Станислав Лем «Испытание»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля)
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Курсанту Пирксу нужно завоевать право называться пилотом, а для этого надо пройти серьёзное испытание — управление одноместной ракетой. Но во время испытания приключается множество вещей, которые в учебниках не описаны и не предусмотрены инструкцией. Тут уже надо бороться не за звание пилота, а за свою жизнь.
Так же: Станислав Лем. Испытание: [Рассказ] / [Пер. Г. Гуляницкой] // Наука и техника (Рига), 1961, №6 – с.32-36.
Входит в:
— цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»
— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.
— журнал «Смена № 23, 1959 (781)», 1959 г.
— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.
— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.
Экранизации:
— «Испытание» 1968, СССР, реж. Евгений Осташенко
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vfvfhm, 11 апреля 2024 г.
Вначале, когда описывалась вольготная студенческая жизнь, история казалась легковесной и дурацкой. Но вот, когда началось само испытание...
Не буду оригинален и тоже отмечу, что больше всего понравились технические детали полета. Ну что может быть увлекательного в работе приборов и маневрах? А вот поди ж ты! Аж дух захватывает)) Сила таланта! Ну и саспенс Лем нагнетает очень умело. Слушал аудио полулежа в кресле, так в острые моменты сам в подлокотники впивался, будто пытался управлять рычагами.
Недавно подписался на ютуб-канал «Роскосмоса» и смотрел — уже в записи — как полетела на орбиту Марина Василевская, первая белорусская космонавтка. И тоже технические детали самого старта, вся эта механика полета просто поражает. Десять минут с момента зажигания и ты уже на устойчивой орбите!
И пусть Лем не угадал с конкретными деталями, сама атмосфера космической работы угадана им верно. А ведь до полета Гагарина еще два года оставалось!
П.С. Разве что главный финт рассказа предсказуем — уж слишком сложное задание для первого самостоятельного полета.
zotovvg75, 18 февраля 2022 г.
В научно-фантастической литературе грядущее будущее космической эры зачастую идеализированно. В этом рассказе показываются вполне будничные вещи: шпаргалки на экзаменах, упоминание о проносимых в космический полет алкоголе и табаке. Курсанты волнуются перед первым полетом как обычные студенты, осознавая свою не совсем полную подготовку. Этот мир Лема совершенно лишен пафоса и восторженной романтики, но данный мир приближен как к обычной, так и к ожидаемой реальности, космосу без прикрас, такому как он есть, со своими жесткими законами и нештатными ситуациями. Обращает на себя внимание описание автором мельчайших технических подробностей полета, что говорит о скрупулезной проработке автором деталей предполагаемого космического путешествия. Пусть вместо цифровых технологий здесь рычаги и оголенные провода, все таки это взгляд из конца пятидесятых годов прошлого века.
Рассказ явно имеет остросюжетный уклон, с чередой волнительных форсмажоров, вызывающих обильное потоотделение не только у Пиркса, но возможно и у особо впечатлительных читателей. Я бы хотел поставить такой вопрос-почему в конечном итоге Пиркс оказался лучше Берста? На фоне уверенного и скоординированного напарника Пиркс выглядит весьма неважно: нервничает, постоянно что-то забывает. И тут наступает момент истины, цель проводимого испытания. Собственно ни один из нас заранее не знает как он будет вести себя в такой момент, не знали это и Пиркс с Бертоном. И как это зачастую бывает в реальной жизни, супермены и плейбои сдуваются и выглядят весьма бледно, а те, кто не блистал ни особым умом, ни наружностью показывают себя с наилучшей стороны. Как бы ни было жестоко испытание, оно необходимо, ведь космос шутить не любит, а пережитое останется в памяти на всю жизнь. Поэтому, браво Пиркс, ты с честью прошел свой момент истины и суровый шеф своим рукопожатием закрепил успех пройденного испытания.
god54, 8 июня 2023 г.
Реалистичная фантастика, хотя фантастики здесь нет. Вместо космического корабля можно использовать самолет, автомобиль, паровоз, морское судно... С другой стороны не догадаться курсанту было бы просто смешно, такое ощущение, что они не контактируют со старшими курсами, которые уже всё прошли. Думаю автор слишком перегнул реалистику, выпуская курсаната без учителя, даже на самолетах сначала летают в паре, а уж потом... Одним словом на любителя автора.
Клован, 31 марта 2019 г.
Первый рассказ цикла, знакомящий нас с пока ещё курсантом Пирксом. И сразу же — трогательные мечтания мальчишки на лекции о затерявшейся в кармане двухкроновой монетке и как славно можно на неё кутнуть!
Главная прелесть рассказа — в гигантском несоответствии возможности полной имитации тренировочного полёта, с перегрузками и невесомостью (что и теперь пока ещё недостижимо), с архаичным обрамлением — стрелочные индикаторы, рычаги управления, допотопные «вычислители». Я давно уже воспринимаю подобные вещи не как недальновидность автора, а как укор нам, будущим поколениям. Ведь если б люди не были такими идиотами (по словам того же Лема!) и вкладывали силы и энергию не в ультратонкие смартфоны, а в космонавтику, то мы давно бы уж высадились на Марсе, пусть и со стрелочным астрографом. Так что Лем с пилотом Пирксом живёт в альтернативном будущем (а для нас, позорников, в прошлом!), где в 60-е годы пошло всё так, а не иначе, и земляне по-настоящему вышли в космос, а не приоткрыли дверцу и больше полувека топчутся на пороге, пересчитывая свои несуществующие две кроны.
morbo, 16 марта 2020 г.
Для саморазвития психологи рекомендуют почаще покидать зону комфорта. Кто-то воспринимает понятие зоны комфорта как какую-то абстракцию, потому что никогда не оказывался в полностью комфортных условиях, а кто-то, услышав о зоне комфорта, понимающе кивнёт, хотя никогда её по-настоящему не покидал.
Люди, считающие себя неудачниками и вынужденные постоянно сталкиваться с трудностями, как правило воспринимают эти трудности как нечто привычное и поэтому легче справляются с ними. Те же, кому по жизни всегда улыбалась удача, в критических ситуациях оказываются растерянными и оказываются не готовы справиться с трудностями. Именно это и случилось с двумя героями этого рассказа.
Kabasha, 23 августа 2021 г.
Красивое, емкое и при этом увлекательное знакомство с персонажем, с которым мне предстоит еще очень много пережить. Быстрый ввод в курс дел, краткая, но достаточно на данный момент характеристика героев и их текущей жизни и сразу в бой… который окажется потом совсем не таким уж настоящим, но это будет потом.
На мой взгляд, отличное начало книжное жизни пилота Пиркса, многообещающее и заставляющее продолжить знакомство с его жизнью и приключениями. Вкупе с этим весьма интересное размышление о виртуальной реальности из далекой сегодня середины прошлого века.
artem-sailer, 19 июня 2021 г.
Отличный рассказ, который после «Соляриса» показался немножко неожиданным.
Во-первых, никаких чудес и непонятностей, всё железобетонно-научнофантастично. Во-вторых, лирика здесь проста и даже, можно сказать, наивна, никакой вычурности Криса Кельвина, а более чем понятные переживания подростка-курсанта. Ну, и в-третьих, никакой упадочности, никакого, если хотите — декаданса, в плане ущербной природы человека в этом произведении нет, скорее даже наоборот — рассказ пропитан тягой к космосу, чувствуется запах пыльных тропинок далёких планет, и где-то фоном звучит знаменитейшее «Поехали!»
Не уверен, что правильно всё понимаю, но читая рассказ, я воспринимал его именно как вступление к циклу произведений о пилоте Пирксе, как пролог, в котором читатель знакомится с главным героем. Ну, что ж, вступление, на мой взгляд, удалось. Теперь не терпится продолжить чтение о приключениях Пиркса, который с первых страниц производит впечатление симпатичнейшего молодого человека.
mputnik, 14 февраля 2019 г.
Тексты этого автора, уважаемый потенциальный читатель – своебразный тест, и – состояния жанра в целом, и – читательской аудитории в частности. Конкретика восприятия материала – подобна лакмусовой бумажке: отрицать очевидность результата просто невозможно.
О чем речь? В центре повествования у Лема — Человек с его «личностным окружением» (психология, философия, религия, влияние киберпространства на социум и т. п.). Соответственно, фантастический Антураж (роботы, бластеры, компьютеры) — все это есть, но это лишь Фон повествования. Автор никогда не ставил целью точность технической прогностики, поэтому в его текстах — наряду с роботами и космодромами — есть бумажные ленты и печатные книги, а вот айфонов с айпадами — нет.
И вот именно это и выпячивают «негативисты восприятия»: дескать, «грубо не соответствует действительности». Только, увы, но оный «негативизм» — равнозначен признанию собственной необъективности, вот в чем дело-то. Поясню мысль свою. Есть море фантастической литературы, которая не требует — по определению — никаких «совпадений с реальностью»: альтернативная реальность, параллельная Вселенная, паропанк, стимпанк, прочие гномы с принцессами. Там даже в голову не придёт «придираться к деталям», потому как — СКАЗКА же, всем понятно.
А у Лема же фантастический элемент настолько ДОСТОВЕРНО сочетается с «человековедением», что элемент «фантастичности» отходит на второй план, повествование воспринимается как РЕАЛЬНОСТЬ. Что особо интересно — никогда и никто не «критиковал» особенности поведения действующих лиц, все «претензии» — к «форме рычагов» и «конструкции приборов».
Вот конкретно в этом рассказе, уважаемый потенциальный читатель, «зашита» некая «методика проверки». Ежели ты — к исходу повествования — почувствуешь, что будто бы сам этот экзамен сдаёшь, ты — романтик, все ещё получающий удовольствие от Фантастики как лучшего из всех известных жанров Литературы. Если же будешь цепляться к «форме рычагов» и «конструкции приборов» — увы, прелесть восприятия Чуда тебя покинула. Жаль
muxaJIu4, 28 октября 2018 г.
Рассказ открывающий миру пилота Пиркса, некую альтернативу гротескно-сатирическому Ийону Тихому. И одновременно начало экспериментов Станислава Лема над окружающей действительностью.
Пирксу же было не до философских размышений о фальсифицировании дейтвительности. В тренировочном полете все пошло не так с самого начала, и проблемы множились выявляя пределы прочности человека. Такой себе креш-тест для пилота. Испытание выдержала и мастерская «подделка», и сам пилот.
Начало циклу положено отличное. Вместе с «альтер-эго» Пиркса Ийоном Тихим мои любимейшие литературные персонажи.
amak2508, 17 марта 2016 г.
Добрая старая космическая фантастика. Без стрельбы, без трупов и, даже, без мордобоя. Но какая же интересная….
Вот какой надо иметь талант, чтобы из обыкновенного учебного полёта по трассе «Земля — Луна» сделать рассказ, от которого нельзя оторваться. Конечно, сейчас все эти стеклянные капсулы, щитки питания с оголёнными проводами и рычаги выглядят довольно архаично, но в том то и состоит мастерство автора, что погружаясь в чтение, на это уже просто не обращаешь внимание.
И, что еще интересно, вещь-то совершенно серьёзная, но все равно в ней то тут, то там проглядывает пан Станислав — автор Ийона Тихого. Взять хотя бы ту же совершенно драматичную историю с мухами: читая ее не знаешь, что делать вперёд — переживать за главного героя или откровенно смеяться.
Вообще, пилоту Пирксу неслыханно повезло — будучи фигурой достаточно статичной и серой, он, тем не менее, умудрился стать героем одного из лучших циклов рассказов и повестей в мировой фантастике. :)
Фалкон, 4 декабря 2016 г.
Рассказ хорош. Хотя бы тем, что погружает читателя в сюрреалистическую атмосферу ранних представлений о космонавтике. Если у Жюля Верна все на электрической энергии, то здесь царят атомные ракеты; множество ракет (флоты целые); пилот — профессия, а не нечто уникальное, как космонавт сейчас. Брать в полет шпаргалку — кроме доброго веселия это никаких иных эмоций не вызывает; это кажется немыслимым, хотя космонавты действительно сдают экзамены — заточенные на каждый конкретный полет (не считая общекосмическую подготовку) — но — без шпаргалок.
С другой стороны — совершенно допотопная архаическая техника — рычаги (рычаги реактора вообще умиляют) и тумблеры (никаких джойстиков), калькуляторы, циферблаты, стрелки, траектометры и прочее. Положим, с первыми годами космонавтики это как-то схоже — на «Востоке» было достаточно и стрелок, и кнопок и даже траектометр (с иным названием) был, в виде глобуса, на котором отмечалось место корабля на орбите. Но уже давно в кораблях царит цифровая техника, но атомных двигателей — как ны было, так и нет! Вот и возникает некий когнитивный диссонанс.
Замечаний, собственно, два. Во-первых, я слабо представляю себе, как на Земле возможно воспроизвести гравитационные условия космического полета (перегрузки и невесомость), до степени абсолютной аналогии. Как?
Ну и, собственно, саму жестокость применяемого способа обучения; конец рассказа явно намекает на что-то нехорошее. Как-то это психологически не корректно.
Так что — 8 баллов.
SHWY, 17 марта 2016 г.
Прочитал 50 лет назад и помню «как сейчас», история про муху воспринималать трагически, как и конец. Из историй про Пиркса запомнилась Охота на Сэтавра и Дознание. Если есть что у Лему лучше, то это Непобедимый, Возвращение и, конечно, Солярис. Ну и как не вспомнить попытки улучшить бытие в Сказках роботов, «череподавилку» и «им было так хорошо, что они больше не могли» в путеществиях Тарантоги, Спасём космос и «обрыбление» у Йона Тихого, чёрные ящики, висящие в комнате на стене и безумный Футорологический конгресс. Да у Леме всё хорошо, и Сумма Технологии, и Высокий замок.. Может и не хватало ему Шеклевского размаха фантазии, зато мудрости было на всю писательскую братию вместе взятую. «Мна неинтересно писать, как гуляют Иван да Марья и о чём они говорят» — сказал Лем на встрече с нами, тогда студентами Физфака — целиком присоединяюсь.
galaxy56, 11 марта 2013 г.
Очень нравится весь цикл о Пирксе — нет ни одного даже среднего рассказа (да и вообще у Лема с этим напряженка — вот так, навскидку, даже и не вспомнить — а что же не понравилось?). Здесь же все начинается с самых обычных, будничных деталей, типичная предэкзаменационная каша в голове (подтверждаю на личном опыте) — достоверность происходящего сразу становится максимальной. А тот же Бёрст ( First + Best:)) — почти гротескный персонаж. И на всю эту вкуснятину прекрасно накладывается фантастический сюжет с не менее вкусными деталями. Мораль цикла — простая и вечная: человек — это не видимость (зачастую в глянцевой обертке, которую нам старательно подсовывают), а его характер и поступки, особенно если ты мужчина. В общем, Пиркс — человек, с которым можно пойти в разведку.
sergej210477, 26 августа 2016 г.
Отличный рассказ! Классика научной фантастики.Несмотря на почти шестьдесят лет, прошедшие с написания произведения, рассказ не устарел ни сколько. По стиль , чем то напоминает книги Стругацких. А Пиркс, его образ создан мастерски. Как будто, читатель сам, вместо него, сдаёт экзамен. Ну и хорошая, ироничная концовка книги.
irakez, 17 ноября 2011 г.
Я потрясена, насколько блестяще Лему удается раскрыть героя уже с первых строк. Все эти маленькие моменты — размышления Пиркса о двукроновке, о том куда спрятать шпаргалку, как он беспокоился о том, что Берст его опережает, его реакция на неожиданные трудности. Это описано настолько по-настоящему, по-доброму и с таким тонким юмором, что начисто забываешь о достоверности, логичности, последовательности и прочих обычно важных для научной фантастики вещах. Перечитала несколько раз и каждый раз — так же смешно и удивительно. :smile: