Анджей Сапковский «Кровь эльфов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Героическое фэнтези | Эпическое фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | С множеством интриг
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Средние века
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Любой
Цинтра пала под натиском Нильфгаарда. Королева Калантэ погибла. За единственной, оставшейся в живых, законной престолонаследницей Цинтры, внучкой Калантэ, Цириллой начинается настоящая охота: люди, состоящие на службе у королей близлежащих государств, чародеи, нильфгаардский наемник Риенс, все они желают заполучить Цири в свои руки. Ведьмаку Геральту удается первому отыскать девочку и отправить ее в тайное убежище. После этого он решает выяснить, чем для всех так важна Цири?
Входит в:
— цикл «Ведьмак Геральт»
Награды и премии:
лауреат |
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 1994 // Роман | |
лауреат |
Премия SFinks / Nagroda SFinks, 1995 // Польский роман года | |
лауреат |
Премия Академии НФ, фэнтези и хоррора / Cena Akademie Science Fiction, Fantasy a Hororu, 1995 // Неанглоязычная переводная книга (Польша) | |
лауреат |
Премия Дэвида Геммела / David Gemmell Legend Award, 2009 // Роман |
Номинации на премии:
номинант |
"Сталкер" / Stalker, 2018 // Переводной роман. 2-е место (Польша) |
- /языки:
- русский (19), английский (1), украинский (1), белорусский (1)
- /тип:
- книги (17), самиздат (1), аудиокниги (4)
- /перевод:
- Е. Вайсброт (19), С. Легеза (1), Е. Матиевская (1), Д. Сток (1)
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
euthanazia, 18 января 2018 г.
Из этой книги вы узнаете:
- 1000 и 1 способ как справиться с поносом
- как сдувать пылинки с женщины во время менструации
- как делать лицо кирпичом и прикидываться шлангом, когда кто-то всем видом даёт тебе понять, что он тебя хочет
- что такое пустые, нудные и совершенно ненужные диалоги
- как не надо писать книги
Первые два сборника о похождениях ведьмака содержали в себе детективно-мистические истории об охоте на чудовищ с намёками на мораль. Какие-то из них были хорошими, какие-то не очень, но они были вполне читабельны. Эта же книга представляет из себя какую-то невнятную мелодраму. Ведьмак стал совершенно ватный, соломенный манекен и то поинтересней его будет. Нам приходится лицезреть прикипевшую к нему магичку, которая «раздражена» примерно в 90% случаев, когда о ней идёт речь. Как из «ужасненько» инфантильной девчонки, вокруг которой завязывается вся суета, выйдет толк — вообще непонятно. Диалоги в романе на уровне бытовых бесед из паршивеньких сериалов ни о чём.
После сборников рассказов о ведьмаке это просто халтура и полное разочарование.
tolstyi1010, 19 ноября 2024 г.
«Известное перестаёт быть кошмаром. То, с чем умеешь бороться, уже не так страшно»
Третья книга цикла «Ведьмак» (и первый роман, начальные две книги были сборниками рассказов) написанная Анджеем Сапковским в 1994 году.
На Дитя-Неожиданность Цири начинается охота и Геральту приходится ее спрятать. А какое самое надежное место? Правильно Каэр Морхен. Ведьмак и Цири отправляются туда.
Первое на что обращаешь внимание при чтении — практическое полное отсутствие экшена. Сцен где Геральт показывает себя как ведьмак минимум. Да и не Геральт теперь главный герой. Цири, Трисс и Йеннифэр вышли на первый план. От цикла под названием «Ведьмак» ожидаешь больше этого самого ведьмака, а по факту получаешь немного Геральта, много диалогов и много женских персонажей. Надеюсь дальше будет больше Геральта, хотя отзывы показывают, что это не так.
amak2508, 21 октября 2024 г.
Ну, наконец-то, не сборник рассказов, а цельное произведение со сквозным сюжетом. Правда несколько клочковатое, да ещё и прерванное как бы на полуслове (ни одна сюжетная линия в романе не завершена), но лучше уж так, чем компот из разных историй :).
К сожалению текст романа получился у Сапковского не везде одинаково увлекательным. Но зато везде одинаково мастерски, профессионально написанным: тщательно продуманный сюжет, полное отсутствие не только нелепостей, но и любых нелогичностей, колоритные детали, прекрасно читающийся текст.
Как итог: в целом роман неплох, но вот так, чтобы от него нельзя было оторваться, как это было в первой книге цикла — таких мест здесь раз, два и обчёлся.
Nikonorov, 25 июня 2022 г.
Это по-прежнему мастерски написанная эпопея. Язык и персонажей хвалить на третьем томе смысла уже нет — все сказано-пересказано.
«Кровь эльфов» наглядно демонстрирует нам, что Сапковский все-таки лучше себя чувствует в малой форме, ибо произведение, трактующееся романом, получилось рваным и внезапным на кол-во POV’ов. И советы королей, и беседы наемников, и отдельные странные эпизоды. И все плоско, без деталей, множество лиц сливаются воедино, потому что за короткий промежуток времени (а больше нельзя, чтобы читатель не заскучал на контрасте после двух сборников) невозможно прописать сидящих в одном зале 7-8 человек, чтобы каждый имел свою отличительную особенность.
В принципе, мир относительно расширяется, чувство грядущей войны настигает, но мир при этом не четкий, не обрисованный, не имеет четкие границы королевств-стран, хотя и это понятно — цикл больше про персонажей, про психологию. Наверное, это я все-таки оправдываю Сапковского, поскольку мне ну очень нравится перечитывание «Ведьмака».
Да, Геральта хотелось бы и побольше, как и всем, хотелось бы больше заварушек и камерных уютных фэнтези-квестов, но и Цири неплоха, особенно вкупе с Йеннифэр, отвечающей за теорию магии. Но это уже девчачий янг-эдалт.
Как всегда, самое интересное и важное у Сапковского пробивается через диалоги — их интересно читать не только из-за живости речи, но и потому, что автор именно через них раскрывает новые детали о мире, персонажах и дает много инфы через прямую речь.
Начиная со второго сборника, в цикле прослеживается проблема уживания людей и эльфов/краснолюдов/низушек, проблемы экологии и природы, как люди со своей магией и стремлением к завоеванию и господству ломают имеющийся мир.
Иногда скучал, иногда была водичка, но иногда она неплохо утоляла жажду.
Нескорений, 15 апреля 2022 г.
Если первые два тома саги о Ведьмаке представляли собой сборники рассказов, то третий — это уже полноценный роман. Как говорится, всё что раньше — это присказка, сказка будет впереди. Рассказы помогали проникнуться атмосферой, духом самой Вселенной и, являя собой начало целой истории всё же несли отпечаток некой мозаичности. В «Крови эльфов» нас ожидает смещение аспектов с героического тёмного фэнтези в сторону фэнтези эпического со всеми обязательными атрибутами. Акцент на личности Ведьмака смещается в сторону истории его подопечной, ребёнка-предназначения Цири, которая становиться чем-то вроде пятого элемента, наивысшего приза за которым гоняются все кому не лень, только цели у каждой стороны свои. Становится ощутимо меньше боевых сцен, меньше «приключений тела», ощущаешь себя зрителем театральной постановки, ощущается камерность происходящего, четко выделены мизансцены и много пространных рассуждений о высоких и не только материях.
Перед нами своего рода роман взросления, описывающий первые шаги воспитанницы Ведьмака на пути её Предназначения. Появляется немало новых персонажей, не менее интересных и сложных, чем старые знакомцы. В самом начале автор переносит нас в цитадель ведьмаков — крепость Каэр Морхен, мы получаем массу интересной информации о быте и профессии ведьмака, о том, как становятся охотниками за чудовищами. Цири приступает к изнурительным тренировкам, она — первая девочка, которую взялись обучать ведьмаки, но одного лишь фехтования и физической подготовки мало, необходим сложный и опасный процесс мутации с использованием особых эликсиров. Стоит ли подвергать ребёнка такому риску, который оставляет ещё меньше шансов, нежели чем при игре в «русскую рулетку». Одним из первых знаковых новых персонажей, введенных автором, становится чародейка Трисс Меригольд, о которой лишь косвенно упоминалось ранее.
Раньше мы уже были свидетелями любовного треугольника вершиной которого была чародейка Йеннифер, теперь же автор предлагает нам зеркальный треугольник — на вершине которого Геральт, а в основании Трисс и Йеннифер. Таким образом, совместив два этих условных треугольника, мы получим несколько иную фигуру — шестиконечную звезду, печать Соломона, в центре которой можно разместить Цири. В числе знаковых персонажей можно также упомянуть Весемира, который стал для всех ведьмаков кем-то вроде приемного отца. Это такой блюститель традиции, реликт прежних времен, живой символ ведьмачьего ремесла. Прочие ведьмаки хоть и упоминаются, но их образам внимания уделяется минимум и автор особо не пытается раскрывать их, оставляя для создания общего фона. Сам Каэр Морхен — своего рода «вещь в себе», символическое представление всего мира, который стоит у последней черты и вот-вот обратится в прах — что-то кончается, и это неизменно всегда.
Познакомив нас с тонкостями воспитания ведьмаков, автор переходит к рассмотрению не менее интересной касты — чародеев. Обучение Цири продолжается в обители храма богини Мелитэле, где её наставницей в мире волшебства становится возлюбленная Геральта — Йеннифер. В плане магии Цири напоминает кота Шрёдингера, — вроде бы магии в ней никакой нет, и в то же время она является обладательницей огромной Силы. Раскрыть этот потенциал не так просто, но Йеннифер — одна из самых талантливых и перспективных чародеек Капитула магов. После усердных физических тренировок Цири приступает к прокачке своего внутреннего потенциала, тем самым устанавливается внутренняя гармония, баланс развития. Однако Йеннифер не ограничивается обучением своей подопечной секретам владения стихиями и заучиванием формул заклинаний, она учит её не менее важному ремеслу — быть женщиной, то чему Геральт, при всем желании научить бы её не сумел.
И всё же описаниями судеб персонажей автор не ограничивается, его в не меньшей степени интересуют судьбы мира, стоящего перед лицом глобальной катастрофы, мировой войны с фанатичной нильфгаардской империей. Название «кровь эльфов» можно трактовать двояко, это не только отсылка к происхождению Цири, но и прямой намёк на носителей старшей крови, на самих эльфов. Проблемы ксенофобии, взаимоотношений человеческой и эльфийской расы также занимают немалое место на страницах романа. На фоне грядущей войны в лесах появляются «рабочие бригады» эльфийских повстанцев, называющих себя скоятаэлями, что в переводе означает «белки». Автор критически относится к романтике борьбы за свободу, воспламеняющей молодые сердца, что нашло своё выражение в пронзительном отрывке под условным названием «Роза из Шаэраведда». Автор считает, что борьба эльфов бессмысленна, что они одна из частей того, что в данный момент неизбежно заканчивается.
Во время повторного чтения романа мне в голову пришла занимательная мысль, касательно пророчеств Итлины, выдержки из которых иногда проскакивают в качестве эпиграфов к главам. Может это, конечно, и игра разума по натягиванию совы на глобус, но в имени пророчицы мне слышится отсылка к известной писательнице Этель Лилиан Войнич. По методу вольной ассоциации в голове сразу же всплывает манускрипт Войнича, один из загадочных текстов, который не дешифрован и по сю пору, а некоторыми открыто называется искусной мистификацией. Интересно, что в игровой интерпретации книги, в игре «Ведьмак 3: дикая охота» этот манускрипт фигурирует непосредственно в локации «лаборатория Региса», а я привык верить в то, что любые случайности не случайны.
Если же вернуться из сферы умозрительного фантазирования непосредственно к роману, то однозначно можно сказать — переход от рассказов, посвященных Геральту, сражающемуся с чудовищами к эпическому полотну, где ведьмак уже играет не первую скрипку не всем придется по нраву, это как если бы нам в начале предложили хайборийский цикл Р.И. Говарда, а затем бы вдруг заставили читать «Песнь Льда и Огня» Дж. Мартина.
A.Ch, 24 ноября 2019 г.
В своём романе Сапковскому не удалось отойти до конца от формы рассказов, собранных в букет, главы – те же эпизоды от большого, а повествование получилось раздробленным, неоднородным, быстро меняющимся и не всегда одинаковым в плане ритма. Перескок между героями, местами и временами позволяет взглянуть на пропущенные места другими глазами, но иногда бывает и утомительным в вопросах: а кто это и что тогда произошло?
Геральт прячется в тени других героев, сюжет книги больше построен на воспитании Цири, политических интригах королей, роуд-стори, да на песнях Лютика. Ему же остаётся лишь ухмыляться. Юмора всё меньше, больше действующих лиц, а земли всё обширнее.
Роман-начало большой Истории, как заверяют, переход на Путь осуществления Предназначения.
korsrok, 9 июля 2023 г.
Третий том саги зашел на ура: здесь Геральт из Ривии зимует вместе со своим дитя предназначения княжной Цириллой в легендарном Каэр-Морхен, древнем замке Ведьмаков, после нападения Нильфгаарда на Цинтру. Цири предстоит познакомиться с наставником Геральта Весемором и начать серию суровых физических тренировок, она учится владеть мечом, но ведьмаки заметили в ней нечто большее. Пусть Цири не может сделать даже самый примитивный знак, она иногда неосознанно подключается к магическому источнику и начинает пророчествовать. В Каэр-Морхен приезжает колдунья Трисс Меригольд и учит девочку овладеть сверхъестественной силой. Вот эти события, особенно до появления волшебницы, просто очаровательные. Дальше роман тоже увлекательный, но самые крутые в начале Геральт и Цири. Сравнивал «Ведьмака» с циклами «Властелин Колец» и «Песнь Льда и Пламени» – трилогия о Ведьмаке лучше. «Властелин Колец» в наше время всего лишь красивая сказка, где герои 100% добрые или злые. Мне если честно со всего путешествия Фродо и других хоббитов понравились только стихи. Сопровождающая трилогию поэзия шикарна, остальное не вызывает особых эмоций. «ПЛиО» подкупает неоднозначностью героев, здесь добрые поступают плохо и злюки делают добрые дела; есть очаровательная локация – Стена, северный край, где будет нести дозор бастард Сноу, по-своему избранный. Но в цикле также много политических интриг, все правители подлые и дерутся за Железный Трон. «Кровь Эльфов» в некоторой мере становится переходной книгой, внимание здесь больше фокусируется на Цири (
SoonSun07, 21 июля 2024 г.
Цинтра пала под натиском Нильфгаарда. Королева Калантэ погибла. За единственной, оставшейся в живых, законной престолонаследницей Цинтры, внучкой Калантэ, Цириллой начинается настоящая охота: люди, состоящие на службе у королей близлежащих государств, чародеи, нильфгаардский наемник Риенс, все они желают заполучить Цири в свои руки. Ведьмаку Геральту удается первому отыскать девочку и отправить ее в тайное убежище. После этого он решает выяснить, чем для всех так важна Цири? Описывается чистая политика. Множество сражений. Более печальное повествование,что к сожалению сказывается на мире и героях. Множество заговоров. И никакого тебе спокойствия. Описывает ужасы тех времён.
Amorphis, 24 апреля 2022 г.
После двух сборников о похождениях Ведьмака Геральта, Сапковский взялся за написание глобального цикла. Да по ходу прочтения романа, многие заметят растянутость,неспешность автора,куча диалогов, переживаний и тд. По комментариям и отзывам вижу что не всем это зашло. Дело вкуса. Считай Сапковский поменял повествования с коротеньких рассказов в духе Говарда о приключениях Конана, на вариант Хроник Амбера Желязны с десятью романами, кучей персонажей, интригой, политикой и прочим.
Понравилось очень наличие юмора, небольшая такая отсылка на Глена Кука о детективе Гаррете. Особенно глава с краснолюдами. Да и вообще глава с краснолюдами получилась пожалуй самая яркая и насыщенная, тут и сатира, тут и интриги, экшен, драматизм.
Если же рассказы были конкретно о Геральте, то в романе Кровь эльфов Геральт не прям уж главное лицо, очень много Цири, Трисс, Йеннифер. Очень много красок обыграно вокруг Цири, сирота, особенный ребенок, предназначение, древнее пророчество. То ее пытаются сделать ведьмачкой, затем уже решили сделать магичкой. Простолюдинкой ей точно не быть, так как много кто желает ее смерти.
Все же Геральт из первых двух сборников рассказов и Крови эльфов, это совсем разные персонажи. Можно сказать что в романе Геральт получился каким то аморфным, молчалив, вечно в раздумьях, нетверд в своих решениях. Появление Цири заметно сковало его свободу. В добавок Сапкопский сильно вдарился в мелодраму, ее прям очень много стало.
Буду продолжать читать цикл, в целом очень неплохо. К минусам отнесу слабенькую растянутую концовку и повышенную мелодраму. Лично для себя хотелось бы побольше Лютика, Геральта и Эскеля.
роботвертер, 11 сентября 2019 г.
Сапковского начинал читать несколько раз, первый и второй раз бросил на второй книге рассказов. Но после того как прошел третью часть игры «Ведьмак» заставил себя вернуться. Дочитал вторую книгу («Меч предназначения») и взялся за «Кровь эльфов». И мне она понравилась намного больше чем первые две. Хотя сначала я воспринимал ее скорее как фанфик к игре, повествование наконец-то стало цельное и последовательное. Мне понравился стиль написания. Читать легко и не «напряжно».
Но это все еще не то, чего я ожидал от книг про ведьмака. Сюжет развивается медленно и не знаю, как бы я его воспринимал, если бы не был уже знаком со всеми персонажами еще с игры. Приятно, конечно, опять бродить по миру Геральта и встречать знакомые локации. Но книга в буквальном смысле не заканчивается — это скорее глава, незавершенная часть произведения. И это смущает, потому что я понял, что пока не дочитаю весь цикл до конца — все мнения об отдельных его частях будут ошибочными.
genametr, 26 августа 2021 г.
Любители «эпического фэнтези» могут уйти обиженными, ну а те кому просто нравится хорошая литература не пострадают. История Цири не менее интересна чем история Геральта, написана прекрасным языком и шикарно переведена. Что до апологетов теории «раньше было лучше» им можно только посочувствовать. Равно как и тем для кого этот цикл лишь история о сражениях с чудищами, магами и разбойниками.
Darth_Veter, 9 мая 2022 г.
Третья книга в основном посвящена Ребенку Предназначения, Цири. Она чудом осталась жива после взятия Цинтры и по прихоти судьбы оказалась в руках ведьмака Геральта. И тот вовсе не намерен отдавать ее кому бы то ни было. А среди претендентов — по крайней мере четыре короля и могущественный Капитул...
Третье произведение о ведьмаке Геральте сильно отличается от первых двух, причем в худшую сторону. Во-первых, большую часть его объема занимают похождения подопечной Геральта, Цири. Понятно, что автору хотелось показать пути ее становления как великой волшебницы, чьи деяния, несомненно, ждут нас в последующих романах. Но мне кажется, что выпячивать этот процесс так, как сделал это писатель, не совсем правильно. Хотя бы потому, что все события романа мы видим глазами самого ведьмака. А на самом деле выходит, что о большей части произошедшего он вообще не имеет никакого представления. К примеру, в самом финале Цири откровенничает с Йеннифэр, доверяя ей многие свои тайны. Чье же она Предназначение, в конце-то концов?? Тут автор явно противоречит сам себе. Во-вторых, из канвы романа исчезли те самые чудовища, что украшали сюжет прошлых частей. Не забываем, что основная задача ведьмака — бороться с разного рода нечистью, а не участвовать в войне людей с эльфами. А здесь нечисть встречается всего один раз — та самая жагница из вод Понтара, которая сожрала весьма важного свидетеля. Вместо сражений с чудовищами автор обильно пичкает нас военными столкновениями то с эльфийскими партизанами (или разбойниками, если говорить точнее), то с агентами королевских служб (попросту — шпиками). Это ли ремесло ведьмака — крошить в капусту подобных себе?? В-третьих, текст романа имеет сильных закос в сексульную сторону: то Цири интересуется своим половым созреванием (изобилующим многочисленными физиологическими подробностями), то фанатеющая от Геральта волшебница Трисс Меригольд подхватывает дизентерию, и автор начинает снабжать читателя пикантными подробностями протекания болезни в женском организме. Вообще женщине и ее физиологии уделяется неоправданно много места в романе о ведьмаке. Создается впечатление, что либо автор намеренно пытался повысить тираж своей книги засчет публикации откровенных сцен, либо сам начал испытывать к героине сексуальное влечение, превратившее его в самого настоящего сексуального маньяка. И то, и другое подобному фэнтези явно не подходит. В-четвертых, в романе крайне мало действия — всего три батальные сцены. Всё остальное — это скучные диалоги о политике, магии и половом созревании девочек. Небольшая подвижка к финалу вовсе не оправдывает всех ожиданий, а, скорее, разочаровывает своей неверной акцентированностью. Вряд ли читателя устроят подробности построения правильных магических жестов, сопровождаемых непонятными фразами на эльфийском. Нельзя же превращать увлекательный сказочный роман в бессмысленное по сути пособие по самостоятельному изучению магии! Лучше б автор как следует развил приключенческую составляющую сюжета, чтобы читатель ненароком не уснул в кресле с книгой в руках.
Плюс у романа только один, да и то сомнительный: красивый и яркий язык, детальный в событиях и красочный в описаниях. Благодаря ему, мы словно своими собственными глазами наблюдаем становление Цири от невинного Дитя Предназначения до матерой (и сексуальной) волшебницы. Правда, этому следовало бы уделить не более двух глав, но у автора не было четкого плана либо ему банально захотелось расширить аудиторию, а заодно и свои денежные доходы. К сожалению, основное правило написания сиквелов нарушено не было: третий роман является критичным с точки зрения увлекательности и новизны. Ни то, ни другого в данном произведении нет. И это печалит не только зря потраченными деньгами...
---------------
РЕЗЮМЕ: роман о становлении как волшебницы юной Цири. Ведьмак здесь служит своеобразным фоном, как и многие другие персонажи. Более похоже не на продолжение саги о Геральте, а на спин-офф по миру ведьмака. Рановато автор перешел к ответвлениям от основного сюжета...
Ivan Chis, 26 августа 2021 г.
Очень разочаровал этот роман, после «Последнего Желания» и «Меча Предназначения» вообще не понял, что это было, как будто другой автор писал. Геральта совсем не видно от слова совсем. Почти вся книга исключительно о Цири. Не понимаю, почему высокий рейтинг и определяют произведение как героическое/эпическое фэнтези (если вы под этим подразумеваете что-то наподобие «Черного Отряда», «Властелина Колец» и т.д. то «Кровь Эльфов» совсем в другой «весовой категории». Крайне много ненужных и максимально скучных диалогов, в конце никакого эпилога или чего-то наподобие, сражений чрезвычайно мало, магии тоже не особо.
В общем, не знаю, кому бы из любителей боевого/эпического фэнтези порекомендовал бы этот «шедевр». Впрочем, попробую через некоторое время прочесть продолжение, возможно больше понравится)
vaderkaylo, 4 октября 2018 г.
Темное мрачное фэнтези, слышала я. И всякий раз откладывала чтение, потому что мрачное темное фэнтези мне читать не хотелось. И зря откладывала, потому что оказалось, что фэнтези не такое уж мрачное, и даже не слишком темное, и чернухи совсем мало. А я почему-то, с какого-то перепуга, ожидала очень много чернухи, но мои ожидания не оправдались (в других книгах тоже).
Зато здесь оказалось множество политических интриг и дрязг, которые я очень люблю. Повествование здесь выполнено в манере «прыжков по головам», автор прыгает из персонажа, показывая и рассказывая историю с разных сторон и с разных точек зрения. Это добавляет в повествование эпичности, а так же за одну книгу автор умудряется показать, какой огромный мир он придумал. Это есть хорошо. Не у каждого автора, который использует это прием, это получается хорошо. Сапковский мастер персонажей, и самых разных персонажей на его страницах тьма, и все они запоминаются.
Я даже не могу назвать недостатки этой книги, для меня их нет.
Абсолютно чудесно читать книгу, зная, чем этот цикл кончиться. Но это говорит только о качестве книги, потому что ее интересно читать и зная спойлеры, а не каждая книга может этим похвастаться.
tapok, 14 февраля 2019 г.
Львёнок из Цинтры или девочка-ведьмачка?
***
Это первый роман в цикле о «Ведьмаке Геральте», поскольку до этого были либо сборники рассказов (с разрозненным сюжетом, хотя был и сквозной в некоторых рассказах), либо роман-вбоквел (написанный уже после финальной точки цикла). Надо сказать, что книга Сапковскому удалась. Сюжет стал более цельным, причём подается он с разных точек зрения – будет тут и привычный Геральт, и новая знакомая – Цири. Не забыта и Йеннифер. Даже Лютик выступит ПОВом. Учитывая, что в «Мече предназначения» пан Анджей установил вектор дальнейшего развития событий (война с Нильфгаардом), то характер повествования угадывался заранее – это либо война (будь то открытые столкновения, партизанские нападки или затишье перед бурей), либо её последствия. Автор разводит по сторонам народы Темерии, Редании (и многих других стран) и империю Нильфгаард. Причём мир становится всё более понятным – Нильфгаард очень напоминает турок, а северные страны – средневековую Европу. Отсрова Скеллиге и вовсе кажутся викингами – тут есть ярлы да драккары. В принципе, Сапковский не сделал ничего необычного – часто для фэнтезийного мира используют реальную историческую основу. Это и Мартин, и Гай Кей. Из более позднего – Брайан МакКлеллан. С другой стороны, Анджей сделал это много раньше них (кроме Мартина).
«Кровь эльфов» хороша тем, что читатель наконец-то увидит Каэр Морхен – легендарную школу ведьмаков. Цири начинает свое обучение, которое не выглядит легким. Каэр Морхен же предстает полуразрушенным замком, чьих обитателей можно по пальцам посчитать. Сапковский показывает, как именно готовятся ведьмаки – это тренировки, зубрежка теории и приём препаратов. К сожалению, автор не так много внимания уделяет процессу обучения. Это не Роулинг с её Хорварстом, где учеба в мрачном замке – это отдельный вид искусства.
Лейтмотив произведения – это сгущение красок вокруг Львёнка из Цинтры. Оказывается, что Цири становится нужна всем и сразу. Стоит ли упоминать, что цели у сторон разные? И лишь Геральт с Йеннифэр готовы защищать девочку, чтобы пронести это пламя до самого конца. Интриги, заговоры, шпионы – всё это наполняет произведение, создавая атмосферу легкого сумбура и дворцовых интриг.
Заключение: «Кровь эльфов» — отличный роман с открытым финалом. А какой еще может быть финал в первой половине саги о «Ведьмаке Геральте»? Сапковский только готовит плацдарм для будущих событий. Цири продолжает свое обучение (уже не просто как ведьмачка), погоня за Львёнком лишь набирает обороты. То ли ещё будет впереди! Книга читается легко, интересно, в ней хватает юмора и забавных сцен. Автор продолжает раскрывать мир, добавляя новые краски.