FantLab ru

Ллойд Биггл-младший «Музыкодел»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Голосов:
277
Моя оценка:
-

подробнее

Музыкодел

The Tunesmith

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Если ты музыкант, то продал душу дьяволу от искусства. Если ты музыкант, то должен идти до конца и никогда не сворачивать с однажды выбранной дороги. Если ты музыкант, то должен быть готовым к тому, чтобы быть нищим.

Разумеется — если ты музыкант, а не музыкодел.

Входит в:

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  антологию «НФ: Альманах научной фантастики. Выпуск 3», 1965 г.  >  Зарубежная фантастика

— условный цикл «НФ: альманах научной фантастики»  >  Антологии, примыкающие к серии  >  антологию «Бесконечная игра», 1992 г.  >  Золотой век

— условный цикл «Зарубежная фантастика»  >  антологию «Музы в век звездолётов», 1969 г.

— условный цикл «The Great SF Stories»  >  антологию «The Great SF Stories #19 (1957)», 1989 г.

— журнал «If, August 1957», 1957 г.

— сборник «The Metallic Muse», 1972 г.

— антологию «The Warmest Memory», 1979 г.

— антологию «Безработный робот», 1989 г.

— антологию «Интегральное скерцо», 1989 г.

— антологию «Зарубежная фантастика. Выпуск 2», 1991 г.

— антологию «Masterpieces: The Best Science Fiction of the Century», 2001 г.


Похожие произведения:

 

 


Альманах научной фантастики. Выпуск 3
1965 г.
Альманах научной фантастики. Выпуск 3
1965 г.
Музы в век звездолетов
1969 г.
Безработный робот
1989 г.
Интегральное скерцо
1989 г.
Зарубежная фантастика
1991 г.
Бесконечная игра
1992 г.

Издания на иностранных языках:

If, August 1957
1957 г.
(английский)
The Metallic Muse
1972 г.
(английский)
The Warmest Memory
1979 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 19
1989 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 19 (1957)
1989 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 19
2000 г.
(итальянский)
Le grandi storie della fantascienza 19
2015 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

История о последнем композиторе и великом клавишнике на Земле. Вы думаете, что если Паганини смог играть на скрипке с одной струной, то перед клавишником таких проблем не встает? Прочитайте эту маленькую повесть! Рассказ о человеке, который дал импульс к мощному ренессансу искусства зомбированному и омохнатевшему человечеству. История о гении, рассказанная просто и гениально. Мне не хочется проводить параллелей между серединой прошлого века, когда был написан рассказ, и настоящим. Только просятся слова из совсем другого произведения: «Мы уйдем в неизвестность веков, преисполнясь тревоги, человечеству путь пролагать, умирая в дороге...».

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

А меня наоброт именно сейчас поразил этот рассказ. Ведь уже практически настало время, описанное в этом рассказе. Большинство людей слушают музыку без смысла. Банальный набор звуков, который создается за пару минут..

«Всё равно, что там пишут газеты

- Дети-зомби таращат глаза.»

Оценка: 10
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ одновременно и наивен, и актуален.

Место действия — эдакая лайт-версия «прекрасного нового мира» Хаксли. Искусства нет, есть только РЕКЛАМА. Реклама вместо музыки, кино и телевидения. В ресторанах все танцуют под рекламные ролики, которые транслируются на большом экране. Правит всей этой жутью страшный капиталист, в руках которого вся власть в этой области бизнеса, и нет на него антимонопольного комитета. Все композиторы-поэты-музыканты объединены в свои гильдии, где их жестко контролируют. Качественная работа никому не нужна. Работаешь лучше — ролик актуален дольше — у тебя меньше работы — ты меньше зарабатываешь. А пипл хавает все, так что талантливым быть невыгодно. Но и здесь находится свой андеграунд. И чудак-композитор открывает музыку заново и начинает почти что революцию.

Если бы кроме реклам там присутствовала ужасная попса, написанная тем же синтетическим способом, то было бы во многом очень похоже на сегодняшний день, особенно у нас. В Британии время от времени «выстреливают» талантливые люди вроде Адель или Флоренс Велч. И ведь становятся популярнее, чем куча одинаковых старлеток! И у нас их крутят. Но почему-то наши отечественные продюсеры принципиально не хотят браться ни за что, кроме «поющих трусов». Потому что не формат. А рисковать страшно. Возможно потому, что для этого уже все-таки надо в музыке разбираться... И почему-то до них не доходит, что «ВиаГра» стала популярна не только благодаря сиськам, но еще и потому, что Константин Меладзе все-таки композитор, умеющий писать цепкие вещи. И достаточно неглупый, чтобы подобрать правильное соотношение сисек и мелодии. Но в «Океане Эльзы» сисек вообще нет, и это им не мешает быть жутко популярным коллективом... Думается мне, что господа продюсеры о нас худшего мнения, чем мы на это заслуживаем (это я еще не упоминаю о довольно обширном андеграунде, за который никто не хочет браться в финансовом плане, хотя при правильном подходе можно было бы и на этом заработать, и молодым музыкантам помочь). Так что ситуация в рассказе многим напоминает нынешнюю.

Но не все так плохо. Собственно, реклама уже стала отдельным видом искусства, и ролики делятся на коммерческие и фестивальные. Так что вряд ли когда-нибудь дойдет до описанной автором ситуации. Но главную мысль я с ним вполне разделяю. И теперь, когда искусство не служит больше какой-либо идеологии, будь то церковь, королевский двор или тоталитарное государство, оно в большинстве своем начало служить конъюнктуре со всеми вытекающими из этого последствиями. Но есть и другая часть — некоммерческое искусство. И на Западе ему уделяют все больше внимания. Такое впечатление, что мы понемногу начинаем понимать важность культуры для общества, и многие государства и частные меценаты уже довольно неплохо ее поддерживают. Так что хэппи-энд рассказа тоже кажется не таким уж нереальным, хотя в самом рассказе он возможно слишком наивен.

В целом, прочла как добрую такую светлую сказку с моралью. Не шедевр, но попало мне на многие важные для меня темы.

Мда, сумбурный какой-то отзыв получился. Больше на эмоциях, чем на анализе. Наверно потому, что слишком лично...

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всякий раз, когда я читаю такие книги, меня поражает способность писателей-фантастов заглянуть в будущее, предсказать грядущее развитие человечества.

«Музыкодел», написанный в далеком конце 50-х в данном случае не исключение — Ллойд Биггл-младший на примере музыки великолепно показал духовное обнищание человека. А ведь и в самом деле многие сейчас просто неспособны воспринять музыку сложнее, чем «Лёлик, солнце, я тебя люблю, но замуж не пойду».

Впрочем, по мнению автора, далеко не все еще потеряно — просто должен найтись тот гений, который сможет вывести человеческое восприятие прекрасного из тупика... Очень хотелось бы такого гения все-таки дождаться...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Удивительнейший рассказ: с первого до последнего слова он повествует о музыке, но при этом напряжен, будто хороший триллер. Сама тема, казалось бы, избита: в огромном количестве произведений описана деградация искусства в будущем и появление зомбирующе-примитивного телевидения, которое заменяет все (лично мне при прочтении все вспоминались «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери и «Хранители» Джона Кристофера). Но воплощена эта тема великолепно, и то, что сам автор очень тесно связан с музыкальным искусством, придает рассказу особую яркость.

Один бал сниму за концовку — она показалась мне чуть жестковатой.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Не согласна с последним комментатором. Рассказ, маленькая повесть Биггла- младшего не против коммерческой музыки, рокен- ролла. А против музыки на рекламу- мыло, сыр, куриный бульон...Впервые рассказ прочитала в Советское время. В сборнике Музы в век звездолета. Тоненькая книга, мягкий переплет. Понравилось, зацепило. Начало- в Центре кто- то цепляется за руки и спрашивает- вам нравится это? В финале- я это сделал. Я не смогу написать ярко, как в повести, почему меня это так зацепило. Бак действительно начал возрождение искусства.

Прошло время. В середине девяностых, мои племянники малолетки смотрели мультик. Реклама. Про какой- то куриный бульон. Песня пелась. И мои малолетки , все, запели ту песню. И смешно и грустно

И я вспомнила Музыкодела.

Только 10 баллов.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ очень понравился, несмотря на некоторую притянутую за уши концовку — имею в виду противостояние скромного музыканта и медиамагната. Не потянул бы простой музыкант такой схватки. Да и владельцу бара не совладать с воротилой шоу-бизнеса, не получилось бы у него отомстить за товарища. На мой взгляд, лишнее это было, изрядно подпортило впечатление от очень хорошего добротного произведения, которое до середины повествования держало... Даже цепляло где-то внутри.

Но в целом, если не брать во внимание некоторые моменты, оценка очень даже высока. Будущее коммерческого искусства, где люди слушают песенки, заказанные рекламодателям, смотрят клипы, снятые на эту тему. Современная культура, описанная ещё в 50-х.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень печальный, и даже трагический рассказ. Очень мало в фантастике произведений, в которых грусть и печаль были бы возведены в некое мерило совершенства. Недавно перечитывал этот рассказ, эмоциональное восприятие сохранилось. Это как раз то, за что я люблю классиков фантастики, и крайне осторожно воспринимаю современную фантастику, в которой, кстати, немало оригинальных и сильных работ.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Придёт великое время возрождать то, что потеряет человечество. Сегодня ещё такое время не пришло. Современная музыка и вся массовая культура продолжает низводить человека до уровня восприятия лишь самых простых вещей, на уровне усвоения жвачки. И ведь те, кто это создает сами понимают, что создают! Но продолжают создавать. А те кто потребляет, то же сознает свою деградацию и продолжает потреблять. Получается замкнутый круг. Все мы хотим и получаем то, что хотим и получаем. А значит время возрождения на нашем веку не предстоит. А жаль...

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я наивно думал, что эпоха ТВ давно прошла, а вместо нее начался век интернета. Лично у меня телевизора нет больше 10 лет и совершенно не вижу в нем необходимости. Но прочитав комментарии, я удивился — люди, оказываются, до сих пор смотрят телевизор, но при этом не устают жаловаться на рекламу тампонов и «поющие трусы». Как будто кто-то их заставляет это смотреть и лишил право выбора. Неудивительно, что таким людям понравился рассказ — такое будущее для них уже наступило, они в нем живут и не видят ничего другого. Этих людей даже не жаль, они достойны жить в таком окружении. Мне же этот рассказ показался простенькой сказкой-антиутопией, совершенно неправдоподобной и с типично голливудским развитием сюжета. Но хотелось бы отметить не это. В середине 50-х с разницей в несколько лет были написан «451° по Фаренгейту» и «Музыкодел», два почти одинаковых произведения, в которых рассказывается о будущем, где телевидение заменило книги (Брэдбери) и музыку (Биггл). Я думаю практически никто из русскоязычных читателей не знает, что представляло собой американское телевидение 50-х и чем оно вызывало такую реакцию. А упоминание каких-то утренних ток-шоу в прямом эфире у советского читателя вообще должно было вызывать недоумение — в СССР ничего подобного в то время не было. А второй занимательный момент — это год издания, 1957. Первые годы рок-н-ролла и молодежной музыки. А музыка, о которой так переживает Биггл — это исключительно академическая музыка, Моцарт и Бах. Т.е. под остальными «музыкоделами» он и имел в виду тех, кто пишет популярную коммерческую музыку. Комментаторы, упоминавшие «Машину времени» и Адель просто не поняли рассказа. Все, кроме классической музыки, для Биггла -«музыкоделы», сочиняющие композиции на несколько минут. Именно они зарабатывают больше, чем «серьезные» композиторы. Против них и направлен этот рассказ. Хотели бы вы жить в мире, где есть только симфоническая музыка? Я — нет.

Оценка: 4
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень часто вспоминаю эту вещь в последнее время. Да практически каждые 15 минут, как звучит реклама. А рекламщики ныне даже не заказывают музыку, а используют классику, в том числе рок-музыки, да ещё и прошлых веков. Современные мелодии только для совсем молодёжной аудитории. Так что 60 лет назад был предсказан такой диалог:

- Классная песенка «Машины времени«!

-Какая «машина»? Это из рекламы кофе!

И будут великих музыкантов помнить по рекламным роликам тампонов, банков и автомобилей :(

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читала рассказ в детстве, в советском еще издании, и не прониклась совершенно. Повсеместные рекламные музыкальные ролики, забытая классика — все это казалось просто вычурной фантазией автора. Сейчас это все воспринимается совершенно другими глазами, поежиться хочется от того, насколько близко к реальности подошла эта фантазия.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В советское время этот рассказ меня поразил. А сейчас перечитал – и не нашёл ничего особенного.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Это один из интересных моментов — в течение жизни наши оценки произведения могут меняться. Конечно, прогресс не стоит на месте, и оценка произведения со временем меняется.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В те годы это был один из луших сборников в серии «Зарубежка». Одним из лучших расказов был Музыкодел.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх