FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Гробницы Атуана»

Гробницы Атуана

The Tombs of Atuan

Другие названия: Могилы Атуана

Роман, год; цикл «Земноморье»

Перевод на русский: И. Тогоева (Гробницы Атуана), 1991 — 14 изд.
Е. Солодухова (Могилы Атуана), 1991 — 1 изд.
С. Славгородский (Гробницы Атуана), 1992 — 3 изд.
Л. Ляхова (Могилы Атуана), 1993 — 1 изд.
Перевод на украинский: А. Саган (Гробниці Атуану), 2005 — 2 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 162

 Рейтинг
Средняя оценка:8.33
Голосов:2557
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


В романе рассказывается об одном из великих подвигов Геда — Верховного Мага — и о его встрече с юной жрицей Священных Храмов. Волшебник Гед спасет совсем юную Тенар, служащую Великим Силам Тьмы, из подземелья, где она обречена провести всю жизнь.

Примечание:


Публикация в журнале «Наука и жизнь» 1992 год, №1-6

Входит в:


Награды и премии:


лауреат
Медаль Джона Ньюбери / The John Newbery Medal, 1972 // Honor Book

Номинации на премии:


номинант
Премия "Феникс" (детская литература) / Phoenix Award, За 1971 год // Премия "Феникс"

номинант
Мифопоэтическая премия / Mythopoeic Awards, 1972 // Мифопоэтическая премия фэнтези



В планах издательств:


Издания:

Англо-американская фантастика. Том 3
1991 г.
Волшебник Земноморья
1991 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1992 г.
Волшебник Земноморья
1993 г.
Волшебник Земноморья. Том 1
1993 г.
Техану. Гробницы Атуана
1993 г.
Земноморье
1994 г.
Волшебник Земноморья
1997 г.
Техану. Гробницы Атуана
1998 г.
Волшебник Земноморья
1999 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2002 г.
Волшебник Земноморья
2004 г.
Волшебник Земноморья
2007 г.
Земноморье
2007 г.
Земноморье. Полная летопись волшебной страны
2007 г.
Гробницы Атуана
2009 г.
Волшебник Земноморья
2015 г.

Периодика:

«Школьная роман-газета», 7/1999
1999 г.

Издания на иностранных языках:

Гробниці Атуану
2005 г.
(украинский)
Чарівник Земномор'я
2006 г.
(украинский)
A Wizard of Earthsea
2012 г.
(английский)
The Tombs of Atuan
2014 г.
(английский)
Гробниці Атуану
2017 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  27  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 февраля 2009 г.

Первое, что хочется сказать о моих впечатлениях от этого романа, это то, что он проник в самую глубину моей сущности, пронзил ледяной иглой моё сердце и навсегда покорил меня. Это шедевр. Это поэзия. Это за гранью мастерства.

А если без пафоса и немножко подробнее, то мне это часть «Земноморья» понравилась на порядок выше, чем первая. В первой слишком всё было стремительно, слишком всё было поверхностно, если конечно уместно употребить это слово. Гед, как главный герой понравился мне в первой части необычайно, но слишком уж он был далек, слишком часто он не стоял на месте, слишком быстро он взрослел и слишком скоро он уходил всё дальше и дальше от человеческого. Я не видел в нем лирического героя, не ощущал тепла человеческого, а лишь холод, боль, страх, одиночество и тяжкий груз ответственности, которую он взвалил себе на плечи. Я видел в нем Героя Фэнтези, а не героя романа.

В «Гробницах Атуана» Гед представляется совсем другим. Это добрый, уставший до предела, измученный вечный странник, который настолько привык ко всем невзгодам, которые уготавливала судьба на его долю, что он обрёл, нет, не равнодушие, а настоящую волю и настоящую невозмутимость ко всем предстоящим поворотам пути, ко всем трудностям и испытаниям. Гед в этой книге получился таким, что ему получается сопереживать на сто один процент.

«Гробницы Атуана» не менее, а даже более мрачное произведение, нежели первая часть цикла. Здесь только Тьма, которой служат Жрицы, тьма подземелий, которую нельзя разогнать лучиком фонаря, или светом свечи, тьма безумия, которая поедает душу наставницы главной героини и тьма страха, боли и одиночества, с которой научилась жить и сосуществовать Арха-Тенар.

Прекрасное произведение. Как хорошо, что я не читал его урывками, в свободное время, или не взял его в дорогу, чтобы читать в транспорте, ведь это бы тоже означало чтение урывками, от случая к случаю. Как хорошо, что я не читал этот роман после какого-нибудь трэшового боевика, потому что было бы тяжело перестроиться. Всё было не так. Я читал его дома, находясь в отпуске, вечером, с чашкой уютного чая и при свете бра. Это тоже сыграло свою роль во впечатлении от книги.

Великолепный стиль и язык, которым роман написан, понравились мне необычайно. Думаю, что творчество Урсулы Ле Гуин заслуживает самого пристального внимания. Удивительно, что на протяжении многих лет я с ним не сталкивался. А может и встречался, в различных сборниках и антологиях, просто сейчас не вспомню.

Оценка: 9
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2009 г.

Любимая из книг этого цикла.

Образ этой девушки, столь сияющей изнутри и при этом выбранной Жрицей Тьмы и подземелий, очень трогателен. Она владеет властью и Силой. И она — юная и неискушенная в вопросах жизни и общения, знает только Лабиринт и нескольких людей из близкого окружения.

Она как-будто Солнце, которое не замечает, что несмотря на тучи и пасмурную погоду, вокруг светло. Ле Гуин приводит в Лабиринты Геда. Он здесь тоже другой, он обращается с чувствами героини очень бережно и аккуратно, они сравнялись в статусе, ведь внизу — ее власть, и при этом оба они в плену, по сути.

У Гробниц Атуана есть свои собственные характеристики. Есть особый темп и ритм книги. Есть знакомство — Его и Ее, есть тема пробуждения.

И есть тема неуловимой взгляду и чувствам, но при этом явной и могущественной силы Безымянных Богов, властителей Тьмы Подземелий.

И как не назови Свет, хоть Тьмой, хоть Аррой, но суть его не изменится, и это абсолютно.

Мне было очень интересно читать про Геда в этой книге. Его роль не пассивна, хотя здесь главная — героиня. Он подталкивает Ее к непростому решению, и ей неимоверно трудно. Она должна отличить правду своих жриц от Правды, и никто не может в этом помочь.

Выбор Ле Гуин женского образа, соответствующего Главному Герою цикла, мне кажется очень интригующим.

Как мне импонирует манера Урсулы Ле Гуин вести рассказ, не озадачиваясь тем, насколько понятен и приемлем будет текст для читателя! Она ведет повествование, по крупицам оставляя вехи на пути, чтобы мы могли не заблудиться и чтобы знали, что свет есть там, впереди. Поэтому все интереснее развитие событий, даже когда кажется, что долгое время ничего особенного не происходит. Она делает миры, мысля и широко, и с глубиной, недостижимой первому взгляду.

Каждый раз, читая эту книгу цикла, я впечатлялась размахом и разноплановостью арены для основной интриги в каждой из частей книг. Безумно интересный автор. Феноменальный талант. А эта книга — одна из наиболее стильных. Она похожа на гризаль, где все в монохромном исполнении, и поэтому все чувства проявляются четче, более обостренно. Неудивительно, ведь надо увидеть все в полной и почти безмолвной темноте жутких подземелий. Зато если удастся, то в награду получаешь... правильно, — сокровище.

Оценка: 10
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 февраля 2009 г.

С разбегу проскочив «Волшебника Земноморья» я, как корабль на мель, засел на «Гробницах Атуана». Уж на что первый роман Земноморья не был светлой оптимистической книгой, но «Гробницы», мне кажется, Ле Гуин писала исключительно черными красками. Понадобилось не менее половины книги, что во всем этом кромешном мраке я начал находить своеобразную красоту. Зато потом накрыло — маленькая девочка, танцующая в пустом зале перед троном, бесконечный Лабиринт, Тьма, Гед — настоящая симфония образов закружилась перед моими глазами, а Ле Гуин искусно вплетала в этот мрачный хоровод тонкие политические, психологические и социальные нотки...

«Гробницы Атуана» — удивительно красивая книга, но это красота не для всех. В ней, как и в «Цветах зла» Бодлера слишком много мрачных тонов, страдания, одиночества, пороков...

Понадобилось время, чтобы эта книга нашла путь к моему сердцу, но я ни секунды не пожалел — очередной шедевр великой писательницы Урсулы Ле Гуин.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 августа 2013 г.

В отзыве на роман «Волшебник Земноморья» я как-то больше уделил внимания полемике с теми, кто считает творчество Ле Гуин наивными детскими сказками с картонными героями. В общем, не будем здесь снова заниматься тем же, а лучше пристально взглянем на образ Геда...

Начнем с того, что Ле Гуин поступает весьма умно, постоянно упоминая, что существуют разные сказания о подвигах и деяниях Геда. Будто бы он и вправду существовал на самом деле, а она лишь реконструирует предания старины глубокой. И совершенно не случайно Гед оказывается не только сыном кузнеца ( как известно, в древности полагали, что кузнецы сродни шаманам и жрецам), а тем самым седьмым сыном, что опять же подразумевает наличие магических способностей...

Он вовсе не идеален. Зажженная свеча непременно порождает тени. Имеющийся у Геда дар порождает в нем гордыню и неосознанное влечение ко Злу. А затем он как заяц убегает от порождения темной стороны своей души, пока мудрый Огион не внушит ему, что невозможно преодолеть Зло, будучи беглецом, а не охотником...

И вот в «Гробницах Атуана» перед нами человек, который смог победить Зло прежде всего в пределах микрокосма своей души, который смог обрести целостность восприятия окружающего мира, проникнуть в смысл закона Равновесия, которому подчиняется все живое и неживое, постичь тайны Истинной Речи и на равных общаться с драконами...

Но он теперь пленник испуганной юной девушки. Поглощенной древними злыми силами, которым поклонялись на Атуане. Обреченной на одиночество в окружении старых, черствых душой жриц и заплывших жиром евнухов. Она лишена своего имени, лишена права вести обычную человеческую жизнь. Она — Ара, жрица и рабыня Тьмы, блуждающая в подземельях Гробниц телом и в подземельях Зла душою...

Но этот пленник знает, что несет с собой слово «свобода»: «Это тяжкий груз, великое, загадочное бремя для души. Нелегко нести его. Это не подарок, но сделанный тобой выбор; и выбор этот может иметь самые неожиданные последствия. Путь свободы ведет наверх к свету, но, если бремя ее слишком тяжело, можно никогда не достигнуть конца пути».

Тяжело человеку, который был лишен свободы, за которого думали и решали другие. Неожиданно обретенная свобода способна причинять боль. Но игра все же стоит свеч...

И пленник Гед выведет свою пленительницу на свет. Превратив ее саму в ярко горящий светильник, что более не хотел томиться во тьме, оставаясь незажженным...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 января 2014 г.

Что любопытно, во второй части Гед превратился практически во второстепенного персонажа, хотя его будущее участие в кульминации и развязке «Гробниц» чувствуется едва ли не с самого начала.

Здесь главным героем становится обычная девочка, которая волей судьбы стала жрицей уже практически забытого древнего культа. Он ещё хранит в своих подвалах несметные богатства, его ещё по привычке боятся окрестные крестьяне, но по сути — Древний культ уже ничего не стоит и не пользуется уважением. Одно слово императора — и он будет ликвидирован окончательно. И тяжёлая атмосфера гибели древнего верования пронизывает весь роман. И во всей этой обстановке, во всей этой уже ничего не значащей мышиной возне, и варится главная героиня... Для неё Гед — спасение, шанс хоть что-то самостоятельно определить и решить в своей жизни. Что она быстро и понимает.

Ле Гуин, кажется, с удовольствием рассказывает про прошлое Земноморья, про возвращение давно утраченных, почти мифологичных реликвий из древних преданий. И ясно, почему Гед здесь лишь второстепенный персонаж — если б повествование шло от его лица, то «Гробницы» были б обычной приключенческой фентезюшкой с примесями Индианы Джонса. Ле Гуин же этого явно не хотела, а намеревалась написать медитативный, располагающий к размышлениям роман. Что у неё с успехом и получилось. В отличии от «Волшебника», «Гробницы» уже почти невозможно прочитать как детскую, лёгкую сказку.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2013 г.

Романом «Гробницы Атуана» по сравнению с первой частью цикла кажется статичным. Действие развивается в начале медленно, это даже нельзя назвать действием, скорее история того, как не умерла человеческая душа. Душа Ары — Тенар подобна зерну пшеницы, сухому, но не мертвому. Как прорастает зерно, смоченное водой, так и душа оживает, столкнувшись с необходимостью выбора, действия. Активное действие — условие роста для человека, как влага для зерна. Мир «Гробниц» чрезвычайно реалистичен — детали культа, быта жрецов и жриц проработаны со свойственной ле Гуин детализацией. И в тоже время в книге много символов. Самый явный из них лабиринт, подземелье. Не даром старина Фрейд утверждал, что видеть себя во сне в длинных, замкнутых коридорах — это символ женской сущности и женского созревания. И вот юная девушка раз за разом проходит по коридорам лабиринта, пока не осознает себя женщиной, а не безымянной поглощенной. А после этого осознания — лабиринт рушится. Очень трогательным (может быть по контрасту с более поздним «дамским» фэнтези) мне кажется отсутствие явной любовной истории. Нет, любовь есть, но это души человеческие обращаются друг к другу. Вообще атмосфера романа мне кажется скорее мистической, нежели сказочной или приключенческой. У этой книги нет «целевой аудитории». Ее можно прочитать и в 15 и в 50 лет — она затронет струны души и вызовет отклик. У меня этот отклик оказался — печалью.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 июня 2010 г.

Хоть этот роман и входит в цикл историй о великом волшебнике Геде, но в нем не он является главным героем. Это роман о Тенаре, а Гед играет, можно сказать даже, эпизодическую, пусть она и оказала сильное влияние на сюжет книги, роль.

Основной сюжетный ход книги — становление как личности Тенары, ее взросление. Автор показывает ее жизнь, начиная с детских лет, когда ее еще совсем маленькой девочкой забрали у родителей, «удостоили чести» стать жрицей Безымянных — древнего воплощения тьмы и начали ее обучение, до периода, когда у нее появился выбор кем ей быть дальше: стать Жрицей безымянных Арой и потерять всю свою человечность или Тенарой, кем она должна была быть по праву рождения. Читатель почти на протяжении все книги наблюдает борьбу доброй души сначала девочки, а потом уже девушки, с внешними силами тьмы. Видим, как она становится сильнее и уже не идет на поводу у жрицы Бога-Короля, а сама начинает вершить свою судьбу. И надо сказать, наблюдать за психологической борьбой, которая здесь выходит на первый план, и за внутренним ростом главной героини не менее интересно, чем за битвами магов и людей. Конечно, у нее не обходится без поражения, и некоторые моментах своей жизни в роли жрицы она наверно будет вспоминать в страшных снах и не перестанет стыдиться, но все же победа будет, как и положено, на стороне добра. Она сама и Гед постараются.

Вторая часть трилогии «Волшебник Земноморья» — менее динамичная книга, чем первый том и она больше напоминает сказку, однако это не делает эту завораживающую историю менее интересной. И если Вы хотите отдохнуть от потоков крови, звона мечей и громких битв и в тоже время желаете окунуться в волшебный мир качественного фэнтези, то роман «Гробницы Атуана» правильный выбор.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 февраля 2010 г.

Что может бысть страшнее древнего знания? Что может быть страшнее забытого величия? Что может быть страшнее вечного перерождения? Что может быть страшнее забытого прошлого? Что может быть страшнее сомнений в своей вере?

Вечное рождения безликой жрицы, танцующей перед слепым былым величием. Вечный страх, страх перед Безымянными, которые уже забыты всеми, всеми кроме тонкой и хрупкой девушки. Сомнения в себе, сомнения в предназначении, сомнение во всем, в том числе и в своем величии.

Слепая вера, преданность, одиночество. Тяжелые муки души человека, который хочет верить, но вся его вера разбивается об камни, уже мертвые камни, бывшие когда-то великой тайной, знанием, алтарем.

Бескрайнее одиночество, страх и боль, но в тоже время великая сила борьбы, стремления, души, сила познания и осознания.

Возможность возрадиться вновь, но не вечной жрицей, а человеком, личностью, собой.

Великолепно. Еще одна история про Земноморье, мир окруженный океаном, океаном Вселенной, океаном мудрости.

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2008 г.

Эпитет, который подходит этой книге — завораживающая. Эта часть, в отличие от первой, более мрачная, в ней ещё меньше действия, экшена, но есть какая-то особая глубина. И этой своей мрачной глубиной она притягивает, околдовывает, от книги невозможно оторваться.

Много описаний природы, подзмелья, но это всё не нудно, оно всё вместе собирается и выстраивается в цельную стройную картину.

В книге описана совсем другая часть Земноморья, сильно, я бы даже сказала — диаметрально отличающаяся от ранее известных его частей. Здесь не любят волшебников, не верят в их силы, идут споры — а действительно ли волшебники чем-то отличаются от обычных людей, а может, они ничего и не могут, кроме жалких фокусов, может, это просто шаралатаны? Это мрачная, малоисследованная часть Земноморья, в которой бытуют свои порядки, законы, обычаи, в которой люди привыкли жить в страхе и поклоняться богам (в том числе и самым древним, безымянным), просить у них милости.

Характерно, что Гед в книге присутствует больше как второстепенный персонаж, и основная мысль идёт не про него, а про молодую жрицу. Но его роль в происходящем колоссальна. Здесь применяется такой приём, как взгляд на главного героя со стороны, в данном случае со стороны Тенар. О мыслях, чувствах Геда читатель может догадываться, но зато знает, каким его видят окружающие. Сравнить Геда из второй и первой частей цикла предлагается читателю самостоятельно — очевидна разница. Он стал более взрослым, мудрым, излучающим силу и спокойствие.

Понравилось то, как раскрыт образ Тенар — тонко, психологично.

Получила огромное удовольствие от прочтения этой книги.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 марта 2013 г.

Безусловно, правы те, кто утверждает, что эта часть неспешна и менее динамична за первую. Но мне она, вместе с тем, понравилась больше. Да, в первой части нас ожидают путешествия и приключения. В Гробницах же почти все время повествования история разворачивается на одном острове — Атуане, даже на одной, небольшой его части. Но этот роман не похож на первый, он как бы совершенно в другом стиле, он наполнен некой атмосферой, которая и создается этой относительно неспешной манерой повествования. Этим он интересен — он окунает в темную атмосферу гробниц, в противостояние жриц древних сил тьмы жрицам самопровозглашенных богов-королей. Создается даже впечатление некой монументальности, которая может длиться без изменений тысячи лет, но приход Геда несет с собой крах этой застылой вековой неизменности.

И хотя роман выполнен достаточно самодостаточным, но мне кажется без первой части его читать было бы не так интересно. Ведь мы уже знаем, что собой представляет Земноморье, кто такие волшебники и имеем даже небольшое понятие про империю исходя из первой части. И во второй части автор уже не тратит на это время, она сосредотачивается уже всецело на описании именно этой, достаточно не малой, частички Земноморья, поклоняющейся силам тьмы и воздвигающей своих богов, своих королей — в богов. Если задуматься, то наблюдается даже интересный контраст — как на империю Каргард смотрит остальной мир, и как она выглядит изнутри глазами ее жителей(!). Ведь даже Тенар в конце романа, уже практически сбросив оковы тьмы восклицает глядя на латы воинов и на стены одного из городов Каргарда: «Как остальной мир может думать победить ее королей-богов, а не пасть перед ними ниц?» А вам это ничего не напоминает? :)

И в конце романа судьба Тенар волнует еще больше чем в начале — это как выпустить птичку, родившуюся в неволе, из клетки на свободу. Любой согласится, что свобода это благо, но вот не убьет ли она птичку? Этой теме можно было бы посветить отдельный роман-продолжение...

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 июля 2017 г.

От этого романа, прочитанного в детстве, также остались очень смутные воспоминания. Его стоило перечитать: если «Волшебник Земноморья» интересен, прежде всего, своей идеей, то «Гробницы Атуана» — своей атмосферой. Атмосфера — определяющее, что есть в этом романе. Маленькая девочка, в пятилетнем возрасте отобранная у родителей, чтобы стать жрицей некоего почти забытого культа. Мрачные темные подземные гробницы, полностью изолированный мирок, состоящий из трех верховных жриц, нескольких девочек-учениц и нескольких евнухов-прислужников. Никаких паломников, никаких именитых гостей. Только мрак, тишина и однообразные ритуалы.

Тенар, выбранная переродившейся верховной жрицей, быстро проникается осознанием своей власти и определенной гордыней. Учитывая, что ничего другого она не знает и не помнит — это понятно. Когда все вокруг подчиняются тебе и признают твое главенство потому, что ты являешься жрицей неких таинственных темных сил, в это начинаешь и сама верить. Даже если все твои способности сводятся к тому, что ты запомнила все повороты и залы в неосвещаемых подземельях и можешь свободно передвигаться по своему царству на ощупь.

Удивительным образом, несмотря на однообразие и замкнутость мира, в котором развивается сюжет романа, он совершенно не скучный. Героиня молода и полна жаждой и власти, и исследований, пусть и признает как данность свое место в этом ограниченном мире. И открыта новому, хотя поначалу кажется совершенно иначе. Но знакомство с неожиданно оказавшимся у нее в ловушке в подземелье Гедом-перепелятником все меняет.

По сути, это чистый стокгольмский синдром: оказавшийся без помощи и почти без магической силы Гед умудряется за короткое время изменить девочку-жрицу настолько, что она отказывается от всего, что составляло ее суть раньше. Они выходят из гробниц оба, он — в прямом смысле, а она — еще и в переносном. Это освобождение от тьмы, неожиданно открытый для себя огромный мир — вот, наверное, главная идея романа. Тьма гробниц Атуана очень привлекательна, как и сомнительная власть, даваемая этой тьмой, это правда. Отказаться от нее в пользу неизвестного тем сложнее.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2017 г.

Представь, чиркнув спичкой, бесконечные мрачные залы, недоступные свету.

Представь, чиркнув спичкой, потаённые ритуалы тьмы, древние, как камни под тобой.

Представь, чиркнув спичкой, несметные сокровища, таящиеся во тьме, сокровища, за обладание которыми смертные короли пошли бы на любую низость.

Представь, чиркнув спичкой, могущественных древних богов, или, может Древние Силы, безличные и беспощадные, алчущие крови, мяса и не терпящие света.

Представь, чиркнув спичкой, умудрённых наставниц, сзымалства внушавших тебе твою исключительность — да не просто наставниц, а Верховных Жриц Тьмы.

Представь, чиркнув спичкой, себя, с малолетства обречённого на беспрекословное поклонение, религиозный фанатизм, а в его рамках — на почти абсолютную власть и одиночество.

А ты смог бы выйти из этих гробниц живым?

Кто-то говорит, что «Гробницы» не оригинальны. Ну, на фоне мальчика со шрамом на лбу и в очках — возможно. Ибо, что оригинального в том, чтобы показать путь человека от тьмы к свету, путь, противоположный всему тому, чему тебя учили?

Кто-то говорит, что «Гробницы» медлительны. Ну, на фоне стандартного боевика — конечно. Ибо, здесь нет скорости, здесь нет времени, здесь нет жизни, здесь властвуют Древние подземные Силы Тьмы.

Кто-то говорит, что «Гробницы» описаны лишь штрихами. И вправду: немногое можно увидеть в кромешной тьме!

Слава Геду Спасителю, ибо, если человек делает правильный внутренний выбор, то вся мощь ложных искушений неспособно затмить свет его души!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2015 г.

Во второй книге этой замечательной трилогии Гед сталкивается с юной жрицей Тенар, которая обречена против своей воли служить приходящему в упадок культу поклонения Безымянным. Главным героем данной книги является, как это не удивительно, упомянутая жрица. Писательница очень интересно раскрывает её образ: она словно фонарь, прикрытый чёрной тканью и спрятанный во мраке. Гед помогает ей обрести себя и выбраться в настоящий мир, и девушка, которую до этого окружали только одиночество, зависть и мрак познает наконец то людскую любовь и благодарность. В отличие от первой книги, в которой мы вместе с Гедом побывали на многих островах Земноморья, так не похожих друг на друга: лодка прорезает водную гладь, и мы видим как новый остров поднимается из моря, каждый со своими лесами, полями, городами с гаванями и дворцами, рынками и конечно же обитателями, сюжет второй книги развивается в месте, посвященном поклонению Безымянным, и в катакомбах под ним. Казалось бы, чего тут такого, кромешный мрак и тишина, но благодаря мастерству писательницы ты буквально чувствуешь, как этот беспроглядный мрак и стены давят на тебя, ощущаешь всю враждебность этих катакомб и начинаешь воспринимать тьму не просто как отсутствие света, а как живое враждебное существо, постоянно пытающееся сломить твою волю. Основная мысль, которую я вынес из этой книги: свобода — это выбор, порой нелегкий. И для того, чтобы возродиться, словно феникс из пепла, нужно умереть: отринуть все предрассудки, которые владели тобой на протяжении долгого времени. Только так можно открыть своё сердце и душу свету.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 сентября 2010 г.

В своё время удивило то, что метод нашептывания может сделать с психологией ребенка. Все эти поглощения, экзальтации, трансформированная в жанр фэнтези религия, и тому подобное, вызвали в 90-м закономерный вопрос: ну что еще, кроме магической притчи, может предложить запад? Хотя, казалось бы, подготовки не было; и поэтому произведение не должно было читаться серьезно — а, скорее, как запутанная сказка.

Но потом эти темы открылись, и пришло понимание, что художественный текст — это структура не двухмерная, а четырехмерная. А ведь до этого никто над этим, читая, особенно не задумывался. Соответственно, в этом новом мироощущении повесть и была мною апробирована, перечитана несколько раз, чтобы приобщиться к ранее неизвестному.

Центральный концепт — это, конечно же, лабиринт. Он куда страшнее кудесника-пустынника, и все заявления о том, что он рухнул, воспринимались просто как некий новый неожиданный ход. Скорее, ушел под землю, остался закрытым сам в себе, стал утраченным символом. Между прочим, погребя под собой своих обитателей.

Причем, любовные переживания Ары на фоне этого лабиринта вряд ли способны вызвать хоть сколько-нибудь значительные сдвиги в фантазии прочтителя.

Куда больше тут впечатляет трактовка самих божеств: например, гробниц Атуана или Безымянных. Здесь-то повесть и сближается с фантастикой: в теме происхождения религии от культа поклонения пришельцам.

Результат — в целом «Гробницы» будут читаться с интересом, и пользоваться немалым признанием; но — не у всех, и не всегда.

А еще меня очень привлек медитативный настрой этого произведения.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 февраля 2012 г.

Земноморье — архипелаг, состоящий из Внутренних Островов, Пределов и империи Каргад. Рассказав нам о большинстве Внутренних Островов и о Восточном Пределе, Ле Гуин переносит нас в империю каргов, а точнее, на остров Атуан, в Святое Место.

Карги верят в три великие силы: в Короля-Бога, близнецов Вулуа и Атва и в Безымянных, а иначе, в Древние Силы Земли. Есть верховная жрица со своими подчиненными, жрица Короля-Бога и Единственная, жрица Безымянных. У жриц есть телохранители-евнухи.

В «Гробницах Атуана» примерно первую половину книги Ле Гуин повествует об Аре, Единственной Жрице Гробниц, об ее жизни, обязанностях, об ее исследованиях Лабиринта, что находится под Храмом. Вторую половину книги

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
автор рассказывает о появлении в Гробницах вора, волшебника, нашего старого знакомого — Геда. Наслышанная историй о жителях внутренних островов от верховных жриц Коссил и Тхар, Ара все же не может принести его в жертву своим Хозяевам, как принесла троих узников, заставив их умирать от жажды. Постепенно она все больше общается с ним, а когда врет Коссил, что его убила, и понимает, что ее разгадали, она не знает, что ей делать — и решает бежать со своим узником.

Сказать по-честному, сначала сюжет не очень завлекает — за это нужно снизить один балл. Однако то, как автор погружает читателя в свой мир, раскрывает характер Ары (Тенар), тем более последние главы — заслуживает оценку 11. И все-таки, наблюдать за взрослением Ары чрезвычайно интересно. Жаль Манана... Он так любил свою «малышку» и хотел сделать все, лишь бы помочь ей.

Один из самых интересных образов в книге — жрица Коссил. Наряду с Древними Силами Земли она является главным антагонистом. Мне лично она напоминает Амбридж из Гарри Поттера — уж больно схоже описание Ле Гуин своей героини с образом Долорес.

Книга, как и «Волшебник Земноморья», пропитана философией. История о колебаниях в душе Ары, взаимное доверие у Геда и Тенар, понимание того, что вместе можно победить любые Силы Зла, того, что отчаиваться и паниковать нельзя никогда вкупе с романтичностью и реальностью продуманного Ле Гуин мира не оставляет мне выбора —

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу