Крис Банч, Аллан Коул «Стэн»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера )
- Общие характеристики: Военное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Это — один из самых знаменитых сериалов за всю историю «боевой фантастики».
Это — сага о войнах и воинах.
Точнее — о войне одной, разбившейся на войны многие, выхлестнувшейся на десятки разных планет.
Точнее — о воине одном. О Стэне. О смелом парне, чья профессия — сражаться. Сражаться снова и снова. И каждый новый бой будет чуть более жестоким, более безнадежным, более ненужным, чем предыдущий!
Содержание цикла: по порядкупо годупо рейтингу
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
- /языки:
- русский (27), английский (4)
- /тип:
- книги (31)
- /перевод:
- В. Буличев (4), В. Голубева (8), В. Гольдич (8), Г. Емельянов (10), В. Задорожный (15), И. Оганесова (8), М. Тарасьев (5)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 2 июля 2020 г.
Боевик авторами наложен на социологию и философию крушения Империи. Вот так бы сказал о сути цикла. Написан во время начала и конца крушения СССР. Авторы зримо видали весь процесс.
От вроде бы справедливой жизни Империи до морального разложения Императора и приближенных. От преданного Императору Стэна до его восстания против жестокости Императора. Всё в жизни не вечно, всё меняется, даже Вечный Император. Стоит почитать диктаторам и автократам, нацелившимся в диктаторы. Исход будет один -позор и смерть.
realin523, 8 июня 2017 г.
Стэн — это приключенческий фантастический цикл об эволюции главного героя, которого (как ни странно, ха-ха) зовут Стэн. Нет, это не фантастический боевик, это намного больше! Сюжет цикла оригинален и намного сложнее и интереснее, чем просто превращение «раба в жлоба». В цикле много закрученных интриг и социально-политических элементов. На мой взгляд с социально-политическим аспектом авторы справились прекрасно, это становится особенно заметно в последних трех томах.
Ни в коем случае не сравнивать Стэна со Стальной крысой Гаррисона! Нельзя же сравнивать выставку картин с детской книжкой-раскраской! Стальная крыса вообще выделяется примитивизмом и дебилизмом сюжета на фоне любой приличной фантастики.
Первые два тома имеют каждый свою концовку, после каждого из них можно остановиться. Начиная с третьего тома надо читать весь цикл до конца, чтобы увидеть конец (забавное предложение получилось). По-моему, читать весь цикл стоит: один большой конец намного лучше двух маленьких (еще одно забавное предложение).
Кратко-ироничное содержание всех восьми серий (слишком поверхностное, чтобы быть спойлером):
Стэн был рожден бесправным рабом в семье бесправных рабов, чтобы работать работу, выживать жизнь и не иметь почти никаких прав. Но случилась случайность, и стало еще хуже: Стэн стал бездомным подростком и разыскиваемым преступником. Но тут случилась еще случайность, и Стэн стал борцом-бойцом, а затем и солдатом. Потом он стал Рэмбо и Джеймсом Бондом. Еще потом — стал командиром и Юлием Цезарем. В конце эволюционного процесса Стэн стал Чаком Норисом и Че Геварой, устроил революцию и спас мир от Дарта Вейдера, который до того был самым хорошим и сильным джедаем Анакином Скайуокером.
Нет, ничего плохого я в виду не имел. «Случайные случайности» в цикле не являются роялями в кустах и совсем не случайны, а превращение беглого раба в Чака Нориса детально и правдоподобно описано и занимает долгие годы и восемь томов.
Жанровая принадлежность цикла тоже эволюционирует от тома к тому:
Том 1 — приключенческая социальная научная фантастика
Том 2 — научно-фантастический боевик
Том 3 — научно-фантастический детективно-политический триллер
Том 4 — снова научно-фантастический боевик
Том 5 — приключенческая научная фантастика
Тома 6, 7, 8 — научно-фантастический политический триллер
Заметна также стилистическая эволюция текста. Начало этого цикла — дебют для обоих авторов. Поэтому стиль повествования в первых двух томах напоминает публикацию журналистского расследования — заметно влияние опыта журналистской работы авторов. Многие ругают стилистику первых двух томов, но на мой взгляд там не все так плохо.
В наличии характерные для боевой фантастики проблемы русских переводчиков: незнание технической и военной терминологии, незнание английского языка и незнание русского языка. Но с переводом тоже не все однозначно: первые три тома — хреновый перевод; удивительно идеальный перевод четвертого тома; перевод второй половины цикла эволюционирует от хренового к терпимому.
Что мне не понравилось в цикле:
1. Небольшие научнотехнические лажи и недочеты (должен признать, что это крайне субьективное суждение: я инженер авиаракетостроитель и научный сотрудник в техинституте)
2. Картонные и однообразные эротические сопли в последних томах (но их не много)
3. В последних томах Стэн
как-то это плохо согласуется с созданным авторами положительным имиджем Стэна
4. Концовка удовлетворительная, но не более; жалко как-то, что после всех политических наворотов и интересных мыслей авторы выбрали самый простой конец из возможных
Альтернативные концовки:
Что мне понравилось в цикле:
1. Оригинальный сюжет (намного сложнее чем просто эволюция главного героя «из грязи в князи»)
2. Динамика событий (в первой половине цикла)
3. Интерсные и закрученные интриги (во второй половине цикла)
4. Продуманные, убедительные, оригинальные и хорошо описанные социально-политические элементы
5. Переживание за героев цикла, не только за Стэна, но и за многих других, включая даже антагониста
6. Напряженное и «затягивающее» повествование
Больше всего мне понравился четвертый том, Флот обреченных. Его я зачислил в свой личный список эталонов боевой фантастики и поставил ему 10. Остальные тома — 9.
Veide, 29 марта 2018 г.
Цикл романов «Стен» был не так давно мною прочитан. Оставил довольно интересное впечатление и неоднозначное. Наверное, я не буду долго описывать о чем и о ком эти произведения, что можно было бы добавить, а что убрать, какова мораль и т.д. Об этом много уже писали, и много будут писать другие читатели и профессиональные критики.
Если романы (циклы романов) сравнивать с картинами, то можно описать «Стена» следующим образом: есть картины, которые художники пишут годами, прорабатывая каждый мазок, отдельно на листах прорисовывая выражения лиц даже десятистепенных персонажей, а есть картины, сделанные карандашом или шариковой ручкой, они набросаны мелкими штришками, но глядя на них ты понимаешь — вот оно, произведение искусства. Так же можно сказать и о «Стене». Весь цикл набросан мелкими кропотливыми штришками, но из этих штришков складывается целостная картина мира, характеры героев, какие-то сюжетные линии, бои, другие сцены. И они прекрасны.
Этот цикл романов не станет удивлять читателя особенно изящным слогом и описанием миров, людей и глобальных проблем. Нет. Он написан простым языком. Короткие предложения, не шибко длинные и заумные диалоги, но именно из них и складывается особое восприятие всех книг данного цикла. Авторы дают возможность своим читателям дофантазировать и додумать миры и героев, сделать их каждому своими родными, пережить с ними кусочек жизни. Авторы не навязывают своего жесткого мнения о чем-либо или о ком-либо.
Книги полны шуточек и приколов, которые принято относить к солдатским или не очень уместным в обществе интеллектуалов, но это помогает легко воспринимать цикл и поднимает настроение. Тут хватает и «штампов» фантастики, но они кажутся вполне уместными. Этот цикл даже нельзя отнести к «космической опере», это скорее настоящая твердая «военная фантастика». Не стоит в ней искать каких-то глубин мысли и философии, надо просто читать и получать удовольствие.
P.S. Я когда читала эти книги, особенно первую, то мне казалось, что они очень похожи на книги С.Лукьяненко «Линия грез» и «Императоры иллюзий». Не в том смысле, что Лукьяненко списал свои книги с этого цикла, просто было что-то приятное, ощущение схожести некоторых героев и задумок.
Вообщем, я очень довольна. Прекрасное легкое чтение, которое доставляет удовольствие от чтения хорошей книги и возможности дорисовать свои миры и своих персонажей, вселив их в книги авторов.
Goryo, 18 декабря 2011 г.
Вот и закончилось моё долгое знакомство с этим романом-эпопеей. 8 романов (и не маленьких) — это всё-таки не шутка. Читал иногда с трудом, даже хотелось прерваться, но что-то всегда останавливало, заставляло читать дальше. «Стэн» — повествование глубоко продуманное, интригующее, тайны раскрываются постепенно, ближе к концу. Эпопея не перегружена космическими баталиями, чем грешат многие фантастические боевики, но политических интриг и всевозможных заговоров в этих книгах хоть отбавляй (в прямом смысле слова), динамики часто не хватает. Но когда читаешь экшенсцены, испытываешь некоторое облегчение после занудных эпизодов. Имеет место и юмор, чего только стоит очередная притча Алекса в конце последнего романа об охотнике и медведе (многим своим друзьям рассказал как анекдот!). Перечислять достоинства и недостатки можно долго, но каждый любитель серьёзной фантастической литературы найдёт в «Стэне» для себя что-то очень интересное, особенное.
В общем, считаю что не зря потратил много времени на чтение! Книги занимают достойное место в золотом фонде фантастики и на моих полках!
пунчик, 12 октября 2016 г.
Прочитал первый роман и пожалел о потраченных деньгах ( купил двухтомник в ШФ) и потерянном времени . Второй роман был чуть интереснее , но тоже показался полным примитивом. От разочарования забросил читать цикл СТЭН на год , потом решил продать или подарить , ибо держать дома такую муру не имел желания . Случайно взялся за третий роман , потом за четвертый и ... С четвертой книги оторваться от чтения было сложно до самого конца цикла . Если бы забросил на второй книге ,то пропустил бы наверное один из САМЫХ ЯРКИХ и ЗАПОМИНАЮЩИХСЯ циклов боевой космооперы ,что когда-либо читал !!! Спасибо АВТОРАМ за талантливый образец развлекательной литературы !!!
Alin, 24 мая 2014 г.
…Долго и внушительно смотрел на меня с полки двухтомник «Стена». Я бы и не взялся читать сие, если б не полная коллекция ШФ. Но случилось. И вот весьма неоднозначные ощущения оставил «Стен». Ремарка по теме: до этого (очень давно) довелось читать «Армагеддон» Коула/Перумова и трилогию «Король-Провидец» Банча.
Так вот.
Начав цикл – пардон за грамотность – понял – фигня. Откровенная и беспробудная. Вспомнив «Армагеддон», зауважал Перумова. Рубленные малонагруженные смыслом фразы в том произведении – явно Коула. В «Стене» «почерк Мастера» также великолепно виден. Не зря все тот же Перумов отказывается переиздавать Армагеддон на русском и клянется, что роман был изначально написан на «американском» языке, по-русски версии не было, а в русском издании «переводил переводчик» (с). Затем вспомнил «сольного» Банча. Отличные битвоописания (вояка, отож), много «грамотного» секса, живой язык… Окрепла уверенность — к первому роману «Стена» Банч руку, похоже, не прикладывал.
С трудом проглотил первый роман. Появление Стена в качестве ГГ – фееричное «а-ля Коул в своем репертуаре, не заморачивайтесь». 40 листов текста, и вот уже сопливый мальчишка-рабочий с заштатной, пусть и большой, базы – отмечен спецслужбами и чуть ли не самим Императором, и «ваще крут». Ну прямо как классика про попаданцев. Фигня, короче.
Думал забросить, но упрямство взяло вверх. И это первый в моей читательской истории момент, когда оно право. В смысле упрямство. Нужно просто проскочить первый роман. Дальше — явно подключается Банч и становится на порядок лучше. Чем-то отдаленно даже напоминает Гаррисона с его опупеей про Язона дин Альта. Во всяком случае, начиная со второго романа, в «Стене» появляется Сюжет. История, если хотите. Местами даже Детектив. Чтение становится весьма занятным, интригующим, предугадать развитие сюжета становится намного сложнее.
Резюмирую: цикл неплох. Первый роман – читать только для вникания в ситуацию. И ни в коем случае не выносить вердикт всему циклу только на его основе. В целом это весьма качественная приключенческая фантастика, не шедевр, конечно (вопреки концепции почившей серии), но тем не менее.
Если фантастика такого жанра, как космические приключения, нравится – то однозначно читайте. Нет — ничего эпохального не пропустите, можно и не читать. Это не лучший из прочитанных циклов, но вполне себе достойный.
Семь.
skein, 22 мая 2013 г.
«Сага о Стэне» – наглядный пример того, что автор не является абсолютным властелином собственного мира, что у сюжета есть своя логика, у героев – свой характер, и если эти вещи игнорировать, ничего хорошего не получится.
Коул и Банч рассказывали, что толчком к созданию эпопеи послужило несогласие с классиком фантастики Альфредом Ван Вогтом. У Ван Вогта есть цикл об империи Ишер, где главным героем является бессмертный Император, тайно управляющий судьбами мира (к благу этого самого мира). Республиканцев и демократов Коула с Банчем подобный сюжет возмутил. Ведь «власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно». Они задумали написать произведение о том, как логика власти любого превратит в тирана и чудовище.
Авторы решили сделать всё по максимуму честно. Император изначально весьма привлекательный человек. Нет, не ванвогтовский Идеальный Правитель. Он цепко держится за власть, искусен в интригах, может быть безжалостным. Но он не маньяк, действительно пытается разумно управлять Империей (в конце концов – это ЕГО Империя), он умён и харизматичен. Всё. Вот мир, вот герои. Ждём, когда течение сюжета принесёт нас к закономерному финалу – кровавой тирании.
А фиг! Авторы перестарались. Император полностью затмил главного героя саги – Стэна, симпатичного, но достаточно стандартного супер-бойца. Ум, необыкновенная воля, неумение сдаваться даже в абсолютно безнадёжных ситуациях, и наличие несомненных принципов, пусть немногочисленных, но совершенно железных. И ещё многочисленные чёрточки характера, превращающие олицетворение Власти в живого человека. И покрывало тайны, окутывающее прошлое Императора. Бессмертный никак не хотел становиться кровавым убийцей. И тогда, в двух последних томах, Коул с Банчем сделали то, что не должен делать ни один писатель – изнасиловали собственный сюжет. Запихнули в кусты даже не рояль, а целый оркестр, и таки привели сагу к желаемому финалу, абсолютно нелогичному и неубедительному.
Так что я не знаю, что сказать об эпопее в целом. Если не считать последних двух книг, цикл может претендовать на звание лучшей боевой фантастики всех времён и народов. Если первые две книги ещё можно назвать крепкими середнячками, дальше начинается какой-то фейерверк. Точно рассчитанная смесь из войны, политики и человеческих судеб. Чем дальше, тем напряжённей. И конечно Вечный Император – один из наиболее интересных образов НФ. Даже в ужасных последних томах есть настоящая жемчужина – рассказ о прошлом Императора, кто он такой, как его настоящее имя, и каким образом он стал тем, кем стал.
Нет, ну как они могли так поступить с такой великолепной историей! Нельзя наступать на горло своей песне. Она же задохнётся.
bakumur, 3 августа 2017 г.
Пожалуй, самый любимый космооперный цикл. Перечитывал несколько раз, да и не факт, что не перечитаю еще раз как-нибудь.
Было выяснено, что переводчики переводили текст, вставляя в оригинал множество «отсебятины». Респект переводчикам — книги стали живее, чем в оригинале.
kamino, 12 января 2014 г.
Этот цикл, с одной стороны динамичный боевичок с долей неплохого юмора. Авторы используют готовые шаблоны космических боевиков и прочих идей космоопер, но не скрывают это за серьезной подачей, наоборот, они подчеркивают эти клише забавными комментариями главных героев. Сами герои тоже обладают изрядным обаянием и пленяющей самоиронией.
С другой стороны эти книги — каталог тиранов и деспотий всех видов: жадных промышленников, религиозных лидеров-лицемеров, военных диктатур, тайных советов, коррумпированных политиков прикрывающихся демократией, заговорщиков всех мастей и наконец самого Вечного Императора. И все это авторы вовсе не выдумали, все это было, все это есть спустя двадцать лет после написания, и все это будет в будущем повторяться тысячи раз.
К каталогу деспотий прилагается 100 и один способ борьбы с ней от Стэна и Килгура. А так же, жемчужина цикла, история становления, расцвета и падения Вечного Императора, одного из самых лучших «Вечных Императоров» вселенной.
В целом и идея и воплощение стоят на достойном уровне. А если учесть, что в качестве шаблона для описания «Империй зла» Кристофер и Аллан, в далеких 80-90-х, пользовались нашим «многоуважаемым» Советским Союзом, то читать становится еще забавней.
Роджер_Янг, 22 мая 2017 г.
Отличный цикл. Прекрасно выписаны боевые сцены, масштабные космические сражения, интриги, спецоперации. К сожалению финал не понравился. Поэтому только 9.
igor_pantyuhov, 14 июня 2013 г.
Вы знаете, я купил этот цикл от скуки. Но не от той разновидности скуки, которая бывает, когда тебе нечем заняться и некуда пойти. Вовсе нет. Просто мне вдруг захотелось прочитать что-либо из жанра Космической оперы. А в моей личной библиотеке, ничего новенького не оказалось. Вот я и подумал, что надо что-нибудь прикупить... Вот и купил.. Теперь даже не знаю — жалею я или не жалею. Причин, по которым я так думаю, несколько:
1. Первый роман цикла очень трудно было читать. Хоть и понятно, что это начало довольно-таки большого цикла, и многие ошибки прощались по умолчанию, но тем не менее. Уж больно «картонен» был роман, в котором делался упор на тупое мочилово.
2. В первых двух романах, особенно в первом, отсутствовало как таковое, описание внутреннего мира героев. Хотя и попадались довольно яркие персонажи — такие как Вечный император и Махони. Кстати, с фамилией последнего, у меня всегда возникала ассоциация с франшизой «Полицейская академия»
3. Авторам совершенно не удаются сцены ближнего боя. С тем же успехом, врагам можно было бы просто самим падать.
4. На протяжении всего цикла, нам говорилось и показывалось, что вечная империя — это огромное образование. Но вот масштабности ее я не ощутил.
5. Практически на протяжении всего цикла, авторы пытаются поставить во главу угла личную жизнь Стэна. Но им это не удается.
6. Этот цикл понравился мне по одной простой причине. И то не все романы. Это то что сюжет его не повторяется до бесконечности, от романа к роману. Сюжет меняется в большинстве романов. И это хорошо.
7. Одним из моих любимых человеческих чувств, является чувство юмора. А юмора в этом цикле хватает. Пусть и не очень остроумного и оригинального, но он присутствует.
8. Мне очень понравились Бхоры. На мой взгляд, что они не давали циклу «зачерстветь». Разнообразие превносили
9. Ну и конечно, так как я люблю законченность произведений данного жанра, мне очень понравился то маленький исторический «экскурс», в который нас погрузили авторы в последней книге. Это позволило нам найти ответы на все вопросы.
Вывод. Цикл очень интересный, и попадись он мне лет на 7-8 раньше, я бы им захлебывался. И уж точно не пожалел бы времени и средств, которые я потратил на него. Я и сейчас не жалею. Но это касается не всего цикла, а лишь части романов. Весьма значительной части. Оценка 8.
c2h5oh98, 22 сентября 2014 г.
Одна из любимых серий. Книги очень жесткие и динамичные, заставляют уйти в мир и персонажей с головой. Не все книги были одинаково интересны но тем не мение жалость от прочтения последней книги и осознания что все закончилось — огромная.
Legend killer, 21 октября 2012 г.
Я уже не помню откуда первый раз услышал про данный цикл, но по какой то причине, не являясь большим ценителем боевой фантастики и космооперы, мне очень захотелось с ним познакомится. И вот однажды на полке книжного магазина я увидел два здоровенных тысячистраничных талмуда. Немного подумав я решился на покупку.
Первая книга не вызвала во мне никакого интереса. Взяв таймаут где то на полгода, я всё таки заставил себя взяться за продолжение. Со второй книги дело уже пошло бодрее, а после третей я понял что всё таки не зря потратил деньги.
Долго пришлось привыкать к стилю повествования. Он тут сухой, отрывистый и не особо эмоциональный. Целую глава нам могут описывать как готовится сверх секретная операция в тылу врага, а потом за мгновение происходит кульминация. События огромного масштаба — уничтожение планеты или ключевая битва повернувшая войну в другое русло, могут занять пару страниц скупого документального описания. Но стоит поймать ритм истории и книги читаются залпом.
Акцент всего повествования сосредоточен на главном герое. И для меня это наверно главный недостаток всего цикла. Стэн лучший в своём деле, он бесстрашен, силён и всегда добивается своей цели, поэтому следить за ним было откровенно скучно. Да иногда он придаётся душевным терзаниям по своему прошлому или будущему, но быстро и уверено преодолевает все внутренние сомнения и страхи. Его верный соратник Алекс Килгур, тоже не супер оригинальный персонаж, но где то раз за книгу он выдаёт великолепную в своей абсурдности историю, над каждой из которых я не мог не улыбаться.
Главное же достоинство цикла и причина по которой я всё таки его дочитал это образ Вечного Императора. Как один человек может единолично править огромной космической империей многие столетия и при этом оставаться человеком? Почему только он имеет доступ к к топливу АМ-2? И кем он был до того как стал тем самым Вечным Императором? Именно эти вопросы и составили для меня главный интерес во время чтения. Интригу соавторы довели почти до самого конца. Предпоследнюю часть последней книги, где открывались все карты, я прочёл с таким величайшим удовольствием, что оно наверно перевесит удовольствие от всего остального цикла.
Из мелочей хочется отметить похвальный интерес авторов к разнообразной пищи. Описания изысканных блюд такие яркие и сочные, что у самого слюнки текут. К этой теме они явно не равнодушны. А вот про компьютерные технологи такого сказать нельзя — хоть действие цикла происходит в далёком будущем, компьютеры как будто привезли туда из момента написания цикла то есть конца 80х, начала 90х.
В итоге я неплохо провёл время за чтением этого цикла, но возвращаться к нему в будущем не планирую.
NS 123, 21 декабря 2013 г.
Интересная серия. Хорошо и цинично описаны политики, журналисты и вообще кухня власти. А Стэн интересен лично мне тем, какой он сделал выбор, при абсолютно той же ситуации, что и Ричардс. Ведь Вечный Император не только колоритный персонаж, но еще и лжец, предатель и убийца, который возомнил, что может управлять всем и вся. В принципе, вся серия об этом,что нельзя чтобы один человек брал на себя такую функцию. Монополия убивает творчество и прогресс, а без этого человечество не выживет.
ss1945, 27 августа 2012 г.
Весьма неплохая космоопера или боевая фантастика. Достаточно динамичный сюжет, подробные, но не занудные описания. Не стоит ожидать от этой серии той достоверности, которая характерна для классической НФ, достоверность и целостность мира «Стэн» гуляет, и достаточно сильно — не стоит даже перечислять все мелкие и крупные нелепости и несуразности. Но повторюсь, не это сильная сторона книги.
Сильная сторона — это хорошие приключения (с военно-политическим уклоном) в достаточно интересном мире. Хороший выбор, если хочется отдохнуть за книжкой, но не сильно перегружать мозг. Это основное достоинство серии.