fantlab ru

Габриэль Гарсиа Маркес «Осень патриарха»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.45
Оценок:
555
Моя оценка:
-

подробнее

Осень патриарха

El otoño del patriarca

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 55
Аннотация:

Роман представляет собой летопись народа небольшой страны на побережье Карибского моря, рассказывающая о более чем двухвековом режиме диктатуры генерала, имя которого так и не называется. Произведение в полной мере даёт понять, насколько можно быть несчастным, имея власть, но не умея ею воспользоваться, насколько можно быть невнимательным к одним людям, пристально следя за другими, насколько можно быть ненавистным, слыша отовсюду громкие похвалы, насколько можно быть обездоленным, имея всё.

Примечание:

Впервые на русском опубликован в журнале «Неман» 1977 № 5—7 в переводе В. Тараса и К. Шермана.


Похожие произведения:

 

 


Осень патриарха
1978 г.
Сто лет одиночества. Осень патриарха. Полковнику никто не пишет. Палая листва
1981 г.
Осень патриарха
1992 г.
Осень патриарха. История одной смерти, о которой знали заранее
1998 г.
Палая листва
2000 г.
История одной смерти, о которой знали заранее
2003 г.
Избранные произведения
2004 г.
Осень патриарха
2008 г.
Осень патриарха
2011 г.
Осень патриарха
2014 г.
Осень патриарха
2021 г.
Осень патриарха
2021 г.
Осень патриарха
2023 г.
Осень патриарха
2023 г.
Осень патриарха
2023 г.
Осень патриарха
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Сто лет одиночества
2014 г.

Аудиокниги:

Осень патриарха
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Осінь патріарха
2020 г.
(украинский)
Восень патрыярха
2021 г.
(белорусский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, собирающий образ типичного тирана и его закономерного жизненного цикла.

На злобу дня...

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Осень патриарха» — это наверно самая продолжительная тирада в истории литературы и несомненно лучший психологический портрет диктатора. Конечно ее антидиктаторская полемика не избавляет читателя от недостатков такой власти которой присуще кумовство, воровство, произвол, садизм, да и вообще всякое отсутствие какого-либо вкуса.

Я считаю, что в первую очередь Соединенные Штаты являются катализатором такого режима и разумеется источником всех его причин и недостатков. И судя по всему тому, что я тут прочел, Маркес подразумевает тоже самое и это хорошо потому как он поднял одну из основных проблем такой власти. Она невообразимо проста и заключается в банальном нежелании «управлять». По сути, форма такого правления, как и ее проблемы в конечном итоге приводят государство к тому если бы оно испытывало иностранное вмешательство, что в целом одно и тоже.

Обратил внимание, что у многих комментариев и мнений отсутствует определенная степень понимания тех проблем, которые озвучил и поставил Маркес перед читателем. В целом оно понятно почему так. Без обширных знаний и представлений общей истории Латинской Америки роман будет читаться как бесконечная сага с чередой нелепых жизней, ужасных убийств в купе дворцовых интриг. Хотя, у меня слегка сложились некие подозрения что он на самом деле и в действительности все именно так воспринимает, как и описал. В особенности об этом говорит воплощенный им дух коррумпированных генералов, которые постоянно поддерживают состояние зарождающейся войны. Мне это даже в какой-то степени стало напоминать Римскую империю в годы ее заката где большинство денежных средств не случайно задерживалось на руках у различных военачальниках.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тема романа весьма актуальна и побуждает внимательнее изучать действия некоторых вечно вчерашних диктаторов наших дней. С другой же стороны, она весьма стара и способствует появлению у читателей новых старых вопросов: «Почему люди и страны, политические лидеры и народы снова и снова возвращаются в ад»? Я согласен со многими авторами отзывов, что роман Маркеса сильно затянут и, по сути, закончен по случаю. Но,может быть, в этом и заключался замысле автора, пожелавшего показать дурную и нудную бесконечность жизни диктатора, которая никак не может прекратиться. И вот читатели всё читают и читают о новых чудесах и злодеяниях, новых капризах и приключениях главного героя и потрясениях его страны, и всё ждут и ждут конца, и уже выходят из себя от злости и отчаяния: «Ну когда же он подохнет или изменится к лучшему, наконец, этот отец«! И они, возможно, понимают,что зловещее чудо самообмана тотальной власти в том, что она делает ее высшего носителя тотально несвободным человеком. Он глубоко и прочно увяз во власти и в самом себе. Он устал от власти и самого себя. Он мучает себя и свою страну. Он один из самых несчастных людей в своем отечестве. И кажется весьма загадочным, в чем же состоит источник его силы? Ведь этот тип весьма скучен и не обладает, кажется, харизмой. Вот это, правда, непонятно.

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

К середине книга выдохлась, полностью исчерпав свой потенциал. В принципе, это заметно и раньше, но к середине уже просто не возможно даже самого себя обманывать, придумывая всякие отговорки про новеллы и устареллы, магреализм и тому подобную литературоведческую лабуду для самых маленьких. Уже после первой трети Габриэль Гарсиа Маркес начинает повторяться, ходить кругами, пересказывая уже рассказанное, причем даже теми же словами — выбранная изначально манера письма уже ограничивает нарратив, не позволяя отойти в сторону и переключиться на что-то новое и неожиданное — ну какое там новое, это же во многом перепев Ста лет одиночества.

Поначалу это более-менее интересно , но в какой-то момент превращается в сборник анекдотов про латиноамериканских диктаторов, причем чем дальше, тем глупее и бессмысленнее эти анекдоты, и автор уже даже начинает вставлять анекдоты в анекдоты, окончательно сваливая свою книгу в какое-то подобие литературного болота. Заметно, что герой на самом деле не один, их несколько под одним именем, ибо даже характеры у них различаются — что естественно, ибо «патриарх» явно является собирательным образом, а Перон не был похож на Трухильо, и Папа Док — на Пиночета. Вот только запала хватило не надолго, очень быстро этот образ снова распадается на несколько лиц. В итоге в книге нет ни сюжета (ибо барельеф — это не сюжет), ни протагониста.

Авторский стиль, с этими сказовыми повторениями и перечислениями, якобы бесконечными предложениями (на самом деле искусственно составленными в одно несколькими) некоторое время завораживает, но история все длится и длится, топчась на месте, и вот тебе все это скучно и празднолистательно, и наконец, начинает раздражать и только и думаешь, когда ж это кончится и автор перестанет глумиться над мумией, придавая ей ради неких мифических лулзов и скрытых смыслов всяческие неудобьсказуемые позы.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительно, что Маркеса не запретили в СНГ, на Ближнем Востоке, латинской америке, Африке и большей части Азии как «экстремистский и прочее», как клеветнический поклеп товарищей из гейропы и прочих стран, на многие суверенные и независимые страны пост-советского пространства, да и на последние годы старцев в СССР, да и вообще на происходящее в очень многих странах мира?

Язык — читал на русском, и работу переводчиков еще советских времен можно только похвалить — но это сплошные метафоры, перечисления, списки, поток мыслей от первого лица неизвестного (во многих главах разного) рассказчика, с использованием таких эпитетов как загнивающих, дурнопахнущий, гнилой и прочее прочее, что соответственно, и дает образы режима, человека и прочих действующих лиц, и настроения привязанного именно к этим эпитетам и на подсознании воспринимаю все как тлен, умершее и почее подобное, и каждое предложение легко помещается на двух-трех страницах текста. Предыдущее мое предложение — очень простое по стилистике текста.

Хорошо и четко написана первая и последняя главы, остальной текст: впечатление, что правился все 6 лет написания романа и часто переписывался, и иногда он (текст) провисает, иногда теряет темп и ритм, иногда выпадает, но вся соль в первых и последних двух страницах, что легко можно опеределить как начальный пункт развития героя и куда он пришел в конце. Ранний Пелевин, да и многих другие авторы постсоветского глотка свободы очень много позаимствовали у этого романа Маркеса. Раньше думал, какие они были именно такими оригинальными в построении абсурда, чернухи, безнадежности и пессимизма — теперь вижу, что это больше были пробы пера и дань Маркесу.

Из того что мне понравилось, этот роман напоминает Баудалино, где рассказчик и сам забывает где правда, а где вымысел словами главного героя, и где реальность, а где и просто фантазии по мотивам — может и вам поможет определиться. Читать стоит, чтобы отметить лучший роман колумбийского патриарха, но другое читать не буду.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я бы заставил всех политиков и желающих стать политиками принудительно под расписку прочитать этот роман о мракобесии диктатуры. И дать в этой расписке нам гарантии , что они подобного не повторят, хотя для них бумажка и подпись ничего не значат. Но всё-таки.

Ниже я привел перечень диктатур в Латинской и центральной Америке в период до написания романа -что же подвигло автора на эту тему?

Северная и Южная Америка

Аргентина (1930—1932; 1943—1946; 1955—1958; 1966—1973; 1976—1983)

Боливия Боливия (1828—1848; 1861—1871; 1876—1880; 1930—1931; 1936—1946; 1951—1952; 1964—1966; 1969—1982)

Бразилия (1889—1894; 1964—1985)

Чили (1924—1931; 1973—1990)

Колумбия (1855—1857; 1953—1958)

Коста-Рика (1863——1882; 1917—1919)

Куба (1933—1940; 1952—1959)

Доминиканская Республика (1930-1961)

Эквадор (1876—1883; 1937—1938; 1963—1966; 1972—1979)

Сальвадор (1885—1911; 1931—1980)

Гватемала (1931—1945; 1957—1958; 1963—1966; 1970—1986)

Гаити (1950—1956; 1986—1990, 1991—1994)

Гондурас (1903—1907; 1956—1957; 1963—1982)

Мексика (1876—1880; 1884—1911)

Никарагуа (1936-1956; 1967-1979)

Панама (1968—1989)

Парагвай (1940—1948; 1954—1993)

Перу (1838—1872; 1876—1879; 1886—1895; 1914—1915; 1930—1931; 1933—1939; 1948—1950; 1962—1963; 1968—1980)

Суринам (1980—1988)

Уругвай (1876—1879; 1973—1985)

Венесуэла (1847—1858; 1908—1935; 1948—1958)

Зашкаливает перечень! Отталкиваясь от нынешних реалий сейчас существующих диктатур удивляешься, насколько точно писатель отобразил суть, быт и приёмы диктатора. С нынешними диктатурами совпадение — 100%. Даже танцы диктатора на балах с моделями, королевами красоты.

Стиль изложения трудноват, но это приём, показывающий безграмотность диктатора.

Единственное , чего нет в романе, а как этому противостоять? Почему вот такая психология человека побеждает миллионы других положительных психологий людей?

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Посыпаю голову пеплом. Не принимает душа Маркеса, который Габриэль Гарсия.

Честно пытаюсь «впустить в душу», но... — ни в какую. Стандартный набор: «Сто лет...», «Полковнику...», и, вот — «Осень...» (ну, проходу же не дают: «...что, Вы не читали Маркеса? Однако, сударь, это Вас несколько не красит...»).

Единственное, против чего оная душа не восстала — это «Сто лет...». Но не настолько, чтобы оставить восторженный отзыв, отнюдь (к слову, первым из высших руководителей СССР и РФ, кто употреблял в речи оное старорежимное «отнюдь» был Егор Гайдар, то бишь — прожжённый либерал; я — тоже не консерватор, но — вот, никак не могу «подстроиться» под эту маркесовскую моду).

Не наше это, уважаемый потенциальный читатель, не нашего менталитета выверты. Здесь так много «южного», «бананово-лимонного», и прочего духовно чуждого, что — не ложится книжка нАсердце. Экзотическое действо, почти что карнавальное — да, круто замешанное басенно-иносказательное критпофилософИческое варево — опять да. Но... не более того. Очень сильно — не более того

Оценка: 7
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Плохо, что многие комментаторы видят тут одну лишь политическую сатиру; иные даже приплетают таких персонажей, как Гитлер, Ф. Кастро, М. Каддафи и Иван которые, мягко говоря, тут вовсе не причём. Фидель Кастро — сексуально неполноценный садист с комплексами неудачника, цепляющийся за верховную власть до последнего вздоха? Ерунда. Адольф Гитлер — никем не любимый нелюдимый лентяй, трахающий переодетых в школьниц проституток? Ещё дальше мимо — его обожали, лично, и умирали за него, и он легко «за идею» имел бы сотню вагин, было бы ему _это_ надо.

Сатира на тупую, воровскую власть, в романе разумеется есть — но картинка весьма специфическая, «южная»… и попытки что-то обобщить на Третий Рейх, СССР или Ливию попадают совершенно не в кассу, не про диктатуру как таковую этот роман. Вкратце: залез на вершину кучи (в своей стране), а дальше-то двигаться… некуда. И не случайно присутствует эпизод с поездкой диктатора на границу, после которого он IMHO и осознал, что карьере его больше нет хода. Остаётся лишь постепенно распродавать страну и даже прилегающую акваторию.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень многоплановое и необычно написанное произведение. Там даже абзацев почти нет. От первого лица говорят разные люди, порой разные в одном и том же предложении. Всё выглядит как поток сознания (в хорошем смысле этого слова). О тут уже сказано уже многое. Я бы добавил только то, что, как мне кажется, книга об одиночестве. Притом, не только об одиночестве диктатора, а об одиночестве человека в мире вообще. О том, как люди день за днём проживают тягучую жизнь, которая им, в общем, не нравится, менять её не находят ни сил, ни возможностей, но при этом убеждают себя в том, будто будут жить вечно.

Ещё Маркес мастерски показал, что даже несмотря на то, что у тирана имеются, как и у всех, человеческие чувства, и что он временами даже может вызывать к себе жалость как человек, нужно всегда помнить о том, кем он является, какие ужасные вещи совершает, когда мечется между жестокостью и гротескной сентиментальностью в тщетных попытках заглушить свой внутренний диалог.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

После исчерпывающих содержательных отзывов лаборантов saddlefast и Night Owl мало что остаётся сказать нового по существу произведения. Дабы не повторяться, я лишь выражу в максимальной степени восхищение данным романом, это одно из лучшего, что я читал за год точно. Вещь, сильно обгоняющая «Сто лет одиночества». Вещь, где ну просто всё на своих местах и в своём уникальном стиле. И разноголосость повествования, выводящая историю на уровень мифа, легенды, и хронологическая расплывчатость истории, подчеркивающая и создающая ощущение вечности правления диктатора. А какие метафоры, а какой язык, обороты. Какой цвет у всего сюжета... Просто шедевр. Напоследок скажу, что книга всё же относительно объемная, тягучая, заволакивающая в себя, словно болото, нужно быть готовым. В интернете лежит для скачивания аудиокнига в исполнении Игоря Князева — настоятельно рекомендую. Закономерно с общими вкусами, и для меня лучшими чтецами книг теперь являются Сергей Чонишвили и Игорь Князев.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, энергетика этого романа — психологическая, философская, социальная — от колоссального протеста автора против уже задолбавших жрачей из власти, коллаборационистов, их хозяев. К тому же книжка ведь была написана по кровавым следам переворота в Чили. Что любопытно, 40 лет назад была написана книжка, а и сейчас на Фантлабе народ за нее режется. Кому не мила тема о том, что «Несчастное обреченное население страны страдает от продавшегося Западу марионеточного диктатора». А кто-то говорит: «Именно роман об «одиночестве власти» может считаться главным произведением писателя». Хотя я, например, больше верю в биологическое развитие корпократии, чем в одиночество власти.

Оценка: нет
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Абсолютно не разделяю восторга, присутствующего в большинстве отзывов. Книжка, скажем прямо, так-себе. Это даже не на любителя или ценителя. Это вообще скорее для ублажения критиков писалось и в расчете на сбор премий всяческих. Кроме довольно профессионального владения автора родным языком не нашел в этой книжке для себя ничего интересного. Абсолютно заезженная тема — политическая сатира: авторитарный режим. Он такой вот нехороший. Несчастное обреченное население страны страдает от продавшегося Западу марионеточного диктатора.

Автор всячески пытается показать примитивизм, крохоборство и низменность инстинктивных потребностей такого рода власти. Для этого интенсивно использует приемы гиперболизированного реализма, животного сексуального натурализма, садизма и т.п. Особенно товарищ увлекается детализацией сцен с участием экскрементов, сцен сексуального насилия и насилия над здравым смыслом. В общем, весь роман — это описание всяческих вакханалий, чередующихся с душевными терзаниями диктатора. Читать, если вы не студент филфака, я бы НЕ рекомендовал. Отвратительное чтиво, в общем.

Оценка: 3
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Осень патриарха» — произведение о жизни диктатора. В центре повествования — безымянный герой, проходящий через все ступени, извилистые коридоры и чёрные ходы метафорической цитадели политической жизни. В этой истории практически нет персонажей, а те, что всё же встречаются, чаще всего остаются анонимами, подчёркивая идею обобщённости событий и действующих лиц романа. Как и в более ранней работе, «Сто лет одиночества», Маркес стремится к эпосу, мифологичности прозы, представляя глобальную протяжённую во времени картину реальности.

На этом параллели со «Сто лет одиночества» не исчерпываются. По сути, автор вновь реализует всё ту же манеру изложения, дорабатывая и углубляя уже знакомые читателям художественные приёмы: «Осень патриарха» охватывает более чем вековой промежуток, выстраивая сложную паутину хронологический перекличек, ретроспективных и перспективных экскурсов. Всё это создаёт продуманный, скользящий сюжет, более всего по форме напоминающий разноголосицу толпы — и именно этот эффект являлся для Маркеса одной из главных сверхзадач романа. При чтении авторская речь, внезапно, часто незаметно, перетекает в прямую речь самого диктатора, а так же анонимов, выступающих как олицетворение толпы. Это одновременно и эхо истории, и случайные выкрики, слухи и домыслы, официальные отчёты и горькие излияния души единственному близкому для тирана человеку — матери.

В «Осени патриарха» собранны и сбалансированы все биографические черты как реальных, так и художественных диктаторов. Таким образом, главный герой является наиболее полной, многогранной и противоречивой фигурой политика в литературе. Но эта противоречивость не столько художественная условность, сколько отражение реальности — процесса, когда не личность, а сам народ в своей безвольности и раболепстве наделяет власть самыми разными мифологическими чертами. Диктатор в их глазах — не просто человек, а сверхъестественное существо, полубог, способный исцелять умирающих, управлять погодой, одним возгласом останавливать бунты и т.д. Народ зависим от собой же созданного бога, существующего не столько в действительности, сколько в умах масс, лишь подбрасывающих хворост домыслов в костёр всеобщего благоговения.

При этом массовом преклонении перед великой личностью контрастно выглядит сам образ диктатора — стареющего, страдающего от десятков заболеваний, безынициативного и слабого, вверившего всю власть обманувшим его приближённым. Персонаж многогранно меняется, течёт как вода, переживая подъёмы и крушения, моменты решительности и апатии. Он балансирует между созданным вокруг себя мифом и тем, что видит в действительности, не в силах уже сам отличить правду от вымысла, уверенный в святости умершей матери, а так же в присущих себе сверхъестественных способностях, безграничной власти, и тем чудовищней выглядят удары жизни, изредка приоткрывающие перед героем реалии окружающего мира и иллюзорность собственных представлений о нём.

«Осень патриарха» — это глубокий экскурс, изучающий тонкую взаимосвязь двух неразрывных элементов: народа и власти, их взаимозависимость, неотрывность существования, подобную отношениям света и тени.

Следует отметить, что данная работа имеет тяжеловесный стиль, сочетающий длинные сложносочинённые предложения и крупные абзацы, чтение которых, тем не менее, даётся относительно легко, благодаря гладкой, последовательно раскрывающейся мысли Маркеса.

Это произведение сложно судить по стандартным меркам, применимым к художественной литературе, в силу того, что это не столько история о героях, сколько размышление о явлениях, пусть и поданное в увлекательной форме с неожиданными поворотами сюжета, образными иллюстрациями и подробным описанием внутреннего мира героя.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Главный герой романа – тиран-властитель неназванной латиноамериканской страны. Этакий собирательный образ всех тех захватчиков во власти, каких было много в истории Южной Америки в XX веке. Диктатор стоит у власти настолько долго, что стал больше символом, чем человеком, и ему остаётся ходить по огромному дворцу, вспоминать былые времена, когда солнце не могло встать без его приказа, и осознавать, что у него есть почти безграничная власть, которую некуда применить...

Несмотря на весьма противоречивый характер главного героя – эта история скорее драма, и старый диктатор взывает не ненависть, а жалость. То одиночество, на которое он обречен, одиночество власти, делает его всемогущим, но забытым всеми. Его боятся, его почитают, но любить его не любит никто. На мой взгляд – это одна из лучших книг про власть, что когда-либо были написаны, и заслуживает прочтения ничуть не меньше, чем «Сто лет одиночества».

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман цвета грязно-желтой пыли. Наверное, одна из самых глубоких попыток анализа души тирана из всех, с которыми я сталкивался. Возможно, все дело в манере изложения текста, а может в точности описаний, но во время чтения романа я постоянно ставил себя на место диктатора. Вернее, не так. Я понимал его, понимал его чувства. И приступы гнева, испытанные по отношению к заговорщикам, и приступы любви, которые еще не старый командор испытал по отношению к «боготворящему» его простому народу, и постоянная потребность в самоутверждении. Подумайте, ведь, все мы каждый день сталкиваемся с подобными эмоциями: кого-то мы любим только за то, что объект нашей «любви» просто хорошо к нам относится, кого-то уважаем и стараемся во всем прислушиваться к советам такого человека, а кого-то ненавидим, мечтаем о смерти некоторых людей. Еще мы нуждаемся в подтверждении собственной значимости, нам нужно доказательство того, что мы лучше остальных. Но все наши эмоции и ощущения, как правило, остаются в наших головах. А главный герой романа — мог осуществить все свои желания. И осуществлял. И поплатился за это. По сути, он был еще более несчастным человеком, чем те мятежники, которых отправлял на съедение кайманам (ведь, для них борьба закончилась, а ему предстоит жить дальше и страдать). Его бесконечно долгая жизнь стала настоящим чистилищем. Он не получал удовольствия от своего существования, ненавидел свою власть и не мог отказаться от нее.

Роман дался мне тяжело. Нет, читается он довольно легко, но книга все равно очень... Заставляет задумываться о собственных внутренних демонах.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх