FantLab ru

Стивен Кинг «И пришёл Бука»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.82
Оценок:
1530
Моя оценка:
-

подробнее

И пришёл Бука

The Boogeyman

Другие названия: Бука; Утопленник из шкафа; Домовой; Страшила; Детоубийца

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 151
Аннотация:

Переживающий смерти своих малолетних детей, мистер Биллингс приходит к доктору, которому, отводя душу, рассказывает истинную историю случившегося…

Примечание:

Опубликован в газете «Мир зазеркалья» № 9 за 2001 год, стр. 12 («Домовой», в переводе С. Манукова)


Входит в:

— сборник «Ночная смена», 1978 г.

— антологию «The 25th Pan Book of Horror Stories», 1984 г.

— антологию «House Shudders», 1987 г.

— антологию «Домовой», 1990 г.

— журнал «Неделя № 27 1990», 1990 г.

— антологию «Комната в башне», 1993 г.

— журнал «Ровесник 1993'09», 1993 г.

— антологию «The Mammoth Book of Haunted House Stories», 2000 г.

— журнал «Супер Триллер №24 (111)», 2006 г.


Экранизации:

«Бугимен» / «The Boogeyman» 1982, США, реж: Jeff Schiro

«Бугимен» / «The Boogeyman» 2013, Великобритания, реж: Stephen Hyams

«Бугимен» / «The Boogeyman» 2013, США, реж: Jenny Januszewski



Похожие произведения:

 

 


Домовой
1990 г.
Похоронная компания
1991 г.
Коллекция трупов
1992 г.
Сияние
1992 г.
Комната в башне
1993 г.
Похоронная компания
1993 г.
Сердце ангела
1993 г.
Туман
1993 г.
Игра Джеральда
1994 г.
Иногда они возвращаются
1996 г.
Копилка сатаны
1996 г.
Газонокосильщик
1997 г.
Ночная смена
1998 г.
Ночная смена
2000 г.
Газонокосильщик
2000 г.
Ночная смена
2005 г.
Кэрри. Ночная смена
2005 г.
Ночная смена
2007 г.
Газонокосильщик
2011 г.
Ночная смена
2014 г.
Ночная смена
2015 г.
Ночная смена
2017 г.

Периодика:

«Неделя» № 27 1990
1990 г.
Ровесник № 9, сентябрь 1993 г.
1993 г.
«Супер Триллер» №24 (111), 2006
2006 г.

Аудиокниги:

1922
2014 г.
Ночная смена
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Night Shift
1978 г.
(английский)
The 25th Pan Book of Horror Stories
1984 г.
(английский)
House Shudders
1987 г.
(английский)
Le case del brivido
1995 г.
(итальянский)
Le case del brivido
2002 г.
(итальянский)
The Mammoth Book of Haunted House Stories
2005 г.
(английский)
The Mammoth Book of Haunted House Stories
2005 г.
(английский)
Night Shift
2008 г.
(английский)
Le case del brivido
2008 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  46  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, что по-настоящему жутко? Читаю отзывы на этот рассказ. «Обычная страшилка», «Порой вызывает смех». Некоторые даже жалеют героя – мол, потерял детей и все такое. Бедняга.

Вы уверены?

Вы точно уверены?

Дальше -- спойлеры. Много.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
На самом деле это рассказ о том, как человек собственными руками создает чудовище. Сначала отец убил своего первенца, потому что тот слишком громко кричал и боялся спать без света. Детские страхи, говорит отец. Я не мог позволить ему вырасти трусом. Я не виноват. Как он задолбал своим криком. Это был несчастный случай. Я не виноват.

И чтобы оправдать себя в собственных глазах, отец придумывает, что это сделал Бука. Вышел из чулана и...

«Буквализация метафоры дает ощущение ужаса», С. Эйзенштейн. «А что, если ножки стола на самом деле окажутся ногами -- например, человеческими?»

Когда рождается второй ребенок, Бука приходит снова. Приоткрытая дверь в чулан, запах плесени, мокрые следы у кроватки. И, струсив, отец позволяет чудовищу убить второго ребенка. Затем – третьего.

«Это не я. Это сделал кто-то другой» – часто мы объясняем свою жестокость, трусость и подлость таким образом?

Теперь отец пытается убежать от выдуманного им же самим чудовища. Но это невозможно. Нельзя убежать от самого себя.

В финале рассказа, когда Бука выходит в оранжевом дождевике и говорит «Чудненько», у меня аж ледяные мурашки побежали по спине. Франкенштейн пришел за своим создателем.

Мы сами создаем свой ужас. Своими руками.

Самое страшное находится внутри нас.

Это я понял.

Оценка: 10
–  [  23  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Страшила» – лучший рассказ С. Кинга. Лучший благодаря тому, что это не простая история о чудовище, а рассказ о человеке, который получился хуже самого чудовища. Это история о том, как мистер Биллингс пришел к доктору и рассказал ему о своей жизни, о своих умерших детях и своих страхах. Мистер Биллингс верил, что его детей убил страшила (в других переводах «бука» или «домовой», в оригинале же существо называется «бугимен», то есть архетип детской пугалки, как наш «бабайка»), и трактовок у истории может быть две:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
1) Страшила действительно существует. Однако тогда главный герой ничего не сделал, чтобы спасти свою семью. Временами он даже случайно помогал чудовищу.

2) Страшилы не существует. Тогда получается, что главный герой психически нездоров и сам погубил своих близких.

Как видите, оба варианта Биллингса не красят. Но это рациональный взгляд взрослого человека. Когда я перечитываю эту книгу, какая-то часть меня все еще помнит те острые детские ощущения от первого прочтения и просто подталкивает проверить шкаф. На всякий случай.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кинг применяет тот же прием, который был использован им в рассказе «Мартовский Выползень». Только там был явный криминал, который привлек огромное внимание полиции, а здесь вроде как серия несчастных случаев. Есть мертвые дети. Есть сомнения в том, что смерть их была естественна. Значит должен быть и убийца. Но кроме главного героя и психотерапевта, выслушивающего его рассказ, других действующих лиц в рассказе нет. А сам главный герой явно против себя свидетельствовать не хочет, хотя манера его речи и поведения вполне позволяют допустить, что детоубийца это именно он. А история с букой была придумана им, т.к. часть его души, которая сохранила человечность, просто не может думать о преднамеренном убийстве собственных детей. При чтении остается только строить домыслы.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

На что же все-таки намекает концовка? Главный герой решил исповедаться, после чего убил психотерапевта, выслушавшего его рассказ? Вполне возможный финал.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большинство детей в раннем возрасте панически боятся темноты, этот инстинктивный страх заложен в нас природой и его преодоление сопровождает наше взросление. Но что если страх не беспочвенен, что если во тьме скрывается нечто, питающееся страхом и стремящееся убить невинное дитя. В этом свете сюжет рассказа приобретает весьма пугающий характер, невольно начинаешь и сам поглядывать в сторону темных углов в комнате.

Поражает реакция главного героя рассказа — почти доподлинно зная, что во тьме есть нечто одушевленное, он в угоду собственной гордости и неделания признавать ошибки, фактически бросает собственное дитя в опасности. Дальнейшие его действия, когда он приносит в жертву последнего ребенка, вызывают лишь презрение и праведный гнев. Умеет Кинг ввернуть гвоздь человеческих эмоций, когда читатель начинает сопереживать или ненавидеть героев! Признаю, киношный вариант «Бугимена» меркнет перед ужасом, вызванным при чтении оригинала.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ Стивена Кинга.

Короткий ужастик.

Который, впрочем, от своей краткости не теряет ровным счётом ничего. Классическая история про монстра в комнате (=шкафу, под кроватью и т.д.). Но при этом читается на одном дыхании.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Кинг, будучи автором изобретательным, нет-нет да обращается к избитому фольклору страха – к вампирам, оборотням, злым пришельцам… и монстрам, живущим в платяном шкафу, оживающим там, когда выключается свет. Сам по себе рассказ не очень витиеватый, а в контексте сборника «Ночная смена» он и вовсе течёт предсказуемо. Да, есть неожиданная концовка, но она, на мой вкус, одновременно из разряда эффектных, но кинемотографично штампованных. Однако сам Бука действительно пугает. И Кинг не был бы Кингом, если бы не показал психологическую подоплеку. Ведь монстр тут, хоть и убивает детей, но, по сути, приходит по душу героя; того самого отца-молодца, знающего как правильно воспитывать детей, чтобы они не вырастали размазнёй. И это действительно его жертвы – жертвы его упрямства и страха. И разве не встречали вы таких крутых парней, которые на словах не боятся ничего, а на деле идут на низость и подлость, как только прижмёт. В мире Кинга демоны из чуланов приходят и за ними…

Оценка: 7
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

После просмотра экранизации 1982 года вспомнил этот рассказ, и в голове сразу вывелись два тезиса: 1) рассказ отличный; 2) старые фильмы ужасов по-своему гораздо страшнее, чем нынешние. Неторопливость диалогов и не очень качественная съемка придают ощущение, что имеешь дело с документальным кино. А мелькание экрана и кислотного рода звуки создают привлекательную атмосферу, настраивающую на нечто потустороннее.

Сам же рассказ (этого мало в фильме) о неправильном отношении к заботе о ребенке, когда за желанием сделать ребенка самостоятельным и сильным прикрывается лень. О каком самостоятельном преодолении трудностей может идти речь, когда это младенец? Нынче существуют десятки методик и прочего, как и в каком количестве ребенку нужно отдавать своё тепло и заботу, ибо он в них физически нуждается. А тут случай о плохом отце, о котором и самом заботились плохо. В рассказе его речь выглядит довольно деревенской, приземленной, грубой, отсюда и такое пренебрежение ко всяким методикам ухода за малышом. Растет себе — и ладно, не помрет — еще лучше. Что же хотел Стивен Кинг показать больше — неправильные ориентиры воспитания или прикрывание своего нежелания заботиться? Хотелось бы считать однозначно, но пока не решил.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая версия знаменитой страшилки, которой часто пугают детей в Америки и во многих странах мира. Своего рода сказка про Бабу Ягу.

Но от детской страшилки тут только основа. Кинг прудумал для рассказа целый сюжет, который может привлечь внимание взрослого. То есть без ругани,секса и вредных привычек никак).

Рассказать что то о произведении, это значит жутко спойлерить. Хотя думаю многие об этой мифической легенде слышали. В добавок ко всему частенько выходят киноленты на подобную тематику. К примеру фильм Синистер.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Настоящее название рассказа «Бугимен». Один из самых страшных у Стивена Кинга. Прочитать его в юности большая удча, а вот с годами может уже не так впечатлить. Есть экранизация, довольно незатейлевая короткометражка. Не путайте её с серией фильмов «Бугмен».

Оценка: нет
–  [  20  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть в литературе жанры, которые принято обвинять в поверхностности. Да-да, не отдельные произведения и даже не авторы, а целые жанры и течения. Детективы, приключения, сентиментальные романы по убеждению многих людей якобы на 99,9 процентов состоят из крутых сюжетных поворотов, за которыми ничего не стоит. Наверняка почти каждый поклонник фантастики хоть раз сталкивался с фантастофобом, который абсолютно уверен, что НФ — это бластеры ради бластеров, фентези — эльфы ради хоббитов, а мистика и ужасы — вообще неведомая... фигня ради удовлетворения извращенных фантазий. Я сам в предыдущем отзыве, посвященном творчеству Говарда Лавкрафта, восхищался мастерством этого писателя в создании антуража, за которым нет никаких особых философий. И можете, если угодно, обвинить меня в двойных стандартах, но теперь, прочтя рассказ Кинга про Буку, я столь же искренне восторгаюсь тем, сколько смысла и психологизма ему удалось вложить в маленькую детскую страшилку :appl:

Рассказ можно трактовать и метафорически (как поступили, судя по отзывам, многие). Но я лично прочел его напрямую: как историю трагедии человека, искренне старавшегося вырастить своих детей лучше себя самого. Искренне надеявшегося на лучшую долю для них и забывшего, что изменить мир можно лишь начав с самого себя. Лишь поборов своих внутренних демонов.

Я не являюсь большим поклонником ужастиков, и только прочтя «Boogeyman-а» я наконец понял, в чем настоящий смысл этого направления в искусстве. Не просто щекотание нервов, не просто игра в поддавки с собственными первобытными инстинктами; хотя, безусловно, для кого-то это является главным, так же как для иных главный смысл фентези — в Эпических Эльфийских Бронебюстгалтерах +50 к классу защиты. Но можно копать и глубже. Творцам литературы ужасов доступна очень специфическая работа с внутренним миром героев, неуместная в других жанрах. Именно в ужастиках и только в них у автора есть свобода говорить с читателем о таких потаенных гранях и уголках человеческой души, которые можно лишь поскрести по поверхности в детективе, а в боевике и упоминать-то неприлично. Это очень интимный разговор о том, в чем не принято признаваться вслух. Все мы ходим в туалет. Все мастурбируем. Все иногда бываем завистливыми, жадными, жестокими, эгоистичными. И почти все мы боимся Буку. Может быть не из шкафа, может быть не шаркающего в темноте, может не пахнущего гнилым болотом — но свой Бука есть у каждого.

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень Лавкрафтовская история. Героя преследует странное, мистическая НЁХ, методично уничтожающая его семью и потомство. Рассказ очень хорошо напряжённейшим действием — настоящий мистический триллер-ужастик с атмосферой безысходности. Герой — лишь беспомощная жертва, неспособная дать какой-либо отпор врагу. Портит рассказ только дешёвая и никчёмная концовка, низводящая лафкрафтиану до низкосортных мусорных ужастиков из 70-ых.

P.S. «Бука» — считаю, неудачный перевод. В русской культуре Бука — совсем даже не зловещий, скорее карикатурный детский ужастик, в отличии от Бугимена, являющегося в американской культуре воплощением ужасающего таинственного монстра, который может поджидать тебя даже под собственной кроватью. Бугимен — это и Фредди Крюгер, и Майкл Майерс, и Пирамидоголовый, и множество других подобных чудовищ. В русской культуре такого архетипа нет. Лучше бы так и оставили название — «Бугимен», или какой-нибудь «Монстр из шкафа», на крайний случай.

Оценка: 6
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Галерея страхов продолжена одним из самых безысходных — страх потери ребенка, своего ребенка, кровь от своей крови, чада, которому готов отдать все, в том числе свою жизнь. Когда этот страх воплощается, первое, что делает родитель — винит себя, не важно, так это на самом деле или нет. Но когда горе умножается втрое — мозг отказывается это воспринимать и ищет оправдание, находя его в чудовище.

Очень сильная подача, атмосфера безнадежности пропитывает этот рассказ насквозь.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Реально страшная история до мурашек по телу. Да, история стара как мир, но чертовски мастерски подана. Главный герой эдакий redneck (я прямо представил его акцент и манеру речи) выписан просто великолепно. И местами становится реально жутко ну и плюс для тех у кого есть дети там страх вообще зашкаливать будет.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ не имеющий как такового смысла.

Дело в том, что в такой манере подачи и описания, трудно понять, что нормально, а что нет. Быть может там, в описываемом мире, это не так уж удивительно.

Кажется немного недоработанным, чего-то не хватает. Какой-то завязки. Ибо этого буку приплели туда как-то «не в тему».

Читается, конечно, легко, на одном дыхании.

Приятного всем чтения.

Оценка: 6
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бывают действительно страшные рассказы. Да помнится таким я ощутил именно рассказ Джо Хилла «Лучшие новые ужасы», но стоит вспомнить чьим сыном является сам тот Хилл. Вспомнили? Конечно же мэтра психологического триллера такого как — Стивен Кинг.

«И пришел бука», на мой взгляд самый сильный рассказ Кинга читанный мной. Именно он набирает накалы вводит читателя в заблуждение, водит секретными тропами, а в конце подает кошмарную трепещущую концовку. Весь ужас происходящего замыкается в единую цепь и вползает в мозг, давай ощутить весь кошмар. И действительно, практически все написанное до конца, это некий плацдарм для сногшибающего конца что промчится задевая сознание и рассудок и тут действительно становится страшно. Бука пришел и всех напугал, и довольно таки мощно история и впрямь завораживающая и страшная. Говорить о сюжете коротко это примерно так: разговор психолога со своим пациентом, но как он строится и как подает это клиент смотрится совершенно недешевым триллером, а весьма пугающим. Хоррор ползет по нрастающей и не стесняясь лезет за шиворот и ворочит там своим липким щупальцем дикого ужаса всего происходящего, что начинаешь сострадать, то ли детям, то ли их отцу.

Иногда они приходят, те самые, действительно страшные ужасы, в которых мы зачастую главным монстром видим самого человека и происходящее его руками. Именно и таков рассказ Кинга, животрепущущий и душераздирающий и что важно — действительно страшный и мощный.

Талантливо написанное произведение, способное поспорить с ужасом происходящего с любыми монстрами и фонтанами хлещущей крови, просто добротный неторопливый психологический хоррор, достойный высших похвал. Крайне рекомендую всем., особенно тем кто любит саспенс и напряжение.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх