FantLab ru

Артур Кларк «Конец детства»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.31
Оценок:
1719
Моя оценка:
-

подробнее

Конец детства

Childhood's End

Другие названия: Конец Детства

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 166
Аннотация:

Почти прямо на финише космической гонки СССР и США на Землю прибывают корабли иной цивилизации, получившей имя Сверхправителей, и с этого момента дорога в космос человечеству закрыта. Не из враждебности, нет — просто земляне ещё слишком плохо развиты, чтоб адекватно воспринять открытый космос. Но взамен Сверхправители устраивают на Земле настоящий рай: людям больше не угрожают ни войны, ни болезни, ни голод, каждый может заниматься тем, чем хочет и что любит, не заботясь о завтрашнем дне. И лишь над двумя вопросами мучаются самые пытливые умы — куда стремиться людям теперь и зачем всё это делают Сверхправители? Ответ рано или поздно будет получен, но принесёт ли он радость людям?..

© Nog
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Роман создан на основе рассказа «Ангел-хранитель».

«Книга о последнем поколении людей и о самом последнем человеке» – как гласит анонс на обложке – с каждой главой становится все более трансцендентной. Финал книги потрясает воображение. «Конец детства» переиздается вот уже почти пятьдесят лет почти непрерывно. В 1990 г. Кларк даже переписал первую главу, приблизив действие к новым реалиям, а в 1997 г. Голливуд позаимствовал для фантастического боевика “День независимости” один из наиболее впечатляющих моментов книги – гигантские звездолеты, зависшие над мировыми столицами. (с) Тигран Магакян

В журнале «Химия и жизнь» (1992, №4) был напечатан эпилог, не вошедший в 1988 г. в сокращенный журнальный вариант романа.


Входит в:

— сборник «Across the Sea of Stars», 1959 г.

— сборник «An Arthur C. Clarke Omnibus», 1965 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'04», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'05», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'06», 1988 г.

— журнал «Химия и жизнь 1988'07», 1988 г.

— антологию «Конец детства», 1991 г.

— антологию «Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание», 2003 г.


Награды и премии:


лауреат
Научная фантастика: 100 лучших книг / Science Fiction: The 100 Best Novels, 1985

лауреат
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2005 // Переводная книга НФ (Великобритания)

Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1954, ретроспективная // Роман

номинант
Великое Кольцо, 1988 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Конец детства» / «Childhood's End» 2015, США, реж: Ник Харран



Похожие произведения:

 

 


Конец детства
1991 г.
Конец детства
1991 г.
Одиссея длиною в жизнь
1991 г.
Конец детства
1992 г.
Миры Артура Кларка. Земной свет
1998 г.
Космическая одиссея
1999 г.
Солнечный ветер
2002 г.
Антология мировой фантастики. Том 5. Контакт. Понимание
2003 г.
Свидание с Рамой
2007 г.
Пески Марса
2009 г.
Конец детства
2017 г.
Конец детства
2018 г.
Конец детства
2019 г.

Периодика:

Химия и жизнь 5 1988
1988 г.
Химия и жизнь 4 1988
1988 г.
Химия и жизнь 6 1988
1988 г.
Химия и жизнь 7 1988
1988 г.

Самиздат и фэнзины:

Конец детства
2018 г.

Аудиокниги:

Конец детства
2011 г.
Конец детства
2013 г.

Издания на иностранных языках:

Childhood's End
1953 г.
(английский)
Across the Sea of Stars
1959 г.
(английский)
Le guide del tramonto
1981 г.
(итальянский)
Childhood's End
1990 г.
(английский)
Childhood's End
1994 г.
(английский)
Childhood's End
2001 г.
(английский)
Childhood's End
2001 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2010 г.
(английский)
Childhood's End
2015 г.
(английский)
Childhood's End
2017 г.
(английский)
O fim da infância
2019 г.
(португальский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  29  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я всегда воспринимала Кларка, как мечтателя и оптимиста, который верил, что достоинства Человечества — жажда нового и неизведанного, любопытство и упорное стремление выйти за рамки обыденного — перевесят алчность, агрессивность и мелкую завистливость. И сможет это самое Человечество отыскать не просто дорогу к Звездам или чудесам технологий, но и к духовному совершенству. Вот такое было мое мнение об Артуре Кларке до этой книги.

В этом романе много неожиданного. Начать хотя бы с того, что, в отличие от большинства книг Мастера, оставляет он достаточно тягостное и мрачное впечатление. Все, казалось бы, оптимистично: Человечество получает право присоединиться к элитному клубу Разума, стать гражданами самой Вселенной. Но есть во всем происходящем нечто неправильное, отталкивающее и безнадежное.

Сюжет исключительно прост. Сбылась давняя мечта человека и он, наконец, обрел Братьев по Разуму. Да каких! Решающих все насущные проблемы. Нет больше голода, энергетических кризисов, страшных болезней, нужды, войн, тяжкого труда ради куска хлеба. Вот он счастливый билет для Человечества! Но цена у этого счастья оказывается так высока, что вряд ли кто из людей захотел бы ее добровольно заплатить. Цена эта — само будущее Земли, самое дорогое, что у нас есть — наши дети.

Вроде бы, надо радоваться: дети в романе обретают невиданную духовную мощь, мгновенно переходят на новый уровень развития, получая возможность присоединиться к элите Вселенной. Но вот почему-то не испытываешь счастья от такого финала.

Может потому, что вся наша цивилизация основана на связи поколений, на миллионах нитях, которые соединяют нас с теми, кто был до нас, и кто приходит нам на смену? Мы рождаемся, пользуемся тем, что нам оставили предки, добавляем к этому наследию что-то свое и передаем его эстафетой следующему поколению. Порой мы ссоримся и обвиняем друг друга в косности или излишнем максимализме, но идем вперед вместе. И, хотя нас шатает из стороны в сторону, все-таки выдерживаем верное направление, поскольку мы все еще здесь. Не сгорели в пожаре всеобщей войны, не скатились к каменным топорам и дубинкам, не застыли в неизменности. Мы по-прежнему открываем, исследуем, создаем и мечтаем о Звездах.

Вот это самое трагичное в романе: оборванная связь поколений, когда дети отказываются без сожаления от своего наследия, отбрасывая родителей, как исполнившую свое предназначение оболочку. Не надо, оказывается, ни бомб, ни смертоносных вирусов, порви эту связь — и Человечества не станет!

Вот так я прочитала эту книгу. В ней есть еще много чего: о духовном и технологическом путях цивилизации, об опасных мечтах, о необходимости самим решать свои проблемы. Но об этом напишет уже кто-нибудь другой.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Монументальная книга. Холодный философский взгляд на неизбежность происходящего, который читатель не раз ещё встретит в произведениях сэра Артура Кларка. Грандиознейшие декорации, которые впоследствии многократно будут использованы в голливудских блокбастерах. Отличное от общепринятого и привычного восприятие времени как прямолинейного потока, которое позже будет переосмыслено и блестяще развито в повести Теда Чана «История твоей жизни». И так далее, и прочее...

Интересное наблюдение: обычно, когда начинаешь отзыв подобными оценками, в конце невольно приходишь к выводу о том, что обсуждаемое произведение явилось предтечей множества мотивов, которые были развиты в более поздних книгах. Соответственно, само обсуждаемое произведение как бы не до конца тему раскрывает, признаёшь, что оно лишь дало направление, наметило ход течения мысли, но всё же не стало полноценным само по себе. С романом «Конец детства» подобное не случилось: сама по себе книга вполне законченна и совершенна, мысль понятна и не нуждается в дополнениях. Созданные впоследствии произведения — это уже другие произведения, их авторы, должно быть, лишь черпали вдохновение у классика, перерабатывали идеи, воплощая их во что-то другое, новое. Поэтому можно сказать, что Кларк в этом произведении тему открыл и сам же её закрыл: точка, конец, занавес. Честь и хвала тому, кто смог после высказать особое мнение.

Книга мрачна. Начало, обещающее манну небесную от всемогущих и гуманистически настроенных Сверхправителей. Середина, в которой становится понятно, что не всё так просто, не такие уж они и волшебники в голубом вертолёте, а есть у них какие-то свои планы на нашу планету и её обитателей. И совсем уж вызывающая мурашки по коже концовка, где истина предстаёт перед читателем во всей своей, я бы даже сказал, жестокости, заставляющей трепетать перед лицом Вечности, Времени, Сверхразума. Ощущаешь себя тварью дрожащей, никакого права не имеющей на просторах Мироздания, на службе которому даже Сверхправители — всего лишь администраторы, всемогущие, магически-технологичные, но только лишь исполнители, не имеющие представления о всей грандиозности плана. Это вот сильно, это впечатляет. Это ужасает.

Нет, здесь нет кровожадного замысла, здесь нет намеренной бесчеловечности, здесь нет космической несправедливости. Здесь ты один на один с некой силой, которая по всем признакам претендует на звание фундаментальной силы Природы. У неё свои цели, а человечество и всяким там посредники — это средства, это материал. И это парализует, это вводит в оцепенение — кто мы перед ними? Где мы и что они?

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сериал по данному произведению великого маэстро фантастики середины двадцатого века я встретил раньше, каюсь, чем книгу. Но случай, когда книга стала почти что идеальным дополнением экранизации — редкий и при этом весьма радостный.

С детства я люблю такую научно-философскую фантастику с «налетом» Станислава Лема и Роберта Шекли, только на какое-то время я перестал читать такие произведения. Вырос? Может быть. И хорошо, что я вовремя вспомнил про сериал и решил обратиться к первоисточнику.

После прочтения я могу назвать это произведения шедевром классической «мягкой» фантастики в ее предельном и изумительном интеллектуальном воплощении. Здесь полностью отсутствует так называемый «экшн», интриги и неуместная динамика — это воистину деликатес для неторопливого и вдумчивого чтения.

И если роман начинался как фантастика с более научным уклоном, то завершился — неожиданно и очень радостно для меня! — на философской ноте. С толикой грусти и печали. И тем приятнее читать произведение, даже если — якобы — финал был известен.

В романе поднимаются почти все возможные дилеммы развития человечества, которые стояли как тогда, так и сейчас. Вопрос: «Куда нам двигаться?» — здесь краеугольный. Идти ли путем технократического развития и полностью передать человечество Богине Науки? Или развивать что-то очень тонкое, почти еле уловимое и... такое непонятно-страшное?

Автор пытается очень тонко отвечать на эти вопросы и не сваливаться в пучину отрицания, агрессии и осуждения, что крайняя редкость для произведения, в которой социальная и политическая составляющая тоже сильны.

Концовка... А концовка очень вкусная и совершенно неожиданная. Она не была отражена в сериале и при этом экранизацию дополнила новый ароматом с названием «Ах вот оно к-а-а-к!». Сразу становится открыта тайна Сверхправителей (инопланетян, которые взяли «шефство» над человечеством в книге) с неожиданной для нас стороны.

А интрига внешности Попечителей, которая тянулась с почти первых страниц произведения? Она получила отличный, изумительный и очень неожиданный финал! Я несколько раз перечитывал то место, которое интригу полностью раскрыло! Ах, как это было вкусно! Как неожиданно и как элегантно красиво, Автор!

Произведение, которое стало для меня лучшей книгой последних нескольких месяцев. И какая же это приятная ностальгия, окунуться в философскую фантастику совершенной формы и алмазной огранки! 10 из 10!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нечасто встречаешь фантастическое произведение настолько преисполненное элегической грустью. Пока я читал этот замечательный роман, не раз на ум приходили слова основоположника отечественной космонавтики Константина Циолковского: «Земля — это колыбель разума, но нельзя же вечно жить в колыбели». Никогда не сомневался, что следующая Большая Цель ожидает человечество в космосе. Шестьдесят лет назад мы вступили на этот извилистый тернистый путь к звездам и отступать нам некуда и незачем. Вопрос в другом: сумеет ли человек «повзрослеть», прежде чем нас примут (окажись их существование фактом объективной реальности) в удушающие заботливые объятия непрошеные опекуны?

Роман Артура Кларка начинается с очередного рывка космической гонки: вот-вот две сверхдержавы запустят в космос тяжелые ракеты. Соперничая друг с другом, они и не осознают пока, что трудятся над общим делом. Делом, сбыться которому не суждено. В человеческий мир прибывают высокоразвитые пришельцы и берут все население Земли под свое покровительство. Посланники иного мира не агрессивны, а наоборот: предотвращают войны, кормят голодных и лечат больных, восстанавливают попорченный климат, искореняют терроризм и тягу человечества к саморазрушению.

Вскоре застигнутые врасплох люди бросают попытки сопротивляться. Опекунство Чужих не становится актом порабощения: Сверхправители (так ехидно, подчеркивая расовую обиду, земляне называют пришельцев) стремятся помочь людям на пути к Возвышению. Но, не желая злая человечеству, они прерывают попытки землян желать чего-либо, что не вписывается в их многовековой план.

Земная наука обязана прекратить любые попытки освоить космическое пространство, следует забыть о колонизации Солнечной системы и даже о полете на Луну. Если подавить в себе имманентную агрессивность человек не способен, мудрые наставники помогут ему сделать это. Любая жизнь священна, а оружие подлежит уничтожению. Желание земных лидеров разведать мотивы Сверхправителей наталкивается на подчеркнуто дружелюбное и бескомпромиссное сопротивление. «Вы не готовы! — Говорят пришельцы и год за годом планомерно тормозят прогресс и печально заключают: — И звезды вам не принадлежат».

Спустя полвека Землю не узнать. Общество утопает в достатке и благополучии, побеждены войны, голод и неизлечимые прежде болезни. И все же человек ропщет. Люди нуждаются в познании, их манят загадки, которые они жаждут разгадать. Без новых загадок и вызовов замирает культура. Хотя Сверхправители объявляют свое покровительство необходимым для всех землян благом, многие люди видят в настойчивой опеке стремление подчинить непокорных «детей» чужой воле. В глухих уголках планеты они создают уединенные общины, где каждый пытается творить нечто новое по-своему, пускай и постоянно пребывая под чутким взором покровителей. Тогда и начинает разыгрываться финальный акт драмы, которую Кларк преподносит читателю как неизбежное взросление.

Кульминация всей истории порождает такую грусть, что угольки ее, тихо тлеющие на протяжении всего романа, вспыхивают опаляющим душу пламенем. Передать словами это ощущение непросто. Должно быть так чувствуют себя родители, когда ребенок, недавно раскладывавший цветные кубики в детской, вдруг превращается во взрослого и покидает родной дом. Иногда временно, но нередко — навсегда. У родителей детей отнимает время.

Но что произойдет, если дети уходят против собственной воли? Семейные узы и поколенческие связи прерываются, лишая коллективной памяти, надежной опоры в мире, где мы вынуждены бороться за то, чтобы оставаться людьми. Разве обещания «великого будущего» способны оплатить такую цену? Сомнительно. В отзыве на рассказ Рейнольдса «За разломом Орла» я написал, что человечеству ничего не должно доставаться даром. Открывшим однажды путь навстречу звездному свету надлежит пройти его самостоятельно. Любая попытка схитрить или поддаться воле наставников-доброхотов закончится взысканием человечества великой платы. Детство не должно заканчиваться, ибо из детства берет начало река жизни. Выйти из колыбели — не означает, что с детством нужно порывать.

В завершении хотел бы отметить главы, в которых Кларк описывает, как запертая «под крышкой» внеземной опеки человеческая культура отчаянно ищет выход из познавательного тупика. Архитекторы строят ни на что не похожие дома, художники пишут невиданные доселе картины, а кинематограф предлагает вычурные, необыкновенные сюжеты. Я бы с удовольствием почитал отдельную книгу о такой борьбе культуры со внешней изоляцией. Правда, есть у меня подозрение, что ничего бы в конце концов из этой борьбы не вышло. За изоляцией неизбежно следуют увядание культурных токов и регресс.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В основу романа положен парадоксальный пересмотр главного постулата всех религий. Рай на Земле обустраивают черти, трёхметровые, крылатые, рогатые и с семью пальцами на каждой руке, Бог же (называемый здесь Сверхразумом), наоборот, ведёт себя, как пожирающий грешников Сатана, и, отобрав у людей наиболее пригодную для него часть человечества (около трёхсот миллионов детей), уничтожает сначала всё живое на планете, а потом и всю планету превращает в облако пыли. Черти в этом тандеме с «богом» выполняют обязанности жрецов при храме, подготавливая будущую жертву к заключительному обряду, цель которого — пополнение запаса мозгов у Сверхразума. А он и в самом деле пока слабоват умишком несмотря на миллиардолетнее развитие. Этот вывод можно сделать из очевидной неспособности этого «могучего» ума дать возможность расе Сверхправителей быстро преодолевать расстояния галактических масштабов. Даже путешествие к относительно близкой к планете «чертей» Земле ставит их перед необходимостью восьмидесятилетнего расставания с родным миром. А если пополнение для себя Сверхразум присмотрит по другую по отношению к созвездию Карины (где живут «черти») сторону от центра Галактики, тогда надо будет поискать других попечителей, ведь полёт туда и обратно вокруг галактического ядра может занять и двадцать тысяч лет, а может и больше. Что произойдёт за это время на родине Сверхправителей? В то же время Сверхразум способен преодолевать колоссальные расстояния, иначе откуда мог появиться у Кареллена снимок Млечного Пути с расстояния в полмиллиона световых лет? Так что и с умом есть проблемы, а уж о таких качествах, как доброта, гуманность и говорить нечего. Сверхразум, как и положено божеству, не различает добро и зло, если это не касается его самого. Черти-сверхправители (тоже, кстати, парадокс), очень даже хорошо различают эти категории, и могут в этом дать человеку сто очков вперёд, корриду прекратили на счёт раз. Не очень-то верится, что они завидуют людям, потому что не могут сами войти в состав Сверхразума. С одной стороны, черти могут желать воссоединения с законченной адской сущностью, каковой и является Сверхразум, но с другой бросающаяся в глаза, подчёркиваемая постоянно Автором человечность этих рогатых монстров, заставляет предположить, что зависть их к людям не более, чем утешающая декларация.

В целом роман можно назвать противоречивым в том смысле, что Автор, как будто бы пытается убедить читателя в оптимистичности своего прогноза для человечества, а в результате вгоняет его в долгоиграющую депрессию из-за очевидной пессимистичности этого прогноза для человека, как для отдельной личности. Но совсем не вредно иногда выливать на голову этой отдельной личности ведёрко родниковой воды для закаливания. Что Автором и было успешно проделано.

Одно замечание по второстепенному для этого романа, но совсем не пустячному для его Автора, вопросу (читая и анализируя авторов твёрдой НФ, подобных Кларку, иногда бывает трудно удержаться от околонаучного словоблудия). В 18 главе описывается один из миров (и, что очень важно, находящийся в нашей трёхмерной Вселенной), которые Джеф видит в своих снах: «Это был мир двух измерений, и населяли его существа толщиной в малую долю сантиметра.» Чуть ниже Кареллен говорит: «Хотел бы я знать, известно ли им что-нибудь о третьем измерении?». Слово «толщина» сбивает читателя с толку, поскольку эта характеристика предполагает наличие третьего измерения, а обитатели двумерной среды должны иметь только длину и ширину (width). Не говоря уже о том, что двумерный мир принципиально невозможен по элементарной причине — трёхмерности атомов, из которых состоит всё сущее. Существование двумерного атома, имеющего ядро и электронную оболочку, — чистейший нонсенс, а переход трёхмерного существа в двумерный мир привёл бы к немедленной смерти такого путешественника. Мне казалось, что инженер и учёный Кларк не мог так написать, не посещал же во сне Джеф плоский мир Пратчетта. Но в оригинале первая из двух вышеприведённых цитат выглядит так: «It was a world of two dimensions, inhabited by being who could be no more than a fraction of a centimetrе in thickness.» Вопрос Кареллена тоже переведён точно.* Известно, конечно, этим существам третье измерение и даже за космосом они наблюдают в свои телескопы, раз уж они не нулевого роста создания. Тут Кларк самую малость недодумал, и Кареллена могла бы интересовать всего лишь возможность и техника перемещения вдоль вертикальной оси жителей мира, где падение с высоты полсантиметра смертельно.

*) Благодарю фантлабовцев PITIRIMAN и HELEKNAR за предоставленные ссылки на английский текст романа.

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Артур Кларк — бесспорный классик Золотого Века научной фантастики и совершенно не зря — его пытливый и уникальный взгляд на будущее и человечество по меркам его эпохи были феноменальными и удивительным. В каких-то, довольно многочисленныъ эпизодах его идеи кажутся актуальными до сих пор.

И «Конец детства» начинается именно как «твёрдая» НФ мечты — человечество недалёкого будущего (по таймлайну Кларка — роман был опубликован в 1950-х) вот уже готовится к покорению космоса, как из него прибывают загадочные Сверхправители, которые берут под мудрую и сильную руку всю планету Земля. Высшая раса мгновенно начинает разумное преобразование человечества и этому посвящена первая часть романа.

Но затем после увлекательных и интересных моментов — борьба с подпольем, взаимоотношение секретаря ООН к местному наместнику инопланетян действие внезапно передвигается вперёд и посвящается новым героям и одному из Сверхправителей. Тут уже начинают закрадываться сомнения — а ради чего это сделано, какую повествовательную роль играет столь резкий «переезд»?

О очень простую и банальную. Привязать ко всему этому финальный плоттвист

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
дети людей ВНЕЗАПНО переходят на новую ступень развития, homo sapiens как вид вымирает, дети нового вида сливаются в единый разум и покидают Землю
. Который просто ужасен.

Неожиданный ли он? Да. Кажется ли он хорошим? Ни в каком месте.

Он ужасно пессимистичный, невероятно нелепый и ломает всю «твёрдость» НФ Кларка, превращая роман в какую-то трансцендентную мистическую муть. Философский взгляд на вещи? Нет. Философский взгляд — это «Солярис» Лема, а здесь страшилка и депрессия, неоправданная и жестокая, и во многом — бессмысленная. Кто-то найдёт здесь элегический и грустный взгляд, некое предупреждение и даже предсказание. Для меня лично — это ленивое, нелепое, абсурдное и ужасное завершение в целом очень хорошего романа.

Оценка: 7
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А теперь представьте, что у вас поселился домоправитель.

Мягко но настойчиво, используя сверхсовременные технологии, НЛП и, в крайнем случае, электрошок он не дает вам есть после шести, спорить с тещей и писать на стульчак. Заставляет сделать ремонт, снять ковры-пылесборники, и заменить смеситель в душе. Принуждает заняться здоровьем, жить по режиму и прочая, прочая...

Сколько пройдет времени, прежде чем вы решите спустить такого домоправителя с лестницы?

По мнению Кларка этого не произойдет никогда. Вы примиритесь с подобным управлением и будете получать удовольствие.

Что будет дальше?

Вы привыкнете, что домоправитель решает за вас. Любой посыл к творчеству и деятельности, сверх того, что вас заставляет делать сверхправитель, угаснет.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А еще вы нарожаете детей-индиго, с которыми не сможете общаться, с горя совершите самоубийство, а детишки перед уходом спалят вам всю хату.

Может, все-таки стоило спустить домоправителей с лестницы?

Этот роман нагло попирает два основных завета, которые диктует вся человеческая культура. Это борьба за свободу, и спор с судьбой. И мне очень трудно принять, что человечество так просто примирилось с добровольным рабством (пусть даже благостным и всесторонне положительным), а узнав об уготовленной им участи так легко, по-овощному пошло на заклание.

Хотя второе как раз понятно. Ведь первое, что сделали сверхправители это уничтожили человеческую культуру, стремление к развитию и совершенству. И тем самым подписали человечеству приговор.

Книга очень мощная. Провоцирующая на полемику, анализ и обсуждение идей. На спор с автором (а с Кларком здесь я не согласен практически по всем пунктам). Одно это делает ее достойной прочтения и рекомендации.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прощай, привычный мир

Мастер своего дела Артур Кларк отправляет читателей в незабываемое путешествие в своем романе «Конец детства». Философское произведение, как и многие из-под пера писателя, призвано показать, каким может быть суровый мир в одной из реальностей, которую нам отлично показывает сэр Артур Кларк.

Произведение запоминается своими картинами происходящего, что еще заядлые киноманы будут лицезреть во множестве блокбастеров и думать, ведь это идеи и миры Кларка.

Читая данное произведение и наблюдая, как мир людей превращается в своего рода утопию, все равно ждешь определенного развития сюжета. И неминуемо получаешь его. Раса Сверхправителей, их лидер, что явит миру себя, все это, кажется, своеобразной насмешкой со стороны писателя, но и заставляет задуматься, а как люди воспримут инопланетян, если они действительно будут выглядеть так, как описывает их в произведении Артур Кларк.

Страница за страницей читатель открывает для себя все новое, но для меня не стало неожиданностью то, что не все так просто было с самого начала. Иначе бы эта история не была столь интересной. У инопланетян свои планы на наш мир, у человечества свой путь. Финал произведения вызывает несколько одновременных чувств. Это и горечь, и ужас, и мурашки. Задаешься вопросом, который вполне закономерно возникает. Кто мы такие в этом мире? Не на Земле, а вообще во Вселенной. Откуда пришли, куда идем? Каковы наши дальнейшие шаги, к чему приведет нас история?

Книга читается достаточно легко. Сам не ожидал, что страницы будут перелистываться так скоро. Кларк ведет свое повествование лаконично, будто подготавливая читателя к тому, с чем он должен столкнуться. Почему-то не покидает ощущение, что автор заканчивал свой роман так, чтобы каждый воспринял его по-своему, задался несколькими вопросами, был готов пофилософствовать. Хотя бы с самим собой.

«Конец детства» — так или иначе поучительная история для всех нас. Человечество — всего лишь очередной вид на планете, что решил, будто всесилен. На самом деле это не так. И на примере этого произведения можно сделать вывод, что все происходящее сегодня вокруг нас становится каким-то несущественным, когда перед людьми вполне могут встать куда более серьезные испытания.

8 из 10

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасное начало, интригующая вторая часть и скучный финал. Последняя, третья часть читается очень тяжело. Возможно, повлияло ожидание какой-то неожиданной развязки. Но, финал разочаровал. Почему-то человечество в целом описано автором как ленивое, покорное стадо, абсолютно лишенное личностного «я».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Я так до конца и не понял, каким образом человечество истребило в себе творчество, восторг первооткрывательства и дух неповиновения. Уж слишком быстро, всего за одно поколение, homo sapiens отказались от религии и традиций в пользу смирения и созидания. Идея «сопротивления» из первой части не нашла своего продолжения в последующих. Наверное, я ожидал, что непокорные люди даже через два поколения будут вынашивать идею, что именно мы являемся творцами своего будущего, и наше право умереть в борьбе, а не покорно жить по велению «других».

Не знаю, чего я ожидал от концовки, но явно не этого. Вышло все уж очень скучно и по-философски.

Оценка: 6
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Познакомился с литературным творчеством Артура Кларка я всего лишь два дня назад при совершенно удивительных обстоятельствах. Случайно натолкнувшись на весьма интригующую аннотацию книги Стивена Эриксона «Радость, словно нож у сердца» на сайте одного издательства (Эриксона, к слову, я до сих пор так и не читал, хотя он у меня уже давно в списке) и заинтересовавшись ею, я не сумел найти его книги ни в электронном, ни в бумажном вариантах (как стало ясно позже — по причине того, что в русскоязычном пространстве она ещё не вышла). Однако на fantlab.ru мне тут же было предложено подобное произведение, написанное, ни много ни мало, 66 лет тому назад — «Конец детства» Артура Кларка. И предложением этим я, ничуть не жалея, воспользовался.

О Кларке мне было известно до прочтения лишь одно — что он был соавтором сценария прекрасного фильма Стэнли Кубрика «Космическая Одиссея 2001». Начав читать «Конец детства», я смог оторваться от него, только когда дочитал это выдающееся произведение до самого конца. И гамме впечатлений от прочтения книги во мне сейчас нет предела. Даже не знаю, какими словами передать эмоции: потрясение, удивление, ошеломление, шок? И это притом, что основные идеи книги сами по себе для меня не были принципиально новыми ввиду тесного знакомства с классикой научной фантастики и основными философскими концепциями и мистическими учениями последних столетий. А темы, поднятые Кларком в своём творении, как раз прямо-таки преисполнены этими гранями нашей реальности: наукой, философией, мистикой.

Не считаю правильным пересказывать содержание книги. Скажу лишь одно: после прочтения этого произведения я стал другим. Ещё один шаг на пути внутренних изменений. А это ли не главное, за что мы любим и ценим истинные художественные творения, рождённые в душах великих писателей? Кларку веришь на все сто, герои его живые, настоящие, каждому из них сопереживаешь до конца, принимая их побуждения и поступки такими, какие они есть. Сопереживаешь всей человеческой цивилизации, несмотря на все её ошибки и грехи, коими была переполнена наша многомиллионлетняя история. Даже, казалось бы, бесстрастным Сверхправителям, к которым, подобно некоторым персонажам книги, сперва относишься скептически, а потом понимаешь их и сочувствуешь им.

Композиция книги структурирована на три акта. И каждый последующий акт углубляет и расширяет границы сознания читателя, преодолевая и будто перечёркивая предыдущий. Только ты свыкся с теми невероятными вселенскими открытиями, к которым тебя подвёл автор в одном акте, как в следующем картина событий расширяется до практически необозримых горизонтов, чтобы в конце концов потрясти тебя до самых глубин твоего существа.

Кларк хорошо работает с нашими архетипами, уместно использует то, что трогает самые глубокие подосновы нашей души: любовь к детям и близким, любовь к родной земле, тягу к неизведанному, стремление к постижению и освящению вселенских тайн бытия, опасения и страхи за будущее цивилизации, предчувствие грядущей неизбежности. И все эти триггеры вплетены в хорошо продуманный, логически развивающийся цельный сюжет.

Кульминация книги потрясает чувства и воображение читателя, а развязка приводит его к осознанию неизбежности финала духовной и материальной эволюции, к грустному, но необходимому выводу — что переход на новую, более совершенную ступень бытия есть одновременно и преодоление самого себя старого, что столь болезненные порой для нашей психики изменения и даже смерть — как в локальном, так и в глобальном масштабах — по космическим меркам есть перерождение и воскрешение к новому бытию, подобно тому, как боль женщины при родах даёт в итоге новую жизнь.

Книга Кларка заставляет глубже прочувствовать важность всего того, что мы уже имеем, и бесценность тех, кем мы дорожим, в том числе и того мира, в котором мы обитаем. Это место нашего вселенского обучения, которое — в зависимости от нашего выбора — либо приведёт нас к сверкосмическому возвышению и вечности, либо низвергнет нас в пучину окончательной погибели и исчезновения.

Для меня книга Кларка — это повод ещё больше любить тех, кто мне дорог, любить Землю, на которой живу, и стремиться к тому возвышенному, чистому, таинственному и неизведанному идеалу, что ждёт нас где-то в конце нашего вселенского пути.

10 из 10.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Прекрасная эпичная фантастическая идея, эпохальный сюжет, охватывающий целое столетие, приятный и легко читаемый текст. И при этом полное разочарование восприятием произведения, как чего-то цельного, подчиненного главной цели, которой служит сюжет, наполненный событиями, постепенно раскрывающими цель. Длинно, с массой деталей и диалогов, которые уводят в сторону, резкие перепады настроения, отвлечения, а финал вообще раздражает своей нелогичностью. Создается впечатление, что рассказ по которому был написан роман является квинтэссенцией и мог выразить всё лучше и проще. Одним словом любителям длинного чтения, очень похожего на советскую фантастику, автора тогда публиковали больше других зарубежных писателей.

Оценка: 8
–  [  17  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Насильно мил не будешь» — мудра память предков, что ни говори, чтобы так просто и лаконично выразить глубинные инстинкты человека. Впрочем, это касается не только человека. В отношении животных это особо ярко проявляется. Попробуйте сдвинуть осла, если ему «надо» в другую сторону. И никто ж не сомневается, вы умнее его, проворнее, смекалистей, да мало ли еще в чем превосходите. А вот в упрямстве — нет. Осел, что с него взять-то...

Тоже самое с инопланетянами и людьми. А попробуйте-ка заставить людей жить в мега-утопических условиях!! Не надо думать о хлебе насущном, еда какая хочешь и когда хочешь, болезней нет, кругом — новинки техники, только успеваешь «поюзать», новое появилось, бесплатно. Знай себе, ходи на рауты да по театрам. Хочешь, в Антарктиде живи, все равно не замерзнешь, там уже все освоено, а хочешь — на дне кораллового рифа, рыбки в иллюминаторах, тишина, уют... Только вот этому «ослу» по имени человечество совсем в другую сторону...

Позабавил и улыбнул очень необычный, но и недвусмысленный намек на то, что человечество двинулось в своем развитии не по тому пути. Вместо твердонаучного изучения мира, надо довериться сверхъестественному в понимании людей. Колдуны, шаманы — вот они доценты и академики будущих наук!!)))

Конечно же, Кларк перестарался с этими «четырехмиллимитровыми кинопленками» и «гроссбухами» в 22-ом веке. И с библиотеками он погорячился, их еще в 21-ом, помнится, почти все позакрывали, ну те, что не в музеях ))) Но первая часть идеи автора реализована успешно: инопланетяне с далекой звездной системы принесли людям мир и покой, благополучие и стабильность. Правда, «из-под палки». Отобрали свободу и стремление к чему-то новому, к творчеству. Одно большое потребительское общество, без передряг и катаклизмов, без взлетов и падений... но и без ЦЕЛИ.

А Человек, ну такой уже неуемный, вечно ему что-то надо доказать, кого-то догнать, с кем-то посоревноваться, пусть даже с большим и сильным, типа инопланетного разума, явно превосходящего человечество в технологиях. И среди большого потребительского бума всегда найдется какой-нибудь «осел», которому «не туда», которому «больше всех надо». А все потому, что «вечное лето это тоже скучно» (с).

Без холодных взглядов мы бы не узнали, насколько прекрасно тепло объятий, тепло любви. Без тьмы неведения не поняли бы всю глубину света знаний. Сравнить было бы не с чем... Конечно же, чтобы что-то сделать, надо сначала что-то потребить, но жизнь и так слишком коротка, чтобы ее тратить только на потребление...

А вторая условная часть романа действительно фантастика. Причем, такая пронзительно-грустная история окончания человечества как цивилизации, что сразу же появляются мысли «погодите-ка, а действительно, что же будет дальше...». И эти бессилие и беспомощность в противостоянии внеземным цивилизациям угнетает. Да, они мощнее, да, они продвинулись дальше в освоении космоса. Все это так, но хочется, даже не поспорить (зачем?), а просто ответить господину А. Кларку — мы-то, люди, ЖИВЫ )))

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга погрузила меня в совершенный ужас и уныние и чуть было не затмила моё советское восприятие космоса, Гагарина и мою мечту о полётах к туманности Андромеда.

Кларк создаёт мир чудовищно депрессивную картину, в которой даже тот факт, что земля превращается в цветущее царство, не играет роли, поскольку это лишь облегчение перед фактически переходом в небытие.

Единственный раз, когда фантастика оказала на меня гнетущее воздействие. Но я этому рад, потому что хорошо, когда от литературы испытываешь разные эмоции.

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная книга, которая дала пищу для размышлений и эмоции. Одно из немногих произведений, которому я поставлю оценку «10». Противоречивые отзывы лишь доказывают ее величие, можно быть феноменально хорошим, можно быть феноменально плохим, не важно. Много можно писать, но не буду, не люблю вдаваться в детали, что-то доказывать, спойлерить.

P.S. Однако скажу тем, кому не понравился конец и тем, кто с ним не согласен. А вы реально считаете, что такой вариант хуже того, чем все в действительности закончиться для человечества? Лучше стать частью чего-то большего, вырасти, чем сгнить на своей планете убивая друг друга. Ведь учитывая современные реалии шансов у нас нет. Люди думают «сейчас», они не мыслят категориями «завтра».

И вы против появления сверхправителей?

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Непростое многогранное произведение, затронувшее великое множество тем.

Cильно отличается от трёх предыдущих романов Кларка, написанных в жанре «твёрдой» научной фантастики.

Здесь больше размышлений и рассуждений про человека и общество, их развитие и перспективы, тогда как в более ранних романах основной упор делался на технику.

Критикующие автора за «сдавшееся» человечество немного лукавят, ведь мы сами не знаем, как изменилась бы природа человека, если безвозмездно предоставить ему все блага цивилизации, пищу, кров, возможность свободного передвижения по планете. Возможно, люди и правда жили бы в приятном и сладком дурмане и не стремились бы вернуть себе независимость и все проистекающие отсюда проблемы и хлопоты.

И всё-таки один человек поставил тягу к познанию и любопытство выше беспечной и спокойной жизни, хотя даже он в конце концов признал, что звёзды, которых он так хотел достичь, — не для людей.

Сверхразум, который даже для Сверхправителей остаётся не до конца разрешённой загадкой, дважды мелькает в романе — на планете Сверхправителей и в конце повествования — на Земле. Пожалуй, это самые загадочные и интригующие страницы романа, так как человек и близко не способен понять и оценить его сущность, цели и мотивы.

Интересны также путешествия по другим мирам во снах Джеффри.

После прочтения романа остаётся очень много вопросов и не закрытых, но обозначенных направлений, поэтому каждый читатель может додумать и пофантазировать сам. Это и есть один из главных критериев любого Большого произведения, необязательно фантастического.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх