FantLab ru

Станислав Лем «Испытание»

Испытание

Test

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Перевод на русский: Е. Вайсброт (Испытание), 1959 — 1 изд.
Г. Гуляницкая (Испытание), 1960 — 5 изд.
Р. Нудельман (Испытание), 1961 — 1 изд.
К. Душенко (Испытание), 1993 — 13 изд.
Перевод на украинский: Т. Ярмолюк (Випробування), 2017 — 1 изд.
Перевод на белорусский: М. Волошко (Выпрабаванне), 1992 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 125

 Рейтинг
Средняя оценка:8.50
Голосов:1084
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Курсанту Пирксу нужно завоевать право называться пилотом, а для этого надо пройти серьёзное испытание — управление одноместной ракетой. Но во время испытания приключается множество вещей, которые в учебниках не описаны и не предусмотрены инструкцией. Тут уже надо бороться не за звание пилота, а за свою жизнь.

© Paf

Примечание:


Так же: Станислав Лем. Испытание: [Рассказ] / [Пер. Г. Гуляницкой] // Наука и техника (Рига), 1961, №6 – с.32-36.

Входит в:

— сборник «Вторжение с Альдебарана», 1959 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— журнал «Смена» 1959'23 (781)», 1959 г.


Экранизации:

«Испытание» 1968, СССР, реж: Евгений Осташенко



Похожие произведения:

 

 


Вторжение с Альдебарана
1960 г.
Звездные дневники Ийона Тихого
1961 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.

Периодика:


1959 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Inwazja z Aldebarana
1959 г.
(польский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2009 г.

Мне, когда я читал было страшно. Я сам только один раз проходил испытания — когда сдавал вождение на права. Вот такое же чувство. Что привлекает — герой старательно выполняет все, что от него требуется, а когда ситуация выходит из под контроля — борется до конца. Застряла в памяти фраза — «Иду в треугольном строю, путь не уступлю...» — герой абсолютно прав, поступает как должно, и удача сопутствует ему.

А того, который врезался в Луну — жалко. Как сказано в одном из отзывов — есть у Лема вещи получше. У Лема есть. У других очень мало.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 ноября 2008 г.

Лемовская «наивность» сродни наивности Жюля Верна, которая отнюдь не мешает читать его романы спустя два века. Вот и «Испытание» отчетливо помню, несмотря на сорокалетний срок после первого прочтения. Достоверность не есть технические детали, а нечто другое. А достоверность фантастики вещь и вовсе штучная. Такой достоверности, как у Лема, нет ни у кого.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 марта 2013 г.

Очень нравится весь цикл о Пирксе — нет ни одного даже среднего рассказа (да и вообще у Лема с этим напряженка — вот так, навскидку, даже и не вспомнить — а что же не понравилось?). Здесь же все начинается с самых обычных, будничных деталей, типичная предэкзаменационная каша в голове (подтверждаю на личном опыте) — достоверность происходящего сразу становится максимальной. А тот же Бёрст ( First + Best:)) — почти гротескный персонаж. И на всю эту вкуснятину прекрасно накладывается фантастический сюжет с не менее вкусными деталями. Мораль цикла — простая и вечная: человек — это не видимость (зачастую в глянцевой обертке, которую нам старательно подсовывают), а его характер и поступки, особенно если ты мужчина. В общем, Пиркс — человек, с которым можно пойти в разведку.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 февраля 2011 г.

Первый рассказ о пилоте Пирксе поразил меня до глубины души! Как бы Пиркс не переживал и не нервничал перед полётом, он оказался не настолько плох, насколько ему казалось. К нему в параллель был показан автором отличник подготовки Бёрст, который всё знал, и отлично знал теорию, изложенную в учебниках. Вначале полёт проходил гладко, и казалось, ничто не предвещает беды... Но то, что случилось в дальнейшем, лишний раз доказывает, что, как правило, из самых трудных ситуаций выплывают середнячки, а не отличники! Жалко, что нам показали только одну сторону медали. Рассказали, что произошло с Пирксом, а то, что происходило с Бёрстом — нет. Хотя результат на лицо, хоть и страшно неприятный для Бёрста. Пиркс, лишнее доказательство тому закону жизни. Теория, это ещё далеко не практика. Когда читал этот первый рассказ, я отчётливо чувствовал напряжение и страх за судьбу героя! Может рассказ и посредственный, но редко кто может на чуть менее 40 страницах изложить такую удивительную историю!

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 ноября 2011 г.

Я потрясена, насколько блестяще Лему удается раскрыть героя уже с первых строк. Все эти маленькие моменты — размышления Пиркса о двукроновке, о том куда спрятать шпаргалку, как он беспокоился о том, что Берст его опережает, его реакция на неожиданные трудности. Это описано настолько по-настоящему, по-доброму и с таким тонким юмором, что начисто забываешь о достоверности, логичности, последовательности и прочих обычно важных для научной фантастики вещах. Перечитала несколько раз и каждый раз — так же смешно и удивительно. :smile:

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 мая 2008 г.

Пожалуй, самое главное в этом рассказе и то, что мне особенно понравилось — это «достоверность» описываемых событий (несмотря на всю наивность — но ведь рассказ написан за 2 года до полета Гагарина). Как будто сам побывал в этой ракете. Психологический портрет Пиркса выписан просто изумительно. А его главная черта (по крайней мере в этом, самом первом рассказе цикла) — мечтательность — прекрасно оттеняет сухие казенные цифры, связанные с тем, что рассказ все-таки принадлежит к НФ жанру. Безумно приятно было перечитать — до этого читал лет двадцать назад...

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 апреля 2012 г.

Скажу просто — нравится. Именно нравится, т.к. уже не раз перечитывала. Я вообще не поклонник НФ, больше фэнтези люблю, но вот рассказы о Пирксе — одни из моих любимых. Небольшая форма, но именно в этом случае — краткость — сестра таланта. И очень нравится окончание рассказа: всего лишь предложение из трех слов, а какой итог оно подводит!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2012 г.

Понравилось.

После прочитанных рассказов Шекли — прямо глоток «чистого» воздуха. (часть Шекли мне, конечно, нравится — но некоторые рассказы — это прямо что то ужасное...)

Антураж, конечно, по нынешним временам, несколько наивный.

Но стиль весьма неплох. Зря я наверное Лема избегал.

И базовая идея неплоха: действительно, у «троечников» зачастую лучше получается решение текущих жизненных вопросов.

Как то они «изворотливее» что ли «пятёрочников» то. Последние как то больше нацелены на «предсказуемость» окружающего мира. Не совсем привычно им, видимо, чувствовать себя как «поджариваемыми на сковороде».

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 августа 2007 г.

Судя по этому рассказу, Пиркс был откровенным шалопаем и неучем. Хотя и академия, в которой он обучался, видимо была тоже не лучше, раз заставляли курсантов практиковаться на таких летающих ведрах.

Оценка: 6
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 февраля 2007 г.

Можно поверить только, если это было сделано в первый раз. Иначе слухи бы давно ходили по академии.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2016 г.

Добрая старая космическая фантастика. Без стрельбы, без трупов и, даже, без мордобоя. Но какая же интересная….

Вот какой надо иметь талант, чтобы из обыкновенного учебного полёта по трассе «Земля — Луна» сделать рассказ, от которого нельзя оторваться. Конечно, сейчас все эти стеклянные капсулы, щитки питания с оголёнными проводами и рычаги выглядят довольно архаично, но в том то и состоит мастерство автора, что погружаясь в чтение, на это уже просто не обращаешь внимание.

И, что еще интересно, вещь-то совершенно серьёзная, но все равно в ней то тут, то там проглядывает пан Станислав — автор Ийона Тихого. Взять хотя бы ту же совершенно драматичную историю с мухами: читая ее не знаешь, что делать вперёд — переживать за главного героя или откровенно смеяться.

Вообще, пилоту Пирксу неслыханно повезло — будучи фигурой достаточно статичной и серой, он, тем не менее, умудрился стать героем одного из лучших циклов рассказов и повестей в мировой фантастике. :)

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

Захватывающий рассказ о борьбе за жизнь в совершенно нелепой ситуации. О том, как важно вовремя «сбивать спесь» с отличников, и о том, какие качества в каких условиях могут пригодиться.

Этот рассказ я бы назвал стохастическим — исследуется поведение пилота в условиях, совершенно не предусмотренных инструкциями.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 марта 2016 г.

Прочитал 50 лет назад и помню «как сейчас», история про муху воспринималать трагически, как и конец. Из историй про Пиркса запомнилась Охота на Сэтавра и Дознание. Если есть что у Лему лучше, то это Непобедимый, Возвращение и, конечно, Солярис. Ну и как не вспомнить попытки улучшить бытие в Сказках роботов, «череподавилку» и «им было так хорошо, что они больше не могли» в путеществиях Тарантоги, Спасём космос и «обрыбление» у Йона Тихого, чёрные ящики, висящие в комнате на стене и безумный Футорологический конгресс. Да у Леме всё хорошо, и Сумма Технологии, и Высокий замок.. Может и не хватало ему Шеклевского размаха фантазии, зато мудрости было на всю писательскую братию вместе взятую. «Мна неинтересно писать, как гуляют Иван да Марья и о чём они говорят» — сказал Лем на встрече с нами, тогда студентами Физфака — целиком присоединяюсь.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 декабря 2016 г.

Рассказ хорош. Хотя бы тем, что погружает читателя в сюрреалистическую атмосферу ранних представлений о космонавтике. Если у Жюля Верна все на электрической энергии, то здесь царят атомные ракеты; множество ракет (флоты целые); пилот — профессия, а не нечто уникальное, как космонавт сейчас. Брать в полет шпаргалку — кроме доброго веселия это никаких иных эмоций не вызывает; это кажется немыслимым, хотя космонавты действительно сдают экзамены — заточенные на каждый конкретный полет (не считая общекосмическую подготовку) — но — без шпаргалок.

С другой стороны — совершенно допотопная архаическая техника — рычаги (рычаги реактора вообще умиляют) и тумблеры (никаких джойстиков), калькуляторы, циферблаты, стрелки, траектометры и прочее. Положим, с первыми годами космонавтики это как-то схоже — на «Востоке» было достаточно и стрелок, и кнопок и даже траектометр (с иным названием) был, в виде глобуса, на котором отмечалось место корабля на орбите. Но уже давно в кораблях царит цифровая техника, но атомных двигателей — как ны было, так и нет! Вот и возникает некий когнитивный диссонанс.

Замечаний, собственно, два. Во-первых, я слабо представляю себе, как на Земле возможно воспроизвести гравитационные условия космического полета (перегрузки и невесомость), до степени абсолютной аналогии. Как?

Ну и, собственно, саму жестокость применяемого способа обучения; конец рассказа явно намекает на что-то нехорошее. Как-то это психологически не корректно.

Так что — 8 баллов.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 26 августа 2016 г.

Отличный рассказ! Классика научной фантастики.Несмотря на почти шестьдесят лет, прошедшие с написания произведения, рассказ не устарел ни сколько. По стиль , чем то напоминает книги Стругацких. А Пиркс, его образ создан мастерски. Как будто, читатель сам, вместо него, сдаёт экзамен. Ну и хорошая, ироничная концовка книги.

Оценка: 8


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх