Харлан Эллисон «Охотник в городе на краю мира»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Темпоральная фантастика, хроноопера ) | Хоррор/Ужасы (Сплаттерпанк )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Не определено )
- Время действия: Далёкое будущее | Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в будущее )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
А что, если взять Джека-потрошителя, и перенести его из 1888 года в далекое-далекое будущее, в 3077 год...
Кто тогда будет жертвой — чудовище из прошлого или чудовищное и развращенное общество будущего?
Рассказ — прямое продолжение рассказа Роберта Блоха «Игрушка для Джульеты».
Расправившись с похотливой Джульеттой, перенесённый из туманного Лондона в отдалённое будущее Потрошитель застигнут на месте преступления престарелым любовником своей недавней жертвы. Тот весьма благожелательно к нему настроен, не выражает почти никаких сожалений по поводу потери близкого человека и на поверку оказывается не таким уж и старичком внешне…
Входит в:
— цикл «Джек Потрошитель» > Антологии > антологию «The Big Book of Jack the Ripper», 2016 г. > Saucy Jack — Timeless
— цикл «Джек Потрошитель»
— цикл «Джек Потрошитель» > Антологии > антологию «Red Jack», 1988 г.
— цикл «Джек Потрошитель» > Антологии > антологию «Ripper!», 1988 г.
— антологию «Опасные видения», 1967 г.
— журнал «Fiction n° 202, octobre 1970», 1970 г.
— сборник «Over the Edge», 1970 г.
— антологию «Партнёры по чуду», 1971 г.
— антологию «Najbolje svetske SF priče 1986», 1986 г.
— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.
— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.
— антологию «Пять вечеров 7: Такое странное будущее», 2021 г.
Похожие произведения:
- /период:
- 1960-е (1), 1970-е (3), 1980-е (5), 2000-е (5), 2010-е (5), 2020-е (6)
- /языки:
- русский (8), английский (14), французский (1), польский (1), сербохорватский (1)
- /перевод:
- Г. Абадья (1), Е. Беренштейн (1), А. Бударов (1), Г. Вельмар-Янкович (1), М. Вершовский (1), Д. Войтчак (1), Э. Войтчак (1), С. Карпов (1), С. Мануков (2)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
страница всех изданий (25 шт.) >>
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Добрый Ээх, 10 октября 2025 г.
Отзыв в рамках обсуждения антологии «Опасные видения» в читательском клубе ФЛ.
На первый взгляд рассказ выглядит как кроссовер темпоральной фантастики и сплаттерпанка. Не слишком погружен в жанр литературы ужасов, аналогов там не подберу. Зато в кинематографе ближайший аналог — «Джейсон Х».
В антологии рассказ снабжён объёмным и довольно пространным послесловием автора. По традиции короткой формы даже послесловие у Эллисона содержит «ударную концовку», по крайней мере в этот раз:
После ее прочтения сначала я повторил про себя известную фразу «девушки из Балашихи», «а потом как понял» (*кадр с Макэвоем в туалете*).
Рассказ содержит неочевидную без послесловия, но многое объясняющую игру с читателем. Своего рода ловушку. Если хотите сыграть сами — не смотрите под спойлер.
Тут-то и спрятана ловушка. Остальные горожане — аллегория читателей. Автор своей ударной фразой послесловия говорит: ты, получивший удовольствие от рассказа или хотя бы прочитавший его с интересом, — один из горожан. Поглотивший весь натурализм убийств и не поморщившийся, чем ты лучше них? Вот тут как раз следует оценить свое эмоциональное состояние при прочтении: если было желание промотать жестокость, закрыть книгу или хотя бы банально скучно — поздравляю, вы победили в игре. Про себя я не могу сказать, что рассказ так уж понравился — не фанат жестокости ради жестокости. Потом увидел, сколько я потратил минут потенциального сна, и понял.
Харлан, ты меня обыграл! Было приятно и капельку стыдно)
За рассказ + послесловие (только так это работает).
lammik, 8 октября 2025 г.
Необязательное продолжение рассказа Блоха «Игрушка для Джульетты». В первую очередь это, конечно, попытка высказать авторскую версию о личности Джека-Потрошителя и о его мотивах. Для чего, собственно, никакая фантастика не нужна. А уже во вторую очередь это попытка углубить и развить блоховский мир. С первой задачей Эллисон справился, но с ней много кто справлялся и до него и после. А вот решение второй мне убедительным не показалось. Мысль о том, что внутри каждого сидит чудовище, мало того, что заезжена до неприличия, так ещё и не кажется верной. Опять же, если взялся раскрывать мир. то придумай, как он таким стал. В противном случае кажется, что поезд рассказа не доехал до конечной станции.
pirx1977, 9 ноября 2025 г.
А мне всё-таки кажется, что в основном при написании этого рассказа Эллисона больше всего интересовала возможность высказаться по теме личности Джека-Потрошителя, а если иные «что хотел сказать автор» и имели место, то их все равно затмила неожиданно захватившая писателя тема. Никто не может лишить автора права увлечься чем угодно, от бабочек до истории освоения Антарктиды, но общее впечатление это смазывает и, в конце концов, а при чем тут «Опасные видения»?
Kvout, 4 октября 2025 г.
Рассказ — прямое продолжение «Игрушки для Джульетты» Роберта Блоха. Но стоит заранее предупредить: если вы не воспринимаете описания жестокости, насилия и расчленения — наверное, вам не стоит открывать этот рассказ, потому как он полон всех этих вещей под завязку.
После убийства Джульетты Джек Потрошитель остаётся в будущем — в 3077 году, в городе, где человечество превратилось в аморфную, развращённую, скучающую массу. Джека встречают не с ужасом, а с любопытством и радостью — появилась новая игрушка. Он — архаичный артефакт, живой экспонат, которого можно изучать, мучить, провоцировать.
Что же касается самого Джека Потрошителя — в этом рассказе нам раскроют и его мотивацию, и причины, которые привели к его миссии, и покажут его наказание — которое, наверное, худшее, что с ним могло бы только произойти. Эллисон превращает монстра в клоуна, а всё его ужасное дело он обесценивает — в первую очередь в глазах Джека, превращая его цель, мечту — в фарс.
Финальная сцена, где Джек кричит: «Я ЗЛОЙ! Я ОЧЕНЬ ЗЛОЙ! Я ЗЛОДЕЙ! НО МЕНЯ ЗОВУТ НЕ ДЖЕК!» — это отчаянная попытка быть признанным. Но в мире, где зло — банальность, даже монстр становится игрушкой.
Lilian, 15 октября 2025 г.
Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».
Автор этого рассказа, являющийся заодно составителем антологии, долго и последовательно убеждал потенциального читателя, что этот рассказ нужно читать в связке с предыдущей «Игрушкой для Джульетты». И воспринимать в совокупности двух рассказов и всех окружающих их предисловий/послесловий.
Так вот, для меня это категорически не сработало.
«Игрушка для Джульетты» — короткая, жестокая, но яркая зарисовка, в которой всё на своих местах.
«Охотник в городе на краю мира» — многословное погружение в мрак, кровь и безумие, где персонажи соревнуются в демонстрации всё новых уровней зла… просто потому, что им скучно. Всем кроме Джека, но Джек сам по себе безумен и сломлен. Вместо стройного сюжета — спираль насилия, а вместо знакомых по предыдущему рассказу немногочисленных вводных — рушащиеся от дуновения ветра декорации.
Это неприятный рассказ, где всё мрачно, кроваво и бессмысленно. А потому попросту не интересно.
Авторское послесловие же пытается вывести над всем этим мраком какую-то мораль, нелицеприятный вывод вообще о всём человечестве скопом. Но, честно говоря, моя единственная реакция после финальной фразы послесловия — послать его автора куда подальше (пускай это и бессмысленно по многим причинам).
muravied, 9 октября 2025 г.
Прямое продолжение «Игрушки для Джульетты» Роберта Блоха.
Укокошив чокнутую бабу, Джек выбрался на улицу Города Будущего. А там всё чисто, ярко, хай-тек везде, только людей совсем нет...
Ощущение, что перемудрил Эллисон. Надо было закончить рассказ страниц на 7-8 раньше. Под конец какая-то белиберда пошла и перестал понимать, где этот Джек, в прошлом, будущем, и что вообще происходит. Но замечу, что первые страниц десять отличные. Хорошее продолжение рассказа Блоха. Но вот описания резни сумбурное. Если в том городе улицы без окон без дверей, то как Потрошитель вдруг попал в какие-то ясли? Потом каким то макаром он оказывается в ванной, где купается женщина.. Словно поток сознания, безумный сон садиста. Перемудрил Харлан.
igor14, 24 февраля 2024 г.
Чегой-то литературные воплощения Джека-Потрошителя прямо-таки преследуют в последнее время, ха-ха-ха!..
А вообще, желание высказаться по поводу какого-либо свежепрочитанного произведения ХЭ посещает <меня> нечасто – поклонником творчества этого автора не являюсь, да и его личность нахожу малосимпатичной – но пройти мимо вот этого самого фантастико-сатирического рассказа никак не мог себе позволить. Во-первых, он является прямым продолжением одной из самых популярных историй Роберта Блоха*, входящей в соответствующий межавторский цикл, а во-вторых – по вышеназванной причине – в течение очень долгого срока (6 лет как минимум) разыскивался в своей русскоязычной версии.
Завязка сюжета: расправившись с похотливой Джульеттой, перенесённый из туманного Лондона в отдалённое будущее Потрошитель застигнут на месте преступления престарелым любовником своей недавней жертвы. Тот весьма благожелательно к нему настроен, не выражает почти никаких сожалений по поводу потери близкого человека и на поверку оказывается не таким уж и старичком внешне…
Известный колебатель основ и писатель-бунтарь здесь в очередной раз обличает гедонизм и духовную пустоту представителей средних и высших классов современного ему западно-буржуазного общества, чьи материальные потребности удовлетворяются сравнительно легко и обильно, а врождённый эгоизм и стремление к низменным удовольствиям побуждают к поискам всё более и более жестоких и кровавых зрелищ.
(во как шикарно и пафосно сказанул, хе-хе!...)
Будучи полностью солидарным с авторской точкой зрения, как читатель, однако, – скорее разочарован. Эллисон как обычно (!!) через чур сюрреалистичен, а свойственное ему стилистическое самолюбование превращает остросатирический посыл, отчётливо заметный ещё в блоховском приквеле, в абсолютно несмешное фарсовое чтиво невысокого пошиба. Уж не знаю, насколько был искренен Роберт Блох, который – по слухам (!) – одобрил сей рассказ, но сам ничего похожего на восторг не испытываю…
По объёму текста данная история небольшая, компактная. Основная интрига, как это нередко случается, от увлекательной в начале вырождается ближе к финалу в кое-как сляпанный, небрежный «слив» перспективной <в целом> идеи. Попытка оригинальным способом переосмыслить побудительные мотивы реального Джека-Потрошителя заслуживает-таки внимания, но не слишком талантливо воплощена/реализована. Одним словом – «Скучно, девушки!» ©…
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* «Игрушка для Джульетты» (1967)
romanpetr, 27 марта 2017 г.
Рассказ-продолжение Эллисона к популярному рассказу Роберта Блоха «Игрушка для Джульетты» — ничто иное, как часть соавторского проекта. В данном случае, как признавал сам Харлан, Блох оставил своим рассказом на него неизгладимое впечатление и заставил того попросить у него написать продолжение, которое Блох одобрил.
Рассказ , скажем прямо, для людей с крепкими нервами и психикой, ибо Джек-Потрошитель применяет свои зловещие навыки мгновенно и бесповоротно, окрашивая , и так почти безлюдные улицы последнего города будущего, в кроваво-красный цвет...Кровь стынет в жилах, но для людей будущего, переживающих социальный упадок, появление жестокого анахронизма не более, чем очередное развлечение.
И было бы все банально, если бы яркий талант Эллисона и здесь не заставил читателя задуматься о назначении Джека-потрошителя,его внутренних переживаниях , цели его убийств, ради которых тот надеялся на перестройку загнивающего общества и закрытия мерзких трущоб Лондона 19-го века, а также встряхнуть развращенное и явно выжившее из ума общество, где-то в дали последних времен человечества...
Рассказ понравился, равнодушным явно не оставит ни одного взрослого читателя...
vam-1970, 22 ноября 2018 г.
Гений разошелся. С присущим ему талантом взялся за тему Джека-Потрошителя. В чем плюс рассказа- выводит Эллисон мысль, что мы маньяки, мы -то есть общество, мы желаем крови и её получаем в виде вот таких событий и поступков как Потрошитель. Не изменимся мы — не будет конца злу.
Минус- даже два: в сборнике,где и опубликован рассказ и написан специально для этого сборника, так вот , в сборнике подборка произведений Нового поколения фантастов, а это визитная карточка эпохи. Ну с такой визитной карточкой только дорога в АД. Эллисон туда весьма успешно стремится.И критикуя общество и эпоху не стоит прибегать к такому шокирующему описанию событий. Не делает чести автору.
Замечания к остальным писателям и творцам — да... темы исчерпываются со временем, начинаем писать о запретном, но и эта тема писана -переписана и тоже исчерпывается, тогда начинаем писать сюрреализм, и эта тема себя исчерпает. О чем далее будем писать? Где предел безумию?