fantlab ru

Г. Ф. Лавкрафт «Тварь на пороге»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.16
Оценок:
1250
Моя оценка:
-

подробнее

Тварь на пороге

The Thing on the Doorstep

Другие названия: Тварь у порога; Чудовище на пороге; Чудовище на пороге дома; Ночной пришелец; Нечто у порога

Рассказ, год; цикл «Мифы Ктулху»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 131
Аннотация:

Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.

Но однажды Эдвард встречает девушку — Асенат Уэйт, и сразу же влюбляется в неё. Вот только об Асенат ходили дурные слухи насчет её гипнотических способностей. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Weird Tales, January 1937», 1937 г.

— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.

— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.

— антологию «And the Darkness Falls», 1946 г.

— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.

— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.

— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.

— антологию «Best Horror Stories 2», 1965 г.

— сборник «3 Tales of Horror», 1967 г.

— антологию «Christopher Lee's New Chamber of Horrors», 1974 г.

— антологию «The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists», 1974 г.

— антологию «Yankee Witches», 1988 г.

— журнал «ПиФ. Приключения и Фантастика. Выпуск 24», 1992 г.

— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.

«Тёмные аллеи», 2007 г.

— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.

— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.

— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.

— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.

— антологию «Damned Yankees», 2019 г.


Экранизации:

«Подходящая плоть» / «Suitable Flesh» 2023, США, реж. Джо Линч



Похожие произведения:

 

 


Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса
1992 г.
Тварь у порога
1993 г.
Зверь в подземелье
2000 г.
Азатот
2001 г.
Том 2. Притаившийся ужас
2001 г.
За гранью времен
2004 г.
Скиталец тьмы
2004 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье
2005 г.
Зверь в подземелье. История Чарльза Декстера Варда. Белый корабль
2005 г.
Тварь на пороге
2005 г.
Зов Ктулху
2006 г.
Пробуждение Ктулху
2006 г.
Ведьмин Лог
2007 г.
Зов Ктулху
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Хребты безумия
2007 г.
Зверь в подземелье
2008 г.
За гранью времен
2010 г.
Хребты Безумия
2010 г.
Говард Филлипс Лавкрафт. Малое собрание сочинений
2010 г.
Обитающий во мраке
2012 г.
Малое собрание сочинений
2014 г.
Хребты Безумия
2014 г.
За гранью времен
2014 г.
Зов Ктулху. Хребты Безумия. Мгла над Инсмутом. Повести. Рассказы
2015 г.
За гранью времен
2016 г.
Зов Ктулху
2016 г.
Мифы Ктулху
2017 г.
Ктулху
2017 г.
Зов Ктулху
2018 г.
Сны Ктулху
2018 г.
Миры Ктулху
2018 г.
Криптософия
2019 г.
Мифы Ктулху
2019 г.
Реаниматор
2021 г.
Заточенный с фараонами
2022 г.
Зов Ктулху
2022 г.
Иные боги
2022 г.
Заточённый с фараонами
2022 г.
Мифы Ктулху. Самое полное собрание ужасов
2023 г.

Периодика:

«Weird Tales» January 1937
1937 г.
(английский)
ПиФ. Выпуск 24
1992 г.

Аудиокниги:

Сборник рассказов 2. Хребты Безумия
2013 г.
Тёмные аллеи 2.2: Ктулху и аколиты
2017 г.
Алхимик. Сборник рассказов
2020 г.
Заточённый с фараонами
2022 г.

Издания на иностранных языках:

The Outsider and Others
1939 г.
(английский)
Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft
1945 г.
(английский)
And the Darkness Falls
1946 г.
(английский)
The Macabre Reader
1959 г.
(английский)
Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror
1961 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1963 г.
(английский)
Best Horror Stories 2
1965 г.
(английский)
3 Tales of Horror
1967 г.
(английский)
The Haunter of the Dark and Other Tales of Terror
1974 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1974 г.
(английский)
Christopher Lee's New Chamber of Horrors
1974 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1975 г.
(английский)
The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists
1976 г.
(английский)
More of Christopher Lee's New Chamber of Horror
1976 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Dunwich Horror and Others
1984 г.
(английский)
The Best of H. P. Lovecraft: Bloodcurdling Tales of Horror and the Macabre
1987 г.
(английский)
Yankee Witches
1988 г.
(английский)
H. P. Lovecraft: Tales
2005 г.
(английский)
The Fiction: Complete and Unabridged
2008 г.
(английский)
American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny from Poe to the Pulps
2009 г.
(английский)
The Haunter of the Dark
2011 г.
(английский)
The Complete Fiction
2011 г.
(английский)
The Call of Cthulhu and Other Weird Tales
2011 г.
(английский)
The New Annotated H. P. Lovecraft
2014 г.
(английский)
Повне зібрання прозових творів: Том ІІІ
2018 г.
(украинский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)
H. P. Lovecraft Short Stories
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудовищное произведение. По-настоящему страшное. Вот это я понимаю, самый настоящий хоррор. Без крови, [censored] и расчленёнки, с помощью только заурядных описаний житейских ситуаций (и немножечко полунамёков, и капелька мистики) автор выписал что-то такое, что вполне может вызвать у впечатлительного человека фобию.

Наличие спойлера в первом же абзаце совершенно не портит произведение, а разжигает любопытство. Слишком уж интересно закручена интрига...

Обращаться осторожно.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хоба! — и тонкая нить полунамеков уже связывает нас с рассказом «Мгла над Инсмутом», а с этого городка, как известно, ничего хорошего не приходит и прийти не может!

Так пришла и Асенат, очаровавшая 30ти летнего Эдварда Дерби, привыкшего всю свою жизнь быть под опекой родителей и, кажется, даже утратившего способность самостоятельно принимать какие бы то ни было решения.

Очень хороший представитель редкого для творчества Лавкрафта именно эмоционального хоррора, когда нет ни древних богов, ни инопланетных тварей, а имеется друг и герой, которого невыносимо жаль с каждой прочитанной страницей и ты всей душой надеешься, что ему подарят счастливый конец, пытаешься откинуть тревожащие сознание догадки, а тихий стук в дверь в финале и последний абзац в робко протянутом письме стреляют похлеще самого громкого выстрела. Сходные ощущения у меня были от финала кинговской «Долгой Прогулки», так что да, Стивен, тебе удалось отчасти приблизиться к своему кумиру.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Однозначно лучшее творение автора (по крайнее мере из услышанного и прочитанного мной). Лавкрафт почти всегда строит произведения на длинных тягучих описаниях, но здесь моя читательская эмпатия по отношению к главному герою вышла на какой-то новый уровень. И самое главное — рассказ действительно напугает даже искушенных почитателей жанра. Очень рекомендую найти на youtube канал dead man lives here и послушать его аудиоверсию. Не реклама (!), просто по мастерству чтецы канала нередко превосходят профессиональных актеров + прекрасно передают специфику лавкрафтовских произведений.

Оценка: 10
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вновь безумие, и вновь похищение разума, и вновь тайные культы, зловещие и нежеланные гости из мира то ли потустороннего, то ли инопланетного. Как отмечали некоторые предыдущие докладчики, в этом произведении Лавкрафт в центр сюжета ставит женщину, что для его творчества непривычно. И, разумеется, героиня эта совсем не привлекает к себе, потому что она и есть настоящее исчадие ада.

Постепенное и неумолимое помешательство, страх за целостность собственного разума — добротная лавкрафтовская история, держит в напряжении.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительное сходство между этим рассказом и самым крупным произведением автора – романом «История Чарльза Декстера Варда». Будто я только что прочитал некий его вариант – настолько они походи и сюжетно и по смыслу. Интересно только, какая же из историй была первой?..

По правде сказать, этот вариант понравился мне гораздо больше. Нравится его сжатость, хотя рассказ сам по себе не из коротких и может даже потянуть на маленькую повесть. В любом случае он не виснет, и – как это было в романе – не получаешь разочарования от некоторой заторможенности героев, когда суть происходящего уже ясна, а они никак не дойдут до истин, лежащих на поверхности. Да и весь этот слегка отстраненный, скупой, немного напоминающий журналистский, стиль рассказу идёт гораздо лучше, чем роману. Немного только это нарушение хронологии в конце – такая слишком уж нарочитая эмоциональность героя – смазывали мне гладкость восприятия текста.

А ещё этот рассказ более вовлечён в мифы Ктулху (в романе же этого было до разочарования мало). Даже весьма приятно потянулись корни из Инсмута, но и не только… Таким образом это больший представитель цикла мифов Ктулху, чем «История Чарльза Декстера Варда». В любом случае, он, если и не удивил (проклюнувшаяся схожесть развеяла мне весь туман сюжетной интриги), то прочитался всё же с некоторым удовольствием.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень похоже на усовершенствованную версию «Истории Чарльза Декстера Варда». Отношение к этому рассказу у меня немного лучше. Но опять у Лавкрафта история от первого лица выходит с какими-то проблемами. Видимо, он считает этот метод лучшим способом выражения своих мыслей и чувств, а удачно выходит только, когда личность рассказчика проработана. Собственную личность прорабатывать не нужно. Эмоциональные моменты сами, иногда удачно, попадаются. А ведь, рассказ от первого лица и хроника событий — тем более свидетельские показания — вещи совсем разные. Либо делайте рассказчика активным участником всех событий, либо оставляйте намеки на что-то не замеченное и личную точку зрения. Все-таки, очень удобно, что сейчас существует понятие карманной вселенной. Можно сказать, «Тварь на пороге» — часть мира «Мифов Ктулху». Но, во-первых, что это меняет? Наоборот, весь ужас рассказа автоматически надо оторвать от реальности. Во-вторых, раньше таких понятий не было. Была традиция «личных городов» — как в комиксах — чтобы героя не отправлять в путешествия по стране. Лавкрафт заложил туда немного реализма, но, одновременно, обстановка Новой Англии остается декорациями, и рассказ строится на современных писателю, узнаваемых для читателя приемах — иначе и не напечатали бы. Где же здесь великолепие и шедевральность, о которых все твердят? Лавкрафт стал более умелым писателем? Да. Но, если раньше в его рассказах я видел чисто «механические» логические противоречия: вставил тему — не раскрыл, вставил непонятный мешающий элемент, — то теперь логическая дыра в самой сути рассказа. Если убрать «мир Лавкрафта», то как объяснить реальность произошедшего? Просто. Врачи ничего не могут, полиция ничего не видит. Некий гражданин, живущий в пуританском обществе, где все друг о друге плодят слухи, как истинный джентльмен с железобетонными нервами никого ни в чем не обвиняет и никому не мешает. А потом расстреливает лучшего друга, попавшего в психушку. В доме у него находят разлагающийся труп. А сам он машет листком с каракулями, уверяя, что узнал почерк погибшего. Последовательность последних событий я так и не понял: его, что каждый раз полиция отпускала что ли? В рассказе мне показали: трупы, чудовищ, магию, безумие и даже намеки на половые извращения. Но мне не страшно. Потому, что в реальности такого не бывает. А если бы было, то это случалось бы постоянно. И какие выводы тогда сделаем? Тюрьмы забиты невинно осужденными благородными убийцами, а сумасшедшие дома — неуслышанными пророками? И все-все молчат. Лавкрафт свою точку зрения не доказывает примерами. Он подходящие события придумывает полностью. Так, чтобы и оправдания были не нужны. Но в конце опять истеричные оправдания о реальности всего происходящего. Герой ведь сходит с ума. Герой хочет, чтобы ему верили. Видимо, врачи и полиция его за кадром скрутили. Или автор забыл напомнить читателю, что фантазии и реальность — одно и то же (может в те годы ему уже и не нужно было даже себе напоминать).

Так и выходит, что Лавкрафт пишет от первого лица, потому что готов жить в мире собственной чуши. А читающий обыватель ставит себя на место главного героя, чтобы интересные моменты посмотреть. Не сам рассказ ему интересен. Книгу можно прочитать несколько раз по разному: с разным настроением, с новой информацией, увидев ранее не замеченные детали. А перечитывая «Тварь на пороге», что нового Вы увидите? Мелкая и скучная история для журнала ужасов. Несмотря на все плюсы нужна целая новая вселенная, чтобы рассказ функционировал как надо. Но и тогда он будет лишь кирпичиком.

Оценка: 3
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ, пропитанный невероятной жалостью, которую лично я испытывала при прочтении — жалостью к персонажу, павшему жертвой чужой хитрости. Сюжет абсолютно предсказуем, как и во всех рассказах Лавкрафта, но это ничуть не портит историю.

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Идея с переселением душ, столь обычная для нашего времени, по видимому в то время должна была будоражить сознание. Для своего времени рассказ мистичен и вселяет истинный страх. Будучи киноманом, могу привести в пример фильм, идея которого навеяна данным произведением — «Ключ от всех дверей».

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Он был старше её, она была хороша.

В её маленьком теле гостила душа.

---

Феноменально! Безнадежный, бескомпромиссный шедевр всех времен и народов! В моем личном рейтинге конечно. Горячо и нежно любимая мною вещь.

Поздний, матёрый Лавкрафтище не оставляет читателю абсолютно ни каких шансов с самых первых страниц. Трогательное описание манеры стучать в дверь, которую использует главный герой, уже заставляет вздрогнуть. Понимаешь, что это «ж-ж-ж» — не спроста. Это то самое Чеховское ружьё, которое автор бережно вешает на стену в первом акте. Дальше — больше. Страх наползает исподволь, тихо но неумолимо, как прилив на пологий берег. Автор не спешит, не делает резких движений, погружая читателя в состояние гипнотического сна, чтобы, не дай Бог, не спугнуть раньше времени, чтоб уж наверняка. И в какой-то момент думаешь: а может все-таки пронесет, может все не так страшно? Но нет — не пронесет, все уже готово к заключительному акту. И в финале тихий стук в дверь звучит оглушительным выстрелом.

Настоятельно рекомендуется для прочтения всем, кроме детей и слабонервных товарищей. Особенно на ночь. Гарантированно будете пугаться малейшего стука и шагов на лестнице.

Десятка с плюсом.

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великолепная вещь. Написана незадолго до кончины писателя. И она действительно пугает — не смогу объяснить, почему — ведь, вроде бы, все тот же филигранный стиль написания, все в старом-добром лавкрафтовском ключе, но вот именно этот рассказ заставляет понервничать. В «Твари на пороге» прослеживаются связи с предыдущими произведениями автора — в основном с «Тенью над Инсмутом», откуда родом одна из главных героинь рассказа. Здесь три главных героя — не совсем типичное решение для Лавкрафта, ибо обычно повествование сужается до одного персонажа, главного героя, — их характеры раскрыты довольно полно для небольшого рассказа — это само по себе вызывает восторг, ведь настолько мастерски описать персонажа в паре абзацев — это талант от бога, несомненно. Помимо этих достоинств Лавкрафт прописывает глубокую сюжетную линию с кучей взаимосвязей между героями и между его предыдущими творениями — и разбираться в них одно удовольствие, тем более что Лавкрафт местами «включает» практически мистический детектив. Характерные атрибуты его творчества также на месте: таинственный особняк, проклятия и тайны, ну и неведомые космические твари, которые, к сожалению, на сцену не выходят — а было бы неплохо на них поглазеть (почитать). Ну и отдельная плашка Мастеру за невероятную концовку — мурашеньки пробегают по коже. :) Браво.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Леденящий душу ночной кошмар из тёмных бездн сознания сумрачного гения...

Оценка: 10
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ «Тварь на пороге» примечателен тем, что один из главных персонажей — женщина. Любому, кто читал Лавкрафта, ясно, что слабую половину человечества он не жалует: все его герои — убежденные холостяки, по крайней мере, ни о каких подругах и женах не вспоминают. Лишь изредка на страницах его рассказов и повестей мелькнет женщина-мать, любовниц же, дев и красавиц нет вовсе. Впрочем, вот есть — Асенат. Знакомьтесь — исчадие ада, дьяволица, хищная волчица в человеческом облике, и прочее в том же духе. Всю свою зловещую натуру ярко проявила именно во время супружеской жизни. Для чего же этому суккубу супружество? Дело в том что Асенат считала мужчину «человеком в полном смысле этого слова», чьей душой она и мечтала завладеть. Призрак одного неудачного брака с нью-йоркской еврейкой маячит на горизонте...

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лафкрафт депрессивен, мрачен, страшен, но он хронист. Большинство рассказов написаны как монологи-хроники, не касающиеся иных чувств героев, кроме страха. «Тварь на пороге» — один из немногих эмоциональных произведений, где Лавкрафт пытается не просто нагнать страху, но ещё и вызвать глубокое сопеживние герою, сильное желание хорошей концовки.

Оценка: 10
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Блестящее произведение блестящего автора. Говард Филлипс Лавкрафт не зря был есть и будет считаться одним из основных мэтров жанра мистики и ужасов. Так, как писал он, являлось заветной мечтой Стивена Кинга, не раз признававшегося, что ему никогда не научиться создавать подобные произведения. Лавкрафтом восхищались и от него благоговели. Он видел так, как не видел никто другой. Каждое его произведение — это отдельное слово в мировой литературе.

Повесть «Тварь на пороге» по праву считается одной из лучших в творчестве писателя. Тот ужас, который автор стремился перенести на страницы своего произведения, удался с пугающей достоверностью. Кровь начинает стынуть в жилах, когда приступаешь к прочтению этой повести и, по-настоящему жаль становится Эдварда Дерби, которому судьба уготовила такую ужасную жизнь и смерть. Произведение стоит того, чтобы прочитать его хотя бы раз в жизни. Это уже классика жанра, на которую необходимо ровняться будущим писателям, позиционирующим себя в жанрах horror и мистика.

Оценка: 10
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитала совсем недавно. Первое впечатление было — что это? Где диалоги? Где биение жизни? Где, в конце концов, смысл? Когда же я дойду до страшного места?.. В общем, первые пять страниц меня не интриговали нисколько.

А потом... потом свершилось то, что называют любовь с первого взгляда. Да, там не было кровищи на полу и по стенам, там не было высасывания мозгов через нос, но там был ужас — ужас человека, теряющего друга. Описано все нормальным понятным языком, но вот как раз основыне чувства переданы великолепно. И тварь, умершая на пороге дома героя, хоть и не страшит тело (как говорится, до дрожи в коленка), но ужасает ум.

Прекрасный рассказ.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх