fantlab ru

Станислав Лем «Терминус»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.46
Оценок:
1219
Моя оценка:
-

подробнее

Терминус

Terminus

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 145
Аннотация:

Навигатора Пиркса заинтересовали действия робота-автомата. Робот прохаживался по проходам звездолёта и выстукивал морзянкой сообщения. Терминуса нашли после катастрофы на космическом корабле под кучей хлама на дне трюма. Во время аварии холод отключил его двигательную систему, но мозг железной машины оставался «живым». Робот слышал сигналы экипажа, которые отложились в электрических извивах его памяти. Но Терминус может воспроизводить эти сигналы, как будто это было только вчера.

© ozor
Примечание:

Первая публикация на русском — «Иностранная литература» 1962 г., № 11, с. 72-97 (пер. Е.Вайсброта).

Так же: Станислав Лем. Терминус: [Рассказ] / Пер. с сокращ. Е. Вайсброта // Наука и техника (Рига), 1963, №5 – с.44-48; №6 – с.42-45; №7 – с.45-48.


Входит в:

— сборник «Księga robotów», 1961 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— сборник «Fantastyczny Lem», 2001 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Рассказ (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Бессмертная душа
1963 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Избранное
1976 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Непобедимый
2019 г.
Пилот Пиркс
2020 г.

Самиздат и фэнзины:

Рассказы о пилоте Пирксе
2019 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Księga robotów
1961 г.
(польский)
Opowieści o pilocie Pirxie
1980 г.
(польский)
Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)
Розповіді про пілота Піркса
2018 г.
(украинский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пиркс поступил как завхоз, а не как кибернетик, психолог или историк.

Историку было бы интересно задокументировать каждую точку и тире, которыми перестукивался экипаж корабля, чтобы затем восстановить наиболее полную картину произошедшей на корабле катастрофы.

Психологу было бы интересно изучить феномен обезумевшего робота и стать первооткрывателем уникального случая в истории психиатрии, когда искусстенный интеллект смоделировал в своём мозге переживания погибающих людей.

Кибернетику было бы интересно разобраться, почему в примитивном мозге автомата, расчитанного исключительно на ремонт течей в реакторе космического корабля, зародилось сознание, прообразом которого стали погибающие люди? Почему это сознание проявляло себя только через вторичные каналы передачи информации, не затронув основных функций автомата?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Пиркс увидел в роботе лишь износившийся механизм, не способный к исправной работе, не догадывающийся о собственной особенности и потому лишь вызывающий переживания у окружающих. Случившегося уже не исправить, а вот робота можно просто заменить, чтобы больше никого не беспокоил. Завхоз, да и только.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

И опять меня сумел удивить великий поляк. На этот раз — со знаком плюс. Вот уж чего я не ожидал встретить у Лема, так это хоррора. А ведь «Терминус» (название-то какое!) — хоррор и есть. По огромной, пережившей катастрофу с человеческими жертвами, космической барже бродит единственный уцелевший в той катастрофе — робот — и сам того не осознавая, выстукивает морзянкой послания погибших. Причём, послания эти не лежат в нём мертвым грузом, а каким-то образом преобразовались в программы, с которыми можно вести общение. Фактически, разговаривать с призраками. Ну кому ещё, кроме Лема, могло такое прийти в голову? А уж дополнительные штрихи — поиски кота, сцена с рыбками — придают рассказу такой жути, что мороз по коже.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Терминус» — рассказ, который в очередной раз подтверждает мою мысль о том, что в абсолютно любом жанре Станислав Лем мог создать захватывающую историю, интригу и при этом вскрыть интересные проблемы.

В мрачном безмолвии космической ночи ржавеющий списанный робот «морзянкой» отстукивает загадочные послания в шлюзах такого же древнего звездолёта. Он, точно пожилой дворецкий, тихонечко шаркает по утробе покинутого замка, гасит и вновь возжигает свечи ушедшей в прошлое жизни. Что означает подобная рачительность старого слуги? Привязанность ли это к месту, сбившаяся в наборе электронных интерфейсов программа или нечто большее, выходящее за пределы человеческого рацио?

Пожалуй, на сей раз загадка бытия, подкинутая пилоту Пирксу, оказалась тому не по зубам. А вместе с ним не в состоянии её разрешить окажется и читатель. Списать ли эту почти мистическую эманацию на угасающие функции робота или поверить в посмертное существование обреченного раз за разом переживать собственную гибель экипажа — личный выбор каждого.В отличие от Пиркса, решившего разрубить гордиев узел, мы оставлены наедине с муками выбора.

Понятно, что Пиркс попросту испугался. Нас вообще всегда пугает неизвестность, но когда она подпитана древним страхом неизбежной смерти и ещё большим страхом посмертного «ничто» — кто захочет разбираться с такой неизвестностью? Пиркс стал старше, Лем — пессимистичнее, ну а мы… Мы продолжаем сочувствовать ветхой машине, по стечению обстоятельств ставшей последним прибежищем людского отчаяния.

P. S. В рассказе я постоянно недоумевал, когда пилот Пиркс принимался бетонировать (а не, например, заваривать) пробоины и трещины в корпусе корабля. А пару недель назад мне попалась новость, где говорилось о новом составе бетона, который NASA будет испытывать в ремонтных работах на околоземной орбите. Пан Станислав, в моем гардеробе недостаточно шляп, которые я мог бы снять перед Вашей прозорливостью.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Большой ошибкой с моей стороны было прочитать описание рассказа в статье на Википедии. Однозначно — читать аннотации к таким произведениям ни в коем случае нельзя! Ведь загадка, интрига, подобная удачно закинутой приманке, должна держать читателя в напряжении, выливаясь в финале в трагическую историю.

Рассказ очень сильный и мастерски построенный в плане композиции. Следует также отметить полное междустрочной иронии начало, после которого настраиваешься на какой-то несерьёзный лад — тем неожиданней дальнейшее развитие событий.

Правильно ли сделал Пиркс, отправив старого робота в утиль? Сложный вопрос.

С точки зрения науки и профессиональной этики — конечно же, нет, ведь феномен обязательно нужно было исследовать, а разгадка тайны гибели корабля, вполне возможно, дала бы специалистам ценный материал. Кто знает — может быть, спасла бы впоследствии других космонавтов.

С психологической же точки зрения действия Пиркса вполне понятны любому обывателю — избавиться от хранителя загробной тайны, от проводника в потусторонний мир, от робота-приведения. Кто из нас на месте Пиркса поступил бы по-иному?

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жутковатый рассказ. Несколько портит впечатление обычная вещица из «золотого века» — как я это называю: ржавый меч и бластер на одном поясе. Сильное несоответствие — старая, трещащая по швам посудина и обслуживающий её реактор такой же древний автомат, НО — с искусственным интеллектом, до которого ещё расти и расти нынешним суперкомпьютерам. Он понимает любые задаваемые ему вопросы и отвечает, используя лексикон, совершенно излишний для робота-ремонтника. Ну, иначе ничего не срослось бы...

Наверное, лучший рассказ о Пирксе. Потому что совсем не такой, как остальные. В коридорах легендарного корабля веет лавкрафтовской жутью, робот Терминус, ухаживающий за мышами и стучащий по трубам морзянку от давно умерших космонавтов — бр-рр... Очень впечатляет. И Пиркс, так жестко поступивший с ожившей памятью погибших, представляется уже совсем не таким, как раньше — не мечтательным юношей с монетками в карманах, а мрачным командором, легко жертвующим чем-то «эфемерным» (но таким человечным!) ради практической цели.

Оценка: 10
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесный рассказ,нет слов.Когда мы обсуждали его с сыном,родилась версия.Терминус явно запрограммирован на необходимость сохранять,поддерживать жизнь в ЛЮБОЙ форме(не случайны в рассказе кот,мыши).Что испытывает он (если можно так говорить о роботе),заваленный обломками,неподвижный,понимая,что угасают,умирают голоса экипажа?Программа взывает к немедленным действиям во спасение людей (думаю,что и умирающие кричали,приказывали ему помочь).А двинуться невозможно..Будь на месте Терминуса человек,я бы определил его состояние как тяжелейшую фрустрацию,где безумие-единственный выход.Ведь если стук будет продолжаться,это означает,что люди живы?Но сигнал должен приходить извне..Терминус «сходит с ума»,часть его сознания «обособляется»,металлические пальцы сводит судорога..

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бесспорно лучший из рассказов цикла. И, в первую очередь, из-за своей роскошной эмоциональной составляющей: каково это — на корабле, одиноко несущемся в космическом пространстве, вдруг услышать людей, погибших более девятнадцати лет назад. А потом ещё и понять, что с ними можно общаться....

Кроме этого, в «Терминусе», пожалуй, лучше всего передана атмосфера космических будней, какими они представлялись людям в далёких 50 — 60-х. И пусть то, что описывает Станислав Лем, уже порядком не совпадает с нашими, современными представлениями о полётах в Солнечной системе, космосу пилота Пиркса, так талантливо нарисованному паном Станиславом, веришь гораздо больше, чем своим нынешним представлениям о полётах в космос.

Ну и, наконец, ещё одно, что нельзя не заметить: если предыдущие четыре рассказа цикла были написаны, как совершенно серьёзный вещи, то в «Терминусе» нет да нет, да и проскальзывают отдельные иронические нотки: здесь и бардак при загрузке корабля и оформлении полётных документов, и диспетчера, всеми правдами и неправдами собирающие штрафы со стартующих кораблей, и радиомеханик-кок, не способный приготовить хоть что-нибудь съедобное... :). И это делает рассказ ещё более привлекательным.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пока что из прочитанных — лучший рассказ про Пиркса.

Своеобразная космо-готическая история. Вместо древнего, рассыпающегося замка — древняя, дряхлая ракета. Парадоксально, она описана намного более подробно и реалистично, чем «новенькие» в прочих рассказах и это описание сразу настраивает на какой-то мрачный лад, интригующий и дразнящий. Вместо привидения — новая техническая готика — странный сбой в управляющих контурах человекоподобного робота Терминуса, позволивший не только записать последние переговоры давно погибшего экипажа, но и предоставивший записи некую непонятную самостоятельность — и от самого Терминуса, и от содержания записи. Очень непонятный, очень загадочный сбой. Блуждания Пиркса во мраке, по чреву древнего корабля — вполне себе наукообразная мистика.

Наличие кота очень оживляет повествование; а мыши, и поведение Терминуса в отношении них — прямо умиляет.

Тут действительно присутствует нравственная дилемма. Если поступок Пиркса в отношении безумного Сэтавра у меня никакого протеста не вызвал, то здесь — все иначе. Хотя и Терминус однозначно безумен, и вполне подпадает под характеристику «распад функций». Каждый сам вправе решить — прав Пиркс или нет, но, независимо от персонального решения — осадочек остается.

10 баллов.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Н-да. Звучит довольно экзотически — «...робот — калека...». Можно сказать — Автор специализируется на подобной экзотике. И как раз именно этим, уважаемый потенциальный читатель, он — прежде всего — и интересен. И это, между прочим, очень сложно — ваять адекватную, интересную фантастику, в центре которой — не космолёты и бластеры, а психологические проблемы и нерешенные философские вопросы. Я имею в виду — именно Фантастику, в которой есть и космолёты и бластеры и все прочее, что положено, но — именно как адекватные Фон и Антураж. Это — определённый уровень, и он не каждому по плечу.

Человеческие творения, и роботы в том числе — по причинам чисто технологическим и экономическим (надо — как всегда, побыстрее и подешевле) — содержат массу сюрпризов, которые проявляются в экстремальных ситуациях. А при наличии искусственно созданной психики с ограниченной функциональностью эти сюрпризы могут быть о-о-о какими интересными.

Возьмусь утверждать следующее, уважаемый потенциальный читатель: поглощение стрелялок, бродилок и прочих гномов с принцессами — целесообразно чередовать с восприятием вот таких текстов, это полезно с любой точки зрения

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ. Наверное, самый лучший, из цикла произведений про пилота Пиркса.

Правда, в технологическом аспекте, рассказ устарел, как и космический корабль, на котором произошла эта трагедия. Но это не главное. Очень сильная психологически и полная драматизма история. Наверное, одна из первых, про роботов, способных на эмоции, имеющих нечто вроде души. Рассказ ведь написан в 1961 году.

Тайна этой истории так и не раскрыта. Почему робот ( автор называет его автоматом) сохранил воспоминания о произошедшей много лет трагедии? Но не это главное. Почему эти воспоминания «живые», способные взаимодействовать и разговаривать с другими людьми?

Герой не стал в этом разбираться и ворошить прошлое. Может быть Пиркс был и не прав. А может , и правда, не стоило отдавать Терминуса ученым, все равно, прошлое не вернуть, погибших давным давно астронавтов не воскресить.

Рассказ, хоть и грустный, но отличный.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень сильный психологический рассказ! В мозгу старого робота идет своя жизнь, в которой души (?) погибших космонавтов ведут переговоры между собой, обсуждая катастрофу, постигшую их корабль и повлекшую за собой гибель космонавтов. Испытываешь при чтении целую гамму чувств: шок, сожаление, тревогу и абсолютную беспомощность: как помочь этим — душам. существам? — заключенным в кибернетическом пространстве — мозгу старого робота? Ведь когда произошло вмешательство извне, то эти — существа, души? -сразу же отреагировали. Значит, они понимают, чувствуют? Или же это просто таким причудливым образом перепутались логические связи в мозгу старого робота, который побывал в катастрофе? Прямого и однозначного ответа писатель не дает. Думайте сами. И мы думаем...

Очень интересный, хотя и жутковатый рассказ. Прочитан в год выхода сборника «Охота на Сэтавра», в 1965 г, а ярко помнится до сих пор.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень печальный рассказ с темным флером мистики. Физически чувствуется ощущение медленного удушья подобно нагнетаемому саспенсу. Не удивительно, что Пиркса охватило паническое состояние перешедшее в брезгливость, когда он «утилизировал» старого робота, вместо того, что бы сдать его в музей Жертв Беспощадного Космоса. Хотел ли он так прекратить мучения давно погибших коллег-космонавтов, которых он знал лично? Прекратить столь отчаянный вызов на жуткий диалог (черт его дернул выстучать морзянку и получить о т к л и к из потустороннего мира). Хотел ли он любой ценой «заткнуть рот» роботу-инвалиду? Терминус (имя латинское) предстает перед читателем старым античным рабом-калекой, который слишком много знал о страшной судьбе своих повелителей, но стал слишком старым для эффективной работы и подлежал замене как треснувшая лопата. И единственной наградой за долгие годы его верной службы людям стала сдача его в металлолом, которую впечатлительные читатели воспринимают как убийство немощного старика. Возможно этого и хотел Станислав Лем? Люди, задумайтесь, кому вы нужны будете в старости...

Оценка: нет
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ написан в год первого полета человека в космос, но тем не менее крайне старомоден, и вряд ли сейчас может впечатлить. Космический корабль из рассказа больше напоминает ледокол. Не только ядерным реактором, но и приборами, судовым журналом и общим устройством корабля. В рассказе упоминается, что для экономии массы в космос брали низкорослых худощавых пилотов. Но почему-то массу не экономили на нелепых латунных украшениях для приборов. Тема призраков в машине для современного любителя фантастики не нова, но тогда пожалуй это была неплохая идея. Спойлеры в аннотации к данному рассказу также не очень идут на пользу.

Оценка: 5
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Кориолан» он ещё кажется назывался. Сильная запоминающаяся вещь, не отставшая, а, наоборот, опередившая своё ( и наше) время. Мы ещё столкнёмся с такими историями по мере развития роботов и искусственного интеллекта и неизвестно к чему это приведёт.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это произведение представляет собой скорее повесть,чем рассказ.Впечатляет все:описание старого корабля,подготовка к перелету,пестрый состав экипажа,присутствие старого робота и мн.др.Особенно цепляют философские размышления самого Пиркса.Забавен случай,когда Терминус поил и рассаживал по местам белых мышей.Черному коту,присутствующему на борту мной в начале чтения конечно отводилась большая роль,но далее он оказался третьестепенным героем.Морзянка мертвых при чтении скребла за душу и я думал,что Пиркс все-таки возьмется за расследование,но автор посчитал иначе и оказался прав.Респект одному из великих фантастов.Лем,как всегда на высоте и затрагивает высшие материи человеческой души.Конец немного печальный,но этого и стоило ожидать.Первый раз читал в 80-х.И с огромным удовольствием перечитал сейчас.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх