FantLab ru

Роберт Хайнлайн «Дороги должны катиться»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.40
Голосов:
665
Моя оценка:
-

подробнее

Дороги должны катиться

The Roads Must Roll

Рассказ, год; цикл «История будущего»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 80
Аннотация:

В будущем движущие дороги стали хорошей альтернативой машинам, автобусам и метро, они развивают скорость до 100 миль в час и способны оперативно доставить человека в любую точку США. Все бы хорошо, но есть одна проблема!

Кто заставляет дороги катиться? Конечно же техники. Это благодаря им миллионы людей ездят на работу и встречаются друг с другом.

Но теперь у техников новые требования, и если их не выполнят то дороги встанут и жизнь огромного мегаполиса остановится. А это уже катастрофа…

Входит в:

— сборник «Человек, который продал Луну», 1950 г.

— сборник «The Past Through Tomorrow: Robert A. Heinlein's Future History Stories», 1967 г.

— антологию «The SFWA Grand Masters, Volume 1», 1999 г.

— антологию «Science Fiction Hall of Fame, Volume One», 1970 г.

— журнал «Astounding Science-Fiction, June 1940», 1940 г.

— сборник «The Future History of Robert Heinlein: Vol. I», 2010 г.

— антологию «Adventures in Time and Space», 1946 г.

— антологию «Rakietowe szlaki», 1958 г.


Награды и премии:


лауреат
Хьюго / Hugo Award, 1941, ретроспективная // Короткая повесть


Дверь в лето
1991 г.
Свободное владение Фарнхэма
1992 г.
Дверь в лето. Беспокойные Стоуны
1993 г.
Собрание сочинений. Том 1
1993 г.
Миры Роберта Хайнлайна. Книга 22
1994 г.
Человек, который продал Луну. Зеленые холмы Земли
2002 г.
Угроза с Земли
2007 г.
История Будущего
2014 г.
Зеленые холмы Земли. История будущего Книга 1
2019 г.

Издания на иностранных языках:

Astounding Science-Fiction, June 1940
1940 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1946 г.
(английский)
More Adventures in Time and Space
1955 г.
(английский)
Famous Science-Fiction Stories: Adventures in Time and Space
1957 г.
(английский)
Rakietowe szlaki
1958 г.
(польский)
The Man Who Sold the Moon
1963 г.
(английский)
More Adventures in Time and Space
1966 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1970 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame
1971 г.
(английский)
Science Fiction Hall of Fame, Volume One
1972 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame: The Greatest Science Fiction Stories of All Time
1975 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1975 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1979 г.
(английский)
Adventures in Time and Space
1990 г.
(английский)
La storia futura. Vol. 1
1997 г.
(итальянский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume Onee
1998 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
1999 г.
(английский)
The SFWA Grand Masters, Volume 1
2000 г.
(английский)
The Science Fiction Hall of Fame, Volume One, 1929-1964
2003 г.
(английский)
The Future History of Robert Heinlein: Vol. I
2010 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Нормальный такой, динамичный социальный боевик. Условный цикл Хайнлайна «История будущего» продолжается. Солнечные экраны из так непонравившегося мне предыдущего рассказа Истории «Да будет свет!» всё же вошли в обиход и служат человечеству исправно, в том числе давая энергию для движущихся дорог. Хайнлайн в пух и прах разбивает перспективу развития автомобильного транспорта, по крайней мере, на примере Америки (из рассказа известно, что в Австралии, например, таких дорог нет; интересно, а в России?). Прав ли он оказался, мы можем увидеть, глянув в окно: автомобилей всё больше с каждым днём, а вот движущихся полотен дорог что-то не видно.

Вообще-то, я долго вспоминал, где я уже встречал подобную идею, и таки вспомнил: в детстве я сам пытался писать рассказ о таких дорогах, но, конечно, без таких как у Хайнлайна остросоциальных составляющих, как саботаж, преступные действия и убийства.

По большому счёту, Хайнлайн не даёт читателю проявить волю мысли: всё предельно понятно и просто. Есть плохие техники-функционалисты, замыслившие теракт, и есть очень деятельный, подвижный и немного суперменистый главный инженер Гейнс. О его характере мы можем судить только по его поступкам, выводы приходится делать читателю самому, ибо Хайнлайн ни словом не обмолвился об этом. Даже внешность, телосложение и другие мелочи опустил. Так вот, перед нами твёрдый, решительный человек неопределённого возраста, для которого долг, работа и поставленная цель превыше всего. Похвально. В этой связи не возникает никакой коллизии, нет ни малейшего сомнения в удачном для него итоговом положении вещей. Поэтому приходится просто читать буквы в этом рассказе, не надеясь на что-то из ряда вон выходящее. Предсказуемость скучна, поэтому вряд ли стану целенаправленно перечитывать эту историю. Изюминки, шарма нет, есть только голая констатация факта: система работает и будет работать, несмотря ни на что. Твердо, средне, но читабельно.

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В отзывах много сказано о научно-фантастической идее этого рассказа, поэтому о ней я говорит не буду. Замечу только, что, как всегда Р. Хайнлайн удивляет своим воображением, стоит только взглянуть на год написания рассказа. Но рассказы/романы для Хайнлайна часто служили рупором его политических взглядов и философии. Об этом пару слов я и хотел бы написать... РХ, как известно, был ярым сторонником индивидуальной свободы. Эту тему автор не обошел вниманием и в «Дороги должны катиться». Однако вот что интересно — по мнению Хайнлайна/героя, чтобы сохранить свободу человека необходимо усилить контроль над ним. Парадокс... Мне кажется в этом суть современной политической модели — демократии американского типа: тотальный контроль при кажущейся личной свободе (американского не потому, что она существует только в Америке, она есть во многих странах, а потому, что во-первых, наиболее развита в США, и во-вторых, американская модель, по-моему, часто «навязчиво» служила «эталоном» для других государств).

P.S. Уже после того как написал отзыв обнаружил, что про движущиеся тротуары писал еще в 1899 г. Г. Уэллс. Вот уж, поистине, у кого невероятная фантазия была. Сколько фантастов кормилось и до сих пор кормятся его идеями!

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение.

На мой взгляд жанр НФ здесь применён лишь стой целью, чтобы создать эффект «бутылочного горлышка», т.е. единицы людей отвечают за протекание процесса в который вовлечены десятки миллионов человек (в данном случае транспортировка всего и вся). Из этого вытекает, то что допущенные к управлению люди могут почувствовать себя «избранными» и попытаться использовать свое положении для удовлетворения своих личных амбиций и комплексов.

В реальной жизни такое положение дел то же возможно (например политика, где один человек выступает от лица многих). В свете этого этот рассказ Хайлайна я воспринимаю как высказывание (наставление) современного «героя нашего времени» Спайдермена:biggrin: — «Большая сила влечет за собой большую ответственность!»

Оценка: 8
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ чем-то напомнил Джека Лондона с его борьбой профсоюзов, только написан он с противоположной точки зрения. Система безопасности оказывается уязвимым местом нового изобретения.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ будет непонятен «интеллигентному читателю» отечественного разлива, по той простой причине, что повествует об обычных работягах. Не герои. Не супермены. Просто люди, делающие свою работу. И твердо знающие, что обязаны делать ее хорошо. Производственный фантастический рассказ. Очень неплохой.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю Хайнлайна. Те его рассказы, что мне довелось прочесть (а романы я вообще читаю редко), оставили ощущение неуклюжей громоздкости. Чем-то они напоминают отечественную фантастику начала пятидесятых, Казанцева и Охотникова. Мучительные попытки быть научным, всевозможные производственные проблемы, социальность на уровне агитки. Если уж захочется читать подобное, я лучше возьмусь за Эптона Синклера, его, во всяком случае, хорошие переводчики делали. А если оборотиться конкретно к данному рассказу, то больше всего бросилось в глаза не НФ допущение, вполне устаревшее к началу шестидесятых, а то, что автор не догадался поставить между скоростными линиями разграничительное ограждение. Описание катастрофы вызывает чувство раздражения авторским недоумием. Если бы я ставил оценки переводным произведениям, здесь оценка была бы крайне низкой.

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ в котором очень здорово прописаны роли простого рабочего-механика и его начальника -главного инженера.Вроде мысль совершено проста,«плохие» начальники «хорошие» рабочие.Но если разобраться,рабочие вечно не довольные и требующие преференций (хотя если объективно посмотреть они и так зарабатывают прилично,социальный статус — высок как для рабочего, все выплаты отпуска и т.д.) нет людям всего мало,еще ,еще....Им абсолютно все равно что другие люди могут пострадать если встанут дороги,что будет с их семьями на что они потом будут жить.Главное устроить революцию!Поорать ,сделать пакость,обвинить во всех грехах и т.д.Ещё раз убеждаюсь как автор,четко подметил как думают люди,что делают с двух сторон «Баррикад»,очень похоже что автор этот случай взял из жизни и сделал под него «фантастическую оболочку».

Итог:9 балов.Хайнлайн правдив и чертовски хорош.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рабочие, в данном случае механики, представлены в рассказе чуть ли не как дурачки которых любой человек с сильной волей может подбить на забастовку. Автору даже не приходит в голову, что забастовка для рабочих чрезвычайная мера и обходится им очень дорого даже чисто финансово. Без серьёзной причины они на неё просто не пойдут. Тут же

особо подчёркивается, что подобной не было. Вот пришёл один умный злыдень с комплексами и всех совратил. Вообще по многим текстам американского мэтра понятно, что он терпеть не может профсоюзы. Надо полагать потому, что они мешают бизнесменам бесконтрольно делать деньги за счёт рабочих.

Оценка: 4
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо демонстрирует узкие места современного человечества ;)

Вот недавно исландский вулкан со сложным названием парализовал половину Европы. А ведь это не самый выдающийся вулкан на Земле ;)

Или более мелкий пример. Тут недавно шоссе начали в Москве ремонтировать, и вуаля, тысячи человек не могут добраться до Шереметьево.

И не важно, что причиной, стихия ли, человеческий ли фактор.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Блестящий рассказ мастера. Конечно, спустя почти 70 лет, он выглядит несколько наивным с технической точки зрения. Но стоит оценить фантастический перевертыш Хайнлайна с точки зрения канонов жанра, и этот рассказ войдет в сотню лучшего за ХХ век.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

все-таки чувствуется что рассказ написан очень давно. Немного наивный взгляд на мир, в котором ТАКИЕ движущие дороги заменят транспорт. И тем более такая система безопасности, которая позволяет так просто захватить власть:dont:

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вполне приличное произведение. И пусть сама по себе фантастическая идея устарела, но осталась литература и рассказ читается и еще как читается. Классика! И сюжет, и текст, динамика, напряжение... Все на своем месте. А потому нужно просто получать удовольствие. Одно непонятно, почему такое длинное произведение и рассказ.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Производственный сюжет. И — рассказ из лучших!

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Борьба за права профсоюзов, фантастическом антураже. В целом ничего особенно нового и не сказано... Пока будут, рабочие: будут профсоюзы. Пока будет тяжелый труд, будут борцы за права рабочих...

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх