Майкл Муркок «Хозяева ямы»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое
- Место действия: Вне Земли (Марс, спутники Марса )
- Время действия: Дочеловеческие времена
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Путешественники (попаданцы) (в другой мир ) | Болезнь/эпидемия/пандемия (включая инвазии)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Правители марсианского города Кенд-Амрида сошли с ума. Они объявили всех жителей города машинами, немедленно подлежащими ремонту. Сознание людей изменено, искажено злыми правителями… Кто поможет?
Ну конечно же, неустрашимые друзья — Майкл Кейн с Земли и Хул Хаджи из Мендишара!
Первая редакция романа вышла в 1965 г. под названием «Варвары Марса» («Barbarians of Mars»).
Входит в:
— цикл «Майкл Кейн»
- /языки:
- русский (4), английский (2)
- /тип:
- книги (5), самиздат (1)
- /перевод:
- В. Липилин (1), Е. Янковская (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 21 октября 2020 г.
Судя по финалу второй части «Хроник Кейна», автор собирался выпустить целую серию книг о марсианских приключениях английского ученого. Но, как видно из дальнейшего, радужным надеждам не суждено было сбыться. А как же иначе, если ты штампуешь эти приключения практически под кальку, изменяя только имена, добавляя новые континенты и обитающие на них народы и заново переписывая историю планеты? Как и в первых двух частях, текст произведения пестрит многочисленными «роялями» и несусветными глупостями, которые персонажи романа творят с полного согласия автора. Большое число ляпов отвлекает вдумчивого читателя от сюжета, и через какое-то время он полностью теряет интерес к прочитанному. В итоге рейтинги оказались столь низкими, что автор был вынужден ограничить цикл тремя романами, в силу чего Кейну так и не удалось сравниться со своим американским vis-a-vis Джоном Картером, чьи похождения по Красной Планете растянулись аж на 11 романов! Лишнее доказательство тому, что даже хороший писатель не в состоянии оживить плохую идею.
Автор, видать, и сам это чувствовал, поэтому оставил в тексте романа оправдание своим бредням: якобы читатели будут считать писателя выдумщиком, пока правительство не рассекретит информацию о трансляторе. Неужели он действительно считал, что кто-то может купиться на подобную чушь?! Впрочем, вспоминаю Великое Лунное Надувательство 1835 года и панику, вызванную радиопостановкой «Войны миров» в 1938 году, и тогда понимаю, что западный читатель мог поверить во что угодно — в лунитов, нашествие марсиан или русских подлодок в Потомак (последние, впрочем, там всё же были).
К сожалению, опять придется указывать на огрехи романа, которые охватывают 90% его объема. Из-за этого роман не воспринимается как серьезная научная фантастика, а, скорее, как пародия на наиболее известные произведения. (По традиции, буду вынужден СПОЙЛЕРить)
Новое путешествие Кейна, глупое по сути (два первых лица соседних государств летят на одном самолете), начинается в лучших традициях «рояльности»: воздушный корабль шивов ломается вскоре после отлета из Варнала. Как можно было лететь на другой континент и заранее не проверить имеющуюся в распоряжении технику? Тем более, что в предыдущем романе английский герой сам лично собрал ее в анклаве якши! Если так относиться к своим непосредственным обязанностям, нечего удивляться, что постоянно влипаешь в разного рода неприятности... В данном случае такой неприятностью оказались ядовитые цветы Маднафии, отравляющие сознание марсианина (про человека автор ничего не говорит). Для полноты комплекта рядом с лужайкой находятся зыбучие пески, поглощающие тех «счастливцев», которых угораздило нанюхаться коварных цветочков. Кстати, зыбучие пески — творение безумного ученого, грезившего о своем величии! Очень удобный рояль для простаков. А вот мне непонятно, как о нем узнали марсиане, если цветы сводят с ума ВСЕХ, кто их понюхал, после чего пески поглощают несчастных с концами? Нестыковочка выходит...
Однако, неисправное воздушное средство без проблем преодолевает изрядную часть пути, пролетев над четырьмя островами. И попадает на сумасшедших жителей Сенд-Амрида. Ну, а каким там еще жителям быть, если автору обязательно нужно чем-то удивить читателя? Вот он и придумал сумасшествие типа «сломанная машина». Это когда люди начинают вести себя как роботы. Толчком к этому якобы послужила эпидемия чумы, разразившаяся в городе. Логики в этом ни на грош! Мне сразу вспомнился фрагмент фильма «Эпидемия». Там американские врачи после обнаружения в африканской деревне эпидемии геморрагической лихорадки сразу вызывают боевой самолет, который сжигает деревню вместе с ее жителями, ибо смертность от такой болезни почти абсолютная. Зачем лечить, если проще уничтожить? А эти аборигены какую-то странную тактику выбрали, объявив себя живым компьютером! Как будто бы это поможет им бороться с эпидемией. Просто какой-то квадратный бред...
Да и сами герои ведут себя тоже по-квадратному: каждому встречному-поперечному представляются по полному параду — как правители карналов и мендишаров. Наверно поэтому багарады их и не убили, а решили выменять на деньги. Впрочем, наши герои их сами на это спровоцировали: не нужно было лезть на рожон в разграбляемой башне якши! Надо сказать, таков своеобразный стиль поведения этой парочки: смотрят на всех с высокомерием и требуют поклонения, как богам. Вот и получают по сусалам.
Путешествие через океан, как и ожидалось, протекает негладко: налетает шторм и валит все мачты с парусами. Любой моряк скажет вам, что корабль при этом становится неуправляемым и полностью отдается на волю волн. Но главарь багарадов Рокин умудряется подвести корабль к берегу и даже бросить якорь на отмели! Кто у них колдун? Впрочем, его шаманские трюки не сработали на еще более отсталых дикарях, лицами напоминающих ... собак. Погодите, там еще и кошки будут! Похоже, мистер Сказочник заврался, как Буратино. Только вот вместо носа у него растет самомнение, будто бы он своим творением он превзошел самого Бэрроуза! Действительно, у американца на Марсе жили только зеленые шестирукие кочевники и человекоподобные джеддаки, а у Муркока — настоящее вавилонское столпотворение рас и прочих живых существ, половина из которых имеет загадочное происхождение. Собаки и кошки как раз к таким видам и относятся. Как они оказались на Марсе, автор по традиции не поясняет, ну да Бог с ним! Главное здесь то, что хваленые бойцы двух королевств вчистую проигрывают открытую схватку с этими дикарями, вооруженными только дубинками. Не помогли Кейну и разрекламированные первой частью уроки фехтования от месье Кларше. Одно из двух: либо учитель был старый маразматик, либо ученику кое-какой орган мешал танцевать от печки...
Сцена жертвоприношения Первым Хозяевам, как ни странно, более правдоподобна и потому даже немного увлекает. Правда, ненадолго. Потом опять начинаются притянутые за уши повороты сюжета типа нападения огромной полевой мыши (так сам автор пишет) и чудесного спасения в лице уже знакомой женщины-кошки (не путать с героиней комиксов DC comics!). С ее слов герои узнают, что люди-ищейки и женщины-кошки являются плодом научной вивисекции тех самых Первых Хозяев. Вау! Значит, собаки и кошки обрели разум там, где Хозяева его потеряли — логика! Хотя в реальность опытов по созданию разумных существ верится с трудом (подобное до сих пор удавалось только Богу и Эволюции), сама идея подобного превращения еще не опровергнута учеными и широко эксплуатируется фантастами (взять хотя бы бриновскую трилогию о Возвышении). Кстати размышления героев о Зле как следствии страха вполне правдоподобны. Я тоже считаю, что люди творят зло, потому что боятся потерять то, что уже имеют на данный момент. Каждый защищает свой маленький рай, оскверняя при этом рай ближнего своего. Божьи наставления о смирении и милосердии не работают, несмотря на массовое увлечение религией разного пошива. Видать, подобное увлечение так же фальшиво, как и прочая философия сильных мира сего...
Больше всего в романе меня поразила бессмысленная гибель Первых Хозяев. Столько внимания было уделено им и их подопытным, вскрыта и раскритикована философия вивисекции, показана расплата за подобное деяние (полная деградация) — и всё зря?! А мораль где? Я бы на месте автора поднял вопрос об искуплении за сотворенное зло: либо это было бы прощение от лица подопытных с последующим примирением всех сторон, либо самоизоляция вивисекторов на каком-то далеком острове в попытке возвращения себе разума. Но Муркок предпочитает чисто английское решение: полный апокалипсис. Крепко же засела внутри этих колонизаторов дьявольская натура разрушения! А их еще называют оптимистами...
Чтобы не размышлять о путях возвращения персонажей на родину, автор в очередной раз подбрасывает им «рояль» в лице оставленных багарадами кораблей. Полностью снаряженных провизией, заметим... Ну как после всего этого сочувствовать таким героям? Даже Робинзону Крузо так не везло, как им! Вот и эскадра Дарнада подоспевает на выручку как раз вовремя — когда на парусник Кейна нападают морские змеи. Еще один клавишный инструмент уносит спасенную героями жительницу Сенд-Амрида в Варнал, как только она начинает со скуки щелкать всеми тумблерами воздушного корабля. По-моему, обезьяне легче напечатать фантастический рассказ, чем неграмотной аборигенке угнать самолет! Но автору позарез нужен happy end, и он делает его самым простым способом.
----------
ИТОГ: немного разбавленная умными мыслями нудятина о набивших оскомину похождениях английского джентельмена на соседней планете. Как и следовало ожидать, последняя в своей серии.
Тиань, 19 апреля 2019 г.
Третий роман цикла содержит очередную порцию приключений и мораль. Мораль по сути мудрая — найди Марс в самом себе.
Марс Майкла Кейна — лучшее место, чем знакомая ему Земля. И лучшие качества проявляются в нем самом на протяжении каждой из трех книг, дабы соответствовать волшебным образом обретенному Марсу, не разрушить его самобытность и не дать другим претворить в жизнь безумные планы разрушения. Однако, Майкл Кейн сначала получил Марс вне себя и только на фоне объективной и весьма благосклонной к нему реальности открывал Марс в себе. Слушателю же и пересказчику его истории пришлось бы идти от обратного: искать в себе то лучшее, чего нет вокруг. Если найти и найти многим, может, и машина пространства-времени не понадобится.
Вот только у самого Майкла Кейна был настоящий Марс, и оставаться на Земле его как-то совсем не тянуло. Это несколько обесценивает совет.
Но, тем не менее, Автор сумел красиво и осмысленно завершить приключения героя. Это было длинно и немножко скучно, в двадцать первом веке мы уже избалованы более изощренными приключениями. Во время первых публикаций трилогия наверняка воспринималась иначе. Сейчас же она интересна именно как одна из граней творчества признанного мастера жанра, этап его творческого пути.
Journalist, 9 февраля 2011 г.
Если честно — еле домучил.
Проблема в том, что читал все три книги трилогии подряд. В третьей у меня события вызывали уже гомерический смех. Потому что я легко предугадывал чем закончится тот или иной сюжетный поворот, кроме конечно одной вещи: никак не удавалось предсказать какую еще новую рассу Муркок выдумает.
Приключения становились все более наивные, каждое второе заканчивалось чудесным спасением. Персонажи стали картонными.
Еще одна особенность — Муркок четко писал каждый из романов на 100 с хвостиком страниц. Конвейер )))
Kot_13, 8 мая 2011 г.
Видимо автор пытался придать этой книге какой то возвышенный смысл, в виде определенного понятия смысла жизни...но в итоге получилась все равно обыкновенная геройка, да еще и невообразимо нудная.
Непобедимость Кейна никуда не делась, напротив он стал еще непобедимей.
Я очень надеялся, что в этой книге автор наконец объяснит нормально, кто такие эти древние и почему между ними произошла война....не объяснил, что прискорбно.
Вердикт: хуже даже первой книги, где хотябы была просто геройка, без всяких претензий на нравоучения и читалась она довольно легко. Ставлю 7 только потому, что это к счастью последняя книга серии))
glupec, 18 мая 2008 г.
Единственная более-менее интересная и динамичная книга во всём цикле про Кейна. Если раньше была «вода», к тому же налитая в сосуд под названием «донельзя тривиальный оперный сюжет», то здесь мы имеем нормальную приключенческую фантастику, слегка напоминающую космооперы Гамильтона. В первых двух томах всё сводилось к беготне героя из одного угла планеты Вашу в другой — здесь же есть и описания местности (а также флоры и фауны), и размышления (пусть сентиментальные — всё же это юношеская, незрелая вещь уважаемого Маэстро) о способности чувствовать, и угроза, которую наши герои преодолевают далеко не сразу... В общем, значительно лучше, чем первые части. 8 баллов, может, и не поставлю, но на семерку, пожалуй, вполне тянет...
P. S.: Сам образ «хрустальной ямы» заимствован из «Владыки Марса» Берроуза, летающие существа тоже как бы не оттуда пришли...