FantLab ru

Александр Пушкин «Евгений Онегин»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.76
Голосов:
1082
Моя оценка:
-

подробнее

Евгений Онегин

Роман, год (год написания: 1833)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 155
Аннотация:

«Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Над этим романом в стихах поэт работал более восьми лет, отразив в нем образ целой эпохи.

Примечание:

Роман написан в 1823-1831 гг.

Отрывки:

- Северные Цветы на 1825 г. (глава II, строфы VII—X).

- Северные Цветы на 1826 г. (гл. II, стр. XXIV—XXIX и XXXVII—XL).

- Северные Цветы на 1827 г. (гл. III, стр. XVII—XX и письмо Татьяны).

- Московский Вестник, 1827, № XX (гл. IV, стр. I—IV).

- Московский Вестник, 1828, № II (гл. IV, стр. XXVII—XXX).

- Северные Цветы на 1830 г. (гл. VII, стр. I—IV).

- Московский Вестник, 1828, № I (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV—LIII).

- Северная Пчела, 1828, № 17 (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV — LIII).

- Литературная Газета, 1830, № 1 (Путешествие Онегина, стр. 16—19).

- Московский Вестник, 1827, № VI (Путешествие Онегина, стр. 20—29).

- Пушкинские места, 1936.

Полные издания: 1833 г., 1837 г.


В произведение входит:

8.99 (282)
-
8.86 (260)
-
8.30 (42)
-
8.80 (258)
-
  • Песня  [= «Вышла Дуня на дорогу…»]  
7.69 (41)
-
8.81 (259)
-
8.82 (243)
-
8.84 (191)
-
8.69 (133)
-
8.41 (105)
-
8.25 (42)
-
8.84 (245)
-
8.57 (115)
-
8.99 (203)
-
8.76 (254)
-
8.11 (42)
-
8.77 (255)
-
1 отз.
8.80 (113)
-
8.59 (101)
-
8.51 (106)
-
8.38 (50)
-
8.82 (260)
-
1 отз.
8.28 (42)
-
8.37 (194)
-
7.67 (12)
-
8.18 (145)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Евгений Онегин
1833 г.
Евгений Онегин
1837 г.
Евгений Онегин и драматические произведения. Том 3.
1859 г.
Евгений Онегин
1864 г.
Александр Сергеевич Пушкин - Сочинения (в семи томах), 3 том
1887 г.
Иллюстрированный альбом к роману «Евгений Онегин» А.С.Пушкина.
1892 г.
Евгений Онѣгин
1899 г.
Евгений Онегин
1900 г.
Полное собрание сочинений в 2 томах
1903 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Полное собрание сочинений
1904 г.
Полное собрание в одном томе
1907 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1910 г.
Евгений Онегин
1911 г.
Полное собрание в одном томе
1913 г.
Евгений Онегин
1916 г.
Москва в истории и литературе. Сборник
1916 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
1916 г.
Евгений Онегин
1918 г.
Евгений Онегин. Роман в стихах
1933 г.
А. С. Пушкин. Полное собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Евгений Онегин. Драматические произведения
1936 г.
Евгений Онегин
1936 г.
Сочинения
1936 г.
Сочинения
1936 г.
Сочинения. Том 6
1937 г.
Избранное
1943 г.
Евгений Онегин
1946 г.
Избранные произведения
1953 г.
Евгений Онегин
1954 г.
Сочинения. Том третий
1955 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый. Евгений Онегин. Драматические произведения
1957 г.
Евгений Онегин
1958 г.
Избранные произведения. Том II. Евгений Онегин. Драматические произведения. Проза
1961 г.
А. С. Пушкин. Сочинения в 3 томах. Том третий
1964 г.
Полное собрание сочинений. Том пятый
1964 г.
Евгений Онегин
1966 г.
А. С. Пушкин. Избранные произведения в 2 томах (комплект), 2 книга
1968 г.
Избранные произведения
1968 г.
Стихотворения. Евгений Онегин
1968 г.
А. Пушкин. Собрание сочинений в 6 томах. Том 4.
1969 г.
Евгений Онегин. Поэмы
1970 г.
Евгений Онегин. Поэмы. Стихотворения
1971 г.
Евгений Онегин
1973 г.
Евгений Онегин
1973 г.
Евгений Онегин
1975 г.
Избранное
1976 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения. Романы. Повести
1977 г.
Евгений Онегин. Поэмы
1977 г.
Избранные сочинения. Том второй
1978 г.
Александр Пушкин. Полное собрание сочинений в 10 томах (эксклюзивное подарочное издание). Том 5. Евгений Онегин. Драматические произведения.
1979 г.
Евгений Онегин
1979 г.
Евгений Онегин
1980 г.
Избранные сочинения. Том второй
1980 г.
Десять русских поэтов
1981 г.
Евгений Онегин
1981 г.
Евгений Онегин
1983 г.
Избранное
1983 г.
Евгений Онегин
1985 г.
Собрание сочинений в трех томах. Том 2
1986 г.
Том второй. Романы. Повести
1998 г.
Хрестоматия по литературе для дошкольников
1999 г.
Хрестоматия по русской литературе
1999 г.
Александр Пушкин. Стихи и сказки
1999 г.
Ваш Пушкин
1999 г.
Весь Пушкин
1999 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин
1999 г.
Евгений Онегин. Драмы
1999 г.
Комментарий к роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
1999 г.
Избранное
2001 г.
Избранное
2002 г.
Стихотворения
2002 г.
Лирика. Евгений Онегин
2003 г.
Ваш Пушкин (подарочное издание)
2004 г.
Евгений Онегин
2004 г.
Сказки. Стихи. Поэмы. Повести. Евгений Онегин
2004 г.
Евгений Онегин
2005 г.
Евгений Онегин (подарочное издание)
2006 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2006 г.
Евгений Онегин. Стихотворения. Поэмы
2006 г.
Евгений Онегин
2007 г.
Евгений Онегин
2007 г.
Лирика. Евгений Онегин. Медный всадник. Пиковая дама. Повести Белкина. Маленькие трагедии. Сказки
2007 г.
Руслан и Людмила
2007 г.
А. С. Пушкин. Лирика, поэмы, повести, драматические произведения, Евгений Онегин
2008 г.
А. С. Пушкин. Поэзия
2008 г.
Евгений Онегин
2008 г.
Евгений Онегин
2008 г.
Евгений Онегин
2008 г.
Евгений Онегин. Драматургия. Проза
2008 г.
Евгений Онегин. Стихотворения
2008 г.
Полное собрание сочинений в одном томе
2008 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин. Драмы. Поэмы. Сказки
2009 г.
Евгений Онегин
2010 г.
Евгений Онегин
2010 г.
Евгений Онегин
2010 г.
Евгений Онегин. Борис Годунов. Маленькие трагедии
2010 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени. Поэмы
2010 г.
Поэзия. Драматургия. Проза
2010 г.
Александр Пушкин. Малое собрание сочинений
2011 г.
Евгений Онегин
2011 г.
Евгений Онегин
2011 г.
Евгений Онегин (подарочное издание)
2011 г.
Евгений Онегин (эксклюзивное подарочное издание)
2011 г.
Евгений Онегин. Маленькие трагедии. Повести
2011 г.
Стихи. Поэмы. Евгений Онегин. Сказки
2011 г.
Евгений Онегин
2012 г.
Евгений Онегин
2012 г.
Евгений Онегин
2012 г.
Евгеній ОнѣгнNъ
2013 г.
Евгений Онегин
2013 г.
Евгений Онегин. Драматические произведения
2013 г.
Сказки. Стихи. Поэмы. Повести
2013 г.
Евгений Онегин
2014 г.
Бахчисарайский фонтан
2015 г.
Евгений Онегин
2015 г.
Евгений Онегин
2015 г.
Александр Пушкин. Собрание сочинений
2017 г.
Евгений Онегин
2017 г.
Евгений Онегин
2017 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени
2017 г.
Евгений Онегин. Герой нашего времени
2019 г.

Аудиокниги:

Евгений Онегин (Главы из романа). Судьба Н. Н. Гончаровой
1997 г.
Евгений Онегин (главы из романа). Судьба Н. Н. Гончаровой (аудиокнига)
1997 г.
Евгений Онегин
2004 г.
Евгений Онегин. Поэмы (аудиокнига MP3)
2004 г.
Пророчество и указание
2005 г.
Евгений Онегин
2005 г.
Евгений Онегин
2006 г.
Сказки и стихи
2006 г.
Стихи и сказки
2006 г.
Стихи и сказки
2006 г.
Евгений Онегин (аудиокнига MP3 на 4 CD)
2007 г.
Капитанская дочка
2007 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин
2009 г.
Евгений Онегин. Избранная лирика
2009 г.
Стихи и песни о Родине
2009 г.
Хрестоматия по литературе. 2 класс
2009 г.
Хрестоматия по литературе. 4 класс
2009 г.
Классное чтение. 1-4 классы
2010 г.
Любимые поэты
2010 г.
Русская литература. Выпуск 1
2010 г.
Евгений Онегин (аудиокнига MP3)
2011 г.
Сказки и стихи
2011 г.
Великие исполнители. Том 20
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Eugene Onegin
1998 г.
(английский)
Зарубіжна література. Хрестоматія
2011 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  41  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Из воспоминаний моей матери: самый конец 50х, Баку, компания подружек бежит в кино на фильм-оперу «Евгений Онегин». По пути они встречают еще одну подружку и уговаривают ее пойти в кино с ними. Она соглашается, но просит не рассказывать ей, чем все закончилось, чтобы не испортить впечатление от фильма... (Тут мать делала выразительную паузу, а иногда еще и закатывала глаза :).

Из моих воспоминаний: 90е годы, в Петергофе (или в Царском Селе, уже не помню) Михаил Ульянов садится на садовую скамейку, чуть поворачивается к камере и спокойно, даже обыденно, тем голосом, которым вы скажете «Молоко закончилось, схожу, пожалуй, куплю», произносит «Мой дядя самых честных правил...». И дальше почти час он волшебно читает первую главу «Евгения Онегина». Без «выражения», без малейшей театральности, без малейшей фальши — именно так, как и воспринимается этот чудесный текст в зрелые годы.

Может быть, и нужно столкнуться с великой вещью в детстве, в школе, уже понимая, что это очень хорошо, но еще совсем не понимая — насколько это гениально. Mорщить нос из-за «учить монолог Татьяны наизусть» и пролистывать пейзажные зарисовки, чтобы скорее закончить книгу. Чтобы понять, что ты читаешь — 30 лет спустя. Чтобы вдруг понять, насколько это просто написано, насколько полно достоинства — и героев, и автора. И как это великое достоинство без малейшей тени фальши и морализаторства, полное юмора и доброжелательности, принимает тебя в свой круг, когда ты уже взрослый. И насколько польщенным, смущенным и совершенно по-детски восхищенным этим подаренным тебе «равенством» ты себя чувствуешь в этот миг — когда Пушкин садится напротив тебя, берет чашечку кофе и начинает свой спокойный, насмешливый рассказ.

Оценка: 10
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Какое счастье, что в школьные годы я сумел уклониться от обязательного прочтения «Евгения Онегина«! Школа прекрасно умеет отвращать от чтения. Сидел бы сейчас дурак-дураком и морщил нос при виде величайшего произведения. А так, впервые прочёл «Онегина» в двадцать лет и с тех пор читаю постоянно. Читайте и перечитывайте, но только по душевной склонности. Великое не терпит принуждения.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сильная вещь, безусловно. Жаль только, что после просмотра оперы Петра и Модеста Чайковских воспримаешь ее смысл не так, как хотел сам Пушкин. Содержание тогда сводится к истории любви (ревности Ленского, дуэли, встрече Онегина с Татьяной — уже княгиней... и — как финальный аккорд: «А счастье было так возможно...» Но — нет; «я другому отдана, я буду век ему верна»).

При таком восприятии книги остается только голый сюжет. Костяк, на к-рый Александр Сергеевич «нанизал» множестве заботивших его тогда мыслей — о литературе, о политике, и пр. (Онегин, разошедшись с Татьяной, должен был стать одним из декабристов, видимо, загреметь в Сибирь — т.е., это не история любви, это история жизни, в которой любовь — одна (большая, важная, главная, но все же) глава.

А заслуга «Евгения» — совсем не в этой любви к Татьяне (он — эгоист, любит лишь себя; увлёкся ею и попытался доказать, что-де «имеет право». Она — умная дама, она прекрасно понимала, что этого вечного «странника по балам и салонам» манит только то, что недоступно — и сказала: НЕТ. С мужем моим дружите по-прежнему, а я вас видеть не желаю. Чтоб не «троллить», современно говоря, ваше чувствительное сердце своим видом).

Заслуга «Евгения» (я имею в виду роман) — что в типичную, казалось бы, поэму и о-любви-тоже вошла ПРОЗА. Русский реализм. Когда одинаково прекрасны и «...песчаный косогор,

перед избушкой две рябины, калитка, сломанный забор...»

- и «Глаза как небо голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Движенье, голос, легкий стан...»

И непоэтическое может на самом деле оказаться глубоко поэтическим! Почему? А потому, что поэзия есть в самой жизни. И всё, что в жизни есть, вниманимя достойно. Например, тот же Гомер (которого во времена Пушкина учить в школе обзан был каждый): у этого Гомера есть эпизод, как великий герой Аякс, погнавшись за врагом, поскользнулся на бычьем навозе (и упал так, что тот попал ему в рот) Соотв., врага не догнал. Читатель смеялся? НЕТ! Это ТРАГЕДИЯ! Великий герой потерпел поражение... а... из-за чего? И сейчас нам, читателям теперешним, будет смешно. А тем, древним — нет. Они знают: «Так нужно было автору».

Так нужно автору; так лучше — книге; так, в конце концов, книга раскрывает нам стороны жизни, «табуированные» от нее до сих пор:

«Поэта

Обыкновенный ждал удел:

Прошли бы юношества лета,

В нем пыл души бы охладел.

...В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат

И наконец в свой постеле

Скончался посреди детей,

Плаксивых баб и лекарей»

М.б., и не стало бы всё так. «Быть может, он для славы мира в веках грядущих был рождён» (тот же Пушкин и пишет). Но не упомянуть ОБА варианта его судьбы — нельзя. Если хочешь писать о ЖИЗНИ, а не о дворянско-помещицкой субкультуре.

Пушкин ввёл в русскую поэзию реализм; сочетал его с романтизмом, и вышло нечто третье («пушкинизм»:smile:? Манера, свойственная только ему?)

В прозе то же самое сделал Гоголь; именно поэтому Пушкин — великий поэт, а Гоголь — великий прозаик.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Давненько я не брал в руки шашек... В смысле — не читал книг из школьного курса русской классической литературы. Строго говоря, я вообще не уверен, что читал Евгения Онегина даже в школе. Узнаваемость текста в данном случае ничего не дает — книгу за последние двести лет качественно раздербанили на афоризмы, устойчивые выражения и даже пословицы (начиная от «Мой дядя самых честных правил» и до «Итак, она звалась Татьяна»): зачастую мы их употребляем, даже не помня, что это именно Пушкин, а не народное творчество. Если из романа убрать все многократно цитированные фразы вроде «Охота к перемене мест» или «Любви все возрасты покорны», то в общем, ничего, кроме обложки не останется. И это, пожалуй, лучший показатель качества книги и ее важности для русской культуры вообще и каждого жителя России в частности.

Кроме того, это действительно энциклопедия русской жизни (жизни русской элиты, конечно), совершенно без дураков — автор, кажется, умудрился рассказать обо всем, что касалось или могло касаться русского дворянина и тех, кто этого дворянина окружал на протяжении жизни. Внимательно читая роман, можно многое узнать о повседневной жизни правящего класса страны в начале XIX века — детали гардероба, привычки, распорядок дня: все то, что для современников проходит незамеченным в виду их обыденности и всем-известности.

Для меня была очевидна пародийность романа, Пушкин постоянно иронизирует над ожиданиями читателя и издевается над штампами сентиментального романа, что, как мне кажется, сближает его с «Нортэнгерским аббатством» Джейн Остин; он регулярно прерывается на самом интересном месте, подогревая ожидания и намеренно и крайне ловко их эксплуатирует, вставляет самого себя в текст, используя прием якобы отстраненного и якобы объективного наблюдателя, часто отвлекающегося на свою жизнь и свои переживания, и беззастенчиво комментирующего происходящее.

Я проникся. Это действительно шедевр на все времена, без условий и оговорок, остроумно и интересно написанная книга.

Оценка: 10
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Определенно, я расту!

Когда я в первый раз читала Евгения Онегина, мне было 8 лет. Естественно, я мало чего там поняла, зато много запомнила.

В школе его проходили через призму декабристского восстания, вольнодумия и прочей протокольности. Я была звездой. Онегинская строфа, реализм в описании бытовых сцен, двенадцать запланированных глав, из которых в печать вышли лишь девять и небольшой «хвостик» из путешествия. «Энциклопедия русской жизни» по словам Белинского. Семь лет опустошающего труда. Все это было сказано, прочитано, усвоено. «Ленский — восторженный пиит» — его жалко, Онегин — «Герой нашего времени“ — не мог иначе, «Татьяна — милый идеал». Все это проходили, это набило оскомину.

Что я прочитала сейчас?

Во-первых, книгу о своих ровесниках. Встречаемся мы с Онегим в 18 лет и даже есть экскурс в его детство, потом он живет светской столичной жизнью, пресыщается ей и уезжает в деревню. В 26 на дуэли убивает Ленского, три года путешествует по России, и в конце — у ног Татьяны, уже изменившийся и переродившийся душой, в 29 лет.

И тут на ум приходит народная присказка: В 20 лет ума нет — и не будет, в 30 лет жены нет — и не будет, в 40 лет денег нет — и не будет…

Честно, не увидела я в нем декабриста, деятеля или вообще мало-мальски приличную личность. Ему «все скучно», и к Татьяне он потянулся во многом от того, что увидел, как гадкий утенок удачно устроил свою жизнь без него... А это не каждый мужчина может перенести!

Зато мне стала понятна Татьяна. В детстве я считала «да, не то было время, чтобы говорить о разводе, но что же ты плачешь? Торжествуй! Пользуйся! Отомсти за детскую обиду!» Теперь поняла. Нельзя. «Я другому отдана и буду век ему верна», — это манифест. Не суть в том, что правильный она сделала выбор или нет, суть, что выбор сделан. Сознательно. И дальше выбора нет, кроме как в рамках выбранного. Татьяна молодец. Она не дарила надежду Онегину на «может быть, когда-нибудь», или «люблю вас нежнее, чем брата». Нет. Точки расставлены. А плакать... Да, нужно поплакать, погоревать, чтобы отпустить. Онегин больше не герой ее романа. Баста!

Во-вторых, это роман о русской жизни, написанный русским писателем и на русском языке. И если в начале много иностранных слов, ссылок к иностранным авторам, много пояснений (как от самого автора, так и от редакторов), то к концу — язык льется песней, которая не нуждается в пояснениях или переводах. Пушкин вырос? Он созрел! Он окончательно отошел от восторженной романтической лирики своей молодости, где «пел... и нечто, и печальну даль». Он выбрал путь писателя, который описавыет жизнь, как она есть, себя в этой жизни, свое окружение.

И открытый финал — это не заигрывание с публикой, мол додумайте — умрет Евгений от любви или на Кавказе, или в востании... Да не умрет он! И, думаю, Пушкин отлично это знал. Уедет в деревню, примется за очередные преобразования, технику по каталогам выпишет, и все бросит... Или примется писать трактак «О воспитании крестьян» и тоже бросит, или надумает больницу построить, и снова бросит... В общем — заживет обычной жизнью русского помещика, ни влево, ни вправо. И эту рутину описывать — ах, оставьте! Не монтировался Онегин ни с обличением власти, ни с вольным порывом, ни с чем. А с тем, чем монтировался — описывать не интересно.

В-третьих, у меня целая плеяда маленьких открытий.

Не Ленский отражение Пушкина, а все трое, а может и больше героев. И если уж на то пошло, то Татьяна больше похожа на своего создателя — детством, любимыми занятиями, восприимчивостью.

Роман — энциклопедия, и даже не просто русской жизни, хотя и это, но и литературный справочник. Пушкинисты насчитали упоминание порядка 500 имен — от романтических писателей до полит-экономов, деятелей искусства и политики.

Режиссерская работа Пушкина на высоте! Чередование крупных планов и общих кадров, печальных моментов с откровенно веселыми, и исторические очерки, и личные переживания, и народная культура!

Вся последующая литература — несет в себе отпечаток «Евгения Онегина», а некотопые произведения видятся мне теперь конкретно фанфиками на него. «Обломов» — суть Онегина, «Обыкновенная история» — Ленский, «Анна Каренина» — другая Татьяна. И это только столпы. А Слава Сэ со своей любовью к женским коленкам существенно уступает Пушкину в любви к женским ножкам.

Я не жалею, что перечитала произведение из школьной программы. Странным образом оно помогло мне восстановить равновесие и покой в собственной душе, разобраться в чувствах, откалибровать цели. Люблю эту книгу! И обязательно перечитаю еще не один раз!

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Онегин, добрый мой приятель...

Так я Евгения Онегина и воспринимаю. Пушкин сделал всё, чтобы его герои стали близкими людям любой эпохи. Они живут трудно, мучаются теми же проблемами, что и мои друзья, пытаются их разрешить, причём иногда глупо и неумело, настолько, что потом самим жизни нет. В общем, всё как у обычных людей.

Евгений Онегин — светский щёголь, представитель золотой молодёжи, воспитанный лентяем, которому любой «труд упорный был тошен», зато познавший науку «страсти нежной», — вдруг понимает, что «жизни мишура» ему наскучила, переселяется в деревню. Поначалу свежий воздух, пейзажи, забота об имении развлекали повесу, но потом и это наскучило. Вот эта вечная скука, хандра, сплин делали Онегина таким привлекательным для меня, когда я училась в 9 классе. Я досконально помню, что украшало кабинет философа в осьмнадцать лет, я помню, что он ел, какие смотрел спектакли, какие читал книги. Я вижу будто наяву «и лорда Байрона портрет, и столбик с куклою чугунной», и книги, в которых Евгений пытался найти ответы на мучившие его вопросы, и романы, заменявшие всё Татьяне. Помню его письмо к Татьяне, и мне хочется верить, что он любит по-настоящему.

Да, я помню и об остальных персонажах, и к каждому из них отношусь особо: Татьяну понимаю, она тихая, гордая, глубокая натура, и очень красивая, как оказалось потом; Ленского мне жаль — он неотмирный какой-то, нежизнеспособный, тенор, так сказать, невозможный в настоящей жизни; Ольгу — да не осуждаю даже, обычная девушка, каких тысячи, слишком заурядная, чтобы страдать по-настоящему. А ещё Зарецкий, Дмитрий Ларин, мать Татьяны и Ольги...

Я очень долго не могла понять, почему Пушкин бросил своих героев, как он мог так поступить с ними, которым дал жизнь, но не дал счастья? А потом поняла: они вырвались из-под его власти: «Представьте, что учудила моя Татьяна, — взяла да и вышла замуж!» — писал он. И сам был в недоумении. Вырвались и стали просто жить. А в жизни хеппи эндов не бывает.

Вот и обожаю этот роман, полный деталей, написанный лёгким, летящим языком, заставляющий понимать простые и сложные вещи, а меня ещё заставивший листать энциклопедии и комментарии, чтобы узнать о тех именах и явлениях, о которых я до прочтения этой книги понятия не имела! Так и открывала я мир XIX века, училась отличать его от других. «Энциклопедия русской жизни» — навязло на зубах, но ведь правда!

Так легко и так трагично, как может быть только в жизни.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое впечатление от этой книги я получил в школе. Я посчитал Татьяну совершенством. И знаете почему? Смешно сказать. Потому, что она не дала Онегину.

А дело-то совсем в другом! В том, что она хотела, чтобы Онегин ее всю жизнь любил! И прекрасно понимала, что эта любовь быстро улетучится, если его страсть будет удоволетворена. Она будет низведена на уровень пошлой женщины и он решит свою проблему за ее счет. Она хотела честных и достойных отношений с любимым человеком, но он ее отверг. А теперь честные и достойные отношения невозможны. Возможно только удовлетворение его похоти за счет несчастья других людей. Которые, между прочим, ни в чем не виноваты.

В этом нет никакого героизма, в отличие от того, что обычно думают. Зато тут присутствует УМ. Это прекрасный образ праведницы, которая любит, но думает головой, а не другим местом. Оттого и любовь ее ценна. Это не разврат и не рукоделье от безделья.

По сути, это роман о противоборстве мужской и женской любви. Женщина одерживает убедительную победу, а вместе с ней — Добродетель, Порядочность и Здравый Смысл.

Если вы внимательно читали, то не могли не заметить, что Татьяна отказывает не ради социального статуса или удовлетворения тщеславия; она не торжествует, а горюет, страдает. Потому что ей не удалось соединиться в союзе с любимым человеком.

Но виноват в этом Онегин. Он повел свою линию. Повел по-мужски, и вот к чему это привело! А счастье было так возможно, так близко! И теперь Татьяна не хочет окончательно втоптать в грязь чувства их обоих. Ведет линию по-женски, чтобы сохранить чистоту и высоту своей любви. Это самое естественное поведение умной женщины.

А мужчине нужно смирение перед фактом, что ему никогда не понять женщину, незачем ее подавлять, а нужно ей довериться. Самое трудное тут — найти такую.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Старая добрая классика..

Онегин, надобно сказать — удивительная личность. Давно нагулявшийся мальчик, которому все надоело, и как выход — заточение в деревне, уединение и покой. Я думаю, Евгений был просто не готов к тому, что его полюбят. Он приехал за отдыхом и покоем, ведь после разгульной жизни он понял, что спокойствие жизненно необходимо. А тут Татьяна со своей влюбленностью. И,знаете, Евгений же ведь оставил Татьяну и не воспользовался ею не только потому, что хотел показаться благородным, но и потому, что ему надоели маленькие юные девственницы (да простит меня Татьяна!). А потом он опять соскучился по приключениям и (оппаньки!) он встречает Татьяну...

Сама Татьяна мне очень даже симпатична. Она холодна, и этим привлекает больше, чем Ольга. Мне больше всего понравилась любовь Татьяны. Ведь она не стала кричать всему свету 'я люблю его'; не стала замыкаться на неудаче; несмотря на свой характер, нашла достойного любящего мужа; занялась собой. Она превратилась в настоящую девушку-королевну.

А вот Ленский мне нравится больше, чем Евгений. Наверно, это потому, что он менее искушен. Огорчает то, что Владимир погиб из-за Евгения. А точнее — потому что Онегину было скучно... Но, правда, надо отдать должное Пушкину — тут он показывает натоящего Евгения, его настоящие чувства.

Но, надо сказать, несмотря на характеристику главного персонажа, произведение 'Евгений Онегин' одно из тех произведений, которое я буду перечитывать, когда стану взрослой.

Браво, Александр Сергеевич!

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не надеясь, что старшеклассники прочтут первоисточники, я им просто пересказываю программные произведения. Книгу за книгой. Но сразу предупреждаю, что две, только две вещи не поддаются пересказу в принципе. Это «Горе от ума» и «Евгений Онегин». Кто русский — тот прочтёт, остальным — необязательно.

Прочитывают! После этих двух книг берутся и за третью, и за четвёртую...

А «Онегина» один вундеркинд мне пересказал так: «Он её не любил потому, что был крутой, и полюбил, когда она стала ещё круче!»

Афоризм!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я не большой поклонник поэзии, как литературного стиля, так что отзыв будет не столь эмоционален и радостен. Могу сказать только одно весьма однозначно — «Евгений Онегин» значимое произведение русской литературы, и как исторически — социальное явление. Весьма хорошее описание русского склада характера и ума. Произведение написано на высшем уров с психологически проработанными героями, противопоставлениями и сюжетными ходами. Только за талант уже можно ставить 10.

P.S.«Эмоций и слов написать дельный отзыв было очень много. А на деле вышло совсем скупо»

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Эта книга по праву названа энциклопедией русской жизни. Я бы развил эту мысль и назвал бы её криптоэнциклопедией. Многие вещи у Александра Сергеевича не досказаны. На них писатель только намекает. Роман необходимо не только читать, но и изучать. Приведу в доказательство один цитату из книги Одинцова «Лингвистические парадоксы»:

«Понятен ли Пушкин современному читателю? Этот вопрос впервые поставил В. Брюсов в 1918 г. Он писал: «Понимаем ли мы Пушкина? Большинство ответит, что Пушкин всем понятен в отличие от декадентов и футуристов, и это будет неверно. Для «среднего» читателя в сочинениях Пушкина три элемента «непонятности». Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта и т.п. ...Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление... В-третьих, необходимо знать все миросозерцание Пушкина...»

В самом деле, читая об отъезде Лариных в Москву (VII глава «Евгения Онегина»), мы мало обращаем внимания на строки:

На кляче тощей и косматой

Сидит форейтор бородатый...

Нам безразлично, были ли у форейтора усы, борода или нет. Но читателю той эпохи эти строки говорили многое. В. В. Вересаев так комментировал это описание: «Почему «бородатый»? Форейторами ездили обыкновенно совсем молодые парни, чаще даже — мальчишки. Вот почему: Ларины безвыездно сидели в деревне и далеких путешествий не предпринимали. И вот вдруг — поездка в Москву. Где уж тут обучать нового форейтора! И взяли старого, который ездил еще лет пятнадцать-двадцать назад и с тех пор успел обрасти бородой. Этим «бородатым» форейтором Пушкин отмечает домоседство семьи Лариных». Пушкин показывает, как провинциально, как смешно выглядел обоз Лариных с горшками, тюфяками, банками варенья, подчеркивает, что и возок-то у них старый, почтенный; форейтор и тот бородатый.»

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Впечатления: Вот за что я обожаю Пушкина, так это за то, как он освещает русские традиции и повседневную жизнь. В такой же восторг меня приводят только описания Толстого с его народными гуляниями и упряжками, летящими по заснеженному полю. Здесь такие же великолепные описания, но только в стихах. Как бы не была я пристрастна к Онегину и неумолима в моей неприязни, но даже мне захотелось присоединиться к нему в санях, прокатиться под порхающим снежком в бобровой шубке и приехать на веселую пирушку, где угощают ростбифом, трюфелями, ананасами, страсбургскими пирогами и, конечно же, пьянящим красным вином:) Ох, умеет дядя Пушкин соблазнить:)

Не могу того же сказать о его персонажах, мне они не пришлись по нраву, зато мне было интересно за ними наблюдать и их изучать. Вот, например, пока читала и мысленно ругала Онегина мне стало любопытно составить его характеристику. Получился не очень то положительный персонаж скажу я вам:) Судите сами. Он эгоистичный, избалованный, ветреный, равнодушный, бесчувственный, черствый, мнительный, ленивый, дерзкий, угрюмый, неуважительный, необщительный, непостоянный повеса, грубиян, гордец, франт, бездельник, сумасброд, искуситель и лицемер. По крайней мере, именно таким он предстает по описанию перед читателем в начале поэмы. Хотя не думаю, что к концу он уж слишком сильно изменился. И что самое страшное во всем этом: этому уставшему от света и от жизни мужчине, познавшему все удовольствия и пороки общества, восемнадцать лет! Поразительно, как можно было за такой короткий срок так себя довести и с какой же необузданностью тогда надо было жить! Но ради справедливости должна отметить, что иногда в благоприятные моменты своей жизни он мог быть и благородным, и дружелюбным, и внимательным, и даже книголюбом:) И все же...я бы многое могла простить Онегину, но Ленского ему никогда не прощу! Настолько зло подшутить над доверившимся ему другом, а потом не пытаться из-за мнения света остановить дуэль и объясниться, помириться в конце концов, и все это накануне свадьбы. Жестокая судьба!

Таня преимущественно оставила у меня по себе положительное впечатление. Я не приветствую её влюбленный порыв с письмом, человеку которого она видела от силы один раз, но вполне отдаю себе отчет, что для такого поступка нужно иметь огромную храбрость. А ещё я её уважаю за то, что слушалась свою семью, не артачилась с замужеством и не дожидалась у моря погоды, то есть своего Онегина, который этого не достоин. Ну и её сила воли, и верность мужу в финале меня всегда восхищали.

Понятное дело, что больше всех мне был приятен и близок Владимир Ленский. Восторженный поэт и дурачок, но тут я оправдываю его неопытностью и молодостью, не сумевший разглядеть легкомысленную кокетку. Было бы ради кого и из-за чего стреляться. Хотя сцена дуэли одна из моих любимых, так же как мне очень нравятся строфы, посвящённые его одинокой могиле у корней двух сросшихся сосен. Трагичная, печальная, но одновременно и романтичная история, достойная пера Гёте.

Итого: Я влюбилась. В пушкинский стиль, в его построение строф, ритм фраз, описание русского быта, селений, бала, чувств. Я нашла по второму прочтению эту поэму более откровенной, пронзительной, грустной, волнующей и заставляющей задуматься. Если раньше я концентрировалась лишь на любовной линии, то теперь внимательно вчитывалась в каждую строчку, получала удовольствие от поэтичности и красоты стихов, ловила тайный смысл и те слова, которые хотел передать через строфы автор. Не знаю, что так на меня повлияло, то ли настроение было подходящее и душа жаждала поэзии, то ли визуализация на сцене помогла, но определённо теперь «Евгений Онегин» отправляется в любимое. А я с удовольствием продолжаю знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На свете счастья нет, но есть покой и воля..

Пожалуй этими словами из стихотворения, можно дать исчерпывающую характеристику данному роману. Сказать по правде, я верю что в жизни, как бы то ни было, каждый получает то чего заслуживает. Конечно, — на аллаха надейся, а верблюда привязывай...(с), но тем не менее.. Также и Онегин. По большому счету получи, то, что заслуживал... Этот персонаж симпатии совершенно не вызывает. Жил беззаботной жизнью, играл человеческими взаимоотношениями, не заботился о последствиях, убил друга из-за пустяка фактически.... Думаю у Пушкина получился свой автопортрет)) Не секрет что Пушкин, здравомыслием скажем так, тоже не отличался.. Мягко говоря. Это его уже потом идеализировали.. Гораздо большую симпатию вызывает его друг, тот самый, которого Онегин застрелил.. Благородный, здравомыслящий.. Ну а Татьяна, как сказал Шерлок Холмс «Леди! Леди во всем!!»

На мой взгляд, данный роман в стихах, нельзя читать по принуждению. Именно поэтому, я так не любил его в школе. Его нужно читать тихо, спокойно, не торопясь.. Вот тогда ты в полной мере сможешь им насладиться.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх