Джордж Гордон Байрон «Паломничество Чайльд-Гарольда»
В произведение входит:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— антологию «Поэзия народов мира», 1986 г.
— антологию «Зарубежная литература для школьников», 1996 г.
— антологию «Зарубежная литература XIX — начала XX века», 2003 г.
- /языки:
- русский (23)
- /тип:
- книги (23)
- /перевод:
- С. Ильин (1), И. Козлов (1), П. Козлов (1), В. Левик (17), В. Лихачёв (1), О. Чюмина (1), Г. Шенгели (1)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 22 мая 2022 г.
«Надев широкий «боливар»,
Онегин едет на бульвар».
«Как денди лондонский одет».
Говоря о Байроне, невозможно не вспомнить Пушкина. Тот был многим ему обязан, ну а русский стих, понятно, ближе нашему сердцу, чем любой самый блестящий перевод.
Но и сам Байрон, боже, как же он гениален! А узнал я об этом только позавчера)) И ведь нельзя даже пеплом голову посыпать, сказав, что не читал. Читал, и даже самого «Чайльд-Гарольда». Почти четверть века назад, готовясь к семинару по творчеству английского лорда. Но ничего не понял, и забросил лорда в дальний угол библиотеки.
Но, видимо, пришло время. Дорос, когда стал в два раза старше его, «красивого, двадцатидвухлетнего», автора революционной поэмы.
Поэма сия стоит на четырех столпах.
Свобода, без которой полноценное развитие самостоятельной личности попросту невозможно. Это сейчас — после сюрреалистов, битников и «Секс пистолз» может показаться: ну и что? Тоже мне открытие! А вы представьте, каково было призывать к полной свободе и раскрепощению всех потенций личности в обществе, в котором феодальное право наследования и корпоративность владычествуют уже полторы тысячи лет. И дети строго обязаны копировать и повторять жизнь, идеалы и образ мыслей своих отцов, иначе их безжалостно уничтожали, в лучшем случае, изгоняли из общества, что было равносильно смертному приговору. И понадобился титанический свободолюбивый дух Байрона, чтобы ломать эту давящую косную систему. А иначе было нельзя. Уже начиналась эпоха промышленной революции, общество необратимо изменялось, подстраиваясь под изменение экономической структуры. И без бунта, поднятого Байроном, никакая дальнейшая эволюция человечества не была бы возможна.
Мужество. Второй столп поэмы. Без него невозможен никакой бунт, да и полноценное развитие новой личности-бунтарки тоже. Оно необходимо не только для сражения за свободу и независимость своей родины, но и для преодоления — прежде всего — старых, замшелых правил общежития. Тех, кто довольствуется уготовленной участью, или покорно следует указаниям старых правил или новых агрессоров, Байрон клеймит как рабов, и не считает полноценными людьми.
Одним из методов освобождения и нахождения источников мужества является страстное постижение окружающей действительности. И это третий столп поэмы. Великое разнообразие и противоречивость, даже жестокость жизни укрепляет дух и закаляет сердце, тренирует ум. Расширение горизонтов познания, изучение природы — вот мастерская новой свободной личности.
Но есть ли предмет для изучения? Бесконечная красота и величие мироздания — четвертый столп поэмы. Все эти моря, горы, бескрайние небеса — это не красивости ради услады глаз, это феномены бытия, которые необходимо опознать, отрефлексировать, чему нужно стать соразмерным, равновеликим. Титаническая, но и великая задача, которая и делает существование человека и человечества осмысленным.
А величие и гениальность Байрона в том, что все свои революционные, важнейшие и нужнейшие идеи он излагал не в виде лозунгов и деклараций о намерениях, а стихами невероятной мощи и могущества, которые даже в приблизительно адекватном переводе зажигали и зажигают сердца и умы, вливая в них необходимую силу и энергию. Байрон не только как мыслитель, но как художник открывал новые горизонты эстетики и красоты. Читая «Чайльд-Гарольда» видишь зачатки будущих Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева. А ведь он оказал колоссальное влияние не только на русскую поэзию.
Мы многим обязаны этому молодому человеку. Он личным примером доказал, что его поэзия не фразерство, а символ веры. За который он готов платить самую высокую цену. За страстный призыв к свободе он был изгнан из общества, которое пытался изменить, и погиб, сражаясь за свободу порабощенного народа.
Так что когда сегодня мы слушаем синюшного от наколок певца, который читает рэп о том, что нужно ломать систему и противостоять диктату сильных мира сего, полезно и правильно помнить, что ни этого персонажа, ни постиндустриального общества, его породившего, не было бы без Байрона и других пророков свободы.
Отважная, 5 апреля 2015 г.
Всё же Байрон довольное скучен.
Может это потому, что в произведении почти нет движения, а сплошные речи и размышлизмы.
Хотя, конечно, посыл хорош: нужно бороться за свою свободу и не быть рабами.
В произведении этот посыл тесно переплечается с природой... Ведь так часто описывается «свободное» море и бушующие волны...