Джек Вэнс «Умирающая Земля»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Не определено )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Умирающая Земля
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
“Умирающая Земля” – это сборник новелл о мире, в котором Солнце, освещающее древнюю Землю, медленно угасает, что впрочем не мешает людям наслаждаться жизнью, а страстям закипать с той же яростью, что и в дни молодости нашей планеты.
Туржан Миирский, волшебник Мазириан, прекрасная Саис и благородный Этарр, Лайан-Странник, Кандайв Золотой и Юлан Дор, Гвил из Сфиры… истории этих и многих других людей стали историей, быть может, последних дней Земли.
В авторском варианте, впервые опубликованном в 2002 году, книга называется «Волшебник Мазириан» и заглавная новелла идет первой.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
![]() |
||||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Умирающая Земля»
— антологию «Китайский агент», 1992 г.
— антологию «Антология мировой фантастики. Том 1. Конец света», 2003 г.
Награды и премии:
лауреат |
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988 |
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1951, ретроспективная // Роман |
- /языки:
- русский (10), английский (3)
- /тип:
- книги (11), аудиокниги (2)
- /перевод:
- Д. Арсеньев (2), Д. Громов (1), П. Копылова (1), О. Ладыженский (1), Л. Липина (1), К. Масляков (1), И. Тетерина (1), А. Черноморский (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ард, 11 декабря 2011 г.
Писать хвалебные рецензии всегда тяжелее, чем ругательные. Все фразы сразу кажутся ходульными и неискренними. Думаю, дело в школьных сочинениях, во всех этих «автор блестяще показал» что-то там… Годы практики делают свое черное дело и стоит расслабится как мысли сворачивают на привычную колею. Что ж постараюсь по крайней мере в этом отзыве подобного избежать.
В предыдущих рецензиях говорилось о декадансе. Думаю, определение не совсем верно. Декаданс это явление рубежа веков, выражение болезненного ощущения кризиса цивилизации.
В Умирающей Земле мы скорее можем наблюдать за гибелью старинной прекрасной каравеллы. Слишком старая чтобы куда-то плыть, она с достоинством погружается в бездну. Ее экипаж понимает, что борьба бесполезна. Но матросы не ощущают отчаянья, она давно смирились и теперь пытаются с толком провести оставшееся время. Согласно вкусам одни придаются тонким удовольствиям другие грязным порокам.
Это мир умирающей Земли.
Я не могу рекомендовать эту книгу любителям лихого сюжета. Рассказанные автором истории, при всей их занимательности, требуют неспешного, вдумчивого чтения. Вэнс мастер описания, мастер порой избыточной, но роскошной детали. В его новеллах мечты, грезы торжествуют над разумом.
Что еще добавить? Кроме прочих своих достоинств Вэнс для меня выдающийся творец имен и названий.
Как часто приходится видеть авторов которые столкнувшись с необходимостью назвать героя или место набивают первый пришедший в голову набор букв. Вэнс настоящий художник вымышленных слов. На немногих страницах Умирающей Земли можно собрать целые грозди замечательных названий каждое из которых способно захватить воображение и увлечь его для собой…
Но довольно слов. Если вы готовы увидеть как над заливом Тенеброза выступает в океан мыс Печальных Воспоминаний, и когда солнце окрашивает небо в красный цвет, а горы в черный, мыс, кажется, спит на воде, как древний земной бог… я не смею вас задерживать.
AlisterOrm, 22 сентября 2017 г.
...Эта маленькая сфера с лёгкой плесенью жизни на своей корочке многое видела за срок своего существования. Биллионы людей жили и рассыпались в прах, не раз с её поверхности взлетали к звёздам космические корабли, а оставшиеся десятки раз обрушивались в варварство. Десятки лет, сотни лет, тысячи лет, миллионы лет... Многое было. Континенты собирались и рассыпались. Рассыпались человеческие общества, и собирались вновь. Миллионы городов возносили свои шпили и небоскрёбы в голубую вышину — чтобы обрушиться в всепобеждающий прах... Сколько прошло? Семь миллиардов? По меньшей мере. Солнце, наше ласковое, небольшое золотое Солнце состарилось, набрякло, обрюзгло, и вот поверхность Земли уже осыпали не жёлтые, а красные лучи.
Семь миллиардов лет от нашего времени — чудовищный груз для голубого, истощённого, уже рыхлого от старости шара. Он многое пережил, ветра, дожди и человечество сгладили и смазали рельеф, океаны лениво плещуться в своих берегах, зная, что им не суждено найти новые очертания, леса и болота покрывают опустевшие равнины, по которым бродят многочисленные уродливые создания прежних миллионолетий. Да, здесь даже остались люди — или их потомки, жалкие тысячи, которые жмутся друг к другу, и ожидают неминуемого конца. О нашем с вами времени не осталось даже смутных воспоминаний — всё перекрыли бесчисленные века иных времён. Кто-то погружается в науку и нечто, называемое «магией», кто-то предаётся плотским наслаждениям, кто-то попросту бесчинствует. Но все они знают — несмотря на все миллионы лет жизни это — конец. Больше ничего не будет, и холодный, искалеченный шар Земли, покрытый руинами и застывшими костями последних живых, устремится в вечную тьму...
Вот именно это и делает «The Dying Earth» классикой. Да, относительно молодой Вэнс черпал своё вдохновение, по всей видимости, в «Zotick» бессмертного Кларка Эштона Смита, но постарался сделает его более оптимистическим. Это действительно декаденс — не антиутопия, не постапокалипсис, а именно декаденс, медленное, печальное и светлое умирание, осознание, что всё уже позади. Победы, свершения, открытия... Не знаю, как, но автор смог между строк вклинить в воображение, в самые глубины мозга эту атмосферу и образ умирающей Земли, смерти дряхлого от груза своего прошлого человечества. Жалкие горстки людей — и осколки былого величия, заброшенный город Ампридатвир, Музей Человека, развалины циклопических некогда городов Алкоэса... Дух захватывает от ощущения миллиардов лет истории.
Конечно, с формой подачи у Вэнса есть некоторые проблемы. Это, по сути, сборник новелл, написанных классической фантастико-приключенческой манере, например, того же Роберта Говарда. Унаследовал он от эпохи журналов для эскапистов романтический флёр, который, правда, украшен красными лучами набрякшего Солнца. Один из немногих случаев, когда «рамка» важнее и сюжета, и персонажей, поэтому в этом плане не ждите от «The Dying Earth» прорывов. Не всё ясно и с магией. Казалось бы, многое похоже на остатки древних технологий, например, Панделум тянет на ИИ, да и Ампридатвир являет собой просто воплощение технократической мысли. Но Вэнс явно не звморачивался, и, по моему, сам не определился, идёт ли речь о чистой науке, или о магии — это уже суть не важно. Важно знать, что за этими романтическими образами стоит яркий и глубокий мир.
Давайте ещё раз: болота, тихие шелестящие леса, аккуратно плещущиеся океаны, рассыпающиеся остатки огромных городов, освещённые красными лучами гаснущего Солнца... Жалкие остатки древней расы, одни из которых приняли в себя отцеженное зло и пороки миллионов поколений, и иные — кто, несмотря на неминуемую смерть, жаждет Жизни и Знания... Именно это и есть — классика.
glupec, 7 октября 2009 г.
Хотел было написать отзыв типа «А что тут писать? Спешно бежать ЧИТАТЬ надо!..» — но потом понял, что это неконструктив... Но всё равно я многого не скажу — для того, чтобы выразить свои эмоции от этой книги, мне пришлось бы пересказать её всю.
Итак. Прежде всего хочу предупредить кое о чём. Если Вам нравятся книги, в которых наплыв эмоций, тонкие, неуловимые намёки на не очень понятные с первого прочтения, но, видимо, не дававшие покоя автору во время работы над книгой образы и настроения (т.е., для того, чтобы их понять, нужно «попасть в ту же струю», что и автор)... в общем, всё это — полностью ЗАБИВАЕТ сюжет (собственно, он вполне себе умещается в пол-абзаца)...
если Вам нравится поэзия декаданса (русский «серебряный век», и иже с ним)...
если Вам нравится, когда всё это разбавлено достаточно циничной, и отчасти болезненной (видимо, от чрезмерно утончённого восприятия действительности) иронией...
...тогда это — «Ваша» книга. В противном случае — даже не прикасайтесь, ибо мало что будет понятно (и вряд ли так уж понравится). Если же Вы цените в книге прежде всего динамичный сюжет (экшн, драйв) — тоже не прикасайтесь; здесь этого и в помине нет...
Hed Rush, 29 июня 2009 г.
В упадке есть что-то величественное, заставляющееся задуматься о быстротечности времени и том, что в итоге все под этим Солнцем конечно... Собственно, как и само Солнце. Правда, для нас это — чисто гипотетическая возможность. Другое дело жители мира, который рисует Джек Вэнс.
Этот сборник новелл, насколько мне известно, был первым произведением писателя, но при этом стал значимой вехой в развитии как жанра НФ, так и фэнтези. Шесть историй. Шесть персонажей. И постепенное погружение в причудливый и увлекательный мир Умирающей Земли. Мир, где магия сочетается с странными, полузабытыми технологиями, а древние боги обитают в заброшенных мегаполисах. И полностью подтверждая тезис о бытии, определяющем сознания, люди, населяющие этот мир, не менее причудливы. Волшебники, авантюристы, воины, создания, выращенные в магических чанах... Все они живут и действуют по законам, которые диктует окружающая их действительность.
Все рассказы написаны с достаточной выдумкой и умением, хотя первые два кажутся мне несколько слабее четырех оставшихся. Они носят гораздо более камерный характер, не раскрывая мира, придуманного автором, во всей его своеобычной красоте, но уж зато потом с этим становится все в порядке.
Конечно, можно было бы еще долго расписывать особую атмосферу, которой наполнены рассказы, ту чуть уловимую иронию, которая сквозит почти из каждой строчки, общее обаяние придуманного мира. И все это была бы правда. Но лучше подвести итог: «Умирающая Земля», без сомнения, является одним из тех ярких и самобытных произведений, которые делают честь не только американской, но и мировой фантастике в целом.
Groucho Marx, 20 марта 2016 г.
Не верится. что этот шедевр «сайенс фэнтези» был опубликован в 1950 году, а написан ещё раньше, когда самые лучшие фантасты ещё развлекались пересказами Конана-Варвара (не хочу сказать ничего плохого про Говарда), Джона Картера (я высоко ценю Э.Р.Бэрроуза) и рыцарских романов Артуровского цикла.
«Умирающая Земля» не просто на голову выше фэнтези того времени, эта книга до сих пор читается как суперсовременная по эстетике и повествовательным тактикам.
Замечательный приём — не давать сюжет в подробном развёртывании, а намекнуть на него в нескольких деталях, разжигающих воображение, и идти дальше. Мы не узнаем ни тайну Панделума, ни историю безымянного старика с флейтой, ни многое другое, но мы можем довообразить это, и такая недосказанность приджаёт «Умирающей Земле» поразительную глубину, сравнимую разве что со скрытыми безднами Лавкрафта.
Mandor, 15 августа 2009 г.
Странное произведение... Странное и странно захватывающее... Как сказал предыдущий автор, есть в упадке что-то завораживающее...
Есть своя прелесть и свой собственный, неповторимый «сладкий запах разложения»... этакий декаденс...
Если бы не этот момент, стал бы я читать такую «мутотень«! :wink: Однако, чем дальше я увлекался в повевствование, тем больше мыслей всяких и разных всплывали в моей голове, что в конце концов, заставило меня дочитать до конца и даже почувствовать некотрое чувство удовлетворение от прочитанного, правда весьма странное...
А вообще, главное здесь — проникнуться НАСТРОЕНИЕМ, АТМОСФЕРОЙ, ПОЧУВСТВОВАТЬ этот ТЛЕТВОРНО-СЛАДКОВАТЫЙ запах РАЗЛОЖЕНИЯ, полного распада...
В общем, вещь на любителя, что называется, однако мне, странным образом, даже где-то понравилось!
Если, взяться за продолжение (другие работы автора), то пока не могу, что-то останавливает...
Может нужен особый вид восприятия реальности?
мисс Нигерия, 14 января 2019 г.
Великолепная, штучная сага об уэллсовской Земле конца времён. Солнце то и дело подрагивает в конвульсиях, вот-вот закончится эра человека, мир превратился в разрозненый конклав территорий на Юге, Севере и т. п. Повсеместно в ходу магия (которая когда-то давным-давно была в почёте, а теперь только осколки, вычитанные из старинных манускриптов). Те, кто «не догнал», «не въехал» — не тормоза по жизни, не дураки и не маргиналы. Им просто не дано. Величественный памятник фэнтези, штучная, изумительная вещь. Оценка — высшая. Никто из писателей и близко не подполз к основанию этой титанической пирамиды.
Туржан Миирский — практикующий колдун Туржан пытается найти секрет вдохновения души в големы из чана. Это кабздец как непросто, но в конце концов на свет появляется Т’сейн.
Волшебник Мазериан — Мазериан, колдун, поймавший в свои ловушки многих волшебников Умирающей Земли, в том числе Туржана Миирского, сам попадает в смертельную ловушку, пытаясь поймать прекрасную девушку.
Т’сейс — Т’сейс, неудачное творение из чана клонов Туржана Миирского, обретает смысл жизни и понимает, что прекрасна.
Лайан-странник — Лайан, проходной персонаж Умирающей Земли, получает в распоряжение любопытный амулет. Может быть, этот амулет спасёт его при встрече с Чаном Неминуемым.
Гвил из Сферы — Мальчишка Гвил рос оч. любознательным и задавал оч. много неумных вопросов. Так ему и надо — Гвил был изгнан навеки, это изгнание дало ему ответы на вопросы и подарило любовь. Невероятная сцена с пляской Смерти — выдающийся шедевр, не знаю ничего подобного в литературе, оценка 20 из 10-ти. Потрясающе!
Юлан Дхор — самый слабый, на мой взгляд, рассказ из сборника, всего лишь 9,5 из 10-ти. По-моему, чересчур конкретно, какая-то бестолковая цель, если честно.. Зато мельком присутствует принц Кандив Золотой (не молодой человек, судя по тексту).
«Умирающая Земля» Джека Вэнса — невероятно красивый бриллиант в россыпи сокровищ мировой литературы фэнтези. К упомянутому циклу рассказов примыкают 2 повести о Кугеле и новеллы об «Риалто Великолепном». Всё вместе — даже не знаю с чем сравнить. Блестящая сага. Джек Вэнс не нуждается в моих похвалах, тем не менее — снимаю шляпу. Невероятный цикл. 10 из 10-ти. Есть ещё антология др. авторов по мотивам, называется «Песни Умирающей Земли».
Постскриптум: забыла написать, есть ещё клёвая вещь, «Человек бредущий» Валерия Вотрина, несомненно, вдохновлённого на творчество Джеком Вэнсом. Рекомендую.
elninjo_3, 10 октября 2017 г.
Странноватый роман, читать который поначалу очень непросто. Первая глава про Туржана Миирского напомнила бородатый анекдот про медведя, который шел по лесу, увидел, что горит машина, сел в нее и сгорел. Так и здесь. Жил-был волшебник, узнал про другой мир, полетел туда и нашел себе красивую девку. Вот и сказки конец. Я уже было подумал, что надо с этим романом заканчивать, но пересилил себя и покатил дальше. А чем дальше, тем, действительно интереснее, а последние главы так и вовсе очень сильные.
В целом это был бы обычный фэнтезийный роман с налетом легкой постапокалиптики, хотя и один из первых. Наверное под впечатлением этой книги Фред Сабархаген писал свой цикл про конец Земли. Но есть здесь и забавные интересности. Во-первых, герои. Умирающую Землю населяют очень странные, полубезумные персонажи, которые с легкостью убивают друг друга направо и налево, мучают, пытают и занимаются прочим непотребством. По сути человечество выродилось и эту книгу можно было бы назвать «Вырождающаяся Земля». Нормальных персонажей практически нет и в основном это девушки. Да и то я подозреваю, что они нормальные только от того, что автор пишет о них мельком. В конце книги Венс устами Хранителя Музея Человечества роняет такую фразу:
»...сейчас, в последние быстротечные мгновения земной жизни человечество медленно гниет, точно перезревший плод. Вместо того чтобы преобразовывать мир и подчинять себе, мы предпочитаем дурить его при помощи колдовства.»
Интересная мысль даже не с точки зрения этого самого вырождения, а с точки зрения развития самой фантастики. Ведь многие считают, что жанр «фэнтези» — это и есть выродившаяся научная фантастика. И вместо футурологии, фантасты начали выдавать на гора бесконечные истории про эльфов и орков. А можно даже подумать и про весь наш теперешний прогресс, когда вместо прорывных технологий некоторые корпорации 4-й раз подряд выпускают один и тот же смартфон под видом нового, а бизнесмены и простые люди думают не о том, как побороть голод или смерть, а о том, где бы найти халявную электроэнергию, чтобы установить пару компьютеров для майнинга криптоволют. Венс и описывает таких же «великих» волшебников, которые тратят свои силы и умение на создание террариумов, где за уменьшенными людьми гоняются мухи.
На мой взгляд в этой книге мало отсылок к славному прошлому человечества. Лишь в двух последних частях мы видим летающие машины и прочие реликты расцвета Земли на фоне безумных религиозных фанатиков и демонов-мутантов. Наверное, Венс мог бы сделать этот роман более красивым и захватывающим, чтобы откуда-нибудь торчала голова статуи Свободы. Но он решил сделать зарисовку, шаблон для многих и многих авторов, которые решат, что неплохо бы слепить воедино постапокалипсис и магию.
С точки зрения изучения развития фантастики этот роман читать нужно. Он иногда интересен. Но не ищите в нем каких-то глубин и откровений, также как и слишком захватывающего сюжета, битв и интриг.
amak2508, 6 августа 2012 г.
Эта книга — не цельное произведение, а как бы сборник из нескольких небольших рассказов, связанных лишь временем действия (очень далекое будущее), да местом действия (наша матушка Земля). Рассказы впечатляют своей какой-то мрачной внешней красотой и богатым фэнтезийным антуражем, но больше в них ничегошеньки достойного внимания читателя, увы, нет.
Интрига прямодушна, наивна и банальна, герои никакой индивидуальности не несут и нужны автору лишь для поддержки действия, эмоциональной стороны, впрочем как и хоть каких-нибудь мыслей или идей, в произведении просто нет. Как говаривал Ник Перумов, когда представлял свой «Армагеддон» в России: «Эта книга для американцев, притязательный русский читатель в ней ничего не найдет». Кажется, эти слова справедливы и для данного произведения.
Сказочник, 29 ноября 2010 г.
Классика в самой нетрадиционной ее ипостаси. Здесь нет заведомо плохих и хороших, нет даже четкого определения, что хорошо, а что — плохо...
Читателю, словно колода карт, предстает сборник о закате планеты. И каждая карта, каждый рассказ имеет очень много толкований... Будьте готовы задуматься, улыбнуться, погрустить... Да, пожалуй, грусть здесь и превалирует... Это как бабье лето — когда последние теплые деньки вот-вот безвозвратно уйдут, но ты пока еще способен ощутить их красоту, вкус печально улыбнуться, прихлебывая горячий кофе.
Oswald, 27 октября 2009 г.
Кому-то «Умирающая Земля» может показаться всего лишь навсего красивой сказкой. И нельзя сказать, чтобы это было не совсем так. Однако, такие сказки хочется читать и перечитывать снова и снова! И не ради каких-то сюжетных коллизий. Нет, эти новеллы совсем не о том… Сюжет для них – вещь второстепенная, тогда как первую скрипку играет атмосфера. И какая атмосфера! Увядание, печаль, щемящая душу, болезненная красота. И всё это воплощено с ярчайшей, неподражаемой фантазией и непреходящей тоской по погибающему миру. За яркими, красивыми пейзажами безошибочно угадывается очень долгая и печальная, полная побед и поражений история старой Земли. Впрочем, финал у всех эпох один; и финал этот неизбежен… и победители и побеждённые – перед ним все едины.
видфара, 8 марта 2010 г.
Сейчас кому-то этот цикл рассказов может показаться похожим на «Фоллаут» или проект «Сталкер», а вот мне он сразу напомнил умирающий Марс из одноимённых хроник Р. Брэдбери. Напомнил, разумеется, своей атмосферой! Отчего такое совпадение? Обе книги написаны в одну эпоху, более того, практически в один и тот же год! Вероятно, что-то такое витало тогда в воздухе, что-то величественное умирало и отмирало, и оба Мастера по-своему почувствовали это...
dimamihai, 27 августа 2009 г.
«Умирающая Земля» — отличный, неординарный, сборник рассказов, с яркими и совершенно различных между собой героев, в независимо от качеств, каждому отведенна своя роль и место в мире созданным автором. Своебразный, с особой атмосферой мир, где магия пересекается с наукой. Мир, где будущая земля проживает может последние годы, но у людей всегда есть надежда и никто им не мешает верить....
Очень понравились: Юлан Дхор и Гайял из Сферры, которые ищут ответы на все вопросы, — находят свое ...
Ruddy, 8 февраля 2008 г.
Исключительно приятный сборник новелл о далёком будущем планеты, которая на подступах к апокалипсису.
Любопытно посмотреть, как ведут себя герои разных мировоззрений, желаний и судеб. Только вот стремления у них похожи — выжить, сохранить себя и достичь лучшего, чем есть на данный момент. И неважно, что скоро ничего не останется, что солнце погибнет, забирая с собой всё вокруг — важно, что они живы, в их груди бьётся свободное сердце. А значит есть смысл во всём, что они делают, есть Смысл жить и есть время, чтобы приобрести этот Смысл.
Joca, 26 июня 2015 г.
Собрание историй про умирающую Землю вызвало ассоциации с тургеневской идеей «Стихотворений в прозе» (понимаю, звучит дико, тем не менее).
Образы проплывают как облака, и строки скользят в сознании так легко, как умеют скользить хорошие стихотворные строки, — это поэзия, которая и Апокалипсис может сделать прекрасным.
Текст многоцветный, наполнен светом и тенью, красивая книга.