fantlab ru

Джеймс Хоган «Звёзды в наследство»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.11
Оценок:
83
Моя оценка:
-

подробнее

Звёзды в наследство

Inherit the Stars

Роман, год; цикл «Гиганты»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Произведение в жанре космической археологии. На Луне обнаружены артефакты, возраст которых намного больше возраста всех известных человеческих цивилизаций. Их изучение приводит к неожиданным открытиям.

Входит в:

— цикл «Гиганты»

— журнал «Urania #739», 1978 г.

— сборник «The Minervan Experiment», 1982 г.

— сборник «The Giants Novels», 1991 г.

— сборник «The Two Moons», 2006 г.


Награды и премии:


лауреат
Премия Сэйун / 星雲賞 / Seiunshō, 第12回 (1981) // Переводной роман

Номинации на премии:


номинант
Китайская премия Синъюнь («Туманность») / Xingyun Awards (Nebula Award), 2022 // 3арубежная книга (Великобритания/США)

Похожие произведения:

 

 


Звёзды в наследство
2024 г.

Периодика:

Urania #739
1978 г.
(итальянский)

Самиздат и фэнзины:


Издания на иностранных языках:

Inherit the Stars
1977 г.
(английский)
Ruïnes op de Maan
1979 г.
(голландский)
星を継ぐもの
1980 г.
(японский)
Der tote Raumfahrer
1981 г.
(немецкий)
Inherit the Stars
1981 г.
(английский)
Herederos de las estrellas
1986 г.
(испанский)
Gwiezdne dziedzictwo
1993 г.
(польский)
星之继承者
2021 г.
(китайский)




 




Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я с удовольствием прочитал книгу, надеюсь, что будет издан весь цикл «Гиганты».

В этой истории мы узнаём, что история истоков человечества может быть поставлена под сомнение археологической находкой на Луне.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ведь найденный погибший космонавт по всем признакам является если не близким родственником, то вероятным предком современного человечества.

Интересно было читая следить за процессом изучения находки и моделирования различных противоречащих научных концепций, которые должы были ответить на вопросы, непременно возникшие при детальном исследовании погибшего Чарли, как его окрестили на Земле. Показанный способ научных исследований не был прям захватывающим, но ярко выраженный главный герой — Вик Хант, учёный, ставший главой исследовательских групп — вызывал некие переживания, его глазами автор передавал ощущения от научных открытий.

Являясь твёрдой научной фантастикой, книга содержит ряд интересных предсказаний автора в области геополитики, технических устройств, методов социальных взаимодействий. Где-то у него получились стопроцентные попадания, в чём-то он кардинально промахнулся, но, в любом случае, взглянуть глазами человека семидесятых на сегодняшний мир (а в романе описываемые события происходят в конце 2020-х) — интересный опыт.

Роман представляется мне законченным, целостным произведением, не оставляющим никаких вопросов касательно заглавной интриги, но и блестящий клиффхэнгер абсолютно точно заставит меня купить следующую книгу.

Известный астроном и популяризатор науки в интернете Владимир Сурдин написал занятное послесловие как научный редактор от издательства «Эксплорер букс». Соглашусь с ним, что «...Хоган, подобно Ж. Верну, радует нас короткой научно-популярной лекцией — о строении и функциях млекопитающих, об основах дарвиновской эволюции, о законах термодинамики, о научном методе, основанном на «бритве Оккама», об отношении учёных к религии и т.п.»

Оценка: 9
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман Хогана появился сразу после окончания Лунной гонки, в атмосфере головокружения от стремительно растущих достижений и поистине фантастических успехов, за которыми не последовало соответствующего продолжения. Сам Хоган писал, что стимулом к написанию книги послужил фильм «Космическая одиссея 2001 года» С. Кубрика, чрезвычайно впечатливший его, но одновременно оставивший простор для собственной фантазии и полемики с Кларком. Однако начинаются «Звезды в наследство» вполне себе камерным научно-исследовательским детективом.

Дана загадка — найденные на Луне останки космонавта, который не мог исчезнуть с человеческих лунных баз. Более того, различные тесты показали, что существо погибло пятьдесят тысяч лет назад. Космические силы ООН формируют исследовательские группы, чтобы раскрыть эту загадку. В том числе привлекают к работе доктора Ханта, талантливого ученого и эрудита. Следует сразу констатировать печальный факт: текст романа не может похвастаться особыми художественными достоинствами. Когда Хоган придумывает образное сравнение, зачастую испытываешь неловкость. Но первая половина книги, в которой сюжет вращается исключительно вокруг загадочных останков, и не нуждается в изобразительных средствах.

В лучших традициях производственной НФ Хоган со знанием дела описывает сосредоточенную работу исследователей из разных научных областей. Азартно и воодушевленно ученые пытаются наилучшим образом использовать те скудные данные, что оказались в их распоряжении. В ход идет все — размер и форма кровеносных сосудов лунарианца, особенности костной системы, разобранные на молекулярные слои листы из его книжек, содержимое контейнеров с продуктами. Особое внимание Хоган уделяет управленческим проблемам, когда организация обработки и анализа добытой разными учеными информации может кардинально повлиять на качество и оперативность результатов. В этом отношении первая половина романа являет собой отличное и увлекательное чтение для тех, кто тоскует по классической производственной НФ, по конфликтам хорошего и лучшего, по чистой науке без примесей сюрреализма, психопатии или абсурда.

Однако во второй половине «Звезд в наследство» Хоган резко смещает фокус с одиночного артефакта, который исследовался подчеркнуто научными методами, на цивилизационное развитие человечества и его предшественников в масштабах тысячелетий, а то и миллионов лет! Вместо одного единственного фантастического допущения о существовании братьев по разуму теперь Хоган бомбардирует читателя быстро нарастающим потоком гипотетических, спорных и откровенно выдуманных идей. И хотя автор устами своих персонажей еще недавно воспевал научный подход, само повествование выламывается из строгих рамок НФ и скатывается в стройные, но абсолютно фантазийные теории, которые отличаются от конспирологии лишь позиционированием романа, как художественного текста.

Там, где Кларк давно бы поставил многоточие, Хоган добавляет все больше выдуманных сущностей, создавая оригинальную авторскую вселенную, увы, уже не способную концептуально претендовать на научность, тем более «твердую». У него могла бы получиться отличная космоопера с иными расами и видами, звездолетами и оригинальной механикой перелетов, но ближе к финалу персонажи обесцвечиваются, превращаясь в авторских марионеток, поочередно выходящих на сцену и зачитывающих единый монолог. Монолог о планетарных и цивилизационных опасностях, о хрупкости разумной жизни и ее неукротимой стойкости, упрямстве и стремлении к развитии и познанию. Чистому, не привязанному к конкретной стране или нации.

Итог: суховатая архаичная космоопера, колеблющаяся между твердой НФ и конспирологическими теориями.

Оценка: 7
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга написана в 77 году и является первым опытом автора.

Сюжет такой: недалёкое будущее (по мнению автора к 2020 люди вовсю летают на Луну).

Однажды одна из экспедиций обнаруживает в пещере на Луне человека в скафандре. Умершего 50 тысяч лет назад. В связи с этим начинается расследование причин его смерти, да и вообще — придётся пересмотреть все взгляды на развитие человечества.

Почему-то планета, которую все остальные называют Фаэтон, у автора носит название Минерва. Да, да — это та что между Марсом и Юпитером.

И здесь — ещё одна версия её уничтожения. А также много: криптографии, сравнительной археологии, технологий.

Очень понравилось. Хоть автор и переоценил нас. Мы до сих пор на Луну не можем даже луноход посадить...И, кстати, у него СССР как ни удивительно для англо-американского фантаста, — очень даже неплох и жив-здоров...

Мало того, — Хогану удалось побывать на самом последнем фантконе СССР, который прошёл в Волгограде.

Очень хорошая, качественная НАУЧНАЯ фантастика, которой сейчас так мало; между прочим описан прибор, который мы сейчас называем томограф.

Что не понравилось: чувство недосказанности. Как могла цивилизация, владеющая «сворачиванием» пространства для передвижения в космосе просто так вот исчезнуть?! Еще — нет главного героя. Ну и конечно так смешно читать про «столовые и рестораны в космической ракете»...

Оценка: 9
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

И как всегда хочется поблагодарить Voyual за перевод очередной книги, неизвестной русскоязычному читателю.

«Звезды в наследство» Хогана — первая проба пера. А первый блин, как известно, порой комом. И в предисловии переводного издания с биографией и библиографией автора видно (да и без него тоже бросается в глаза), что Джеймс Хоган вдохновлялся «Одиссей...» Кубрика и Кларка. Притом больше Кубрика, и та книга, на которую я сейчас пишу отзыв — больше свободная (фанатская) новеллизация фильма, чем роман на основе сценария. Поэтому, конечно, роман Артура Кларка превосходит творение Джеймса Хогана.

В чем именно неудачность романа? Начнем с того, что создать интересную НФ в стиле космической археологии вообще сложно. Одно дело рассказ в таком жанре, а другое — целая романная форма. Первым в память бросается одноименный цикл Макдевита. Кларкианская же «Одиссея...» все же не про археологию, а про ситуацию Странного Контакта. Гораздо более любимый мною поджанр НФ, где требуется еще больше искусства, чем в космоархеологии.

Так вот, этой попытке своеобразной производственной фантастики не хватает... действий. «Наследство...» слишком описательно. Просто до ужаса, излишне, не для читателей детализировано. Явно для раскадровки. А диалогов-то почти нет. Описания вместо разговоров. И череда открытий и их переинтерпретаций вместо сюжета.

Хогану явно не хватает какой-то сюжетики в виде соревновательности, конфликта или игры в произведении. Быков в «100 лекциях...» верно заметил, что открытием советской производственной литературы стало введение игрового элемента в сюжет. Соревнование оживляет производственный жанр. А именно его подвид — это космоархеология. Здесь прямо напрашивалось введение либо соперничества за первенство в раскопках и добычи технологий древних между Советами и Штатами. Либо же более серьезной и перерастающей из борьбы идей в попытки захвата дискурса, так сказать, между соперничающими группами историков, археологов и других героев-экспертов романа. Эта линия лишь косвенно намечается, но не до конца реализуется у Хогана.

Я не буду рассказывать про сами события романа — указананную мной выше череду открытий и их пере- и просто интерпретаций. Ибо спойлеры. Скажу лишь, что для поддержания постоянного интереса у меня как читателя эти события слишком далеко постранично друг от друга отдалены. И порой их пере-интерпретации — слишком регулярно «пере» — уже казались элементами юмористической, а не серьезной фантастики. Да и не даром, смотря на них, Хогану нравились некоторые квазисторики конспирологического толка.

В любом случае первая попытка все же удачная, чем нет. Тем более что потом она разовьется в великолепный «Кодекс Жизнетворца». И, самое главное для меня, в нем космоархеология сменяется Странным Контаком. Очень качественным в исполнении и крайне интересным. Это уже настоящий роман, а не средненькая новеллизация.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

1) Книга связанна с Фаэтоном Казанцева. На уровне Тезиса и Антитезы. Такое очень редко случалось.

2) Первая глава редкий бред уровня Двери в лето Хайнлайна. Теже полубезумные высосанные из пальца изобретения имени автора.

3) Дальше все очень хорошо.

История скелета найденого на Луне, где он быть не мог. История местного Илона Маска принявшего вызов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Сага жителей планеты Фаэтон совершивших невозможное.

Две книги, два взгляда, один фронт бущующей холодной войны хх века.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх