Кир Булычев «Алиса Селезнёва»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Темпоральная фантастика, хроноопера | Космоопера )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь ) | Вне Земли (Открытый космос | Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Контакт | Пираты | Спасение мира
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Детская литература | Подростковая литература
Повести и рассказы о девочке из будущего — Алисе Селезнёвой. Один из самых популярных циклов Кира Булычёва. Написанные для детей произведения о необыкновенных приключениях земной девочки Алисы погружают читателя в мир фантастики и сказок. Необыкновенные чудовища, настоящие космические пираты, воинственные лилипуты, путешествия во времени и многое другое ждёт вас на страницах удивительных историй, которые происходят с Алисой и её друзьями.
Обратите внимание: межавторский цикл «Алиса Селезнёва. Свободные продолжения».
Временная последовательность описываемых в книгах цикла событий. Официальной временной последовательности у повестей не существует. Исследователь биографии Алисы Селезнёвой Андрей Бусыгин, проанализировав все романы и повести о ней, смог определить приблизительную хронологию и привязать события, происходившие в них, к датам будущего:
- Девочка, с которой ничего не случится: 2083—2086
- Заповедник сказок: весна 2087
- Козлик Иван Иванович: весна 2087
- Путешествие Алисы: лето 2088
- Второгодники: осень 2088 -весна 2089
- Остров ржавого лейтенанта июнь 2089
- День рождения Алисы: осень 2089
- Лиловый шар: зима 2089/90
- Пленники астероида: июль 2090
- Сто лет тому вперёд: апрель 2091
- Миллион приключений: весна-лето 2091
- Узники «Ямагири-Мару»: весна 2092
- Конец Атлантиды: весна 2092
- Гай-До: июль 2092
- Город без памяти: август 2092[2]
- Алиса и крестоносцы: сентябрь 2092
Данная датировка, разумеется, не бесспорна, и в некоторых случаях противоречит сказанному в самих книгах. Например, в «Городе без памяти» прямо указывается что с конца «Гай-До» прошел год, а Алиса с Пашкой не смогли навестить Гай-До из за событий «Конца Атлантиды».
Все книги про Алису Селезнёву во временном (смысловом) порядке:
- Девочка, с которой ничего не случится.
- Ржавый фельдмаршал.
- Путешествие Алисы.
- День рождения Алисы.
- Сто лет тому вперед.
- Пленники астероида.
- Заповедник сказок.
- Козлик Иван Иванович.
- Лиловый шар.
- Миллион приключений.
- Гай-до.
- Узники «Ямагири-мару».
- Конец Атлантиды.
- Город без памяти.
- Гость в кувшине.
- Подземная лодка.
- Алиса и крестоносцы.
- Золотой медвежонок.
- Война с лилипутами.
- Излучатель доброты.
- Сыщик Алиса.
- Планета для тиранов.
- Опасные сказки.
- Дети динозавров.
- Привидений не бывает.
- Алиса и чудовище.
- Секрет черного камня.
- Вампир Полумракс.
- Звездный пес.
- Сапфировый венец.
- Заколдованный король.
- Алиса и Алисия.
- Королева пиратов на планете сказок.
- Колдун и Снегурочка.
- Алиса на планете загадок.
- Алиса и дракон.
- Алиса и притворщики.
- Алиса на живой планете.
- Второгодники.
- Это ты, Алиса?
- Настоящее кино.
- Клад Наполеона.
- Чудовище у родника.
- Вокруг света за три часа.
- Это вам не яблочный компот!
- Алиса в Гусляре.
- Уроды и красавцы.
- Древние тайны.
- Пашка-троглодит.
- Чулан Синей Бороды.
- Драконозавр.
- Принцы в башне.
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Экранизации:
— «Приключения Алисы. Пленники трех планет» 2015, Россия, реж. Дмитрий Киселёв
- /языки:
- русский (453), английский (2), немецкий (5), испанский (2), французский (3), молдавский (1), греческий (4), голландский (1), финский (1), литовский (1), чешский (4), украинский (4), польский (7), словацкий (5), болгарский (3), венгерский (1), казахский (1), киргизский (1), узбекский (1), китайский (25), азербайджанский (1), румынский (1)
- /тип:
- в планах (2), книги (480), периодика (22), самиздат (3), аудиокниги (18), графические (1), цифровое (1)
- /перевод:
- М. Абдукаримов (1), М.A. Буйчук (1), Н. Вайнфельд (3), А. Валенко (2), П. Вейгел (3), М. Гинзбург (1), Б. Жолдак (1), Э. Зыхович (3), Д. Канчева-Георгиева (1), С. Кастро (1), М. Коскинен (1), Дж. Костелло (1), И. Левандовская (1), Е. Линзботова-Крупова (1), Е. Литвиненко (3), Д. Монтвилене (1), А. Мёккель (5), Р. Обидов (1), Ф. Петров (1), И. Пиотровска (1), Н. Ракева (1), Д. Саболова (2), Л. Синос (1), К. Сину (4), Я. Синьчан (2), В. Слободникова (2), М. Схрёдер (1), Й. Тыч (2), И. Фёльдьяк (1), Т. Хайдаров (1), М. Халачева (1), В. Чжичун (22)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Комиксы и графические произведения:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Barrell, 4 марта 2020 г.
ЧИТАТЬ И ВСПОМИНАТЬ
Книги про Алису – мечта позднего детства поколения 70-х. Первые 4-5 книг. Про них можно долго рассуждать и этих рассуждений множество. Но я взялся на новогодних праздниках прочитать всё про Алису. И прочитал. Странное ощущение. Отметил забавные моменты.
Первые истории нисколько не потеряли своей наивной привлекательности. «Сто лет тому вперёд» так вообще шедевр. Язык повествования просто идеальный для детской литературы. Сейчас так почти никто не умеет.
Чудеснейшие иллюстрации Мигунова!
В каждой истории упоминаются «грибы» и «компот». Я так понял, что любовь к этим двум вещам у Булычёва на всю жизнь.
За два десятка историй про Алису основные герои вообще не меняются. Абсолютно. Ни внешне, ни внутренне. А вот автор меняется. Очень заметно, как товарищ Булычёв становится господином Можейко. Идеи утопического коммунизма перерастают незаметно в такой же утопический капитализм. В книгах, вышедших «до» — товарно-денежные отношения не присутствуют, а вот в книгах «после» Алиса уже платит за мороженное и за проезд.
Исключительная наивность, детская мотивация поступков. Я – центр Вселенной! Нельзя – не для меня! Взрослые уже старые! От чего бы не опять, ведь рука уже не болит! Сдаётся мне, что некоторых героев автор писал с нынешних либералов. Или наоборот: неолибералы начитались Булычёва.
К концу цикла автор окончательно исписался. Сплошные повторы, самоповторы и куски текста по истории и географии. Даже как-то жаль его.
Итог: читать первые книги, вспоминать и… Хотя мои дети с удовольствием смотрят «Тайну третьей планеты»!
StasKr, 28 июня 2016 г.
На фоне бесконечных благодарностей Киру Булычева за счастливое детство и хорошую литературу, хочу сказать следующее: подобные дифирамбы и славословия откровенно неуместны, если говорить о данном цикле целиком, а не о его отдельных частях.
Да, Булычев написал пару произведений про Алису Селезнёву, которые являются шедеврами детской литературы и по праву входят в золотой фонд отечественной фантастики. Это «Путешествие Алисы» и «Сто лет тому вперёд». Именно эти повести стали визитными карточками для Булычева как писателя для детей и подростков и именно за них хочется поблагодарить Игоря Можейко. Ещё хороши «Девочка, с которой ничего не случится», «День рождения Алисы», «Новые подвиги Геракла» и «Каникулы на Пенелопе». Всё остальное из прочитанного мной находится в диапазоне от «ничего особенного» до «плохо». Но простите, это «всё остальное» составляет 90 % от содержания цикла!
Рубежом для Алисы стал «Миллион приключений», вышедший в 1982 году. Девочка, с которой ничего не случится, выросла и стала подростком, а Можейко к этому времени окончательно потерял веру в возможность построения коммунистического будущего. Идеальным выходом было бы прекратить цикл, но, видимо, в дело вмешались деньги. Во всяком случае, у меня нет другого объяснения, почему автор после исчерпания вдохновения накропал ещё с полсотни произведений, которые НИЧЕГО не добавили к ранее сказанному. Вымученные сюжеты, приключения ради приключений, отсутствие логики и развития персонажей. Вдобавок в поздних произведениях, созданных после краха СССР, отчётливо чувствуется авторская усталость. И вот за эту коммерческую макулатуру, которая не стоит и бумаги на которой она напечатана, по логике лаборантов тоже надо сказать спасибо Киру Булычеву?
Итог: если не считать «Остров ржавого лейтенанта», то очень хороши произведения, созданные автором в 60-е – 70-е годы. Кто не читал их в возрасте до 12 лет, тот многое потерял. Всё что создано в 80-е к ознакомлению не обязательно, а про всё написанное после 1991 года – лучше и вовсе не знать, чтобы не портить впечатление о творчестве автора.
mputnik, 17 октября 2020 г.
Ежели ты, уважаемый потенциальный читатель, всё ещё не сподобился ознакомиться с этим циклом, ты многое теряешь. Мультфильмы и, тем более, многочисленные поделки синематографа — ничего общего с чтивом сим не имеют. Но ничего уничижительного в последней фразе нет, как раз наоборот. Мультфильм — просто шикарен, фильмы — тоже выше всяческих похвал.
Цикл же — неподражаемо своеобразен, уважаемый потенциальный. Именно так — НЕподражаемо. На фоне общеизвестного видеоряда книжка воспринимается совершенно «по-своему», ничего не теряя от того, что многие интересные моменты — уже «преобразованы» в более современную форму. И причина тут — простая: это — Булычёв. Мэтр. Великий Мастер Фантастики. По поводу экранизаций его книжек будет к месту вот такая цитатка: «...Кир Булычёв, один из ведущих фантастов поздней советской эпохи, и по сию пору остается одним из самых востребованных отечественных фантастов, обходя по популярности даже современных авторов. Причин тому много: в первую очередь, конечно, талант автора, его умение создавать интересные истории, наполненные обаятельными героями. Во-вторых, это то, что сегодняшние родители стараются приучить детей к тем книгам, которые сами читали в детстве. Ну и присутствие произведений Кира Булычева в программе внеклассного школьного чтения, конечно, делает свое дело...».
Так что, как говорится — не проходите мимо
persching, 22 июля 2021 г.
Спасибо !!! Если бы не Он, я, может быть, не оказалась бы здесь. Моё детство было пронизано его книгами. И другими мэтрами фантастики того времени. Спасибо!!!
Привратник, 3 февраля 2013 г.
Вот за что люблю Булычевскую Алису, так это за многоплановость.. В его книгах с одной стороны есть приятное для детей, приятное для подростков, есть моменты, которые заставят задуматься и взрослого. Скомпоновано все замечательно, доставляя удовольствие всем трем группам. Особо хочу отметить отличный юмор Булычева. И его оптимизм, который не выглядит особо пафосным и натужным, но меньше от этого не становится. От книг, по меньшей мере для меня, остается волшебное послевкусие и хочется тут же перечитать.
Дмитррр, 22 января 2017 г.
Хорошие книги. Добрые. Для детей и подростков.
Но почему их так много?
Вернее даже не так. почему они столь похожи и в них отсутствует взросление той самой Алисы? Да, в первых книгах она была совсем маленькой, но в 95% книг она застыла «где-то на 14 годах». При этом даже психологически она не очень-то взрослеет.
Почему бы не сделать эту серию с взрослением героя от 7 до ХХ лет? Например, до возраста Павлыша. Было бы красиво.
Вторая претензия. Чем дальше по серии, тем больше «шуток» в стиле «это написано Кир Булычевым, значит всё будет хорошо и Алиса это знает». Ну, зачем? Даже детская книга должна погружать в себя, а не выталкивать. А с таким подходом читателя именно выталкивают из сюжета, заставляя видеть не мир внутри книги, а бумагу с буковками. Мир в книге становится неинтересным. Хочется пролистать для «узнать» и закрыть.
Третья претензия — книги очень одинаковые. Сюжет разных, но такое впечатление, что читаешь одно и тоже.
Но в целом, при фактически полном отсутствии конкуренции в детской литературе, эти книги всё ещё очень актуальны. Особенно ранние.
dempic, 29 июня 2015 г.
- Алиса! Алиса! — кричал Колька Герасимов.
А мне хочется также кричать:
- Детство! Детство!
Что лучше подойдет для школьника? Так это Алиса. Это не только детская научная фантастика со своими видеофонами и летающими машинами, космическими пиратами и машинами времени. Это еще и фэнтези, и мифология и сказка.
tolstyi1010, 27 апреля 2018 г.
Самый любимый цикл. Читаю с детства. Очень много раз перечитывал. Подрастут дети, и с ними буду читать с удовольствием.
Из множества книг хочется выделить «Сто лет тому вперед» (самая первая книга цикла, которую я прочитал), «Конец Атлантиды», «Миллион приключений» и «Путешествие Алисы».
Bizon, 16 октября 2013 г.
Отзыв начал писать еще год назад, но так и не оформил до конца. У всех знакомство с Алисой было по-разному. В 80-е годы на последней странице «пионерской правды» печатали «Гай-до» под названием «Планета пять четыре» и «Конец Атлантиды». Собственно тогда эту газету выписывали только из-за того, что в ней печатался Кир Булычев, с фантастикой было не ахти как. Времени прошло много, за это время уже сменилось несколько поколений, но Алиса Селезнева все еще в передовиках любимейших произведений у современных детей, хотя появились сильнейший конкурент в лице Гарри Поттера. По сути это знаковое произведение в советской/российской фантастике, это эталон на который будут равняться писатели пишущие для детей. Я не исключаю даже появление премии «Алисы Селезневой» для таких вот харизматичных эпохальных персонажей.
Появление мульфильмов, фильмов, компьютерных игр указывают на возникновение определенной субкультуры, в центре которой стоит она — девочка с Земли. кто-то скажет «Алиса это наше все». Готов подписаться под этими словами.
Эспери Ахэ, 29 июня 2015 г.
А вы играли в детстве в «Алису Селезневу?» Носились по заброшенным зданиям и в высокой крапиве, спасаясь от комических пиратов? Вы прятали миелофон, просачивались через какую-нибудь дверь в шкафу или на балконе, как сквозь машину времени? Детство определяет человека. И очень хорошо, если через детство прошли книги Кира Булычева, прививая вкус к хорошей фантастике, развивая фантазию и самые что ни на есть положительные эмоции.
Пожалуй, лучший автор, популяризирующий фантастику для юных читателей.
Vita1, 13 ноября 2014 г.
У одноклассника увидел на полке 9 томов про Алису. В течении двух лет перечитал два раза :) Через 15 лет начал опять читать вместе с дочерью. Отличные книги!
drex, 29 сентября 2010 г.
Кто бы сомневался, что будет столько отзывов :super: «Кто не знает Селезнёву? — Селезнёву знают все!». Если не останется тех, кто знает, из жизни уйдёт много радости. Это самый популярный персонаж детской фантастической литературы. Даже Великий Путешественник Незнам Незнамович Незнайкин не настолько культовый.
Булычов совместил и обаятельных персонажей, и совершенно не отдающий фальшью утопический мир светлого будущего, и увлекательный сюжет, и обширность материала, и веру в хорошее, и умение общаться с читателями на равных. Это только некоторые причины из всех, которые послужили основанием для народной любви. Конечно, огромный цикл не одинаково хорош на всём протяжении. К «нетленке» я бы отнёс в первую очередь следующие повести: «День рождения Алисы», «Путешествие Алисы», «Ржавый фельдмаршал», сборник-цикл «Миллион приключений», «Пленники астероида», цикл «Заповедник сказок», «Сто лет тому вперёд», с некоторой натяжкой цикл «Гай-до» ну и, наверное, другие рассказы и повести, вышедшие за этот же 20-летний период.
Дальше не оставляет ощущение, что Булычёв пересказывает по кругу одно и то же и наращивает жёсткость повествования. Местами кажется, что характеры становятся всё более блеклыми, а действие начинает напоминать разыгранную по ролям пьесу.
Но даже этот факт не может поколебать моей уверенности, что «Алиса» — это гениальное явление в нашей культуре, кроме того, я приобрёл для детей полное собрание и убедился, что его можно увлечённо перечитывать и в 30. Так что кристально-чистая заслуженная десятка!
Текстоплёт, 20 марта 2011 г.
Наверное именно этот цикл привил любовь к фантастике (это не считая одного мультсериала ExoSquad, который почти параллельно с чтением Булычева смотрел).
Удивительно много вспоминается даже по прошествии стольких лет: автор создал небанальную утопию, весьма оригинальную и запоминающуюся на общем фоне различного литературного воплощения светлого будущего. Плюс всё сдобрено различными придумками или собственными фантазиями на известные темы. Атлантида, путешествия во времени, заповедник сказок, умный корабль Гай-До, да и пираты — всё это и многое другое остаётся в памяти и сердце как нечто особенное и самобытное.
Может это будет дерзко, но так можно было написать только у нас :biggrin:
zhavl, 26 октября 2010 г.
Учась в первом классе, наткнулся в школьной библиотеке на «Миллион приключений». И все. Группа юных биологов зацепила меня намертво. Поиск книг про Алису и ее друзей стал одной из важнейших жизненных целей:smile: Надо признать, что эти книги сыграли для меня в прямом смысле жизненное значение — именно после их прочтения я всерьез увлекся биологией и другими естественными науками, что в дальнейшем повлияло на выбор профессии. После того, как посмотрел «Гостью из будущего», потратил кучу времени на поиск повести «Сто лет тому вперед». Но прочесть ее довелось только в «зрелом» шестнадцатилетнем возрасте. Конечно, отличия от фильма значительные, как в сюжете, так и в портретах героев. Книга мне все-таки понравилась больше, хотя фильм, безусловно, шедевр. Цикл об Алисе хорош еще и тем, что охватывает довольно большой промежуток времени, и мы можем проследить, как Алиса из девочки превращается в подростка, меняя взгляды и характер. В целом, конечно, чистый «экшн», но в возрасте до 12-13 ничего больше и не требуется. «Мастер и Маргарита» приходят позже:biggrin:
Red Goblin, 30 марта 2011 г.
«Алиса» прекрасна. Вся. Я «охотилась» за этими книгами в детстве и охотно перечитывала их уже взрослой. Как и у многих, это была первая прочитанная мною фантастика. И надолго — самая любимая:).