fantlab ru

Все отзывы посетителя r9snick

Отзывы

Рейтинг отзыва


Сортировка: по датепо рейтингупо оценке
– [  1  ] +

Николя Курсье, Мехди Эль Канафи, Рафаэль Люка «Создание трилогии BioShock: От Восторга до Колумбии»

r9snick, 17 апреля 15:46

Для тех, кто в теме про Биошок — не узнаете ничего нового.

Кто не в теме про Биошок — нахватаетесь спойлеров, потому что почти треть книги это пересказ сюжета.

В целом, это не книга, не документальная работа. Это набор криво слепленных, но достаточно проработанных эссе под одной обложкой.

Как энциклопедия пойдёт, как художественный текст про великие игры — сильно так себе.

Оценка: 7
– [  -1  ] +

Дмитрий Быков «Иностранная литература: тайны и демоны»

r9snick, 8 апреля 15:35

Сборник очень качественных, глубоких, интеллигентных и оригинальных лекций в формате текста. Несмотря на достаточно небольшой размер, каждая даёт неплохое представление об авторе — его образе мыслей и взглядов, контексте эпохи и среды, в которой он творил, о его знаковых произведениях. Всё это разложено по полкам, промаркировано и проанализировано с должной степенью академизма и одновременно простого человеческого понимания. Спасибо, Дмитрий, было интересно.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Джон Фаулз «Коллекционер»

r9snick, 6 апреля 11:10

Для дебютного романа — очень прогрессивное и сильное произведение, которое и читается легко, и верится в него легко, пусть ему уже больше 60 лет.

Главный герой — слегка аутичный, странный юноша, который коллекционирует бабочек. «Рояльнокустовым» способом он получает много денег и решает получить дом для бабочки побольше — прекрасной юной девы, Миранде. И осуществляет свой план. В эти минуты ты буквально злишься на этого персонажа — на его нулевую эмпатию, социальную глупость, примитивность суждений, в конце концов за его поступок.

А потом нам в ключевой момент представляют эпистолярные заметки похищенной. И картина дополняется многократно! Миранда — тоже не сахар в сахарнице. Особенно первое время она раздражающая, снобская, инфантильная, нелепая пустышка. И ты проникаешься к ней состраданием вновь только когда она начинает испытывать какое-то сочувствие похитителю.

В сущности, это где-то даже ироничный роман, об анти-любви, о социальном конфликте разных классов, а главное — о природе зла. Ведь Фердинанд\Фредерик действительно не злой сам по себе. Просто у него абсолютно нулевое понимание других людей.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Виктор Пелевин «Священная книга оборотня»

r9snick, 29 марта 10:38

Ох и трудно писать о Пелевине, чесслово.

Мне скорее понравилось. С одной стороны — здесь есть цельный, последовательный и липкий сюжет, что для Пелевина нехарактерно по большей части. Во-вторых, он предельно афористичен и философичен, из 2004 года то что он писал выглядит ещё более выпуклым и интересным в 2024-м, хотя отчётливо слышен контекст эпохи.

Ну и третье, это и правда очень интересная оригинальная история любви. Сложная, необычная для нашей литературы и яркая. А Хули — потрясающая героиня, одна из уникальнейших вообще в нашей литературе.

Тем не менее, книга всё ещё странная. Пошлая с перебором, неровная, слишком уж застрявшая в умозаключительностях автора. Не всем зайдёт, далеко не всем.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Олли Вингет «Выйди из шкафа»

r9snick, 20 марта 11:40

Крайне жестокая, если не сказать жуткая книга. Михаил Тетерин — успешный писатель, пишущий под псевдонимом Михаэль Шифман. Тимур — молодой редактор издательства. Это могла бы красивая, приторная лавстори, запрещённая к распространению, но на деле это мрачный бытовой реалистичный кошмар.

О писателе, который породил альтер-эго из своей порушенной психики. О жестокой матери. О любви, извращении и таланте. И о том, что хэппи энды бывают в реальности не всегда. Мощное отечественное произведение, малоизвестное читателям.

Остро рекомендуется для любителей психологии и актуальной повестки дня в обществе.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дрю Карпишин «Возмездие»

r9snick, 19 марта 12:52

Последний роман трилогии самый драматичный, яркий, насыщенный и независимый от игры (но созависимый от предшественника, «Восхождение»). Наконец-то есть динамика, знакомые, но вполне очерченные и самостоятельные герои, драма, напряжение и раскрытие вселенной.

Последнее наконец-то выходит за рамки знаний игры — мы гораздо глубже узнаём как работает и существует станция Омега, которой правит жестокая Ария Т'Лоак, раскрывается характер и образ действия «Цербера», сущность Жнецов и опытов Коллекционеров. Очень жаль, что Карпишин не работал над третьей частью игры и его наработки почти не использовались — он наконец раскрыл себя и как писатель, и как сценарист.

Всем фанатам игры обязательно, да и остальным 2 и 3 книгу вполне незазорно почитать. Первую можно и пропустить, без Mass Effect 1 в ней не очень много ценности.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Дрю Карпишин «Восхождение»

r9snick, 15 марта 04:28

Вторая часть развивается после событий Mass Effect — Сарен побежден, Кали Сандерс теперь тренирует биотиков в Академии.

Из хороших моментов — роман фокусируется на героях, эмоциях, простой драме, а не глобальном пояснении мира и Важных Событий. Из лорной части спасибо за Мигрирующий флот кварианцев.

В остальном — увы, это очень обычный боевичок, про злую компанию «Цербер», наемников и благородных классных людей. Особых поворотов, красоты слога и глубины героев в боевике ждать не надо — их и не будет.

Если первую часть можно было читать даже не фанатам игры, а просто поклонникам космооперного чтива, то вторую, только тем кому вселенная давно нравится и он первую книгу знает. Иначе даже эти 270 страниц просто задушат.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Дрю Карпишин «Открытие»

r9snick, 7 марта 09:47

Первый роман книжной трилогии Mass Effect от Дрю Карпишина — интересный предмет. С одной стороны, надо отдать должное, Дрю смог сделать приквел к первой части игры — с не самым важным, но ярким эпизодом из истории вселенной. С другой, в общих чертах он смог создать входную точку для всех, кто решил Mass Effect начать с романа, а не видеоигры.

Увы, для романа в 200 страниц (который скорее тянет на повесть) здесь маловато многих важных элементов космооперы. Характеры героев нарисованы шапочно, событий не очень много, экскурсов и пояснений о функционировании мира — минимум. Боюсь, что фанат игр здесь найдёт слишком мало нового, а человек со стороны подумает, что Mass Effect — это такой довольно банальный, пусть и бодрый, космобоевичок.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Сурен Цормудян «Ад уже здесь»

r9snick, 13 февраля 09:44

Несмотря на большую динамику, особенно первой половины романа, ощущение фанфиковости по Метро 2033 не отпускает. Как чтиво второй роман цикла лучше первой, а вот как художественная литература — ещё хуже.

Причем чем дальше к финалу, тем все становится прям ужаснее. Герои буквально мутируют характером, обстановка напоминает какие-то примитивные квесты из компьютерной игры, все неловкие, но неплохие размышления о судьбе мира низводятся до слезинки ребёнка, а финал вообще — жуткая графомания, последние 150 страниц нужно было ужать до 30 и ничего бы не потерялось.

На безрыбье жанра можно, а так — избегайте, это плохая дилогия.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Пётр Вайль, Александр Генис «60-е. Мир советского человека»

r9snick, 6 февраля 14:00

Хорошая, глубокая, документальная и честная литература.

С одной стороны, однозначно энциклопедичная и историческая — авторы приводят к своим тезисам яркие цитаты из анекдотов, фильмов, книг, журналов, газет и материалов съездов. Все исторические события увязаны чёткой хронологией, последовательностью и персонами.

С другой стороны — это очень меткий, философский и социальный взгляд изнутри — как в призме исторического строя, событий и развития общества на всё реагировали простые люди, как отдельные её слои, так и отдельные персонажи.

1960-е в СССР действительно очень необычные, насыщенные годы — от XXII съезда КПСС до «пражской весны». От Евтушенко до Бродского. От деревенщин-почвенников до Стругацких. От официальной эстрады до бардовской песни. Все эти феномены, противоречия, глубину и масштаб Вайль и Генис разбирают досконально, тонко и очень красиво.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Майк Рейсс «Симпсоны: Вся правда и немного неправды от старейшего сценариста сериала»

r9snick, 29 января 09:48

Если вы любите «Симпсонов» (а если вам от 14 до 40, то вероятность того, что они вам очень нравятся крайне высока), то эта книга — почти настольная библия симпсономана. Один из ведущих сценаристов, шоураннеров и идеологов сериала, сценарист бесчисленного множества ваших любимых мультфилом Майк Рейсс с юмором, бодро и весело рассказывает о том, как создаётся сериал, какие условия его производства, внутренние шутки, про сам юмор и вообще.

Да, автор фиксируется на том, что он еврей слишком сильно, поливает Трампа, но это единичные эпизоды — книга в очередной раз доказывает, что никакого случайного успеха ни у чего не бывает и почти всегда любая вещь, тем более живущая столько лет, это всегда большой труд огромного коллектива.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Дэн Симмонс «Лето ночи»

r9snick, 22 января 14:40

После прочтения весьма атмосферной «Песни Кали», решил обратиться к другому мистическому роману Дэна Симмонса — «Лето ночи». Small-town horror — отличный субжанр, в нём можно было сделать очень много классных вещей.

И у Симмонса многое удалось. Создать правдоподобный маленький среднезападный городок в США, поместить его в ощущаемые 1960-е годы и передать то самое ощущение летних каникул — с друзьями, велосипедами, прогулками до поздна, криков родителей из окошка «Пора домой, ужинать и спать!» и какой-то тайны. С атмосферой и персонажами у Симмонса тоже всё очень здорово. Живые. Яркие. Чуть ли не лучше чем у Кинга.

Но вот всё остальное с трудом выдерживает критику. Если Кинга часто называют графоманом, то 700 страниц «Лета ночи» в таком случае НЕВЫНОСИМАЯ графомания. В определённый момент Симмонс даже нарочно убивает одного из героев и ты понимаешь, что сделано это не ради саспенса или драмы, а тупо чтобы приостановить расследование и развитие сюжета. Подло, примитивно, низко и дёшево.

Второй момент — местная мистика прям ну до одури шаблонная. Мифология, культ, пропажи людей — честно, ну настолько банально и по сути, и по содержанию, что пахнет дешёвым кино 1950-х. Наконец, как многие писали и нельзя с этим спорить — местная ребятня буквально какие-то маленькие крепкие орешки, Рембо и терминаторы. 11-летние подростки устраивают засады, мастерят коктейли Молотова, стреляют с дробовиков, угоняют молоковоз, угрожают хулигану оружием и стройно врут. Ну не дети, а натурально герои боевиков! И это даже не ирония, а на полном серьёзе слепленная конструкция. Пугливые, не самые умные, еле вывозящие происходящее герои «Оно» Кинга по сравнению с персонажами «Лета ночи» — просто слабачки, как они вообще смогли клоуна победить!

Короче, Симмонс определённо талантливый писатель, но видимо успех и качество его «Террора» и «Гипериона» — это какая-то очень счастливая история случайности, а не закономерный результат.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Сурен Цормудян «Когда завидуют мёртвым»

r9snick, 5 января 05:22

Очередной случай какого-то массового синдрома безвкусия.

Книжка точно не барахло и не вызывает острых болей в голове, но... На этом ее достижения кончаются.

Роман стартует почти за здравие, но дальше едет в покойницкую со всеми остановками.

Первая проблема творения С. Цормудяна — ему очень понравилась одна книжка некоего Д. Глуховского. Настолько понравилась, что тут есть целых две прямых отсылки на нее. Но и многое другое оттуда же — общая канва сюжета, условный главный герой, несколько второстепенных, детали мира... Понятно, что изобрести постапокалипсис очень трудно заново, но можно было подумать лучше и старательнее.

Второй момент — герои очень неловкие, пустые, не сопереживабельные и я бы даже сказал в основном очень противные. Ну и ещё конечно они скопированы с Метро 2033 местами буквально, но бог Цормудяна простит.

Третья проблема — графомания. Сюжетных точек в этом талмуде по пальцам пересчитать. Чем же занят остальной объем? Эм, филасафией и трындежом героев. Пустопорожним, бессмысленным и отвлеченным. Особенно иронично как Цормудян вкладывает своим героям в уста жёсткий квасной патриотизм про злых пендосов.

Написано ли это красиво и интересно ли тут видеть просто слова и предложения? Ну, сойдёт.

В общем, долго думал поставить 6 или 7 и решил быть более строгим.

Читать можно, но не нужно. До второго романа сил не осталось.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Станислав Лем «Насморк»

r9snick, 31 декабря 2023 г. 03:55

Лем — хитрец.

Может показаться, что этот роман должен быть «детективом», но он тут номинален. Есть жертвы, есть расследование, но они тут дежурные. Вроде бы «фантастика», но настолько приземленная, что ее даже не видно.

По факту Станислав Лем опять играет. Если не сказать троллит. Троллит современных ему французских детективщиков, издевается над сутью жанра, издевается над своим героем — эдаким холодным рассудительным космонавтом-неудачником. А по большей части он делает тоже, что и всегда — препарирует сообщество, его образ жизни, думает о будущем и размышляет о настоящем, которое переходит в это самое грядущее. Как обычно, на первый взгляд ужасно сухо, но на деле — иронично, с фигой в кармане и интеллектуальной хитростью.

Финальный твист можно назвать как ленивым, так и совершенно постмодернистским. В общем, не ожидайте детектива и НФ, ждите очередной истории и измышлений пана Леса и тогда будет вам приятное впечатление!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Станислав Лем «Футурологический конгресс. Из воспоминаний Ийона Тихого»

r9snick, 27 декабря 2023 г. 09:17

Как фантастический роман/повесть «Футурологический конгресс» довольно обыкновенный — это тяжело сплавленный сборник баек, ситуаций и описаний, практически без сюжета.

А вот как футурологическое упражнение с предостережением антиутопического будущего он прекрасен — буквально «Матрица», в которой есть все варианты химических веществ для нужных реакций, ложный мир сна и морока, киборги, пересадка сознания, экологический и политический терроризм и много чего ещё, ставшего с годами лишь актуальнее.

Наконец, в дополнение — гора едкого черного юмора!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Гюнтер Грасс «Луковица памяти»

r9snick, 11 декабря 2023 г. 01:42

Автобиография одного из самых важных литературных деятелей Германии.

Человек с трудной интересной судьбой — нацистское детство и юность, плен, тяжёлый труд, а потом ярое противостояние старой идеологии. Человек разных талантов — Гюнтер рисовал, писал стихи и отливал скульптуры. Но стал важным писателем. И вот эта книга — лучший способ познакомиться с его жизнью и творчеством.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Дэвид Митчелл «Сон № 9»

r9snick, 23 ноября 2023 г. 18:06

Действительно похоже на Мураками — метафизика, фантасмагория плюс простая приземлённая житейскость. И конечно же, много музыки и быта. В данном случае — японского быта. Сама история интересна минимально — парень 20 лет от роду приезжает в Токио на поиски отца и оказывается в настоящем водовороде жизни, работы и собственных снов.

Начинается роман очень тягуче, невнятно и раскручивается где-то к 4 части из 9. Если вы обожаете чтение ради ажурной словесности, лёгкой дымки таинственности и отсылок, а не ради интересных героев, увлекательного сюжета или потрясающего сеттинга, то конечно же стоит попробовать. Мне понравилось, но пищи для ума и сердца мне показалось для объёма в 570 страниц довольно немного. Интеллектуальная жвачка. Ах да, как и Мураками)

Оценка: 7
– [  2  ] +

Брайан Макклеллан «Кровавая осень»

r9snick, 11 ноября 2023 г. 17:17

Надежд на то, что к третьей части Макклеллан сможет создать что-то своё, цельное и классное, не осталось примерно к 15 странице. Потраченного времени жаль, пятикратно переваренный Сандерсон. На фоне неплохой второй части третья выглядит снова такой же штампованной, скучной, невнятной штукой, как дебют.

Проблемы ровно теже. География и мир — статичные декорации. Герои — функционалы, в них нет живых личностей, в них только заложенные автором двигатели, которые несут их что-то говорить и делать. Вся эта эпичность и размашистость фиктивна, роман не станет масштабнее, если написать «ПОГИБЛИ ПЯТНАДЦАТЬ ТЫЩ ВОИНОВ», потому что ты не показал сражение нормально. Вся божественная тема это натурально deus ex machina всей трилогии. Спасибо, что хоть сюжетные линии в конце связали в узелочек и в общем-то закрыли тему навсегда — продолжения, даже если оно будет, у такой мёртворождённой вселенной я не вижу.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Габриэль Гарсиа Маркес «История одной смерти, о которой знали заранее»

r9snick, 8 ноября 2023 г. 11:53

Бедолага Сантьяго Насар был убит одним ранним погожим утром. Рок, обстоятельства, судьба предопределили его судьбу — у него были все шансы остаться в живых, но ему не повезло.

Как и почему? Узнаете из этой прекрасной повести Габриэля Гарсиа Маркеса. Репортажный, живой характер повествования, бытописание Латинооамериканской глубинки, лирический тон и тонкая философская мысль о превратностях судьбы — не наскучит, понравится, заставит посмотреть на жизнь с оригинального ракурса фатализма.

Кстати, кто тегает повесть «магическим» реализмом явно делает это от балды — это чистейший, кристалльный реализм, не менее чистый, чем в «Полковнику никто не пишет».

Оценка: 8
– [  4  ] +

Маргарет Этвуд «Рассказ Служанки»

r9snick, 2 ноября 2023 г. 03:26

К «Рассказу служанки» можно предъявить много претензий. В основном по части сеттинга. В этот мир победившей фем-эксплуатации тяжело поверить, это довольно неуклюжая антиутопия с миллионом несостыковок и недосказанностей.

Но по форме это отличное произведение. Это действительно рассказ, одного человека, одной несчастной женщины — которая по кусочкам собирает прошлое, размышляет о настоящем и описывает свой собственный быт в этом странном мире. Она интересный персонаж, объёмный, понятный, как и многие остальные. Тут нет великих героев и мощных злодеев, нет занудной философии или глубокой психологии, это полное прямых библейских отсылок занятное повествование с небольшими размышлениями и меткими описаниями. И оно в отличие от многих книг 1980-х, вполне актуально и современно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Иэн Бэнкс «Улица отчаяния»

r9snick, 23 октября 2023 г. 14:30

Иэн Бенкс очарователен, ироничен, в меру интеллектуален и притягателен — «Улицу отчаяния» я бы стал рекомендовать практически всем, кто просто любит читать.

Во-первых, это практически биографическая книга — в истории главного героя очень метко и точно читается стандартная история взлёта, успеха, разочарования и падения музыкальной звезды — таких историй буквально десятки и то, как правдоподобно, эмоционально и живо это рассказано, создаётся прекрасное ощущение сопричастности и отождествления.

Во-вторых, это очень личная книга. Лирический герой богат и был успешен, ему совсем немного лет, чуть больше 30, но он в кризисе. Он рефлексирует, проживает старое и живёт сегодняшним днём. Базовый комплект переживания многих современных 30-летних — в полном составе и пережёван до ниточек.

Наконец, это хорошая литература. Две сюжетных линии — прошлое и настоящее, живые и чувственные герои, отличный язык, капелька цитат, аллюзий и постмодерна (даже в названии, которое при переводе потеряло некоторую двусмысленность; в имени героя — Daniel Weir т.е. WeirD — «странный») — всё это работает, понятно, доступно.

Если начинать знакомство с Бэнксом, то отсюда!

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ольга Громыко «Верховная Ведьма»

r9snick, 13 октября 2023 г. 13:54

Для завершающей книги цикла-трилогии получилось чуть лучше вступительной первой и заметно хуже динамичной, резкой и драматичной второй. Разбивка на части (порой искусственная) сильно портит погружение, новых деталей мир не прибавил, а потому всё кажется каким-то накатанно-усталым. Не слитый финал, но предсказуемый, дежурный и не взывающий к чтению сиквело-спиноффов примерно совсем.

Для отечественной юмористической фантастики это конечно очень важные книги, но в общей литературной системе — так, сойдёт.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Иван Шмелёв «Солнце мёртвых»

r9snick, 8 октября 2023 г. 20:06

На первый взгляд, «Солнце мёртвых» — это бытовая проза. Неназванный герой описывает свои дни в Крыму, из которого ушли «белые», а красные в отместку начали свой террор. Голод, ужас, безнадёга. Но на самом деле у произведения толстейший второй слой. Библейский. Упаднический. Абсолютно декадентский.

Откровение Иоанна Шмелёва. Апокалипсис. Оксюморон — «Солнце», которое является традиционно символом света, тепла и добра у Шмелёва — мёртвое, обрекающее на погибель.

Абсолютно величайшее произведение — проникновенное и ужасное до мурашек.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Эрих Мария Ремарк «Время жить и время умирать»

r9snick, 24 августа 2023 г. 14:24

Ремарк держит марку (каламбур нарочитый) — его романы вне времени, вне контекстов и вне вкусов.

Простой немецкий солдат попадает после двух лет ожесточённых сражений на полях Второй мировой, тягот и лишений домой в отпуск. Он теряет родной дом, теряет связь с родителями, но вдруг во всех ужасных обстоятельствах — в налётах вражеской авиации, в дефиците, в пожарах, в мире ужаса и безнадёги случайно встречает свою любовь.

И у него есть всего несколько недель, чтобы пожить. Воздать жизни сторицей то, чего он был лишён, что забрала у него война. Прожить жизнь простого человека с простыми радостями — сытно поесть, тепло поспать, пообщаться с близким человеком и позаботиться о ком-то. Эрнст Гребер — не нацист, не сволочь, он простой, обыкновенный человек. Несмотря на весь депрессивный окружающий мир: с калеками, лишёнными крова людьми, гестаповцами и СС и пр., даже несмотря на спойлерное название («время жить и время умирать» не оставляет шанса главному герою, которому придётся вернуться на фронт) роман невероятно чистый, светлый.

Да, произведение очевидно антивоенное, философское и социальное. Но во многом в нём заложен главный посыл — нужно проживать жизнь, ценить её малые радости, не отчаиваться и попытаться быть порядочным человеком. И тогда, возможно, того что случилось — жуткая война — обойдёт нас стороной.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Дин Кунц «Ангелы-хранители»

r9snick, 12 августа 2023 г. 03:21

Весьма легковесный, неглубокий, но невероятно светлый, оптимистичный и позитивный, прямо голливудский роман. Если убрать беспросветный оптимизм автора, можно было бы оценить и ниже, но сейчас подобная литература — с добротой и надеждой как-то воспринимается очень хорошо.

По стилистике и содержанию очень напоминает Стивена Кинга. Из лаборатории сбегает гениальный пёс и его жестокий антипод, какая-то обезьянка-чудище. Случайный мужик, по совместительству бывший спецназовец, спасает собачку. А она спасает его. А потом и девушку, от насильника и комплексов. По следам собачки и Чужака идут и АНБ с шерифом, и мрачный странный маньяк — всё как по учебнику. Роман дёргается по динамике, переливаясь из плохенького научфана в крепкий триллер и мелодраматические сопли, но не скатывается ни разу в унылое непотребие. Почти всегда бодро, легкоусваряемо и плотно.

Лучшая книга Кунца? Ну, допустим. Если это лучшая, то остальные можно наверно и не читать, но эту, особенно в моменте — вполне стоит. Разок.

Оценка: 8
– [  9  ] +

Андрей Подшибякин «Последний день лета»

r9snick, 19 июля 2023 г. 15:05

Это не настолько плохо, как я мог ожидать. Это все ещё настолько плохо, что можно это пропустить даже если рядом с вами есть буквально любая книга — лучше беритесь за неё.

Главный жесточайший минус всего романа — его даже не вторичность, а кажется уже третичность, если не четверичность. Это буквально «Очень странные дела», которые сами по себе являются эксплуатацией и ностальгическим перевариванием поп-культуры 1980-х и творчества Стивена Кинга. Только в российских декорациях 1990-х.

Сами эти декорации выглядят при этом вяло, может и детализированно, только видно, что автор попросту не умеет создавать из хлипких декораций настоящий живой мир. Стивен Кинг умеет за несколько страниц нарисовать целый город, из внятной географии, нравов, архитектуры и традиций. Подшибякин умеет выплёвывать из себя воспоминания о Ростове в хаотичном порядке.

Хоррорные элементы — буквально смехотворны. Древнее зло из глубин вещает как бабка, а в финале, простите блин за спойлеры, куда-то сливается в неизвестном направлении. Да, если вы думаете, что вы узнаете что-то из лора об этом Нечто, то вы ошибаетесь. Оно никакое, клоун Пеннивайз просто ржёт в голос от такой детализации образа и мифологии.

Герои сносны, хоть и картонны. За пределами главной четвёрки, впрочем, всё обстоит по разному, но чаще плохо. Здесь есть прикольная соседка, нормальные такие родители одного из гг и абсолютно нелепые бандиты и менты. Есть колоритный армянин и толпы совершенно поехавших психически нездоровых хулиганов.

Сам сюжет блуждает, мечется, кряхтит, но в итоге просто сливается в «ну, пора и заканчивать». О какой-то интриге, нерве, клиффхэнгерах, остротах можете забыть — автор с упоением долбасил по клавишам, превращая потенциально вторичный, но живой роман в поток фигово структурированного потока сознания с горой матюков. Спасибо, больше я ни за одно литературное произведение этого автора не возьмусь никогда.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Майкл Шейбон «Потрясающие приключения Кавалера & Клея»

r9snick, 19 июля 2023 г. 14:49

Без сомнения, великий американский роман. В истории двух евреев, Йозефа Кавалера и Сэмуеля Клеймана концетрирована вся суть Америки. Побег за мечтой и разочарование. Хрупкость мира и амбиции. Мечты о дружбе и любви рядом с жестокой неудобной реальностью. И конечно же, эскапизм во всех его проявлениях — от прямого, физического, до духовного, душевного. Неудивительно, что главной темой романа являются комиксы, которые стали отдушиной сначала тысяч американских детей, потом взрослых, а потом разошлись по всему миру.

Роман по-настоящему увлекательный, тонкий, глубокий, интеллигентный, никаких перегибов. В нём сотни оттенков, живые персонажи, исторический настоящий фон и лёгкая, но звенящая в воздухе тоска. По тому, что не удалось, по тому, как упустил молодость, как оступился и что-то не сделал, по потерям и тому, чего уже у тебя не будет. Юмор, драма, психология, диалоги, ну тут буквально всё на месте.

Совершенно заслуженный Пулитцер и обязательное чтение для всех любителей фактурной, сочной и современной прозы.

Браво, Шейбон.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Александр Григоренко «Мэбэт (История человека тайги)»

r9snick, 15 июля 2023 г. 22:17

Прекрасный роман-притча, стилизованный под ненецкие мифы. Роман компактный, живой, умеренно философский, умеренно трагично-драматичный, изумительно написанный, отлично иллюстрированный и очень правильный.

«Мэбэт» — это история о том, как мы совершаем ошибки, как берём на себя слишком много, как забываем о почитании, смирении и милосердии. Главный герой проживает абсолютно пустую, эгоистичную жизнь, чтобы у последней черты понять, что он жил неправильно.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Леонид Юзефович «Журавли и карлики»

r9snick, 5 июля 2023 г. 16:03

Очень хорошо написанная книга, которая не цепляет.

Три главных героя — два в недавнем прошлом, 1993 год, журналист и прохиндей, и в далёком 17 веке — тоже авантюрист, Анкудинов.

Журналист — связное звено между зеркальностью двух хитрых ёжиков, Жохова и Анкудинова. А ещё немножко философии про племя журавлей и карликов, взятой аж из «одиссеи».

Быт начала 1990-х, дух эпохи, суть, слом и жизнь показаны прекрасно. Приключения авантюристов авантюрны, но безжизненны, как будто смотришь на репродукцию интересной картины через серое немытое стекло. И всё вроде бы сделано красиво, связно, а вот не складывается это из Большой книги в Великую.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Алма Катсу «Голод»

r9snick, 22 июня 2023 г. 15:30

У Катсу был беспроигрышный вариант. Сама по себе история «партии Доннера», группы переселенцев, шедших с востока США на Запад в конце в 1860-е годы и прекратившая почти полностью своё существование уже ХОРРОР.

Лишения, ссоры, депрессия и на финальном отрезке — каннибализм в снегах. Но Алма решила поиграть в Дэна Симмонса и сделать свой «Террор» — с мистическими монстрами, болезнью и тварями. И они вышли не пришей кобыле хвост. Пока повествование не начинает заигрывать с мистикой, это выглядит неплохой исторической прозой. Но потом всё превращается в нелепый обрывочный фарш, где осколки реальной истории смешаны с примитивной мистификацией. Реабилитируется Катсу от оценки «5» разве что действительно сильным и эмоциональным финалом, не более того.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Евгений Водолазкин «Соловьёв и Ларионов»

r9snick, 19 июня 2023 г. 14:49

Третий прочитанный роман у Водолазкина — автор явно не мой, но безусловно талантливый.

Две сюжетных линии, в тесном сплетении — мистифицированная биография генерала белой армии Ларионов (почему его не убили красные? Ответа, кстати, автор так и не дал!) и аспиранта Соловьёва, который пишет о нём диссертацию.

Причудливое сочетание прошлого и настоящего, их связь, тонкая ирония, тоска, быт с лёгкими отступлениями на некую философскую глубину без утопления в ней читателя — это весь Водолазкин. Что «Чагин», что «Брисбен», что «Соловьёв и Ларионов» — во многом романы про память поколений, перипетии судьбы и смысл жизни. Филолог Водолазкин пишет красиво, сочно, хотя условно главные герои у него какие-то пустовато-отрешённые, приземлённые до самой поверхности, а потому не так интересны, как окружающие.

Если вам нравятся книги Евгения Водолазкина, скорее всего зайдёт «Соловьёв и Ларионов». Если нет, то кажется и этот не оставит особых эмоций. А я останусь где-то посередине.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Брайан Макклеллан «Кровавый поход»

r9snick, 13 июня 2023 г. 12:45

Вторая книга цикла «Вселенной пороховых магов» и лучше, и хуже первой.

Лучше в плане цельности сюжетных линий, подачи, синхронизации событий и в целом истории. Автор взял три знакомых сюжетных линии и планомерно повёл их в нужную сторону, без лирических ахов и охов, лишней второсортицы и блужданий. Язык повествования тоже стал ярче, динамичнее, сочнее и вполне в духе современного фэнтези. Экспозиция уже не очень нужна, можно наваливать экшена, интриг, разбитых носов и сражений, что Макклеллан делает вполне успешно. Как разбитную героическую фэнтезю читать его вторую работу можно не морщась.

А вот по художественной ценности всё стало хуже, хоть и не сильно. Не считая линии избранного Бо, все арки героев — плоские, как стол. Это не плохо, просто не так увлекательно. Развития нет не только в героях, но увы и в конфликте — старые сюжетные линии «детективно-политическая», «боевая» и «волшебно-личная» перезагружены и пущены по тем же рельсам, только поезд за 500+ страниц проезжает лишь пару остановок. Проблема многих вторых частей трилогии, но их всегда можно решать яркими эпизодами, хитрыми ходами, ложными целями и победами, но Макклеллан и изящество — слова из разных лексиконов.

Финал читать конечно же буду, но глубоких надежд на неожиданное и сочное приключение нет.

Дежурная, по лекалам, штампованная, но собранная профессионалом работёнка.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Евгений Водолазкин «Чагин»

r9snick, 26 мая 2023 г. 15:51

Водолазкин в очередной раз доказал, что он прекрасный романист и изумительно умеет писать, но лучшей работой автора это назвать нельзя.

«Чагин» — это история мнемониста, мастера памяти, Исидора Чагина, глазами разных героев. Исследователя-архивиста, который изучает его дневник, его нанимателей, доморощенных спецслужбистов Николаев (1) и (2), наконец его антрепренёром и помощником по сцене.

Феномен памяти как сути человека Водолазкин не углубляет, не возводит в категорию глубоких размышлений. Чагин — гений, он запоминает всё и не может забыть, но в чём его беда и трагедия, где его триумф? Почему кроме этого свойства Чагин не выглядит настоящим и живым, его образ настолько неконкретный и плывущий? Нам не расскажут и повода не дадут.

Раскроение романа на четыре части не выглядят идейно, это просто красивая композиция. Ровно как и стилизация каждой части на свой собственный манер.

И из всего вышесказанного главное — «Чагин» роман в себе, максимально герметичный, зафиксированный на себе, наплевавший на читателя глубоко и безнадёжно. Насколько он блестящий, настолько же мёртвый. Как симпатичный выставочный экспонат, музейная игрушка, не живое искреннее отзывчивое произведение. Поэтому такова и оценка.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ольга Громыко «Ведьма-хранительница»

r9snick, 22 мая 2023 г. 23:48

Второй роман из цикла о белорийской ведьме Вольхе Редной — это заметный шаг вперёд по большинству позиций, если сравнивать с «Профессия: Ведьма».

Весь сюжет цельный, а не поделен на две странные части. Героиня стала живее и острее. Новые герои очень классные и яркие. Колорита стало больше. Юмор стал добрее, тоньше. Есть интрига и развитие.

Да, можно искать косяки и нарисованность мира, но для лёгкого приятного и эдакого «женского» чтения, для эмоций, а не разума -прекрасно. У Громыко всегда первые тома в циклах запрягают, а только потом начинают ехать )

Оценка: 8
– [  4  ] +

Шамиль Идиатуллин «Бывшая Ленина»

r9snick, 18 мая 2023 г. 12:17

Действительно очень неоднозначное произведение. И не по факту самого его качества — оно, увы, действительно скорее посредственное. Трудно оценить следует ли его читать или можно пропустить.

Сначала о плохом: герои выглядят объёмно и выпукло, но на деле очень странные. Человек, конечно, существо интересное и адаптивное, но то, как меняются и что делают персонажи вызывает порой недоумение. Особенно фигура главной, по сути, героини: Елены Митрофановой. То она боязливая, услужливая, тылово-опорная и безропотная. То активная, политичная, обновлённая и сильная.

История имеет достаточно яркую и сильную завязку, но на этом развитие сюжета по сути останавливается. Есть несколько веховых моментов и некий ФИНАЛ, но как и положено реалистическим, а не мифологическим историям, здесь очень трудно отследить какую-то ощущаемую хронологию. И это явно не задумка — некоторые места буквально рваные и плывущие, некоторые странные, некоторые как будто и вовсе лишние.

Положительное и самое важное. Этот роман о буквальной повседневности. Совершенно типичный провинциальный городок. Привычный страх россиянина — метания между «Хочется лучше» и «лишь бы не было хуже». Психология глубинария. Разрыв власти и людей. Проблемы семей и быта. Всё это очень остро, сильно резонирует, тонко подмечено. И ещё — красиво написано. Местами излишне эрудированно и красиво, но в слоге, в полёте, в лёгкости Шамилю Шаукатовичу ну никогда нельзя было отказать.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ольга Громыко «Профессия: ведьма»

r9snick, 9 мая 2023 г. 15:05

Если бы это, а не цикл «Космоолухов» был бы для меня первой книгой Громыко, на этом моём знакомство с ней бы скорее всего и закончилось.

Для дебюта и 2003 года, книга, безусловно, талантливая. У писательницы отчётливо есть и лёгкая добрая ирония, и способность писать красиво, и некоторые шутки вполне себе заставляют улыбнуться.

Увы, всё остальное буквально раз за разом мимо. Мир картонный и неживой, выглядит дешёвой пародией на фэнтези. Главная героиня что-то ноет и гундит, а по факту типичная Мэри Сью, которая на протяжении страниц просто не меняется. Её арка плоская, как стол. Она не особо взрослеет, не учится и без помощи ещё одного Сью — Марти, он же роскошный белогривый бессмертный вампир Лён, по большей части никчёмна.

История цепляет лишь изредка, в остальное время не проявляет себя попросту никак. Буквально, роман на добрые 450 страниц можно было превратить в классную повесть на 150 и не потерять вообще ничего. Выпестованных героев кроме гг и Лёна, нет. Под конец разве что тролль Вал забавляет.

Откуда такие БЕЗУМНЫЕ рейтинги — не пойму. Девочки и мальчики, если вы двадцать лет назад со сладострастием прочитали эту книжку и она вам понравилась — это не значит что она хорошая, это значит что ваша начитанность околонулевая.

Если вам нужен достойный смешной фэнтези-роман — читайте что угодно у Пратчетта или Асприна. Это — многообещающий, но абсолютно не заслуживающий вечной памяти дебют.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Элизабет Кюблер-Росс «О смерти и умирании»

r9snick, 2 мая 2023 г. 11:31

Для 1969 года это осмысление психологических практик работы с умирающими больными людьми был революционнным. Все сейчас знают про пять стадий переживания трагедии: отрицание, гнев, торг, депрессию и принятие. Но мало кто знает, что первооткрывателем такой схемы стала именно Элизабет Кюблер-Росс, которая вместе с капелланами, медсёстрами и студентами в течение нескольких лет общалась в больницах с людьми, которые столкнулись с неизбежностью скорой смерти.

Сейчас эта концепция критикуется, и не зря — уж больно много в ней наслоений и несостыковок. Сама Кюблер-Росси в 1970-х смогла себя глупо дискредитировать всякой эзотерической фигнёй и дружбой с настоящими шарлатанами.

Но ретроспективно оценить её старания и вклад в паллиативную культуру образованному человеку, особенно работающему с людьми, всё ж не помешает.

Оценка: 8
– [  3  ] +

Кристофер Прист «Опрокинутый мир»

r9snick, 2 мая 2023 г. 11:27

Удивительная книга, которая проворачивает те же трюки, что и последующий второй бестселлер автора, роман «Престиж».

Начинается он с горы тайн. Есть некий ГОРОД, который год за годом едет по рельсам, стараясь не отстать от некоего «оптимума». Есть Гильдии, которые обеспечивают жизнь города. В сложной замкнутой системе трудная иерархия, правила, клятвы и законы.

Главный герой — юный будущий гильдеец, который сталкивается со всеми этими удивительными штуковинами, а вместе с ним — и читатель. И это очень круто, таинственно, мощно.

Но финал, находящий всему очень прозаическое, скучное, псевдотвёрдое научное пояснение поясняет лишь основные моменты, а многие остальные оставляет натянутыми красивостями. Я уже говорил про «Престиж»? Там было тоже самое, только там этот резкий «момент истины» был по-настоящему шокирующим и жутким. Здесь? Ага, ну короче, вот смотри, ничего ИНТЕРЕСНОГО.

Делает ли это роман сильно хуже? Ну, скорее нет. Но жаль, что потрясающую концепцию вместе с героем решили разобрать вот так глупо. Но роман для 1970-х веховой, важный, яркий, провокационный и инновационный, как ни крути.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ник Перумов «Череп в небесах»

r9snick, 25 апреля 2023 г. 10:52

Первую книгу прочитал как едят жирные безвкусные гамбургеры — вроде в рот чего-то накидал, а ощущения сытости не наступило. Умные мысли преследовали Перумова, но он был быстрее их, а потому первая часть романа-эпопеи была жутким, хоть и в чем-то обаятельным винегретом.

Во второй Перумов явно полез выше и во многом планку как-то поднял. Тут и лихих интриг с поворотами привезли, и масштаб, и правда довольно сильный персональный для героя финал.

К финалу даже экшена навели. Но все это так отрывочно, так низкопробно, так душно. Биоморфы, октопусы, одиозная Дарина Дарк — настолько плоские и утрированные, что хочется плакать. Вставки шифровок и сводок пропаганды — просто пустопорожняя болтологии, которая не создаёт уже после второго-третьего появления ни настроения, ни документальности, ни сюжетности.

Главный герой — Марти Стю, смиритесь.

Единственная светлая идея романа — ну, в смысле целях и работе биоморфов. Жаль только что вопросов это оставляет много больше. Как и вообще все мироустройство вселенной «Империи превыше всего».

Вердикт: попкорн из брюквы. Зачем это читать в 2023 году — ума не приложу

Оценка: 6
– [  5  ] +

Марина Степнова «Женщины Лазаря»

r9snick, 19 апреля 2023 г. 14:14

Роман «Женщины Лазаря» довольно тяжело отнести к каким-то шедеврам, прорывам или вехам. Но это бесподобное чтиво, на краю той грани, которая отделяет просто качественный продукт от настоящего Произведения с большой буквы.

Сама история тривиальна (впрочем, в семейной саге трудно придумать ИЗЫСКИ), но подана роскошно — переплетение имён, судеб, эмоций невероятное. Три истории большой ЛЮБВИ и НЕЛЮБВИ закручены в тугой узел с безупречно переданным духом эпохи и выпестованными живыми героями.

Но главная заслуга «Женщин Лазаря» в том, не что в ней написано (будем честны, женская безделица), а КАК написано. И только за язык: живой, острый, эмоциональный, точный, тонкий, ритмично передающий и события, и эмоции хочется аплодировать. Это не кривлянье филички с красным дипломом по литературоведению, это не стилизация или попытка навалить красивостей. Это именно живой, сочный, дышащий современный язык. Не везде он соответствует эпохе, которая тут простирается от 1918 года и аж до середины 1990-х, но всё ж по-настоящему впечатляет.

Большая книга, честное слово.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Джордж Оруэлл «Дни в Бирме»

r9snick, 14 апреля 2023 г. 13:05

Оруэлл — крайне разноплановый и удивительный писатель, все его романы-повести это прекрасно показывают. Да, легендарный и культовый 1984 стоит особняком, но поклонникам творчества стоит ознакомиться и с «Днями в Бирме», написанным под впечатлением жизни и работы Оруэлла в этой азиатской провинции Британской империи, доживающей последние десятилетия.

Колониальная Бирма по Оруэллу — это потрясающе-ужасающий мир. Красочная, но удушающая, липкая, мерзостная природа: с жуками, сезонами ливней, грязью и терпким зноем. С грязными, зачуханными, угнетаемыми бирманцами самых подлых и низких нравов. С ещё более омерзительными колонизаторами — та самая британская элита, «белые люди», собирающиеся в клубе — сплошняком расисты, распутники, алкоголики и ленивцы. Даже главный герой, явно симпатизирующий месту своей приписки и её жителям, друг бирманского врача Верасвами, личность очень мерзкая, что подчёркнуто даже его внешним уродством.

Сама структура и история довольно привычна британской литературе конца XIX-началу XX века. А вот суть и содержание, конечно, в новинку.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Брайан Макклеллан «Кровавый завет»

r9snick, 7 апреля 2023 г. 13:40

Первый роман из трилогии «Пороховой маг» выглядит как писанный по шаблонному учебнику «Героико-эпическая фентезятина для чайников».

Не удивительно, что автор искренне кланятеся за передачу писательского мастерства от Брендона Сандерсона, которого я не очень читал и то что читал не очень люблю, но где Макклеллан и где Сандерсон сейчас вам будет понятно.

По формальным признакам — вроде бы всё наличествует. И всё рассыпается.

1) Вот есть тут у нас некий мир, переживающий промышленную революцию. Пороховые ружья, профсоюзы, свержение монархии. Несколько королевств, с советами-магами при королях. Есть некоторая геополитика, кто-то вассал, кто-то, пардон, всосал. Есть церковь бога, есть его святые. Но всё это настолько намешано, навалено и расчерчено пунктирами, что масштаб вроде есть, а глубины — ноль. Максимально поверхностный мир с базовыми штуками.

2) Есть некая, специальная ПОРОХОВАЯ магия. Пороховые маги нюхают порох и входят в транс, управляют порохом, ПОРООООХ!!! Вот только о том, как их ищут и отбирают, как они появились в этом мире, как стали альтернативой магам-стихийникам, почему они эксклюзивны для королевства Адро — никто не скажет ни слова, додумывай как можешь.

3) Есть три сюжетных линии с выпуклыми, разными персонажами. Фельдмаршал Тамас, его сын маг Тариэль, сыщик Адамат. И вроде вот они такие ребята, с бекграундом, с характером. Но они настолько все неуклюжие и шаблонные, настолько прямолинейные и без искринки — в манере говорить, в мыслях, в манерах, что они просто скучны.

Ну и наконец 4) Язык. Сначала кажется, что виноват переводчик — текст буквально рубленный, резкий, с бексонечным насилием имён АДАМАТ АДАМАТ АДАМАТ ТАМАС ТАМАС ТАМАС ТАМАС. А нет, переводчик молодец — это оригинальный текст настолько дебильный.

Надо сказать, что качество самого текста после первых 40 страниц улучшается. Да и в целом благодаря вшитым интригам, детективной линии (кое-какой, но всё же), вмешательству богов, экшен-сценам и напору событий читается всё это вполне и вполне. Только вот художественной ценности в этом гулькина шишка.

Итого — нормальный дебют, удобоваримые ингредиенты, но вкус как у остывшей овсяной каши, которую ты размазываешь по стенкам тарелки.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Айзек Азимов «Конец Вечности»

r9snick, 3 апреля 2023 г. 15:30

Вряд ли без «Конца вечности» мы бы узрели того же «Терминатора» или «Назад в будущее» — уж настолько Азимов раскрыл тему хронопарадокса про вмешательство будущего в прошлое, чтоб это будущее наступило в известном виде, что чуть ли не сразу её можно было в 1955 году закрывать. Вся эта изящная конструкция про Времена, целую службу «Вечность» на страже развития человечества и его талантливого техника Эндрю Харлана работает очень здорово.

Но сам роман, при всей важности, сегодня кажется чуть ли не смешным. Любовная линия притимивная, плоская, главный герой не видевший женщин буквально вцепился (всё это по плану! Уууу!) в первую попавшуюся — хотя как это было сделано не совсем ясно. Первые две трети романа — скучноватый производственник про трудовыебудни изменителей реальностей. Вся мякотка с поворотами, заговорами и интригами запрятана под финал, что легко можно было бы превратить в яркую, динамичную повесть, а не крупную форму.

Ну и наконец, название романа буквально спойлерит самого себя, но это становится понятно примерно с середины. Жаль только, что в Техники и Вычислители во вселенной Азимова берут каких-то нервических людей.

Великий, знаковый и важный роман, который сегодня просто музейный экспонат, а не увлекательное чтение.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Евгений Водолазкин «Брисбен»

r9snick, 29 марта 2023 г. 11:23

Главный лейтмотив романа «Брисбен» высказывает один из героев: «Жизнь это долгое привыкание к смерти».

Главный герой — стареющий музыкант-виртуоз Глеб Яновский проходит по жизни рядом со смертью регулярно. Здесь и его школьный товарищ, и случайная девушка на пляже, и сводный брат, бабушка, дедушка и в конечном итоге -... впрочем, это уже предмет важного спойлера. Смерть преследует и главного героя, потому что ему диагностируют болезнь Паркинсона. Смерти протагонист боится даже больше, чем постепенного отмирания. Потому что не выработал привыкания к смерти за свою яркую творческую жизнь.

Ещё один интересный момент романа — тот самый Брисбен. Из реального австралийского города он превращается в Парадиз, подлинный рай. Люди не умирают, они уезжают в Брисбен, чтобы жить там вечно.

Не нудя, не философствуя сверх меры, Водолазкин очень аккуратно, филигранно, как по учебнику рассказывает очень простую, но очень понятную историю. В этой академичности он и падает — ни сверхформы, ни сверхсюжета, ни сверххарактеров здесь нет. Глубокого психологизма тоже — он может быть в голове читателя. Или не быть. Тут как с абсолютным слухом.

Очень хорошая книга, которой до великой не хватило нескольких небольших шагов.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Стендаль «Красное и чёрное»

r9snick, 24 марта 2023 г. 14:21

Не читал давненько такой постной, заунывной, тошнотной дряни.

Возможно, Стендаль приоткрыл миру жанр психологического реализма, в котором переживания героев ставятся во главу повествования. Возможно, он оказал важнейшее влияние на литературу. Возможно это даже кому-то может нравится.

Но будем честны — в 21 веке любить этот роман попросту невозможно, в отличие, например, от «Собора Парижской богоматери» Гюго, который вышел буквально рядом.

Самый главный сюрприз с навозом — омерзительный главный герой. Честолюбивый, горделивый, истеричный, дурной чмошник, единственной сильной стороной которого является способность учить наизусть и подстраиваться под обстоятельства. Ну, судя по описаниям, у него ещё было милая лощённая мордочка, на которую купились две прекрасных дамы.

Хотя, как сказать прекрасные — такие же набитые дуры со спесью, которых корёжит туда-сюда от любви до ненависти пять раз на дню. Понятно, что это нравы тех времён и конфликт отношения общества и личного, но вы уже определитесь как-нибудь, а не делайте дурости без конца и без края.

Весь процесс описания существования Жульена Сореля — это занудная трансляция его речей и мыслей вместе с речами и мыслями его тревожных дам. Всё это сопровождается бесконечным круговоротом таких же омерзительных людей вокруг — аббатов, маркизов, епископов, буржуа и горожан. Положительных героев на весь роман ровно два — наивный добрый друг Жульена по имени Фуко и русский дипломат — мудрый, лёгкий на подъём, искренний и понимающий. Все остальные — разные степени душных двуличных интриганов.

И вся эта клоака льётся на тебя 500 страниц, чтобы в конце закрутиться финалом

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В ОБЩЕМ, ОНИ УМЕРЛИ. КОНЕЦ.
на который тебе глубочайше фиолетово.

Оценка только за влиятельность романа и открытие жанра, нынешняя цена этому тоскливому словоблудию — два балла от силы.

Оценка: 5
– [  4  ] +

Надежда Попова «Пастырь добрый»

r9snick, 21 марта 2023 г. 10:40

Каждый следующий роман Надежды Поповой из цикла «Конгрегация» пока лучше предыдущего. Околосюжетной мутной воды и бессмысленных букв становится меньше, масштаб зла — растёт, герои то ли становятся родными, то ли настолько хорошо следуют своим амплуа и ролям, что им веришь. Наконец, «Пастырь добрый» решил отвязаться от псевдоисторического мистического реализма и прям бахнул фэнтезятинки — и это пошло ему даже на пользу.

Авторский язык стал богаче и насыщеннее, уши новояза и современного мышления, которые так жирно торчали в первом романе, тут практически отсутствуют — видно что Попова наконец стала жить в придуманном мире, а не погружаться туда в маске и с ластами на дикой панике.

Если первые две книги я бы вряд ли стал кому-то искренне советовать, то третью — однозначно бы порекомендовал. Проблема в том, что конечно вязкий контекст прошлых событий здесь подвязан даже сильнее, чем раньше, а без него роман потерял бы львиную долю целостности.

Единственная реальная проблема книги уведена под спойлер читавших первых две книги, что касается героя:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
первое расследование Курту Гессе еле выжил, второе — очень многое потерял. В третьей его тоже ждут потери, но у него начали проклёвываться очевидные Мэри Сьюшные черты. Он нитакусик, особенный, лучше многих, если не всех. Пока он не превратился в лютую непобедимую имбу и всё ещё в него веришь, но эта приземлённость в третьей книге пошатнулась, причём знатно

Оценка: 8
– [  2  ] +

Терри Пратчетт «Безумная звезда»

r9snick, 16 марта 2023 г. 14:07

«Безумная звезда» — это скорее не новая книга в серии про волшебника Ринсвинда, а буквально вторая половина первой, прямое продолжение «Цвета волшебства». К счастью, хорошая половина.

Вместо размытых приключений здесь есть конкретная опасная интрига — звезда, которая грозит концом света. Масштаб, накал страстей и динамика стали намного лучше. Юмора, ярких героев, в том числе эпизодических — больше. От некоторых сцен, фраз и оборотов буквально хохотал.

Портит всё ну разве что нарочито пародийный тон, который заложен был в предыдущем романчике — это не самостоятельное, пусть и юмористическое фэнтези, а именно по большей части остроумная постебуха над горами штампов. Дальше сэр Терри начал создавать свой, постмодернистский мир с отсылками на проблемы современности, а не литературное наследие прошлого — и именно тем и запрыгнул выше всего происходящего.

Не читать в отрыве от первого романа и не отчаиваться, если он не зашёл — «Безумная Звезда» буквально заметно лучше предшественника.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Жан Бодрийяр «Общество потребления. Его мифы и структуры»

r9snick, 6 марта 2023 г. 11:54

Читать постструктуралистов можно либо преисполнившись философией с социологией, либо чтобы сломать себе мозги.

За многословными оборотами и трёхэтажными сравнениями Бодрийяр постулирует, в общем-то, сейчас уже давно понятные вещи, которые живут вокруг нас.

Мир рекламы, мир потребления без насущных потребностей, мир товарного отношения ко всему: от культуры до человеческого тела, девальвация истинных ценностей, самопожирание и производство из останков всех предметов — в 2023 году то, что утверждает французский культуролог и философ кажется очевидным, но тогда в 1970-х его работа, конечно, многократно взрывала мозг интеллектуальной публике.

К счастью, то, что наметил Бодрийяр сейчас в современности где-то даже начинает идти на спад. Возможно, в этом есть и его заслуга.

Для утверждения интересной картины мира в голове тем, у кого как минимум был хороший курс философии в университете — да, остальным — мимо.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Овидий «Метаморфозы»

r9snick, 28 февраля 2023 г. 11:21

Конечно же Овидий не придумал древнегреческие и древнеримские мифы. Но с должной долей пафоса, драма, увлечённости и старания смог облечь многия и многия из них в стихотворно-поэтическую форму. Собрать и обработать весь этот гигантский массив было само по себе трудной задачей, а уж сложить из этого перетекающую из одной темы в другую поэму — и вовсе нереальной.

Но вот именно это ощущение кусочности и портит впечатление. Да, истории про Нарцисса и аргонавтов, про Персея и Геракла, про Трою и Улисса (Одиссея) по отдельности хороши и ярки, но в один цельный текст они складываются с трудом. Тем более, последние две главы ещё более страдают от пространности и усталости автора, заметно, что начало намного бодрее и живее, чем её конец.

Всё ещё славно, что такая древняя старина дошла до наших дней с минимальными потерями.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ник Перумов «Череп на рукаве»

r9snick, 17 февраля 2023 г. 11:22

Идеальная первая фантастическая книга для подростка лет эдак 13-14.

Герой — мерисьюшный киборг, который быстро из простого додика становится самым крутым солдафонием галактики. Сюжет — болтается в промежутках между «унынием» и «катастрофической духотой». Никакой фантастикой здесь и не пахнет — это фэнтези в оболочке космического боевика, не считая попыток Перумова в подумать над прикольным биооружием весь лор «Империи превыше всего» настолько трещит по швам, что даже последние эпизоды «Звёздных войн» выглядят умнее, стройнее и интереснее. Язык скучный, приземлённый, занудный, автор просто не умеет писать ярко, красиво, увлекательно или оригинально. Бульварщина и любительщина — можно было бы простить это дебюту, но у Перумова за плечами уже был десяток книг.

Проще говоря, зацепиться не за что. Как альтернативный мир будущего и космоопера — не работает. Как боевик — работает плохо. Как история «чужого среди своих» не работает. Как просто классный сочный текст — не работает. Как психологическая, социальная фантастика — не работает. Прочитал — выкинул из головы, вторую часть где может ожидается какая-то логическая развязка даже не хочется брать, но надо же как-то закрыть гештальт...

Оценка: 5
⇑ Наверх