях отечественной и зарубежной общественности глубоко утвердилось мнение, что на самом деле советско-финляндская война является, прежде всего, войной И. В. Сталина. Однако столь экстравагантное утверждение весьма известного финского государственного деятеля, который накануне возникновения этой войны сам лично вел переговоры в Москве, требует все же внимательного к данному заявлению отношения.

с. 70-71:

цитата
Эркко откровенно и недолюбливал соседнюю страну и одновременно недооценивал Советский Союз, считая его опасным и одновременно крайне слабым государством. Особенно хорошо это было заметно, когда со страниц принадлежащей ему газеты «Хельсингин Саномат» была в 1937-1938 гг. развернута компания с пропагандой военной слабости СССР. Он был также вполне удовлетворен провалом попытки нормализации Финляндией своих отношений с Москвой в 1937 г. Советских лидеров Эркко также воспринимал крайне критично. В частности, В. М. Молотова он ехидно называл «ботаником, с которым невозможно договориться» [Brotherus H. Eljas Erkko, legenda ja elaessaan. Porvoo; Hels., 1973, s. 212].

Но самым выразительным в этом отношении были дневниковые записи самого Э. Эркко. В них он весьма откровенно изложил свою позицию в момент срыва советско-финляндских переговоров в Москве. Он записал, что готов отказаться от всего, «чтобы спасти страну от войны». Но далее он добавил, что «я не могу отступить принципов» [Manninen O., Salokangas R. Eljas Erkko. Vaikenematon valtiomahti, s. 278]. И в этом, как раз, и находится квинтэссенция того, что в конечном итоге привело Финлян-дию к войне. В этом, очевидно, также можно еще увидеть ответ почему Паасикиви «зимнюю войну» назвал «войной Эркко» и почему советские инициативы в конце 30-х годов не получили поддержки с финской стороны, оказавшись, в конечном счете, полностью бесплодными.

Владимир Николаевич Барышников — дин, заведующий кафедрой истории нового и новейшего времени Санкт-Петербургского университета. Автор более полутора сотен научных работ, изданных в России, Финляндии, Польше, Норвегии, Германии, Англии, США. Ведущий отечественный специалист по Суоми и вокруг неё, в том числе по советско-финляндским отношениям и «зимней войне».





  Подписка

Количество подписчиков: 135

⇑ Наверх