fantlab ru

Все отзывы посетителя Nalia

Отзывы

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Анна Гурова «Дети Змея. Колдун со Змеева моря»

Nalia, 8 января 23:10

К сожалению, 7/10.

Почему «к сожалению»? Потому что в книге прекрасный слог, атмосфера, и аутентичный фольклор русского севера — то есть славянский, мешающийся с карельским и саамским. Очень бы хотелось поставить все 10/10. Но...

Давайте по порядке.

Название «Дети Змея. Колдун со Змеева моря» обманывает. Правильно было бы «Колдун со Змеева моря. Дети Змея», потому что две трети книги посвящено шаману Нойде. Или нойде — это не настоящее имя, а значит просто «шаман». Лопарь, колдун, в результате трагических событий юности так и не получил взрослого имени, потерял наставника, невесту и вынужден был уйти из рода. Теперь он странствует, ищет ту нежить, что разрушила его жизнь, чтобы упокоить навеки. И хоть он сталкивается с близнецами из Новгорода, Нежатой и Велько, и эта встреча оказывается судьбоносной для обоих — их пути разделятся и пересекутся под самый конец.

Странствия Нойды — самая интересная часть книги. Эдакий финский ведьмак, он идёт по следам своей немезиды, по ходу дела помогая местным избавляться от нечисти — и часто жалея, что вообще в это влез, ибо людские страсти иной раз страшней любых чертей. А главное — эти истории открывают двери в мир северного фольклора. Практически все боги и существа, упомянутые там, реально из фольклора — исключение лишь девы-птицы туньи. Жаль, что у самого нойды нет яркого характера, да и на протяжении книжки он практически не развивается (если не считать того как он изменился со времён флешбека).

А вот линия братьев уступает. В основном потому что их мало. И так же мало мы знаем о жизни, родичах и окружении двух новгородцев. Они-то как раз развиваются, но как-то скачкообразно. Вот Нежата начинает самоуверенным, но преданным брату и смелым парнем. Прыг — и он уже

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
самовлюблённый придурок, который хочет доказать всем, что он лучший.
Велько даже такого развития не получает:
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
перерождается в змея, умирая как человек.
Эта парочка ощущается второстепенными персонажами на фоне нойды.

Есть ещё один персонаж — Славуша. Бойкая, смелая и добрая девушка со способностями ведуньи, но слабыми, потому что её никто никогда не обучал. Лезет спасать и помогать даже если об этом не просят. В итоге оказывается ружьём, которое стреляет в самом конце. Тем более обидно за её открытый конец:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ну ты иди, дивчина, куда тебя судьба приведёт, раз уж домой вернуться не можешь...

Заканчивается книга клиффхенгером. И ощущения от него странные: сюжетные линии братьев выглядят завершёнными, нойды — тоже. Единственный, кто получил открытый конец — Славуша. Ради чего нас подвесили над обрывом, чего дальше ждать, непонятно.

Итог? Атмосферная книга, но с рваным сюжетом.

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ульяна Черкасова «Золотые земли»

Nalia, 28 октября 2022 г. 16:00

Самый большой плюс этого цикла — мир. Славянская мифология, полуночница, от которой можно спастись с помощью бус, пожирающие солнце змеи, культ богини смерти Мораны, домовые, способные становиться настоящим терминатором когда их дому угрожает опасность... Правда, есть проблема со странами: если с фентезийными аналогами Руси, Польши и Золотой Орды всё более-менее понятно, то маячащая на заднем плане Империя не раскрыта от слова совсем. Ещё меньше повезло Тротусии... Троусии... Видите, я даже название не запомнила, но в тексте периодически упоминали о перонажах-троусцах (тротусцах). А, есть ещё Лотурия, где есть очень злая инквизиция, и больше она ничем не примечательна.

А вот всё остальное, кроме мира, где-то между полюсами «плохо» и «средне». Сюжет очень невнятный. Сначала действие течёт неторопливо, делает резкий взбрык к концу первой книги, слегка замедляется во второй... А в третей начинает нестись галопом. Я, конечно, понимаю, что автор не должен раскрывать все карты в самом начале, но пара важных ружей вешается только в конце второй книги, а в третей их вообще вываливается самосвал. Выстрелила дай Б-г треть. Поэтому книга оставляет больше вопросов, чем ответов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Как Сорока изменила судьбу своего народа?

Что стало со змеем, которого герои безуспешно пытались убить несколько раз (и который каждый раз надирал им зад, да ещё убивал очередного важного персонажа)?

Что это за кощей был в подземельях башни?

Что стало с мертворождённым младенцем, которого оживила поклонница Мораны?

Что теперь будет с Ежи?

Какой в последней книге трилогии завязывать штуки четыре новые сюжетные линии, которые в итоге так и не будут развиты? Заготовки для новых книг? Только вот большая часть последней книги посвящена тому, как эти самые сюжетные линии завязываются, а вместо развязки читатель получает кукиш с маслом.

Персонажи жизненные в том плане, что они всё фейлят. Столкнувшись с опасностью, они иногда пытаются справиться своими силами, иногда — обратиться к кому-то другому, но всё в любом случае идёт к чёрту. И это очень депрессивно — герои не становятся лучше, не растут, становятся лишь сломленными, блёклыми версиями самих себя. Немного личностного роста досталось лишь Милошу, остальные скорее деградировали (ну, кто не умер). Отдельное спасибо хочется сказать их «наставникам». Дорогой Леший (и дедушка Медведь), у вас вообще-то

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
конец света назревает, Морана захавать последнего бога хочет, но ни один из вас не объяснил Даре, последней лесной ведьме, в чём её долг. И не объяснил опасность, которая исходит от богини смерти.

Итог? Антагонисты либо сделали героев как стоячих, либо герои одержали пиррову победу. А всё потому что силу условного добра тупили, когда силы условного зла действовали. Такое вот тёмное фентези.

Оценка: 6
– [  9  ] +

Анна Старобинец «Лисьи броды»

Nalia, 6 октября 2022 г. 19:22

Сюжет в книге закручен весьма лихо. Вот есть Максим Кронин — он работал в НКВД, да не кем-то там, а натуральным магом (предвидение, гипноз, путешествие в чужие сны и прочая), но его начальник с помощью гипноза лишил его памяти обо всех агентских делах и магии и отправил в качестве заключённого на урановые рудники. Почему? За что? Почему Кронина предала его жена Элен? Какую роль сыграл в этом немец Юрген — брат этой Элен? Именно желание найти ответы на все эти вопросы подталкивать глотать страницу за страницей, главу за главой. Готовьтесь к тому, что вопросов будет больше и больше.

Конечно, Кронин сбежит. Он ведь, несмотря на потерю памяти, сражается как ниндзя, да и способности использует, хоть и неосознанно. Он пытается найти Элен — свою любимую жену, портрет которой находится в его золотых часах. И найдёт своё прибежище в Лисьих Бродах — маленькой деревеньке на границе с Манчжурией. А дальше будут лисицы-оборотни, старообрядцы, белые, красные, мерзотные НКВДшники, ещё более мерзотные фашисты (действие просиходит в 45 году), родовые проклятья, китайские бандиты, древний бессмертный даос и так далее. Страсти будут кипеть как забытая на горелке манка. Предательства, драма, неожиданные союзы, безумие, и, конечно, смерти. Много смертей. Концентрация драмы, кровищи и слёз где-то к середине задалбывает, как и некоторая деревянность главного героя. Это вполне объяснимо — в конце концов он беглый зек с поломанными мозгами, но всё равно харизмы ему не хватает.

Увлекательное чтение. Но тяжёлое и неуютное. После него хочется хорошенько помыться под душем, столько грязи на страницах, а не перечитывать второй раз.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ульяна Черкасова «Золотые земли. Сокол и Ворон»

Nalia, 6 октября 2022 г. 18:22

Книга не понравилась, несмотря на интересно показанную магию.

В основном потому что она полна любовных линий, которые совершенно омерзительны. Не потому, что плохо написаны, а потому что в каждой парочке кто-то кем-то в той или иной мере манипулирует, а влюблённые девицы ведут себя настолько тупо и жалко, что стыдно за весь женский пол.

Из героев какой-никакой харизмой обладает только ведьма Дара. Автор, однако, откровенно над ней издевается, напуская одну напасть за другой. Каждый раз, когда она пытается кому-то помочь, причём с совершенно чистым сердцем, получается так как лучше не вспоминать.

Милош сначала вызывал раздражение, к концу книжки стал вызывать ненависть. Это просто чудак на букву м, да ещё и невеликого ума, от которого почему-то текут все девушки (включая Дару). Впрочем, Дара влюбляется ещё и в князя Ярополка, хотя и понимает прекрасно, что он ей только играет. О Ежи и Вячко сказать нечего — если последний подавал какие-то надежды, то к концу книги они умерли.

Сюжет лихо начался, потом расползся, оброс новыми фракциями и героями, и... Закончился. Понимаю, продолжение следует, но читать его уже неохота.

Оценка: 5
– [  13  ] +

Вячеслав Рыбаков, Игорь Алимов «Дело жадного варвара»

Nalia, 19 мая 2022 г. 17:58

Задумка, несомненно, интересная: описать альтернативную Россию, которая осталась в составе Золотой Орды. Орда это тоже не распалась, так что Россия, Китай, вся средняя азия и арабские страны — едины. Тем более это интересно тем что книгу пишут специалисты-китаисты.

Однако авторы захотели копнуть поглубже: они захотели написать утопию, продвинув идеи евроазийства, противостояния загнивающему варварскому западу и прочему.

Потом, видимо, сообразили, что всё это звучит как-то уныло, и щедро сдобрили детективом и всякими смешными, пародийными моментами.

Что вышло в итоге? Нартуральный винегрет.

Альтернативная история? Ну, есть упоминания о том, как Мамай с Дмитрием Донским отражали польско-литовское вторжение, но подробного описания, как же история пошла по альтернативному пути, нет. Наверное, к лучшему — авторы решили не перегружать текст нудятиной.

Детектив? Слабоват. Всего лишь одна «красная сельдь», и герои выходят на настоящего преступника.

Юмор? Вот он получился весьма милым. Заржать в голос не заставит, но улыбнуться — точно.

Утопия. Вот это самое противоречивый аспект в книге. Авторы очень стараются описать гармоничное дружное общество Ордуси, не стесняясь пихать читателям в лицо собственные идеи, прямо проговаривая их устами героев. Варваров-де волнуют только деньги, а у нас тут все устремлены мыслями исключительно к служению Ордуси и обществу, да. При этом реалии вымышленного мира и государства настолько искусственны и противоречат логике, что в них просто не веришь.

К примеру, Ордусь не производит высокотехнологических изделий — мол, ракеты производят много шума и экологию портят, поэтому все работы в этом направлении свернём — и всё покупает у варваров, благо что ресурсов у Ордуси достаточно. Нужно ли говорить, что в реальном мире такое государство бы прожило очень недолго, разорванное варварами, у которых ресурсов нет, а ракеты — есть?

Консультации по важным вопросам, в том числе и касающимся правопорядка, проводятся у наставника в храме, который изрекает туманную цитату Конфуция. На основе этого принимаются решения и выносятся приговоры. Серьёзно? Это уже не утопия, а сатира.

Ну а самый фейспалмный момент связан с «мыслью семейной». Читала, что товарищ Рыбаков, один из тандема, который скрывается за псевдонимом «Хольм ван Зайчик», и в другом своём произведении даёт герою сразу двух нежно любящих его женщин. В этом он идёт по той же дорожке: жена одного из героев, Богдана — очень правильная мусульманка. Она беременна, уезжает по обычаю рожать в отчий дом, а чтобы муж не скучал в одиночестве, находит девушку-варварку Жанну, которая не против побыть несколько месяцев «младшей женой», чтобы погрузиться в ордусскую культуру. С официальной регистрацией брака и всё такое. Богдан любит обеих жён, старшая жена всячески одобряет младшую и учить её, что и как Богдану готовить, просит только хоть не начинать заниматься секасом при ней...

В этой линии плохо практически всё.

Во-первых, авторы-китаисты как-то забыли, что в китайских и мусульманских гаремах между жёнами существовала жестокая конкуренция, иногда доходящая до смертоубийства. И старшая жена, подыскивающая мужу молодуху — это настолько дико с точки зрения реальной жизни и психологии женщины патриархального общества, что дальше просто некуда.

Во-вторых, авторы, опять же, забыли, что брак у китайцев и мусульман был делом серьёзным. Это включение человека в семью, в род. Просто взять с улицы чужеземку и расписаться с ней — позор. На роль наложницы, полурабыни — да, но не младшей жены. В реале, кстати, «временные браки» у арабов существуют, но это замаскированная проституция: замуж выдают девочек из бедных семей на неделю-две богатым заезжим мужчинам, которые хотят развлечься с молодым мясцом. Но в этой практике нет ничего красивого, а тут оный временный брак романтизирован.

В-третьих, чувства Богдана к Жанне абсолютно неправдоподобны. Точнее, обращает он внимание на молодое личико и красивую фигурку, и всё это как-то без перехода превращается в возвышенную любовь и заботу, при том что как людей друг друга они не знают и узнать не пытаются, а просто спят вместе.

При этом на втором плане маячит мать-одиночка. Замотанная, заплаканная, депрессивная, полунищая. Конечно, во всём виновата старшая жена её возлюбленного, которая не дала тому взять её младшей. С гордостью отмечается, что в Ордуси матерей-одиночек почти нет, очень редкие случаи, окружающие её желают, но... Почему-то мужа ей до сих пор не нашли, хотя это самое естественное, что могут сделать с матерью-одиночкой в более-менее гуманном патриархальном обществе. Или же родители могут принять её под своё крыло и помогать растить ребёнка. Но в книге почему-то не происходит ни первого, ни второго. Авторы хотели показать что ли, что все матери-одиночки — несчастны и должны страдать даже в утопии?

Вердикт: любителям евроазийства, мечтающих о нескольких жёнах, читать обязательно. Любителям почитать что-то с приколами на тему китайской культуры и её любви к церемониями — тоже. Остальным — не стоит.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ребекка Куанг «Республика Дракон»

Nalia, 22 апреля 2022 г. 10:15

Вторая часть «Опиумной войны», разрекламированного фентезийного цикла американки китайского происхождения о фентезийном псевдоките. Очень псевдо, как я писала в рецензии на предыдущую книгу: самое китайское, что там есть — впихнутая в фентезийный мир нанкинская резня и фашиствующие японцы, которые ставят эксперименты над китайцами.

Первая книга вызвала противоречивые впечатления. Треть довольно интересна, но потом начинается жесть и чернуха, которые шокируют, но не добавляют повествованию интереса.

Вторая книжка же с жести начинается. Героиня — подсевшая на опиум, сломленная девушка, которая с трудом контролирует силу, и которая не справляется позицией лидера цыке (магов-наёмных убийц, которые служили императрице, но были ей преданы). Когда она попадает в руки наместника провинции Дракон, он делает ей предложение, от которого невозможно отказаться: вместе с ним принять участие в бунте против императрицы. Положение осложняется тем, что героиня потеряла доступ к своим магическим силам...

И снова впечатления противоречивые. С одной стороны — действие идёт бодро, не провисает, сопли есть (в основном по погибшему Алтану, предмету безответной любви героини), но мало, чувства и поступки героев психологически достоверны, чего не ожидаешь от young adult. Но это-то как раз и становится минусом: героиня страдает, если не физически, то психологически, причём не переставая. Да и вообще страдают почти все герои и даже злодеи. Тут отчасти стоит похвалить Куанг: она хорошо так деконструировала образ талантливой сиротки, которая пробивается на самый верх. Рин сидит на опиуме, с трудом контролирует свою силу, на ней полно шрамов как на теле и на душе, она агрессивна, плохо сходится с людьми, при этом доверчива и в глубине души хочет просто найти человека, чьи приказы сможет выполнять, а не принимать решения самой. Другое дело, иногда её хочется прибить, чтобы не мучалась, потому что в её страданиях нет никакого просвета. Такая вот игра престолов для подростков, только с одним повом.

Пара слов о феминизме. Пусть главная героиня тут и женского пола, но она показана столь поломанной, а зачастую в принципе неумной, что автора впору заподозрить в женоненавистничестве. Самые умные и работающие планы придумывает, да и вообще островком адекватности в океане страданий и безумия служит её лучший (и единственный) друг Катай.

Вердикт такой же, как и к прошлой книге: хотите почитать подростковое тёмное фентези со страданиями и жжжестью — книга для вас. Хотите почитать, как талантливый сирота озлобляется и становится злодеем — книга для вас. Остальным же лучше пропустить.

Оценка: нет
– [  18  ] +

Мосян Тунсю «Магистр дьявольского культа. Том 1»

Nalia, 20 апреля 2022 г. 22:14

Итак, перед нами сянься — китайское фентези, посвящённое не боевым искусствам, но магам-даосам, или, как их тут называют, заклинателям. Перевод неточный; точный — «совершенствующийся». Китайцы полагают, что посредством духовных практик можно усовершенствовать дух, а вместе с ним и тело, получив мало того что магические способности, так ещё и серьёзно замедлив старение, вплоть до бессмертия. Действие происходит условном средневековом Китае, в какой-то из провинций, по-видимому, достаточно отдалённой от императора и независимой, чтобы там о Сыне Неба и не вспоминали; правят там землями кланы заклинателей, они же охотятся на всякую нечисть, которой там тоже немало.

Но это только присказка. Сказка начинается со смерти страшного и ужасного последователя тёмного пути, Вэй Усяня (или Вэй Ина). Все ликуют: некромант бал разорван армией своих же мертвецов, а его тёмный артефакт — Стигийская тигриная печать — уничтожен его же руками!...

Если бы это было европейское фентези, то нам рассказали бы, как жуткий некромант возродился, а команда отважных героев загнала его обратно в ад. Но это китайцы, а потом главным героем станет сам возродившийся некромант. И первый же его ПОВ заставит задуматься, отчего этот жизнерадостный и сообразительный молодой человек с характеров вечного ребёнка прослыл чуть ли не Сауроном? Что за грехи он совершил, что его все так ненавидят? Сейчас у него вроде бы есть шанс начать всё с чистого листа — в чужом теле, уничтоживший все следы ритуала, который вернул его в мир живых — но, как быстро станет понятно, Вэй Усянь и осторожность не очень-то совместимы.

Новые приключения Вэй Усяня будут перемежать с флешбеками, которые расскажут, как он дошёл до жизни такой некромантской. И здесь автор мастерски выдерживает эмоциональный накал: начинается книга довольно-таки жизнерадостно и с юмором, но по мере развития действия напряжение будет нарастать как в настоящем, так во флешбеках. Вместе с Вэй Усянем вы пройдёте ад — и, что ценно, найдёте путь наружу. Собственно, вся книга об этом — о вторых шансах, о карме, от которой не уйти, о расплате за ошибки и твёрдости собственных принципой.

И о любви. Предупреждение: да, тут любовь двух мужчин. И отнюдь не целомудренная, но сцены секса только в четвёртом томе, их только две и лично я их пролистала — не люблю описания, кто кому куда что засунул, знаете ли, отдаёт кабинетом гинеколога. Советую придушить внутреннего гомофоба и прочитать книгу несмотря ни на что: ведь в ней один из лучших образов доброго некроманта, более того, активного борца за справедливость. Помните мем «...и твой брат»? — так вот, Вэй Усянь — некромант с этого мема. А его молчаливый товарищ по приключениям, Лань Ванцзи (Лань Чжань) — паладин, типичный и нетипичный одновременно. То, как складывалась парочка из паладина и некроманта, абсолютно противоположных по характеру — история, которая местами заставляет рассмеяться, а местами — всплакнуть.

Другое предупреждение: это Китай. Не декоративный, как в «Опиумной войне», написанной американкой, а настоящий, ядрёный Китай. У каждого персонажа по несколько имён, причём Цзинь Цзисюнь и Цзинь Цзисюань — совершенно разные персонажи, а у некоторых ещё и прозвища есть. Стиль повествования тоже по-китайски размеренный, особенно поначалу: два чиновника, ой, пардон, заклинателя, бредут от селения к селению, пытаясь собрать по кускам душу опасного призрака, и в каждом поселении натыкаются на приключение. Чем дальше, тем больше будет раскачиваться маятник, действие становится всё напряжённее, и складываться мозаика — что же произошло два десятка лет назад и какое это отношение имеет к призраку.

Ведикт: если в европейском фентези вам всё пресно, смело читайте эту книгу. Если вам нравится размеренное повествование и ненавязчивые, но серьёзные моральные дилеммы — тоже непременно читайте эту книгу. Для меня она стала настоящим открытием, и я буду рада, если эта рецензия откроет её и для вас.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ребекка Куанг «Опиумная война»

Nalia, 20 апреля 2022 г. 16:13

Ощущения противоречивые.

Написано ярко, сочно, действие не провисает. Розовых соплей минимум, книга избежала ловушки, куда попадаются многие произведения с главным героем женского пола. Героиня, опять же, не мери сью. Я бы даже сказала, характер получился довольно реалистичным для сироты, которая любой ценой решила пробиться наверх, чтобы не быть буквально проданной замуж. Она агрессивна, угрюма, вместе с тем — в какой-то мере наивна и зависима от чужой похвалы. Она хочет быть любимой и уважаемой, хочет обрести дом, какого у неё никогда не было... Но вместо этого получает боль и психологический надлом.

Вот об этом поподробнее. Это и фишка книги, это и, как ни странно, её минус. Когда обучение героини заканчивается и начинается война, начинается чернуха. Или, проще говоря, автор взяла реальные события Второй мировой — Нанкинскую резню и бесчеловечные эксперименты японцев над китайцами — и засунула их в фентези. Читать об этом тяжело и мерзко, тем более что героиня оказывается в пассивной роли то наблюдателя, то пленницы, и ты переворачиваешь страницы не из интереса, что дальше будешь, а из интереса, когда ж эта мерзость закончится. Невольно задаёшься вопросом — а зачем вообще писательница взялась за эту тему? Какого-то глубокого осмысления, почему местные японцы, Федерация Муген (кстати, почему федерация, а не империя?) пришли к фашизму, нет. Просто «ну, у них на островах земель мало, а ещё там культ императора, вот они и относятся ко всем другим нациям как к тараканам». Больше тянет на попытку отрефлексировать всё то, что китайцы пережили во время Второй Мировой и

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
наказать «японцев» почти полным уничтожением руками главной героини. Такая вот писательская месть

Но главным минусом для меня стал... Китай. Дело в том, что после чтения книг Мосян Тунсю, китайской писательницы, то, как рисует свой псведокитай американская китаянка, вызывает раздражение. Потому что эти китайцы — не настоящие, ряженые. К примеру, героиню зовут Фан Рунин, но постоянно называют сокращённо Рин. Только вот, во-первых, китайцы сокращают имя до одного слога (то есть её должны были сокращённо звать не «Рин», а «Нин»), во-вторых, всегда добавляют даже к сокращённому имени какие-то суффиксы, префиксы и обращения (ласково Фан Рунин должны были звать «А-Нин», ну или «Фан-сюн»), в-третьих — в принципе не употребляют одно только имя. Должны быть либо имя и фамилия, а если вы даёте что-то одно, извольте суффикс, префикс, прозвище, или титул (например, «ученица Фан»). Мои слова могут показаться странной придиркой, но факт в том, что китайская культура передана в романе очень поверхностно и клюквено. Не передан ни китайский этикет, ни менталитет, ни философия. Отношения с богами и шаманизм не имеют никакого отношения к мифологии реального Китая.

Вердикт: мрачная история о том, как сирота обретает силу, но ломает психику. Не ищите здесь китайской культуры, от Китая тут только картонные декорации.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Кэтрин Арден «Медведь и Соловей»

Nalia, 11 апреля 2022 г. 22:18

Василиса — дочь боярина Петра, владения которого, впрочем, далеки от Москвы и расположены в глухом месте. Её мать обладала волшебным даром, да умерла родами — и Василиса стала наследницей этого дара. К сожалению, живая, бодрая девушка в юном возрасте обретает мачеху, фанатичную и религиозную особу, с которой у неё отношения не складываются. А уж когда в деревню прибывает новый священник, не менее фанатичный, чем мачеха, событий приобретают совсем дурной оборот...

Иначе говоря, нам расскажут старый сказочный сюжет на новый лад, сдобрив это множеством бытовых и исторических деталей жизни на Руси. Иногда, правда, автор фейлится, — всё-таки она не из России и не историк — но атмосферу «Лесного Края», где духи живут рядом с людьми, а христианство борется с язычеством, она передаёт.

А главное, что есть в книге — психологизм. Ни мачеху, ни священника нельзя назвать однозначными злодеями, а добрые герои могут совершать неблаговидные поступки. Василиса вышла живым, симпатичным персонажем: она храбрая и сильная, но автору удалось удержаться на грани и не превратить её в мери сью.

У сказки очень размеренный темп, который не всякому придётся по душе. Она скорее выглядит как вступление к последующим приключениям Василисы, тем не менее, неплохо вводит в «сеттинг».

Итог — приятная вещь: атмосферная девчачья сказка без розовых соплей, поднимающая вполне серьёзные и реалистичные проблемы. Но категорически не подойдёт тем, кто хочет ураганного действия, драк и страстей.

Оценка: нет
– [  10  ] +

Тэмсин Мьюир «Харроу из Девятого дома»

Nalia, 17 марта 2022 г. 17:11

«Некроманты-лесбиянки в космосе» — именно этот слоган заставил меня в своё время купить первую книгу цикла, «Гидеон из Девятого дома».

Во второй книге стало больше и некромантии, и лесбиянок, и космоса. Но обо всём по порядку.

Итак, некромантка Харроу стала ликтором, бессмертным могущественным слугой бога-императора (нет, не ваховского), но цена была огромна — ей пришлось поглотить душу своей возлюбленной, единственного друга и вечного врага — Гидеон. Это знают те, кто прочитал первую книгу. И потому, открыв вторую, серьёзно удивляются — почему же Харроу не вспоминает Гидеон, искренне полагая, что поглотила душу Огюста — другого рыцаря Девятого Дома, который в первой книге погиб в самом начале? Почему у Харроу больше нет доступа к ликторским силам? Почему у неё едет крыша?

Подобное повествование является и плюсом, и минусом книги. Плюсом — потому что создаёт интригу: кто и что сделал с головой Харроу (и Харроу ли это вообще?). Минусом — потому что мы будим продираться сквозь бред и галлюцинации полубезумной героини, что в сочетании с вычурным языком и многословием делает текст... Своеобразным. Тем не менее, атмосферу безумия автору передать удалось, не спорю.

Как я писала в рецензии на первую часть, космос оказался самым слабым местом «некроманток-лесбиянок в космосе». Во второй части положение немного исправляется: раскрываются интересные детали сеттинга. Например, Звери Воскрешения — планеты-нежить. Нет, вы не ослышались: уничтоженная планета может переродиться в ту ещё хтонь, которая будет жрать другие планеты. Или телепортация через местный варп, пардон, Стикс, пардон, Реку — место обитания душ умерших с вратами ада на дне. Масштабы увеличились, как видите, несмотря на то что всё действие снова ограничено стенами — космической станции.

Некромантии тоже стало больше. В основном описан, конечно, остеокинез: Харроу нет равных в управлении костями. Фантазия у автора хорошая, а потому некромантка тут будет не просто скелетов поднимать, а создавать костяной экзоскелет для увеличения силы, выкалывать глаза врагов, плюя в них выбитыми зубами, и прочая. Некромантия, основанная на управлении плотью и кровью, тоже описывается.

Лесбиянки... Они и тут есть. Другое дело, что книга полна мертвецов и безумия, для чего-то сладко-сопливого места не остаётся. Отношения между людьми тут болезненные, тяжёлые, и трагичные. Надо заметить — Мюир хорошо очерчивает характеры, в героев веришь.

Ох, всё это звучит так, будто я пою книге дифирамбы. Нет — у «Харроу из Девятого дома» есть существенный недостаток, который уравновешивает, а то перевешивает достоинства: общая мутность повествования. Вас будут бросать между настоящим и флешбеками, путать в хронологии, вываливать очень подробные и вычурные описания места действия, осыпать кучей имён героев, причём диалоги между персонажами будут нарочито невнятны, заканчиваться недоговорёнными фразами и так далее. Действие будет плыть неспешным мутным потоком две трети книги, но третья будет куда более динамичной, хоть и периодически вызывает ощущение «Что за херня тут происходит?!» (дословная цитата из книги). Финал лично мне пришлось несколько раз перечитать, чтобы понять, кто куда кого и зачем, и всё равно не поняла.

Вердикт — несомненно, атмосферная и необычная вещь. Тем не менее, не шедевр и не прорыв, как бы вас не уверяла реклама: необычный сеттинг раскрывается маленькими неаккуратными порциями. Стоит почитать, если вы хотите чего-то оригинального и не против психически нестабильного главного героя.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Борис Акунин «Сокол и Ласточка»

Nalia, 12 марта 2022 г. 18:59

Пираты! Карибы! Что может быть лучше?

Тем более за это взялся Акунин, который умеет выдавать качественную беллетристику (правда, чем дальше, тем более тусклую).

В этой книге две сюжетные линии: Николаса Фандорина, который вместе с английской тётушкой ищет пиратские сокровища на Карибах, и Летиции фон Дорн, одной из рода Дорнов, которая, в далёком прошлом, как раз-таки принимала участие в запрятывании этих сокровищ, и зашифровала их местонахождение в письмах, отправленных родственнице. Летиции раз в пять больше, чем Николаса — тому посвящены главы только в начале книги и в конце. Не сказать, что это наносит серьёзный ущерб повествованию: детективная линия тут так себе, куда интереснее читать про Карибы, про быть моряков на корабле, с которыми и отправится в путешествие Летиция, переодевшись мужчиной и выдавая себя за доктора.

Правда, тут читателя ждёт сюрприз: главы про Летицию будут рассказываться от лица... Волшебного попугая. Да-да, волшебный попугай вымершего вида, воспитанный бессмертным отшельником на одном из островов близ Японии, который может стать форменным фамильяром человека. Увы, говорить попугай не умеет, но благодаря магии бессмертного разумный как человек. Сначала подобный ход кажется шизофреническим, потом забавным, потом ты привыкаешь к рассказчику-попугаю и прекращаешь его замечать.

А вот что серьёзно портит повествование — это любовная линия, настолько она натужная и приторная. Летиция — симпатичный живой персонаж, со своими тараканами и в голове, но в возлюбленные ей вручили прекрасного, идеального, благородного, отважного, прекрасного... А, я уже говорила «прекрасного»? В общем, полного марти сью, благородство и офигенность которого описываются очень подробно. И в которого героиня-дурнушка влюбляется с первого взгляда. Собственно, название романа — «Сокол и ласточка» — отсылает именно к этой любовной линии. Это вроде должно нам демонстрировать, что роман-то о любви — только вот именно любовная линия превращает повествование в тыкву.

В итоге вышло среднее произведение, где на каждый плюс находится минус, а многие моменты хочется пролистать.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Дарья Бобылёва «Вьюрки»

Nalia, 9 марта 2022 г. 21:57

Русский-прерусский хоррор.

Дача. Как много в этом звуке! Огород, покосившийся домик, соседствующий с трёхэтажным особняком, бабушка, не представляющая жизни без ковыряния в земле, по соседству с заросшим участком алкоголика... Лето, шашлыки, заросшая осокой речка, стрёкот кузнечиков. Маленький рай, осколок пионерко-советского счастья и безмятежности.

Но во «Вьюрках» этот рай выворачивается наизнанку, превращаясь в ад. Неведомая сила изолирует дачный посёлок, садоводческое товарищество «Вьюрки», от прочего мира. Все, кто пытается выйти из него — через лес ли, через речку — пропадают, а если возвращаются, то какими-то странными. Какая-то хтонь бродит за границами дачного посёлка, пробирается вовнутрь, а лето никак не хочет кончаться.

И что же станет с людьми, запертыми в маленьком дачном мирке, к тому же наедине с опасной хтонью? Естественно, кто-то проявит лучшие качества своей натуры — а кто-то станет зверем.

Сильная сторона книги — то, что русский фольклор в ней переплетается с русской же постсоветской действительностью, которая показана без чернухи, но и без розовых очков. Алкоголики и нелюбимые жёны, умственно отсталые дети и одинокие пенсионеры, всем им чего-то не хватает в жизни, и потому они тянутся к даче, где свалены старые вещи, где выращиваются никому не нужные огурцы, и где они ощущают себя в своей тарелке. Слабая — что рассказы не равноценны: одни хорошо раскрывают персонажей и толкают вперёд действие, другие же — отдельный ужастик, который из сборника можно спокойно выкинуть.

Книгу можно рекомендовать всем любителям русского фольклора и ужастиков. Может, она вас не напугает, но уж точно вы найдёте там любопытные моменты и образы.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Лия Арден «Мара и Морок»

Nalia, 4 февраля 2022 г. 16:44

«Мара и Морок» привлекала меня названием и тем, что это вроде как славянское фентези.

Увы, название оказалось самой интересной частью книги, а из славянского там только Мара, Морок и Морена. Но обо всём по порядку.

Итак, в этом мире, на границе двух королевств, Серата и Аракены, стоит храм Морены, богини смерти, где обитают её жрицы — мары. Они борются с нежитью, и их всегда двенадцать: когда одна умирает от старости или когтей упырей, сила мары проявляется у какой-нибудь десятилетней девочки в округе. Её находят, забирают из семьи и воспитывают новую жрицу. Есть ещё мороки — это уже мужской аналог мар с другими способностями, таинственные и пугающие личности в масках и плащах из теней. Об их ордене не сказано почти ничего. К началу действия всех мар перебили солдаты Серата (как и почему, узнаете по ходу книги), а мороки отказались бороться с нежитью, обидевшись на такое святотатство. И вот принц Аракены находит морока, отваливает ему груду золота и просит воскресить одну из мар — собственно, главную героиню, Агату. Да, мороки тут умеют воскрешать — в виде эдакой полунежити, а потом, при желании и удачном стечении обстоятельств, и на полноценное оживление способны. Агата нужна принцу Даниилу не только для того, чтобы восстановить справедливость и отомстить Серату, но и для более личного дела королевствой семьи...

Неплохая завязка, согласитесь? Однако когда героиню привозят в королевский дворец — да, тут короли, дворцы и корсеты, говорю же, славянского тут очень мало — всё превращается во второсортный любовный роман. Героиня, полумертвец с душевной драмой, будет млеть от прикосновений лучшего друга принца, бегать от флирта самого принца и всё сильнее интересоваться мороком. Вокруг этого будет даже накручена какая-никакая интрига, но очень предсказуемая, и придётся по нраву разве совсем юным девам, которые любят эдаких таинственных и язвительных мужчин в масках.

Я уже сказала, что причина, по которой уничтожили всех мар, раскроется в середине книги? И постарайтесь в этот момент не проломить себе лицо фейспламом — настолько она... Неумная.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Итак, сестра Агаты, Анна, тоже оказалась марой. И старшая баловала капризную и хитрую младшую, покрывала её роман с принцем Серата. Допокрывалась: Анна умерла у неё на руках от тяжёлого ранения, сказав перед смертью, что это мол её возлюбленный попытался её изнасиловать, а когда она дала отпор — убил. И героиня взяла меч и пошла в королевский дворец мстить. Нет, это психологически достоверно, только вот... Все остальные мары пошли за героиней! Прекрасно понимая, что они там все полягут. Прекрасно понимая, что умершая девица — лживая и не особо умная, а её сестра — безумна от горя. Прекрасно понимая, что могут докопаться до правды посредством дипломатии... И всё равно взрослые женщины ведут себя как полные идиотки, убиваясь об дворцовую стражу с неясной целью.

Собственно, героиня продолжает эту линию поведения. Интересный образ — полумёртвая жрица смерти с разбитым сердцем, которая снова начинает ощущать себя живой — просто убит. Перед нами типичная героиня любовного романа: очень наивная, склонная к обморокам и долгому выбиранию нарядов. И западающая на ТАИНСТВЕННЫХ МУЖИКОВ. Морок тоже типичен: таинственный язвительный красавчик. Когда снимет маску, конечно.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А ещё он настоящий принц. В самом прямом смысле.

Об остальных либо спойлер, либо сказать нечего.

Язык книги совершенно неинтересный, сухой и тягучий одновременно. Я не фанатка красивостей и особенно былинно-посконного стиля, но рецензии здесь написаны куда живее, чем этот роман.

Иными словами — перед нами весьма широко разрекламированный, но посредственный любовный роман с парой интересных идей. Увы, они высажены на такую неплодородную почву, что не взошли.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Тэмсин Мьюир «Гидеон из Девятого дома»

Nalia, 22 апреля 2021 г. 20:15

Есть у нас космоопера с космической магией, то есть некромантией, бессмертным богом-императором (к счастью, без золотого трона и вполне ходячего). Есть благородные дома некромантов, каждый специализируется на своей области некромантии, у каждого своя обязанность перед Императором. Девятый Дом — мрачные монахи, охраняющие таинственную Гробницу. Гидеон Нав — младенец, найденный в капсуле на теле мёртвой женщины, которая упала на территорию Дома, и выросла в этих пыльных и безрадостных стенах. Дом она ненавидит, а пуще всех — его хозяйку, свою сверстницу, некромантку Харроу. Та отвечает ей взаимностью. Но двум заклятым подруго-врагам придётся объединиться: грядёт испытание во славу Императора, где каждый Дом высылает некроманта в сопровождении верного рыцаря. Прошедший все испытания ума и искусства станет Ликтором — бессмертным слугой Императора. Увы, настоящий рыцарь Девятого Дома бежал, и Харроу убеждает Гидеон взять на себя эту роль, обещая дать в награду свободу, которую девушка так жаждет.

А дальше будет многоуровневый замок на другой планете, оборванные контакты с внешним миром, смертоносные загадки... И десяток некромантов с рыцарями, запертый в этом месте. Естественно, происходящее начнёт напоминать «Десять негритят» не просто скоро, а очень скоро.

Начала я читать книгу ради некромантов. И лесбиянок. Да ещё и в космосе! Мимо такого ядрёного сочетания трудно пройти.

И не то что бы разочаровалась — но звучит идея в разы красивее, чем воплощена. Правильно сказал мэтр Толкиен: «Придумать зеленое солнце легко; трудно создать мир, в котором оно было бы естественным». И весь «Гидеон» — это просто созвездие зелёных солнышек.

Первым солнышком стал космос и космоопера. Зачем они нужны — я так и не поняла. Герои только один раз летят на звездолёте — на планету, где будет проходить испытание, и ничего важного во время этого полёта не происходит. Если бы действие происходило в фентези-мире с техническим прогрессом, не изменилось бы ничего.

Вторым, хоть и менее разочаровывающим, стала некромантия. Она в сеттинг более-менее вписана: есть и скелеты-слуги, и штурмовики, которые во время войн прибывают на поле боя первыми, чтобы обеспечить всплеск танергии (энергии смерти, которую используют некроманты). Тем не менее, все вкусные подробности сеттинга вроде устройства общества, тактики ведения войн, экономики — только представьте, какая безработица может возникнуть из-за рабочих-нежити! — не показаны. Нам даже не говорят, какой властью обладают Дома, есть ли у них соперники за эту власть... Не говоря уже о количестве колонизированных планет — впрочем, эта претензия проходит по предыдущему пункту. Однако некромантию из сюжета без ущерба для него не выкинешь — и на том спасибо.

И в итоге единственное, что не разочаровывает — это лесбиянки. У Гидеон и Харроу действительно сложные отношения, и то, как они раскрываются — в том числе и причины, почему они такие сложные — самое интересное в в книге. Прекрасно прописаны характеры обеих: привыкшая прятаться за маской чопорности и высокомерия Харроу, которой пришлось повзрослеть слишком быстро, и язвительная, бойкая Гидеон с сердцем настоящего рыцаря.

Детективная линия — скорее плюс, чем минус. Она неплоха, но тем не менее её легко укладывают на лопатки не то что классические детективы, а даже «Гарри Поттер» (вторая, третья и четвёртая книги точно). Совет: сделайте закладку на секции с перечислением действующих лиц, а не запутаетесь в куче вываленных на вас героев.

При всём при том книга оставила приятное впечатление и желание прочитать вторую. В основном из желания узнать

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Выжила Гидеон или нет?! Учитывая, что в детстве она перенесла действие биологического оружия и даже не чихнула, дыру в грудной клетке тоже может регенерировать!

Оценка: 6
– [  11  ] +

Майкл Суэнвик «Дочь железного дракона»

Nalia, 19 ноября 2020 г. 17:37

Начало сюжета завлекательно: Джейн, похищенная феями человеческая девочка, трудится день и ночь на фабрике, где собирают драконов. Как и все дети, она мечтает сбежать. И однажды один из драконов зовёт её. Здравствуй, свобода...

...Прощай, фентези. Через некоторое время ты понимаешь, что читаешь не фентези, а гротескную социальную сатиру на американскую действительность 60-х годов. Думаете, Джейн ищет приключения? Сражается с кем-то на обретённом драконе? Нет, она ходит в фейскую школу. Уберите «фентези»-элементы — получите банальную повесть о взрослении неблагополучной малолетки, которая ворует, пьёт, нюхает наркоту, которую домогаются и пытаются изнасиловать, которая одновременно беззащитная, одинокая и потерянная. «Фентези» взято в кавычки, потому что мир вокруг — выписанный безумно атмосферно и живо — не производит впечатление реальности: это тягучий, тяжёлый сон. Автор щедро рассыпает мерзкие детали: мокрые от пота подмышки домогающегося учителя, воняющая падалью преподавательница, перчатки из девичей кожи в магазине... Много секса. Сцены оного редко описываются подробно, чаще вскользь, но секс самого неприятного качества. Тут и издевательства, и домогательства, и изнасилования, и просто тупая незамысловатая похоть — героиня (и не только она) с лёгкостью использует своё тело, чтобы добиться желаемого. Любви здесь почти нет, и она всегда с привкусом трагедии.

Роман — одна большая метафора, объёмная и ёмкая. Девушка, которую избирают королевой на год, она живёт в роскоши и может не считать денег — но потом её принесут в жертву; чем не метафора для шоу- и модельного бизнеса, ломающего жизни молоденьких искательниц красивой жизни? Праздник, во время которого не действуют законы, и бушующая толпа ради забавы грабит и убивает — чем не метафора немирных демонстраций? И над этим — безжалостная и безнаказная элита.

Метафорой чего служит дракон и что значит конец романа, остаётся только догадываться.

В итоге получается сильная книга — но плохое фентези с бесцветными героями и рваным сюжетом. Гротескная, но мерзкая метафора.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Джанет Уинтерсон «Не только апельсины»

Nalia, 2 августа 2020 г. 12:53

Нет отзывов? Надо это поправить.

Книга короткая, написанная очень интересным стилем. Фантастики там совсем мало, и то она представлена как галлюцинации-видения героини. Книга хороша своим психологизмом: Дженет прям-таки погружает в свой мир, мир девочки, воспитанной очень религиозной матерью, мир, какой он её глазами. При этом в книге нет ни чернухи, ни ненависти в сторону христианства, просто грусть человека, чья семья отказалась от него. Здесь нет злодеев — есть просто жизнь и попытка найти своё место в ней. Интересен характер Дженет: можно было бы ожидать, что это бессловесная забитая овечка — но нет, это очень боевая девушка. Пытаясь воспитать в дочери религиозное рвение, её мать воспитала в ней дух и решимость настоящего бойца, который в итоге нашёл силы сказать «нет» обществу, в котором вырос, и пойти искать своё место в мире.

Рекомендую любителям психологизма с толикой психоделики.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Алексей Пехов, Елена Бычкова «Ловцы удачи»

Nalia, 18 января 2019 г. 18:03

Прочитала я этот роман, когда настроение было сумрачным -- и расчёт оказался верным: вокруг сразу стало как-то светлее. Итак, книга рассказывает об эльфе по имени Лас, который из нежелания участвовать в политических интригах был заклеймён как политический преступник и вынужден был бежать от старой жизни... Хотя нет, стоп: главный герой-- это не Лас, а сам мир -- технофентези с летающими кораблями, мушкетами, стреляющими огнепчёлами, и множеством рас. Летательные аппараты, от двухместных аналогов самолётов -- «стреколёты» -- до огромных фрегатов-- центральный элемент повествования: они летают благодаря заточённому в них демону, и служат основным средством перевозок на большие расстояния, сделав морские суда почти ненужными (и, скорее всего, развитие сухопутного транспорта-- тоже). Итак, эльф по имени Лас, военный пилот стреколёта и воздушный ас, бежит от старой жизни в местные Карибы (правда, не золотого века пиратства, а более поздние): на Павлинью Гряду, а именно -- на Черепаший Остров, административный центр этой Гряды. Поскольку, как и положено асу, он без полётов жить не может, то начинает искать работу, связанную с полётами -- и с головой окунается в приключения, потому что жизнь в краю пиратов и контрабандистов скучной не бывает.

Правда, сюжет нельзя назвать безусловным плюсом произведения. Он есть, в начале автор добросовестно развешивает ружья, каждое из которых позже стреляет, и действие начинает лететь стрелой-- но этому предшествует долгая преамбула, в которой раскрываются мир и персонажи. Больше всего роман похож на цикл из двух-трёх длинных рассказов.

Персонажей тоже нельзя назвать безусловным плюсом. Они милы и незамысловаты. Надо заметить, что в рассказе «Особый почтовый», действие которого происходит после окончания действия Ловцов Удачи, но который был написан автором до романа, характеры Ласа и Ога, его напарника-орка, показались мне интереснее. В романе эти представители враждующих народов стали друзьями после первого же совместного полёта, и до конца романа их отношения остались тёплыми и ровными; Ог из рассказа, вечно ворчащий на эльфа за излишнее, как он считает, лихачество, но всё равно стоит за Ласа горой, куда веселее. Второстепенные очерчены двумя-тремя штрихами, при этом особо противоречивых личностей там не найти: злодеи -- злы, предатели -- подлы, хорошие люди (в основном нелюди) -- няшки.

Так что же можно назвать безусловным плюсом? Мир и атмосферу. Множество небольших деталей, которые делают место, где разворачивается действие, по-настоящему живым и нелогичным: мушкеты с огнепчёлами, а не пулями, лантимеры -- специально выдрессированные животные, которые исполняют функции сирены, работающие посадочными огоньками фейри, лилипут, для которого стопка рома-- это огромная порция... Здешним стреколётам не нужно горючее-- но заточённый в их сердце демон через некоторое время устаёт, а управляют им с помощью кабалистической доски -- вот вам и магическая замена пульта управления и монитора заодно. В конце романа приведён подробный глоссарий по расам и реалиями мира.

Более того, некоторая схематичность героев, и общая незамысловатость сюжета с определённой точки зрения тоже плюс. Пехов намеренно идёт на это, чтобы приблизить роман к классической приключенческой литературе для юношества вроде Жюля Верна. Эта светлая и в чём-то наивная книга, лишённая серьёзности и тяжести, не затрагивающая болезненные темы и не лезущая в душу -- чудесная таблетка от плохо настроения. То, что доктор прописал читать в случаях, когда на душе скребут кошки, и хочется расслабить мозг и душу, а не напрягать их.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Надежда Попова «Ловец человеков»

Nalia, 10 января 2019 г. 13:48

Книга оставила двоякое впечатление.

Из несомненных плюсов стоит отметить саму концепцию: альтернативная Европа, где инквизиция обрела вполне человеческое лицо — хотя кровавое и тёмное прошлое таки портит ей репутацию, сейчас она пользуется передовыми (читай, почти современными) методами расследования и даже зачитывает права арестованным. Плюс мистика: злые маги и разная нечисть тут более чем реальны, хоть и не особо распространены. Историко-фентезийный детектив про инквизитора? Дайте два!

Увы, на деле это вышло менее интересно, чем кажется. Я не назову книгу плохой — но и особенно хорошей тоже: крепкое «выше среднего».

И вот почему.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Первый недостаток — сама детективная интрига. Начинается всё интересно, якобы разгадка — соседский барон хочет отобрать владения, выдав сумасшедшего сына владельца этих земель за стрига, то бишь вампира! -- тоже хороша, но... Всё портит финал. Внезапно, соседский барон тут ни при чём, а при чём — тёмный маг, умеющий контролировать разум! Причём его изначально цель — опорочить инквизитора и всю инквизиции! Эпично, но как-то некстати вспоминается, что доносы насчёт убийств якобы стрига не затерялись в общей куче только благодаря сверхъестесственной интуиции героя, и к разгадке, оказавшейся обманкой, герой тоже пришёл случайно. То есть хитрый план главного злодея удался только благодаря чуду, настолько он был хитрым. Главный злодей, кстати, абсолютно безлик и маньячен, но с этим ещё худо-бедно можно смириться.

Второй недостаток — это речь главных героев. Периодически они, особенно герой, начинают говорить длинными и иностранными монологами, как по бумажке читают. От того, что эти монологи не перемежаются хоть каким-то описанием эмоций или манеры речи героя, создаётся ощущение, что он действительно встаёт в театральную поза и их читает. От этого Курт, доблестный следователь, перевоспитанный Инквизицией преступник, кажется не особо живым, что не слишком хорошо для главного героя.

Вердикт: книге — твёрдая семёрка, но не больше.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Надежда Попова «Стезя смерти»

Nalia, 10 января 2019 г. 13:48

Интересно, что после первой книги вторая прочиталась на одном дыхании, и... оказалась куда более тяжёлой психологически. Увы, те недостатки, что были в первой части, никуда не делись: герой всё так же толкает монологи, а детективная интрига из спорной превратилась в никакущую. Зато главный злодей, внезапно, раз в сто интереснее.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Маргарет. Честно — в конце книги мне было её очень жалко, а от Курта — жутковато. Спать с женщиной, вести с ней разговоры на тему религии... зная, что всё это игра, хитрый план, чтобы отправить её на костёр с убедительными доказательствами?! Да, здесь следователь, как ни странно, по жестокости намного превосходит убийцу — причём Маргарет его любит искренне. Именно она вышла самым живым персонажем во всей книге, при том, что она действительно злодейка, причём искренне уверенная, что она лишь жертва жестокого мира. Хоть она и оправдывает убийства тем, что бывшие любовники угрожали её жизни — ведь не прекратила заводить их ни после первого помешательства, ни после второго, а последнего так убила собственными руками, и вспоминает об этом с явным удовольствием. Не окажись на её пути Курта, кончила бы тем же, скорее всего, только жертв на её счету было б больше.

Увы: на фоне такой злодейки — сложной, психологически достоверной, вызывающей сочувствие — главный герой окончательно превращается в бледную тень.

Как и предыдущая книга- твёрдая семёрка... Но В основном за «главного гада».

Оценка: 7
– [  4  ] +

Генри Лайон Олди «Чёрное сердце»

Nalia, 5 мая 2018 г. 13:25

Если первая книга вводит в мир трёхмирья (пардон за тавтологию), то вторая погружает в него с головой... И так же внезапно завершает дилогию. Собственно, это главный её недостаток: сумбурность. В неё напихано очень много всего-- и якутская мифология, и семейная тема, и научная фантастика, и проблема «стоит ли сверхчеловеческая сила того, чтобы платить за ней человечностью»-- так что некоторые идеи, до которых читатель вроде бы должен дойти своим умом, тут проговаривают открытым текстом. «Тут у нас семейная сага!» -- декларирует один из героев. Подобные моменты не добавляют естественности действию. За семейной сагой маячит невнятная нфшная теория о времени, которое сгорает в звёздах (концепция Козырева, как любезно поясняют сноски), которая скорее путает, чем помогает понять, что происходит.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Был мир трёхмирья глубоким прошлым, планетой той же Ойкумены или параллельной реальностью, созданной в разуме мальчика-аутиста, нам так и не расскажут. Не объяснят, почему Юрюн ничего не помнит о жизни в реальном мире, в отличие от своих родителей и сестры. Ну ОК.

Это, в принципе, не так важно, как...

...«Мысль семейная». Перед нами, по сути, разворачивается история трёх семей: «божественной» семьи главного героя-- Юрюна, семьи предпочитающего жить на земле Сарыча, и семьи «демонов» из нижнего мира-- Уота и ко. У каждой свои проблемы, у каждой свои болячки, причём тот факт, что они обладают сверхчеловеческими силами, только всё усложняет. Все они хотят семейного счастья, все пытаются его достигнуть, кто во что горазд. Надо ли говорить, что путь к нему очень тернист, и не из-за каких-то внешних врагов, а этих самых болячек? И первородный грех, превративший всех участников действа то ли в богов, то ли в чудовищ-- отданный для научного эксперимента ребёнок-аутист. Преданный теми, кого любил, и лишь младший брат готов за него бороться до конца. Нет, он никого не винит, но разве мир, возникший из-за предательства, может быть счастливым?

Нет, не может. И тема мессии, который принесёт себя в жертву ради спасения всех, встаёт в полный рост в конце книги. Богатырская (и магическая) сила, прославлявшаяся в фольклоре, здесь развенчивается, деконструируется, становится нечтом деструктивным, превращающим людей в чудовищ. Или, скорее, вытаскивающим спящее в душе чудовище наружу. Увы, это происходит рано, слишком рано. Хочется ещё пожить в трёхмирье, послушать препирательства двух юных стервочек, Жаворонка да Айталын, почитать о мироздании, о приключениях «слабака» (а всё из-за добродушного нрава и желания решать проблемы миром, а не силой!) Юрюна... Но действие катится к эпилогу. Вроде и благополучному, но вместе с тем пронзительному до чёртиков.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хотите всем добра? Хотите, чтобы никто не умер, у всех всё было хорошо? Принесите себя в жертву. И не ждите награды. Нюргун возвращает героев в реальность-- но сам исчезает из неё. Юрюн, добряк-Юрюн, всю книгу пытавшийся всех спасти и всем помочь, -- тем, кого ему в итоге удалось спасти, можно пересчитать по пальцам. И платит за возвращение в реальность он здоровьем и разумом, становясь десятилетним ребёнком с памятью старика, который не в силах забыть свою жизнь в трёхмирье и приспособиться к жизни в реальности. Вот такая грустная мораль выходит: за человечность и доброту нужно дорого платить-- самим собой. Куда проще стать чудовищем и не «усыхать»...

Оценка: 8
– [  9  ] +

Ксения Медведевич «Ястреб халифа»

Nalia, 22 ноября 2015 г. 13:02

Странная книга.

С одной стороны, весьма красочный и нетипичный для фентези мир, блестяще прописанная мистика, один из главных героев- нелюдь в самом прямом смысле этого слова, с нечеловеческой логикой.

С другой- крайний, вычурный физиологизм происходящего. Пытки и насилие, в том числе и сексуальное, выписаны подробно и со смаком, и занимают едва ли не большую часть книги. Чтобы в оценили масштаб, у Джорджа Мартина (!) подобного добра раз эдак в десять меньше. Похоже, автор не просто пытается показать фентезийный ближний восток без романтического флёра, а ещё щедро добавляет от себя крови, боли, грязи и прочего шок-контента, включая зверские убийства женщин и детей (последние описаны особенно подробно и художественно). К сожалению, сюжет прочно увязает в этом кровавом болоте, немного оживляясь лишь к концу. В итоге получается очень-очень тёмное фентези с тягучей душной атмосферой «Великолепного века». Тем, кто любит неприглядый реализм и шок-контент, скорее всего, понравится. Остальные не оценят.

Я же оценила лишь на 5/10. Не люблю дешёвые способы шокировать читателя, а чего-то более глубокого за кровью-кишками не увидела.

Оценка: 5
– [  12  ] +

Вадим Панов «Последний адмирал Заграты»

Nalia, 9 марта 2015 г. 13:47

Прочитала, ибо стипманк. Панова никогда прежде не читала. И поняла, что не зря. Может, другие цикли получше, но...

Сначала о плюсах. Несомненно, это мир. Он показан отлично. Стимпанк, где дирижабли летают от мира к миру по гиперспространству. Красочные описания, жаргон и суеверия цепарей-- то бишь тех, кто водит дирижабли сквозь полную опасностей пустоту. Загадочность самой пустоты, мутанты с экстрасенсорными способностями-- более чем благодатная почва для произрастания сюжета...

Увы. Сюжет слабоват. Вкратце: зловещая торговая компания хочет нефть небольшого мира Заграты, и устраивает там революцию, пользуясь тем, что царь-- высокомерный лопух, впрочем, нежно любящий семейство. На обрисовку революционеров чёрной краски не пожалели: картонные продажные злодеи, которым противостоят благородные эльфы... ой, то есть потомственные аристократы адигени. Какой-то протворечивостью от обоих сторон конфликта и не пахнет, разве что адигени автор мягко пожурил за высокомерие. Такое серьёзное и сложное явление, как революция, до предела упрощено, превращено в лубочную агитку монархизма. Явные намёки на октябрьскую революцию и на злых любителей нефти США весьма прозрачны.

Второстепенные герои, впрочем, получились неплохо. Особенно запомнился алхимик с раздвоением личности. Однако им уделено мало внимания, а в основном блистает Помпилио, высокомерный аристократ и благородный супермен. Авторский замысел вроде понятен: нарисовать аристократа, высокомерного, но вместе с тем харизматичного, с честью и совестью. Первая часть замысла вышла удачно, а вторая свелась к тому, что герой начал демонстрировать охрененную крутость, спасать принцев и принцесс, а все окружающие начали им дружно восхищаться. Сложной и живой личности не получилось, получился непогрешимый марти сью. А его много, слишком много, и к концу он надоедает хуже горькой редьки. Лично у меня он отбил интерес ко всем будущим книгам цикла: даже интересный мир не способен перевесить скучного, вылизанного и глянцевого героя.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Мартин Миллар «Фракс»

Nalia, 9 марта 2015 г. 13:13

Нежно люблю этот цикл. За закрученные сюжеты, за персонажей, и за, конечно же, юмор. Одни из немногих книг, которые могут не слишком понравится при первом прочтении, но стоит их открыть второй раз-- понимаешь, что ты влюбился.

О юморе цикла стоит сказать отдельно. Он легкомысленный, он граничит с буффонадой, он чёрный, он циничный. И удивительно жизненный. Многие узнают в прогнившем городе-государстве Турае, который пережил страшную войну, но оказывается не в силах пережить благополучный и богатый мир, свою многострадальную страну (причём не только русские). Мир, который катится в пропасть, и ничего с этим не поделать. Хотя стоп, можно: честно делать свою работу и смеяться, смеяться побольше. Под буффонадой прячется жёсткая социальная сатира, и предчувствие будущего ужаса, и воспевание честности, дружбы и взаимовыручки. Живущие в прогнившем насквозь городе, герои остаются людьми-- не идеальными и не святыми, со своими недостатками и пороками, но всё же людьми, и не в первую очередь благодаря своим мечтам и принципам, за которые держатся потому, что ни за что другое держаться им не остаётся.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Генри Лайон Олди «Изгнанница Ойкумены»

Nalia, 22 сентября 2013 г. 18:15

Первые две книги состояли из новелл, связанных главной героиней и её взрослением. «Изгнанница» же-- цельная история, и с весьма закрученным НФ-шным сюжетом, который заслуживает отдельного поклона. Напряжённое повествование, сюжетные повороты, и кисло-сладкий финал, от которого хочется и плакать, и счастливо смеяться-- Олди верны сами себе. Ещё один поклон за оригинальность: это ж надо создать такую конструкцию, где первые две части трилогии-- это лишь развёрнутая предыстория главной героини третей! И ведь без этой предыстории третья бы читалась, звучала совсем по-другому. Потому что мы видели путь Регины, от детства до юности, от юности до зрелого возраста, её взлёты и падения. Мы видели, что сделало героиню такой, как она есть; а «Изгнанница» кульминация все её жизни.

Если в «Ойкумене» главную тему-проблему и прочее вычленить трудно из-за насыщенности повествования, то с «Городом и миром» всё более-менее ясно. В центре-- формирование личности человека (казалось бы, совсем не космическая тема). То, что не убивает нас, делает нас сильнее; без ограничений не было бы счастья; без несчастья не было бы развития. Жизнь поворачивается самым удивительным образом, и мы получаем не то, что желали, или получаем его совсем не под тем соусом, под которым ожидали. Возможно, сложись обстоятельства по-другому, Регина была бы счастливее-- но это была бы не она, и она это не понимает.

Не оставлен в стороне, конечно, конфликт цивилизации технической и цивилизации энергетической (так и хочется завать её магической); но в итоге и то, и то-- одинаково бессильны перед непознаваемым и тайнами вселенной.

В общем. Одна из лучших вещей, которые я читала.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Генри Лайон Олди «Ойкумена»

Nalia, 22 сентября 2013 г. 17:43

Вещь прочитала после «Городу и миру», понравилась меньше, но понравилась. Из достоинств: очень оригинальный и сочно выписанный мир, и персонажи ему под стать. Из недостатков: довольно-таки большая хаотичность сюжета, из которого трудно вычленить какую-то одну идею. Вселенную способен изменить случай? Все мы-- марионетки, даже если правим другими? Давайте жить дружно и помогать друг другу? Наверное, и то, и другое, и третье. Впрочем, это не баг, а скорее фича: сюжетные линии переплетаются самыми неожиданными образами, и из этих переплетений выходят другие, тоже весьма неожиданные. Эту книгу нужно читать-- как смотреть на большой полуабстрактный коллаж: сначала охватывая взглядом полную композицию, потом-- вглядываясь в детали...

И, да, конец отличный. Хеппи-энд. Все в итоге проявили лучшие качества своих натур и потому выжили и изменили вселенную.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Мартин Миллар «Фракс в осаде»

Nalia, 27 мая 2013 г. 18:03

Да, похоже, это финал. И он хорош. Я бы, при всей своей любви к Фраксу и серии, сказала бы, что другого окончания не надо. Потому что Мартин Скотт, в течение всей серии обрисовывавший реалии Турая, иногда с добродушной, а иногда с весьма злой иронией, вдруг выдал неожиданно закономерный для него финал. Для города, я имею в виду. В результате у серии, пропитанной духом буффонады, неожиданно появился драматичный, открытый и лиричный финал.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Фракс, уплывающий в закат. За спиной-- горящий Турай. С ним-- Лисутарида и Макри. Прошлое сожжено, будущее неизвестно... конец?

Оценка: нет
– [  4  ] +

Мартин Миллар «Фракс-ловкач»

Nalia, 27 мая 2013 г. 17:46

Первый раз прочитала-- пожала плечами и поставила на полку.

Второй раз прочитала-- поняла, что мне нравится.

Третий раз прочитала и поняла, что это одна из моих самых любимых книг.

Как ни странно, «Фракс»-- редкая вещь, которую чем больше перечитываешь, тем больше она нравится. Те, кто бросил книгу на середине или прочитали только один раз, потеряли многое. Премию книга получила абсолютно справедливо: в ней есть душа. Мир и персонажи, при всей своей гротекстности подчас-- живые. В серии про «Фракса» несколько слоёв: первый-- это юмористический детектив с не бог весь какой, но интригой, стёб над фентезийными стереотипами вроде эльфов или гильдии убийц. . Второй-- это жёсткая, подчас готескная сатира на церковь, власть, выборы. Ну а третий... В каждой хорошей сказке есть урок. Фракс-- не исключение. Серьёзные нотки начинают звучать уже в первой книге, а в последней набирают немалую силу. Но их не услышишь, если будешь настроен на чтение фентезийного детектива и ничего больше. И, да, для того, чтобы понять, в чём заключается урок, нужно читать всё от первой до последней книжки,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
где автор выносит Тураю суровый приговор. И ты вдруг понимаешь, что всё было серьёзно. Что мы смеялись над описанными в Турае порядками-- повальным взяточничеством, наркоманией, преступностью и пр. -- видя в этом буффонаду, а оказалось, что всё таки было серьёзно. Очень серьёзно. И город этим предрешил свою судьбу.

Плюс главный герой. Фракс великолепен. Один из самых живых героев, а всё потому, что автор не пытался как-то оправдать его недостатки: он эгоистичен, вспыльчив, азартен и груб. Но при этом он, такое ощущение, один из немногих в Турае, чьи основные жизненные ценности-- это честность по отношению к клиенту и дружба. Да-да, а вовсе не кли, пиво и скачки. Хотя-- опять-- для того, чтобы понять это, нужно прочитать не только первую книгу. На поле боя Фракс-- совсем иной, нежели в таверне...

Оценка: 10
– [  17  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хромая судьба»

Nalia, 23 мая 2013 г. 16:16

Отдельно «Гадкие лебеди» не читала, не могу их представить без линии Феликса Сорокина. По сути дела, это-- «Мастер и Маргарита» от Стругацких: несколько мощных параллелей. Линия Феликса, несмотря на забавные бытовые сценки, довольно-таки драматичная: человек на закате своего жизненного пути, потерявший любовь всей своей жизни-- причём что она таковой являлась, осознал только в старости, растерявший все идеалы и начавший задавать себе вопрос, зачем он жил и что такого в жизни сделал... Ответ на этот вопрос приходит к нему только в конце: ты жил, ты страдал, ты думал, ты творил-- и это сама по себе награда. Не «покой» за смертной чертой, не слава и известность, а «творческая мука» в этом свете будет тебе наградой.

Насчёт того, что вместо «Гадких лебедей» должен был быть «Град»... Не знаю. Я привыкла к «Лебедям», тем более что там главный герой-- тоже писатель. Сорокин в образе Банева пишет и о себе тоже, о пережитом, и о страхе перед будущим, доверяет синей папке самые сокровенные размышления. Мир, в котором живёт Банев, напоминает непрекращающийся дурной сон: пьянство, дождь, грязь, прежде всего моральная. Но при этом фантасмагоричность происходящего не переходит границы-- этот мир ощущается реальным. Это-- апофеоз антиутопии, одновременно её, антиутопию, рассматривающий с необычного раскурса-- как это часто случается у Стругацких. С раскурса, если можно так выразиться, очень человеческого: даже в до предела антиутопическом мире живут хорошие люди, и если этот мир будет разрушен, разрушена будет их жизнь. А сами борцы с системой, что они будут делать, повергнув её-- ведь они были частью этой системы, на них лежит её отпечаток? И одновременно сама «система» предстаёт перед нами как нечто тёмное, но очень эфимерное, едва осязаемое, персонифицируемое в облике отдельных сволочей и идиотов. Есть ли она, эта «система», вообще, или перед нами антиутопия в квадрате-- сама психология людей, а не «система», порождает то, что мы видим в городе? И надежда на светлое будущее. И страх перед ним. И невозможность жить в этом светлом будущем. Всеобъемлющая книга, прочитав которую, чувствуешь себя измученным, но обновлённым.

Оценка: нет
– [  14  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

Nalia, 23 мая 2013 г. 15:38

Чудесная вещь, причём во всех смыслах. Попытаешься разложить на компоненты, и задумаешься: что я в ней такого нашла-то? Ну, иронично (а иногда откровенно сатирично) показанные типажи учёных. Ну, магия и мифические существа, которых изучают в институте. Ну, три истории, весьма отличающие друг от друга по специфике сюжета, и, казалось бы, не очень сильно связанные между собой. Между делом обстебали НФ, выдвинули несколько забавных научных гипотез и спели гимн науке. Ну и что в этом такого?

А то, что всё вместе это сливается в неизъяснимую магию. Это остроумная современная сказка с примесью НФ и социальной сатиры, лоскутное одеяло из размышлений, забавных сценок, диалогов и персонажей, эпизоды из жизни учёного, не объединённые общим сюжетом... Но если задумываться над идеей, то невольно становишься в тупик. А есть она, это идея? Или перед нами просто остроумная развлекалочка?

Есть. Эта идея о том, что в жизни всегда есть место чуду, а занятия наукой, познание окружающего мира-- настоящее волшебство. Поэтому когда мне хочется отправиться в прекрасный и вместе с тем реалистичный параллельный мир, я открываю «Понедельник» и на некоторое время переселяюсь в НИИЧАВО.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Беспокойство»

Nalia, 23 мая 2013 г. 15:09

В «Улитку» так и не въехала-- сплошной постмодернизм; а «Беспокойство» очень понравилось. Тяжёлая, беспокойная атмосфера передана блестяще. О бессилии человека и человеческого разума перед Природой и Вселенной (да-да, именно с большой буквы), о том, с какой лёгкостью могут быть отброшены человеческая логика и моральные ценности. О том, что когда разум бессилен, остаётся думать лишь сердцем и полагаться на него.

Горбовский великолепен. Самый душевный, умный и добрый персонаж Стругацких.

Оценка: нет
– [  21  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Хищные вещи века»

Nalia, 23 мая 2013 г. 14:17

В этой вещи Стругацкие обогнали и время, и самих себя. Они взяли утопический мир, где «с каждого по способностям, каждому по потребностям», который сами не раз описывали, и опустили его в реальность. И вышло, что потребности у большинства довольно примитивные-- хлеб и зрелища. Понятно, почему, когда Стругацкие выпустили её, на них так взъелись критики-- они ведь посягнули на тот примитивизированный идеал, который проповедовал коммунизм. Просто поразительно, насколько многие вещи они предсказали с опорой чисто на человеческую психологию. Конечно, нельзя сказать, что мы существует в «век изобилия»-- бесплатные книжки у нас грузовиками не развозят, кто-то едва протягивает от зарплаты до зарплаты и т.п. Но сам дух ХВВ уже живёт, пусть даже в основном у обладателей больших зарплат и роскошных квартир.

А потом Стругацкие сами взяли и сказали, что они не прочь жить в таком «мире изобилия». И это великолепно; это ещё раз показывает, что они написали то, что они, написав ХВВ, они превзошли самих себя-- что сами не поняли сразу, что сказали этой повестью. Потому как мир Полудня невозможен. Мир Хищных Вещей-- вот что нас ждёт, нам в нём жить, и мы должны знать о той неочевидной опасности, которую он в себе несёт. Причём в этой опасности изобилие как таковое не виновато, виноват человек, который, если дать ему всё, выберет дрожку и шмотки, а не книги. И, сам того не замечая, деградирует в унылое сами знаете что. Эту повесть непременно нужно давать читать в школе-- она отвечает на вопросы, очень и очень важные для каждого ребёнка/подростка/юноши, даже если они сами себе их не задавали.

Что до детективно-шпионской интриги, то она хороша своей ироничностью. В самом деле, каждый раз, когда Жилин пытается себя вести как Джеймс Бонд, он эпично садится в лужу, а единственный антагонист

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
оказывается его же напарником.

В общем, хорошо так обстебали классический шпионский детектив, где все проблемы можно решить взрывом главного штаба злодеев. Отличный ход, что всё показывается глазами Жилина, который сам не понимает (или понимает не до конца) реалии жизни в городе; его воспоминания, каким этот город был во время войны; его встреча

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с Пеком Зенаем, или, точнее, с тем, в кого он превратился

А уж сцена, когда он

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
валяется в фонтане, побитый и кашляющий, смотрит на летящий в небесах спутник и понимает весь идиотизм ситуации
...

Одним словом, книгу нужно читать. Обязательно. Одна из тех книг, которые заставляют смотреть на мир иначе.

Оценка: 10
– [  21  ] +

Аркадий и Борис Стругацкие «Второе нашествие марсиан»

Nalia, 23 мая 2013 г. 13:31

Начала знакомиться с этой повестью лет в семь, когда мама читала мне на ночь смешные места из неё. Потом прочитала целиком и поняла, что эта повесть-- отнюдь не сборник шуток. Но она осталась моим любимым произведением, быть может, потому, что это совершенно гениальная, точная, лаконичная, но вместе с тем совсем не злая сатира на нас на всех. Возможно, потому что Стругацкие спустились в ней с небес на землю и посмотрели на мир глазами обычного обывателя, человека невеликого ума или героизма, но честного трудяги, со своими бытовыми проблемами. И как такой человек будет воспринимать вторжение в его жизнь чего-то невероятного.

Надо сказать, я никогда не считала «Нашествие» антиутопией, а Аполлона-- антигероев, быдлом, мещанином и прочее. Наоборот, он вызывал у меня симпатию. Обычный человек, причём человек неплохой-- не склочный, интеллигентный, иногда смешной, но иногда его понимаешь. Честный трудяга: детей учить-- это вам не в офисе бумажки перекладывать, работа ответственная, и, не побоюсь этого слова, благородная. Тем более такой предмет, как астрономия: в жизни он не пригодится, но расскажет о том, как чудесно устроен мир, научит понимать необъятное и мечтать о недостижимом. А это очень важно, знаете ли.

В «ХВВ» Стругацкие крепко припечатали массы, показав, что никакое изобилие не компенсирует бездуховность. Но таковы ли герои «Нашествия», как слегачи их «ХВВ»? Нет. Последние-- охреневшие от комфортной жизни люди, уже и не знающие, куда пристроить свой скучающий ум, в погоне за удовольствиями эгоистичные и замкнутые, забывшие о том, что такое нормальные человеческие отношения. Герои же «Нашествия» ничем таким не отличаются: да, их мысли редко выходят за пределы бытовухи, но они любят, дружат и растят детей-- в них нет той пустоты и надломленности, которая есть в жителях города «ХВВ».

Это обычные люди, не герои, но и не опустившиеся дегенераты. И я не могу заклеймить их «мещанами»-- ведь это значит, что я навешу этот же ярлык на очень многих людей, дорогих мне ИРЛ. Кто прав, Харон или Аполлон-- каждый решает для себя: не даром Стругацкие оставили этот вопрос открытым. Это повесть-- не ответ, как полагают многие; эта повесть-- вопрос без ответа.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Гордон Далквист «Стеклянные книги пожирателей снов»

Nalia, 21 января 2012 г. 17:49

Завязка и идея интересные, анатураж тоже, но действие довольно затянуто и однообразно. Погони и драки, секунда передышки, погони и драки. Особый «хмык» вызывает то, что героем постоянно избивают и травят, травят и снова избивают, но они, с синяками во всех местах и изредка харкая кровью, продолжают идти вперёд-- хотя учитывая состояние их здоровья, им следует ползти и медленно.

Одним словом, в книге много атмосферы, экшна и в разы меньше здравого смысла. По ней вышел бы отличный приключенческий фильм или комикс, а как книга она немного бредова.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Глен Кук «Чёрный Отряд»

Nalia, 21 января 2012 г. 17:25

Честно-- не очень понравилось, хоть и неплохо. Мартин Дождрдж куда «темнее» и атмосфернее. Не хватает какой-то интриги. Эпичности пресловутой. Военный дневник, да, суровый военный быт-- напились, перебили пленных, поиграли в карты, подрались, поиграли в карты, подрались-- но собственно «фентези» я там не почуяла. Если «зло» в лице госпожи и её приближённых кое-как расписано, то повтснацы-- это просто кучка картонных солдатиков, которые дохнут как мухи. Что за «добро» они несут, так и осталось непонятным, равно как и почему у них столько народу.

Шестёрку книге я ставлю в основно за Костоправа-- лекаря, летописца и лучника. Интересный, симпатичный и жизненный характер.

Оценка: 6
⇑ Наверх