fantlab ru

Иван Белов «Заступа»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
129
Моя оценка:
-

подробнее

Заступа

Другие названия: Рух Бучила

Цикл

Аннотация:

Гибнущий мир захвачен нечистью, мертвецами и тьмой. Гниющие моря воняют на сотни верст, океаны пересыхают, ядовитые ливни выжигают растительность и Конец Света ожидается как избавление. Поселения редки, границы прозрачны, власть слаба. Тьма сгущается, и на ее пути стоит Заступа, проклятый Богом и людьми вурдалак.

© Иван Белов

Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу


7.36 (194)
-
4 отз.
7.66 (308)
-
9 отз.
7.91 (191)
-
3 отз.
8.31 (202)
-
7 отз.
8.34 (182)
-
3 отз.
7.90 (172)
-
3 отз.
8.33 (166)
-
4 отз.
8.18 (160)
-
4 отз.
7.82 (153)
-
4 отз.
8.41 (22)
-
8.30 (23)
-
8.00 (40)
-
2 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)

Шепот крика
2019 г.
Самая страшная книга 2019
2019 г.
Лучшее. Страшное. Дрожь
2021 г.
Заступа
2023 г.
Заступа: Все оттенки падали
2024 г.

Аудиокниги:

Заступа
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

28.08.2024. Заступа. Иван Белов.

В деревне Нелюдово, в новгородских землях в старых в развалинах усадьбы колдуна-чернокнижника покоится вурдалак Рух Бучила. Он охраняет покой поселения от нечистой силы, от мора и прочих лихих вещей, требую взамен лишь невесту. Только вот один нюанс — каждый год новую.

Сборник рассказов темного фэнтези с элементами черного юмора в альтернативной версии семнадцатого века про упыря-антигероя Руха Бучило.

Приятный текст, который легко и быстро читается. И хотя иногда автор может немного увлечься драматизмом, это лишь украшает историю, делая её более привлекательной. Именно благодаря этим качествам сборник не вызывает недовольства, а, наоборот, располагает к чтению.

Рассказы сами по себе являются самостоятельными законченными историями, связанными лишь героем и местом событий. Это позволяет читать сборник практически в каком угодно порядке. Общей темой рассказы не связаны, финал отсутствует, так что автор вполне может продолжить историю Руха либо новым сборником, либо полноценным романом.

Радует и присутствие фольклорных персонажей, так еще и в весьма интересных интерпретациях. Мало того, они еще и органично вплетены в повествование и не ощущаются чужеродными.

Особенно хочется отметить мрачную атмосферу. Если пренебречь фантастическим условностями, часть историй выглядят как неплохой хоррор. Жутковато, чернушно с приличным добавлением крови и кишок. На этом фоне не понравилось лишь попытка автора добавить юмора. Лучше уж оставить мрачность и безнадегу, а не разбавлять ее шуточками.

Непродуманность вселенной. Произошел жуткий катаклизм изменивший мир, больше века творилось всякая чертовщина, «Исчезли народы и королевства, стерлись границы, поменялись очертания континентов, тысячи верст были выжжены, усеяны костями и пеплом.» Но это практически не показано. Государства почти остались не тронуты (Новгород на месте, Москва на месте, Ганза на месте); центральная власть сохранилась (не просто сохранилась, но и рассылает чиновников и попов по маленьким деревенькам); обозы состоят из малого числа человек, так еще и без охраны (в то время, когда какая-то нечисть чуть ли не под каждым кустом прячется); все равно остаются те, кто живут среди леса (семья бортника, лесорубы); за долгое время сосуществования с паранормальными соседями, магией и чудесами они по-прежнему остаются какой-то полуреальной диковинкой; да и по общему впечатлению события происходят не в семнадцатом веке, а парой веков позже (катаклизм не только не помешал прогрессу, а, казалось бы, даже ускорил). Из-за этого присутствует ощущение какой-то слепленности на скорую руку и недоработанности.

Странный образ главного героя. Про клишированности и вторичность даже расписывать не буду. Дело в том, что очень уж своеобразный из него защитник людей. В большей части историй он замешан тем или иным образом и без него бы они не произошли, в иных же случаях спасает лишь единиц, а порой и добивает выживших, кроме того, прозевывает опасные моменты для села, кое-как выпутываясь в последний момент. Не могучая нежить, а какой-то кот-шкодник, вроде, как и мышь поймал, но при этом мясо украл, крынку с молоком опрокинул, подрал занавеску и нагадил по углам. Тем не менее Рух считает себя в праве судить кто прав, а кто виноват.

В итоге за весь сборник оценка выходит 6 из 10. Поработай автор над миром и сделай своего героя более оригинальным могло бы выйти очень даже неплохо.

Оценка: 6
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Три с копейками века назад небо лопнуло, океаны вышли из берегов, треснула земля и снизошла кромешная тьма». И полвека Рух Бучила на должности Заступы в селе Нелюдово, что на реке Мсте, среди лесов, населенных нечестью, поднятой Пагубой. Воскресший мертвяк из проклятых руин призван защищать людей за оговоренную плату. Подонок, чудовище, детоубийца, нечистая тварь. Он же заступник, утешитель, спасатель, стражник мертвых во имя живых.

Как читается Иван Белов? До мурашек, до замирания дыхания.

Все найдётся в книге. Любовь. «Они почти не говорили, лишь изредка обменивались взглядами шальных обжигающих глаз».

Юмор. Неподражаемый, тонкий юмор Ивана Белова. «Люд у нас добрый, если кого и убьют, то долго себя после злодейства казнят, аж до обеда». «Он лешачье золото уводил, ещё когда твой батька из дедовых бубенцов выход искал».

Страх. Ожившие заложные мертвецы, созданная колдуном воздяга, мстительное племя домовых, что «обожают кровопролитие и молоко», коварные и зловредные лешаки, болотные жряки, трясинные шушмары, Болотная Владычица и Ледяная Дева, крулаканы, волколаки, люди… И все жаждут крови. Да побольше.

Месть. Годами вынашиваемая месть. И отчаяние, и тоска, и непроходящая боль за погибшую семью, за поруганную честь. Годами, чтобы продумать и подать холодной. Чтобы изощреннее, чтобы прочувствовал тот, кто не может чувствовать, потому что сам давно мёртв.

И надежда. Моя любимая сцена, где «трудяга дятел выстукивал: «Будем жить, будем жить»...

А какой смак читать про нелюдинцев, жителей села Нелюдово, где подвязался скромный вурдалак Заступой-батюшкой. Это россыпь самоцветов: характеры, повадки, настроения, жизненные истории, судьбы, сожаления, чаяния, любовь, ненависть. Жизненно. Поучительно. Сопереживательно.

Язык многообразный, яркий. Одни описания чего стоят. «Угрюмый ельник слизнул Бучилу с опушки огромным влажным языком, кинув под ноги звериную тропку». «... первые лучи рассветного солнца навылет пробили листву. Плакучие ивы склонили пышные кроны, искря мелким бисером хрустальной росы». А вот зимнее настроение «Бледное, похожее на прозрачную льдинку, зимнее солнышко окрасило закат фиолетовой марью и утонуло в бескрайних снегах, уступив напору бархатистой пепельной темноты».

Размышления о жизни одним-двумя предложениями, но на философском уровне. И так, что за душу берёт. Это такой почерк Белова.

Главный герой. Врун, насмешник, богохульник, бабник, охальник, хитрец и хам, каких поискать. Слабостей не имеет, к золоту равнодушен.

Почему же кровопийца и негодяй Рухъ Бучiла Велiколепъный так нравится читателям? Отчего так ждут они новых историй? Чему он может научить? Рвать глотки и упиваться кровью невинных? Вурдалак Рух Бучила на своём примере учит людей оставаться людьми. В любых ситуациях. Ни смотря ни на что. Спасибо, Иван Александрович!

Суть некоторых рассказов, что открылась для меня. Без спойлеров!

«Ванькина любовь». Какую высокую цену может заплатить человек за маленькую толику позволенного себе счастья.

«Птичий брод». Если при жизни был хорошим, добрым человеком, то и в смерти останешься достойным.

«Ночь вкуса крови». О самой сильной любви и самоотверженности.

«Все оттенки падали». Проклятый Богом и людьми, ребёнка в беде не бросит.

«Алая лента». И нечисть умеет любить.

«Подарок на Рождество». За муки наши врагу не простим, за все отомстим. И ничего, что другие попадут под раздачу.

«Зимняя сказка». Чудовище из леса умеет любить сильно и безвозмездно, оставаясь рядом до смерти, а самые близкие родные предают, откупаясь тобой.

«Придёт серенький волчок».

Баю-баюшки-баю,

Не ложися на краю.

Придет серенький волчок

И укусит за бочок.

Рана быстро заживет.

Полная луна взойдет.

Обернешься волком ты

И сожгутся все мосты.

Будешь кушать ты людей

И кусать других детей,

Стаю соберешь свою

Баю-баюшки-баю...

Вот так полвека службу несёшь, а чуть что — увольнение без пенсионных выплат. И где людская благодарность?

А ещё в книге громадный бонус к рассказам! Если вы что-то раньше недопонимали или не знали, что где территориально находится, то в Приложении вас ждёт «Путеводитель по миру Заступы». Всё доступно и не менее интересно, чем рассказы. Разъяснения в оригинальной форме в виде памфлета, исторических дат, путевого дневника, заметок географа иноземца, новгородских документов. И объясняется про передел альтернативного мира в Пагубу и что же такое Погибель, Скверна и многие другие явления Темного века.

А уж бестиарий с примечаниями Заступы — ягода малинка залетает в топ). При любом количестве кошек на сердце поднимет настроение юмором от самого Руха Бучилы, ну и Ивана Белова немножко).

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

К сожалению, хорошо начавшийся цикл потерял весь шарм и атмосферу уже к третьему рассказу. Стало очевидно, что дальше герой-вурдалак, он же сельский участковый, будет бесконечно выполнять ведьмачьи квесты, и с ним ничего не случится, да и с миром тоже.

Смачные обещания, данные в аннотации и начальном рассказике, едва ли оказались выполнены. Мир постиг глобальный катаклизм, но автор, вместо изобретения новшеств, просто использовал уже имеющиеся формы фольклорных существ.

Главному герою ничего не надо. Если автор придумает, он будет пить кровь, трахаться и тд, а если не придумает, то обойдется — просто поспит до очередного квеста. Герой излишне карикатурен, чересчур умён и очень уж подавляет всех вокруг.

Автор неплохо пишет, но, как кажется, слишком пытается выпендриться сложными описаниями. Текстам не хватает той самой красоты простоты, которая без пафоса придаст картинку предложением в два-пять слов.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепно!

Начну с минусов:

- мир выглядит слегка неестественно. Произошёл глобальный катаклизм, но пришло все примерно в туже точку (правда с временным лагом), что и в настоящей реальности только с множеством всякой нечисти. Как-будто автор не решил для себя как это будет выглядеть, глубоко этот вопрос не продумал, так как начал с малой прозы. Невидно какого-то альтернативного развития мира.

- не видно развитие основного сюжета, связывающего все повести воедино.

- вурдалак полностью демотивирован) он исполняет роль заступы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Берет в жены (выпивает) очередную рабыню и кукует у себя в подземелье и все приключения сыпятся на него сами собой. Если бы не случалась какая-нибудь «хе..я» он бы оттуда и не вылезал)

- переизбыток гниения, разложения, каннибализма и других подобных вещей.

Теперь о плюсах:

- Очень атмосферно. Очень хорошо проработано все сверхъестественное. Легенды, мифы, предания, существа, их описание и встраивание в сюжет.

- Отлично проработаны персонажи.

- Главный герой отличается здравомыслием, сарказмом и иронией. Действительно смешно.

- Каждая повесть осмыслена. У нее есть продуманный финал. Каждый финал воспринимает по разному. Где-то Рух действительно меньшее зло. Где-то наблюдатель. В других рассказах он пытается спасти целый город или жизнь непутевого беса.

- Хороший язык

- Читается на одном дыхании, хорошо сочетается динамичное развитие сюжета с адинамичным.

Получится ли у автора полноценный цикл из романов, а не сборник рассказов и повестей. Поживем — увидим.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ведьмак на русский манер. Герой злобен, мерзок, умён и с юмором. То есть приятен во всех отношениях))) борется с чудовищами разных мастей, руководствуясь своей несколько циничной моралью.

Как отдельные рассказы — истории очень интересны. Надеюсь, автор потом разовьёт сквозной сюжет. Герои объемны, хорошо прописаны. Не хватает проработки мира: цикл имеет большой потенциал и должен перерасти отдельное село и мелкую нечесть его окружающую. И вот тут на голом экшене даже с богатой фантазией не вылезешь, без детальной проработки времени-места дейставия не обойтись. Ну и меньше, с..., мата))) всё же таки литературное произведение)

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если брать «сферического коня в вакууме», то книга имеет целый ряд достоинств и смотрится на твердую восьмерку.

Хороший темп повествования. Никаких мегарассусоливаний на лишние триста страниц.

Каждый рассказ — завершенная, динамичная история с понятным финалом.

Есть сквозной персонаж, он же главный герой, выступающий в образе «меньшего зла».

Есть атмосфера. Автор специализируется по хоррору и родовые черты жанра проступают сквозь текст. Ужас, безнадега, отвращение, оторопь, брезгливость. Местами читать тревожно. Провинциальная новгородчина XVII-го века, да еще и в альтернативной реальности, с живыми мертвецами, привидениями, оборотнями и прочим.

Появись эта книга в начала нулевых, впечатление у меня от неё было бы куда лучше.

Только вот есть несколько маленьких «но», каждое величиною с откормленного борова.

Происхождение главного героя вполне читается: это ведьмак Геральд, обращенный автором в ходячего мертвеца и привязанный к конкретному селу. Если Сапковский играет в реализм (при всех оговорках), то есть два сравнительно простых способа написать что-то похожее и при этом совсем другое: уйти в юмор или у крипоту.

Юмор — это «Сергий против нечисти». Смешно, жизнерадостно, пародийно и постмодерново. Городская современная фэнтези, которая не претендует на правду, а лишь на интересную историю.

А тут слишком душно и мерзко. Там где у Кинга есть страх на фоне «маленького американского городка», но с примесью уюта и спокойствия, тут именно мерзость, отвратительная безнадежность, гримдарковость. Герой, Рух Бучила, тяжелейшими усилиями спасает ребеночка, но мать убьет младенца и герой это не осудит. Автор постоянно выходит на мелодраматические коллизии, которые разрешаются самоубийствами, просьбами о самоубийствах, безнадежными порывами. В то же «Ванькиной любви» Рух Бучила фактически отпускает вампиршу в село, заранее зная, что она быстро начнет убивать людей. И да, она убила сестру своего жениха. После чего жених убил нареченную, а Рух Бучила пришел к отцу жениха — совестить, укорять. Мол, именно ты подстроил обращение невесты. И тот да, усовестился. Хотя именно Рух Бучила отпустил обращенную вампиршу к людям. Из-за подобных фокусов рассыпается образ Руха Бучилы: как бы не пугал автор бОльшим злом, его меньшее зло тоже выглядит мало совместимым с жизнью людей. А значит, вели бы с ним люди себя принципиально иначе. Лучшим рассказом в сборнике выглядят «Все оттенки падали» — просто потому, что там есть спасение хотя бы одного человека, прямо связанного с очередной коллизией.

Еще автор использует альтернативную историю, с появлением магии в мире.

Как бы сказать помягче, сделано это спустя рукава. Возьмем эталонный образец: «Адашев. Северские земли» Вадима Нестерова. Разработан мир, прописано общество, дана трансформация персонажей, связанная с этим миром. А что видим тут?

Заявлена мега-катастрофа в 1302-м году — силы ада и неба стали реальностью, началась анархия. Длилось это пока «в 1413-м году на Венском конвенте уцелевшие христианские государства не объединились и не дали отпор нечисти, дикарям, варварам и демонопоклонникам, сталью и огнем установив новый порядок.»

Действие происходит уже в 1670-х.

Чего можно было бы ждать?

— образы из XIX-го века появляться никак не должны? Фиг вам. Городские охотники на экзотическую нечисть, городские же ученые-естествоиспытатели, «гусарские офицеры», дамы высшего света...

— нечисть и благодать, кроме того, что встроены в социум, должны встроиться в технологии. Колдовство в ремесле, в крестьянском деле, в армии, в государстве. Любое изделие неизбежно с примесью магии, ведь колдунов буквально как травы, а в каждом доме домовой живет. Фиг вам. Повторяются модели поведения, характерные для нашей реальности: магия/святость/скверна в ремесле — постоянно не здесь, они ускользают или рассыпаются, или фактически являются проявлениями массовой истерии, которые приводят приводят к очень быстрому распаду общества. То есть имеется и новгородский конклав ведьм, и деревенская колдунья. Но «гусары», которые проводят зачистку местности от зла, экипированы только обычным оружием и собаками. Их оружие ни разу не зачарованное, не благословленное, нет соколка-беспилотника, нет амулета или частицы мощей и т.п. «С голой пяткой на пулемет», вот как это называется.

— и просто фортели с датами: новгородчина XVII-го века, календарь григорианский, при этом государственные терки между Новгородом и Московией, а уже основан Архангельск.

— а есть ли исламские, буддийские, языческие государства? Про языческий Урал говорят прямо. Но и только. Исламская нечисть, которая должна переть из степи? Нет, не слыхал.

Отчего это происходит?

Для автора первично заимствование образа. Зомби? Возьмем. Вампир? Возьмем. Толпа некромантов-дикарей в шкурах? Отлично. Рафинированная городская ведьма? Пойдет в текст. Ведь у Сапковского получалось?

Тут и вылазит разница между продуманным миром и собранным на живую нитку.

Этот винегрет не становится помоями, потому что автор нормально встраивает истории, но запашок вполне отчетливый...

Итого: автор пошел в непривычный для него субжанр фантастики без надлежащей подготовки. Ужастик есть, мелодрама присутствует. Но для темного фэнтези слишком много соплей, а для альтернативной истории — откровенных противоречий.

Оценка: 7
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Безостановочный экшн, без провисаний, хороший язык .

С удовльствием прочту продолжение, если выйдет.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Потрясающая вещь! Жаль, что мало фантастики по мотивам русских мифов, особенно мистических, да ещё читается на одном дыхании. Главный герой особенно хорош, сарказм вкупе с добротой, лень вместе с заботой о людях, душевная мертвечина..

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из четырёх прочтённых подряд вещей цикла могу порекомендовать лишь «Ванькину любовь», к которой «Полста жён Руха Бучилы» является (некритичным для понимания сюжета) приквелом. Остальное слейте в отстой: «Птичий брод» является боевой зомби-страшилкой которых сотни, а про «Ночь вкуса крови» написал отдельно.

В достоинства записываю лишь образ Руха Бучилы хотя, на мой вкус, вампир получился слишком человечным. Мир альтернативной истории не выделяется среди других подобных поделок, использование беллетристики (в частности, фэнтези) для сатиры на российское общество 1990-х неоригинально и уже стало привычным, а зомби откровенно надоели даже тем, кто их обычно избегает. Неряшливость текста напоминает о постсоветских изданиях тех же 1990 годов (ненужные пробелы во многих местах, как попало поставленные дефисы, в качестве которых использованы какие попало коды, и дебильная пунктуация, и путаница с грамматикой, и опечатки и т.п.). Складывается впечатление, что автор плохо учился русскому языку.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх