FantLab ru

Станислав Лем «Терминус»

Терминус

Terminus

Рассказ, год; цикл «Рассказы о пилоте Пирксе»

Перевод на русский: Е. Вайсброт (Терминус), 1963 — 20 изд.
Перевод на украинский: И. Шевченко (Термінус), 2017 — 1 изд.
Перевод на белорусский: М. Волошко (Тэрмiнус), 1992 — 1 изд.

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 114

 Рейтинг
Средняя оценка:8.47
Голосов:963
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Навигатора Пиркса заинтересовали действия робота-автомата. Робот прохаживался по проходам звездолёта и выстукивал морзянкой сообщения. Терминуса нашли после катастрофы на космическом корабле под кучей хлама на дне трюма. Во время аварии холод отключил его двигательную систему, но мозг железной машины оставался «живым». Робот слышал сигналы экипажа, которые отложились в электрических извивах его памяти. Но Терминус может воспроизводить эти сигналы, как будто это было только вчера.

© ozor

Примечание:


Первая публикация на русском — «Иностранная литература» 1962 г., № 11, с. 72-97 (пер. Е.Вайсброта).

Так же: Станислав Лем. Терминус: [Рассказ] / Пер. с сокращ. Е. Вайсброта // Наука и техника (Рига), 1963, №5 – с.44-48; №6 – с.42-45; №7 – с.45-48.

Входит в:

— сборник «Fantastyczny Lem», 2001 г.

— сборник «Ratujmy kosmos i inne opowiadania», 1966 г.

— сборник «Рассказы о пилоте Пирксе», 1968 г.

— сборник «Księga robotów», 1961 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия альманаха "Gigamesh" / Premio Gigamesh, 1992 // Научная фантастика - Рассказ (Польша)

Похожие произведения:

 

 


Бессмертная душа
1963 г.
Охота на Сэтавра
1965 г.
Навигатор Пиркс. Голос неба
1971 г.
Станислав Лем. Избранное
1976 г.
Собрание сочинений в двух томах. Том 1
1992 г.
Собрание сочинений в 10 томах. Том 4. Рассказы о пилоте Пирксе. Лунная ночь
1993 г.
Соляpис. Пpиключения звездного навигатора Пиpкса. Ананке. Суд
1993 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
1997 г.
Одиссея навигатора Пиркса
1999 г.
Солярис
1999 г.
Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско
2003 г.
Солярис. Непобедимый. Рассказы о пилоте Пирксе. Фиаско. Рассказы из цикла
2003 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Фиаско
2007 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2009 г.
Рассказы о пилоте Пирксе
2015 г.

Аудиокниги:

Рассказы о пилоте Пирксе
2005 г.
Приключения и фантастика. Лучшее
2011 г.

Издания на иностранных языках:

Прыгоды Пiркса
1992 г.
(белорусский)
Fantastyczny Lem
2001 г.
(польский)
Футурологічний конгрес. Розповіді про пілота Піркса. Голем XIV. Фіаско
2017 г.
(украинский)




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 февраля 2009 г.

Я много лет работаю с ЭВМ и компьютерами. Мне кажется, что они способны на большее, чем мы думаем. Так и с Терминусом. Интересно читать про подготовку корабля к старту, очень жизненны некоторые ситуации: «Ад начался в девять», «Диспетчер отдает себе отчет в том, что он говорит? Он что, только сейчас заметил «Голубую звезду»?» — это восхитительные фразы, рассказ стоит прочитать хотя бы из-за них.

Но ведь этого мало. Оставим в стороне чудесное описание начала полета и подойдем к основной интриге — к роботу, в памяти которого запечатлелись личности погибших астронавтов. Да, я понял все именно так — они живут там в электронных схемах невероятной сложности — ведь современные вычислительные машины уже давно нельзя разложить на винтики и дискретные электронные элементы, все гораздо сложнее и гораздо менее определенно.

Мне жаль, этого робота, мне жаль живущих в нем людей, я не смог бы поступить так, как Пиркс, хотя, наверное, он поступил правильно.

Оценка: 9
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 апреля 2009 г.

Открыл истрёпанный томик Лема, перечёл «Терминус» и снова стало больно, как будто читаю в первый раз. Это не рассказ. Это сама жизнь (или, быть может, смерть) навеки вмерзшая в кристаллическую память ремонтного робота. Бесчётное число раз миллионы читателей погибали на разбитом корабле, отчаянно выстукивая: «Кто говорил? Кто...»

Если кто-то скажет вам, будто научная фантастика устарелое направление, которое давно пора сдать в архив и забыть, напомните ему про «Терминус» Станислава Лема. Одного этого произведения достаточно, чтобы оправдать существование всей научной фантастики.

Оценка: нет
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 апреля 2008 г.

Перечитала весь цикл, и этот рассказ снова зацепил… Это же надо придумать такую невозможную, немыслимую идею: души погибшего экипажа космического корабля, десятки лет уже мертвого, — они все еще продолжают гибнуть, переговариваться морзянкой, метаться в агонии удушья долгие годы. И это не запись, которая механически повторяется снова и снова — ведь они ОТВЕЧАЮТ, когда Пиркс, повинуясь какому-то случайному импульсу, вмешивается в их вечный разговор, отвечают с изумлением, с надеждой на спасение! Но ведь они же призраки, их нет — их нет нигде, кроме ритма движений старого Терминуса, кроме блуждающих токов в его мозгу… Свихнувшаяся допотопная электроника, экипаж со странностями, разболтанный космический корабль — и, по контрасту со всем этим — Пиркс: уравновешенный, здравомыслящий, не склонный к мистике.

Невероятной силы и накала рассказ, очень яркий, реалистичный — при всей той чертовщине, что происходит на борту старой космической развалюхи...

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 1 декабря 2008 г.

Очень страшный рассказа. До слез. Страшный своей безысходностью. Цепляет за душу...эта морзянка мертвых. Сложно свои эмоции описать, но эмоции сильные. Просто потрясающе созданная, прописанная, прорисованная картина жизни корабля. Сочетание повседневности, бытовухи, мелких проблем и грандиозной трагедии бесконечно умирающего экипажа. Переплетение мертвого прошлого и серого настоящего. На грани сумасшествия.

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 июня 2010 г.

...Когда засыпает природа

И яркая светит луна.

Матросы погибшего флота

Встают, пробуждаясь от сна.

Они начинают беседу

Со дна разговоры слышны

О жизни матросской – нелегкой

Всю ночь говорят моряки...

Это стихотворение было написано в своё время про Цусиму. То же ощущение жутковатой безысходности, непоправимости уже случившегося.

Первое что приходит на ум после прочтения рассказа — как будто Лем про АПЛ «Курск» написал.

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2015 г.

Чудесный рассказ,нет слов.Когда мы обсуждали его с сыном,родилась версия.Терминус явно запрограммирован на необходимость сохранять,поддерживать жизнь в ЛЮБОЙ форме(не случайны в рассказе кот,мыши).Что испытывает он (если можно так говорить о роботе),заваленный обломками,неподвижный,понимая,что угасают,умирают голоса экипажа?Программа взывает к немедленным действиям во спасение людей (думаю,что и умирающие кричали,приказывали ему помочь).А двинуться невозможно..Будь на месте Терминуса человек,я бы определил его состояние как тяжелейшую фрустрацию,где безумие-единственный выход.Ведь если стук будет продолжаться,это означает,что люди живы?Но сигнал должен приходить извне..Терминус «сходит с ума»,часть его сознания «обособляется»,металлические пальцы сводит судорога..

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 августа 2011 г.

Одна из самых сильных вещей Лема. Решение практичного и здравомыслящего Пиркса списать робота в утиль представляется наиболее человечным из всех возможных вариантов. Следуя логике действий Пиркса в других его историях, можно было ожидать некоторого расследования. Оно вроде бы и началось — навигатор попытался было ответить на отчаянные призывы погибших астронавтов, наложившиеся на электронную память робота. Получив на это шквал будто бы эмоций и надежд давно погибших людей, Пиркс вовремя отказался от продолжения этого жуткого эксперимента. Который не принёс бы ни новых знаний, ни морального успокоения.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 ноября 2011 г.

Очень сильный рассказ. Захватывающий, напряженный, загадочный. Страшно вдруг услышать голоса давно погибших людей. Как поступить в этой ситуации: узнать, что случилось на самом деле, или избавиться от всего этого ужаса и напряжения... Лем великолепный мастер слова, атмосфера рассказа заставляет читать этот рассказ залпом до конца. Великолепно!!!

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 октября 2010 г.

Кошмарный, если вдуматься, рассказ. В роботе, из-за какого-то невероятного стечения обстоятельств оказались «погребены» умирающие люди — и они продолжают умирать в нем, проявляясь лишь в постукивании его ладоней при цементировании утечек.

Жанр рассказа можно определить как «космическая готика», где вместо старинного замка — обшарпанный космический корабль.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 декабря 2013 г.

Это произведение представляет собой скорее повесть,чем рассказ.Впечатляет все:описание старого корабля,подготовка к перелету,пестрый состав экипажа,присутствие старого робота и мн.др.Особенно цепляют философские размышления самого Пиркса.Забавен случай,когда Терминус поил и рассаживал по местам белых мышей.Черному коту,присутствующему на борту мной в начале чтения конечно отводилась большая роль,но далее он оказался третьестепенным героем.Морзянка мертвых при чтении скребла за душу и я думал,что Пиркс все-таки возьмется за расследование,но автор посчитал иначе и оказался прав.Респект одному из великих фантастов.Лем,как всегда на высоте и затрагивает высшие материи человеческой души.Конец немного печальный,но этого и стоило ожидать.Первый раз читал в 80-х.И с огромным удовольствием перечитал сейчас.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 июля 2011 г.

Читая цикл про бравого Пиркса, я как-то совсем не ожидал такого развития событий. В отличие, от остальных «Пирксов», где после хитрого фокуса обязательно последует научно-техническое разоблачение, Терминус отдаёт своёй метафизической недосказанностью. Это как посиделки поздним вечером на кухне, или ночные байки у костра, где серьёзные люди, которых ты знаешь на протяжение многих лет, люди, не склонные к лишним сентементам, вдруг рассказывают реальные истории из жизни, которым вроде и нет места в нашем рациональном мире. Но с каждым из нас, хоть раз за жизнь, наверное происходили очень странные происшествия, не поддающиеся объяснению вот так «в лоб». Рассказчик заканчивает свою историю, и слушатели, сидящие у костра, затихают совсем, пока кто-нибудь, не выдержав всеобщего молчания, не скажет какую-нибудь глупую шутку, чтоб разрядить обстановку. Такое же чувство было у меня, когда я закончил читать «Терминус». Хотелось сказать себе, что-нибудь смешное и глупое, да на ум ничего не шло...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 августа 2007 г.

Тема проработана, по моему некомпетентному мнению достоверно. Несколько идей, уже известных, но есть и обновлённые. В развязке, по-моему, проглядывает сверхзадача произведения. Интеллектуальная составляющая на высоте. Эстетическое наполнение не моё, ибо времени с момента написания прошло порядочно. Эмоциональная составляющей выше всяких похвал. Произведение вызывает сопереживание, сочувствие, без явных авторских «просьб». Сюжет стройный, с интересной завязкой, интригующим развитием действия, неожиданной кульминацией. Вот развязка, как уже упоминали выше, прочитавшие ранее, могла бы быть менее координальной. Ещё понравилось, как чётко отделены второстепенные герои и выделена сюжетная линия главного, причём темп, иногда еле различим. Интрига увлекает аж до развязки, включительно. Думаю перечитать в ближайшее время, посмотрю, какие идеи пропустил и как изменится ощущение от прочитанного.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 августа 2016 г.

Отличный рассказ. Наверное, самый лучший, из цикла произведений про пилота Пиркса.

Правда, в технологическом аспекте, рассказ устарел, как и космический корабль, на котором произошла эта трагедия. Но это не главное. Очень сильная психологически и полная драматизма история. Наверное, одна из первых, про роботов, способных на эмоции, имеющих нечто вроде души. Рассказ ведь написан в 1961 году.

Тайна этой истории так и не раскрыта. Почему робот ( автор называет его автоматом) сохранил воспоминания о произошедшей много лет трагедии? Но не это главное. Почему эти воспоминания «живые», способные взаимодействовать и разговаривать с другими людьми?

Герой не стал в этом разбираться и ворошить прошлое. Может быть Пиркс был и не прав. А может , и правда, не стоило отдавать Терминуса ученым, все равно, прошлое не вернуть, погибших давным давно астронавтов не воскресить.

Рассказ, хоть и грустный, но отличный.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 апреля 2015 г.

Очень сильный психологический рассказ! В мозгу старого робота идет своя жизнь, в которой души (?) погибших космонавтов ведут переговоры между собой, обсуждая катастрофу, постигшую их корабль и повлекшую за собой гибель космонавтов. Испытываешь при чтении целую гамму чувств: шок, сожаление, тревогу и абсолютную беспомощность: как помочь этим — душам. существам? — заключенным в кибернетическом пространстве — мозгу старого робота? Ведь когда произошло вмешательство извне, то эти — существа, души? -сразу же отреагировали. Значит, они понимают, чувствуют? Или же это просто таким причудливым образом перепутались логические связи в мозгу старого робота, которые побывал в катастрофе? Прямого и однозначного ответа писатель не дает. Думайте сами. И мы думаем...

Очень интересный, хотя и жутковатый рассказ. Прочитан в год выхода сборника «Охота на Сэтавра, в 1965 г, а ярко помнится до сих пор.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 марта 2012 г.

Весьма неплохой, хотя и несколько затянутый рассказ.

Робот, неосознанно выстукивающий переговоры умирающего экипажа — это крайне неожиданный ход.

А кульминация — обнаружение возможности «переговариваться» с членами умершего экипажа — вообще прекрасна.

Жаль только что Пиркс отказался от дальнейшего проведения «переговоров» — думаю, что это проявление слабости, а не силы.

Впрочем, проблема добровольного отказа от проведения сомнительных исследований — вообще весьма неоднозначна.

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх