fantlab ru

Джон Уиндем «Колесо»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.13
Оценок:
468
Моя оценка:
-

подробнее

Колесо

The Wheel

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 103
Аннотация:

Маленький Дэйви приделал к ящику изготовленные им круглые деревяшки — и тащить ящик стало легче. Но в этом мире горстки людей, выживших после техногенной катастрофы, колесо считается порождением дьявола, и мальчику, от которого отвернулась даже его собственная мать, грозит сожжение...

© Lucy
С этим произведением связаны термины:
Примечание:

Первая публикация на русском языке: Джон Уиндем. «Колесо». Сказка. Перевёл с английского В.Ковалевский. Рисунки С.Шарова // журнал «Химия и жизнь», 1971, №7. Послесловие Б.Володина «История колеса и колесо истории».

Существует графическая адаптация 1989 г.


Входит в:

— журнал «Startling Stories, January 1952», 1952 г.

— сборник «Жизель», 1954 г.

— сборник «Tales of Gooseflesh and Laughter», 1956 г.

— антологию «Science Fiction Yearbook, Number 3», 1969 г.

— антологию «Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология», 1973 г.

— антологию «After The End», 1981 г.

— антологию «Колиска на орбіті», 1983 г.

— антологию «Beyond Armageddon», 1985 г.

— антологию «Чего стоят крылья», 1989 г.

— антологию «Освобождение Земли», 1990 г.

— антологию «Nouvelles des siècles futurs», 2004 г.

— журнал «Супер Триллер №36 (87)», 2005 г.

— антологию «The End of the World: Stories of the Apocalypse», 2010 г.

— антологию «Созвездие Льва-3», 2017 г.


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том 25. Антология
1973 г.
Чего стоят крылья
1989 г.
Освобождение Земли
1990 г.
Миры Джона Уиндема. Том 5
1995 г.

Периодика:

Startling Stories, January 1952
1952 г.
(английский)
«Супер Триллер» №36 (87), 2005
2005 г.

Самиздат и фэнзины:

Зов пространства
2018 г.
Зов пространства
2024 г.
Зов пространства
2024 г.

Аудиокниги:

Созвездие Льва-3: Приход ночи
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Science Fiction Yearbook, Number 3
1969 г.
(английский)
After The End
1981 г.
(английский)
Колиска на орбіті
1983 г.
(украинский)
Beyond Armageddon: Twenty-One Sermons to the Dead
1985 г.
(английский)
Beyond Armageddon: Twenty-One Sermons to the Dead
1986 г.
(английский)
Beyond Armageddon: Survivors of the Megawar
1987 г.
(английский)
Nouvelles des siècles futurs
2004 г.
(французский)
Beyond Armageddon
2006 г.
(английский)
The End of the World: Stories of the Apocalypse
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Колесо» – рассказ Джона Уиндема, который можно отнести к жанру постапокалипсис. Горстка людей, выживших после техногенной катастрофы, вернулась к примитивному образу жизни. Довольно большую роль в новом обществе играет религия, навязывающая довольно необычные запреты. Например, одно из самых строгих предостережений касается колеса. С детства людям внушают, что колесо – это сосредоточение всего порочного, что было до войны. Якобы, именно изобретение колеса привело к страшному краху.

Однажды юный Дэйви решает приделать к своей тележке пару круглых деревяшек, чтобы было не так тяжело везти. Окружающие сразу же клеймят мальчика пособником дьявола и требуют казни. От него отказывается даже мать, и лишь дедушка оказывает необходимую поддержку.

Простой на первый взгляд рассказ несёт в себе сразу две идеи. На виду мысль о том, что прогресс невозможно остановить. Он всегда найдет лазейку, как бы мы не старались его уничтожить. Колесо всегда было для нашего общества символом научного прогресса, поэтому его и необходимо осквернить.

Вторая мысль не так очевидна – это любовь. Материнская любовь в рассказе оказалась не столь крепкой, как людской страх перед неизведанным. В противовес этому есть любовь деда, который готов на многое, лишь бы выручить внука.

Итог: Интересный и динамичный рассказ. Некоторыми моментами он напомнил мне роман Уиндема «Куколки» – то же авторитарное религиозное общество, те же весьма странные для нас запреты. Рекомендую к прочтению.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Колесо» оказался любопытным, хотя и не идеальным. Это история о далёком постапокалиптическом будущем, когда человечество начало восстанавливаться после ужасов, которые когда-то уничтожили цивилизацию. Люди теперь живут в простом сельскохозяйственном обществе, избегая всего, что связано с прогрессом, и особенно боятся колеса.

В этом мире колесо считается воплощением зла, символом прогресса, который однажды привёл к упадку человечества. Люди проклинают колесо и считают его творением дьявола.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но однажды маленький мальчик случайно создаёт колесо, что немедленно привлекает внимание местной «инквизиции», которая предупреждает, что колеса делать не стоит.

Рассказ задаёт интересные вопросы о том, можно ли остановить технический прогресс и стоит ли бояться научных открытий. Однако возникает вопрос: как взрослые, живущие в этом примитивном обществе, могут знать, что такое колесо, если они его боятся и избегают? Это немного странный момент, но если оставить его в стороне, то основная идея рассказа остаётся весьма актуальной.

Суть истории в том, что прогресс невозможно остановить. Даже если люди боятся нововведений, человеческое стремление к изобретательству и улучшению жизни неизбежно проявится. Страх перед прогрессом — самое опасное, что может случиться с обществом. Эта идея перекликается с нашим временем, когда мы находимся на пороге новой индустриальной революции, связанной с развитием нейросетей и искусственного интеллекта. Как и в рассказе, многие люди сейчас боятся этих изменений.

Рассказ «Колесо» напоминает нам, что научный прогресс — это естественная часть человеческой природы, и его не стоит бояться. Как и мальчик, создавший колесо, мы не должны позволять страху остановить нас на пути к новому и неизвестному.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

‘Единственное зло – это страх’ – так сказал дедушка мальчику в рассказе. Я не могу согласиться с таким утверждением. Потому что, очевидно, существуют другие проявления зла. Однако ничего хорошего в страхе нет.

Наверняка, тем, кто прочёл данное произведение, показалось не очень разумно, что персонажи боялись простого колеса. Конечно, это так. Но, на мой взгляд, рассказ заставляет задуматься о собственных страхах. Может тоже не стоит их опасаться?

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень прост, а его основная мысль, давно уже общепризнанная в обществе, и вовсе подана читателю открытым текстом: «Открытие не бывает плохим или хорошим. В добро или в зло его превращают сами люди.»

Поэтому главное достоинство произведения — это КАК автор реализует свою мысль: очень просто, очень кратко, очень доходчиво и очень увлекательно. Действительно, что может быть проще, чем предать анафеме колесо, и тогда мир наконец-то станет добрым и пушистым. А нарушителей этого запрета мы будем просто СЖИГАТЬ. Было бы смешно, если бы не было так глупо и страшно, и так здорово не походило бы на то, что сейчас происходит в мире.

И ещё. Иногда в тексте произведения встречаются фразы, которые вроде бы и не несут никакой смысловой нагрузки, но при этом сразу заходят в душу читателя. И вот пример такой фразы из этой вещицы: «Двор был пуст — лишь куры рылись в пыли, причем скорее из любопытства, чем в расчёте отыскать зерно...».

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ о человеческой природе. Нам свойственно причину наших бедствий и проблем искать где-то вовне. В черте, боге, колесе, но не в самих себе.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Колесо», на мой взгляд, это как lite версия романа «Куколки», который мне очень понравился. Но в рассказе есть неясности непонятно почему сделанные автором.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда появляется мальчик с тележкой, весь хутор (за исключением старика) приходит в ужас и оцепенение. Все, вплоть до маленькой девочки, ошарашены изобретением Дэйва. А что же такого он изобрёл? Колесо? Но кто знает, что такое колесо и как оно вообще выглядит?

Люди ходят в церковь и молятся о том, чтобы бог уберёг их от колеса. Может быть, служители церкви и знают, как выглядит колесо и для чего оно нужно, но прихожанам о колесе говорят лишь, «что это мерзость и об этом нельзя говорить».

Поэтому не ясно, как жители хутора поняли, что Дэйв сделал именно колесо, а не, скажем, пропеллер.

Опять же в начале повествования говорится: «Из-за дома слышались звонкие удары пустого ведра о воду, скрип ворота, когда ведро вытягивали из колодца, и снова удар о воду.»

Колодезный ворот – это вал, а вал это тоже самое колесо (хотя старик, рассказывая про местные порядки, говорит: «…Время от времени какому-нибудь человеку приходит в голову сделать что-нибудь похожее на колесо. Пусть это будет вал, или винт, или что-нибудь в этом роде…тогда приходят священники, сжигают колесо и забирают этого человека с собою… они его тоже сжигают»).

И как это получается, что жители пьют воду, добытую с помощью дьявольского механизма, но при этом мать готова без зазрения совести отдать своего сынишку на костёр местных инквизиторов за то, что он сделал тележку?

На мой взгляд, образ колеса в качестве символа прогресса здесь взят неудачно. Без колеса может существовать только общество находящееся в стадии первобытно-общинного строя. Орудиями труда здесь являются палка-копалка, копье, лук, скребок и т.п., жилища людей – пещера, шалаш, одежда – набедренная повязка.

В рассказе описывается общество пребывающее уже в достаточно развитом состоянии. В ходу молотки и гвозди (присутствует металлообработка), женщины носят юбки (текстильное производство). Люди наверняка выращивают зерно для производства хлеба, делают глиняную посуду, строят дома и сараи как минимум из дерева.

И как, скажите, всего этого можно добиться без помощи колеса? Не получится.

Для изготовление ткани нужна прялка и ткацкий станок, а в них есть валы и колёса (веретено, колесо самопрялки, валы на ткацком станке). Переработка зерна в муку тоже не обходится без колёс (жернова, колесо водяной мельницы). Глиняную посуду изготавливают на вращающемся колесе – гончарном круге. Как перемещаются грузы – мешки с поля на спине или носилках носят? И прочее и прочее…

В связи с этим я бы колесо заменил каким-нибудь летательным аппаратом. Например, Дэйв сделал планер. Тогда всё станет логично.

Оценка: нет
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Автор возвращает читателя к азбучным истинам: прогресс нельзя остановить. Потом появится несколько подобных рассказов, которые будут идейно и даже сюжетно похожи на этот первый, но все будут поднимать такую простую истину: прогресс и религия. И везде ответ будет один: побеждает религия, ибо человек боится, а если боится, значит соглашается, молчит, готов терпеть... Гляньте, что вокруг сегодня творится, всем понятна мысль о правде, демократии, но все боятся и молчат. То тоже!

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На слуху — известная поговорка: «не изобретай велосипед», звучащая как упрек тому, кто пытается придумать давно изобретенные вещи. Однако героям рассказа чаще приходится слышать «сохрани нас от колеса» — как предостережение от технического прогресса, который (по сложившемуся мнению) когда-то привел человечество к гибели. И боязнь новых изобретений настолько велика, что мать с легкостью отрекается от любознательного сына.

Замечательный рассказ — как притча — короткий, но емкий, богат философскими «размышлизмами» — о Вере и страхе, о любви и самопожертвовании, о детской любознательности и старческой мудрости...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень правильный рассказ о роли прогресса в обществе и невозможности контролировать мысль человеческую. Настолько правильный, что вызывает скуку.

Возможно, в 1952 году сформулированные Автором идеи воспринимались свежо и актуально, но с позиций читательского опыта двадцать первого века слегка покрылись пылью. Не утратили актуальность, нет. Но не воспринимаются при такой подаче совершенно, когда значительная часть рассказа представляет собой пространную объяснялку, это скучно.

В рассказе присутствует очень симпатичный стул, обшитый заячьими шкурками. Он как шкаф у Чехова, запоминается и вызывает позитивные эмоции. Но сделать своих героев похожими на этот замечательный стул Автор не сумел или не захотел. Они получились условными — внук, дедушка, мама, священник, массовка из односельчан... У каждого персонажа своя функция, лишних персонажей нет, но и живых нет тоже.

По сути, всё действие — лишь обрамление к лекции, прочитанной дедушкой внуку. Лекция хорошая, мудрая, даже афористичная местами. А сам рассказ так себе.

Оценка: 6
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Смысл повествования автора — запретами ничего не остановишь.Но второй смысл заложен- это самопожертвование деда. Что очень размытая философия в наше время. Рассказ гениален вот этим многообразием смыслов. Может ли сюжет осуществиться на самом деле? Может! Дурных умов пока в избытке.Предостережение автора всем поколениям -не допускайте дураков и фанатиков до власти!

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Яркий пример глубокой, продуманной, классической и хорошо знакомой с детства фантастики скованной в тиски маленького рассказа. Высочайшая концентрация значения на каждое слово в тексте.

Получилась скорее притча и очень поучительное произведение, хотя в детстве на «Колесо» особого внимания не обращал, не понимая всего смысла, что вложил в него Уиндэм. Последние слова Старика вообще заслуживают того, чтобы выписать их на холсте, взять в золотую рамку и повесить на стене на самом видном месте в доме.

Оценка: 10
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, коротко и ясно. Конечно, глупо полемизировать с персонажами из книги, но удивительно, как они не запретили вообще всё, включая палку. Ведь именно палка была первым орудием человека. И как можно что-то запретить, не объяснив, что это такое?

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отличная постапокалиптическая притча. После гибели человеческого общества в безумной войне, умами выживших завладела религия. Наука и религия всегда плохо уживались, вспомним хотя бы инквизицию. Есть выражение: «Запрети религию, опиумом станет наука». Видимо и обратное выражение имеет смысл. А как же иначе? Человек должен во что-то верить. И если в Наука подвела человечество, нет ей веры: Религия — вот истинная вера.

Это рассказ о страхе. Страхе перед прогрессом, возможном повторении трагедии человечества. Но прогресс неизбежен, его не остановить. Да и сам по себе прогресс — не зло, изобретения становятся добром или злом в зависимости от их использования. Зло — страх перед прогрессом, нужно бороться с ним и направлять творческие мысли на благо человечества. Но вот беда: всегда найдется тот, кто увидит обратную сторону медали изобретения и тогда...

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хорошая повесть, дает пищу для размышлений. Но совсем короткая. Атмосферой и описанием очень похожа на роман «Куколки», настолько, что складывается впечатление, что идея с колесом пришла в голову Джона Уиндема при написании куколок, но чтобы не перегружать роман он вынес ее отдельной повестью.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ главная мысль которая заключается в этих словах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
— Я рассказываю это тебе потому, что ты сам придумал колесо. И такие мальчики будут всегда. Должны быть. Потому что нельзя убить мысль. Ее можно спрятать, но она все равно прорвется. Я хочу, чтобы ты понял раз и навсегда: колесо — это еще не зло. Что бы тебе ни говорили перепуганные люди — не верь им. Ни одно изобретение не может быть само по себе плохим или хорошим. Таким его делают люди. Запомни это, малыш. Когда-нибудь они снова начнут пользоваться колесом. Я не надеюсь дожить до этого, но ты, наверное, доживешь. Это будет. И когда это случится, не будь среди перепуганных. Будь среди тех, кто научит их использовать колесо лучше, чем те люди, которые от него погибли. Нет, колесо — не зло. Единственное зло это страх. Не забывай этого.

Уиндем отлично писал постапокалиптику, кто увлекается этим жанром советую всем прочитать его же «Куколки» отличная вещь!

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх