fantlab ru

Харлан Эллисон «Охотник в городе на краю мира»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.44
Оценок:
130
Моя оценка:
-

подробнее

Охотник в городе на краю мира

The Prowler in the City at the Edge of the World

Другие названия: Зловещий тип в городе на краю мира; Бродяга в Городе на краю Света; Маньяк в Тридевятом царстве; Злодей в Городе на краю Света

Рассказ, год; цикл «Джек Потрошитель»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

А что, если взять Джека-потрошителя, и перенести его из 1888 года в далекое-далекое будущее, в 3077 год...

Кто тогда будет жертвой — чудовище из прошлого или чудовищное и развращенное общество будущего?

Рассказ — прямое продолжение рассказа Роберта Блоха «Игрушка для Джульеты».

© ceh
Другая аннотация:

Расправившись с похотливой Джульеттой, перенесённый из туманного Лондона в отдалённое будущее Потрошитель застигнут на месте преступления престарелым любовником своей недавней жертвы. Тот весьма благожелательно к нему настроен, не выражает почти никаких сожалений по поводу потери близкого человека и на поверку оказывается не таким уж и старичком внешне…


Входит в:

— цикл «Джек Потрошитель»  >  Антологии  >  антологию «The Big Book of Jack the Ripper», 2016 г.  >  Saucy Jack — Timeless

— цикл «Джек Потрошитель»

— цикл «Джек Потрошитель»  >  Антологии  >  антологию «Red Jack», 1988 г.

— цикл «Джек Потрошитель»  >  Антологии  >  антологию «Ripper!», 1988 г.

— антологию «Опасные видения», 1967 г.

— журнал «Fiction n° 202, octobre 1970», 1970 г.

— сборник «Over the Edge», 1970 г.

— антологию «Партнёры по чуду», 1971 г.

— антологию «Najbolje svetske SF priče 1986», 1986 г.

— сборник «The Essential Ellison», 1987 г.

— сборник «Эликсиры Эллисона», 2001 г.

— антологию «Пять вечеров 7: Такое странное будущее», 2021 г.

Похожие произведения:

 

 


Эликсиры Эллисона. От любви и страха
2022 г.
Опасные видения
2025 г.

Периодика:

Fiction n° 202, octobre 1970
1970 г.
(французский)

Самиздат и фэнзины:

Миры Харлана Эллисона. Том 5. Партнеры по чуду
2016 г.
Опасные видения
2018 г.
Поезд, идущий в ад
2022 г.
Поезд, идущий в ад
2024 г.

Аудиокниги:

Пять вечеров 7: Такое странное будущее
2021 г.
Опасные видения
2025 г.

Издания на иностранных языках:

Dangerous Visions
1967 г.
(английский)
Over the Edge
1970 г.
(английский)
Partners in Wonder
1971 г.
(английский)
Najbolje svetske SF priče 1986
1986 г.
(сербохорватский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
1987 г.
(английский)
Red Jack
1988 г.
(английский)
Jack the Ripper
1988 г.
(английский)
Ripper!
1988 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 35-Year Retrospective
2001 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2001 г.
(английский)
Niebezpieczne wizje
2002 г.
(польский)
Jack the Ripper
2004 г.
(английский)
The Essential Ellison: A 50-Year Retrospective: Revised and Expanded
2005 г.
(английский)
Dangerous Visions
2012 г.
(английский)
The Big Book of Jack the Ripper
2016 г.
(английский)
The Big Book of Jack the Ripper
2016 г.
(английский)

страница всех изданий (25 шт.) >>

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Отзыв в рамках обсуждения антологии «Опасные видения» в читательском клубе ФЛ.

На первый взгляд рассказ выглядит как кроссовер темпоральной фантастики и сплаттерпанка. Не слишком погружен в жанр литературы ужасов, аналогов там не подберу. Зато в кинематографе ближайший аналог — «Джейсон Х».

В антологии рассказ снабжён объёмным и довольно пространным послесловием автора. По традиции короткой формы даже послесловие у Эллисона содержит «ударную концовку», по крайней мере в этот раз:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Это вы чудовища

После ее прочтения сначала я повторил про себя известную фразу «девушки из Балашихи», «а потом как понял» (*кадр с Макэвоем в туалете*).

Рассказ содержит неочевидную без послесловия, но многое объясняющую игру с читателем. Своего рода ловушку. Если хотите сыграть сами — не смотрите под спойлер.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Действующими лицами, помимо перешедших из рассказа Блоха, Джека и Деда являются ещё многие безымянные жители Города-на-краю-света (существует одноименный роман Э. Гамильтона о переносе города из нашего времени примерно в эпоху обозреваемого рассказа). Все представленные жители — сибариты-вуаеристы, жаждущие снаффа да покровавее, так и представляется среди них Робот-гедонист, повторяющий: «Какой декаданс!». Многим моим коллегам по обсуждению они показались чуть ли не большим злом по сравнению со «старым-добрым» Джеком. И потрошитель вместо безусловного злодея на время становится антигероем — зло против зла. Между прочим, кроме Деда, единственным преступлением остальных горожан является вторжение в частную жизнь — банальный вуаеризм. Джеком они никак не управляют, он лишь делает то, что ему приписывает молва — «отыгрывает» стереотипного маньяка-расчленителя.

Тут-то и спрятана ловушка. Остальные горожане — аллегория читателей. Автор своей ударной фразой послесловия говорит: ты, получивший удовольствие от рассказа или хотя бы прочитавший его с интересом, — один из горожан. Поглотивший весь натурализм убийств и не поморщившийся, чем ты лучше них? Вот тут как раз следует оценить свое эмоциональное состояние при прочтении: если было желание промотать жестокость, закрыть книгу или хотя бы банально скучно — поздравляю, вы победили в игре. Про себя я не могу сказать, что рассказ так уж понравился — не фанат жестокости ради жестокости. Потом увидел, сколько я потратил минут потенциального сна, и понял.

Харлан, ты меня обыграл! Было приятно и капельку стыдно)

За рассказ + послесловие (только так это работает).

Оценка: 10
[  5  ]

Ссылка на сообщение ,

Необязательное продолжение рассказа Блоха «Игрушка для Джульетты». В первую очередь это, конечно, попытка высказать авторскую версию о личности Джека-Потрошителя и о его мотивах. Для чего, собственно, никакая фантастика не нужна. А уже во вторую очередь это попытка углубить и развить блоховский мир. С первой задачей Эллисон справился, но с ней много кто справлялся и до него и после. А вот решение второй мне убедительным не показалось. Мысль о том, что внутри каждого сидит чудовище, мало того, что заезжена до неприличия, так ещё и не кажется верной. Опять же, если взялся раскрывать мир. то придумай, как он таким стал. В противном случае кажется, что поезд рассказа не доехал до конечной станции.

Оценка: 6
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

А мне всё-таки кажется, что в основном при написании этого рассказа Эллисона больше всего интересовала возможность высказаться по теме личности Джека-Потрошителя, а если иные «что хотел сказать автор» и имели место, то их все равно затмила неожиданно захватившая писателя тема. Никто не может лишить автора права увлечься чем угодно, от бабочек до истории освоения Антарктиды, но общее впечатление это смазывает и, в конце концов, а при чем тут «Опасные видения»?

Оценка: 6
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Рассказ — прямое продолжение «Игрушки для Джульетты» Роберта Блоха. Но стоит заранее предупредить: если вы не воспринимаете описания жестокости, насилия и расчленения — наверное, вам не стоит открывать этот рассказ, потому как он полон всех этих вещей под завязку.

После убийства Джульетты Джек Потрошитель остаётся в будущем — в 3077 году, в городе, где человечество превратилось в аморфную, развращённую, скучающую массу. Джека встречают не с ужасом, а с любопытством и радостью — появилась новая игрушка. Он — архаичный артефакт, живой экспонат, которого можно изучать, мучить, провоцировать.

Что же касается самого Джека Потрошителя — в этом рассказе нам раскроют и его мотивацию, и причины, которые привели к его миссии, и покажут его наказание — которое, наверное, худшее, что с ним могло бы только произойти. Эллисон превращает монстра в клоуна, а всё его ужасное дело он обесценивает — в первую очередь в глазах Джека, превращая его цель, мечту — в фарс.

Финальная сцена, где Джек кричит: «Я ЗЛОЙ! Я ОЧЕНЬ ЗЛОЙ! Я ЗЛОДЕЙ! НО МЕНЯ ЗОВУТ НЕ ДЖЕК!» — это отчаянная попытка быть признанным. Но в мире, где зло — банальность, даже монстр становится игрушкой.

Оценка: 9
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Прочитано в рамках знакомства с антологией «Опасные видения».

Автор этого рассказа, являющийся заодно составителем антологии, долго и последовательно убеждал потенциального читателя, что этот рассказ нужно читать в связке с предыдущей «Игрушкой для Джульетты». И воспринимать в совокупности двух рассказов и всех окружающих их предисловий/послесловий.

Так вот, для меня это категорически не сработало.

«Игрушка для Джульетты» — короткая, жестокая, но яркая зарисовка, в которой всё на своих местах.

«Охотник в городе на краю мира» — многословное погружение в мрак, кровь и безумие, где персонажи соревнуются в демонстрации всё новых уровней зла… просто потому, что им скучно. Всем кроме Джека, но Джек сам по себе безумен и сломлен. Вместо стройного сюжета — спираль насилия, а вместо знакомых по предыдущему рассказу немногочисленных вводных — рушащиеся от дуновения ветра декорации.

Это неприятный рассказ, где всё мрачно, кроваво и бессмысленно. А потому попросту не интересно.

Авторское послесловие же пытается вывести над всем этим мраком какую-то мораль, нелицеприятный вывод вообще о всём человечестве скопом. Но, честно говоря, моя единственная реакция после финальной фразы послесловия — послать его автора куда подальше (пускай это и бессмысленно по многим причинам).

Оценка: 5
[  1  ]

Ссылка на сообщение ,

Прямое продолжение «Игрушки для Джульетты» Роберта Блоха.

Укокошив чокнутую бабу, Джек выбрался на улицу Города Будущего. А там всё чисто, ярко, хай-тек везде, только людей совсем нет...

Ощущение, что перемудрил Эллисон. Надо было закончить рассказ страниц на 7-8 раньше. Под конец какая-то белиберда пошла и перестал понимать, где этот Джек, в прошлом, будущем, и что вообще происходит. Но замечу, что первые страниц десять отличные. Хорошее продолжение рассказа Блоха. Но вот описания резни сумбурное. Если в том городе улицы без окон без дверей, то как Потрошитель вдруг попал в какие-то ясли? Потом каким то макаром он оказывается в ванной, где купается женщина.. Словно поток сознания, безумный сон садиста. Перемудрил Харлан.

Оценка: 7
[  3  ]

Ссылка на сообщение ,

Чегой-то литературные воплощения Джека-Потрошителя прямо-таки преследуют в последнее время, ха-ха-ха!..

А вообще, желание высказаться по поводу какого-либо свежепрочитанного произведения ХЭ посещает <меня> нечасто – поклонником творчества этого автора не являюсь, да и его личность нахожу малосимпатичной – но пройти мимо вот этого самого фантастико-сатирического рассказа никак не мог себе позволить. Во-первых, он является прямым продолжением одной из самых популярных историй Роберта Блоха*, входящей в соответствующий межавторский цикл, а во-вторых – по вышеназванной причине – в течение очень долгого срока (6 лет как минимум) разыскивался в своей русскоязычной версии.

Завязка сюжета: расправившись с похотливой Джульеттой, перенесённый из туманного Лондона в отдалённое будущее Потрошитель застигнут на месте преступления престарелым любовником своей недавней жертвы. Тот весьма благожелательно к нему настроен, не выражает почти никаких сожалений по поводу потери близкого человека и на поверку оказывается не таким уж и старичком внешне…

Известный колебатель основ и писатель-бунтарь здесь в очередной раз обличает гедонизм и духовную пустоту представителей средних и высших классов современного ему западно-буржуазного общества, чьи материальные потребности удовлетворяются сравнительно легко и обильно, а врождённый эгоизм и стремление к низменным удовольствиям побуждают к поискам всё более и более жестоких и кровавых зрелищ.

(во как шикарно и пафосно сказанул, хе-хе!...)

Будучи полностью солидарным с авторской точкой зрения, как читатель, однако, – скорее разочарован. Эллисон как обычно (!!) через чур сюрреалистичен, а свойственное ему стилистическое самолюбование превращает остросатирический посыл, отчётливо заметный ещё в блоховском приквеле, в абсолютно несмешное фарсовое чтиво невысокого пошиба. Уж не знаю, насколько был искренен Роберт Блох, который – по слухам (!) – одобрил сей рассказ, но сам ничего похожего на восторг не испытываю…

По объёму текста данная история небольшая, компактная. Основная интрига, как это нередко случается, от увлекательной в начале вырождается ближе к финалу в кое-как сляпанный, небрежный «слив» перспективной <в целом> идеи. Попытка оригинальным способом переосмыслить побудительные мотивы реального Джека-Потрошителя заслуживает-таки внимания, но не слишком талантливо воплощена/реализована. Одним словом – «Скучно, девушки!» ©…

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

* «Игрушка для Джульетты» (1967)

Оценка: нет
[  6  ]

Ссылка на сообщение ,

Рассказ-продолжение Эллисона к популярному рассказу Роберта Блоха «Игрушка для Джульетты» — ничто иное, как часть соавторского проекта. В данном случае, как признавал сам Харлан, Блох оставил своим рассказом на него неизгладимое впечатление и заставил того попросить у него написать продолжение, которое Блох одобрил.

Рассказ , скажем прямо, для людей с крепкими нервами и психикой, ибо Джек-Потрошитель применяет свои зловещие навыки мгновенно и бесповоротно, окрашивая , и так почти безлюдные улицы последнего города будущего, в кроваво-красный цвет...Кровь стынет в жилах, но для людей будущего, переживающих социальный упадок, появление жестокого анахронизма не более, чем очередное развлечение.

И было бы все банально, если бы яркий талант Эллисона и здесь не заставил читателя задуматься о назначении Джека-потрошителя,его внутренних переживаниях , цели его убийств, ради которых тот надеялся на перестройку загнивающего общества и закрытия мерзких трущоб Лондона 19-го века, а также встряхнуть развращенное и явно выжившее из ума общество, где-то в дали последних времен человечества...

Рассказ понравился, равнодушным явно не оставит ни одного взрослого читателя...

Оценка: 8
[  2  ]

Ссылка на сообщение ,

Гений разошелся. С присущим ему талантом взялся за тему Джека-Потрошителя. В чем плюс рассказа- выводит Эллисон мысль, что мы маньяки, мы -то есть общество, мы желаем крови и её получаем в виде вот таких событий и поступков как Потрошитель. Не изменимся мы — не будет конца злу.

Минус- даже два: в сборнике,где и опубликован рассказ и написан специально для этого сборника, так вот , в сборнике подборка произведений Нового поколения фантастов, а это визитная карточка эпохи. Ну с такой визитной карточкой только дорога в АД. Эллисон туда весьма успешно стремится.И критикуя общество и эпоху не стоит прибегать к такому шокирующему описанию событий. Не делает чести автору.

Замечания к остальным писателям и творцам — да... темы исчерпываются со временем, начинаем писать о запретном, но и эта тема писана -переписана и тоже исчерпывается, тогда начинаем писать сюрреализм, и эта тема себя исчерпает. О чем далее будем писать? Где предел безумию?

Оценка: 4


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх