Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
«Герой нашего времени» по праву считается первым психологическим романом в русской литературе.
В основе повествования — история жизни главного героя, Григория Печорина. Произведение состоит из пяти частей, расположенных не в хронологическом порядке, однако в этом есть своя логика. Писатель постепенно начинает погружать читателя во внутренний мир его героя, циника, прожигателя жизни, ни во что не верящего, противоречивого и неоднозначного.
При всем при этом «Герой нашего времени» — это и философское произведение, ставящее перед читателем важнейшие вопросы о смысле жизни, о роли фатума; это еще и любовный роман, увлекательный, волнующий и трагический.
Написанный в позапрошлом веке «Герой нашего времени», не теряет своей актуальности, потому что в каждом поколении есть свои герои, свои Печорины, свои «лишние люди».
Датируется 1837–1839 гг.
Впервые: 1) Отечественные записки. 1839. No 3. отд. III. с. 167–212. — «Бэла. (Из записок офицера о Кавказе)».
2) Отечественные записки. 1839. No 11. отд. III. с. 146–158 — «Фаталист».
3) Отечественные записки. 1840. No 2. отд. III. с. 144–154 — «Тамань».
4) Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. ч. I и II. Спб.: в типографии Ильи Глазунова и к°, 1840.
5) Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. ч. 1–2. 2-е изд. Спб.: в типографии Ильи Глазунова и к°, 1841.
Предисловие к роману «Герой нашего времени» Лермонтов написал в Петербурге весной 1841г. для второго издания романа.
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (275), английский (3), украинский (1)
- /тип:
- книги (271), аудиокниги (8)
- /перевод:
- О. Кундзич (1), П. Фут (1), М. Шварц (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Dilidi, 4 июня 2024 г.
Да, написано просто и понятно. Роман психологический. Журнал Печорина ведется от 1 лица — удивительно, не правда ли? — так что легко можно понять\прочитать ход его мыслей, его мотивы.
Произведение заставило меня задуматься о красоте и ее роли в обществе. Не будь Печорин таким красавцем, был ли он таким интересным, завлекательным человеком? Или его сочли бы просто за эдакого едкого эгоиста-манипулятора, которого до сих пор, не стыдясь, носит земля? Все-таки, думаю, что Печорину, с его внутренними качествами (ум, сообразительность, честность, в конце-то концов) нетрудно было бы привлечь внимание любого смертного, если бы он захотел. Доказательство тому — Вернер. Вернер некрасив, но дамы находят его интересным благодаря личным качествам.
Так что Печорин был бы интересен обществу в любом виде.
Печорин — персонаж сложный. Он умен, заранее знает the way other people would behave if he'd done some штук. Он потому и ставит себя выше других, что не находит никого себе равного. Все пусты, либо слишком прозрачны, исследованы. Впрочем, исключения есть. Это Вернер, Вера (все на Вэ). С Вернером он ведет хитроумный разговоры о чем-то метафизическом, что окружающие считают бредом. Говорит загадками. Словом, они наслаждаются обществом друг друга. (Не могу сказать дружат, ведь Печорин будет против. Дружба — рабство, помните? В чем-то он прав, несмотря на то что в школе говорили о той самой настоящей дружбе, которая сквозь огонь-воду-медные трубы. Никогда такого не было.) Вера — единственная женщина, которая важна Печорину. (Но Мери занимает там тоже кой-какой уголок, как мне показалось). Мне друг долго доказывал, что Вера по сути управляет действиями Печорина и движет сюжет. Не знаю, не знаю, надо будет перечитать. В конце концов, Вера не смогла заставить Печорина жениться на Мери (но такое сделать не под силу даже богу).
Я восхищаюсь Печориным, считаю его одним из любимых персонажей (Наряду с Онегиным, Скарлетт, Рэттом, де Ла Молем, Коконнасом и тд и тп). В отличие от Онегина — Печорин более реалистичен, как по мне. И если, читая про Онегина, находит легкая, приятная грусть, то скитания Печорина заставляют задуматься и попробовать что-то из его советов (по ухаживанию за дамами, ага). «Зло привлекательно».
Советую читать. Точнее, ОБЯЗАТЕЛЬНО читать!!
P. S. Ставлю 9, так как он был жесток к Мери, Бэле. Сравнение молодой души с цветком — жуть.
Polyphem, 10 марта 2023 г.
«Герой нашего времени» — одна из тех книг, после прочтения которых может появиться любовь к классике и которую каждый раз приятно перечитывать.
Книга написана добротным и лёгким слогом, имеет романтическую линию, занимательный сюжет. Даже непоследовательный с точки зрения хронологии порядок повествования не делает это произведение хуже, а придаёт ему некоторую самобытность.
Из глав, безусловно, являются самым сильными «Княжна Мэри» и «Фаталист», хотя и другие тоже хороши. Дуэль Печорина с Грушницким — то вообще кино! Роман имеет ярких, запоминающихся персонажей. Мне же больше всех понравился Вернер. Его, хоть и не очень содержательные, но наполненные иронией, беседы с Печориным приятно читать. По-моему, Вернер был единственным, с кем Печорин говорил как с равным; кроме того, Вернер понял его сущность.
Сам же Печорин скорее отрицательный, чем положительный персонаж. На то он собственно и «герой нашего времени». Есть анекдот, что Николай I искренне считал, что в заголовке имелся ввиду именно Максим Максимыч. Ну, может быть, Максимыч действительно как верный, смелый и закалённый в боях служака был неподдельным героем. Но в заголовке его точно быть не могло, так как обычно про таких людей никто не пишет, они всегда остаются в тени. Или хотя бы потому, что заголовок романа ироничен, что подтверждает предисловие Лермонтова. Казалось бы, Печорин тоже обладает подобным качествами как и Максим Максимыч, ибо его никто не упрекнёт в трусости, в отсутствии боевых подвигов, что он не служил и так далее.. Но для нас Печорин лишь «герой», т.е. ложный, ненастоящий герой... Наверное от того, что если он и совершал какой-то поступок — и уж тем более подвиг -, то лишь по собственной прихоти, как бы случайно, а не из чувства долга. Героем-то он точно себя не считал. Мораль и совесть — это точно не про Печорина. А вот пустота — это да.
Роман прекрасно передаёт атмосферу Кавказа, где мы чувствуем себя стоящими в речной долине среди высоких, синих гор. После прочтения меня не покидает желание туда ещё раз съездить, сходить в поход, подняться на гору и попить минеральной воды. Чего и вам желаю!
kagury, 30 августа 2023 г.
Я тут решала перечитать (честно говоря, переслушать) «Героя нашего времени». Летом пыталась смотреть относительно новый по нему сериал (который мне категорически не понравился фальшью, которая лезет в глаза), и с ужасом осознала, что хотя мне казалось, я все про эту книгу помню, на самом деле – в памяти только очень общий абрис сюжета, и не более.
Признаюсь в страшном. Поначалу я была очень разочарована. И в первую очередь в себе самой. Часть первая (как помните, это Бэла, Тамань, Максим Максимыч и Журнал Печорина) шла с трудом. Слушала… и понимала, что мне совершенно неинтересно. Живыми казались только короткие соединяющие главы, а вот отдельные повести – совершенно нет. А ведь в школьные годы мне эта книга нравилась! «Какая тоска», — думала я, — «и зачем, зачем это сейчас читать? Какие-то графоманские упражнения».
А потом я добралась до Княжны Мэри, и напрочь забыла, что вначале мне было скучно. После лиричных, медленных и печальных первых повестей, совершенно в духе неторопливого 19 века, вдруг погружаешься в абсолютно современный по темпу и накалу сюжета текст, с ироничными ремарками автора и закрученной интригой, который проглатывается на одном дыхании. И пока дыхание переводишь, дослушиваешь «Фаталиста».
И только потом осознаешь, насколько лаконична и красива композиция всего романа! Как издалека, лениво и небрежно все начинается, как изящны формулировки, как ненавязчиво вставлены цитаты. Это настоящая игра с читателем!
Роман к своему финалу оказался наспех собранным (мной) пазлом, который захотелось сразу же разобрать и сложить заново. То есть, посмотреть еще раз, какие намеки и детали разбросал автор в первой части, и что они добавляют ко второй.
В общем, будете перечитывать, читайте внимательнее :)
Manowar76, 7 августа 2023 г.
Пустые звуки, пустые дни или про уродов и уродов
Периодически читаю классику, реализм. Как максимум — получу удовольствие и шедевр, как минимум — обострённое и усиленное желание вернуться в миры фантастики и фэнтези.
Все три сюжетные части романа посвящены Печорину, «усталому демону», эльтер-эго автора.
Печорину просто нечем было заняться, а ничего, кроме соблазнения простушек, ныряния в чужую кровать и манипуляций недалёкими людьми, герой не умел.
Мерзкий, пустой тип.
Все эти умствования, в которых кто-то пытается найти глубокий смысл — суть пустое.
Стиль книжки мне тоже не зашёл. Какую уж там отточенность находят некоторые читатели?
Композиционно произведение тоже неряшливо. Понятно, что издавалось по частям, а потом было сведено воедино, но всё равно осадочек.
А собрался я прочесть «Героя нашего времени» Лермонтова перед прочтением «Героя иного времени» Акунина, который является парафразом и оммажем книге Лермонтова. Пока читал, натолкнулся на интригующий мэшап «Фаталист» Глебова. Всё то же самое, только с мистикой и мясокровищей. По крайней мере попробую.
Признаю за «Героем» важность, этапность и уникальность, но полюбить роман не смог. А уж читать это в школьной программе — боже упаси.
5(СРЕДНЕ)
Podebrad, 22 января 2021 г.
Идеологически правильные критики XIX века относили Печорина к «лишним людям». Самые радикальные из них называли «лишними» тех, кто не хочет бороться с самодержавием. Чуть менее радикальные считали «лишними» тех, кто в условиях самодержавия не может найти применения своим способностям. Так ведь Печорин в этом смысле как раз не «лишний». Он вполне состоявшийся офицер, не слишком дисциплинированный, зато инициативный, храбрый, умный, прекрасно владеющий оружием. На Кавказе ему самое место.
Теперь о Печорине-человеке. Его главная особенность – он не способен никого любить. Исключение в какой-то мере – Вера, но это пережиток полузабытого юношеского чувства. Даже испытывать симпатию герой нашего времени не способен. Благодаря этой особенности Печорин оказывается не выше окружающих, как нас учили, а хуже их всех. Хуже контрабандистов, драгунского капитана, даже Азамата. Он это сам понимает. И себя, мягко говоря, не любит. Онегин, надо отдать ему должное, себя любил, ценил и уважал, хотя был не глупее Печорина. Но Онегнну и не за что было себя ненавидеть. А Печорину не надо прилагать для нелюбви к себе никаких усилий. Достаточно покопаться в душе. Это он умеет.
У писателя средней руки получился бы, вероятно, заурядный или незаурядный злодей. Гений Лермонтова превратил роман в настоящий шедевр психологической литературы. В русской литературе того времени не найти психологического романа такого уровня. Да и в мировой литературе их можно было пересчитать по пальцам. Печорин по-настоящему живой человек, способный демонстрировать всё богатство человеческой психологии. Только любить не способен, вина это или беда. Наверное, всё-таки вина. Ведь не все же вокруг такие.
strannik102, 11 января 2023 г.
Одиночество (более чем за полтора столетия до сети)
Ну что, методично иду по задуманному маршруту — наново «прохожу» школьный курс литературы, а заодно отечественной и зарубежной классики.
Хотя этот роман проходят пусть и не в нежном, но и не в столь взрослом школьном ещё возрасте, однако для меня он не был убит школьной обязаловкой. А скорее наоборот, сразу попал в разряд любимых. Но фишка заключалась не в том, что я в возрасте 15 лет (пошёл в школу шестилеткой, отсюда и разница с одноклассниками) проник во все глубины психологические и проникся всеми величинами социальными. Всё было проще и банальней: первая любовь, и она звалась Вера, как и молодая замужняя дама в главе «Княжна Мэри». Возник невольный перенос ситуации и конечно не могла не появиться симпатия к личности Печорина и ко всему роману в целом. Вот так порой бывает, что учителя маются с нами, великовозрастными дуреющими от гормонального взрыва балбесами, а природа вмешивается и делает всю нужную работу исподтишка и исподволь.
Конечно, с тех пор (а прошло ни много, ни мало, а полсотня лет) отношение к героям романа и к ситуациям изменилось, исчезла романтическая дымка и фигуры обрели резкость и чёткость. И уже больше внимания обращаешь на какие-то монологи или дневниковые записи самого Печорина или на авторскую речь, характеризующую нашего героя, а также на высказывания и мнения других персонажей романа. И к самому Печорину относишься уже более взвешенно и более трезво, более требовательно, нежели раньше.
В ситуации с Бэлой он попросту повёл себя точно также, как принято вести себя на Кавказе тех времён (вот такая культурная экспансия и культурное влияние со знаком наоборот). В Тамани он тоже из чистого любопытства полез не в своё дело, тем более, что руководствовался симпатией к молоденькой полудикарке, а не интересами службы или дела. И эта глава важна опять же для понимания того, что из себя представлял наш герой, кем он являлся по жизни. Глава «Максим Максимыч» добавляет красок к портрету Печорина — с таким человеком вряд ли захочешь дружить. И права княжна Мэри в следующей главе, которая говорит, что Печорин опасный человек — он сделал несчастной и её, и Веру, и Грушницкого погубил, да и с сослуживцами отношений у него не было нормальных, разве что доктор Вернер к нему относился с пониманием, ибо они были с ним схожи. Однако в «Фаталисте» Печорин доказывает всем, что он вовсе не из трусливого десятка… но может заодно испытывает судьбу, вопрошая её, нужен ли он ещё на белом свете? И ответ кроется двумя главами ранее — нам сообщают, что Печорин умер при возвращении из путешествия.
А теперь пару восторженных слов о радипостановке, которую я слушал: в ролях задействованы великолепные актёры — Баталов и Глузский, Е. Симонова и Кайдановский, Е Герасимов и Старыгин, Удовиченко и Вс. Абдулов — это я только самых известных перечислил. Помимо великолепной актёрской игры спектакль отлично оформлен в звуковом — музыкальном и шумовом — плане. В результате максимально полный эффект присутствия.
Михаэль, 15 мая 2018 г.
О, проза, Классическая Русская Проза! Русская Классика, на удивление небольшой и монолитный свод текстов, надолго (как бы не навсегда...) определивший матрицу российской если не жизни, то уж культуры точно!
Правда за двести ( с позже вышедшими книгами 150-120 лет) условный цикл «Русская Классика» так прилежно изучали, преподавали и «проходили», что читать, воспринимать как просто художественную литературу, разучились начисто.
«Герой нашего времени» один из знаковых романов в культурном феномене Русской Классики.
В своем отзыве я постараюсь максимально далеко отойти и от «школьного» и от «антишкольного» понимания книги и отношения к ней.
Начну издалека, но по древу не буду растекаться.
Есть любопытный феномен (частью которого являюсь и я сам, чего уж...), это фанатские сообщества.
Люди проводят огромное количество времени, и тратят много душевных сил, разбирая, анализируя, вгоняя в систему и выискивая тонкие связи, в книгах, относящихся к беспримесно развлекательному жанру, которые сами авторы часто воспринимают намного легче, чем поклонники.
То есть тончайшие анализы психологии, мотиваций, интертекстуальных связей, культурных отсылок и тп., а в основе — натуральная космоопера с лучевыми мечами, или фэнтези про мужика с вооот такееенной секирой.
Комментарии давно уже по глубине и осмысленности превысили послуживший им основой текст (фильм), но остаются по-прежнему вторичны относительно сделанного на тяп-ляп, чтобы денег зашибить (или в порыве неотрефлесированного полета фантазии) произведения, их вдохновившего.
Теперь же представим, что «Звездные войны» как объект исчезли, а фанатские сайты остались...
Роман Лермонтова лично мне предстает таким же блестящим, тонким, исполненным психологической глубины, социологической наблюдательности и философской мысли, комментарием к подзабытой, и уже при жизни Лермонтова устаревшей эстетике классического Романтизма.
Молодой русский писатель (романтично искавший у себя шотландские корни и не менее романтично видевший своими духовными братьями кавказцев, с которыми воевал), взял Романтизм с его выспренностью, неестественным накалом страстей, фактурными (сейчас сказали бы «комиксовыми») героями, непременным их противопоставлением «мелкому«обществу.
Взял и изложил романтические сюжеты (а каждая глава «Героя» препарирует какой-либо романтический штамп) средствами психологического, реалистичного романа. В романе все — из Романтизма. И только Печорин — настоящий. А еще Печорин — честный. Рисовке он не чужд, но он же еще так молод, так что большей рисовкой было бы полное ее отсутствие. В «обдирании» внутренней жизни от всевозможных клише, которыми мы обычно себя оправдываем в своих же глазах, и себе же рассказываем истории про себя, Лермонтов достиг такой степени откровенности, какой и не все французские романисты достигали...
Печорин человек плохой, отрицательный персонаж?
Пожалуй, но теперь представьте, если бы автор написал те же самые сюжеты, но без внутренних монологов циничного манипулятора, каким Печорин вне сомнений, является?
Вышел бы даже не Вальтер Скотт (которого читал сам Печорин, и которого спасало от впадения в позерство лишь ироническое снижение пафоса), а скорее Марлинский.
Хотя, конечно, к пародии на Романтизм роман не сводим.
Иначе вышел бы Теккерей...
Для этого в «Герое» слишком заметна символическая нагрузка.
По иронии судьбы, несмотря на популярность, роман Лермонтова оставил в российской словесности не такой уж большой след.
Трезвость взгляда, переходящая в цинизм, не отменяла трагичного тона книги.
Романтизм Лермонтов деконструировал, а к «натуральной школе» не пристал.
Он написал о том, как мечется в клетке Жизни, сильная личность, столкнувшись с экзистенциальным тупиком, из которого пожалуй, что нет выхода.
Да, ходульны романтические образы вроде орла летящего в свете Луны.
Но свет табели о рангах тоже не слишком согревает.
Смешны доморощенные байрониты, нелепы в своей театральности, и много зла несут окружающим.
А земные, «нормальные», практические люди как будто лучше?
Все это было слишком страшно.
Такое сочетание оказалось не под силу ни читателю, ни писателям следующих поколений.
В Русской Классике возобладал «теплый» вариант реализма, безгранично предвзятый, и скрывающий свою предвзятость под элементами физиологического очерка.
А «Герой нашего времени» остался стоять холодной, величественной вершиной, подобно Грапианам, или Кавказским горам.
raven.ua, 9 ноября 2024 г.
Необычайно проницательный и умный Печорин «читает» людей как открытую книгу. Для него жизнь скучна, и он развлекается игрой на чувствах других людей. Так и не найдя себя в этом мире он отдался на волю фатума.
ВладимирВас, 6 октября 2021 г.
Я рос непослушным и очень подвижным ребенком, который не любил учиться (хотя и любил читать). У меня было восприятие, что есть интересные книги, а есть школьная программа с нечитаемой нудятиной (я увлекался «историческими» и фантастическими романами). Возможно мне так казалось именно потому, что в школьной программе, в основном, книги о жизни, людях и социуме, а не фантастика и художественная история.
Так вот из всей школьной программы Герой нашего времени единственное произведение, которое я прочитал с большим удовольствием (а уже во взрослом состоянии и перечитал). Что я этим хочу сказать? То, что роман актуален для любого времени и способен увлечь даже заведомо негативно настроенного читателя (типа меня в школьные годы, читающего ДюмУ и Беляева :)). Роман одинаково полезен и интересен для чтения как подростку, так и взрослому человеку и позволяет любому читателю найти о чем поразмышлять и что впитать. Рекомендую, хотя и трудно представить, что кто-то не читал «ГНВ» и пришел на ФанЛаб ознакомиться с отзывами предварительно, не решаясь сразу начать читать :))
Paganist, 16 июля 2018 г.
Боюсь, по горячим следам хороший отзыв «Герою нашего времени» написать сложно. Но попробую.
Первое, на что стоит обратить внимание — язык романа. Он лёгок, изящен, но без вычурности и манерности. Это тот язык, который хочешь слышать вокруг и которым хочешь выражать свои мысли.
Второе — центральный персонаж, противоречивый Печорин. Попытки при анализе загнать его в рамки, определить в нём положительного или отрицательного героя, доброго или злого, кажутся бесперспективными. Произведение, прежде всего, психологическое, то есть раскрывает внутренний мир героя. И следует помнить, что перед читателем не выдающаяся историческая личность, располагающая неординарными талантами и душевными качествами, а дворянин-офицер, коих на просторах бескрайней Российской империи было множество. И надо понимать, что идеальных людей в принципе не существует. Кроме того, большая часть романа — дневник Печорина, а дневникам поверяют самые сокровенные мысли и чувства. Следовательно портрет главного героя — портрет личности, пусть и незаурядной, но совершенно земной, с достоинствами и недостатками, с добродетелью и пороками. Думаю, таким же противоречивым персонажем мог оказаться Грушницкий, Максим Максимыч или Казбич, если бы автор «обнародовал» их дневники. Потому название романа кажется очень уместным. Печорин — не герой в смысле эпическом, а в герой в разрезе типичности. Таких Печориных в те времена (да и в любые другие) хватает.
Третье, не менее интересное и важное — общество. Не то чтобы описанное Лермонтовым общество офицеров, кавказцев и скучающих курортников стало каким-то откровением. Скорее наоборот. Тем не менее, царящие нравы и предрассудки, любовные сюжеты прописаны отчётливо, и потому роман не ограничивается одним лишь Печориным, он намного шире и глубже.
В итоге мы имеем небольшое, но добротное произведение, талантливо написанное, интересное и, несомненно, поучительное.
euphoriahel, 5 апреля 2024 г.
михаил лермонтов «герой нашего времени»
после натуралистичного ожесточенного пост-модернизма «голубого сала» меня потянуло на восполнение пробелов в области чтения классики.
и, не задумываясь, я взялся за небольшой роман михаила юрьевича лермонтова, который в старших классах я почему-то не прочел, уклоняясь от школьной программы.
сразу порадовал слог — незатейливый, но довольно богатый и полный эпитетов. читать приятно и легко, все описания сделаны в доступной форме, картинка происходящего складывается в голове сама собой.
«герой нашего времени» изображает архетип смелого самонадеянного молодого человека, то неуступчивого в вихрях судьбы, то до фанатизма покоряющегося им.
григорий александрович печорин — лихой, полный сил солдат, проживающий свою молодость в командировках на Северном Кавказе.
поначалу мы узнаем о нем опосредованно — через общение рассказчика с сослуживцем печорина. но чем дальше — тем больше рассказ походит на прямую речь, и это одна из интересных опций этого текста.
мы видим иллюстрации приключений печорина, когда из обыденных ситуаций он создант авантюры, кидаясь в них с головой, потому что так требует его неумолимая душа.
в романе много философии и даже психологии — некоторые куски особенно врезаются в память, искусно разбавляя художественное повествование.
где есть место и пылкой любви, и франтовству, и безрассудному риску.
где истории о мести вплетаются в фольклорное описание обычаев северокавказских народов.
euphoria helicopters
zslooo, 29 августа 2023 г.
«Герой нашего времени» Лермонтова – это канонический текст русской литературы, который, несмотря на свою краткость, способен вызвать весьма разные реакции у читателя.
На первый взгляд, начало романа захватывает: дух Кавказа, его природа и обычаи, просто витают в воздухе. Глава с Бэллой прекрасно передает эту атмосферу. Но чем глубже погружаешься в повествование, тем сложнее становится понять, к чему автор стремился.
Рваное повествование, которое многие критики считают гениальным новаторством, может восприниматься как слабость романа. И глава с контрабандистами, по мнению многих, совершенно не вписывается в общий контекст.
Что касается Печерина, то возникают весьма интересные ассоциации. Например, с Вальмонтом из «Опасных связей». Но если Вальмонт представляется последовательным и убедительным, то Печерин кажется его тенью, несколько недоразвитой и инфантильной. Печерин – это, пожалуй, подросток, который много чего боится, но продолжает творить всякую дичь.
Лермонтов, как мне кажется, действительно мог вдохновляться французскими романистами своего времени, что делает его произведение несколько вторичным. Но, несмотря на все это, «Герой нашего времени» заслуживает внимания как важнейший этап в развитии русской прозы.
Моя личная оценка – 7 из 10. Несмотря на все недостатки, произведение Лермонтова остается актуальным и интересным для изучения.
Vetaliq, 24 января 2024 г.
Несколько неожиданно видеть на фантлабе произведения классической русской литературы. Но еще больше удивляет возможность их оценивать и строчить на них отзывы. В результате это опускает классику до уровня ширпотреба с автортудей и отзывов в стиле: «не понравилось, Печорин плохой». На мой взгляд есть произведения вне категорий, которые являются просто обязательной частью образования, в данном случае русского человека, и если уж оценивать то только с позиции вклада в развитие литературы и исторического наследия.
Отважная, 2 ноября 2014 г.
У некоторых еще со школы засел в голове стереотип о том, что Печорин — не самый положительный персонаж, «лишний» человек, совершающий кучу поступков, которые вредят другим, и всё в таком духе.
Какое счастье, что есть люди, не подверженные подобным домыслам. Ведь именно с ними можно восторжено раз за разом обсуждать данную книгу.
Для меня Печорин — сильная личность, которой я очень симпатизирую. И мысли короторого мне часто близки.
И это не он плохой, а мир, окружающий его. Разве он виноват в том, что общество вокруг слишком примитивно, слишком поддается влиянию, слишком поверхностно и не очень умно?
Ведь Печорин знает людей, как облупленных. Знает, что будет чувствовать Бэла, княжна Мэри, Грушницкий... предугадывает все их действиях. И потому неудивительно, что ему скучно. И так же неудивительно, что он пытается разнообразить свою жизнь хоть как-то. Любому было бы скучно в мире, где для тебя уже по сути не осталось ничего нового.
Возможно, будь общество примерно равно Печорину по интеллекту, он бы не смотрел на него свысока, не был бы порой столь циничен, относился бы добрее к миру. А так ему больше ничего и не остается.
Ну и конечно, всего «Героя» можно растащить на цитаты. Я частенько перечитываю эту книгу и каждый раз нахожу какую-то новую, поразительно точную мысль, над которой раньше не задумывалась. «Герой» — гениальное произведение, вне сомнений.
astb, 11 августа 2022 г.
« Нет, я не Байрон, я другой…».
« Герой нашего времени» был написан столетия назад, но не теряет актуальность и сегодня. В психологических портретах персонажей читатель все ещё может узнать современников. Героя повествования раздирает внутренний конфликт, внутренние чувства. Повесть эпохи романтизма, когда заявления о чувствах и страстях были возвеличены как нечто высшее, трагическое и великое одновременно. Печорин и стремится к чему-то другому, и уходит от всего, не находя удовлетворения. Он уезжает вдаль, вглубину.. влюбляется и похищает местную девушку, но и она вскоре наскучивает ему. Гибель Бель драматична, но не является концовкой повествования. Печорин встречает княжну Мери, добивается ее любви, но выслушав признания в нем, отвергает ее. « Как в буйной слепоте страстей»,- говорят во многих случаях. Но не в данном. Печорин на мой взгляд человек скорее отрешенный, которым двигает не страсть или эмоциональные чувства, чего можно было бы ожидать от классической романтики, но нечто вроде скуки и сиюминутных порывов. Он циничен, с одной стороны, и несчастен с другой. Княжна Мэри легко перенесла разрыв, а Печорин так и двигается к дороге под названием никуда. Герой он, не-герой? Что значит герой?
Вспоминая школьную классику.