Станислав Лем «Абсолютная пустота»
Книга явно и откровенно не состоит из беллетристических произведений. Коротенькие тексты, составляющие ее — это рецензии. На литературные, научные и научно-популярные книги различных по национальности авторов — американцев, французов, англичан, итальянцев — кого здесь только нет! Впрочем, кого здесь нет, все-таки можно сказать со всей определенностью: среди авторов книг, которые так старательно рецензирует Лем в “Абсолютной пустоте”, нет ни одного реального человека. В действительности ни одна из этих книг не была написана. Лем рецензирует несуществующие книги несуществующих авторов.
В рецензии на несуществующую фантастическую книгу “Одиссей из Итаки” сам Лем выстраивает следующую классификацию гениев:
“Сперва идут гении обыкновенные, дюжинные, то есть третьего класса, неспособные далеко шагнуть за умственный горизонт эпохи. Им приходится гораздо легче других, нередко они бывают оценены по заслугам и даже добиваются денег и славы. Гении второго класса — гораздо более твердый орешек для современников (...) В древности их обычно побивали камнями, в средневековье жгли на кострах, позже, в связи со смягчением нравов, им позволялось умирать естественной смертью от голода (...) И все же в конечном счете гениев II класса ожидает признание, то есть загробный триумф (...) Второклассных гениев открывает либо следующее поколение, либо одно из позднейших; гениев первого класса не знает никто и никогда, ни при жизни, ни после смерти. Это — открыватели истин настолько невероятных, глашатаи новшеств настолько революционных, что их абсолютно никто оценить не в силах.”
Одна мз самых интересных псевдорецензий — “Культура как ошибка”.
По сути дела в ее рамках рассматривается сразу две концепции: человеческая культура, как свод случайно (а часто — и ошибочно) закрепленных канонов и догм, и культура — как духовный протез, которым люди пользуются, когда реальные возможности уже исчерпаны. Например: “Для последовательного материалиста сопоставление трупов с экскрементами должно быть (...) естественным. Однако от последних мы избавляемся незаметно, а от первых — с помпой, торжественно, обряжая во множество дорогих и сложных упаковок”.
“Да это же цинизм!” — может отшатнуться в ужасе читатель. И будет неправ. Ибо цинизм ставит своей целью оскорбление, а произведения Лема — только поиск истины. Истина же — довольно колючая штуковина. И горькая. Вслушайтесь в то, как продолжает размышлять Лем по поводу похорон: “Торжественные похоронные ритуалы — это лишь способ заглушить наш естественный протест против то-го позорного факта, что человек смертен. Ибо действительно постыдно, что разум (...) в конце концов исчезает в луже гнили”.
В произведение входит:
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
|||
|
![]() |
циклы
романы
повести
графические произведения
рассказы и пр.
Входит в:
— цикл «Библиотека XXI века»
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
ami568, 5 сентября 2021 г.
Эту книгу нужно воспринимать, как рассказ вашего знакомого о книгах, которые он прочитал.
Автор решил уйти от привычного ему мира фантастики, и погрузиться в мир философии, психологизмов, представив это все в нескольких рассказах, которые есть рецензии на книги. Книги, которых нет. Вот такой необычный формат. Каждая из статей оригинальна, своеобразна, с подчас шокирующим сюжетом.
В начале чтения я недоумевала, что это Лем написал такое. Книгу я выбрала особо не вдаваясь в изучение сюжета. Если Лем — значит фантастика. Но не тут то было.
Несколько статей меня особо поразили.
Робинзонады. Это роман о новом робинзоне, который попал на необитаемый остров, и там, чтоб не сойти с ума, сошел с ума, создавая в своей голове все новых персонажей своей жизни на острове. Все это скатилось в жуткий треш, особенно мне понравилось, как девушка Срединка родила трехногий табурет, так как она и сама трехногая. А потому она трехногая, чтоб не привлекать робинзона, как женщина.
Гигамеш. Как по мне — это насмешка над «Улиссом» Джеймса Джойса. Рецензия на книгу, в которой заложено столько смыслов, загадок, да что там, знаний всего человечества, что автору пришлось самому написать дополнительную книгу — толкование, чтоб читатели уловили всю мудрость. И это все затолкал в сцену пути гангстера на повешение. Там одно только название вмещает больше сотни смыслов.
Не буду служить. О персонетике, о науке искуственного создания существ. Вроде как искуственные интеллекты, заточенные в определенный мир, и не знающие своего творца, рассуждают о Боге. Поразило то, что в таком же положении можем оказаться и мы, человечество. Кто то нас создал, а теперь наблюдает.
Там еще очень много философских размышлений о культуре, о литературе, о понимании гениев. Но читать было интересно. Я давно хотела почитать что то такое, и тут счастливый случай в виде Лема с его «Абсолютной пустотой.»
mputnik, 3 апреля 2020 г.
Качество сборника — много выше стандартного, существенно значимее официальной нормы «30/70» (доля текстов с оценкой «7» и выше / доля текстов с оценкой «5» и выше). На русский язык это «критериальственное мозгокрутство» переводится примерно так: «...две трети — вполне читабельно, из них около половины (чуть меньше) — более, чем хорошо...».
А «много выше» (тут конкретно) — это вот так: «50/100». То есть «вполне читабельны» — ВСЕ, а «более, чем хорошо» — каждый второй. Шикарная оценка. Первая ТАКАЯ на моей памяти.
По «лучшие среди лучших» (есть и такие) — их всего четверо:
- Новая Космогония;
- Культура как ошибка;
- Одиссей из Итаки;
- Абслолютная пустота.
А вообще самый — самый, на уровне неповторимой гениальности — это, конечно же, Новая Космогония
Изенгрим, 9 сентября 2014 г.
Обман и надувательство: книга, позиционируемая как сборник рецензий на несуществующие произведения несуществующих авторов, почти полностью состоит из синопсисов романов, которые Лем по каким-то причинам не захотел или не смог написать. Действительно рецензией можно назвать лишь «Робинзонады» Марселя Коски, все остальное — вперемешку — зародыши, не воплотившиеся идеи, запись автором своих мыслей, которые не удалось никуда вставить, но и выбрасывать жалко, просто демагогические рассуждения («Ты» Раймонда Сера), забавные философские кунштюки («Культура как ошибка»), выплески раздражения («Гигамеш») и тому подобное. Вместе с водой Лем выплеснул ребенка: некоторые из синопсисов описывают произведения, которые очень бы хотелось прочитать в полном формате — «Группенфюрер Луи XIV», например, или «Идиот» Спалланцани, и формат псевдорецензий больше похож на ремарку — сам не ам и другим не дам. Положение Лема как у собаки на сене, как у старателя, быстро застолбившего кучу обещающих участков, но не способного — да и не желающего — их разработать. Талант польского фантаста сквозит из всех щелей — он походя делает поразительные по новизне предположения, идет по непроторенным дорогам, но тем обидней сознавать, что само здание, чьи чертежи мы увидели, никогда не будет построено — архитектор то ли ленив, то ли просто трололо.
starko22, 3 июля 2014 г.
Интересный замысел осуществленный писателем-интеллектуалом. Лично я купив книгу был доволен. Прочитав-доволен вдвойне. В этой книге есть и идеи, и стеб, и авторский взгляд на вещи. В «Группенфюрер Луи XIV» чувствуется что юность автора шла параллельно с нелицеприятными событиями в Европе.
Книга рекомендуется любителям Лема, а также социальной и философской фантастики. Это книга не на один вечер. Параллельно чтению желательно осмысливать прочитанное.
Igolo4ka, 25 декабря 2013 г.
Идея просто шикарная! Подумайте сами — написать рецензию на то, чего нет. Как в русских народных сказках, «то, чего на свете нет». Бралась за книгу с трепетом.
И разочарованию моему не было предела. Автор постоянно скатывается в банальное описание сюжета этих самых книг. Ощущение такое, что «Абсолютная пустота» — сборник наметок для будущих произведений автора. Или список идей «чтоб не забыть». Это первое (и пока единственное) произведение, которое я прочитала у Лема. Но и беглого взгляда на его библиографию хватает, чтобы с уверенностью утверждать, что с фантазией тут все в порядке. Это я к тому, что какие-то идеи приходится записывать на будущее, чтобы потом к ним вернуться и не потерять.
Философско-этические параграфы лично меня также не вдохновили. Тоже очень похожи на небрежные заметки «для себя». Другим, тем более не в личной беседе, а через текст, этику и нравственность так не излагают. Хотя, может, тут меня испортили многочисленные труды философов, прочитанные в университетские годы.
В итоге произведение оставило непонятное, скорее негативное ощущение. Разочарование от не оправдавшихся ожиданий (в принципе, тут тоже сама виновата) и искренне восхищение неординарностью идей и точек зрения.
Pupsjara, 4 августа 2007 г.
Очень неплохой сборник рецензий на несуществующие книги, даже есть нобелевская речь, полностью выдуманная автором. Сборник очень ровный, имхо только парочка слабых произведений. Многие рецензии очень ироничны и все философичны. Эрудиция автора, его знания, идеи просто поражают. Сборник могу порекомендовать только интеллектуалам, так-как чтение не легкое, затрагивается множество тем, наук, рецензии кишат научными терминами, половину которых я, несмотря на в/о, просто банально не знал. :blush:
Kalkin, 12 мая 2007 г.
В этом сборнике новелл присутствует много интересных идей, порой достаточно неожиданных. Чаще, впрочем, это взгляд со стороны на некоторую известную проблему, переосмысление подходов к ней. Отличная игра для ума. К сожалению, не во всех вещах сборника чувствуется та легкость, искрометность, которая была в «Ийоне Тихом» и «Кибериаде». А так — обязательно к прочтению, но только после «основных», классических произведений.