Александр Пушкин «Евгений Онегин»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
«Евгений Онегин», который В.Г. Белинский назвал «энциклопедией русской жизни», занимает центральное место в творчестве А.С. Пушкина. Над этим романом в стихах поэт работал более восьми лет, отразив в нем образ целой эпохи.
Роман написан в 1823-1831 гг.
Отрывки:
- Северные Цветы на 1825 г. (глава II, строфы VII—X).
- Северные Цветы на 1826 г. (гл. II, стр. XXIV—XXIX и XXXVII—XL).
- Северные Цветы на 1827 г. (гл. III, стр. XVII—XX и письмо Татьяны).
- Московский Вестник, 1827, № XX (гл. IV, стр. I—IV).
- Московский Вестник, 1828, № II (гл. IV, стр. XXVII—XXX).
- Северные Цветы на 1830 г. (гл. VII, стр. I—IV).
- Московский Вестник, 1828, № I (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV—LIII).
- Северная Пчела, 1828, № 17 (гл. VII, стр. XXXVI—XXXVIII и XLIV — LIII).
- Литературная Газета, 1830, № 1 (Путешествие Онегина, стр. 16—19).
- Московский Вестник, 1827, № VI (Путешествие Онегина, стр. 20—29).
- Пушкинские места, 1936.
Полные издания: 1833 г., 1837 г.
В произведение входит: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Хрестоматия по русской литературе», 1999 г.
— антологию «Пророчество и указание», 2005 г.
— энциклопедию/справочник «Подробный иллюстрированный комментарий к роману в стихах «Евгений Онегин», 2020 г.
Экранизации:
— «Онегин» 2024, Россия, реж. Сарик Андреасян
- /языки:
- русский (277), английский (7), французский (2), украинский (1), болгарский (1), сербский (1), турецкий (2), абхазский (1)
- /тип:
- книги (268), аудиокниги (24)
- /перевод:
- Ж.-Л. Баке (1), В. Бальмонт (2), С. Гюрсес (2), Б. Дойч (1), М. Исаев (1), М. Ласуриа (1), Н. Насакина (1), М. Павич (1), М. Рыльский (1), Дж. Фейлен (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aryan, 30 июня 2014 г.
Из воспоминаний моей матери: самый конец 50х, Баку, компания подружек бежит в кино на фильм-оперу «Евгений Онегин». По пути они встречают еще одну подружку и уговаривают ее пойти в кино с ними. Она соглашается, но просит не рассказывать ей, чем все закончилось, чтобы не испортить впечатление от фильма... (Тут мать делала выразительную паузу, а иногда еще и закатывала глаза :).
Из моих воспоминаний: 90е годы, в Петергофе (или в Царском Селе, уже не помню) Михаил Ульянов садится на садовую скамейку, чуть поворачивается к камере и спокойно, даже обыденно, тем голосом, которым вы скажете «Молоко закончилось, схожу, пожалуй, куплю», произносит «Мой дядя самых честных правил...». И дальше почти час он волшебно читает первую главу «Евгения Онегина». Без «выражения», без малейшей театральности, без малейшей фальши — именно так, как и воспринимается этот чудесный текст в зрелые годы.
Может быть, и нужно столкнуться с великой вещью в детстве, в школе, уже понимая, что это очень хорошо, но еще совсем не понимая — насколько это гениально. Mорщить нос из-за «учить монолог Татьяны наизусть» и пролистывать пейзажные зарисовки, чтобы скорее закончить книгу. Чтобы понять, что ты читаешь — 30 лет спустя. Чтобы вдруг понять, насколько это просто написано, насколько полно достоинства — и героев, и автора. И как это великое достоинство без малейшей тени фальши и морализаторства, полное юмора и доброжелательности, принимает тебя в свой круг, когда ты уже взрослый. И насколько польщенным, смущенным и совершенно по-детски восхищенным этим подаренным тебе «равенством» ты себя чувствуешь в этот миг — когда Пушкин садится напротив тебя, берет чашечку кофе и начинает свой спокойный, насмешливый рассказ.
alekscooper, 15 июня 2022 г.
По идее, с течением времени суждения должны быть спокойнее, а впечатление выражаться более замысловатой лексикой, а мне по-прежнему хочется сказать коротко и просто: это охрененное произведение. Просто невероятно охрененное.
Не знаю, кстати, некоторые, вот, жалуются на школу, а я устойчиво помню, что в начальной школе мы заучивали отрывки из «Евгения Онегина» с описанием природы, все эти гонимы вешними лучами (вот хрен знает сколько лет прошло, а я всё помню, что один одноклассник у доски сказал «гОним вешними лучами», и учительница его с той ещё советской непосредственностью и прямолинейностью перебила и простебала, дескать, «гоним, гоним, не догоним»), потом ещё что-то в средней школе, а уже в 10-ом заучивали, конечно, письма, причём, их заучивали, конечно, по гендерному признаку, но я тут слегка оставил патриархат и выучил письмо Татьяны.
Со временем, конечно, когда уже сюжет знаешь наизусть, больше интересны всякие детали и обстановка. И очень жаль, что советское литературоведение у нас выкинули, потому что нельзя отрицать, что русская классика, как ни крути — это прекрасная летопись нихренанеделания и паразитизма дворянского класса. Это потом замечательно всё достигло кульминации у Чехова, который, на самом деле, орёт со страниц, что господа, вы только жрёте, иногда сношаетесь и говорите пошлости и всё, всё у вас лишено смысла. И вот эта скука, это безделье берут начало у Пушкина и Грибоедова, все эти фамусовы и прочие, хоть и написаны с обаянием и с авторской любовью, но ведь страшные же паразиты. И у Гоголя, они же, конечно, все уже мертвы, все эти помещики, пустота, такая пустота, что страшно.
Ладно, я что-то увлёкся. Роман уже разобрали, описали каждую деталь, разъяснили, что такое облучок и вастистдас. И это правильно. Читать, читать, читать классику. Может, когда-нибудь научимся жить деятельно, не скучать, не говорить пошлости.
strannik102, 6 марта 2020 г.
Друзья Людмилы и Руслана, с героем моего романа...
Думается, что школьный курс литературы должен был бы если не напрочь убить любовь к чтению русской классической литературы, то как минимум просто отвратить от чтения того, что было «пройдено» в школьные годы чудесные. По крайней мере, в среде читающих бытует стойкое мнение и, возможно, даже убеждение в этом. Однако же вот тот самый конкретный пример, который ничего не доказывает и не опровергает, однако входит в статистику — многие произведения из школьной программы мною с удовольствием периодически перечитываются, а некоторые программные авторы и просто стали любимыми (Н. Гоголь, Л. Толстой, А. Чехов…).
С послеокончания школы это, наверное, уже третье, а может и четвёртое перечитывание пушкинского романа в стихах. И каждый раз находятся новые нотки и открываются дополнительные оттенки как в смыслах пушкинских строк, так и в красотах пушкинского поэтического языка. И с глубоким чувством узнавания читаешь наново то, что когда-то давно старательно учили наизусть или просто зачитывали на уроках по ролям. Но и с не меньшим чувством проникновения в пушкинские строки читаешь те строфы, которые в твоей со школьных времён хранимой книжке никак и никем (а по ней учились в школе и все твои трое ребят, и тоже оставили свои карандашные пометки и ремарки на полях) не отмечены и не помечены — от того, что классическая школьная литературная педагогика не отнесла эти строфы к каким-то особым и значимым, они не перестали быть таковыми. И радуют твою читательскую душу не менее, чем донельзя знакомые и любимые строчки письма Татьяны к Онегину или строфы о русской зиме, или поэтический рассказ о сне Татьяны в святочные дни и ночи.
В общем, в очередной, третий или четвёртый раз получил истинное наслаждение от чтения одного из самых программных и школьнопроходимых произведений классической русской литературы. И в очередной раз убедился, что Пушкин — наше всё!
Polyphem, 4 марта 2023 г.
Как и многие другие, я не оценил «Евгения Онегина» во время учёбы в школе. Честно признаюсь, никогда не понимал, почему Онегин «лишний человек». И вообще очень раздражает догматическое преподавание литературы в школе, что вызывает в учениках только отвращение и отбивает всякое желание когда-то позже, в зрелом возрасте, ещё раз ознакомиться (но уже по-настоящему) с культовыми произведениями классической литературы. Несомненно, чтобы понять «Евгения Онегина» надо обладать жизненным опытом.
«По-настоящему» (то есть уже вникнувши и оценивши поэму) прочитал «Онегина» только на третьем курсе. До этого читал разок, но вскользь да и то больше наслаждаясь приятным стилем автора.
Читать поэму ради сюжета бессмысленно — очень разочаруетесь! Читать надо ради языка, деталей и персонажей. Очень занимательно разбирать психотипы Онегина, Ленского, Татьяны и прочих. Я читал поэму 5 или 6 раз и каждый раз предо мной они предстают в новом свете. Я до сих не пор смогу ответить, является ли Онегин положительным или отрицательным персонажем. Он — сложная личность, как и мы всё, совершающая хорошие и плохие поступки. В этом его правдивость.
Не перестаю удивляться, как цензура в то время вообще допустила «Евгения Онегина» к печати! Это при всём вольнодумстве Пушкина и том, что он в свою поэму зашифровал всякие откровенно «неприличные» вещи
По моему скромному мнению, поэма Пушкина ничуть не потеряла актуальности, кто бы что не говорил. Конечно, многое изменилось с тех времен. Но «Онегиных» можно и сегодня наблюдать в достаточном количестве, которые потерялись и не знают чем заняться.
Жемчужина русской литературы!
P.S. Очень люблю слушать прочтение «Евгения Онегина» Сергеем Юрским (сохранились записи 1-ой и 2-ой главы 60-ых годов в его исполнении). Он читает чудесно! Может быть, перед первым прочтением следует сначала прослушать именно это и только потом браться читать поэму.
P.S.S. Для любителей поэмы есть классный комментарий Юрия Лотмана, в котором разобрана практически каждая существенная деталь. Очень было занимательно читать про дворянскую жизнь ранней николаевской эпохи.
Bassman2003, 7 сентября 2022 г.
И добавить нечего: классика. Любимая многими русскими (да и вообще любого человека планеты) произведение. Пушкинский слог удивляет. Книга заставляет гордиться русским языком даже таким испорченным забугорными словами и уровнем мышления. Ну ничего, и не через такое проходили. А хочется сказать вот что: читайте классику (особенно Пушкина), второго такого не будет. Читайте пока не поздно, пока ещё можно. Пушкин не только писатель и поэт — но ещё и гениальный шифровальщик. Ищите, копайте, развивайтесь.
zotovvg75, 17 октября 2022 г.
Только великое произведение великого поэта может волновать душу читателей на протяжении многих лет. Сама душа является также великой и таинственной субстанцией и то, что входит с ней в резонанс доказывает свою родственную природу. Вот именно в этой гармонии я вижу огромную значимость данного великолепного романа в стихах, что символизируют и слова на памятнике Пушкину: « И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал».
Человеческие характеры всегда являются объектом рассмотрения классиков, так как интересней человека ничего на свете нет. Талант писателя наслаивает на эту основу бытовые обстоятельства, картины природы, общественные коллизии и произведение затягивает нас при чтении, а также оставляет свой след на всю жизнь. «Евгений Онегин» безусловно относится к числу таких книг. Но впрочем здесь людские характеры являются для Пушкина в своем главном предназначении средством для выражения величавости, богатства, огромного внутреннего содержания русского языка, способного в своих оборотах показать то, что в принципе очень трудно выразить словами: чувства, ощущения, зыбкие надежды, неясные мечты, предугадывание непознанного. Все это вплетено поэтом в строки романа, за это мы любим данное шедевриальное произведение душою, интеллектом, инстинктом.
Но вместе с этим Пушкину удается показать и замечательные человеческие образы, вошедшие в анналы нашей классики. Роман изобилует множеством различных людских типажей, главный из которых конечно же художественный образ Евгения Онегина. Автор в тексте напрямую говорит о своей дружбе с Онегиным (естественно только на строках произведения), они сошлись на почве жизненной неудовлетворенности. Но Онегин всегда был для меня далек от романтического идеала восстающего против пошлости светской жизни, да и Пушкин определенно говорит о обычной хандре, заставившей его героя разочароваться в жизни. Так что здесь явно не идет речь о философском поиске себя со сложными моральными запросами. Дальнейшие деяния Евгения и вовсе нелицеприятны, здесь явно попахивает эгоизмом и подлостью, вылившимися в трагедию. Вот Ленский мне гораздо ближе и понятнее. Это восторженный романтик, готовый свернуть горы и познать цель жизни с ее великими чудесами. Мне всегда импонировали подобные наивные мечтатели, еще не сломленные суровыми жизненными реалиями и кажется, что Пушкин также симпатизирует Ленскому, хотя прямо об этом не говорит.
А вот кто явно близок поэту, так это Татьяна, являющаяся идеализированным образом женщины, немного странным и загадочным, но ведь такой и должна быть истинная женщина. Но и идеализированный персонаж всегда имеет право на существование, ведь сам Пушкин писал: «Цель художества-идеал». И Александр Сергеевич сталкивает в романе возвышенную натуру Татьяны с мрачным, холодным характером Онегина, которому наивная девушка прикрепляет рыцарский образ своих девичьих мечтаний. К сожалению жизнь всегда идет в разрез с душевными порывами человека и в концовке произведения мы видим уже совсем другую Татьяну-неприступную, холодно-учтивую светскую даму. Конечно это все-таки маска, хотя Татьяна и признается: «Онегин, я тогда моложе, я лучше кажется была». И большинство читателей помнят именно ту, молодую Таню, живущую в своем интимном внутреннем мире.
Вот так перед взором многих поколений поклонников творчества Пушкина проходят классические образы Онегина, Татьяны, Ленского. Эти образы строят сложные цепочки восприятий, ассоциаций, представлений, ведь «Евгений Онегин» стал неотъемлемой частью культурной составляющей жизни человека. В школе мы впервые читали роман как тяжкую необходимость, повзрослев уже подходи к чтению осмысленно и увлеченно. Но ясно одно, «Евгений Онегин» непременно остается в числе тех произведений, которые всегда идут вместе с читателем по жизни, составляя нетленный фонд золотой русской классической литературы.
Адажио, 1 июня 2017 г.
Определенно, я расту!
Когда я в первый раз читала Евгения Онегина, мне было 8 лет. Естественно, я мало чего там поняла, зато много запомнила.
В школе его проходили через призму декабристского восстания, вольнодумия и прочей протокольности. Я была звездой. Онегинская строфа, реализм в описании бытовых сцен, двенадцать запланированных глав, из которых в печать вышли лишь девять и небольшой «хвостик» из путешествия. «Энциклопедия русской жизни» по словам Белинского. Семь лет опустошающего труда. Все это было сказано, прочитано, усвоено. «Ленский — восторженный пиит» — его жалко, Онегин — «Герой нашего времени“ — не мог иначе, «Татьяна — милый идеал». Все это проходили, это набило оскомину.
Что я прочитала сейчас?
Во-первых, книгу о своих ровесниках. Встречаемся мы с Онегим в 18 лет и даже есть экскурс в его детство, потом он живет светской столичной жизнью, пресыщается ей и уезжает в деревню. В 26 на дуэли убивает Ленского, три года путешествует по России, и в конце — у ног Татьяны, уже изменившийся и переродившийся душой, в 29 лет.
И тут на ум приходит народная присказка: В 20 лет ума нет — и не будет, в 30 лет жены нет — и не будет, в 40 лет денег нет — и не будет…
Честно, не увидела я в нем декабриста, деятеля или вообще мало-мальски приличную личность. Ему «все скучно», и к Татьяне он потянулся во многом от того, что увидел, как гадкий утенок удачно устроил свою жизнь без него... А это не каждый мужчина может перенести!
Зато мне стала понятна Татьяна. В детстве я считала «да, не то было время, чтобы говорить о разводе, но что же ты плачешь? Торжествуй! Пользуйся! Отомсти за детскую обиду!» Теперь поняла. Нельзя. «Я другому отдана и буду век ему верна», — это манифест. Не суть в том, что правильный она сделала выбор или нет, суть, что выбор сделан. Сознательно. И дальше выбора нет, кроме как в рамках выбранного. Татьяна молодец. Она не дарила надежду Онегину на «может быть, когда-нибудь», или «люблю вас нежнее, чем брата». Нет. Точки расставлены. А плакать... Да, нужно поплакать, погоревать, чтобы отпустить. Онегин больше не герой ее романа. Баста!
Во-вторых, это роман о русской жизни, написанный русским писателем и на русском языке. И если в начале много иностранных слов, ссылок к иностранным авторам, много пояснений (как от самого автора, так и от редакторов), то к концу — язык льется песней, которая не нуждается в пояснениях или переводах. Пушкин вырос? Он созрел! Он окончательно отошел от восторженной романтической лирики своей молодости, где «пел... и нечто, и печальну даль». Он выбрал путь писателя, который описавыет жизнь, как она есть, себя в этой жизни, свое окружение.
И открытый финал — это не заигрывание с публикой, мол додумайте — умрет Евгений от любви или на Кавказе, или в востании... Да не умрет он! И, думаю, Пушкин отлично это знал. Уедет в деревню, примется за очередные преобразования, технику по каталогам выпишет, и все бросит... Или примется писать трактак «О воспитании крестьян» и тоже бросит, или надумает больницу построить, и снова бросит... В общем — заживет обычной жизнью русского помещика, ни влево, ни вправо. И эту рутину описывать — ах, оставьте! Не монтировался Онегин ни с обличением власти, ни с вольным порывом, ни с чем. А с тем, чем монтировался — описывать не интересно.
В-третьих, у меня целая плеяда маленьких открытий.
Не Ленский отражение Пушкина, а все трое, а может и больше героев. И если уж на то пошло, то Татьяна больше похожа на своего создателя — детством, любимыми занятиями, восприимчивостью.
Роман — энциклопедия, и даже не просто русской жизни, хотя и это, но и литературный справочник. Пушкинисты насчитали упоминание порядка 500 имен — от романтических писателей до полит-экономов, деятелей искусства и политики.
Режиссерская работа Пушкина на высоте! Чередование крупных планов и общих кадров, печальных моментов с откровенно веселыми, и исторические очерки, и личные переживания, и народная культура!
Вся последующая литература — несет в себе отпечаток «Евгения Онегина», а некотопые произведения видятся мне теперь конкретно фанфиками на него. «Обломов» — суть Онегина, «Обыкновенная история» — Ленский, «Анна Каренина» — другая Татьяна. И это только столпы. А Слава Сэ со своей любовью к женским коленкам существенно уступает Пушкину в любви к женским ножкам.
Я не жалею, что перечитала произведение из школьной программы. Странным образом оно помогло мне восстановить равновесие и покой в собственной душе, разобраться в чувствах, откалибровать цели. Люблю эту книгу! И обязательно перечитаю еще не один раз!
Изенгрим, 20 июня 2016 г.
Давненько я не брал в руки шашек... В смысле — не читал книг из школьного курса русской классической литературы. Строго говоря, я вообще не уверен, что читал Евгения Онегина даже в школе. Узнаваемость текста в данном случае ничего не дает — книгу за последние двести лет качественно раздербанили на афоризмы, устойчивые выражения и даже пословицы (начиная от «Мой дядя самых честных правил» и до «Итак, она звалась Татьяна»): зачастую мы их употребляем, даже не помня, что это именно Пушкин, а не народное творчество. Если из романа убрать все многократно цитированные фразы вроде «Охота к перемене мест» или «Любви все возрасты покорны», то в общем, ничего, кроме обложки не останется. И это, пожалуй, лучший показатель качества книги и ее важности для русской культуры вообще и каждого жителя России в частности.
Кроме того, это действительно энциклопедия русской жизни (жизни русской элиты, конечно), совершенно без дураков — автор, кажется, умудрился рассказать обо всем, что касалось или могло касаться русского дворянина и тех, кто этого дворянина окружал на протяжении жизни. Внимательно читая роман, можно многое узнать о повседневной жизни правящего класса страны в начале XIX века — детали гардероба, привычки, распорядок дня: все то, что для современников проходит незамеченным в виду их обыденности и всем-известности.
Для меня была очевидна пародийность романа, Пушкин постоянно иронизирует над ожиданиями читателя и издевается над штампами сентиментального романа, что, как мне кажется, сближает его с «Нортэнгерским аббатством» Джейн Остин; он регулярно прерывается на самом интересном месте, подогревая ожидания и намеренно и крайне ловко их эксплуатирует, вставляет самого себя в текст, используя прием якобы отстраненного и якобы объективного наблюдателя, часто отвлекающегося на свою жизнь и свои переживания, и беззастенчиво комментирующего происходящее.
Я проникся. Это действительно шедевр на все времена, без условий и оговорок, остроумно и интересно написанная книга.
Error, 2 июля 2017 г.
Я не большой поклонник поэзии, как литературного стиля, так что отзыв будет не столь эмоционален и радостен. Могу сказать только одно весьма однозначно — «Евгений Онегин» значимое произведение русской литературы, и как исторически — социальное явление. Весьма хорошее описание русского склада характера и ума. Произведение написано на высшем уров с психологически проработанными героями, противопоставлениями и сюжетными ходами. Только за талант уже можно ставить 10.
P.S.«Эмоций и слов написать дельный отзыв было очень много. А на деле вышло совсем скупо»
Sawwin, 6 сентября 2013 г.
Какое счастье, что в школьные годы я сумел уклониться от обязательного прочтения «Евгения Онегина«! Школа прекрасно умеет отвращать от чтения. Сидел бы сейчас дурак-дураком и морщил нос при виде величайшего произведения. А так, впервые прочёл «Онегина» в двадцать лет и с тех пор читаю постоянно. Читайте и перечитывайте, но только по душевной склонности. Великое не терпит принуждения.
Доберман, 26 мая 2016 г.
Первое впечатление от этой книги я получил в школе. Я посчитал Татьяну совершенством. И знаете почему? Смешно сказать. Потому, что она не дала Онегину.
А дело-то совсем в другом! В том, что она хотела, чтобы Онегин ее всю жизнь любил! И прекрасно понимала, что эта любовь быстро улетучится, если его страсть будет удоволетворена. Она будет низведена на уровень пошлой женщины и он решит свою проблему за ее счет. Она хотела честных и достойных отношений с любимым человеком, но он ее отверг. А теперь честные и достойные отношения невозможны. Возможно только удовлетворение его похоти за счет несчастья других людей. Которые, между прочим, ни в чем не виноваты.
В этом нет никакого героизма, в отличие от того, что обычно думают. Зато тут присутствует УМ. Это прекрасный образ праведницы, которая любит, но думает головой, а не другим местом. Оттого и любовь ее ценна. Это не разврат и не рукоделье от безделья.
По сути, это роман о противоборстве мужской и женской любви. Женщина одерживает убедительную победу, а вместе с ней — Добродетель, Порядочность и Здравый Смысл.
Если вы внимательно читали, то не могли не заметить, что Татьяна отказывает не ради социального статуса или удовлетворения тщеславия; она не торжествует, а горюет, страдает. Потому что ей не удалось соединиться в союзе с любимым человеком.
Но виноват в этом Онегин. Он повел свою линию. Повел по-мужски, и вот к чему это привело! А счастье было так возможно, так близко! И теперь Татьяна не хочет окончательно втоптать в грязь чувства их обоих. Ведет линию по-женски, чтобы сохранить чистоту и высоту своей любви. Это самое естественное поведение умной женщины.
А мужчине нужно смирение перед фактом, что ему никогда не понять женщину, незачем ее подавлять, а нужно ей довериться. Самое трудное тут — найти такую.
KatrinBelous, 9 июня 2017 г.
Впечатления: Вот за что я обожаю Пушкина, так это за то, как он освещает русские традиции и повседневную жизнь. В такой же восторг меня приводят только описания Толстого с его народными гуляниями и упряжками, летящими по заснеженному полю. Здесь такие же великолепные описания, но только в стихах. Как бы не была я пристрастна к Онегину и неумолима в моей неприязни, но даже мне захотелось присоединиться к нему в санях, прокатиться под порхающим снежком в бобровой шубке и приехать на веселую пирушку, где угощают ростбифом, трюфелями, ананасами, страсбургскими пирогами и, конечно же, пьянящим красным вином:) Ох, умеет дядя Пушкин соблазнить:)
Не могу того же сказать о его персонажах, мне они не пришлись по нраву, зато мне было интересно за ними наблюдать и их изучать. Вот, например, пока читала и мысленно ругала Онегина мне стало любопытно составить его характеристику. Получился не очень то положительный персонаж скажу я вам:) Судите сами. Он эгоистичный, избалованный, ветреный, равнодушный, бесчувственный, черствый, мнительный, ленивый, дерзкий, угрюмый, неуважительный, необщительный, непостоянный повеса, грубиян, гордец, франт, бездельник, сумасброд, искуситель и лицемер. По крайней мере, именно таким он предстает по описанию перед читателем в начале поэмы. Хотя не думаю, что к концу он уж слишком сильно изменился. И что самое страшное во всем этом: этому уставшему от света и от жизни мужчине, познавшему все удовольствия и пороки общества, восемнадцать лет! Поразительно, как можно было за такой короткий срок так себя довести и с какой же необузданностью тогда надо было жить! Но ради справедливости должна отметить, что иногда в благоприятные моменты своей жизни он мог быть и благородным, и дружелюбным, и внимательным, и даже книголюбом:) И все же...я бы многое могла простить Онегину, но Ленского ему никогда не прощу! Настолько зло подшутить над доверившимся ему другом, а потом не пытаться из-за мнения света остановить дуэль и объясниться, помириться в конце концов, и все это накануне свадьбы. Жестокая судьба!
Таня преимущественно оставила у меня по себе положительное впечатление. Я не приветствую её влюбленный порыв с письмом, человеку которого она видела от силы один раз, но вполне отдаю себе отчет, что для такого поступка нужно иметь огромную храбрость. А ещё я её уважаю за то, что слушалась свою семью, не артачилась с замужеством и не дожидалась у моря погоды, то есть своего Онегина, который этого не достоин. Ну и её сила воли, и верность мужу в финале меня всегда восхищали.
Понятное дело, что больше всех мне был приятен и близок Владимир Ленский. Восторженный поэт и дурачок, но тут я оправдываю его неопытностью и молодостью, не сумевший разглядеть легкомысленную кокетку. Было бы ради кого и из-за чего стреляться. Хотя сцена дуэли одна из моих любимых, так же как мне очень нравятся строфы, посвящённые его одинокой могиле у корней двух сросшихся сосен. Трагичная, печальная, но одновременно и романтичная история, достойная пера Гёте.
Итого: Я влюбилась. В пушкинский стиль, в его построение строф, ритм фраз, описание русского быта, селений, бала, чувств. Я нашла по второму прочтению эту поэму более откровенной, пронзительной, грустной, волнующей и заставляющей задуматься. Если раньше я концентрировалась лишь на любовной линии, то теперь внимательно вчитывалась в каждую строчку, получала удовольствие от поэтичности и красоты стихов, ловила тайный смысл и те слова, которые хотел передать через строфы автор. Не знаю, что так на меня повлияло, то ли настроение было подходящее и душа жаждала поэзии, то ли визуализация на сцене помогла, но определённо теперь «Евгений Онегин» отправляется в любимое. А я с удовольствием продолжаю знакомство с творчеством Александра Сергеевича Пушкина.
natbaeva1960, 9 января 2014 г.
Не надеясь, что старшеклассники прочтут первоисточники, я им просто пересказываю программные произведения. Книгу за книгой. Но сразу предупреждаю, что две, только две вещи не поддаются пересказу в принципе. Это «Горе от ума» и «Евгений Онегин». Кто русский — тот прочтёт, остальным — необязательно.
Прочитывают! После этих двух книг берутся и за третью, и за четвёртую...
А «Онегина» один вундеркинд мне пересказал так: «Он её не любил потому, что был крутой, и полюбил, когда она стала ещё круче!»
Афоризм!
daesunglove, 21 января 2015 г.
Старая добрая классика..
Онегин, надобно сказать — удивительная личность. Давно нагулявшийся мальчик, которому все надоело, и как выход — заточение в деревне, уединение и покой. Я думаю, Евгений был просто не готов к тому, что его полюбят. Он приехал за отдыхом и покоем, ведь после разгульной жизни он понял, что спокойствие жизненно необходимо. А тут Татьяна со своей влюбленностью. И,знаете, Евгений же ведь оставил Татьяну и не воспользовался ею не только потому, что хотел показаться благородным, но и потому, что ему надоели маленькие юные девственницы (да простит меня Татьяна!). А потом он опять соскучился по приключениям и (оппаньки!) он встречает Татьяну...
Сама Татьяна мне очень даже симпатична. Она холодна, и этим привлекает больше, чем Ольга. Мне больше всего понравилась любовь Татьяны. Ведь она не стала кричать всему свету 'я люблю его'; не стала замыкаться на неудаче; несмотря на свой характер, нашла достойного любящего мужа; занялась собой. Она превратилась в настоящую девушку-королевну.
А вот Ленский мне нравится больше, чем Евгений. Наверно, это потому, что он менее искушен. Огорчает то, что Владимир погиб из-за Евгения. А точнее — потому что Онегину было скучно... Но, правда, надо отдать должное Пушкину — тут он показывает натоящего Евгения, его настоящие чувства.
Но, надо сказать, несмотря на характеристику главного персонажа, произведение 'Евгений Онегин' одно из тех произведений, которое я буду перечитывать, когда стану взрослой.
Браво, Александр Сергеевич!
dmitras, 27 марта 2016 г.
Эта книга по праву названа энциклопедией русской жизни. Я бы развил эту мысль и назвал бы её криптоэнциклопедией. Многие вещи у Александра Сергеевича не досказаны. На них писатель только намекает. Роман необходимо не только читать, но и изучать. Приведу в доказательство один цитату из книги Одинцова «Лингвистические парадоксы»:
«Понятен ли Пушкин современному читателю? Этот вопрос впервые поставил В. Брюсов в 1918 г. Он писал: «Понимаем ли мы Пушкина? Большинство ответит, что Пушкин всем понятен в отличие от декадентов и футуристов, и это будет неверно. Для «среднего» читателя в сочинениях Пушкина три элемента «непонятности». Во-первых, чтобы вполне понимать Пушкина, необходимо хорошо знать его эпоху, исторические факты, подробности биографии поэта и т.п. ...Во-вторых, необходимо знать язык Пушкина, его словоупотребление... В-третьих, необходимо знать все миросозерцание Пушкина...»
В самом деле, читая об отъезде Лариных в Москву (VII глава «Евгения Онегина»), мы мало обращаем внимания на строки:
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый...
Нам безразлично, были ли у форейтора усы, борода или нет. Но читателю той эпохи эти строки говорили многое. В. В. Вересаев так комментировал это описание: «Почему «бородатый»? Форейторами ездили обыкновенно совсем молодые парни, чаще даже — мальчишки. Вот почему: Ларины безвыездно сидели в деревне и далеких путешествий не предпринимали. И вот вдруг — поездка в Москву. Где уж тут обучать нового форейтора! И взяли старого, который ездил еще лет пятнадцать-двадцать назад и с тех пор успел обрасти бородой. Этим «бородатым» форейтором Пушкин отмечает домоседство семьи Лариных». Пушкин показывает, как провинциально, как смешно выглядел обоз Лариных с горшками, тюфяками, банками варенья, подчеркивает, что и возок-то у них старый, почтенный; форейтор и тот бородатый.»