Все отзывы посетителя evgeniy_n
Отзывы (всего: 62 шт.)
Рейтинг отзыва
Андрей Рубанов «Финист — ясный сокол»
evgeniy_n, 25 декабря 2023 г. 14:37
Смотрю, роман удостоился массы неодобрительных отзывов, а я оставлю положительный.
Самое главное, что хотелось бы отметить — книга интересная, даже увлекательная. Сразу скажу, я не большой любитель фэнтези, поэтому изначально эту книгу Рубанова пропустил, подумал: «не моё», «ну что тут ждать от славянского фэнтези, тем более сказок». Ан нет. Похоже, что как раз эта книга больше всего из его творчества и понравилась. Недавно прочитал «Человека из красного дерева» и поставил ему твёрдую «9», а теперь «Финист» зацепил ещё больше. Поэтому «десять».
Прочёл эти книги одну за другой, и в глаза бросилась разница в настроении. В отличие от сурового и мрачного, брутального, пропитанного чувством долга и самоотречения, можно сказать «старообрядческого», «Человека из красного дерева» «Финист» на удивление светлый. «На удивление», потому что события в романе происходят не самые добрые (всё-таки средневековье, да и сказки наши оптимизма редко добавляют). Наверное, самый подходящий книге эпитет — «чудесная». Приключения героев захватывают, описаны живым языком, сюжетные линии переплетены очень искусно. Погружаешься в эту выдуманную действительность с головой. Синтез истории и сказок в современном фэнтезийном оформлении подкупает. Радуешься, встретив знакомые с детства персонажи или события, задумываешься над возникающими философскими или социальными вопросами, сравниваешь свои мысли с поступками героев книги. Есть, конечно, шероховатости наподобие железного посоха, истёртого до длины трёх пальцев, но в большинстве случаев это только добавляет изложению «былинности». Роман мотивирует расширять свой «поселенческий пузырь», смотреть на мир шире, не замыкаться в своей скорлупе.
Андрей Рубанов «Человек из красного дерева»
evgeniy_n, 12 ноября 2023 г. 01:18
Сложно писать отзыв, чувства и эмоции переполняют. Но чувства противоречивые.
У прочитанных мною романов Рубанова почему-то всегда остается горькое послевкусие. Эта книга тоже невесёлая. Читается-то легко, но потом тяжело вспоминать и обдумывать содержание. Достоевщина какая-то. Спасает то, что Фёдор Михайлович — один из моих любимых писателей. По слогу и некоторой мрачности повествования сразу видно, что написано «современным классиком» русской (именно русской) литературы. Язык отличный, автор никуда не спешит, описания живые и точные, диалоги прекрасные.
Сама идея романа необычайная. Если Вы читаете отзывы перед знакомством с самой книгой, то, вероятно, уже знаете, в чём эта идея заключается. На мой взгляд, это плохо. Я начал читать этот роман достаточно спонтанно, без всякой подготовки: книгу посоветовали прочесть знакомые, и этого оказалось достаточно, так как с творчеством Андрея Рубанова я уже был знаком, и оно мне в целом очень нравится. Думаю, это самый лучший вариант — не знать перед прочтением, о чём книга. Это произведение, как жизнь, способно преподнести сюрпризы. Неизбежные спойлеры могут испортить впечатление от неожиданных поворотов сюжета (а их тут на самом деле довольно мало). Так что, если ещё не знаете, о чём книга, бросайте читать рецензии, и приступайте к книге. Несмотря на негативную критику, роман стоит того, чтобы с ним ознакомиться.
Из минусов, пожалуй, стоит отметить ощущение недосказанности. Вроде бы и закончилась история, а вроде бы материала вложено столько, что хватило бы и на продолжение, а то и не на одно. Автор написал настолько широкое полотно, что в рамки одной книги оно не влезло, и некоторые сюжетные линии так и остались «завёрнутыми за край». Это же целый необычный продуманный мир, интересные персонажи, готовые завязки новых историй! Жаль с ними расставаться, хотелось бы узнать дальнейшую судьбу некоторых героев. Но учить такого автора, как и о чём писать — занятие довольно глупое, он всё равно лучше знает, какие наработки использовать в дальнейшем творчестве.
Ругать за недостаточный динамизм не буду, мне его хватило. Мы смотрим на мир глазами главного героя и переживаем все события вместе с ним. Естественно, размышления и раздумья оказываются самым заметным элементом. Единственное, что надо понимать, приступая к чтению, это то, что у Вас в руках не фантастический боевик и не мистический триллер, а книга, как минимум претендующая на причисление к серьёзной прозе.
Позволю себе только немного посетовать на наличие матерной брани (хоть она и в гомеопатических дозах, но всё-таки может отпугнуть некоторых читателей).
Попробуйте прочесть эту книгу, она может помочь Вам взглянуть на мир, общество, долг, религию и семью немного с другой точки зрения. И уж точно заставит о многом задуматься.
Виктор Пелевин «Путешествие в Элевсин»
evgeniy_n, 23 октября 2023 г. 17:21
Новый роман Пелевина, как и X его последних романов (где 1<X<20) принято ругать за вторичность. Поспорить с этим не получится. Те же мысли и даже сюжетные ходы, озвученные еще в «Чапаеве», такие же буддистские взгляды, философские пассажи, злободневная сатира, самоцитирование и масса понятных и непонятных аллюзий. Даже внешнюю оболочку новой уже не назовёшь — всё-таки третья книга цикла, всё уже обкатано и отшлифовано.
НО, благодаря этой самой отшлифованности мира повествование идёт очень гладко, автор не отвлекается на расстановку костылей и выращивание кустов вокруг роялей, всё уже готово, можно сразу переходить к сути. В книге нет мата, в таком путешествии он был бы явно лишним, язык приятный, много традиционных диалогов формата наставник-ученик. Количество пересечений со старыми книгами так велико, что иногда складывается ощущение, что Виктор Олегович решил объединить все свои произведения в одну вселенную (что, видимо, недалеко от истины). Размышления явно преобладают над действием. При этом немало юмора, некоторые моменты уморительно смешные.
В общем, если любите творчество Пелевина — читайте и никого не слушайте, если не любите, плюйтесь и ворчите, в романе есть всё необходимое. как для первого, так и для второго варианта.
evgeniy_n, 15 ноября 2022 г. 16:39
Вот ведь какое дело — новая книга Виктора Олеговича не сказать, чтоб искромётная и динамичная, в середине я даже немного заскучал, но дочитал её с явным сожалением, что она заканчивается, а теперь хочется перечитать и заново погрузиться в этот фантастический мир. Может, сказалась удачная концовка, может хочется разобраться в каких-то моментах, которые сразу не понял, или найти отсылки, которые пропустил (а таких явно много, и тем ярче радость «узнавания»). Не знаю точно, в чём дело. Скорее всего, просто вышла она в нужное время, и прочитана тогда, когда было нужно. Книга оказалась бальзамом на мою душу, полную тревог и разочарований в наше непростое время.
Стараюсь никогда не читать отзывы и рецензии до прочтения новых книг Пелевина (навёрстываю позднее, когда своё мнение уже сложилось), но «краем глаза» заметил, что многие пугают трудной для чтения первой частью. А мне она наоборот показалась очень элегантной (и весьма похожей по духу на ЧиП). Несмотря на то, что по большому счёту это лекция по основам буддизма, читается приятно и настраивает на нужный лад: в основной части романа отсутствуют захватывающие дух повороты сюжета и потрясающие открытия, но зато много размышлений.
«КГБТ+» не стал откровением (что так случится, было понятно и из анонсов), но важнее то, что он всё-таки дал пищу для ума. Многие писатели взрослея (взрослея именно как писатели, набив руку, набрав массу поклонников своего творчества и перестав думать о «поддержании штанов» и завоевании своего места на литературном Олимпе) позволяют себе излагать свои взгляды открытым текстом, углубляются в подробное рассмотрение интересных им самим тем (взять к примеру Хайнлайна — кто-то считает его поздний период лучшим в творчестве, а кто-то его не переваривает из-за нудного многословного морализаторства и ограничивается чтением ранней прозы, но факт в том, что он мог уже писать как хочет и про что хочет, без оглядки на издателей и критиков). Критиков, кстати, Пелевин опять высмеивает, но по утверждению главного героя, просто потому, что этого ждут читатели, таковы правила игры. Вообще, в тексте довольно много «пасхалок», цитат и самоцитирования, поклонники творчества Пелевина в этом плане не будут разочарованы. Мата в книге нет совсем, но некоторые сцены весьма эротичны, даже несмотря на одновременно присутствующую комичность ситуаций. Поэтому она «только для взрослых». Да и главной мыслью романа сложнее «зацепить» неугомонную юность. Пелевин даёт в своём произведении настоящую инструкцию по «моральному выживанию» в бушующем мире. Рецепт счастья прост для понимания и сложен для исполнения: «Живи сегодня, наслаждайся моментом». Отринь тревоги и суету, занимайся тем, что тебе интересно. Но как же редко удаётся следовать этому незамысловатому совету. Всю жизнь мы куда-то бежим, преодолеваем выдуманные нами самими, нашим окружением или великими баночными умами препятствия и не успеваем даже оглянуться, чтобы почувствовать, насколько прекрасен бывает мир. Новая книга Пелевина как раз и предлагает рассудку читателя освободиться от гнёта окружающей действительности и получать удовольствие от жизни.
Роберт Хайнлайн «Светлое будущее»
evgeniy_n, 22 сентября 2021 г. 12:53
Вот всё-таки умел Хайнлайн писать статьи с «предсказаниями«! Очень занимательно написано.
Первая часть посвящена «пессимистическим» прогнозам: куда катится мир, и, главным образом, США, так как автора больше всего беспокоило именно Америка (снижение уровня образования, вырождение патриотизма, инфляция и т.п.). Вторая часть представляет собой небольшой рассказ о том, как всё хорошо может сложиться в будущем, если руководить страной будут здравомыслящие и деятельные люди. Некоторые высказанные взгляды представляют интерес также и в свете недавних событий (возникшего движения BLM, к примеру). Честно говоря, первая часть мне понравилась больше, она написана серьёзнее и вдумчивее, «оптимистичная» вторая, наверное, не зря представлена в виде рассказа — события описаны для «реального» мира не слишком правдоподобные и во многом сильно упрощённые, но тут важна сама идея, а она, безусловно, хороша.
Подытоживая, отмечу, что статья интересная, чтение её доставляет удовольствие. Надо признать, что не все статьи Р.Э.Х. из сборника «Расширенная вселенная» приятно читать из-за крайней их политизированности и однобокости, и в этом вины Хайнлайна нет — он только переносил на бумагу отпечаток своего времени, свои страхи за судьбу любимой им страны, пытался изменить американское общество так, как считал нужным. Статья «Светлое будущее» написана более взвешенно, можно даже сказать, «элегантно», несмотря на всю серьёзность затронутых проблем.
Виктор Пелевин «TRANSHUMANISM INC.»
evgeniy_n, 9 сентября 2021 г. 18:05
Итак, что нам приготовил Пелевин-2021?
Уже давно считается хорошим тоном обвинять писателя в самоповторах, отсутствии новых идей, сиюминутности и т.п. Мне иногда кажется, что эта участь постигла почти все романы после «Чапаева и Пустоты» [конечно, утрирую]. В то же время, почитатели таланта Виктора Олеговича в душе всё же ожидают увидеть среди прочего привычный набор пелевинских «фишек» — иронию, сатиру, цитаты и самоцитаты, намёки, аллюзии и иллюзии, выход за рамки привычного мировоззрения.
Всё это есть в изобилии в новом романе «Transhumanism Inc.». Что касается предложенного антуража, то он поражает проработкой деталей и точностью описаний. Продумано всё — от сапог до «кукух». Какие-то идеи наверняка оставались «в закромах» от предыдущих романов, но доработаны очень точно и реалистично. Используется множество новых забавных и остроумных словечек-определений. Конечно, читателю вначале придётся немного потрудиться, чтобы разобраться в устройстве описываемого мира, но потом от чтения будет трудно оторваться.
Перед нами разворачивается мир будущего, который заслужило современное человечество. Описана «посткарбоновая» цивилизация спустя 200 лет после событий из романа «iFuck». Есть отсылки и к другим произведениям Пелевина (и не только Пелевина, конечно). Получилось этакое киберпанковое крепостничество, за которым легко просматривается окружающая нас сейчас действительность. Некоторые эпизоды заслуживают того, чтобы их хорошенько обдумать.
Мата, кстати, действительно нет, разве что Ж-слово ;)
Из последних пелевинских романов, как по мне, самый интересный и даже захватывающий.
Изначально беспокоил формат романа в виде набора рассказов, но отдельные части оказались настолько неразрывно связаны общими идеями, героями, сюжетом, что являются скорее единым целым, рассматриваемым под разными углами.
Лично меня в этом году Виктор Олегович очень порадовал, выдав отличный, очень динамичный роман. «Поздний» Пелевин держит планку!
Виктор Пелевин «Тайные виды на гору Фудзи»
evgeniy_n, 10 ноября 2018 г. 12:12
При чтении «Тайных видов...» создалось впечатление, что Пелевин решил «потроллить» критиков. Ведь столько раз уже писали в отзывах к большинству романов Пелевина, что П.В.О. повторяется, что опять сплошной буддизм и т.д.! И вот Виктор Олегович ответил несимметрично и написал целый роман, главной сюжетной составляющей которого являются буддистские переживания и медитативные способы достижения счастья, а большинство «кубиков», из которых составлено новое произведение, встречались нам в предыдущих книгах автора. При чтении необычайно часто выхватываются пелевинские самоцитаты и отсылки к предыдущим произведениям.
Основные вопросы, рассмотренные в «Тайных видах...» прямо скажем, не новы для творчества Пелевина: что такое счастье, и в чём секрет женской привлекательности.
Мне очень понравились начальные главы романа, читал и восхищался — вот тот искромётный и смешной Пелевин, по которому я уже соскучился, вот те отполированные до блеска слова, которыми меня всегда цепляет автор! К сожалению, дальнейший переход к вопросам мистической природы женской сущности не произвёл на меня такого же впечатления. На мой взгляд, те же проблемы гораздо выразительнее рассмотрены в «S.N.A.F.F.е», и кроме этого создалось впечатление, что над завязкой повествования Пелевин работал дольше и тщательнее, чем над его дальнейшим развитием.
В целом, получился интересный роман, в котором Пелевин наконец-то отвёл душу и открыто использовал буддизм в качестве сюжетообразующей идеи. Присутствуют любопытные повороты повествования, яркие персонажи и сатира. В романе два главных действующих лица — мужчина и женщина, и две диалектически связанные с ними переплетающиеся линии. Идея мистической подоплёки женских способностей по управлению мужчинами заслуживает внимания, но мне показалась менее интересной, чем духовные искания главного героя-мужчины.
Виктор Пелевин «Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами»
evgeniy_n, 4 октября 2016 г. 00:12
Наступил сентябрь и Виктор Олегович вновь порадовал своих поклонников очередным творением.
Первое, что обращает на себя внимание читателя — конечно, название, отражающее всю суть «большого полифонического нарратива» (а возможно, всю суть отечественной истории за последние сто лет). Роман состоит из четырёх разномастных частей, объединённых сюжетно, но написанных совершенно в разном стиле (о чём автор с юмором намекает под заголовком каждой главы). Попробую рассмотреть эти части подробнее.
НЕЧИТАВШИМ РОМАН ОТЗЫВ ЛУЧШЕ ПРОПУСТИТЬ!
Убирать под спойлер весь отзыв не вижу смысла, тем более, что конкретные эпизоды я раскрывать не буду, но и раскрытие общей канвы произведения не считаю полезным для будущего читателя. Сам я не стал перед прочтением знакомиться с разными отрывками, отзывами и обзорами, чтобы не портить эффект неожиданности от сюжетных поворотов. Таким образом, приступил к произведению без какой-либо подготовки и считаю, что это самый лучший вариант знакомства с произведениями Пелевина, тем более, что роман обещал быть интересным (ожидания оказались оправданными).
Итак, приступим.
Глава 1. Сразу бросается в глаза обилие современного арго (в основном, трейдерских терминов). Порой воспринимается тяжело, а местами создаётся такое же впечатление, как при просмотре конспирологического фильма наподобие «Духа времени». Кстати, только сейчас вспомнил название этого фильма, и должен заметить, что при описании трёх поколений российских/советских/российских граждан Пелевину очень хорошо удалось передать дух каждой эпохи, пусть и в сатирическом виде.
Эпизод, посвящённый ламберсексуализму чуть не прослезил — это же «тот самый» «старый» Пелевин. Очень сочно и правдоподобно описаны эмоции и переживания героя, а его похождения и влечения смешны и необычны.
Глава 2. Очень живо и красочно написанная глава с увлекательным сюжетом. Понравилась больше всего. На мой взгляд, самая «художественная» часть книги с хорошо прописанными персонажами и обстановкой. В общем-то, и самая фантастическая. В принципе, за всей фантасмагоричностью приключений главных героев лежат вполне научно обоснованные современные теории. Очень удался вызывающий сочувствие образ дворянина-пьяницы.
Глава 3. Интересная псевдодокументальная мистификация. Любопытно. Очень много издевательских элементов, позволяющих по-новому взглянуть на обыденные вещи. Выведена внутренне непротиворечивая история развития целого пласта отечественной «действительности».
Глава 4. Честно говоря, почему-то подумал, что в книге только три главы (по числу описанных в аннотации поколений), получился небольшой сюрприз. Хорошая сатирическая глава, которая как-бы венчает и сводит воедино все предыдущие. Каббалистические описания меня не очень увлекли, да и назвать их какими-то глубокими и сногсшибательными нельзя (но это всё-таки и не «Маятник Фуко»).
В книге много размышлений на философские и социальные темы (пожалуй, больше, чем обычно). Вся эта теория периодически разбавляется оживлённым действием. Книга читается легко. Все, кто ждал от Пелевина чего-то нового и злободневного, на мой взгляд, получили желаемое. Честно говоря, чувствую, что очень многие аллюзии прошли (пролетели на самолёте Можайского) мимо меня. В очередной раз пожалел, что к романам Пелевина не выпускают дополнительные книги-толкователи с подробным разбором текста (или хотя бы не делают сноски на страницах).
В целом роман понравился, вполне можно будет и перечитать. К числу лучших и самых любимых произведений Пелевина я его не отнесу, но впечатления остались хорошие
P.S. Отдельное спасибо издательству, что не стали издавать роман четырьмя томами — после «Смотрителя» я этого очень опасался.
evgeniy_n, 23 августа 2012 г. 17:31
Приступил к чтению «Медведок», практически не представляя, с чем придётся столкнуться.
Во время чтения почувствовал себя пойманной на спиннинг рыбой. Приманкой стала загадочная профессия главного героя. Мария Галина использовала очень яркую и необычную идею, на основе которой можно было бы написать ни одно фантастическое произведение. А здесь эта идея (оригинальная «профессия» главного героя) играет не самую главную роль и легко разменивается в пользу мифологической составляющей.
Автор постоянно подогревает интерес и не даёт «сорваться с крючка». Этому здорово способствует точный и лёгкий язык повествования. Книга просто «проглатывается» целиком. И, конечно же, внимание удерживает мастерски созданная атмосфера загадочности. Туман едва ли не клубится над страницами, и сквозь него постепенно проглядывают черты героев книги. Вначале сюжет развивается непринуждённо и даже задорно, но во второй половине книги, что называется, «сгустились сумерки богов». События начали приобретать драматический оттенок. Вместе с тем сюжет, несмотря на всю оригинальность, сложным назвать нельзя. Его можно изложить несколькими вполне «реалистическими» фразами. Вот только суть при этом потеряется. Книга вызывает шизофреническое ощущение двойственности. Одновременно правдоподобны и реалистическая, и фантастическая трактовка событий. Атмосфера неопределённости создана очень талантливо. Практически всю книгу невозможно предсказать, как же будут развиваться события дальше. Впрочем, что ещё можно ожидать от книги с таким названием? Оно ничуть не уступает содержанию романа в загадочности. Довольно редко одно-единственное слово заставляет так задуматься. И чем больше про него думаю, тем больше мне нравится его выбор в качестве заголовка. Медведки — хтонические существа, все про них знают, но мало кто видел. А они живут рядом с нами в своём мире и иногда выходят на поверхность. Да и трактовать название, как и содержание романа, можно по-разному.
Финал книги несколько открыт, даже оборван, но, на мой взгляд, в книге уже есть вся необходимая для ума и сердца пища. Дальнейшее её пережёвывание только сбило бы темп и разрушило флёр загадки.
При чтении обратил внимание, что интересно всё-таки смотреть на мир глазами героев своего возраста. Не уверен, что более молодому (20-30-летнему) читателю будет приятно примерить на себя точку зрения главного героя. Также любопытно, как автор описала женщину глазами мужчины. При этом не обошлось без некоторых штампов, но в целом получилось органично.
Говоря о «Медведках», никак нельзя пройти мимо попытки определения направления, в котором написан роман. В принципе, как ни странно это звучит, оно не определено. Каждый может решить для себя сам, «обычный» это реализм, или «магический», а может, это мистика или фантастика. В зависимости от угла зрения вполне реальные события могут вдруг обернуться мистикой. Этакая «многослойность» получилась у автора очень хорошо. Кто-то может скользнуть по поверхности, насладившись приключениями и переживаниями главного героя, кто-то может копнуть глубже (к «медведкам») и разобраться в мистической подоплёке, а кто-то потом почитает ещё и про древнегреческие культы. Как раз ключевым моментом для понимания сюжета являются беседы главного героя с соседом (Л.И.Финке) о культе Ахилла. В отличие от «Малой Глуши» в «Медведках» не происходит полного отрыва от реальности. В «Медведках» магия постоянно маячит где-то на краю поля зрения, не позволяя подробно себя разглядеть. Все эти совпадения, полунамёки и недоговорённости создают довольно жуткую картину.
А был ли прав Леонид Ильич Финке, каждый читатель должен решить для себя сам.
evgeniy_n, 12 мая 2012 г. 19:47
Роман, который с интересом читается и через полвека после своего написания, произведение жёсткое и достаточно лаконичное, без каких-то экскурсов в прошлое и многостраничных размышлений. Это придаёт повествованию динамичность. Вместе с тем, смысловая нагрузка романа не пострадала. На фоне в первую очередь социальной, а не экологической, катастрофы читатель наблюдает изменение характера, образа мыслей главного героя и может задаться вопросом: «А как бы поступил я?», вопросом серьёзным и не очень «удобным».
Сразу хочу сказать, что многие действия персонажей плохо соотносятся с моими гуманистическими идеалами. Примерно таких же идеалов изначально придерживался и главный герой, но суровая действительность предоставила простой выбор — погибнуть или измениться. Причём на карту оказалась поставленной не только собственная жизнь, но и существование всей семьи, так что раздумывать главному герою не пришлось.
Написанный в пятидесятые годы английский роман-катастрофа обречён на сравнение с «Днём триффидов». События в «Смерти травы» менее фантастичны, несмотря на оригинальную основную предпосылку. Вынесенное в название явление служит лишь спусковым механизмом для последующих катастрофических событий. Сюжет у Кристофера, на мой взгляд, проще, но события описаны более жёстко. Несмотря на отсутствие излишней натуралистичности, я бы не стал советовать читать это произведение детям.
Нельзя не отметить отголоски параноидальных опасений середины двадцатого века, которые нашли своё отражение в допущении принципиальной возможности уничтожения собственных городов, хоть такая идея сначала и показалась мне несколько бредовой.
По содержанию понравились выстрелившие в финале «ружья», незаметно развешанные в завязке романа. Книга написана талантливо, и недаром считается классикой в своём жанре.
evgeniy_n, 1 февраля 2012 г. 12:34
Рассказ произвёл хорошее впечатление.
Концовка напомнила рассказы Шекли — несмотря на серьёзность темы, получилось забавно.
Задуматься тоже есть над чем. Автору спасибо!
evgeniy_n, 19 января 2012 г. 12:44
Постараюсь подойти к написанию отзыва непредвзято, хотя для меня, как для почитателя творчества Виктора Олеговича, это будет сложно.
На первый взгляд, по модели мира это самый «фантастический» роман Пелевина. Такой антураж можно было бы ожидать от Евгения Лукина с его «Космическими раздолбаями», но не от автора, действие большинства романов которого разворачивается в привычных нам реалиях. Впрочем, как легко убедиться, в «Снафе» за фантастическими понятиями скрываются те же самые обступившие нас со всех сторон не слишком приятные обстоятельства.
Первые несколько страниц идёт подстройка читательского восприятия текста путём погружения в новые термины и прояснение механизмов, действующих в мире, отодвинутом от нас на триста лет в будущее. После усвоения этой информации читать книгу довольно легко.
Разумеется, Пелевин вовсе не переквалифицировался в чистого фантаста, «S.N.U.F.F.» — это прежде всего сатира на текущее положение дел в России и на Западе. Даже сам летающий Бизантиум («небесный» полюс этого мира) — не что иное, как современная высокотехнологичная Лапута Свифта.
Сюжетная линия романа не слишком закручена. Упор писатель делает на две составляющие — на политическую и социальную сатиру, а также на духовные искания героев.
В романе много прозрачных и не столь явных аллюзий, каламбуров и забавных игр в словообразование. Читатель столкнётся с Уркаинским Уркаганатом, спастикой, презираторами, пупарасами, ганджуберсерками, дискурсмонгерами, глобальными урками и прочими разнокалиберными новыми языковыми конструкциями. Впрочем, и часть знакомых слов «заиграет» по-новому, можно вспомнить хотя бы «правозащитников». Ключевой особенностью описанного постапокалиптического мира является диалектическое противостояние богатого и могущественного небесного Бизантиума и нищей и отсталой земной Уркаины. В Бизантиуме живут люди, в Уркаине — орки. Диалектика заключается в том, что несмотря на декларируемую вражду они неразрывно связаны самыми крепкими узами и по отдельности существовать в представленном виде не могут, как инь и гегельянь (используя термины из романа). В гротескном виде выставлены взаимоотношения власти и народа, России и Запада.
Центральное место занимает роль новостей в формировании общественного мнения. Теперь это уже не виртуальное моделирование, как в «Generation P», а технологичный гибрид новостей с художественными фильмами, с помощью которого и создаётся управляемая реальность. Один из главных героев как раз и является «бойцом невидимого фронта» новостного канала, в чьи задачи входит вмешательство в ход событий и их изменение в нужном направлении.
Наряду с сатирой коньком Пелевина являются его размышления на тему «Что такое человек», чем же он отличается от куклы с доступом к «мировому разуму». Причём в этом романе Пелевин уделил повышенное внимание женскому естеству, попытавшись разложить его на отдельные функции («духовность», «сучество» и т.д.).
В романе довольно много крепких выражений. Когда-то случайно встреченные при перелистывании в книжном магазине романа «Омон Ра», они на пару лет задержали моё знакомство с творчеством Пелевина. В принципе, в «Снафе» обсцентная лексика уместна и, по счастью, не применяется для объяснения каких-то глубоких идей. По большому счёту, она исполняет роль наглядного примера культурных отличий орков от людей. Наверное, можно было обойтись и без неё, но одновременно пропала бы и часть шуток.
Роман получился с оригинальной обёрткой, однако внутреннее содержание довольно обычно для произведений Пелевина и сюрпризом для читателей его книг не станет. Это не значит, что нет свежих идей и мыслей. Скорее, привычные социальные и философские вопросы рассматриваются автором под другим углом и на новом уровне. Произведение получилось очень актуальным — наше общество уверенно движется в сторону такой «утопии». Чтобы в этом убедиться, достаточно скоротать вечер перед телевизором.
Любители творчества Виктора Олеговича вряд ли будут разочарованы этим романом, а «первопроходцам» стоит обратить внимание на то, что в этом произведении автор рассматривает свои фирменные вопросы в нетипичном для себя антураже.
Уильям Гибсон, Брюс Стерлинг «Машина различий»
evgeniy_n, 8 января 2012 г. 20:09
Сразу хочу сказать, что этот роман стал для меня самым большим разочарованием прошедшего года.
К сожалению, я мало до этого читал «стимпанковских» произведений, но сам антураж подкупал ещё до начала чтения. Паровые машины, вычислитель Бэббиджа — эти темы и по отдельности впечатляют, а уж вместе ожидалось что-то совсем необычное.
На мой взгляд, «вместе» не получилось. Если паровым машинам ещё уделено заметное и почётное место (можно вспомнить хотя бы блистательно описанную гонку «Зефира»), то разностная машина (почему-то упорно вертится на языке слово «дифференциатор») упоминалась часто, но так и осталась лишь деталью декорации. Какие-то обрывки идей, зачатки сюжетных поворотов, невылупившиеся из тесных коконов замыслы — вот такие впечатления остались от довольно динамичного романа, начало которого заинтриговало и заставило дочитать его до последней строчки. Мир викторианской Англии, в которой громадную роль играют вычислительные машины, действительно способен потрясти воображение. Однако по мере чтения интерес был вытеснен осознанием того, что по существу уже ничего не будет — кинотроп отработал программу, и нам пора покидать зрительный зал. Картинка показана сочная, иногда захватывающая, но какого-то глубокого смысла я не уловил — просто увлекательные приключения на фоне красочных и хитроумных декораций. Вместо машины Бэббиджа можно было нарисовать что угодно, смысл остался бы прежним.
Нельзя не отметить талант авторов — временами от чтения буквально невозможно было оторваться, да и мир лондонской экологической катастрофы XIX века передан очень впечатляюще. Но удовлетворение от чтения осталось не полным — авторы не стали разворачивать многие свои идеи (например, про «стирание» информации о неугодных гражданах), ограничившись простым их упоминанием, а большинство страниц посвятив обычным для приключенческой литературы похождениям главных героев.
Ещё одно достоинство романа — скрупулёзное построение альтернативного мира, тщательная работа с историческими фактами и биографиями известных личностей.
В итоге получился качественный роман, который наверняка придётся по душе любителям викторианской эпохи, но мне не хватило в нём агрегата, вынесенного в заголовок — собственно разностной машины. Её заменили подробно описанный кинотроп и загадочный чемодан с перфокартами.
Дмитрий Скирюк «Блюз чёрной собаки»
evgeniy_n, 25 декабря 2011 г. 01:39
Рецепт книги вроде бы прост: взять историю рок-музыки и зарисовки города Пермь, хорошо перемешать, а затем добавить немного шаманства, но до чего вкусно получилось!
Что касается первого ингредиента, очень интересно было погрузиться в околомузыкальные будни и узнать множество мистических и довольно мрачных фактов из истории рока. Для неравнодушных к такой музыке это просто бальзам на душу — знакомые и неизвестные широкой публике имена, удивительные легенды несомненно увлекут. Атмосфера буквально пропитана «духом рок-музыки», проводится масса необычных аналогий из мира искусства, роман даёт много пищи для размышлений.
Второй ингредиент тоже не совсем обычный. Всё-таки не часто писатели заморачиваются такими детальными описаниями места действия. Часто при чтении в воображении маячат какие-то знакомые места, здесь же описания города настолько живые, что перед глазами предстаёт именно Пермь (в которой я кстати никогда не был). Даже позавидовал пермякам, что в их краях появился настолько благодарный писатель, — с такой тщательностью прорисован портрет этого города. Кажется, что побывал там на экскурсии.
Мистическая часть в романе ключевая, но она всё-таки находится в тени музыкальной составляющей. Сюжет сам по себе интересен, но в целом не очень оригинален.
Персонажи получились очень живыми и реалистичными. Во время чтения буквально ощущаешь себя в шкуре главного героя, даже какое-то «единомыслие» с ним возникает. Остальные герои также изображены подробно и красочно. Не скажу, что обычно уделяю большое внимание внешности персонажей, но создание визуальных образов — явно сильная сторона Дмитрия Скирюка. Кстати, автор очевидно прописал в романе и свой собственный образ.
Конечно, очень подкупает загадочность происходящего — начиная с первой анонимной СМСки погружаешься в водоворот таинственных событий, водоворот затягмвающий, увлекающий, но «скоростным» я бы его не назвал, всё-таки акцент сделан на занимающие значительное место вставки-размышления.
Роман не без недостатков, возможно даже на любителя, но очень самобытный, написанный с любовью к музыке, местами весьма жуткий и способный запомниться очень надолго. Несмотря на имеющиеся недочеты, за произведённое на меня впечатление ставлю ему высшую оценку.
Мариам Петросян «Дом, в котором…»
evgeniy_n, 20 октября 2011 г. 16:26
После прочтения хотел написать подробный отзыв, но таких здесь уже хватает, будет лучше вкратце остановиться на особенностях романа. Эти особенности важны для меня, но субъективно их можно относить и к положительным, и к отрицательным сторонам, в зависимости от читателя.
Первое, что бросается в глаза («в руки») ещё до чтения романа — его объём. Мне привычнее читать произведения в рамках 350 — 600 страниц. То, что при этом книга не показалась затянутой, можно поставить в плюс.
Вторая особенность — повествование от нескольких лиц. Описание Дома ведётся как бы с разных точек зрения, да ещё и в разное время. Несомненно, картинка получается более «объёмной», но и требует от читателя внимания и сосредоточенности, иначе во всех этих «прыжках» можно запутаться.
Третья особенность, отчасти пересекающаяся со второй, — хорошая проработка характеров героев. В каждом из них видна Личность. То, что они не вполне соответствуют представлениям о детях и инвалидах, ничуть не портит книгу. Общая атмосфера такова, что главные герои могут быть сколь угодно философичны, мудры и вместе с тем странны. Возможно, герои — самая сильная сторона книги, после прочтения осталось впечатление, что познакомился с реальными людьми.
Главное — замечательная основная идея: практически полностью изолированный мир Дома, в котором происходят обычные и таинственные явления. А кроме этого случаются обычные явления, трактуемые как необычные и даже необычные, рассматриваемые как нечто само собой разумеющееся. Непонятно? Пожалуй. При этом читатель превращается в исследователя этого загадочного мира, целой вселенной со своими законами и традициями, попутно проводя аналогии с «реальностью» и задумываясь над самыми разными «вечными» вопросами.
Быт и порядки, описанные в книге вовсе не коррелируют с положением дел в обычных интернатах — обитатели Дома обладают большой свободой. Внутри этого мира она не ограничена привычными распорядками дня, правилами техники безопасности и другими нормативными актами. Законы здесь свои и не менее странные, чем сам Дом.
Понравилось балансирование на грани между реализмом и сказкой — этакий сон на 900 страниц.
Авторский дебют однозначно удался. Получилось эмоциональное, насыщенное деталями, нескучное повествование, в котором каждый читатель может отыскать что-то интересное. Несмотря на мою личную нелюбовь к объёмным описательным романам с большим числом главных героев, произведение оставило очень хорошее впечатление. Странное, но хорошее.
Дмитрий Быков «Орфография. Опера в трёх действиях»
evgeniy_n, 20 сентября 2011 г. 13:36
Попробую и я поделиться впечатлениями об этом романе.
За его чтение взялся спонтанно — никогда не обращал внимание на творчество Быкова и считал его в основном, как сейчас принято говорить, «медийным персонажем» и в лучшем случае фельетонистом. Приступить к такому большому для меня произведению побудили, конечно же, фантлабовские отзывы.
Начало двадцатого века и период русских революций всегда меня интересовали, так что с ходу могу выделить первый плюс — реалистичность всех описаний. Дело даже не в том, что фантастическое допущение такого, что его и «фантастическим»-то сложно назвать. Скорее, подкупает «атмосферность» романа — масса точных и правдоподобных описаний, переданных соответствующим той эпохе языком. О, язык — это ещё более явное достоинство романа! Читая это произведение, буквально наслаждаешься каждым абзацем. Даже не верится, что это написано в двадцать первом веке, больше похоже на неторопливый и вдумчивый язык наших великих романистов девятнадцатого столетия. Выскажу крамольную мысль — наверное, на протяжении половины романа я не обращал особого внимания на основную сюжетную линию, с удовольствием погружаясь в калейдоскоп «маленьких», но таких показательных эпизодов и интересных размышлений о жизни и родине.
К сожалению, не считаю себя большим знатоком русской литературы начала двадцатого века и наверняка большая часть аллюзий, которыми пронизан роман, прошла мимо моего понимания, но и распознавание замеченной части увлекло.
В романе нашлось место и комичным и трагическим эпизодам, очень живо переданы характеры персонажей.
Несмотря на занимательность повествования, это точно не развлекательный (в плане приключений) роман, приступая к его чтению, лучше настроиться на серьёзные мысли.
Сначала хотел снизить свою оценку за многословность (томик получился увесистым, около семисот страниц), но потом передумал и поставил максимальную оценку за возможность прикоснуться к действительно «большой» литературе.
фантЛабораторная работа «Архивированный мир»
evgeniy_n, 7 февраля 2011 г. 13:36
В целом рассказ довольно занятен, описания реалистичны, но их, на мой взгляд, чересчур много, и они излишне подробны. Читая, думал — «вот оно, тема узкого специалиста раскрыта!». Но ничего подобного! Эта тема бредёт параллельно сюжету и с ним не пересекается — главный герой мог быть кем угодно, специалистом сколь угодно широкого профиля — на сюжете это бы не отразилось. Наоборот, концовка выглядела бы оптимистичнее:
Итог: очень много инфопыли :wink:, которой с запасом хватило бы на пару рассказов, но из-за такого перебора повествование получилось какое-то медленное и не очень складное.
А автору всё-равно хочу пожелать удачи! От прочтения рассказа получил удовольствие.
Андрей Платонов «В прекрасном и яростном мире»
evgeniy_n, 5 февраля 2011 г. 16:55
Рассказ прочитал в сборнике «Потомки Солнца» («Мир приключений») еще лет двадцать назад. И из всего сборника он меня впечатлил больше всего. В рассказе можно выделить «техническую» составляющую — преклонение перед инженерной мыслью современного человека, создавшего мощнейшие паровые машины. Читая, проникаешься духом первой половины двадцатого века, так ярко описана красота и динамика курьерского поезда. Но главной, несомненно, является «психологическая» составляющая рассказа. Две метаморфозы
Не скажу, что все ходы, использованные в рассказе явились неожиданностью, но читать его очень приятно — написано с душой и довольно интересно.
Фантастическое допущение очень незначительное, произведение скорее реалистично.
Ну, а если Вы — поклонник стимпанка, то ознакомиться с этим небольшим рассказом точно стоит.
evgeniy_n, 27 ноября 2010 г. 23:38
История проекта «космического лифта». Начало показалось несколько затянутым, но по мере повествования действие разворачивается всё быстрее и быстрее. Все описанные технические решения Кларк, как настоящий инженер, попробовал рассчитать (что видно из текста и подтверждается его послесловием). С научной и технической точки зрения роман очень интересен. Сейчас уже можно оценить, какие идеи реализованы, а что пока остаётся мечтой. На таких произведениях выросло целое поколение увлеченных работой технических специалистов, хотя написано оно уже на излёте волны «твёрдой» научной фантастики.
Главный герой вызывает безусловное уважение. Он способен последовательно и упорно двигаться к воплощению своей мечты, благодаря таким людям и произошла в прошлом веке научно-техническая революция.
Вместе с тем в романе нашли место и трепетные описания острова Цейлон и экскурсы в его историю.
В результате получилось цельное законченное произведение, ода инженерной мысли.
evgeniy_n, 20 сентября 2010 г. 00:10
Это первое произведение Марии Галиной, которое я прочёл (последовал рекомендации Фантлаба). Увидел столько хвалебных слов, что не удержался и поставил в очередь на прочтение. И вот перевёрнута последняя страница книги...
Роман чётко разделён на две части: «СЭС-2» и собственно «Малая Глуша». Причём, части сюжетно почти не связаны между собой. Первая часть показалась мне лишь предисловием ко второй, она позволила окунуться в тщательно выписанные реалии советской эпохи и проникнуться духом романа, в котором мистические события совмещены с обыденностью. «СЭС-2» очень порадовала живыми характерами персонажей, здесь нет идеальных Героев и картонных Злодеев, все персонажи — многогранные личности со своими достоинствами и недостатками. Первая часть действительно представляет собой по большей части производственный роман, но с раскрытием личной жизни героев, их желаний и стремлений. Следить за тем, как мистика постепенно вторгается в жизнь обычного советского городка довольно занятно, но сюжет меня не очень впечатлил, и после прочтения первой части я даже в недоумении пожал плечами — «чем же этот роман мог так понравиться уважаемым критикам?», ведь в целом идею «СЭС-2» при всех плюсах произведения нельзя назвать уж совсем необычной. Да, подкупающий лично меня советский антураж (видимо, приятно вспоминать своё детство), великолепно прописанные характеры персонажей, но вместе с тем сюжет не слишком ярок, да и написано небезукоризненно.
Так что к чтению второй части я приступил с холодным сердцем и неперетруженным разгадыванием глубокого смысла разумом. И вот тут для меня открылось, что можно связать в одном романе две различные истории, причём написанные совершенно по-разному, с разными идеями, разной атмосферой и непохожими героями! Вторая часть начала затягивать меня с первых злоключений главного героя и не отпускала до самой развязки. С каждой перевёрнутой страницей напряжение возрастало, в конце я уже просто не мог оторваться от чтения. Мастерски описанные деревенские реалии, захватывающий сюжет, переполненные противоречивыми чувствами главные герои, оригинальный замысел — все эти составляющие образовали великолепное произведение, способное произвести потрясающее впечатление.
Вместе с главными героями я терзался сомнениями, боялся и радовался удаче. Путь, который должны были пройти герои, оказался труден и наполнен неожиданными событиями. Оба героя подошли к преодолению встреченных трудностей по-разному: женщина основательно подготовилась и постаралась соблюсти все «правила», о которых она слышала, а мужчина осознал, что никаких правил быть не может, и сковывать себя надуманными условиями нельзя. Но судьба сводит их вместе и ведёт к одной цели. Книгу нельзя назвать философским трактатом, но подумать есть над чем. Давненько уже после прочтения книги я не хватался за новую, а делал паузу. С «Малой Глушей» именно такая ситуация, причём пауза сделана даже не из-за потребности всё осмыслить, а скорее из желания как можно дольше сохранить атмосферу романа. На середине книги я такого и представить не мог. Присоединяюсь к рекомендации Фантлаба, это один из образцов современной качественной литературы.
Виктор Пелевин «Водонапорная башня»
evgeniy_n, 15 февраля 2010 г. 00:43
Жизнь целого поколения в одном предложении... — не могу сказать, что получился очень увлекательный рассказ, но ключевые моменты жизни человека, ведущего повествование, переданы точно, минимальными «мазками», но ярко и впечатляюще, а по этим моментам перед читателем воссоздается картина эпохи в истории целой страны.
evgeniy_n, 24 января 2010 г. 20:10
Отличный рассказ — в легкой, юмористической форме подняты довольно сложные вопросы — какую цену можно заплатить за сиюминутное «счастье», какую ответственность должен нести ученый за свои открытия.
В наше время люди научились достигать состояния эйфории с помощью самых разных наркотических веществ и других средств, но вот далеко не всегда удается вовремя «выключить установку».
Александр Зорич «Сезон оружия»
evgeniy_n, 14 июля 2009 г. 21:06
При прочтении книги мне неоднократно приходил на ум вопрос — на какую же аудиторию нацелено это произведение? Прочитав до конца, ответа я не нашел. С одной стороны, полный приключений сюжет может понравиться подросткам, с другой — обилие жестокости, а подчас ругательств и интимных подробностей жизни главного героя не позволяет мне с чистой совестью списать этот роман в разряд подростковых. Каких-то воспитательных поворотов сюжета или захватывающих идей я тоже не встретил. Больше похоже на «механическое» описание похождений человека из середины XXI века. Кстати, не хотел бы я такого будущего.
В общем, произведение, чтение которого ничего не дает, несмотря на обилие разнообразных технических подробностей и множество красочных описаний боевых столкновений.
Клиффорд Саймак «Без своей жизни»
evgeniy_n, 16 января 2009 г. 00:17
Рассказ по своему настроению очень похож на детскую сказку, только осовремененную, с массой фантастических атрибутов: инопланетянами, машиной времени и т.п. А получить удовольствие от его прочтения можно в любом возрасте. Очень доброе и светлое произведение, написанное с точки зрения подростка. Несмотря на простоту изложения, идея в основе заложена интересная. Конечно, рассказ не относится к категории «потрясающих», переворачивающих мировосприятие, но поднять настроение он вполне способен.
Клиффорд Саймак «Игрушка судьбы»
evgeniy_n, 18 декабря 2008 г. 02:14
Роман динамичный и интересный, написан в характерной для Саймака манере повествования. Вопросы затронуты скорее философские, чем технические, социальные или футуристические. Несмотря на некоторую «пунктирность» сюжета (отдельные темы до конца не проработаны) роман заставляет задуматься о мире и о своем месте в этом мире.
Кроме того, в нем есть оригинальные идеи и сюжетные ходы. Читается очень легко, рекомендую всем, кого творчество Саймака оставило неравнодушным, а также всем ценителям «классической» фантастики.
evgeniy_n, 2 октября 2008 г. 20:23
Прекрасный образец фантастического рассказа, в котором межзвездные путешествия — лишь антураж, а главное — человеческие отношения и, конечно, любовь к Родине! Несмотря на то, что рассказ после первого прочтения западает в душу и не забывается, перечитывал его неоднократно. Казалось бы, при повторном прочтении уже нет интриги, концовка известна, тем не менее читать все-равно интересно, каждый раз переживаешь за героев и наслаждаешься развязкой!
evgeniy_n, 14 сентября 2008 г. 21:48
Первая половина книги просто ужасает, как языком написания, так и перипетиями сюжета, а вот во второй половине начинается занимательный космический боевичок. Правда, полностью отсутствуют какие-либо глубокие идеи и размышления, да и нарисованный мир (включая техническое оснащение армии будущего) вызывает много нареканий. В целом автор не заморачивается анализом обрисованных в романе проблем, а просто рисует красивые картинки военных приключений. Книга явно адресована подросткам и, скорее всего, способна их развлечь. Однако со своей стороны я бы им порекомендовал прочесть «Космического кадета» или «Звездную пехоту» Роберта Хайнлайна.
Роберт Хайнлайн, Спайдер Робинсон «Переменная звезда»
evgeniy_n, 9 мая 2008 г. 20:34
Всегда очень недоверчиво отношусь к разного рода «совместным проектам», «свободным продолжениям» и другим видам использования фамилий знаменитых писателей в качестве брэндов. Узнав про роман «Переменная звезда», почти сразу нашел его в электронном виде, но прочитать решился не сразу — Хайнлайн для меня с юности любимый писатель, и к прочтению этого романа я подошел с опаской.
Однако чтение доставило удовольствие (при этом, я конечно, ни на минуту не забывал, что автор вовсе не Хайнлайн, наверное, из-за этого я и не был разочарован). Сюжет в духе ранних хайнлайновских романов. Несколько раз в романе встречались ссылки на Мир Р.Э.Х., «Историю Будущего» и даже практически цитаты из других его произведений. Естественно, роман написан «с оглядкой» на Великого Мастера. Жаль, что нет никакой информации о первоначальных набросках самого Хайнлайна, неизвестно, насколько подробно был им продуман сюжет.
Еще большее сожаление вызывает то, что сам Хайнлайн охладел к этой задумке — думаю, просто пожалел времени, в эти годы им были написаны многие лучшие его произведения.
В общем, роман вполне читабелен, основные идеи (видимо, как раз хайнлайновские) действительно интересны и стоит с ними ознакомиться, но относиться к роману, как к произведению Великого Мастера не стоит. Не хватает как раз хайнлайновского стиля, к тому же многие события в книге вполне предсказуемы (по счастью, не все).
Герберт Уэллс «Когда Спящий проснётся»
evgeniy_n, 1 апреля 2008 г. 20:36
Перед прочтением ожидал больше технических описаний, однако автор основное внимание сосредоточил на социальных проблемах, революционных идеях и жизни людей будущего. «Рецепты», предложенные для улучшения общественного устройства, в настоящее время выглядят анахронизмом (хотя, может быть, дело не в самих идеях, а в языке, которым они описаны — как-то неловко становится, когда взывают к Повелителю Мира и ждут настоящей демократии).
Тем не менее, в романе описаны очень интересные инженерные решения, например, движущиеся дороги, про которые впоследствии много писали Хайнлайн, Азимов и Стругацкие — вот, оказывается, чья идея!. Также интересно читать о прообразе телевидения, да и сама идея города-дома рассмотрена очень детально.
Пожалуй, с технической точки зрения роман интереснее, чем с «гуманитарной» (размышления героя на общественные темы никак не назовешь захватывающими).
Очень повеселило детальное описание аэропланов будущего — вот тут Уэллс за прогрессом не угнался!
Роберт Хайнлайн «Тяжесть небес»
evgeniy_n, 22 марта 2008 г. 00:11
Безупречно написанный рассказ о подвиге обычного человека, даже не задумывавшегося о «героизме», в руках которого волею случая оказалась жизнь нескольких сотен людей.
Рассказ интересен как с психологической точки зрения, так и с технической — межпланетный перелет описан очень детально, едва ли не с приведением расчетов полетного времени. На мой взгляд, это один из лучших рассказов в своем жанре, написан очень талантливо, при прочтении не анализируешь текст, а сопереживаешь главному герою и следишь за событиями. Знакомство с этим произведением совершенно точно затронет душу читателя и наверняка изменит его хоть немного в лучшую сторону.
Именно такие рассказы читают и перечитывают снова и снова.
Виктор Пелевин «Шлем ужаса. Креатифф о Тесее и Минотавре»
evgeniy_n, 27 февраля 2008 г. 20:39
Мои впечатления от повести можно описать так: «Вот это да!!!»
ТАКОГО я не ожидал! Пелевин выступил в совершенно новом жанре — можно назвать его «кибер-пьеса» или «философская он-лайн-повесть» :wink:. Хотя, несомненно, это произведение не влезает в такие искусственные рамки — оно вообще не влезает ни в какие каноны!
И ЭТО миф о Минотавре!!!
Написана книга в формате чата (так сказать, современная пьеса), тем не менее, при прочтении очень живо представляешь все описываемые события, а свойственное большинству произведений Пелевина наличие нестандартных философских концепций заставляет ДУМАТЬ, ДУМАТЬ и ДУМАТЬ!
Именно такие книги раздвигают границы нашего мировосприятия и во многом изменяют наше отношение к себе и окружающему миру.
Гордон Диксон «Солдат, не спрашивай»
evgeniy_n, 10 февраля 2008 г. 15:08
Увидел, как высоко оценивается одноименный рассказ и решил его прочесть, но быстрее получилось найти этот роман. У Гордона Диксона до этого читал только рассказы, которые мне в большинстве очень нравятся, они заставляют думать, обычно динамичны и не без юмора. Роман же меня «не зацепил». В его основе лежат интересные идеи о возможном будущем человечества, есть своя философия, но на мой взгляд, написано как-то сумбурно, логики многих событий я не понял. В произведении немало приключений, но лично мне сразу очень не понравился главный герой, а его противники, несмотря ни на что, вызвали симпатию. Роман читабелен, наверняка многим понравится, но мне не хватило толики юмора, да и описания будущих войн уже сегодня выглядят архаично.
evgeniy_n, 29 января 2008 г. 11:54
Сборник объединяет совершенно непохожие друг на друга произведения. На мой взгляд самым «вкусным» произведением здесь является «Убик», именно из-за него эта книга у меня на почетном месте. Остальное на меня большого впечатления не произвело и не особенно запомнилось, правда, не исключаю других мнений — именно из-за разноплановости произведений.
evgeniy_n, 29 января 2008 г. 11:24
Антология произведений двух талантливых мастеров фантастического рассказа. Все рассказы стоят того, чтобы их читали и перечитывали. Рекомендую.
evgeniy_n, 28 января 2008 г. 13:19
Сборник представляет очень неплохую подборку рассказов. К сожалению, насколько я заметил, некоторые рассказы «дописаны» переводчиками-адаптаторами, что убивает весь смысл знакомства с ним. Хотя в 90-91 годах эта антология заняла место на полке, наверное, у большинства поклонников фантастической литературы в нашей стране.
Виктор Пелевин «Принц Госплана»
evgeniy_n, 27 января 2008 г. 01:18
Когда читал впервые, игра «Принц» была еще вполне актуальна, повесть впечатлила очень — в то время ничего подобного не читал. Тема погружения в иллюзорный, виртуальный мир захватила. Перечитывал не так давно, нахлынула ностальгия по тем временам, и все равно очень понравилось. В конце концов не так уж и важно, от какой игры фанатеет главный герой (будь это «Принц» или «Биошок») — главное его чувства и переживания. А то, что центром повествования по современным меркам оказалась культовая игра почти двадцатилетней давности даже плюс — уж ее-то отлично представляет себе большинство читателей, в отличие от новомодных игрушек, вызывающих фурор при появлении и очень быстро уходящих в безвестность, освобождая место очередному ресурсопожирающему монстру.
P.S. Хотя атмосферу старых игр, наверное, самым молодым современным геймерам уже не оценить.
Разве что прочтут «Принц Госплана«!
evgeniy_n, 27 января 2008 г. 01:00
Просто непостижимо, как Пелевину удается быть таким многогранным!
Признаюсь честно — меня он обвел вокруг пальца!!!
Когда я осознал, о ком все-таки рассказ, я был потрясен до глубины души!
Браво, Писатель!!!
Фредерик Арнольд Каммер, мл., Дирк Уили «Когда время сошло с ума»
evgeniy_n, 26 января 2008 г. 12:23
Прочитал повесть в 1992 году, и в то время она произвела на меня очень хорошее впечатление — понравился сюжет, после этого я надолго «заболел» «темпоральной» фантастикой. Когда же решил перечитать это произведение лет через пять, прочтя к тому времени очень много фантастической литературы, то был очень удивлен — настолько неказистыми показались мне описанные приключения. На мой взгляд, повесть стоит читать в подростковом возрасте как развлечение, книга не претендует на серьезность, и взрослый человек вряд ли откроет в ней что-то новое.
Фредерик Браун «Немного зелени…»
evgeniy_n, 24 января 2008 г. 10:22
Рассказ о том, что у каждого в жизни должна быть мечта, цель, к которой надо стремиться, без этого жизнь теряет смысл. Кроме того обязательно должна быть надежда достичь эту цель. Надежда и вера в лучшее питают жизненные силы и позволяют выжить в критических ситуациях. Иногда «удобнее» сохранить привычное существование, чем приносить надежду в жертву комфорту.
Рассказ лаконичен, тем не менее в нем есть, о чем подумать...
Роберт Хайнлайн «Человек, который торговал слонами»
evgeniy_n, 17 января 2008 г. 13:06
Помню, когда прочитал рассказ впервые (лет 15 назад в собрании сочинений Хайнлайна издательства «Polaris»), он произвел на меня очень тягостное впечатление, даже как-то грустно потом стало. Однако, перечитывая в более зрелом возрасте, просто наслаждался картинкой и чувствами главного героя, в результате получил от прочтения удовольствие. Прочитав здесь отзывы, решил заново прочесть и поделиться впечатлениями.
На мой взгляд, рассказ совсем не в духе «рационального» Хайнлайна, скорее он подходит творчеству такого лирика, как Рэй Брэдбери. Рассказ получился очень теплым и добрым. При прочтении возникло щемящее чувство, вызванное сочувствием к герою. Рассказ возрождает часто затаптываемую в обычной жизни веру в хорошее.
Если вы впервые собираетесь прочесть рассказ, то ни в коем случае не рассчитывайте встретить динамизм, новые идеи в области техники или социального устройства и прочие атрибуты произведений Хайнлайна. Этот рассказ — ДРУГОЙ! Наверное, для таких произведений каждый самостоятельно должен решить, о чем он заставляет задуматься. Наверняка каждый читатель сможет открыть в нем что-то личное, особенное.
evgeniy_n, 16 января 2008 г. 15:51
Это первый опубликованный рассказ Хайнлайна, и, на мой взгляд, дебют удался. Затронута волнующая каждого человека тема. Не самый любимый мною, но тем не менее вполне удачный и интересный рассказ Хайнлайна.
Роберт Хайнлайн «Ящик Пандоры»
evgeniy_n, 16 января 2008 г. 14:23
Иногда очень интересно заглянуть в прошлое и глазами живших в то время людей попытаться представить будущее. Хайнлайн, опубликовав это эссе, дал нам возможность почувствовать, о чем мечтали и чем были озабочены его современники, как менялись их представления о возможном будущем, причем, в трех временнЫх точках: 1950, 1965 и 1980 г.г. Автор размышлял о ближайшем будущем, а для нас, живущих в ХХI веке, это уже прошлое. Поэтому можно сопоставить, какие надежды и тревоги оправдались, а о чем из описанного Хайнлайном мы мечтаем и думаем сейчас.
Рэй Брэдбери «Диковинное диво»
evgeniy_n, 16 января 2008 г. 12:00
Всегда относился к Брэдбери больше как к поэту, чем как к фантасту. И надо отметить, что он (быть может. как никакой другой «писатель-фантаст») умеет создавать очень трогательные и душевные произведения, позволяющие хоть на несколько минут вернуть человеку детское ощущение ЧУДА. Очень добрый и душевный рассказ.
evgeniy_n, 14 января 2008 г. 17:59
Около года назад посмотрел экранизацию романа, а книгу смог найти только недавно. Прочел на одном дыхании. Очень убедительно показано постепенное «помутнение» сознания главного героя, его мировосприятие передано до жути правдоподобно.
За фильм, кстати, создателям «респект» — не испохабили, как часто бывает, сюжетную линию и атмосферу книги, хотя роман, на мой взгляд, все равно гораздо мощнее и страшнее: в нем больший упор сделан на внутреннее состояние героя, его переживания и страхи.
Айзек Азимов «…Вставьте шплинт А в гнездо Б…»
evgeniy_n, 10 января 2008 г. 12:20
По размерам, анекдот, конечно, но уж больно здорово все описано — читал очень давно, но помню, как смеялся )).
Владимир Обручев «Земля Санникова»
evgeniy_n, 9 января 2008 г. 16:27
«Плутония» понравилась больше, но и «Землю Санникова» читал в школьном возрасте (а именно тогда ее и стоит читать) с большим интересом.
evgeniy_n, 9 января 2008 г. 16:07
В школьном возрасте зачитывался, помню до сих пор, какое сильное впечатление произвела эта книга. С тех пор не перечитывал, наверняка теперь не так впечатлит, но для того времени это было здорово. Рекомендую читать всем школьникам.
Эдмонд Гамильтон «Звёздные короли»
evgeniy_n, 9 января 2008 г. 14:23
Недолюбливаю произведения Гамильтона, но не могу поставить меньшую оценку — на рубеже 80-90х среди советских старшеклассников это было почти культовое произведение. Многие именно после знакомства с ним полюбили фантастику.
Роберт Хайнлайн «Дорога доблести»
evgeniy_n, 9 января 2008 г. 14:08
Очень хороший роман, написанный в совсем не характерном для Хайнлайна жанре «фэнтези». Возвращался к нему не раз. Сразу же зацепила первая глава — даже не помню. сколько раз ее перечитывал, просто «портрет поколения». Роман написан живо и с юмором. Вторая часть менее динамична, но тоже интересна. После прочтения книги постарался, чтобы девиз «Dum vivimus — vivamus» стал и моим по жизни (во всяком случае, в хорошем, хайнлайновском, смысле). )))
Роберт Хайнлайн «Оркестр молчал, и флаги не взлетали»
evgeniy_n, 9 января 2008 г. 13:48
Один из моих любимых рассказов (хотя никакого фантастического антуража там нет, а сам Хайнлайн представил его как описание реальных событий).