Бернгард Келлерман «Туннель»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ) | Мировой океан, моря | Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Изобретения и научные исследования
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Этот роман Келлермана, классический образец «производственной фантастики», появившись в 1913 году, сразу же стал бестселлером и принёс автору мировую известность.
Главный герой книги, талантливый инженер и изобретатель Мак Аллан, человек огромной энергии и выдающихся организаторских способностей, стремится воплотить в жизнь свою мечту — построить под Атлантическим океаном туннель, соединяющий Европу и Америку. Для постройки туннеля нужны огромные средства, которые изобретатель добывает, заинтересовав своим замыслом, в перспективе сулящим огромные же прибыли, представителей большого бизнеса. Однако, разумеется, это не последнее препятствие, стоящее на пути создателей подобного инженерного шедевра.
Переводы романа:
1913 — Бюллетени литературы и жизни. 1913. Сентябрь. N 2
1913 — ж. "Новое слово" №№ 11, с.64-90, № 12, с.61-75
(1913) — СПб.: М. М. Гутзац, 328 стр. (В туннеле)
1914 — альм. "На суше и на море" кн.5, с.4-40, № 6, с.3-47, сокр. Э. Пименова
1914 — сс. "Собрание сочинений в 4-х тт.", т.4, СПб.: Прометей, 404 стр.
1915 — М.: АО "Универсальная б-ка" (Универсальная библиотека № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (3-е изд.)
1916 — М.: тип. АО "Московское изд-во" (Библиотека романов) (Беспл. прил. к газ. "Трудовая копейка" за 1916 г.), 92 стр. (Туннель под океаном)
1918 — М.: Универсальная б-ка (Универсальная б-ка № 1065-1069), 428(4) стр., Э. Пименова (5-е изд.)
1918 — М.: ВЦИК сов. раб., с., к. и крест. депут. (Общая б-ка № 14), 428(4) стр. (Э. Пименова)
1922 — М.: Гос. Изд-во (Всеобщая б-ка № 8), 429(3) стр., Э. Пименова
(1922) — Берлин: Русское творчество, 352 стр., А. Ф. Даманская, З. Журавская
1923 — М.-Пг.: Гос. Изд-во, 218 стр., Э. Пименова
1923 — авт.сб. "Заживо погребённый. Через трупы" М.: , стр. (два отрывка из рм)
1925 — М.: Изд. ВЦСПС, 136(8) стр., сокр. Ф. Гладков
1925 — М.: Труд и книга, 357(11) стр., Э. К. Пименова
1925 — М.: Рабочая газета (Беспл. прил. к газ. "Рабочая газета"), 158 стр., перераб. З. В.
1926 — Л.: Гос. Изд-во (Книга для Комсомола), 49(3) стр., сокр. Э. К. Пименова (рис. А. М. Литвиненко)
1926 — Л.: Мысль, 390 стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова
1926 — Л.: Мысль, 341(3) стр., С. В. Ромм, ред. Э. Пименова (2-е изд.)
1927 — М.-Л.: Госуд. изд-во, 429(3) стр., Э. Пименова (т. 7000) (в перепл.-папке, худ. П. Алякринский)
(1927) — Л.: Прибой (Б-ка для всех) (Дешёвая б-ка № 101), 462(2) стр., Э. Пименова (т. 15 000)
1927 — М.-Л.: Гос. изд-во (Дешёвая б-чка. Для детей среднего и старшего возраста), 16 стр. (отрывок "Шахта дяди Тома") (т. 50 000)
(1929) — ж. "Роман-газета" (М.: Московский рабочий) № 11(41), 61(3) стр.
1930 — М.-Л.: Гос. изд-во (Для детей старшего возраста), 15(1) стр. (отрывок "Шахта дяди Тома") (рис. А. Щербаков) (т. 75 000) (2-е изд.)
1930 — сс. "Собрание сочинений в 6-ти тт.", т.1, М.-Л.: Земля и Фабрика (Прил. к ж. "30 дней"), 267(5) стр., авториз. З. А. Вершинина
1932 — М.-Л.: ГИХЛ (Дешёвая б-ка ОГИЗа), 320 стр., авториз. З. А. Вершинина (т. 80 000) (пред. акад Г. Кржижановского)
1935 — авт.сб. "Избранные произведения. т.2. Туннель" Л.: ГИХЛ, 284 стр., П. С. Бернштейн (т. 10 300)
Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1952
Туннель [Текст] : Отрывки из романа : Книга для чтения на нем. яз. в 10-х классах средней школы / Бернгард Келлерман ; Отбор текста, подзаголовки, пояснения и словарь З. Л. Веденьевой Москва : Учпедгиз, 1956
1980 — Краснодар: Советская Кубань, 335(1) стр. (мяг. обл.)
1984 — Донецк: Донбас, 264 стр., П. С. Бернштейн (то же, 1988, 278 стр. ISBN 5-7740-0023-0)
1986 — Киев: Молодь, 270(2) стр., А. Логвиненко
В 1924 г. Всеволод Мейерхольд поставил спектакль по роману Келлермана "Туннель"
Входит в:
— журнал «Новое слово 1913`11», 1913 г.
— журнал «Роман-газета, 1929, № 11», 1929 г.
Экранизации:
— «Der Tunnel» 1915, Германия, реж: Уильям Вауер
— «Der Tunnel» 1933, Германия, Франция, реж: Кёртис Бернхардт
— «Туннель» / «Le tunnel» 1933, Германия, реж: Кертис Бернхард
— «Трансатлантический туннель» / «The Tunnel» 1935, Великобритания, реж: Морис Элвей
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Stalk-74, 14 октября 2023 г.
При чтении постоянно ловил себя на мысли, что «Туннель» один в один плоть от плоти драйзеровской трилогии про финансиста. Если убрать фантастическую составляющую про тысячи километров на глубине 6 километров под океаном, то в остальном, это роман про прикладной американский капитал начала двадцатого века. Поначалу удивлялся интернациональному единству. а потом глянул на год написания — ещё до Первой Мировой и этот момент объяснился. Некоторые места очень сильно цепляли. Например, звериная злоба пролетариата. Все-таки нас со времен советского детства приучали к противоположной точки зрения.
Возможно, здесь есть грехи с точки зрения прописания характеров героя (уж больно они однофункциональные) или оющей композиции, словно туннель. ограниченной искуственными рамками, хоть весь роман как спектакль на сцене ставь — и проблем с локациями не будет. Но самое произведение достаточно любопытное и даже поучительное.
god54, 19 марта 2019 г.
Не понимаю почему роман засчитали в «производственную» фантастику, ибо это самое глубоко психологическое произведение, где столкнулись страсти человеческие, где стойкость и выдержка проходят проверку на прочность, а способность достигать цели измеряется тысячами человеческих жизней. По размаху проекта он может быть сопоставим лишь с проектами коммунистической России, равно, как и с жертвами. Цель — это все, жизнь, лишения и потери — это ничто, по сравнению с целью. Трагедия людей на фоне супер туннеля, разве это «производство»? Роман поражает своей масштабностью, набором героев с их реалистичными поступками и характерами, сюжет сверхнапряженный, динамика и события завораживают и увлекают. Произведение неординарное и заслуживает своего места в коллекции.
Kobold-wizard, 27 декабря 2015 г.
http://kobold-wizard.livejournal.com/764187.html
Библиография Бернгарда Келлермана не так давно появилась на Фантлабе. Тогда меня заинтересовала аннотация «Туннеля», но не более. И вот пару месяцев назад, проходя мимо старенькой библиотеки к своей работе, я увидел книгораздаточный шкаф. Там было очень много томиков стихов советских среднеазиатских поэтов, но в какой-то момент в глаза бросилось название «Туннель». Оставалось только усмехнуться и прихватить книжку с собой.
Это достаточно странное произведение. Келлерман писал его в 1913ом году, когда было еще далеко до революций, реакции и верденской мясорубки. Америка с ее комплексом selfmade-man'ов с одной стороны и плавильным котлом трудовых коллективов с другой смотрится здесь прочным фундаментом для социальных преобразований. Чего только стоит предложение главного героя сделать туннель достоянием всего человечества. Но я забегаю вперед...
Основное действующее лицо вынесено в название. Однажды молодой промышленник предлагает и обосновывает грандиозный проект — строительство туннеля, который должен соединить Америку с Францией. Связи помогли ему пробиться со своим стартапом к группе банкиров и промышленников, которые поддерживают его деньгами после определенных колебаний. Стройка начинается в полном соответствии с предложенным планом, но в определенный момент резко наступает осень инженера: катастрофы на стройке, бунт рабочих, семейная трагедия, биржевой крах, уголовное преследование... Только крепость духа и помощь друзей помогают главному герою постепенно вытянуть свою идею.
В человеческом плане роман рассказывает о жизни творца, поглощенного своим проектом. В какой-то момент главный герой даже спрашивает себя: отказался ли бы он от своего труда ради семьи и вынужден ответить правду — нет. Работа постепенно разрушает его семью и здоровье, но он продолжает двигаться вперед. Если бы главный герой лишился бы всего из-за роковой красавицы («Тихий Дон», «Касабланка», «Анна Каренина» и т.д.), то это была бы еще одна банальная история, на которую можно было бы сходить с девушкой в кино, но здесь получилось нечто более редкое — трагедия из-за страсти разума. Образ инженера как трудоголика появился еще 100 лет назад. Прошло совсем немного времени, и он переродился в сумрачного гения на службе у вождей.
Сам инженерный проект интересен до сих пор, чего уж говорить еще о теплом ламповом веке, столь обожаемом фанатами паропанка. Однако роман был написан с умопомрачительной верой в силы мировой экономики, которая хоть и может одним колебанием разрушить судьбы десятков тысяч людей, но продолжает жить несмотря ни на что. В первую очередь на политику. Роман написан в 1913ом, но судя по всему действие было отнесено в будущее. По словам одного из героев, туннель под Ла Маншем должен был быть построен через год после начала истории. В нашей вселенной о нем вновь начали задумываться в 1919ом, но проект не прошел. А чуть ранее в романе упоминается строящийся туннель под Беринговым проливом, что совсем уж курьезно... Главный герой собирался воплотить свою идею за 15 лет — 15 лет тишины, которых в нашем мире не было и в помине. Для успешности нужен был мир, в котором не было ни Первой мировой войны, ни Октябрьской революции, ни Великой депрессии, ни фашисткой реакции, снова закалившей национальные границы в Европе.
Итого: Хороший невикторианский паропанк, прямое наследие романов XIX века. Трагедия жизни, положенной на алтарь человечества. Практически песня человеческому гению, поднявшемуся из низов и покорившему мир ценой собственного счастья. Ведь так далеко еще было до газовых атак, которые появились благодаря другому гению по имени Франц Габер.
mogzonec, 27 февраля 2015 г.
В свое время читая этот роман, был потрясен описаниями, в каких нечеловеческих условиях реализовывался проект века по строительству тоннеля. Динамика повествования, накал страстей, упорство в преодолении сложнейших технических и природных проблем поражали. Роман четко вбивал мысль о том, что любую проблему в преобразовании природы решить можно, но только путем жертв и страданий, и не всегда победа может быть сладкой. Но она все-таки приносит удовлетворение. И грусть. Книжку эту отличал напряженный сюжет, приключенческая интрига. Надо будет попробовать перечитать. Интересно, как она воспринималась бы сегодня.