FantLab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Тварь на пороге»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.21
Голосов:
843
Моя оценка:
-

подробнее

Тварь на пороге

The Thing on the Doorstep

Другие названия: Тварь у порога; Чудовище на пороге; Ночной пришелец

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 90
Аннотация:

Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.

Но однажды Эдвард встречает девушку — Асенат Уэйт, и сразу же влюбляется в неё. Вот только об Асенат ходили дурные слухи насчет её гипнотических способностей. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами...

Входит в:

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.

— журнал «Weird Tales» January 1937», 1937 г.

— журнал «ПиФ. Приключения и Фантастика. Выпуск 24», 1992 г.

— антологию «And the Darkness Falls», 1946 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— сборник «3 Tales of Horror», 1967 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «Best Horror Stories 2», 1965 г.

— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.

— антологию «Christopher Lee's New Chamber of Horrors», 1974 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.


Похожие произведения:

 

 


Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
Тварь у порога
1993 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Том 2. Притаившийся ужас
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Ведьмин Лог
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
За гранью времен
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
За гранью времен
2014 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Ктулху
2017 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.

Периодика:

ПиФ. Выпуск 24
1992 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.

Издания на иностранных языках:

«Weird Tales» January 1937
1937 г.
(английский)
The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
And the Darkness Falls
1946 г.
(английский)
The Macabre Reader
1959 г.
(английский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
Best Horror Stories 2
1965 г.
(английский)
3 Tales of Horror
1967 г.
(английский)
Christopher Lee's New Chamber of Horrors
1974 г.
(английский)
More of Christopher Lee's New Chamber of Horror
1976 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1985 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from Poe to the Pulps
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 января 2016 г.

Тот случай, когда расхожее выражение «кровь стынет в жилах» честно и добросовестно выполняет свою работу. Когда признаки испуга демонстрирует не только автор издательской аннотации или записной пропагандист творчества любимого автора. Когда нет ни малейшего соблазна воспользоваться знаменитой фразой «Он пугает, а мне не страшно»...

В том то и дело, что страшно. И по прошествии времени после прочтения менее страшным текст не становится. Содержащиеся в нем образы в сознании только лишь приобретают дополнительную выпуклость и наливаются особо зловещей мрачностью...

И уже готовишься вообразить ту самую тварь, появившуюся на твоем пороге и приказывающую совершить то, что в глазах общества несомненно будет выглядеть немотивированным и жестоким преступлением...

Кстати, на мой взгляд — это одно из наилучших предостережений относительно увлечения оккультизмом и черной магией. Во многом, благодаря совершенно отчетливо звучащим автобиографическим мотивам, сближающим хилого и болезненного книжного червя Эдварда Дерби с хилым и болезненным человеком по имени Говард, обладавшим могучим, но не вполне здоровым воображением...

Говард проживал в своем воображении сотни и сотни ужасов за нас. И до нашего сознания они доходят ослабленными, в некотором роде являясь вакциной по отношению к злу уже не выдуманному, а всамделишному. Вот почему меня не вдохновляют побасенки о том, что чтение рассказов Лавкрафта и иже с ними травмирует психику. Реальность травмирует куда сильнее, а здесь у нас есть возможность готовиться к битве, сидя за книжкой в кресле у камина...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2009 г.

Прочитала совсем недавно. Первое впечатление было — что это? Где диалоги? Где биение жизни? Где, в конце концов, смысл? Когда же я дойду до страшного места?.. В общем, первые пять страниц меня не интриговали нисколько.

А потом... потом свершилось то, что называют любовь с первого взгляда. Да, там не было кровищи на полу и по стенам, там не было высасывания мозгов через нос, но там был ужас — ужас человека, теряющего друга. Описано все нормальным понятным языком, но вот как раз основыне чувства переданы великолепно. И тварь, умершая на пороге дома героя, хоть и не страшит тело (как говорится, до дрожи в коленка), но ужасает ум.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 сентября 2008 г.

Восхитительно. Пробирает до дрожи. Не люблю ужасы, но эта повесть просто потрясающа. Она держит в напряжении до самого конца, до последнего слова. При всем при этом, ты вполне можешь догадаться, чем все закончится еще в середине повести, но это не мешает ничуть. Что-то древнее, таинственное, язычески аморальное владеет такой мощью, что противостоять ей почти невозможно. А, если ты обладаешь недюжинным интеллектом, высокоразвитым разумом, то, поверь, тебе придется хуже всех, ибо тварь, что стоит за порогом одолеет тебя, ведь «смерть не преграда для зова моего». Какая должна быть сила воли, чтобы укрыть свою сущность от зова зла, не желающего быть усмиренным, и хватит ли ее у главного героя, вы узнаете сами, если решитесь прочесть эту мрачную, завораживающую книгу.

P.S:Сюжетом повесть очень напоминает фильм «Ключи от всех дверей».

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 4 ноября 2015 г.

Великолепная вещь. Написана незадолго до кончины писателя. И она действительно пугает — не смогу объяснить, почему — ведь, вроде бы, все тот же филигранный стиль написания, все в старом-добром лавкрафтовском ключе, но вот именно этот рассказ заставляет понервничать. В «Твари на пороге» прослеживаются связи с предыдущими произведениями автора — в основном с «Тенью над Инсмутом», откуда родом одна из главных героинь рассказа. Здесь три главных героя — не совсем типичное решение для Лавкрафта, ибо обычно повествование сужается до одного персонажа, главного героя, — их характеры раскрыты довольно полно для небольшого рассказа — это само по себе вызывает восторг, ведь настолько мастерски описать персонажа в паре абзацев — это талант от бога, несомненно. Помимо этих достоинств Лавкрафт прописывает глубокую сюжетную линию с кучей взаимосвязей между героями и между его предыдущими творениями — и разбираться в них одно удовольствие, тем более что Лавкрафт местами «включает» практически мистический детектив. Характерные атрибуты его творчества также на месте: таинственный особняк, проклятия и тайны, ну и неведомые космические твари, которые, к сожалению, на сцену не выходят — а было бы неплохо на них поглазеть (почитать). Ну и отдельная плашка Мастеру за невероятную концовку — мурашеньки пробегают по коже. :) Браво.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2011 г.

Блестящее произведение блестящего автора. Говард Филлипс Лавкрафт не зря был есть и будет считаться одним из основных мэтров жанра мистики и ужасов. Так, как писал он, являлось заветной мечтой Стивена Кинга, не раз признававшегося, что ему никогда не научиться создавать подобные произведения. Лавкрафтом восхищались и от него благоговели. Он видел так, как не видел никто другой. Каждое его произведение — это отдельное слово в мировой литературе.

Повесть «Тварь на пороге» по праву считается одной из лучших в творчестве писателя. Тот ужас, который автор стремился перенести на страницы своего произведения, удался с пугающей достоверностью. Кровь начинает стынуть в жилах, когда приступаешь к прочтению этой повести и, по-настоящему жаль становится Эдварда Дерби, которому судьба уготовила такую ужасную жизнь и смерть. Произведение стоит того, чтобы прочитать его хотя бы раз в жизни. Это уже классика жанра, на которую необходимо ровняться будущим писателям, позиционирующим себя в жанрах horror и мистика.

Оценка: 10
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 января 2009 г.

Что тут скажешь — очень интересный и содержательный рассказ, написанный в духе Филлипса Лавкрафта. Увлечение черной магией и бесовскими штучками никого до добра не доводило, а слабость духа и отсутствие самостоятельности могут только усугубить жизнь незадачливого любителя окультного дела.

Будьте осторожнее, осмотрительнее и не поддавайтесь первому впечатлению — это мораль рассказа. А остальное — творческое перо и мысль автора. «Тварь у порога» может оказаться и у каждого из нас в том или ином обличии, но в наших силах и прогнать её. Сказка? — наверное да, но не стоит забывать что в мире нет ничего невозможного.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Одно из любимейших, и одновременно самых страшных и мрачных произведений, прочитанных мной в жанре ужаса. Рассказ — просто яд. Концовка ужасает до глубины души. Даже не буду сюжет пересказывать. Если хотите пощекотать себе нервы, читайте обязательно...

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 12 сентября 2016 г.

Он был старше её, она была хороша.

В её маленьком теле гостила душа.

---

Феноменально! Безнадежный, бескомпромиссный шедевр всех времен и народов! В моем личном рейтинге конечно. Горячо и нежно любимая мною вещь.

Поздний, матёрый Лавкрафтище не оставляет читателю абсолютно ни каких шансов с самых первых страниц. Трогательное описание манеры стучать в дверь, которую использует главный герой, уже заставляет вздрогнуть. Понимаешь, что это «ж-ж-ж» — не спроста. Это то самое Чеховское ружьё, которое автор бережно вешает на стену в первом акте. Дальше — больше. Страх наползает исподволь, тихо но неумолимо, как прилив на пологий берег. Автор не спешит, не делает резких движений, погружая читателя в состояние гипнотического сна, чтобы, не дай Бог, не спугнуть раньше времени, чтоб уж наверняка. И в какой-то момент думаешь: а может все-таки пронесет, может все не так страшно? Но нет — не пронесет, все уже готово к заключительному акту. И в финале тихий стук в дверь звучит оглушительным выстрелом.

Настоятельно рекомендуется для прочтения всем, кроме детей и слабонервных товарищей. Особенно на ночь. Гарантированно будете пугаться малейшего стука и шагов на лестнице.

Десятка с плюсом.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июня 2013 г.

Рассказ «Тварь на пороге» примечателен тем, что один из главных персонажей — женщина. Любому, кто читал Лавкрафта, ясно, что слабую половину человечества он не жалует: все его герои — убежденные холостяки, по крайней мере, ни о каких подругах и женах не вспоминают. Лишь изредка на страницах его рассказов и повестей мелькнет женщина-мать, любовниц же, дев и красавиц нет вовсе. Впрочем, вот есть — Асенат. Знакомьтесь — исчадие ада, дьяволица, хищная волчица в человеческом облике, и прочее в том же духе. Всю свою зловещую натуру ярко проявила именно во время супружеской жизни. Для чего же этому суккубу супружество? Дело в том что Асенат считала мужчину «человеком в полном смысле этого слова», чьей душой она и мечтала завладеть. Призрак одного неудачного брака с нью-йоркской еврейкой маячит на горизонте...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 июня 2014 г.

Лафкрафт депрессивен, мрачен, страшен, но он хронист. Большинство рассказов написаны как монологи-хроники, не касающиеся иных чувств героев, кроме страха. «Тварь на пороге» — один из немногих эмоциональных произведений, где Лавкрафт пытается не просто нагнать страху, но ещё и вызвать глубокое сопеживние герою, сильное желание хорошей концовки.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 25 августа 2010 г.

Отличный рассказ, мне понравился. Написано последовательно и интрегующи все присутствуе: развитие сюжета, середина и концовка, а на концовку хочу обратить особое внимание- она супер!

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 24 августа 2009 г.

А автор точно Лавкрафт? Это же Эдгар По собственной персоной. Один в один.

Видимо переселение душ... Собственно о том и книга.

Он — сочетание изощренного интеллекта и слабой воли.

Она — хочет стать мужчиной, чтобы в полной мере быть человеком.

И они встречают друг друга.

Все самое «страшное», да, на последних страницах и страшно морально. Люди привыкли опираться на визуальную информацию, визуально это твой друг, а душевно нет, как, забыв о телесной оболочке увидеть ее содержание...

Оценка: 2
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 марта 2008 г.

Я не спал ночами после прочтения этого замечательного произведения, метался во сне, ждал, что кто-то постучит в дверь мою.

Перечитывал неоднократно, в разном возрасте, и каждый раз убеждался, что существуют произведения на все времена. Это — одно из них.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 мая 2013 г.

Один из коньков Лавкрафта — переселение душ. Интрига раскрывается в самом начале рассказа, то есть, детективной составляющей ровным счетом никакой. Но ведь данное проиведение берет за душу совсем не этим, а атмосферой, отчаянием одного из главных героев, ощущением его полнейшей беспомощности перед силами,намного превосходящими вообще все, с чем только может столкнуться современный человек.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 6 марта 2013 г.

Данное произведение скрасило для меня несколько вечеров и очень порадовало. На фоне общей картины, которая сложилась у меня о творчестве автора, этот рассказ выглядит намного ярче и интереснее. Не знаю, что за этим может стоять. Возможно, именно здесь прослеживается некая альтернативная история, некая связь с другими произведениями автора: «Тень над иннсмаутом», «Хребты безумия».

Ведь именно в рассказе «Тень над иннсмаутом» мы видели этот мрачный и странный город, населенный мистическими созданиями и мутантами, о котором говорится и не раз в данном произведении(только почему-то переводчики решили назвать город «Инсмут»), и в котором происходили ужасные и мистические вещи. И для меня, как человека прочитавшего немало книг автора, данная сюжетная линия более насыщена и более полна в своем безумии и ужасе, который легким холодком подкатывает к горлу. Именно эта связь, эта нить, проходящая сквозь несколько разных на первый взгляд произведений, и вдохнула в этот рассказ вторую жизнь и имеет некоторое второе дно.

История как и всегда печальная, и как всегда затрагивает тайны о мистическом подводном городе, где спит грозный Ктулху. Знаете, а ведь Лавкрафт действительно был одержим этой идеей. В его произведениях, чуть ли не каждое готовит для читателя очередное приключение, которое в конце концов приводит героев к странным и мистическим подводным богам. И понимая всю эту одержимость, невольно задумываешься, не может ли все это быть правдой.

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх