Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ismagil» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 2 января 2014 г. 02:52

О путешествии слов по языкам я думаю.

С русским отдельные корки: заимствуем одно и то же слово у разных иноспецов и потом либо мучаемся с реестрами-регистрами, либо получаем нескладываемый пучок типа "проектор"-"прожектор"-"прожектёр".

Татарский любит в пинг-понг гирькой играть. Например, по-татарски "карандаш" будет "карандаш", хотя это просто татарское "кара таш" — "черный камень", так чего было на этом не остановиться. Еще в татарском есть невозможное для тюркского речевого аппарата слово "таможня", образованное от татарского же "тамга" — "печать" (тамгой-тамоге-таможный-таможня). "Таможенник" по-татарски, на всякий случай — "таможнячы".

Еще интересней, когда слова разлетаются как попало, и служитель Заратустры магус уходит из реальности в чужие словари — и на Западе он волшебник, чародей и Мейджик Джонсон, а на Востоке — просто язычник mäcüsi.

Или взять Город Изумрудный, куда мы все, как известно, по желтой дороге кривой. У татар есть женское имя Зубаржат, и оно не только переводится как "изумруд", это просто то же самое слово. Zöbärcät, по сути, — фонетический вариант турецкого Zümrüt, от которого образовано русское слово. А раньше русские называли изумруд смарагдом — и прикол в том, что турецкий и татарский варианты являются попытками прочесть ровно то же самое греческое smaragdos. Ромеи прочитали не менее смешно, дав жизнь полчищам Эмеральд-Эсмеральд. А теперь самое страшное: греки смарагд тоже не сами придумали. Они так воспроизвели семитское "барак" (لبُراق‎ или ברק‎), "сверкать".

Таким образом, Зубаржат апа из продовольственного, цыганка Эсмеральда и действующий президент США — тезки.


Статья написана 31 декабря 2013 г. 19:36

Год оказался непростым, интересным, чертовым и недюжинным.

Я поставил личный небьющийся, очевидно, прозаически публикаторский рекорд: два романа и рассказ в сборнике.

Я даже не пытался садиться за сочинительство (за исключением упомянутого рассказа).

Я много редактировал, ничего не слушал, немножко читал и смотрел.

(Чтобы два раза не вставать:

Книжный проект года — Большое иллюстрированное собрание сочинений Владислава Крапивина (ИД Мещерякова)

Отечественный фильм годаhttp://zurkeshe.livejournal.com/398940.html">"Алдар и серый волк"

Сериал годаhttp://zurkeshe.livejournal.com/431597.html">Bron|Broen, оба сезона

Личные открытия года — корейское кино, Роман Шмараков, Десмонд Бэгли и Лоис Макмастер Буджолд

По остальным традиционным пунктам, увы, прочерки — по моей вине, понятно)

Я поучаствовал в открытии нового проекта и обороне пары старых — и все вроде успешно.

Я много ездил, общался со старыми приятелями и заводил новых.

Здоровье почти не кривлялось (последнюю неделю считать не будем).

Семья изобретательно оставалась надеждой, опорой и тоником.

Дальше будет интересней.

С Новым годом, друзья и товарищи. Берите, посылайте и будьте.

https://fbcdn-sphotos-b-a.akamaihd.net/hp..." />

(художественное обеспечение — (с) дочка)


Статья написана 27 декабря 2013 г. 15:06
Я согласился войти в число судей седьмой фантлабораторной работы , в рамках которой желающие пишут рассказы на заданную тему. На сей раз тему задал неизвестный мне канадский писатель Р.Скотт Бэккер: "Revelation as degradation" (официальный перевод: "Откровение как упадок", неофициальные также не возбранялись).
На конкурс и внеконкурсное состязание было принято больше сотни работ, в финал вышли 14, которые я и прочитал (тексты общедоступны по ссылке выше).
Мои отзывы (со спрятанными оценками):

«Внекс»
Начало обнадеживало: идея неплохая и вполне актуальная, место действия и герои без труда разгоняют читателя в сочувственный режим – но на этом хорошее кончается, начинается вялое повторение пройденного не этим автором, а кем только не, например, Лукиным и даже Лазарчуком (в «Мумии», например). Проблема в том, что автор не Лукин и не Лазарчук, а Человек, Отвечающий На Вопрос «Какой». «Вениамин почтил начальственную длань коротким протокольным поцелуем и безмятежно вышел в коридор» — это в рамочку и на стеночку палюбасу, но «звенели чеканные строки», «подняла вверх» и «до безобразия похожая на мопса» мне тоже очень понравилось.

«Гулькина мать»
Многозначительно бестолковый постап, смысл которого исчерпывается одной строчкой на последней странице. Авторское предвкушение этой строчки утомляет больше, чем смелые тезисы типа «Когда в доме нет ничего кроме крошек на скатерти и пустых комнат» (А скатерти нет? А стола под нею? А коридоров? А гранатомета?) или «Вместо стёкол наклеены газеты» (от наклеивающихся стекол я, впрочем, не отказался бы).

«Заповедник»
Скучный перепев древнего стандарта, добитый многословностью автора. «Данька от безделья откинулся на мешки и изучал чистое бирюзовое небо, украдкой посматривая на управляющую животными Саньку», «Пришлось сползти с телеги и нехотя пожать маленькую, но сильную ладошку, ожидая, как обычно, подвоха», «И лес, только-только желтеющий, едва слышно устало поскрипывал».
«Проём в дальние помещения» я выпишу на память.

«Исповедник»
Неплохой внятный рассказ с посылом, интригой и смыслом, откровенно олдскульный — такой Симак-лайт со слитой концовкой. Концовку жалко.

«Кукла Мёбиуса»
Совсем ученический текст, герои картонный, сюжет исчерпан досуха лет тридцать назад, слог кошмарный: уровень подростковой выспренности зашкаливает, как и уровень непрофессионализма автора, который упорно громоздит слова, не обращая внимания на потерю или искажение смысла. Цитировать можно почти весь текст:
«Жадные руки, алчущие власти, жаждущие спасения, как молодые ростки к солнцу они тянутся в никуда, туда, где должен находиться центр круга».
«фраза на приведение внимания студентов в тонус».
«Благо, живу поблизости, и можно срезать путь через парк, не утруждаясь ожиданием маршруток»
«Шкворчание мяса на сковороде вызывает обильное слюноотделение»
«Возвращаясь к утреннему разговору, поражаюсь, насколько девушка права относительно моего желания прервать архивирование собственной жизни»
«Встретившись с пустым взглядом одной из танцующих барышень, верю на слово»
«Я лишь душа, на краткий миг оказавшаяся вне объекта познания и осознавшая истину, как и ты»
Ну и к слову: коллеги, пожалуйста, не ремаркируйте диалог в стилистике методички для детсадовского театра, смешно это:
«- Эта девчонка — ты? – прерываю монолог.
— Скорее, ты, — усмехается, ставя сковородку передо мной.
— И к чему этот образ? – беру вилку.
— Узнаешь, если сходишь со мной кое- куда вечером, – присаживается напротив.
— Как ты это представляешь? – вдыхаю дивный аромат мяса.»

«Напалмовый декаданс»
А вот и пример того, как лихо можно сбацать этюд на заезженную полвека назад тему. Простенько, зато без нытья и фиг, форсед «Юный техник» с сиськами. Есть пара языковых блох («бреет волосы машинкой, и тогда сквозь светлый пух просвечивает кожа на макушке» — выкинуть такую машинку на фиг), ну и поклоны рокенроллу делают стыдным даже шедевр – а это не шедевр. Но работа крепкая и забавная.

«Народный способ»
Актуальный киперпанк-этюд. Суконность слога («А там, где существует запрет, неизменно возникает прослойка общества, которой хочется во что бы то ни стало этот самый запрет обойти») и декораций, а также несбалансированная структура компенсируются злободневностью текста и хорошей концовкой, тем более приятной, что небанальность уже и не ожидалась.

«Не раствори в себе Кумира»
Любопытный сюжет, скучноватая реализация, слегка корявый слог – особенно досадно нагромождение местоимений и попадание в большинство семантических ловушек:
«Это было стандартное приветствие того, что приближалось вслед за всадниками- змеевиками»
«За их спинами показались пестрые одежды. Там был смех, звон бокалов, плеск вина»
«На этом войске сходятся не только мои интересы»

«Откровение»
Отличный рассказ, интригующий, плотный и свежий. Отработка того же сюжета на местном материале обеспечила бы доппрокачку текста.

«Радуга за окном»
Типовой девачковый текст, пятое занятие литстудии при старших классах, «Сегодня проходим технику безопасности», патамушта мы все умрем. О.Генри бредет прочь, вертя в пальцах нарисованный листик и повторяя «Надевают одежду, одевают Надежду».

«Санкторий»
В целом очень правильный и очень нудный рассказ. Женская боевая фантастика, беспощадная в гуманизме. Восемь тыщ пятисотый фантэкзерсис на тему «власти скрывают, что едят наших детей».
И опять мое любимое, про ремарки:
«– Ты тут написала, что собираешься в Соколиный отряд, – во рту пересохло.
– Так и здорово бы! – заулыбалась Яэль
— Неинтересно и не получается, — Яэль капризно скуксилась.
– Так во врагов же! – обиженно заморгала Яэль.
– Да, точно, – скривилась Далит
– Вчера отправила, – потупилась дочь.»

«Сердце праведника»
«Муму» один написал, а памятник другому поставили. То есть я, напрягшись, могу, наверное, сообразить, почему оммаж Булгакову сработан в чуждой Булгакову стилистике – но, может, кто поумней с этим справится лучше. При таком-то слоге Достоевский или Соллогуб в качестве героя были бы значительно уместней. Но и они с трудом выдержали бы соседство с фразами «демисезонно экипированный в офицерское без нашивок» или «сейчас и вовсе невозможно было увидеть по причине полного их отсутствия». И автору имеет смысл помнить, что зрачок – это дырка в радужке, и говорить про его оттенок, даже «такой, будто вытирали школьную доску, да неряшливо вытерли, и остались на чёрном дереве её густые пепельные разводы», значит уводить интригу в совсем фантастические дебри.
Концовка забавная, скажем так.

«Серые, в чёрную рябь»
Городская фантазия, банальная, но отписанная уверенной рукой. Но банальная.

«Читарик»
Стандартная беззубая фантастика. Азимов измученно шепчет: «Ну хватит уже».

Статья написана 16 декабря 2013 г. 18:48

Шлюшка крадет ценность у злодеев, те бросаются на поиски, валя всех подряд, и задевают не того – сумрачного красавчика с челкой, который работает в ломбарде и каждый день немногословно избавляется от общества соседки, надоедливой первоклашки. Первоклашка – дочка той самой шлюшки, а красавчик – таинственный супербоец. Он всех убьет, а остальных спасет.

http://ic.pics.livejournal.com/zurkeshe/9..." alt="origin" title="origin" width="800" height="533" />

Блестяще снятый кинокомикс абсолютно без претензий. Химически чистое удовольствие, пересказываемое преимущественно междометиями (а он такой: аа! — и дыфф! дыфф! в лобовуху, а она бронированная, тот такой: га-га, типо, а он на капот бросился, ствол такой к стеклу прислонил и снова: дыфф! дыфф!)

Чудо просто.


Статья написана 16 декабря 2013 г. 18:23

Южнокорейская разведка в последний момент срывает проходящую в Берлине сделку по продаже северокорейского страшного оружия арабам (при русском посредничестве). Пхеньянскому супершпиону-диверсанту удается уйти от сеульцев и ЦРУ, но с Родины прибывает палач с огромными полномочиями и приказом зачистить местность от всех, включая супершпиона и его жену.

http://st-im.kinopoisk.ru/im/kadr/2/1/6/k..." />

Техничный, но скучноватый триллер с безупречными экшн-сценами. Кабы не они да не разрез глаз большинства персонажей, «Берлинское дело» смахивало бы на стандартный голливудский боевик с бюджетом и претензиями выше среднего.





  Подписка

Количество подписчиков: 75

⇑ Наверх