Урсула К. Ле Гуин «Волшебник Земноморья»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Философское
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Это история Геда — вначале — ещё мальчика с острова Гонт, который отправился учиться в школу Магии. Здесь ему предстоит научиться балансировать на тонкой грани равновесия и приложить немало усилий для его поддержания по всему Земноморью.
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Входит в:
— цикл «Земноморье»
Награды и премии:
лауреат |
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод) | |
лауреат |
100 самых вдохновляющих романов по версии BBC / BBC list of 100 “most inspiring” novels, 2019 // Жизнь, смерть и другие миры |
Номинации на премии:
номинант |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 2014 // Книга года (переиздание трилогии) | |
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2016 // Антология или сборник. 4-е - 5-е место (США) |
Экранизации:
— «Волшебник Земноморья» / «Earthsea» 2004, США, Канада, реж. Роберт Либерман
- /языки:
- русский (41), английский (8), эстонский (1), украинский (6), болгарский (1)
- /тип:
- в планах (1), книги (48), периодика (5), аудиокниги (3)
- /перевод:
- Е. Жаринов (1), К. Каэр (1), Л. Ляхова (2), К. Петрова (1), А. Саган (6), С. Славгородский (3), Е. Солодухова (3), А. Ставиская (3), И. Тогоева (25)
В планах издательств:
Издания:
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
flying_kitten, 5 июля 2023 г.
Один из самых известных фэнтези циклов может удивить своей будничностью и неторопливостью. Тут нет особых геройств, нет головокружительных сюжетов, нет диких страстей и роковой любви. Есть несколько историй из жизни мальчика-пастуха, которому предстоит стать одним из величайших волшебников своего мира. Истории довольно простые внешне, но заставляющие задуматься. Красивый мир, напоминающий немного облагороженное европейское средневековье. Довольно логичная система магии, какая-то даже научная, если конечно так можно выразиться, со своими ограничениями и пределом возможностей. Живые люди, самые разные, но — живые. И драконы — те самые, которых мы обычно представляем — венец эволюции.
Три книги, три истории, очень разные, можно даже сказать, что они о разных людях — главный герой развивается и изменяется. Немного грустные, умные и задумчивые. Три кратких мига из истории Земноморья — мира, в котором хотелось бы побывать.
Ле Гуин ещё возвращалась к этому миру, написала пару романов, некоторое количество рассказов, да, они все неплохи, но трилогия «Волшебник Земноморья» — это её вершина в жанре фэнтези, да и не только её.
dima9275, 8 июля 2024 г.
Не стоит читать!
Хотел бы я порекомендовать эту книгу как представителя качественного фэнтези, но к сожалению не буду. И оценку в 3 балла я ставлю сборнику только из-за хорошего первого романа, оставшиеся 2 романа — это двойка, т.е книжка сама на 2 балла. Ибо автор до безобразия нудна, читать просто невозможно — такой сложный для чтения слог ещё поискать. Складывалось впечатления что Ле Гуин специально писала настолько вязко и нудно.
Волшебник Земноморья — вполне годный и интересный роман. Да первые страниц 80 просто скука смертная и нудятина. Да в книге много логических дыр и нудного слога, но читать вполне интересно.
На мой взгляд книгу нужно было отдать хорошему корректору.
Логика и Сюжет (Точнее их отсутствие)
А теперь о всех минусах:
Мир как и персонажи вообще не проработаны и как следует не представлены и не раскрыты. И если первый роман ещё был более менее цельным и действительно интересным произведением, то дальше автор вообще забила на целостную структуру повествования и его непрерывность.
Гед — набивший оскомину образ «избранного». Вы не получите никакого объяснения за весь цикл почему Драконы говорят с ним и уважают; откуда в нём такая сила; какого чёрта глава школы решил отдать свою жизнь ради Геда из-за каких-то великих деяний будущего (о которых ни словом не будет в следующих книгах, как и в этой самой).
Какого чёрта что бы выпустить Тень нужен был именно Гед, а тупые ведьмы сидели на жопе ровно хрен знает сколько времени и ждали избранника (тупые, чё сказать:).
Вообще не понял сцену с замком в конце книги (логики в ней вот ни настолько — это опять же к вопросу тупости ведьм).
Гробницы Атуана — это просто верх графоманства и т.н называемого «женского писателя» именно в худшем понятии — десятки страниц описания бытовухи и прочей никому не нужной хрени — как высаживать огород и жить в секте (не ну вдруг кому пригодится:). А история жизни и пи*достраданий главной героини, занявшие половину книги, можно было спокойно сжать до пары страниц или абзацев — да и так они не интересны и не нужны для сюжета. Правда и сюжета-то в романе нет. Я вот думал вроде как Гед главный герой цикла, а всё внимание почему-то уделено какой-то девчёнке. А Геда чморят по полной.
На последнем берегу — Вроде началось динамично и слог более-менее читаем стал, но чем дальше тем хуже. В итоге книгу так и не дочитал. Последние страниц 40 уже больше полугода валяются. Становилось просто физически больно от взгляда на книгу — столько пустого вязкого и нудного текста.
К тому же главный герой ВДРУГ предстаёт перед читателем глубоким стариком — о приключениях и деяниях которого все только и говорят. И тут у меня возник вполне резонная мысль, что похоже автор забыла написать несколько книг цикла где и происходят те самые приключения, поскольку за всю трилогия о приключениях именно что говорят, но они нигде не описаны. И вообще автором не раскрыт характер героя. Так что за что все так уважают Геда мне лично из прочитанных книг не понятно. И глубины и сопричастности к герою у меня нет. Как и у самой Ле Гуин похоже
Итог:
Всё это выглядит как ужасный черновик без хорошей корректорской доработки и вычитки со множеством чисто женских (в плохом понимании слова) ненужных деталей — таких как ненужные десятистраничные описания быта персонажей при этом не самых главных. Главному герою не сопереживаешь, поскольку его становление как личности и мощного колдуна не раскрыта — а просто перескакивает от сопляка-ученика к самому крутому колдуну. Из-за таких больших временных скачков истории не выглядят как единая.
Ставить в один ряд и сравнивать с Толкиным и Льюисом — всё равно что грязь с золотом.
Не читайте, не тратьте время и нервы.
kkk72, 24 августа 2010 г.
Первая трилогия цикла «Земноморье» уже много лет входит в число моих любимейших фэнтезийных произведений. Впервые я узнал о Средиземье еще студентом и на многие годы остался покорен этим удивительным архипелагом. Чем же столь привлекло меня это произведение.
Начну с самого простого. Необычный мир, состоящий из бесчисленного количества островов, разбросанных по бескрайнему морю, очень красив. Урсуле Ле Гуин удивительным образом соединяет в своем мире чудесное и реалистичное. Жизнь простых крестьян и рыбаков Земноморья не слишком отличается от жизни их земных собратьев. Но при этом магия на редкость органично вписана в эту жизнь. Да и сама идея мира-архипелага дает прекрасное поле для фантазий читателей. Как легко представить себя в мчащейся по волнам лодке рядом с героем, почувствовать вкус соленой воды на своих губах, увидеть как Солнце восходит прямо из океана. Изобилие же островов дает возможность автору показать совсем разные условия — от патриархальных порядков на Гонте до тоталитарной Каргадской империи. В конце концов, мир Земноморья просто красив. Вот бы на что посмотреть хоть краешком глаза! Не менее убедительно, чем красивое, автор показывает страшное и безобразное. Непросто припомнить более жуткое местечко, чем подземный лабиринт Безымянных из «Гробниц Атуана».
Еще один серьезный плюс произведений — богатство новыми на тот момент идеями. Это сейчас все кому не лень строчат о школах и университетах магии, а некогда школа на острове Рок была чуть ли не единственной в своем роде. Впрочем, до сих пор волшебства в школе, описанной Ле Гуин, гораздо больше, чем у множества ее последователей.
Еще одна идея, которая кочует с тех пор по разным произведениям — это магия имен. Действительно, чтобы овладеть неким явлением, надо сперва понять его истинную сущность, то есть узнать его настоящее имя. Думаю, многие современные ученые готовы согласиться с этим утверждением. А уж как красочно и убедительно описана эта магия!
Еще одна сильная сторона произведения — очень глубоко и тщательно проработанные образы героев, особенно самого Геда. Не так много в фэнтези произведений, где столь подробно показана вся жизнь героя, его юность, зрелость, старость. И именно испытания, которые Гед с честью выдержал в молодости, делают столь убедительным образ Геда — могущественного волшебника. Столь же убедительно показан и образ Ары/Тенары во второй части, ее нелегкая борьба с собой. А юный принц Аррен в третьей части во многом является отражением самого Геда. При этом характеры главных героев отнюдь не являются застывшими, они показаны нам в развитии, и мы воочию видим, как поступки героев определяют их судьбу. В результате за героев действительно боишься, им сочувствуешь, в них веришь. Впрочем, многие, даже эпизодические персонажи, очень хороши.
Еще один серьезный плюс произведений — их увлекательность. В каждой из трех частей достаточно приключений, ярких, эффектных эпизодов, при этом приключения тела удачно сочетаются с приключениями духа.
Ну и, наконец, самое важное. Цикл «Земноморье» не просто показывает читателю увлекательную и яркую картинку, он учит тех, кто внимательно вчитывается в книгу, учит простым, но очень важным вещам. «Волшебник Земноморья» напомнит нам, что в каждом человеке, даже в лучшем из нас, есть темная половина, которую надо непрестанно держать в узде. Книга предостережет нас от излишней самонадеянности, заставит вспомнить о цене подлинной дружбы, подскажет, что даже самую грозную опасность надо встречать лицом к лицу.
«Гробницы Атуана» немного о другом, Здесь речь в первую очередь идет о борьбе свободы и беззаконного порядка, о вызове Злу, которое настолько всеобъемлюще и привычно, что кажется совершенно несокрушимым, о выборе, который есть всегда.
«На последнем берегу» — история, которую стоит прочесть каждому из нас. Ведь всем нам когда-то придется встретиться со старостью, а потом и со смертью. Научиться встретиться с ней мужественно и достойно, а не пытаться избегнуть своей участи за счет других — очень нелегкий урок.
Хорошие книги — как старые друзья. Откроешь такую — и снова тобой овладеют теплые чувства, снова чувствуешь себя молодым и исполненным любопытства читателем, снова готов странствовать по диковинным мирам, изучать неизведанное и учиться у мудрых учителей. И «Волшебник Земноморья» для меня — одна из таких книг.
Гиннунгагап, 19 января 2024 г.
Буду писать про весь цикл, а не отдельные произведения, так как по сути это один героический эпос.
Если говорить коротко «я здесь чтобы не оправдывать ваши ожидания», вот та мысль которая пришла мне примерно в середине цикла. Ожидание от одного из самых известных циклов в классической фантастике безусловно были несколько другими. В цикле не будет ни эпичных битв, ни великих заклинаний, а будет только путь. Путь главного героя из точки А в точку Б, не важно на каком физическом или метафизическом уровне они находятся.
Если говорить предельно просто и без спойлеров:
Первая книга про взросление и принятие себя.
Вторая книга про рост и становление, хотя описывается на мой взгляд важный, но далеко не ключевой момент жизни.
Завершающая книга как и в любом эпосе про изучение и принятие смерти как жизненного этапа.
Герой хоть и великий маг, но пользуется своими умениями крайне неохотно. Всегда есть сложность, о которой нам говорят, будь то внешние обстоятельства, ранение, упадок сил или просто «мировой баланс». Решения проблем за счет магии это не про этот цикл. Будь герой не магом, а просто искателем приключений, на мой взгляд ничего бы не поменялось.
А вот описание мира интересное, детальное. С первых страниц ты веришь и представляешь то что описано. Мир не рвет сознание своими несостыковками. Любому описанному явлению, процессу, месту ты начинаешь верить так, как будто это окружающая тебя действительность.
Как итог кому НЕ надо читать:
Если ждешь экшена и колдовства как инструмента решения проблем.
Если не нравятся долгие описания и поиск пути и оттенками мистицизма
Если не нравится классический эпос типа Биовульфа
Oleg83tt, 5 мая 2024 г.
Немного не понятно, откуда такой итоговый рейтинг, а с другой стороны, на вкус и цвет, читателей нет, поэтому, вопрос понятен.
«Волшебник Земноморья» знакомит нас с мальчиком, имеющие талант к магии, после чего родственница решает его обучить этому ремеслу. После учебы и спасения собственной деревни, герой идет в ученики к великому магу, после чего происходят различные приключения и события.
«Гробницы Атуана» знакомят с жрицей культа поклонения. Нас ждут лабиринт, пустыня и поклонения, с одной стороны, хотя она в некоторых вещах веселей, чем первая, но в большинстве еще безмолвнее, обдает депрессией, что вызывает отсутствие интереса.
«На последнем берегу» рассказывает о молчаливых драконах, лишением магии, безнравственных людях и прочих авторских приемах данного мира. В итоге путешествие из пункта в точку назначения заканчивается на доброй ноте.
В какой-то степени, получилась большая и растянутая сказка, где скучно, а после первой книги (лучшая в цикле) становится очень скучно, нудно и уныло. Событий мало, происходят они по какому-то замкнутому кругу, да и имеется непоследовательность части повествования. Герои, как и действия бледные и кислые, вызывающие спустя время сон и усталость и рекомендовать данный цикл, точно не буду. Хотя нет, рекомендация есть, обходить цикл стороной и не тратить свое время на него.
Incnis Mrsi, 17 февраля 2022 г.
Достоинств у трилогии много. Хорошо (для произведения такого объёма) прописанный мир; на меня особое впечатление произвела безводная страна под неподвижными звёздами. Но и про другие локации (Гонт, Рок(к), мелкие острова к западу, Осскил, Атуан, города и посёлки) читаешь живо. Приятно, что под магию подведена солидная теоретическая основа. Люди не приукрашены; убогость и зло показаны в положенной мере. Да и волшебники, что характерно, не всезнающи (и даже к тому не стремятся, из положительных). Погодные явления (и манипуляция ими), море, астрономия… всему уделено должное внимание. Драконы тоже получились на славу.
К недостаткам причислю, прежде всего, персональные характерные недостатки Ле Гуин: довольно легкомысленное конструирование сюжетов и весьма ограниченный набор идей, непременно подаваемый под разными соусами и пережёвываемый. По любому поводу излагает она вариации на тему «тьма — это правая рука Света, два есть одно: жизнь и смерть…» ну, вы поймёте. Долгие путешествия вдвоём по пустынным краям уже (с учётом Хайнского цикла) откровенно набили оскомину. Как и в других произведениях Урсулы, кто-то регулярно в одиночку кого-то бессильного волочит, заклинает или, как минимум, собирается куда-нибудь тащить. Персонажам недостаёт глубины. Непонятна острая неприязнь писательницы к «тёмным силам земли», тема которых осталась нераскрыта учитывая значение, занимаемое мрачными, безводными местами в трилогии. Наконец, я совсем не понял, как над Рокком в пору равноденствия солнце могло оказаться в зените, если (по ряду довольно подробных описаний неба и климата) ясно, что экватор находится далеко на юге, намного южнее.
Теперь сравнение частей трилогии. «Волшебник» почти шедеврален, хотя бы ввиду своей (для 1968 года) новизны. Серьёзный кусок биографии ГГ засунут в компактный роман, что писательнице в последующих частях больше не удавалось. С недоумением читал я некоторые местные отзывы на «Гробницы»: «лучше первой» (Darinella, Krokus, Yujin, amak2508, Dan8887), «поинтереснее первой истории о маге» (Алексей Пенза), «лучший из первого сборника про Земноморье» (scafandr). То ли женщины по принципу пола заступились за Ар(х)у, а может иным людям и вправду меньше нравится, когда много событий спрессованы в сравнительно малом объёме, а нравятся книги «не в пример детальнее» (r9snick). Фабула-то во второй части банальна, описаниями подземелий и тьмы какая радость зачитываться людям старше 13 лет, разрушительство в стиле голливудского боевика, да и волшебника маловато. Только сильное, годное описание культов и интриг в иерархии вытянуло мою оценку до «6». Третья часть возвращается к истокам «Волшебника» но уже, понятно, не может произвести такого впечатления свежести, да и тема борьбы героев
Перевод С. Славгородского вызывает нарекания — местами, тупо имеются ошибки в русской грамматике. Перевода И. Тогоевой много не видел, но то, что видел, понравилось больше.
Feja, 8 января 2021 г.
Мое знакомство с миром фэнтези началось именно с волшебника Земноморья. Возможно сейчас во мне говорит ностальгия, но считаю данный цикл одним из лучших. Великолепная история о волшебнике Геде и о тайнах Земномлрья. Кстати, считаю, что в ВЗ одни из лучших драконов. Точно лучше чем во Властелин Колец и Гарри Поттере. Также шикарно показана школа магии и все, что с ней связано.
Стоящая книга. Даже сейчас не устаревает.
По-моему данный автор недавно умерла. Очень жаль. Но ее история будет вечно жить в моем сердце.
Спасибо за чудесный цикл!
Iriya, 15 апреля 2019 г.
«Тот, кто хочет повелевать морями, обязан знать подлинное имя каждой капельки в них».
*
«Но всегда можно докопаться до истины, если быть достаточно упорным.»
*
«Чтобы слышать других, самому нужно молчать.»
*
Давным-давно, неведомо в каком году, в уединенной деревушке под названием Десять Ольховин небольшого острова Гонт на свет появился мальчик, которому при рождении дали имя Дьюни. С самого детства он чувствовал невероятную тягу к могуществу и знаниям. И не просто так! Ведь ему предначертано преодолеть много препятствий, сразиться в бою с темной стороной собственной личности, отыскать в подземном лабиринте магический артефакт, пройти через испытания мертвой пустыни, найти для мира истинного короля и стать величайшим магом Земноморья. Вместе с ним нам предстоит пройти этот сложный путь...длиною в жизнь.
*
Знакомство с творчеством автора я решила начать с цикла — «Волшебник Земноморья». В прочитанную мною книгу входят следующие романы и рассказы:
«Волшебник Земноморья»
«Гробница Атуана»
«На последнем берегу»
2 рассказа — «Освобождающее заклятие» и «Правило имен».
*
Цикл был написан автором в 1968-1972 гг. Учитывая это, понимаешь, какой огромный вклад внесла Урсула в развитие фэнтези, как жанра литературы. Кстати сказать, некоторые писатели не скрывают причастность Ле Гуин к идеям их литературного творчества. Мне очень понравился слог автора, который оказался поэтичным, образным и метафоричным: «Весенние звезды светили ярко и были похожи на пушистые маргаритки на весеннем лугу или на мелких животных в теплой апрельской воде.» Некоторые моменты хотелось перечитывать, чтобы еще раз удивиться тому, как простыми словами можно сделать повествование объемным и очень атмосферным. Понравилось, что сам антураж романов был разным. На смену ветру, волнам и скалам неожиданно приходили таинственные подземные лабиринты древних городов. И читателя, вместе с героями, сначала захлестывают бескрайние воздушные просторы, а затем сжимают запутанные сети затхлых горных тоннелей.
*
Думаю, что эти романы скорее напоминают притчи, в которых речь идет о важных жизнеутверждающих истинах. Поэтому, если от книги вы ждете экшена, душераздирающих любовных историй, масштабных сражений и коварных злодеев с бесконечными интригами — вам следует пройти мимо. В этих романах всего этого нет! Они похожи, скорее, на милейшие сказки о добре и зле, баллады о Волшебнике. На «волну» этих книг надо настроиться, чтобы пройти путь вместе с героями от начала и до конца.
*
Понравились все персонажи! Мальчик-пастух с потенциалом величайшего мага, Белая Дама с судьбой Высшей Жрицы, юноша с Энладских островов, самый обыкновенный волшебник по прозвищу Ветч и два дракона — вот они наши герои! Однако, не буду оригинальной, сказав, что самым ярким среди них оказался образ самого Волшебника. Становление и рост личности этого персонажа происходит на глазах читателей. Он из тех, чья сила настолько могущественна, что способна сдерживать землетрясение. Его взгляд, казалось, раздвигал границы окружавшего мира, на просторах которого даже сам читатель становился крошечной, почти незаметной фигуркой. Потрясающий образ, которым автор показывает, что внутри каждого ребенка есть свой скрытый потенциал, а так же стремление к познанию себя и окружающего мира.
*
Огромное количество важных тем поднимает автор на страницах этого цикла. Насколько важно человеку принять собственное «Я» и жить ради жизни, вопреки разрушению, боли, ненависти и воцарению тьмы. Роль личности в истории, когда судьба многих людей зависит от одной-единственной человеческой жизни. Как важно для будущего ценить прошлое и жить в согласии с ним. И еще много очень поучительных и серьезных тем. Скажу честно, здесь мне немного не хватило юмора, легкой иронии. Весь цикл окрашен милой жизненной философией, и мне иногда казалось, что суть этой истории для меня до конца непостижима. Ее надо читать, а потом перечитывать с детьми, не обращая внимания на возрастное ограничение 16+.
*
Много прекрасных мыслей вызывает эта история. Однако, после прочтения в голове вертится фраза о роли смерти в развитии мироздания. Автор утверждает, что только в смерти находится залог возрождения и вся судьба мира — это вечное движение и становление чего-то нового на костях уже ушедшего. Обязательно продолжу знакомство с творчеством писательницы.
Deliann, 29 сентября 2013 г.
Земноморье. Если честно, в детстве первой ассоциацией, когда слышал это слово, был Гэндальф, стоящий по колено в морской воде и делающий замысловатые пасы руками, творя волшебство. Прочитав основную трилогию о волшебнике Земноморья, я понял, что ошибался, но не так уж сильно. Сегодня я бы хотел поговорить об этом интересном мире и в первую очередь – о главных романах серии. И начну я, конечно же, с «Волшебника Земноморья».
Прежде всего, необходимо познакомиться с главным героем. Большинство из нас его уже знают, но если эти строки читают люди, незнакомые с книгой, то сейчас я вам его представлю. Впервые мы видим главного героя как маленького деревенского мальчика. Ребенок не избалован, из неполной семьи, имеет врожденные способности к магии, благодаря которым его берет к себе в ученики местная колдунья. Мальчик способен подчинять себе птиц, в том числе ястребов-перепелятников, и в будущем его так и прозовут – Ястреб-перепелятник (или просто Ястреб). Время шло, и однажды, будучи в возрасте лет эдак 11-12, наш главный герой с помощью магии спасает свою деревню от врагов. Это замечает главный маг острова Огион Молчаливый и берет паренька к себе в ученики. Кстати, забыл сказать, Земноморье – это архипелаг с громадным количеством островов. А остров с деревушкой, в которой прописан Ястреб, называется Гонт. Соответственно, главный маг Гонта – Огион. В общем, дальше главного героя ждут годы обучения у Огиона, затем период обучения в школе волшебства на острове Рок, а затем множество опасных приключений, в которых Ястреб должен будет поучаствовать, искупая собственную глупость и опрометчивость. На этом про первый роман можно закончить, скажу еще лишь пару предложений, которые стоит воспринимать в качестве ремарок. Магия здесь основана на знании истинных имен, и истинное имя главного героя – Гед. Это роман взросления, в котором большое внимание уделено не только приключенческой части, но и нравственной тоже. Аллюзии на него есть в романах Ролинг и Ротфусса, и видны они невооруженным взглядом.
Вторая книга – уже про другое, и написана она иначе. Это тоже роман взросления своего рода, однако главное действующее лицо здесь уже не Гед, а юная жрица Ара. Действие происходит в Лабиринте Гробниц Атуана, и сам роман так и называется «Гробницы Атуана». Чувствуете скачок от «Волшебника» до «Гробниц»? Настраивает на определенный лад, не правда ли? Гед в романе также появляется, но на вторых ролях. Он уже сильный маг, и для него это – очередное опасное приключение. О сюжете можно сказать буквально в двух предложениях: Гед заблудился в Лабиринте, и перед Арой стоит серьезная дилемма насчет своих дальнейших действий. Убить или спасти, действовать, руководствуясь учениями и наставлениями старших или собственными мыслями и сердцем? Роман неплох, но, на мой взгляд, уступает первой части. Пара ремарок: существует экранизация первой и второй книги под названием «Волшебник Земноморья», которая в целом смотрибельна; на этот раз нравственная часть преобладает над приключенческой, и действия в романе немного.
Третий роман называется «На последнем берегу», и название вновь играет большую роль для понимания сути произведения. Первый роман назывался с намеком на личность, второй – на место действия, третий – и на место действия и на само действие. Гед уже стал архимагом, и перед ним стоит нелегкая задача: спасти мир и восстановить Великое Равновесие. Путешествий будет много, но уже с совершенно другими настроениями, нежели в первом романе. Гед стал мудрым и по-настоящему взрослым человеком. И концовка, пусть и логичная, вызывает у меня некоторую печаль.
На этом заканчивается основная трилогия, но не заканчивается история Земноморья. Есть еще рассказы-приквелы и рассказы-сиквелы, есть два романа-продолжения и две экранизации. Но это все для тех, кто полюбит этот мир и захочет узнать о нем побольше, побыть там подольше, все остальные могут ограничиться знакомством с тремя первыми романами. Я сам больше всего люблю именно первую трилогию. Хотя нет, не так. Я люблю романы трилогии, а сама трилогия в целом вызывает у меня грусть, так как сама история эта очень обрывочна. Скорее всего, я просто избалован нынешними фэнтези-эпопеями, которые описывают чуть ли не каждую секунду жизни главных героев. Тем не менее, большое спасибо Урсуле Ле Гуин за то, что она подарила нам этот замечательный мир.
Тигриска, 18 мая 2016 г.
Эта книга настолько отличается от всей современной фантастики, что я читала в последнее время, что по началу у меня даже мурашки бегали от высокопарных словосочетаний. Но если в большинстве случаев от витиеватых сравнений в книгах хочется смеяться, тут они удивительно к месту. Очень удивил подход автора к изложению истории: она не заостряет внимание на мелочах. А мелочью в её понятии является даже, например, экзамен на получение посоха и становления настоящим волшебником. У неё это выглядит примерно так:
Удивительно для меня также отношение автора к главному герою. Мы привыкли, что главный герой — это пуп земли, вокруг которого вращается Вселенная; у Урсулы же Гед — лишь удобный инструмент для передачи мира и событий. Так, пешка. И в то же время, она любит и уважает его, на протяжении всей трилогии любовно взращивает, учит, а затем позволяет ему вместе с ней править историей. Гениально, нигде такого не читала.
Этой книге как описание не подходит ни «роман», ни «рассказ» — только «Сказание». Сильное, насыщенное, не то, которое проглатывается мигом и оставляет полуголодным; из тех, что откусываешь по кусочку и остаёшься сыт, смакуешь долгое время и наслаждаешься замечательным долгоиграющим послевкусием.
Сильно. Книга оставила след в моей душе.
Angvat, 15 февраля 2018 г.
С одной стороны — интересный герой, необычная система магии, забавные детали вроде драконов, который не умеют врать, но зато мастерски не договаривают. А также приятный авторский стиль и манера подачи сюжета.
С другой – простоватые сюжеты, приправленные не самой сложной моралью, да не слишком занятный мир, что подан лишь общими мазками и небольшими деталями.
Хотя последнее тут и не особо нужно, ведь это не какая-то грандиозная эпопея, а просто несколько уютных историй, что помогут скоротать вечер-другой.
Что же касается попыток писательницы спустя некоторое время обратиться к данному миру, то, на мой взгляд, тут все как всегда. Лучше бы их не было. Дайте древним духам спать и не тревожьте их понапрасну.
Molekulo, 17 февраля 2016 г.
В начале было Слово.
А потому неудивительно, что в мире, созданном Словом, Истинная Речь — язык драконов и волшебников — имеет важнейшее значение. Истинная Речь — это основа магии, именно на ней произносят подлинные имена предметов и людей, а знать подлинное имя — значит иметь власть над сущностью. Да-да, в отличие от множества миров, где магия — это что-то необъяснимо-волшебное, в Земноморье волшебство очень хорошо и, если так можно выразиться, реалистично объясняется.
Мир, созданный этой магией, довольно необычен, трудно даже навскидку вспомнить другую столь же «морскую» вселенную. Множество островов с разным климатом и разным укладом жизни — это однозначный плюс произведения.
Есть в этом мире место и Великой Мудрости, проявляющейся не только в Великих Деяниях, но и в маленьких разговорах:
— Учитель, а какой в нем прок?
— Никакого, насколько я знаю.
Гед некоторое время продолжал держать растение в руке, шагая рядом с Огионом, потом отбросил его в сторону.
— Когда ты познаешь этот острец во всех его сезонных ипостасях, станешь различать его корни, листья, цветы, запах и форму семян, тогда сможешь узнать и его настоящее имя: ведь понять сущность предмета гораздо важнее, чем выяснить, какая от него польза. А какова, например, польза от тебя самого? Или от меня? Приносит ли пользу гора Гонт или Открытое Море?
Но, несмотря на множественные достоинства книги, некоторые вещи мне совсем не приглянулись: хотелось бы чуть больше сказаний о древних временах, великих героях прошлого и их делах, о Темных и Светлых силах Земли, об опасности Тени, о мотивах поступка Ары, о мотивах и самом злодеянии врага из «На последнем берегу». Но, главное, как возвращение короля поможет миру? Все же строки «Клинок вернётся на рукоять, Корону король обретёт.» более уместны в том произведении, откуда они родом.
В итоге мы имеем прекрасный мир, хорошее доброе повествование и извечную борьбу добра со злом во имя поддержания равновесия. А некоторые шероховатости пусть вас не пугают, они не способны испортить впечатление от этой выдающейся книги.
Dragonfire, 25 февраля 2011 г.
Что сказать? Действительно замечательная трилогия!
Честно говоря, для меня это первое фантастическое произведение, которое написано с таким...философским, что ли, уклоном. Глубокомысленно, вдумчиво, с неким поучительным посылом к читателям... Произведения, написанные не просто для развлечения. Позволяют задуматься, поразмышлять. А если книга даёт пищу для размышлений, то она определённо хороша!:appl:
Тут нет привычного, часто встречающегося, в особенности, в современном фэнтези, духа...опять же, трудно подобрать подходящее слово...эпичности, что ли... Этакого размаха: баталии «стенка на стенку», полыхающие молнии и «фаерболы» магов, чуть ли не всемогущие злодеи и столь же великие герои, спешащие спасти мир от мирового зла. Но вместе с тем здесь есть атмосфера сказочности, волшебства, всё той же эпичности, только по-другому выраженной. И всё это так органично вписано в общую картину, так замечательно проработан мир Земноморья, что невозможно этим не восхищаться!:love:
А противостояние тьмы и света, добра и зла происходит не в эпических сражениях «хороших» и «плохих», а в душе, душе каждого героя, в первую очередь, конечно, главного героя — Геда, Ястреба. И самое интересное, что противостояние это вроде бы выражено не как война, а наоборот, — своеобразное примирение этих противоположных начал. Все противоположности, все войны и противостояния сливаются, теряют свои границы в едином — в человеке!
Отвергая Тьму своей души, теряешь всего себя без остатка, а обретая её и принимая, овладеваешь ею, овладеваешь вместе с тем в полной мере и силой Света в себе, как это и случилось с Гедом в «Волшебнике Земноморья». И даже грань между жизнью и смертью — на самом деле лишь иллюзия, как это прекрасно показано в третьей книге, «На последнем берегу». Отказываясь от смерти, отказываешься и от жизни, а принимая смерть, обретаешь бессмертие и продолжаешь жить в различных проявлениях этого мира, перерождаешься в каждой частичке мира... К пониманию этого благодаря встрече с Ястребом пришёл юноша по имени Аррен. За развитием внутреннего мира жрицы Ары, Тенар, во второй книге, «Гробницы Атуана», наблюдать не менее интересно. Здесь показана сила человеческого выбора, возможность этого самого выбора. Безропотно и слепо повиноваться силе Безымянных, которых давно уже перестали бояться многие люди? Подпитывать своим поклонением эти силы, давая им последнюю надежду на выживание? Или сделать выбор в сторону своей подлинной сущности? И тогда стать настоящим человеком! И тогда уже Безымянные становятся слугами, а человек — хозяином, ибо они — всего лишь одна сторона мироздания, а человек един, целостен, а значит, всемогущ и безграничен!
Каждый, прочитав книгу, видит своё. То, о чём я говорил, — это то, что лично я увидел в этих произведениях великолепной Урсулы Ле Гуин. И мне это очень понравилось! Это было замечательное путешествие по миру Земноморья! И, к счастью, я его продолжаю, начиная читать вторую трилогию!:smile:
Тимолеонт, 25 марта 2014 г.
Всё-таки прав был человек, утверждающий о трёх эпопеях-столпах фентези:«Властелин Колец», «Хроники Нарнии» и «Волшебник Земноморья».
Творение Ле Гуин здесь самое философское и неторопливое произведение. Событий во всех романах, пожалуй, меньше, чем в любой книге «Властелина» или «Хроник».
Эпопея рассказывает о жизни и взрослении величайшего волшебника Земноморья. От его младенчетсва к зрелости, к подвигам, к статусу Архимага, к величайшему могуществу и спасению мира... к упадку. К полному отчаянию и беспомощности. Абсолютному бессилию.
Фактически, вся серия является одной большой биографией Геда-Ястреба. А все происходящие вокруг события, вся философия, глубокомысленность и эмоции только дополнительно помогают лучше понять Геда, раскрыть его характер.
Первый роман прочитал ещё десятилетним ребёнком. Относительно недавно прочитал все четыре романа. И лет через десять ещё перечитаю. Это одна из немногих историй, которая действительно достойна того, чтобы перечитывать её хотя бы раз в десятилетие.
Однозначно, одна из лучших историй в фентези, и, возможно, в литературе вообще.
puma444, 3 января 2018 г.
Прочитав условный цикл остался вполне доволен. Но все таки осадочек остался. Очень все как-то поверхностно. Хотелось бы больше конкретики, более глубокого разбора всех действий персонажей. А так же очень мало магии. Как для меня. Магия в мире Земноморья тоже условная.
Не уверен, что детям могло бы понравиться. Очень много психологии. Больше для взрослой аудитории
Всем приятного и увлекательного чтения.