Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 8 октября 2015 г. 13:33

Прекрасно помню, что не было позитивной картинки. Сильно извиняюсь и, стараясь загладить свою вину, делюсь с вами золотом осени. Это сокровище было найдено сегодня в Ботаническом саду Владивостока.

  Золото осени
Золото осени

  Золото осени
Золото осени


Фото: Собственное


Тэги: фото, осень
Статья написана 7 октября 2015 г. 06:50

Терри Пратчетт,Йен Стюарт, Джек Коэн

Наука Плоского мира

авторская книга, первое издание

М.: Э, 2015 г.

Произведение, примыкающее к подсерии «Ринсвинд, Коэн и волшебники» из цикла «Плоский мир»

 Терри Пратчетт,Йен Стюарт, Джек Коэн "Наука Плоского мира"
Терри Пратчетт,Йен Стюарт, Джек Коэн "Наука Плоского мира"
Аннотация: Волшебники Незримого университета поставили эксперимент. Абстрактный эксперимент по теме «фантастические миры: возможное и реальное.» Чисто умозрительный эксперимент, безусловно: в конце концов, очевидно, что жизнь не может существовать на шарообразном мире!

Прежде чем начать разбор полетов, надо уяснить такое понятие, как "враки детям", которое в этом романе встречается едва ли не на каждой странице. "Враки", о которых пойдет речь, нельзя путать с сознательными попытками ввести кого-то в заблуждение, и, тем более, нагрузить кого-то изначально недостоверной или предвзятой информацией. Хотя..., в какой то мере, "враки" все же действие вполне осознанное и даже предвзятое. Ну, вот, все окончательно запуталось.

Начнем тогда с примера типичных "врак детям". Ваш трехлетний малыш вдруг ставит вас в неловкое положение, спросив, откуда берутся на свет дети, котята, щенята и прочие бегающие, прыгающие и летающие твари. Понятно, что у ребенка в таком возрасте еще нет нужных знаний, чтобы понять, а тем более оценить, всю прелесть существующего механизма размножения. Но вы — убежденный материалист, и не хотите засорять чистый детский ум сказками об аисте или капусте. И вот на свет рождается милая и добропорядочная история о пестике и тычинке. Нельзя сказать, чтобы она уж совершенно не отражала реального положения вещей, так сказать, общих принципов, но и к существующему процессу появления на свет человеческих детей имеет малое отношение. Но, как правило, это действует на какое-то время, особенно, если рассказчик будет талантлив и убедителен.

В какой то мере, любой популяризатор науки занимается "враками детям", пытаясь объяснить не имеющим нужных знаний сложные научные теории, при этом многое упрощая до элементарных понятий, многое просто пропуская, рассказывая о специальном обычным бытовым языком, в результате чего получается все те же знакомые нам "враки", которыми мы и сами мастаки кормить своих детей.

Но, в отличие от большинства популяризаторов, авторы романа сразу честно признаются, что предлагают нам очередные "враки" — упрощенные для "детского понимания" научные теории, существовавшие в самых разных областях науки на момент написания — от физики до социологии включительно. А чтобы мы уж совершенно не почувствовали себя неразумные детьми, подано все в виде очередных приключений уже знакомых и любимых героев — волшебников Незримого университета, где, как известно, сосредоточены все передовые знания и технологии Плоского мира.

Итак, наши знакомцы, творцы великих заклинаний, знатоки плоскомировой природы, проводят очередной эксперимент. И, как все у них, эксперимент этот спонтанный, этакий случайный продукт плоскомировой физики. К сожалению, или к счастью, в зависимости от ваших философских взглядов, результатом этого эксперимента стало рождение нашей с Вами Вселенной.

Конечно, было бы приятно осознавать, что появление на свет нашего Круглого мира, а, в конечном итоге, и нас с вами, было результатом каких-то продуманных действий иновселенского мудреца, который долго размышлял, высчитывал, взвешивал последствия, спорил с противниками и советовался с единомышленниками, прежде чем нажать кнопку на ихнем коллайдере. Но все в жизни происходит по-другому: сунул нерадивый волшебник палец в экспериментальный образец просто со скуки и... понеслось!

И далее весь рассказ о том куда, как и почему все понеслось от самого первого мгновения времени до ускользающего в веках будущего. Точнее, как это объясняют современные научные теории, среди которых есть общепризнанные Библии и малоизвестные еретические Апокрифы. Все это огромное разнообразие фактов и выводов наши авторы пытаются донести до нас с помощью классических приемов "врак для детей" — упрощения, упущения и навешивания красивых бантиков для привлечения внимания. В нашем случае, в виде экспериментов незадачливого Рисвинда и его коллег по упорному насаждению разума на неподготовленную почву, отчего у них возникает куча "детских" вопросов о том, из чего все устроено, как взаимодействует на микро и макроуровнях, и есть ли вообще какие-либо ясные и четкие законы, определяющие, почему все произошло так, а не иначе.

В этом месте следует упомянуть еще об одном сорте "врак", о которых авторы романа рано или поздно вспоминают, говоря о той или иной научной теории. Их можно определить как "самовраки". Это такая уступка собственному "эго", считающему, что оно самое умное, знающее, мудрое и проницательное, из чего следует, что только его мнение имеет право на существование. Потому можно кое-что, непонятное, пропустить, кое-какие несоответствия не заметить, и, вообще, не брать в расчет все, что портит такую красивую и логичную картину мира, вызывая беспокойство и напряжение ума. В основном из-за этого сорта "врак" дорога познания не стала прямой, как стрела, скоростной магистралью, а больше напоминает ухабистые лесные тропки.

Но есть среди всего предложенного в романе множества теорий, гипотез и рассуждений одна идея, которая, с моей точки зрения, "враками" не является. Простая идея о том, что все узнать невозможно, всегда будут новые горизонты, новые идеи и взаимосвязи. Что мир — Плоский он или Круглый — калейдоскоп с вечно меняющими, иногда прекрасными, иногда страшными, но всегда восхитительными и неожиданными узорами, объяснить которые может только наука. И пусть в некоторых мирах она называется волшебством, но суть познания не меняется от этих особенностей терминологии. Хотя... это тоже упрощение, а значит очередные "враки детям", которые все же лучше, чем ничего.


Статья написана 29 сентября 2015 г. 05:35

кстати. а почему сегодня так мало романов на эту тему? Не потому ли, что сами с удовольствием играем в эти игры, а о себе нелицеприятное всегда как-то читать не очень хочется? Или потому, что наше былое восхищение Миром заменило восхищение от картинок о Мире? Как бы то ни было, мне этот роман доставил не меньшее удовольствие узнавания, чем когда-то "Цивилизация Статуса" Роберта Шекли. Потому с удовольствием советую: Джек Вэнкс "Лампа Ночи"

Джек Вэнс "Лампа Ночи"
Джек Вэнс "Лампа Ночи"
"Наши энергия и способности уходят на никчемные цели; личность замкнулась на себе. Мы мастерим старинную мебель в соответствии с рангом и статусом, а тем временем нас тщетно ждут неисследованные планеты. Мы давно кончили развиваться. Стабильность принесла застой, и мы ему подчинились"/Роберт Шекли. "Цивилизация Статуса"/

Поразительно, с какой легкостью, несмотря на многочисленные предупреждения фантастов, мы стали добропорядочными членами Цивилизации Статуса. Мы, читавшие в юности предостережения Шекли, и возмущавшиеся стабильной серостью безликих представителей середины, всю свою энергию, ум и способности направивших на достижение навязанных им стандартов и идеалов жизни.

Конечно, можно списать наше поведение на юношеский максимализм, а нынешнее стремление к покою, стабильности и безопасности нормальным взрослым и прагматичным взглядом на жизнь, когда игра по правилам вполне устраивает, особенно если ты не собираешься оказаться в числе проигравших. И вот уже бывшие возмутители спокойствия, мечтатели и апологеты новизны, вместе со всеми карабкаются вверх по статусной лестнице.

Нет, я прекрасно понимаю, что так устроен наш мир еще с того времени, когда приходилось бороться за лучший банан и более теплое место у костра. Меняются только чисто внешние проявления статуса: шкуры и перья, короны и скипетры сменили телефоны, автомобили и дорогие и костюмы от модных дизайнеров. И я прекрасно понимаю, что в любой обозримой перспективе вряд ли что изменится. Но все же... все же не хотелось бы, как на Лампе Ночи.

В сущности, если отбросить традиционную для Вэнса мелодраматическую историю бедного сиротки с ее почти сантабарбаровскими сюжетными ходами в виде потерянной памяти, застывшей в сумеречном свете фигуры убийцы в темном плаще, внезапного появления давно потерянных родственников и соединения разделенных традициями двух влюбленных сердец, то это роман целиком о становлении, развитии и неизбежном финале Цивилизаций Статуса.

Хотя любую человеческую цивилизацию можно отнести к этой категории, но большинству все же удается балансировать между традициями и движением вперед. Вэнс же для нас приготовил те миры, которые окончательно и бесповоротно выбрали для себя покой, благополучие и неизменность, отгородившись от внешнего изменчивого и опасного мира высоким забором из обычаев и традиций.

Два мира, далеко зашедшие по дороге Цивилизации Статуса. Лампа Ночи, находящаяся на пороге смерти своей цивилизации, разрушенной веками без изменений и развития. И что там, в конце статусной дорожки? А там, оказывается, уже знакомые нам бесполезные элои и беспощадные морлоки, смерть, запустение и безысходность. И цивилизация Галингейла, которая фактически подошла к "точке невозврата", когда статусные игры в клубы и кружки по интересам уже целиком охватили умы, отвлекая от творчества и созидания все силы общества. Тут уж Вэнс дал волю своей иронии. Одни Фэйты чего стоят с их показным презрением к статусным играм соотечественников и тайной завистью к их карьерным успехам. Или бесподобное описание межпланетного конгресса эстетов -"ученых" с их завистью и все теми же статусными играми в "цитирование", престижные публикации и научное "признание".

Кстати, интересно, что в этот раз Вэнс почти отвечает на собственные поставленные вопрос. Пусть Галингейл и Цивилизация Статуса, но для нее, как и героев есть еще выход. Безопасный, спокойный и предсказуемый мир неплох, хороши прекрасные книги, музыка, картины, вкусные обеды и веселящие душу напитки. Такой мир хорош во всех отношениях. Но только когда еще есть если". Если он не ограничивает и поддерживает тех, кто имеет волю, желание и возможность экспериментировать, творить и созидать. А иначе, иначе для всех наступит полная Лампа Ночи, господа.


Статья написана 26 сентября 2015 г. 13:49

Осень, которая по идее должна быть временем грустным, на самом деле, один из самых удивительных сезонов. Иногда встречаешь просто поразительные вещи. Вот как этот, встреченный сегодня, нежный цветок багульника/цветет в марте-апреле/, который вдруг решил, что еще успеет насладиться последним теплом. И порадовать нас своей красотой перед холодами. Этакий привет от давно прошедшей весны, обещающей, что осень и зима — не навсегда.

Ну, и вам того же желаю — радоваться последним теплым дням, красоте осени и таким неожиданным приветам от весны.

  Привет от весны...
Привет от весны...

Фото: Собственное


Тэги: фото, осень
Статья написана 22 сентября 2015 г. 07:23

Помнится, меня очень заинтриговал один спор об этом романе на тему "Почему девушки соглашаются". Прочитала. Подумала. И хочу предложить вам свой вариант объяснения, как и несколько другой взгляд на роман Джека Вэнса "Аластор 2262" в целом:

Джек Вэнс "Аластор 2262"
Джек Вэнс "Аластор 2262"
Как бы ни был разнообразен Аластор, со всеми своими тремя тысячами обитаемыми мирами, которые, несомненно, славятся своим разнообразием и достоинствами, но все же мне хотелось бы обратить ваше внимание на главных их обитателей.

В стародавние времена слово, которым сейчас обычно определяют таких, это именно и значило. Обыватель, т.е. прочно укоренившийся в каком-либо месте. И только потом ему придали негативную окраску.

Обыватели. Кому интересно это безликое множество пассивных серостей, плывущих по течению, без какого-либо желания изменять и изменяться?

Но, нет, именно такие становятся главными героями этого вэнсовского романа. И, оказывается, что именно в этом спокойном болоте, в тихом омуте упорядоченной жизни водятся такие черти, что никакие космические сражения и придворные интриги с ними по накалу несравнимы.

С первого взгляда, все очень даже мило и безопасно. Но это только поверхностное впечатление. Пусть вас не обманывает внешние пассивность, миролюбие и незлобивость. Это всего лишь маскировка, как и та тихая водная гладь, под которой прячутся поджидающие добычу монстры, всего лишь маска, за которой игроки хассэйда прячут свой азарт и жажду посрамления противника.

И пусть вас не обманывает тот факт, что по отдельности представители сообщества обывателей дружелюбны и даже приятны в общении. Попробуйте поменять что-то в их привычном образе жизни. Вы будите удивлены реакцией — сплоченной, быстрой и беспощадной, как у внезапно почуявшего опасность клубка спящих на солнце кобр.

И тем более не обманывайтесь внешней пассивностью. Под крышкой благопристойности кипят мексиканские страсти: родственники и друзья с легкостью предают друг друга, а любовь и невинность покупаются и продаются. Здесь с легкостью обрекают на смерть, не испытывая ни жалости, ни сочувствия, ни милосердия к страдающим или взывающим о помощи.

Вот такая она, в моих глазах, спокойная жизнь Тралльона. Тихая, как гладь ее многочисленных озер, протоков и каналов, под которой живут монстры, готовые схватить и утащить тебя на съедение, если проявишь минутную слабость.

Но картина будет не полной, если не учитывать тот факт, что отдельные клетки этого могучего обывательского организма, являются осознающими себя личностями. Они любят, ненавидят, страдают, радуются, завидуют и желают. Желают иногда им непонятного, чего-то отличного от окружающего...Какой-то идеи, мысли, действия. В тайне, глубине души, они знают, что в их жизни, при всей ее ясности и определенности, нет чего-то очень и очень важного, что утеряно безвозвратно. И от этого ощущения возникает и эта агрессия, выплескивающаяся в хассэйде, и жестокое любование подчеркнуто ритуальными сценами казни или публичным обнажением девственницы, и желание совершить хоть что-нибудь, что выделит их из общей массы одинаковости.

Я не претендую на истинность своего суждения, но в споре, что же заставляло девушек участвовать в хассэйде, рискуя публичным посрамлением, хочу предложить свою версию. На мой взгляд, ими двигало все то же неясное желание хоть как то, для них практически единственным способом, выделиться из общей, безликой, обывательской массы, совершить хоть что-то, о чем можно будет вспоминать, рассказывать и в тайне гордиться. Ощутить себя живой — испытать счастье и облегчение, презрение к поверженным противникам и обманутым ожиданиям публики в случае победы. Даже страх и унижение поражения вряд ли казались им такой уж большой ценой за мимолетное ощущение своей значимости.

Хороший роман. Как всегда у Вэнса, полный иронии и неоднозначный, без четкой градации на "белое" и "черное", но с большим количеством промежуточных оттенков. Подчеркнуто "домашний", но со своими скелетами в шкафах, подчеркнуто обывательский, но с монстрами под водной гладью. Черти вылезли из тихого омута, порезвились, и вернулись обратно. До срока.





  Подписка

Количество подписчиков: 134

⇑ Наверх