Г. Ф. Лавкрафт «Тварь на пороге»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы (Лавкрафтианский хоррор )
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Обмен разумов, перемещение разума
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Эдвард Дерби рос физически слабым, но необыкновенно одарённым ребёнком. В семь лет он уже сочинял стихи, в шестнадцать стал студентом университета, закончив последний за три года. При этом у него почти не было друзей, и жил он вместе с родителями даже по исполнении 30 лет.
Но однажды Эдвард встречает девушку — Асенат Уэйт, и сразу же влюбляется в неё. Вот только об Асенат ходили дурные слухи насчет её гипнотических способностей. К тому же, она была родом из Инсмута — полузаброшенного городка, овеянного таинственными и жуткими легендами...
Входит в:
— цикл «Мифы Ктулху» > цикл «Мифы Лавкрафта»
— журнал «Weird Tales, January 1937», 1937 г.
— сборник «The Outsider and Others», 1939 г.
— сборник «Best Supernatural Stories of H. P. Lovecraft», 1945 г.
— антологию «And the Darkness Falls», 1946 г.
— антологию «The Macabre Reader», 1959 г.
— антологию «Spine Chillers: an Anthology of Mystery and Horror», 1961 г.
— сборник «The Dunwich Horror and Others», 1963 г.
— антологию «Best Horror Stories 2», 1965 г.
— сборник «3 Tales of Horror», 1967 г.
— антологию «Christopher Lee's New Chamber of Horrors», 1974 г.
— антологию «The Devil’s Children: Tales of Demons & Exorcists», 1974 г.
— антологию «Yankee Witches», 1988 г.
— журнал «ПиФ. Приключения и Фантастика. Выпуск 24», 1992 г.
— антологию «Чёрный нимб и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— «Тёмные аллеи», 2007 г.
— сборник «The Fiction: Complete and Unabridged», 2008 г.
— антологию «American Fantastic Tales: Terror and the Uncanny», 2009 г.
— сборник «The Call of Cthulhu and Other Weird Tales», 2011 г.
— сборник «The New Annotated H. P. Lovecraft», 2014 г.
— антологию «Damned Yankees», 2019 г.
Экранизации:
— «Подходящая плоть» / «Suitable Flesh» 2023, США, реж: Джо Линч
Периодика:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DrinkFromTheCup, 15 марта 2023 г.
Чудовищное произведение. По-настоящему страшное. Вот это я понимаю, самый настоящий хоррор. Без крови, [censored] и расчленёнки, с помощью только заурядных описаний житейских ситуаций (и немножечко полунамёков, и капелька мистики) автор выписал что-то такое, что вполне может вызвать у впечатлительного человека фобию.
Наличие спойлера в первом же абзаце совершенно не портит произведение, а разжигает любопытство. Слишком уж интересно закручена интрига...
Обращаться осторожно.
artem-sailer, 21 ноября 2022 г.
И вновь безумие, и вновь похищение разума, и вновь тайные культы, зловещие и нежеланные гости из мира то ли потустороннего, то ли инопланетного. Как отмечали некоторые предыдущие докладчики, в этом произведении Лавкрафт в центр сюжета ставит женщину, что для его творчества непривычно. И, разумеется, героиня эта совсем не привлекает к себе, потому что она и есть настоящее исчадие ада.
Постепенное и неумолимое помешательство, страх за целостность собственного разума — добротная лавкрафтовская история, держит в напряжении.
Стронций 88, 3 июля 2024 г.
Удивительное сходство между этим рассказом и самым крупным произведением автора – романом «История Чарльза Декстера Варда». Будто я только что прочитал некий его вариант – настолько они походи и сюжетно и по смыслу. Интересно только, какая же из историй была первой?..
По правде сказать, этот вариант понравился мне гораздо больше. Нравится его сжатость, хотя рассказ сам по себе не из коротких и может даже потянуть на маленькую повесть. В любом случае он не виснет, и – как это было в романе – не получаешь разочарования от некоторой заторможенности героев, когда суть происходящего уже ясна, а они никак не дойдут до истин, лежащих на поверхности. Да и весь этот слегка отстраненный, скупой, немного напоминающий журналистский, стиль рассказу идёт гораздо лучше, чем роману. Немного только это нарушение хронологии в конце – такая слишком уж нарочитая эмоциональность героя – смазывали мне гладкость восприятия текста.
А ещё этот рассказ более вовлечён в мифы Ктулху (в романе же этого было до разочарования мало). Даже весьма приятно потянулись корни из Инсмута, но и не только… Таким образом это больший представитель цикла мифов Ктулху, чем «История Чарльза Декстера Варда». В любом случае, он, если и не удивил (проклюнувшаяся схожесть развеяла мне весь туман сюжетной интриги), то прочитался всё же с некоторым удовольствием.
Козлов, 21 ноября 2022 г.
Очень похоже на усовершенствованную версию «Истории Чарльза Декстера Варда». Отношение к этому рассказу у меня немного лучше. Но опять у Лавкрафта история от первого лица выходит с какими-то проблемами. Видимо, он считает этот метод лучшим способом выражения своих мыслей и чувств, а удачно выходит только, когда личность рассказчика проработана. Собственную личность прорабатывать не нужно. Эмоциональные моменты сами, иногда удачно, попадаются. А ведь, рассказ от первого лица и хроника событий — тем более свидетельские показания — вещи совсем разные. Либо делайте рассказчика активным участником всех событий, либо оставляйте намеки на что-то не замеченное и личную точку зрения. Все-таки, очень удобно, что сейчас существует понятие карманной вселенной. Можно сказать, «Тварь на пороге» — часть мира «Мифов Ктулху». Но, во-первых, что это меняет? Наоборот, весь ужас рассказа автоматически надо оторвать от реальности. Во-вторых, раньше таких понятий не было. Была традиция «личных городов» — как в комиксах — чтобы героя не отправлять в путешествия по стране. Лавкрафт заложил туда немного реализма, но, одновременно, обстановка Новой Англии остается декорациями, и рассказ строится на современных писателю, узнаваемых для читателя приемах — иначе и не напечатали бы. Где же здесь великолепие и шедевральность, о которых все твердят? Лавкрафт стал более умелым писателем? Да. Но, если раньше в его рассказах я видел чисто «механические» логические противоречия: вставил тему — не раскрыл, вставил непонятный мешающий элемент, — то теперь логическая дыра в самой сути рассказа. Если убрать «мир Лавкрафта», то как объяснить реальность произошедшего? Просто. Врачи ничего не могут, полиция ничего не видит. Некий гражданин, живущий в пуританском обществе, где все друг о друге плодят слухи, как истинный джентльмен с железобетонными нервами никого ни в чем не обвиняет и никому не мешает. А потом расстреливает лучшего друга, попавшего в психушку. В доме у него находят разлагающийся труп. А сам он машет листком с каракулями, уверяя, что узнал почерк погибшего. Последовательность последних событий я так и не понял: его, что каждый раз полиция отпускала что ли? В рассказе мне показали: трупы, чудовищ, магию, безумие и даже намеки на половые извращения. Но мне не страшно. Потому, что в реальности такого не бывает. А если бы было, то это случалось бы постоянно. И какие выводы тогда сделаем? Тюрьмы забиты невинно осужденными благородными убийцами, а сумасшедшие дома — неуслышанными пророками? И все-все молчат. Лавкрафт свою точку зрения не доказывает примерами. Он подходящие события придумывает полностью. Так, чтобы и оправдания были не нужны. Но в конце опять истеричные оправдания о реальности всего происходящего. Герой ведь сходит с ума. Герой хочет, чтобы ему верили. Видимо, врачи и полиция его за кадром скрутили. Или автор забыл напомнить читателю, что фантазии и реальность — одно и то же (может в те годы ему уже и не нужно было даже себе напоминать).
Так и выходит, что Лавкрафт пишет от первого лица, потому что готов жить в мире собственной чуши. А читающий обыватель ставит себя на место главного героя, чтобы интересные моменты посмотреть. Не сам рассказ ему интересен. Книгу можно прочитать несколько раз по разному: с разным настроением, с новой информацией, увидев ранее не замеченные детали. А перечитывая «Тварь на пороге», что нового Вы увидите? Мелкая и скучная история для журнала ужасов. Несмотря на все плюсы нужна целая новая вселенная, чтобы рассказ функционировал как надо. Но и тогда он будет лишь кирпичиком.
Селеста, 15 сентября 2019 г.
Рассказ, пропитанный невероятной жалостью, которую лично я испытывала при прочтении — жалостью к персонажу, павшему жертвой чужой хитрости. Сюжет абсолютно предсказуем, как и во всех рассказах Лавкрафта, но это ничуть не портит историю.
Orion-Seregil, 9 октября 2019 г.
Идея с переселением душ, столь обычная для нашего времени, по видимому в то время должна была будоражить сознание. Для своего времени рассказ мистичен и вселяет истинный страх. Будучи киноманом, могу привести в пример фильм, идея которого навеяна данным произведением — «Ключ от всех дверей».
avsergeev71, 12 сентября 2016 г.
Он был старше её, она была хороша.
В её маленьком теле гостила душа.
---
Феноменально! Безнадежный, бескомпромиссный шедевр всех времен и народов! В моем личном рейтинге конечно. Горячо и нежно любимая мною вещь.
Поздний, матёрый Лавкрафтище не оставляет читателю абсолютно ни каких шансов с самых первых страниц. Трогательное описание манеры стучать в дверь, которую использует главный герой, уже заставляет вздрогнуть. Понимаешь, что это «ж-ж-ж» — не спроста. Это то самое Чеховское ружьё, которое автор бережно вешает на стену в первом акте. Дальше — больше. Страх наползает исподволь, тихо но неумолимо, как прилив на пологий берег. Автор не спешит, не делает резких движений, погружая читателя в состояние гипнотического сна, чтобы, не дай Бог, не спугнуть раньше времени, чтоб уж наверняка. И в какой-то момент думаешь: а может все-таки пронесет, может все не так страшно? Но нет — не пронесет, все уже готово к заключительному акту. И в финале тихий стук в дверь звучит оглушительным выстрелом.
Настоятельно рекомендуется для прочтения всем, кроме детей и слабонервных товарищей. Особенно на ночь. Гарантированно будете пугаться малейшего стука и шагов на лестнице.
Десятка с плюсом.
fantamystic, 4 ноября 2015 г.
Великолепная вещь. Написана незадолго до кончины писателя. И она действительно пугает — не смогу объяснить, почему — ведь, вроде бы, все тот же филигранный стиль написания, все в старом-добром лавкрафтовском ключе, но вот именно этот рассказ заставляет понервничать. В «Твари на пороге» прослеживаются связи с предыдущими произведениями автора — в основном с «Тенью над Инсмутом», откуда родом одна из главных героинь рассказа. Здесь три главных героя — не совсем типичное решение для Лавкрафта, ибо обычно повествование сужается до одного персонажа, главного героя, — их характеры раскрыты довольно полно для небольшого рассказа — это само по себе вызывает восторг, ведь настолько мастерски описать персонажа в паре абзацев — это талант от бога, несомненно. Помимо этих достоинств Лавкрафт прописывает глубокую сюжетную линию с кучей взаимосвязей между героями и между его предыдущими творениями — и разбираться в них одно удовольствие, тем более что Лавкрафт местами «включает» практически мистический детектив. Характерные атрибуты его творчества также на месте: таинственный особняк, проклятия и тайны, ну и неведомые космические твари, которые, к сожалению, на сцену не выходят — а было бы неплохо на них поглазеть (почитать). Ну и отдельная плашка Мастеру за невероятную концовку — мурашеньки пробегают по коже. :) Браво.
Труппи Тупп, 7 июля 2018 г.
Леденящий душу ночной кошмар из тёмных бездн сознания сумрачного гения...
Zangezi, 27 июня 2013 г.
Рассказ «Тварь на пороге» примечателен тем, что один из главных персонажей — женщина. Любому, кто читал Лавкрафта, ясно, что слабую половину человечества он не жалует: все его герои — убежденные холостяки, по крайней мере, ни о каких подругах и женах не вспоминают. Лишь изредка на страницах его рассказов и повестей мелькнет женщина-мать, любовниц же, дев и красавиц нет вовсе. Впрочем, вот есть — Асенат. Знакомьтесь — исчадие ада, дьяволица, хищная волчица в человеческом облике, и прочее в том же духе. Всю свою зловещую натуру ярко проявила именно во время супружеской жизни. Для чего же этому суккубу супружество? Дело в том что Асенат считала мужчину «человеком в полном смысле этого слова», чьей душой она и мечтала завладеть. Призрак одного неудачного брака с нью-йоркской еврейкой маячит на горизонте...
Илориан, 16 июня 2014 г.
Лафкрафт депрессивен, мрачен, страшен, но он хронист. Большинство рассказов написаны как монологи-хроники, не касающиеся иных чувств героев, кроме страха. «Тварь на пороге» — один из немногих эмоциональных произведений, где Лавкрафт пытается не просто нагнать страху, но ещё и вызвать глубокое сопеживние герою, сильное желание хорошей концовки.
Caspian, 20 августа 2011 г.
Блестящее произведение блестящего автора. Говард Филлипс Лавкрафт не зря был есть и будет считаться одним из основных мэтров жанра мистики и ужасов. Так, как писал он, являлось заветной мечтой Стивена Кинга, не раз признававшегося, что ему никогда не научиться создавать подобные произведения. Лавкрафтом восхищались и от него благоговели. Он видел так, как не видел никто другой. Каждое его произведение — это отдельное слово в мировой литературе.
Повесть «Тварь на пороге» по праву считается одной из лучших в творчестве писателя. Тот ужас, который автор стремился перенести на страницы своего произведения, удался с пугающей достоверностью. Кровь начинает стынуть в жилах, когда приступаешь к прочтению этой повести и, по-настоящему жаль становится Эдварда Дерби, которому судьба уготовила такую ужасную жизнь и смерть. Произведение стоит того, чтобы прочитать его хотя бы раз в жизни. Это уже классика жанра, на которую необходимо ровняться будущим писателям, позиционирующим себя в жанрах horror и мистика.
evridik, 21 августа 2009 г.
Прочитала совсем недавно. Первое впечатление было — что это? Где диалоги? Где биение жизни? Где, в конце концов, смысл? Когда же я дойду до страшного места?.. В общем, первые пять страниц меня не интриговали нисколько.
А потом... потом свершилось то, что называют любовь с первого взгляда. Да, там не было кровищи на полу и по стенам, там не было высасывания мозгов через нос, но там был ужас — ужас человека, теряющего друга. Описано все нормальным понятным языком, но вот как раз основыне чувства переданы великолепно. И тварь, умершая на пороге дома героя, хоть и не страшит тело (как говорится, до дрожи в коленка), но ужасает ум.
Прекрасный рассказ.
Сказочник, 27 мая 2013 г.
Один из коньков Лавкрафта — переселение душ. Интрига раскрывается в самом начале рассказа, то есть, детективной составляющей ровным счетом никакой. Но ведь данное проиведение берет за душу совсем не этим, а атмосферой, отчаянием одного из главных героев, ощущением его полнейшей беспомощности перед силами,намного превосходящими вообще все, с чем только может столкнуться современный человек.
wertuoz, 6 марта 2013 г.
Данное произведение скрасило для меня несколько вечеров и очень порадовало. На фоне общей картины, которая сложилась у меня о творчестве автора, этот рассказ выглядит намного ярче и интереснее. Не знаю, что за этим может стоять. Возможно, именно здесь прослеживается некая альтернативная история, некая связь с другими произведениями автора: «Тень над иннсмаутом», «Хребты безумия».
Ведь именно в рассказе «Тень над иннсмаутом» мы видели этот мрачный и странный город, населенный мистическими созданиями и мутантами, о котором говорится и не раз в данном произведении(только почему-то переводчики решили назвать город «Инсмут»), и в котором происходили ужасные и мистические вещи. И для меня, как человека прочитавшего немало книг автора, данная сюжетная линия более насыщена и более полна в своем безумии и ужасе, который легким холодком подкатывает к горлу. Именно эта связь, эта нить, проходящая сквозь несколько разных на первый взгляд произведений, и вдохнула в этот рассказ вторую жизнь и имеет некоторое второе дно.
История как и всегда печальная, и как всегда затрагивает тайны о мистическом подводном городе, где спит грозный Ктулху. Знаете, а ведь Лавкрафт действительно был одержим этой идеей. В его произведениях, чуть ли не каждое готовит для читателя очередное приключение, которое в конце концов приводит героев к странным и мистическим подводным богам. И понимая всю эту одержимость, невольно задумываешься, не может ли все это быть правдой.