fantlab ru

Станислав Лем «Магелланово облако»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.54
Оценок:
1371
Моя оценка:
-

подробнее

Магелланово облако

Obłok Magellana

Другие названия: Облако Магеллана

Роман, год (год написания: 1953)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 141
Аннотация:

Роман «Магелланово облако» в строгом смысле слова не фантастический и не приключенческий. Это философское произведение, утопия. Он посвящен коммунистическому будущему человечества.

В центре событий, описанных в романе, — полет первой звездной экспедиции человечества к созвездию Центавра на гигантском космическом корабле, символически названном «Гея».

Примечание:

Отрывки из романа публиковались в 1954 г. в еженедельнике «Przekrój».

Полностью роман был опубликован в 1955 г. издательством «Iskry».

Отрывки и отдельные главы из романа в переводе на русский язык публиковались в журналах «Польша» (1958, № 2; 1961, № 7), «Польское обозрение» (1976, № 24), «Юный техник» (1960, №№ 5-8 – в переводе З. Бобырь).

Станислав Лем все-таки разрешил переиздать «Магелланово облако», но только в России (1995, 1997 гг.), причем был наконец-то сделан полный перевод романа. А японцам, например, отказал, ибо (из интервью «Общей газете», номер от 20.01.2000 г.) «Япония не знала коммунистического режима, и если мой роман обратит в коммунизм хотя бы одного-единственного японца, мне суждено гореть в аду».



В произведение входит:


5.71 (7)
-
5.75 (8)
-
5.62 (8)
-
  • Obłok Magellana

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Входит в:

— журнал «Юный техник 1960'05», 1960 г.

— журнал «Юный техник 1960'07», 1960 г.

— журнал «Юный техник 1960'08», 1960 г.


Экранизации:

«Икар-1» / «Ikarie XB 1» 1963, Чехословакия, реж: Индрих Полак



Похожие произведения:

 

 


Магелланово Облако
1960 г.
Магелланово облако
1966 г.
Солярис. Магелланово Облако
1987 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 11 (Дополнительный)
1995 г.
Магелланово облако
1997 г.
Магелланово Облако. Человек с Марса. Астронавты
2003 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Возвращение со звезд
2006 г.
Магелланово облако
2010 г.
Магелланово облако
2010 г.
Такое разное будущее
2011 г.
Такое разное будущее
2018 г.
Астронавты
2021 г.

Периодика:

Юный техник, 1960, № 7
1960 г.
Юный техник № 8, 1960
1960 г.
Юный техник № 5, 1960
1960 г.
Уральский следопыт № 6, июнь 1975 г.
1975 г.
Советский спорт № 65, 18 марта 1986
1986 г.

Самиздат и фэнзины:

Магелланово облако
2019 г.
Соларис
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Obłok Magellana
1955 г.
(польский)
Gast im Weltraum
1956 г.
(немецкий)
Մագելլանի ամպը
1964 г.
(армянский)
Облакът на Магелан
1966 г.
(болгарский)
Oblok magellana
1970 г.
(польский)
Gast im Weltraum
1980 г.
(немецкий)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Магелланово Облако»... Выдающееся, новаторское для своей эпохи произведение как по глобальности идеи, так и по композиционной структуре. Практически предтеча «Туманности Андромеды», «Каллисто» и других коммунистических утопий подобного масштаба. Хотя знаменитое первое издание книги на русском языке вышло в 1960 году в издательстве Детгиз, роман с очень большой натяжкой можно отнести к литературе для школьного возраста. Это произведение гораздо более высокого «полета» — глубоко психологическое и философское. Об этой книге уже сказано немало слов, и хороших, и плохих, поэтому я остановлюсь лишь на том, что в этом произведении оказалось наиболее значимым лично для меня.

Если говорить о литературном подходе, на меня произвели сильное впечатление несколько моментов:

Потрясающей красоты и глубины вступление. Сразу нажимаю виртуальную кнопку «да».

Затем, в первой части романа Лем описывает детство главного героя от первого лица — казалось бы, типичный прием в реалистической литературе. Но это детство человека, живущего в мире будущего! Первые детские впечатления от соприкосновения с невероятными технологиями, ставшими повседневной реальностью... Первые воспоминания о жизни в полностью переустроенном мире, зачастую искаженные, преувеличенные, забавные, как и любые воспоминания ребенка... Вот четырехлетний мальчик пугается голограммы своего дяди, вышедшего на связь с другой точки земного шара, или, чуть повзрослев, получает в подарок от бабушки набор для видеопластического моделирования... И все это описывается с такой невероятной достоверностью, теплотой и светлой грустью, как будто мы читаем мемуары или роман классика-реалиста! Никаких сомнений в истинности происходящего. Остается только восхищаться гениальной стилистической находкой автора!

Еще одна особенность романа, которую я хотел бы выделить — равнозначное внимание автора к сиюминутному и глобальному. Я бы даже сказал, что Лем намеренно подчеркивает неразрывность этих понятий. Весь роман по своей сути — это жизненный путь главного героя с первых шагов, исканий и стремлений, до того момента, когда он совершит главный, переломный поступок в своей жизни, сыграв особенную, пусть и не самую значительную роль в осуществлении великой цели всего человечества. Люди, которых он встретит на этом пути, и холодное молчание звезд... Мимолетные разговоры и шорох листьев... Первая влюбленность и настоящая любовь... Обычные будни и моменты, которые запоминаешь на всю жизнь... Все это будет одинаково значимым и, как мозаика, постепенно сложится в одно целое!

Современный читатель, скорее всего, отнесется к жанру «коммунистическая утопия» достаточно настороженно. По понятным причинам. Но ведь коммунизм в фантастике — это «совсем другой коленкор». Так каковы же у Лема эти люди будущего? Какие у них ценности? Они чистосердечны и открыты, в чем-то все они — дети, каждый из них сохранил страсть, увлеченность и верность любимому делу. Их разум всегда подвижен, они непрерывно мыслят, творят, создают. В разговоре они просты и прямолинейны — обращаются друг к другу на «ты», свободно разговаривают на любые темы, с юмором, без лишнего стеснения и барьеров, но с бесконечным уважением к собеседнику. Они любят и ценят свою жизнь, но при этом не задумываясь отдадут ее ради спасения других. Они носят имена, хранящие память о происхождении их предков — Тер-Акониан, Уль Вефа, Соледад — но при этом каждый из них чувствует себя частью единого человечества. В их лексиконе нет места для слов «война» и «убийство». Они создали автоматы, способные выполнить сложнейшие задачи, но решающие действия по прежнему остаются за человеком. Любая информация доступна, подлинниками ценнейших произведений искусства являются кристаллы кварца с записанной на них информацией (как и в наши дни — электронные книги и видео-аудио контент поступает в продажу сразу в цифровом формате), что исключает приоритет единоличного обладания оригиналом, манию собирательства и т.д. Что ж, по-моему не так уж и плохо! Более того — во многом просто необходимо, как глоток свежего воздуха!

При желании, к некоторым аспектам произведения можно было бы придраться, но я все равно поставлю десятку за какой-то невероятный «внутренний стержень» всего повествования, за это бесконечное количество гениальных мелочей, таких незначительных на первый взгляд, но заставляющих сердце отзываться откуда-то из глубины!

P.S. Как профессиональному музыканту, мне было особенно приятно видеть внимание автора к этому виду искусства. Главу «Девятая симфония Бетховена» я считаю одной из самых страстных и проникновенных в романе.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впервые прочитал «Облако» лет в 20, и тогда эта книга не оставила какого-либо значимого следа в памяти. Может потому, что в ней нет дальнобойных рельсотронов и плазменных турелей, а может потому, что память о СССР не стала ещё историей и будущее в духе развитого коммунизма не представлялось чем-то исключительным. Но шло время – и стало понятно, что мир без войн, чипированных индивидуумов, могучих ядерных арсеналов и вечной драки правильных парней с плохишами – становится чем-то если не исключительным, то уж точно фантастическим. Именно фантастическим, без ненужной приставки «научно-». И чем больше читалось идеологически выверенных творений западных авторов, тем яснее становилось, что светлый образ глобального коммунизма, т.е. мира, где каждый по мере своих возможностей трудится на благо человечества – уходит в небытие, хиреет как неудачная и неудавшаяся ветвь могучего ствола жанра фантастики. Фантастики, сделавшей мощный рывок от научно-фантастического к фэнтезийно-фантастическому. Когда-то между подобных размышлений Лем и стал одним из моих любимых писателей, а затем и самым-самым. Поэтому мне трудно судить объективно о столь знакомом и близком.

С годами становилось яснее, какими жемчужинами среди этого техносферного океана дерущихся за тотальное господство и кусок ресурса странных людей остаются миры Лема и Ефремова. Миры, где на первом месте стоит старое доброе научное познание и люди, исповедующие религию здравого смысла. Вот и здесь самые простые, но немного загадочные и довольно сложные по сегодняшним меркам люди ХХХII века, наконец-то летят к ближайшей к нам системе и вполне себе обходятся без стрельбы, убийств, служения по принуждению и даже без того, чтобы в каждом своём движении, в каждом разговоре с «ближним» непрерывно метить территорию и утверждать своё «Я», чем так раздражают герои англо-голливудских художников. В «Магеллановом облаке» никто ни с кем не выясняет отношения – как такое вообще можно читать?

Да, в этой книге люди преодолевают пространство и время, борются за жизнь с силами природы и успешно толкуют реальность инструментами рациональности и здравого смысла там, где им не хватает опыта и понимания. Где в нашем сегодняшнем мире победившего прогресса вы встретите такое чудо? И когда такие люди поступают разумно – и всё-таки ошибаются, рождаются те неповторимые по своей глубине социальные и научные коллизии, которыми так рукотворно бедна реальность XXI века. В этом неожиданная сила сегодняшнего Лема – певца научного коммунизма или, чтобы освободиться от ненужных аллюзий, – певца науки и общества. Той настоящей науки, которая только и может обеспечивать общество всем необходимым, и такого общества, которое только и может быть построено на фундаменте настоящей науки. Согласитесь, ни о чём подобном сегодня мечтать не приходится.

«Магелланово облако» – это отважное, но отнюдь не безумное путешествие на край Вселенной, какое только могло стать возможным на том этапе научного-технического развития, которое столь качественно и глубоко описано в первых главах. И это действительно так. Всё продуманно, просчитано, отмерено и подготовлено. Тщательно отобраны добровольцы. Чётко очерчен край доступной Вселенной – система Центавра. Это ли не цель, ради которой стоить жить и двигать науку? Это жажда открывать новые миры, это желание встретить братьев по разуму (а по чему ещё могут быть братья?), это тяга к новым горизонтам для всего человечества и отсутствие сомнений в том, что всё у нас получится. Это мир будущего, в котором есть место будущему. Посмотрите в окно. Сегодня будущего нет.

Мне кажется, «Облако» и «Возвращение со звёзд», «Туманность…» и «Час Быка» – это те книги, которые должны быть включены если не в школьную, то в университетскую программу любого общества, которое собирается увидеть будущее. С разбором идей, с обсуждениями, сочинениями и дипломами на тему… Намерение донести до юных умов мысль о том, что другое будущее возможно, кажется несколько важнее обучению нюансам аудита, маркетинга, и урокам выживания в обществе материальной эффективности и ментального релакса. Читайте Лема, товарищи! И давайте почитать детям. Хотя бы раз в 10 лет.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее произведение Станислава Лема! Наряду с романами Ивана Ефремова.

Не буду как то оценивать его кроме нравится и 10. Что же до рецензий — то они могут как отвратить, так привлечь новых читателей, составить ложное впечатление. Единственное, несущественное, это то, что видимо в разных изданиях романа вместо «Соединенных Штатов» фигурируют «Атлантиды». Но это несущественно.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Там, в высоте Облака Магеллановы... (Анна Салема)

Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме (Н.С. Хрущёв)

Мы строили, строили, и наконец построили (Чебурашка)

Этот роман молодого на тот момент польского писателя-фантаста по духу очень близок ефремовской «Туманности Андромеды» — да что там по духу, даже по принципу озаглавливания: и там и тут нас отсылают в далёкий космос. Да ведь и написаны обе книги буквально в одно и то же время — время предстартовой готовности к штурму космоса. Наверное в умах и сердцах людей зрело ощущение вот этого скорого (во всех смыслах скорого — и которых был уже на пороге, и мечталось, что покорение космоса будет быстрым) штурма космических далей и просторов.

И конечно молодой польский писатель-фантаст был на тот момент ещё сторонником и проводником идей коммунизма, и хотя прямой коммунистической пропаганды в книге очень мало, тем не менее своё общество будущего (а на улице XXXI-XXXII века) Лем прямо называет коммунистическим. Однако всё-таки коммунистической политагиткой эту книгу не назовёшь, всё-таки пан Станислав постарался не петь дифирамбы коммунистическим идеям, а попросту представил на суд читателей коммунистические идеалы. Которые у него буквально равны общечеловеческим.

Если возвращаться к темпам, которыми земляне осваивают космос, то тут Лем весьма осторожен в своих оценках — за прошедшие тысячу с гаком лет человечество впервые отправляет межзвёздную экспедицию, да и ту совсем недалеко, к звёздам Проксимы Центавра и двойной Альфа того же созвездия. Маленький шажок на карте даже ближайших окрестностей Солнца (вот ТУТ можно посмотреть масштабы описываемого Лемом события). Чем занималось в космонавтическом и звездоплавательном смысле человечество всё это время — Лем нам не рассказывает, хотя пару раз упоминает о каких-то неудачных вариантах построения ракет. Впрочем, всё-таки Солнечная система на тот момент видимо уже в достаточной степени людьми освоена.

Роман практически лишён какой-либо героизации и романтизма, а также в приключенческом смысле сильно проигрывает многим космическим фантастическим произведениям (тем же «Звездоплавателям» Георгия Мартынова», правда Мартынов написал свою трилогию уже в космическую эпоху). Зато наполнен размышлениями и рассуждениями самого философического и социософического свойства. И потому читается с некоторым ощущением затянутости и монотонности. Разве что к концу книги, когда суперкорабль «Гея» прибывает в пункт назначения, события начинают идти и побыстрее, и поразнообразнее — и какие-то космические объекты искусственного происхождения попадаются, и некоторые планеты оказываются населёнными, и метеориты, оказывается, летают роями такой невероятной плотности, что скорее напоминают уже заряд шрапнели.

Сейчас уже многое из написанного кажется и скучноватым, и чрезмерно романтическим, и откровенно устаревшим и наивным. Однако для своего времени это была великолепная умная книга. Да, собственно говоря, такой она и осталась — неторопливой и задумчивой, это мы куда-то побежали безоглядно...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ранний роман Лема повествует о первой в истории человечества межзвёздной экспедиции к созвездию Центравра — ближайшим светилам к нашей Солнечной системы.

Читать было интересно, сама идея романа захватывает с головой и погружает в атмосферу неизведанного и загадочного. Повествование ведётся неспешно, начинаясь с описания жизни главного героя. Автор довольно подробно расстилает перед читателем полотно светлого будущего человечества — действие романа происходит в XXXII веке. Возможно в тексте слишком много излишних подробностей и отступлений от главной темы, но похоже автор хотел раскрыть некоторых персонажей несколько глубже и заодно разбавить монотонное повествование о полёте через бездну пространства.

Кстати, наличие на борту «Геи» представителей разных направлений искусства объясняется помимо изложенных в предыдущих отзывах причин ещё и тем, что на корабле, в изоляции от всего мира, могли появиться и развиться абсолютно новые направления в этих самых искусствах.

Мне наиболее интересными показались два персонажа, и это отнюдь не главный герой: Гообар, великий учёный, и Амета, великий пилот и по совместительству великий мечтатель. Как оказалось в процессе раскрытия сюжета, Амета эпизодически работал с Гообаром, невольно подбрасывая ему идеи, которые учёный уже самостоятельно развивал и исследовал, воплощая в жизнь. Он как бы приоткрывал перед учёным в мгновенной вспышке озарения дальнейшие пути развития науки, сам не понимая, что он увидел, но для гения Гообара этого оказывалось достаточно, чтобы ухватиться за кончик путеводной нити.

В ниженаписанных отзывах упускается ключевой момент в повествовании — знаменательное открытие Гообара, совершённое, кстати, с подачи того же Аметы и распахнувшее перед человечеством ворота в другие галактики. Пусть в те далёкие экспедиции полетят потомки нынешнего поколения, но ни у кого не возникло сомнений, что это рано или поздно произойдёт. Кстати, это событие очень воодушевило экипаж звездолёта и явно придало сил и терпения межзвёздным путешественникам. То, что Гообар совершил своё открытие в пути, неудивительно, ведь он, как и Амета, мечтатель, и полёт благотворно сказался на его работе. Может быть, он затем и полетел, так как знал, что у него будет больше шансов совершить прорыв в науке, находясь вдали от бесконечной земной суеты. Такие открытия однозначно толкают человечество вперёд, создавая импульс, который не угасает многие годы и приводят к дальнейшему развитию всех отраслей наук.

Лучше всего Гообара характеризует эпизод, когда экипаж стал страдать от ощущения неимоверной и бескрайней пустоты. На это учёный ответил, что Земля летит сквозь такую же пустоту, и он не видит большой разницы между «путешествием на Земле» и полётом на «Гее».

Использование автоматов в повседневной жизни человека и освобождение последнего от вороха рутинных дел, в мире, созданном Лемом, несомненно пошло людям на пользу — они стали гораздо больше времени уделять науке, искусству, спорту. В реальном мире такая тенденция, напротив, приводит к отуплению и бессмысленному времяпрепровождению большинства населения. Конечно, масштаб автоматизации пока разный, но некоторые печальные итоги видны уже и в наши дни.

В целом очень достойный роман, который можно смело рекомендовать к прочтению, не опасаясь зря потратить время. Получите удовольствие, надо только изначально втянуться в своеобразное неспешное повествование. Не исключаю, что позже возникнет желание прочитать это произведение ещё раз, ведь оно явно не проходное.

Оценка: 10
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хочу предупредить тех, кто еще не читал ни одного произведения Станислава Лема, не стоит начинать знакомство с творчеством этого автора с данного романа. Можете получить отвращение и иммунитет на всю жизнь. Это какой-то совсем другой Лем. Я считаю роман плохим и неудавшимся. И вот почему.

1. Роман скучный, неинтересным, тусклый и тухлый. Полностью отсутствует какая-либо интрига, нет динамики сюжета. Всю дорогу размышления и разговоры весьма недалекие и неглубокие по смыслу. Слащавое воспевание коммунизма к концу романа уже просто невозможно переносить. Философские трактаты читать гораздо интереснее, чем этот роман. А ведь это всё-таки художественная литература.

2. Технические и научные ляпы в большом количестве. Для твердой НФ это очень плохо. Поразила, например, высадка астронавта на поверхность Сатурна. Звездолет Гея достигла скорости в 200 км/с, а экипаж звездолета ни разу не испытал перегрузок, как так?

3. Для меня герои оказались безликие полностью. Одного от другого не отличить. Вот, например, звёздная Анна, что за Анна такая? а ведь главный герой вроде как влюблен в нее. Да и сам герой блеклый, и даже весь роман остаётся безымянным.

4. Недостоверности. Я понимаю, 31-й век, и все может быть, но здравый смысл никто не отменял даже в будущем. Например, члены экипажа собираются на Гею словно на экскурсионный теплоход. Они не знакомы с кораблём, они не знакомы друг с другом, у них свободный труд по желанию, а это должна быть Команда. Главный герой врач — впервые после отлёта увидел место работы и сотрудников. Большинство, на мой взгляд, всю дорогу маются бездельем. Члены экипажа зачем-то набрали с собой детей, нарожали детей в дороге. А это опасная экспедиция, зачем дети? Ещё. За несколько дней до вылета главный герой бежит тяжелый марафон, подвергая риску себя и соответственно состав команды. (Кстати, зачем в романе долгое и неинтересное описание марафона? Что оно добавляет роману?).

И квинтэссенция всего — это случай со спутником.

1. Итак, первая звёздная экспедиция к Проксиме Центавра обнаруживает около этой Проксимы Центавра земной спутник, неведомо каким ветром туда занесенный! Земной спутник, Карл! Представьте вероятность этого события!!! Господин Лем, ну зачем Вы это сделали?

2. Команда Геи ничего не знает об империи атлантидов. Как так? Неужели так плохо знают историю, с которой начался их коммунистический строй? Интернационал, например, помнят. (Насчет атлантидов – тут явный намек на НАТО).

3. Крайнее удивление у меня вызвала реакция на плакат с голой женщиной с накрашенными ногтями. Рядом лежат трупы людей, но больше всего этих товарищей поразил плакат. Главный герой врач, голых женщин видел постоянно. Чем же так его он впечатлил? Просто даже стыдно за героя, и так бывает. (Да и хочется сказать про любовь. Почему-то почти во всех утопиях любовь у героев такая неуклюжая и несчастная. Они ее поставили на такой пьедестал, что не все и дойдут. Идут к ней и боятся, как спящего дикого зверя.)

4. Экипаж Геи не нашел ничего лучше, как уничтожить спутник, хотя тот имел очень большую научную важность.

5. По косвенным следам предположили, что спутник посещали разумные существа. Зачем тогда его уничтожили? Вывод хоть и верным оказался, но совсем неочевидный.

6. Не стерилизовали автоматы.

7. Врач не распознал и не предположил наличие инфекции у больного.

Глупость, везде глупость, по всему роману. Глупо посылать на Белую планету сразу 31 (!) ракету. Глупо строить опорную базу на астероиде.

Если бы автор говорил своим произведением: «смотрите, какие они дураки». Так нет же! Автор говорит, смотрите, какое светлое будущее и какие они молодцы. Он им явно сочувствует.

Станислав Лем – один из величайших фантастов. Но этот роман – явная неудача автора.

Оценка: 3
– [  22  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что для меня представляет Магелланово Облако? Это моя Библия. Книжка, попавшая в руки 15летнему мальчику, и изменившая его взляд на мир. Книжка, которую я перечитываю в 3ий раз, после очередной 5летней паузы, и снова, снова нахожу в ней что то новое, что то ранее непонятное — а теперь, с возрастом, пришедшее ко мне, и что то — что все еще остается за гранью моего понимания.

Неправы те, кто пытается понимать «Облако» как фантастическое повествование. Сюжет здесь — лишь поскольку, постольку. Это глубоко философское произведение, которое нужно читать соответственно. И хоть кто то может сказать что философией здесь и не пахнет, однако она есть. Простая, очень понятная — приди, и возьми. Если сможешь....

Утопия которую создал Лем... в нее хочется верить... до боли, страстно...с самого начала... А когда идешь дальше, все больше погружаясь в атмосферу.. то и можется, можется верить!!! Представьте что тот свет, изысканность, широту души, понимание, которое мы встречаем в отдельных людях — мы можем встречать во всех! Это самая лучшая мечта, которую может иметь человек. И человечество в целом. Когда нечего делить.. когда вокруг столько возможностей...когда никто не чинит препятствия, а лишь поддерживает...когда человек создан чтобы ТВОРИТЬ...

И пусть есть много нестыковок... пусть присутствуют алогичные повороты... пусть коммунизм умер, и просто смешно видеть его снова...пусть сегодняшний день убивает нашу веру в чудеса...

Зато тут есть слово о любви. о дружбе. о мысли. о свободе. Тут есть все, что делает человека — человеком...

И знаете что самое важное? У главного героя нет имени. Потому что любой человек может им быть. Пусть в рамках, пусть ограниченный возможностью ..всеж...любой человек может быть ЧЕЛОВЕКОМ.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Что привлекает в этом романе? Конечно, текст. Написано качественно, читабельно, красивым увлекательным стилем. Автор сумел уйти от обязательного социалистического реализма и лишь дважды, как мне кажется, был вынужден описать некоторые аспекты коммунистического завтра, которые практически не режут слух. Длинный текст читатеся с интересом вследствие того, что практически каждая глава, это отдельное произведение, этакий небольшой фантастический рассказ на конкретную тему.

Что не привлекает? Слишко длинно, нудно, с излишней детализацией. твердая часть фантастики наивна, а описание технических достижений крайне спорно и не логично, теоретические и социальные выкладки крайне сомнительны, что заставляет порой читать по диагонали. Финал вообще оборван на самом интересном месте...

В целом? Произведение будет интересно для современного читателя только с точки исторического развития фантастики и конкретного творчества автора.

Оценка: 7
– [  26  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редко бывают книги, в которых автор практически сразу, с первых строк рассказывает, о чем он собирается нам поведать. «Магелланово Облако» — одна из них. Чуть ли не первая фраза -«...я вслушиваюсь в великую черную тишину. Я попытаюсь рассказать Вам, как мы ее победили»- объясняет все последующие действия и события.

Роман непростой и достаточно тяжелый для прочтения. Мне потребовалось перечесть книгу несколько раз и в самые разные периоды жизни, чтобы понять, и, скорее всего — не до конца, мысли и чувства, заложенные в ее основу.

Казалось бы, что может быть завлекательнее для любителя фантастики, чем история первого межзвездного путешествия. Но в романе практически нет привычных для жанра приключений и событий. Этот эпохальный полет протекает размеренно и время течет неспешно: люди занимаются самыми обыденными вещами — едят и спят, работают, женятся и рожают детей, устраивают вечеринки. Повествование наполнено диалогами и отвлеченными размышлениями об искусстве, истории, науке, технике, микрорассказами из жизни отдельных героев. И это не то произведение, в котором можно пролистнуть кажущиеся скучными страницы. Здесь практически каждое слово — важно и несет огромную смысловую нагрузку.

За внешней неспешностью — огромное внутреннее напряжение. Люди на корабле, занимаются обычными делами, такими же, как на Земле. Но тысячи нитей, которые связывали их не только с покинутыми родными и друзьями, но и со всем Человечеством — разорваны, и на этом месте образовалась всепоглощающая душевная пустота. Медленно и болезненно налаживаются новые связи через общие интересы, дружеские отношения, через обращение к истории и опыту Человечества и любовь.

Рассказ о любви — практически на каждой странице. О любви между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между друзьями. О любви к науке, профессии, природе, искусству. О любви нежной и страстной, мучительной и приносящей счастье. Из нее вырастают новые связи, чувства и отношения, заполняющие душевную пустоту, чтобы, однажды, сказать о Вселенной: «эта чернота не мертвая и не пустая: ее непрерывно пронизывают взгляды миллионов живых существ!» И, заполнив эту внутреннюю пустоту, люди становятся готовы к новому этапу в развитии, становятся достойны Звезд.

И если отбросить так раздражающие многих читателей архаичные представления о развитии науки и техники, обычные для середины прошлого века представления о социальном развитии общества, то останется умный и многослойный, психологически выверенный и достоверный роман о победе Человека над собой, о том, как Люди могут победить Пустоту — в себе и во вне.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Пинг Муа учился у Фу Чена убивать драконов. За шесть лет упорных занятий он в совершенстве овладел этим искусством, но не оказалось возможности его проявить.»

Так вышло, что я прочёл сначала «Фиаско» – последнее крупное художественное произведение Лема, а вслед за ним сразу «Магелланово облако» – одно из первых крупных его произведений. Несмотря на то, что их разделяет более 30 лет и безудержный оптимизм сменился не менее безудержным пессимизмом, по структуре произведения похожи — дальний многолетний перелёт, трудные и неоднозначные попытки завязать контакт. А вот реализация разная невероятно. Тем не менее, сложно понять тех, кто эти два произведения сравнивает. Мол, вот как мог такой маститый, такой могучий, такой-претакой написать «Магелланово облако»?! Подозреваю, что эти цензоры просто не смотрели в годы создания произведений. Но с этой позиции нужно признать, что вот это вот «Магелланово облака» было шагом на пути к произведениям сильным и ценным. Мастера таковыми на пустом месте не становятся и нужно написать порой не одно «Магелланово облако», чтобы вышел «Солярис».

Теперь по самому произведению. Начиная с первых строк не покидало ощущение, что описывается не межпланетная экспедиция с целью поиска внеземного разума (а кстати, была ли где-то декларирована цель полета?), а воскресный увеселительный выезд на личной яхте двора короля Людовика XIV: все эти бальные платья, скульптуры, столики с гнутыми ножками, заламывания рук, монументальные ученые, которые монументально открывают монументальные открытия — это настолько разительно контрастирует с теми суровыми космонавтами в синих комбинезонах, запертых в тесных помещениях (стереотипное представление экспедиций к дальним звездам, созданное массой последующих произведений), что невольно не воспринимается как первый дальний перелет – может, пассажиры «Титаника»... Состав экипажа настолько же безумен: более половины присутствующих — музыканты, архитекторы, поэты, историки — не самые нужные в полёте профессии, которые явно не знают чем себя занять. Наличие трёх профессий (из которых ГГ, например, использует только одну — остальные про запас?), суровые требования по здоровью уживаются с наличием детей главных астрогаторов, которых взяли потому что они (14-летние дети) «захотели сами». Тут возникла уже ассоциация полётом Незнайки на воздушном шаре – собрали в кабину всех наличных коротышек: «Вот Нонна, она архитектор, жаждет познакомиться с зодчеством на других планетах» — ох уж эта святая уверенность ранних авторов, что куда не прилети везде антропоморфные инопланетяне одного с тобой уровня. В общем, как я понимаю, понравилось людям, прочитавшем в молодом возрасте и идеалистам, для которых пафосный слог значит больше логических построений. Каждому свое...

Оценка: 4
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Интереснейшая книга, которую я перечитывал несколько раз — первый раз прочитав в средней школе. И если вначале была интересна приключенческая часть (особенно авария в полёте запомнилась и найденная орбитальная станция), то потом я перечитывал «Облако» уже как свидетельство эпохи, в одном ряду со «Страной багровых туч» Стругацких и «Звездным десантом»... нет, пожалуй даже «Космическим кадетом» Хайнлайна. Идеологию тут правильнее назвать атмосферой, все коммунистические проповеди воспринимаются в одном ряду с щелкающими реле XXX столетия и мраморными досками на космической станции.

Если вам нравится читать текст и определять, как и под влиянием чего он написан, то читать в обязательном порядке. Да, разумеется, в книге полно ляпов технического и научного рода — например, приближение к скорости света оказывает непонятное воздействие на психику — но это, как говорит программисткая поговорка, «не баг, а фича». Вот, у Стругацких в СБТ тоже есть проблемы с физикой (отражатель корабля не защищает от солнечного ветра, но прекрасно отражает поток частиц от двигателя), поэтому это не столько небрежность автора, сколько часть «новой космической мифологии» — нельзя было не подкинуть в космос, за Фронтир, хоть какой-то загадки. И тропическая Гренландия, совершенно дико смотрящаяся сейчас, в мире глобального потепления, у Лема тоже не просто просчёт, а символ эпохи: в претендующих на серьезность прогнозах антропогенное глобальное потепление рассматривалось как важный и очень нужный геоинженерный проект. И ту несчастную боевую станцию вышвырнуло из Солнечной системы (ну что, Лем не знал про третью космическую? Да знал, конечно!) не случайно, а потому как не место ей в том сверкающем коммунистическом мире.

А пассаж про кроваво-красные ногти и красоток на плакатах — маленькая, но много говорящая специалисткам по гендерным исследованиям деталь, в идеальном новом мире нет сексуальной объективации из мира XX столетия. Там, правда, и других проявлений гендера/сексуальности особо не осталось, одни воздыхания под звездами, но тут уж, извините, было не развернуться. Цензура-сс, да и Лем, насколько я его знаю, до уровня Урсулы ЛеГуин не доходил по части проработки телесно-сексуального аспекта.

Если же подходить с художественной точки зрения, то придётся согласится с автором: произведение слабое и ангажированное. Психология героев — как в производственном романе, это люди-функции, даже у Хайнлайна в его «подростковой» серии мальчики были как-то поубедительнее. Ход с двумя товарищами на станции — тоже, по моему мнению, откровенно разочаровающий «костыль» —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
героя оставили с напарником на унылых камнях и они одни из всего огромного экипажа пропустили всё веселье. Отсутствие связи особенно удивительно: межзвездные корабли есть, связи в пределах одной системы нет; ну чистой воды «костыль» для возможности избавиться от описания чужой цивилизации. В «Эдеме» и «Фиаско» контакты описаны, но они не заладились — в «Облаке» заладился, но не описан!
. Поэтому, конечно, перечитывать буду обязательно, а поставлю семь баллов.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Этот роман самый мой любимый не только среди произведений С.Лема , но и среди всей научной фантастики.Часто читаю его ,слушаю аудио-версию ,моя настольная книга которая для меня образец и идеал ,научно -фантастического романа..Хотелось бы жить в мире описанном в этой книге.Спасибо Лему за эту книгу,остальные его книги сильно уступают .

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если вам по вкусу прокоммунистические космические утопии Снегова, Стругацких и Ефремова, то вам это произведение тоже будет по душе.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец я выполнил задание по внеклассному чтению на лето то ли 1982, то ли 1983 года. Хорошо что не тогда. Наверное существовала адаптированная версия для детей без философских размышлений про любовь, безответную любовь в частности и т.п.

Впечатление от книги весьма не очень. Местами кажется нудной и затянутой, представленное «коммунистическое» общество безответственно по отношению к индивидууму. Индивидуумы же, в свою очередь, эгоистичны и также безответственны. В действиях героев присутствует непродуманность, что приводит к вынужденному проявлению «ненужного» героизма.

Фантдопущения какие-то надуманные, и служат скорее для антуража, чем для сюжета.

Зато антиимпериалистические вставки резко выделяются. Вызывает недоумение избирательная память общества конца 3-го тысячелетия, забыты названия стран, но помнят про конкретных людей XX века, искусство после 21 века как бы не существует (даже просто не упомянуто).

В общем согласен с Лемом в том, что работа ранняя, но не верю, что этот роман сможет «завербовать» еще хоть одного коммуниста (хотя может на мне сказывается «противоядие» СССР).

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Для справки: роман написан в 1955 году, то есть более чем за год до начала публикации ефремовской «Туманности Андромеды» в журнале «Техника-молодёжи».

Конечно это ещё не совсем тот Лем, которого мы знаем и любим, но прочитать книгу стоит обязательно. Да, описываемый им мир коммунистического будущего получился достаточно лубочным, есть в этом описании и некоторая манерность, а местами и какая-то искусственная красивость (день рождения отца главного героя). Да, многое из написанного Лемом сегодня, спустя более чем 60 лет, выглядит довольно нелепым (например, отсутствие испытательных полётов «Геи» до старта экспедиции или те же «атомные выхлопы ракет») или спорным (включение в состав космического корабля людей искусства, а также серьёзных учёных-теоретиков). Да, автор в этой книге явно пережимает с эмоциями и главный герой у него получился не то, чтобы неврастеником, но для космонавта, отправляющегося в длительный полет, непростительно чувствительным. Да, повествование в романе для нынешнего времени выглядит уж очень неторопливым, камерным....

Но... читать книгу всё равно интересно. И написана она умненько, чувствуется, что Станислав Лем долго и обстоятельно размышлял над тем, с чем может столкнуться экипаж «Геи» в своём многолетнем полёте. И интересных идей в романе выложено немало — чего стоит, например, одна мысль о том, что огромные, соразмерные со световыми скорости могут как-то негативно влиять на состояние здоровья экипажа.

К тому же, после современных, очень динамичных книг, для разнообразия совсем неплохо окунуться в повествование обстоятельное, неторопливое (теперь так не пишут :( ), позволяющее полностью погрузиться в мир книги — многолетнего космического полёта на гигантском космическом корабле.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх