Ларри Нивен «Дар с Земли»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика | «Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Генетические эксперименты, мутации | Революция
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Будущее. С Земли в космос отправились десятки кораблей, унося к далеким планетам переселенцев. Это рассказ об одной из колонистских планет, где после высадки власть в свои руки взяли члены команды космического корабля. Через несколько сотен лет общество оказалось разделено на две части: меньшую, привилегированную — потомков экипажа и большую, потомков обычных колонистов. Не всех устраивает такое положение дел, но недовольные и после смерти служат обществу, выступая в качестве сырья для банка органов. Положение резко меняется, когда обнаруживаются необычные способности одного из поселенцев, да и с Земли прибывает корабль с необычным подарком...
Входит в:
— цикл «Известный космос»
— журнал «If, April 1968», 1968 г.
— журнал «If, February 1968», 1968 г.
— журнал «If, March 1968», 1968 г.
— антологию «Тринадцатые Звездные войны», 1994 г.
- /языки:
- русский (8), английский (3)
- /тип:
- книги (8), периодика (3)
- /перевод:
- В. Заря (1), О. Колесников (2), Т. Магакян (2), С. Чехоян (1)
Периодика:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 13 сентября 2023 г.
Так уж получилось, что люди основали колонию на планете Лукиткэт, не исследовав как положено физические условия на ней. В итоге они оказались перед не очень вдохновляющим фактом: пригодной для заселения оказалась совсем небольшая площадь суши, возвышающаяся над окружающей местностью на величину в сорок миль. Так что суровые условия обитания наложили на местную колонию весьма суровые законы проживания, по форме вылившиеся в некое подобие колонии строго режима...
Честно говоря, я не испытываю никакого пиетета по отношению к Ларри Нивену, сумевшего «запороть» очень перспективные сюжеты романов о Мошке и Кольцевому Миру. Тем не менее, данное произведение вызывает у меня исключительно положительные эмоции. Во-первых, довольно необычный мир проживания колонистов — высокогорное плато размером с Австралию, возвышающееся над смертоносной дымкой разогретой атмосферы. Автор даже излагает несколько гипотез его возникновения, чтобы читатель не счел всё описанное неуместной фантазией. Впрочем, умение придумывать необычные локации для Нивена — вполне обычное дело, что доказывают уже упомянутые мной выше произведения. Главное в другом — логичной увязке описанных в романе особенностей планеты с сюжетом. Тут-то в предыдущих произведениях наблюдалась явная слабина: то ли у автора не хватало понимания особенностей придуманного им мира, то ли откровенно подводила фантазия. Но в данном романе всё выглядит очень даже к месту: и бездонная пропасть на краю плато, которая спасла жизнь герою произведения, и суровый быт поселенцев, вызванный уникальной средой обитания. Словом, атмосфера у романа довольно убедительная — это действительно ПЛАНЕТАРНАЯ фантастика. Во-вторых, социальная организация лукиткэтцев так же необычна и уникальна. Они разделены на два непримиримых лагеря, ведущих меж собой тайную войну — поселенцы и колонисты. Малочисленность населения и сложные природные условия вынудили их не закапывать своих покойников в землю, а использовать их для спасения жизней других колонистов. Так родилась традиция, которая в дальнейшем стала превалирующей, трансформировавшись в самый настоящий абсурд. Это еще более обострило отношения между двумя группами и стало причиной главного конфликта, плавно переросшего в революцию. В-третьих, необычным получился и главный персонаж — юный шахтер Мэтью Келлер, обладающий паранормальной способностью «отводить глаза» от своей персоны. Такое умение очень пригодится ему по сюжету, который, по большому счету, на нем и построен. Если б не Мэт, никакой бы революции на планете не случилось, ибо авторитарное общество Лукиткэта строилось на тотальной слежке и всеобщем контроле. Конечно, сложно по-научному точно объяснить уникальную способность героя, но читатель догадывается, что она каким-то образом связана с императивной суггестией, одной из форм локального гипноза. Словом, автор фантазировал в пределах объективной реальности, а не придумывал чего-то невозможного.
Сюжет, конечно, временами провисает (например, сразу после сцены бегства пленников из Вивариума), но потом опять набирает интригу и продолжает увлекать читателя. Хотя я лично немного бы изменил суть привезенного рамроботом «подарка с Земли», усилив его значимость для данной конкретной планеты. Тогда бы автоматически усилилось и ожидание развязки, которая получилась бы более динамичной (в оригинале динамика как раз и отсутствовала). Тем более, что надобности в продолжениях данной сюжетной линии нет никакой — всё главное уже сказано, а второстепенные детали большого интереса уже не вызовут (в дальнейшем автор совершил ошибку, написав продолжения к «Миру-кольцу» и «Мошке в Зенице Господней»). Можно было также увязать необычную способность Мэта, например, с влиянием той инопланетной цивилизации, что описана в самом финале романа. Тогда бы все вопросы нашли свои ответы — хотя бы чисто на интуитивном уровне.
-------------
РЕЗЮМЕ: история мальчика с уникальным даром, который помог ему низложить полицейскую диктатуру на родной планете. Пока это единственное произведение Нивена, которое я могу смело рекомендовать к чтению поклонниками фантастики.
lammik, 1 июля 2024 г.
Система Тау Кита, планета Гора Погляди-ка. Из-за ошибки автомата на планету отправили колонизационную миссию, несмотря на то, что та не слишком пригодна для жизни. Жить можно только на очень ограниченной по площади территории, окружённой бездной. По прибытии на планету колонизационных транспортов члены экипажа быстро установили диктатуру — свою и своих потомков. Поэтому в планетном сообществе даже через два века сохранились две страты — экипажников и колонистов. Тюрем на Горе нет, поэтому всех преступников, независимо от тяжести деяния, быстро разбирают на запчасти безо всякого суда, дабы продлить существование более лояльным жителям. Как бы то ни было, Земля не забывает своих питомцев и время от времени посылает на планету грузовые автоматы с последними достижениями науки и техники метрополии. Последний такой транспорт, точнее его груз, грозит разрушить сложившийся общественный баланс.
Довольно простой приключенческий роман про революцию на отдельно взятой планете, показывающий переломный момент жизни одной из немногочисленных земных колоний, новых идей для цикла не несёт — телепаты уже были, банки органов тоже. Едва ли не важнейшим событием «Дара» является эпилог с намёком на то, что скоро земляне заполучат
Mitgarda, 18 июля 2023 г.
Неплохой, но довольно заурядный роман, о котором очень быстро забываешь после прочтения.
Всё таки, несмотря на очень интересную задумку, Цикл Известный Космос не может похвастаться ни одним по-настоящему увлекательным романом, кроме Мира-Кольцо.
Etamin, 10 сентября 2020 г.
Открою тайну — этот роман был первым произведением Нивена, которое я прочитал в переводе на русский почти 30 лет назад. И почти ничего тогда в нем не понял. Тут сказались два фактора — и перевод был так себе, и разобраться в деталях Известного Космоса, читая вырванный из середины фрагмент, непросто. Потом, разумеется, читал его в оригинале, но только сейчас взглянул на книгу под новым углом.
На самом деле это настоящая социальная и социологическая фантастика — как «Спящий» у Уэллса (кстати, можно усмотреть сходство). В некоторых отзывах здесь подмечено очень правильно: в книге нет однозначно хороших и плохих персонажей. Явно бесчеловечная система извращает всех. И «революционеры», в сущности, мало отличаются от обыкновенных террористов. И Хесус Пьетро Кастро на шефа гестапо не тянет. Автор с немалым искусством ухитряется, однако, практически всех не вывести полными злодеями, и, более того, внушить некую симпатию к главному герою — который творит исторические перемены, ведомый скорее своей судьбой, чем чувством мести.
По глубине и многослойности — пожалуй, лучший из романов Нивена.
Эльнурдара, 26 августа 2020 г.
Суперспособность героя — страх, который помогает стать невидимкой. Как бы такая способность пригодилась в опасных ситуациях! Хотя у нее есть и минусы. Но в мире, где есть люди избранные и люди второго сорта, потомки команды и потомки колонистов, такая способность даже у одного из последних может здорово перевесить чашу весов в их пользу. Если, конечно, повезет, и хватит ума. Интересный фантастический роман.
Читала давным-давно, но забыла автора и название, нашла и перечитала благодаря пользователю Фантлаба arnoldsco.
VovaZ, 16 июля 2014 г.
Нивен, как всегда, выигрывает богатыми сюжетом и фантазией, оправдывая звание классика и «Творца Миров» фантастики 60-х.
Хорошая разработка персонажей. Сценизм своеобразен. Стиль Нивена — описание высоко динамичных событий, почти меланхоличным языком. Это подойдёт не всем. Любителям простой, боевой фантастики, высокого драйва лучше держаться от романа подальше.
Интересна интрига построения гротескного человеческого социума на чужой планете. Нивену удаётся показать, как жестокая и бесчеловечная политическая система может оказаться предпочтительной и правильной, не только для угнетателей, но и для жертв — обывателей.
Меня удивило, что по достижении революционной ситуации, Нивен отнюдь не выбирает в виде решения либерально-демократическую систему, считающуюся в 60-х года безусловным идеалом. Он пытается строить новый, более справедливый гротеск, и оказывается весьма неубедителен к концу романа.
Рекомендую крепким, опытным читателям.
Droid85, 25 мая 2015 г.
На меня Дар земли не произвел особого впечатления. Роман интересен и его стоит прочесть, но чего-то особенного я в нем не нашел. У Л. Нивена есть намного интереснее романы.
Greenr, 22 сентября 2009 г.
Был приятно удивлен после прочтения романа. Ожидал от Нивена этакого научно-философского чтива, в стиле Азимова. Но на поверку оказалось, что он до безобразия реалистичен (если вообще это слово можно употребить к фантастическому роману :smile:). Реалистичен он в плане поступков людей. Нет нелогичных решений, на волне утопических идеалов, которые явно не идут к характеристике героев. Система правления на плато, придуманная автором, не критикуется им же, как неправильная и нелепая. Главный герой, борясь против нее, не ставит за цель исправление ее, а руководствуется личными целями, называя напарников-оппозиционеров фанатиками. Таким образом, персонаж И.Пьетро не кажется читателю воплощением зла, а всего лишь человеком, который отстаивает единственно правильную для него систему ценностей. Потому нет разделения на сугубо положительных и сугубо негативных героев :val: Главный герой не святой и не праведник. Он обычный житель плато. И даже когда он обретает сверхспособности, он не кажется этаким суперменом, он остается робким и неуверенным в себе (ведь благодаря этим качествам он и получает свою особенность). Наверно потому что он не валит тысячами противников и не спасает тысячи людей. Концовка, правда, вышла слишком уж банальной, скомканной какой-то, хотя если посмотреть с другой стороны, со стороны реалистичности, то другой она и не могла быть.
Emancipator, 4 сентября 2009 г.
На первый взгляд роман может показаться очень простым по своей композиции и незамысловатому сюжету. Такое уже встречалось не раз — привилегированное меньшинство(поселенцы) присвоило себе большую часть материальных благ и с помощью тщательного прописанного кодекса законов и преданных силовых структур угнетает бесправное большинство(колонистов), которое эти блага и производит. На фоне этой казалось бы банальщины происходит ещё более обыденное действо. Группа повстанцев из колонистов в течении многих лет безуспешно пытается свергнуть власть поселенцев. Но Нивен не был бы собой, если бы всё на этом кончилось. На самом деле сквозь весь роман сквозит мысль о взаимосвязи этики и технологии. Измените первое — исчезнет и второе. Появилось огнестрельное оружие — доспехи стали бесполезны, исчезает рыцарские кодекс чести. В романе такой сюжетообразующей технологией выступает система омоложения и лечения основанная на очень развитой трансплантологии. Заболело сердце — меняют, одряхлела кожа — пересаживают. Для накопления существует зловещий банк органов — эдакий Мордор если хотите. Расположенный в мрачных отсеках космического корабля Банк Органов содержит в себе многие тысячи сердец, печёнок, волос, кожи сохраняемых в питательных растворах и ждущих когда очередной поселенец потребует свою долю бессмертия. Насколько Банк Органов является надеждой на спасение и долголетие для высшего правящего класса, настолько он ужасен для несчастных колонистов, выступающих в роли скота. В жутком вивариуме тысячи пленников безмятежно заснули чтобы уже никогда не проснутся. Персонал больницы — мрачные типы в белых халатах скорее напоминают персонажа игры Биошок чем слуг Гиппократа. День за днём они препарируют словно на бойне неподвижно лежащих «пациентов» и тут же помещают органы в сосуды для сохранения.
Что удивительно так это то — что такая мерзость воспринимается почти всеми как норма. Наказание за преступление — Банк Органов. Таковы обстоятельства колонизации — ошибка рамробота привела к тому что людям приходится ютится на небольшом плато, тогда как вся остальная поверхность планеты является непригодной к обитанию. Маленькое общество тут же вырождается в диктатуру насилия и страха. Любой колонист без суда по решению полиции может быть признан виновным. И только последний дар с Земли может изменить сложившийся порядок вещей. А кто поможет нам, если прикрываясь лозунгами и рейтингами кто-то решит воплотить свои фантазии и ему это удастся?
слОГ, 4 сентября 2007 г.
Отличный НФ-роман. Главный герой обладает даром — сужать или расширять зрачки (в трактовке автора привлекать к себе внимание или становиться невидимым для окружающего мира) и живет в прекрасно придуманном мире-колонии. Хорошо продуманный логичный роман.