fantlab ru

Робин Хобб «Странствия убийцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.17
Оценок:
3141
Моя оценка:
-

подробнее

Странствия убийцы

Assassin's Quest

Роман, год; цикл «Мир Элдерлингов»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 132
Аннотация:

Это было горькое время для населения Бакка. Покинутые своим королем и охраняемые только горсткой полуголодных солдат, простые люди остались без руля и ветрил в штормовом море. То, что не украли пираты, забрали люди лорда Брайта в качестве налогов. Дороги наводнили грабители. Мелкие фермеры и их жены потеряли всякую надежду пережить зиму и бежали с побережья, чтобы стать нищими, разбойниками или шлюхами во внутренних городах. Торговля прекратилась, потому что посланные с товарами корабли практически не возвращались.

Он покинул Баккип после своей коронации так скоро, как только смог. Короновавший самого себя, король Шести Герцогств, принц Регал Видящий, в сущности, бросил Прибрежные Герцогства на произвол судьбы. Он забрал из Баккипа и значительной части герцогства Бакк все деньги, которые смог выжать. Табуны и стада распроданы, а лучшие животные увезены внутрь страны, в новую резиденцию Регала в Тредфорде. Мебель и библиотека были также разграблены — часть пошла на обустройство нового гнездышка, часть подарена или продана Внутренним Герцогствам. Амбары, винные погреба, оружейные — все было вывезено.

После исчезновения Кетриккен, что само по себе было беспрецедентным, король Регал оказался в крайне затруднительном положении. Ребенок, которого вынашивала Кетриккен, должен был стать претендентом на престол. Но королева исчезла при крайне подозрительных обстоятельствах.

Фитс слишком долго был для всех «мальчиком»: конюшим, помощником-убийцей, любимчиком, пажом. Завтра каждый пойдет своим путем. Он устал, устал обижать людей, которых любил. Когда, наконец, он сможет быть только самим собой? Завтра он будет свободен, чтобы следовать велению своего сердца без постороннего вмешательства. Свободен, чтобы убить Регала. Месть. Но в итоге он отправляется в горы на поиски короля Верити. И не сосчитать сколько раз он попадает в опасные ситуации, оказывается в руках врагов и на волосок от смерти.

Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Странствия убийцы
1998 г.
Возвращение убийцы
1999 г.
Странствия убийцы
2003 г.
Странствия убийцы
2006 г.
Странствия убийцы
2008 г.
Трилогия о королевском убийце
2010 г.
Странствия убийцы
2012 г.
Странствия убийцы
2017 г.
Странствия убийцы
2022 г.
Странствия убийцы. Том 1
2023 г.
Странствия убийцы. Том 2
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Assassin's Quest
1997 г.
(английский)
Мандри убивці
2021 г.
(украинский)
Assassin's Quest
2021 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еще ни одна фэнтези книга меня так не злила. Все в ней через ж*пу, начиная от мотивов и заканчивая поступками героев. Особенно остро это начинает ощущаться к концу.

Хобб явно перегнула палку с внутренним миров глав героев. 95% книги не про стремительное развитии сюжета, чего логично было бы ожидать от своего рода заключительной части, а про рефлексию, стенания и самоедство. В итоге все стремительное развитие скомкали и впихнули в оставшиеся 5%, как-будто вбили его тебе в глотку и ты вполне закономерно подавился этим.

Все персонажи в этой книге бесконечно рефлексируют и страдают. А если какой-то персонаж не присоединяется к этому «безудержному веселью» и пытается создать какой-то движ, то Хобб быстро его сливает из сюжета.

Больше всех в этом преуспел конечно же Фитц, что выглядит крайне нелепо, ибо к такому поведению на самом деле нет особых предпосылок. Фитц изначально не был изнеженным принцем, которого зацеловывали в попку придворные. У него было достаточно суровое детство и юность, чтобы закалить его характер. Когда рефлексировал Серегил, в книгах Линн Флевелинг, я ему верил, ибо Серегила всячески холили и лелеяли до того момента, пока его не выслали из страны и его семья не отказалась от него. Тут же совершенно другая ситуация. У Фитца никогда не было друзей, кроме животных, никто над ним не трясся, ему всегда показывали что «его место возле параши» и сурово вбивали в него жизненный опыт, особо не интересуясь его желаниями. Как он умудрился вырасти такой нежной фиалкой?

А что Хобб сотворила с Верети? Она с самого начала беспощадно сливала этого персонажа и в третьей части просто добила. Верити изначально был показан жестким прагматиком и тем не менее как последний дурак, в разгар набегов он отправляется на поиски мифической легенды. Он последний кто должен был поверить в такую чушь! Вместо того, чтобы как главнокомандующий работать мозгами и взять управление страной в ежовые рукавицы, он работает Скиллом и гоняется за химерами.

Прибрежное государство не может ничего противопоставить пиратам? У него нет никакой защиты от нападения с моря? Да что это за государство такое? А как же арбалеты, катапульты всякие? Они вроде даже упоминаются в книге. Вместо того чтобы обучать армию и мастерить оружие, все внезапно зациклились на Скилле, как-будто это панацея от всего. Бедная Хобб, она наверное не в курсе что обычная катапульта, на постройку которой нужно совсем немного дерева, была бы способна гасить пиратские корабли снарядами или бочками с горючим. Блин, еще никогда я так остро не чувствовал что писатель женщина. В книге даже момент был, когда один крестьянин подплыл на лодке к красному кораблю и пожег его с помощью жира и факела. Крестьянин на лодке, бл*ть! Т.е. оборванец на лодке может уничтожить целый корабль, а регулярные войска нет! Рукалицо.

Баррич убежден что Фитц мертв. А тем временем король Регал объявляет на ВСЮ страну облаву на двух людей: рябого-человека и человека-волка. При этом в наличии ПОДРОБНЕЙШИЕ описания этих двоих (включая серьгу Чивэла). В следствии чего и менестрель и девка кукольника раскусывают Фитца сразу. Но Баррич, который периодически посещает город и бывает в тавернах, конечно же ничего не слышал о таком громком событии. Правдоподобно? Не то слово.

Честно, даже не хочеться продолжать возмущаться, ибо в книге столько всего абсурдного, что это бесполезно. Жаль персонажей, которыми распорядились так глупо.

Пы.сы.

Объясните мне, как хорек добрался до Регала в Тредфорде, с учетом своего скудного мозга (о чем прямо говориться в книге), когда группа Галлена, от Голубого озера, пошла прямиком в Мунсей, а оттуда в горы к каменоломням где все трое погибли? Хорек прятался в вещах Уилла. У хорька выросли крылья и прибавилось интеллекта? Ах Хобб, зачем логика, правда? Она только мешает.

Оценка: 6
– [  25  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начало было многообещающим. Серьезно.

Автор относительно быстро (насколько это слово вообще применимо к манере изложения Хобб) вернула героя из звероподобного состояния в что-то близкое к homo sapiens, а драматическая ссора ГГ с Барричем и Чейзом произвела на меня очень сильное впечатление.

Кульминационная точка, когда Фитц выплеснул все свои годами копившиеся обиды, комплексы и неудачи на самых близких людей. Вот он, катарсис. Вот и трезвый и суровый ответ людей задетых, но мудрых, сдержанных и любящих. Вот поворотная точка, которая даст новый импульс развитию персонажа.

Наконец-то Фитц получил разрядку, теперь он переосмыслит, возмужает, пойдет дальше и... и....

и.... И первое, что делает этот «переосмысливший» и «созревший» Фитц — две сотни страниц пакует чемоданы, стирает портки, сушит весла и мясо, вычесывает блох, перебирает свой внутренний мир по косточкам, обнаруживая сотни душевных ран и комплексов неполноценности ( — «Используй Силу, Люк», — молю я его. — « Не могу-с! Психологическая травма» — мямлит великий падаван).

И после всех этих дотошных сборов и мытарств гг на пару с читателем, автор, наконец-то, отправляет нас мстить мстю.

Вы думаете, что месть это блюдо , которое подают холодным?

Вы думаете, что наш профессионально обученный шпион/дипломат/убивец готовится, внедряется, тщательно планирует и выбирает момент?

Ни фига подобного. Все нахрапом, наскоком и тяп-ляп. Ей-богу, Фитц в дорогу собирался тщательнее и аккуратнее, чем планировал покушение на Регала.

И мало того, что поступки Фитца сами по себе нелогичны, так и сам антураж — общедоступная королевская резиденция, в которой Фитц блуждает наобум — вопиюще неправдоподобны. Ну невозможно нищеброду с улицы явиться в Версаль и мимоходом, импровизируя на ходу, убить Короля-Солнце.

В общем, где-то на этом этапе меня постигло грандиозное разочарование, и все дальнейшее чтение превратилось в обузу, эдакое редактирование.

Оглядываясь назад, я думаю, что все выявленные во время этого «редактирования» недостатки присутствовали у Хобб и раньше, просто для меня мир был живым, герой интересным, погружение полным.

Но болезненное отрезвление все-таки произошло.

Куча совершенно лишних сцен, не несущих никакой сюжетной нагрузки, постоянные повторы и пережевывания одной и той же мысли. И сам Фитц.

В теории — аналитичиский ум, наблюдательность, пси-способности, боевая подготовка, познания в медицине и химии. Эдакий Джеймс Бонд 80го левела.

На практике — бесконечные рефлексии, невозможность сложить два и два, не говоря уж о более глубоком анализе, импульсивность, инфантильность и регулярные эмоциональные всплески, ушатом выливающиеся на окружающих. В общем, будь Фитц девицей-менестрелем, периодически обуреваемой известным синдромом — было бы... нет, не лучше, но достовернее.

А так — раздражение от глав. героя и постоянной «воды» было героически побеждено желанием узнать об Эндерлингах, увидеть Верити и раскрыть, наконец, мотивы пиратских набегов и тайну белых кораблей.

И в финале оказалось, чтобы все это узнать — достаточно было прочитать последние 50 страниц книги, а не все предыдущие 800, что советую сделать и всем потенциальным читателям.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данная книга в два раза больше первой, и при ее прочтении я ловил флэшбеки с прочтения «Конгрегации» Надежды Поповой, где 4-я книга также в два раза больше первой, но при этом общее сюжетное наполнение почти не меняется. Хотя здесь все же побольше сюжетных событий, чем у Поповой, но все равно не вижу особых причин растягивать книгу так сильно. Если в первых двух книгах главный герой большую часть времени сидел в замке, редко выбираясь в иные локации, то здесь автор развернулась на 180 градусов, и теперь Фитц только и делает, что идет, как заведенный кролик энерджайзер!

История начинается с пролога, где Фитца достают из могилы спустя несколько дней (!) после погребения. Почему его тело не сгнило, а мозг не отмер — непонятно, это же фэнтезя, забейте. Хотя не, наверное все же отмер, учитывая все события, но случилось это еще давно, так что там ничего уже не осталось, чему отмирать. В общем, как и у большинства персонажей, которые зачастую выглядят умственно отсталыми. Вот прям вообще никого не жалко, каждый из них оказался в той ситуации, в которой оказался, только из-за собственной глупости. Особенно Верити:

Верити в разговоре с Фитцем говорит: «Думаешь, мне следовало наказать Регала? Я мог бы... Внутренние герцогства, откуда родом мать Регала, несомненно, придумали бы что-нибудь такое, что потребовало бы его присутствия. Оказавшись там, он получил бы еще большую поддержку. Он организовал бы гражданский мятеж, и Внутренние герцогства согласились бы подчиняться только ему. Даже если бы Регалу не удалось добиться этого, он наверняка разрушил бы то единство, которое необходимо мне для защиты нашего королевства.» — Если смотреть полный текст, то там 15 «бы» — я подсчитал...

И в итоге что делает Верити? Да вообще ничего! Регал спокойно живет дальше и устраивает попойки, откровенно продолжая плевать на Верити и Шрюда, и делает все то, чего боялся Верити, у него же под носом. А что же потом делает Верити? Правильно! Он просто сваливает из замка, оставив Регала одного, именно то, чего он не хотел делать после того, как Регал убил принца Руриска и пытался убить Баррича с Фитцем, а заодно и самого Верити, и в итоге убил Шрюда! Если подумать отстраненно, без эмоций, Регал, несмотря на чудачество на букву «м», куда лучший претендент на трон, чем бесхребетный Верити с интеллектом улитки. Хотя Регал тоже далеко не интеллектуал. В Горном Королевстве вообще всё настежь, даже стражников у дворца нет, хватит одного Уилла, чтобы выкосить его подчистую, но это слишком просто.

Фитц уже даже не раздражает, это просто ребенок с бородой и шрамами. Ему нужно еще пару десятков раз по кумполу съездить, чтобы у него включился мозг, если там ползает хотя бы одна извилина, и с которой не перепутали ленточного червя, умирающего от голода. Он целенаправленно мчится убить Регала, окруженного толпой охраны и тремя обладателями Силы, хотя буквально недавно бежал, роняя кал, от трех перекованных. «Мои способности к необдуманной жестокости были, похоже, исчерпаны» — какой еще жестокости? Да он не жестче влажной тряпки. своп: «Фитц в дорогу собирался тщательнее и аккуратнее, чем планировал покушение на Регала.» Во-во! Чему его там Чейд учил?

И вот он встречает других, обладающих Даром, правда максимально нелепо: мужик просто идет, поет песни про Регала, получает по морде от стражников, которые забирают его деньги, и ему решает помочь Фитц. Более топорно продумать встречу просто невозможно. В общем, этот мужик с женой хотят обучить его Дару, но тому недосуг, у него важное дело — убиться о Регала, срочно! Тогда они просят обучить их противостоять Силе, Фитц говорит, что не может... «Они оба оценивали расстояние до двери, а Ночной Волк уже встал на ноги и готов был бежать.» То есть, они готовы были его убить за отказ, но в итоге передумали, когда узнали, что он сам нифига не знает. И после этого Фитц остается у них на ночь. Да я бы драпал от них со всех ног, больные какие-то. И что в итоге? Автор просто на них забила, лишь в конце упомянув, что Фитц к ним вернулся и немного обучался. Всё! Кстати, я так и не понял, почему ментальная связь с животными (Дар) — это плохо, а с людьми (Сила) — хорошо? Первые тупо общаются с животными, а если кто-то свихнется и станет вести себя, как это животное — кому какое дело? От Силы тоже можно сойти с ума, остаться в потоке, но при этом пользователи Силы способны влиять на других людей, подчинять их себе, контролировать! Это, получается, простых людей не пугает!

Молли: «Фитц, Фитц. Как ты мог умереть и оставить меня вот так? Ты должен был разыскать меня и прийти, чтобы я могла простить тебя.» — Да пoшлa ты *****! Она уже в предыдущей книге обиделась, что он не приходил к ней несколько дней, ведь чешется там всё, мОчи нет, и тут тоже, как только отошла от родов, так и бросилась на ближайшего мужика. Профурсетка. Больше мне про нее нечего сказать. Бесит!

Рояли в кустах. Очень удобно Фитц постоянно во сне слышит разные чужие разговоры и видит события, что очень полезно. И очень удобно, что он плохо владеет Силой, а потому может произойти что-угодно, если так надо по сюжету! Вот он узнал, что Молли родила ребенка, вот он слышит разговоры Регала, вот ему когда надо на помощь приходит Верити! Удобно! А вот Фитц вдруг не может пробиться к Барричу, а сам Баррич, найдя левый труп, считает, что это Фитц (профи!), и вот если бы он обладал Даром и мог позвать Ночного Волка и всё узнать, но, эхма, он вдруг забыл, что так может, вот прям резко разучился. И Crusnik02 ниже хорошо заметил: «Баррич убежден что Фитц мертв. А тем временем король Регал объявляет на ВСЮ страну облаву на двух людей: рябого-человека и человека-волка. При этом в наличии ПОДРОБНЕЙШИЕ описания этих двоих (включая серьгу Чивэла).»

А Фитц такой: ну, все считают меня мертвым, пусть так и будет! Почему? Ну вот надо, пока не придумал. Потом о нем узнает Кетриккен, хватает свою любимую тряпку и выжимает ее досуха. Она с другими хотят забрать его дочь и использовать ее в борьбе за трон, на что он говорит примерно «А может, не надо?», ему отвечают — «Надо!». Тогда он вздыхает, вытирает сопельки об рукав, пожимает плечами и снова идет туда, куда ему указывают пальцем. А ему говорят, что идут искать Верити, который постоянно на связи с Фитцем, но постоянно говорит, что это нельзя, а то могут другие услышать. Да Фитц с первой книги не особо поумнел, даже как будто наоборот, даже Ночной Волк сразу разобрался в игре в камни. Позже он разбалтывает странно ведущему себя шуту, где скрывается Молли. Насколько нужно быть тупым? Ему даже думать о ней запретили, а он в принципе думать не обучен. За ними увязалась подозрительная старушку, подозрительно сведущая в Силе, но ничего о себе не рассказывающая. Подозрительно? Да пофиг, пускай идет с нами! Эй, бабулька, раз так много знаешь, может, немного обучишь Фитца? Да нет, зачем, лучше молчать, а потому ругать его, что он все делает неправильно, но упорно не говорить, как надо правильно. Старлинг, по хорошему, тоже бы выкинуть из отряда, а то она «мучится из-за твоего [Фитца] внимания к шуту» и «её огорчает, что ты полностью ею пренебрегаешь.» Что происходит?! Она же сама его предала, сдав его ребенка за возможность пойти в этот поход. Аллё? А он же потом еще и сам пытается найти её дружбу, и в итоге чуть ли не извиняется. И Старлинг сама потом заявляет, что не предавала его и не продавала ребенка, ведь «кто бы не хотел, чтобы его дочь стала принцессой». А может это должны решать ее родители, а не неизвестная тетка?

И как так вообще вышло, что добровольцы-воины оказались не готовы отправиться в поход, в который собирались, а менестрель и старая бабка оказались готовы? И почему просто не отправились следом позже? Просто болт забили, мол, сами справятся: три женщины, считая одну старуху, шут и подросток. Напомнило дружину Геральта, если бы с ними была Цири, роль которой здесь выполняет Фитц, и ведь тоже со всякими видениями удобными. А еще они так торопились, что, увидев каменных драконов, «оставшуюся часть дня провели, исследуя местность.»

Эльфийская кора вдруг не просто бодрит, а еще и блокирует Силу, и никто почему-то этого не знал, кроме старухи. Даже Верити, который пил ее литрами, ничего не заметил за годы? Даже Чейд? И почему Чейд не предатель? Он с самого начала защищал Регала от обвинений Фитца, потом искал дочь Фитца, якобы чтобы посадить на трон, а теперь еще, оказывается, пичкал ослабляющим напитком Верити и Шрюда. По всем законам жанра он должен быть предателем, но нет, он просто идиот. Там еще такой момент после того, как Фитц увидел, как Молли с Барричем свалили от бандитов, за чем наблюдали и Верити с Кеттл: «Я был тронут. Они так беспокоились о моем ребенке!» — Не должен быть главный герой таким тупым.

Верити несколько месяцев вырезал дракона, а оказалось, что достаточно было немного крови и Дар. Вспоминается цитата из классики: «Пилите, Шура, пилите. Они золотые». Месяцами вытачивать одного дракона, чтобы потом пришел Фитц и за пару минут оживил десятки. Такой испанский стыд!

Главный минус книги даже не в затянутости, а в том, что автор изо всех сил сокращает действительно интересные моменты. Книга в два раза больше первой, и большую часть времени все куда-то идут и происходят события, которые ни на что не влияют, вроде бесконечной охоты и готовки. Так долго Фитц один и с компанией тащился до Верити, так много описаний хождения, но как только что-то интересное, автор просто пресно пишет, типа: «Ну, дракона ожили, полетели, всех поубивали, все герои! Регал вернулся (после промывки мозгов Фитцем), всякое хорошее сделал, умер героем. Фитц пять лет путешествовал и обучался, там прям очень интересно, но я не расскажу, место в книге кончилось. Потом Фитц просто сел и стал сидеть в каком-то доме, потому что потому. Конец» А я скажу почему он сидит: потому что он тряпка! Он привык, что ему все говорят, что делать, а когда ему сказали, чтобы делал, что хочешь, он не знал, как жить, когда его не водят за ручку. Зато в конце подогнали какого-то мальца, но зачем? Он сыграет роль в следующих книгах? Зная автора, то далеко не факт.

UPD: Вдруг подумалось, что Регала грохнули так легко, что половина всей трилогии теряет смысл. Сначала Верити говорит, что его нельзя даже изгнать, а уж убить тем более, это же не по закону, хотя тот творил лютую дичь. Но как только Фитц непонятно как промыл ему мозги и тот стал полностью подконтрольным (и полезным) и практически народным любимцем, так его завалили за милую душу без всяких последствий. Понятно, что Верити ушел в нирвану, на его желания можно забить, но всё же это довольно абсурдно.

Обычно главные герои пишутся так, чтобы читатель мог себя с ними ассоциировать, даже если сам он в жизни не такой, но для этого и существуют истории — для фантазий: сильный, благородный, целеустремленный, стойкий, гордый, независимый. А что Фитц? Я не могу приписать ему ни одно из этих качеств, а значит, не могу ассоциировать себя с ним, а в итоге я не «участвую» в событиях, а наблюдаю со стороны за странным туповатым пареньком, которого все пинают, как сдувшийся футбольный мячик. kronen: «Существует предположение психологов, что все люди делятся на две категории — одни предпочитают руководить, в других заложена потребность к тому, чтобы ими руководили.» И даже если он берет яйца в кулак, что-то кричит, то стОит ему увидеть лица окружающих, как он тут же поникает, извиняется и уходит жалеть себя.

7+/10 — много ругал книгу, но, как по мне, она самая интересная в трилогии, но лишь на фоне двух предыдущих. Вечно идущий куда-то герой заставил автора хоть немножко включить фантазию и попытаться разнообразить его мытарства. В итоге нам так и не показали нормально драконов и ничего не раскрыли, типа задел на продолжение, но желания читать их не очень много. Подкупает лишь рейтинг второй трилогии, чуть больше, чем у первой, но, возможно, дело в количестве этих оценок, дошли лишь самые стойкие и те, кому реально очень понравилось. Эль, дай мне сил! Хотя коньячок тоже сойдет! Пойду выпью для храбрости!

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Жертвенные

«- Из любви к родине солдаты подпирают смерть ногами, и та бежит без оглядки. Мудрецы поднимаются на небо и ныряют в самый ад – из любви к истине. А ты что сделал из любви к девушке?

- Я отказался от нее.»

«Эта неделя была у меня временем Робин Хобб, — говори дочери, — «Слышала про такую?» «Читала, — отвечает, — это про парня, который понимал животных? Автор, которым вдохновлялся Джордж Мартин» И эти ее слова отчасти объясняют феноменальную востребованность «Саги о Видящих» на русскоязычном книжном пространстве, раз создатель «Игры престолов» рекомендовал, понятно. Однако не объясняют колоссального числа читателей и рецензентов третей части, счетчик LiveLib говорит о 323 отзывах, при том, что на вторую чуть больше полутора сотен и по закону затухающего интереса на третью должно было быть еще меньше, в книжных циклах, эта динамика обычно соблюдается. А имея в виду, что второй том толще первого, третий — второго, и на круг 2 000 страниц, читательская вовлеченность в процесс производит впечатление аномальльной. Но такова, видно, магия Робин Хобб, не отпускает.

«Королевский убийца» завершился мнимой смертью Фитца, искалеченного побоями и пытками в темнице, куда заточен после того, как его сюзерен, король Шрюд умер у него на руках, лишенный жизненной силы группой скилла, тайно подчиненной принцу Регалу. Герой бросился тогда на убийц и заколол двоих, поставив на своем будущем крест, у Регала есть теперь основания обвинить его в государственной измене и казнить. Лишь прибежище в теле Ночного волка спасает его личность от уничтожения, а впавшее в летаргию тело хоронят. Позже верный Баррич извлечет его из гроба, выходит, получит дикого зверя в человеческом облике и вложит все терпение в то, чтобы вернуть герою человеческое самосознание.

Теперь у Фитца есть цель, убить короля Регала, и в сопровождении Волка он — уже не красивый обеспеченный юноша, а уродливый бродяга без возраста — отправляется в долгое путешествие по стране на дорогах которой немало опасностей. Пешком, без денег и связей, с выраженным посттравматическим синдромом. Приключений в «Странствиях убийцы» не меньше, чем в двух предыдущих книгах вместе взятых: встречи с разными людьми, драки, бегство, поединки, стычки, погони, пленение, раны-почти-до-смерти и долгое выздоровление, не говоря о потрясающих финальных событиях. Но нарядность затейливых дворцовых ритуалов совершенно покинула повествование.

По сути, третья книга — тысячестраничный крестный ход Фитца, на котором доблести и подвигам место находится, а славе нет. Фэнтезийный ГУЛАГ: серость, скудость, нищета, жесткое ущемление в правах, необходимость функционировать на предельно низких энергиях, вращаться в кругу, отличном от прежнего как земля и небо. И дело не в одном только социальном статусе или финансовом положении. Фитц рос и воспитывался среди людей, каждый из которых был мастером своего дела, высочайшим профессионалом, таковы были как его друзья, так и враги. Теперь оказался на дне, среди маргиналов, да и тут на положении парии, гонимого, преследуемого. И вот этот аспект читателю, неизбежно отождествляющему себя с героем, предельно труден.

Чтение Хобб предполагает большую работу соучастия, а вещи, которые она доносит до читателей, не то, чтобы непростые, они ломают канон, согласно которому герой если не «и стали они жить-поживать да добра наживать», то уж непременно: «Идут пионеры — салют мальчишу». Здесь герой буквально приносит себя в жертву ради спасения страны и народа, которым так легко удается манипулировать, подкупать грошовыми подачками, натравливать на благородных, подлинно радеющих о нем людей, возводя на них абсурдные обвинения. И вот этот отказ в хотя бы посмертной славе — вообще стирание себя из анналов истории — бьет по моральному закону внутри читателя, едва не обрушивая звездное небо на его голову,

И все-таки на глубинном уровне ты понимаешь, что меньшей ценой не мог быть оплачен выход этого мира из хождения по кругу зла.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот мы и подошли к концу трилогии о Видящих. Сразу карты на стол — Шут восхитителен!

Теперь к менее важному.

Странствия убийцы не отступают от предыдущих частей цикла — каждая глава начинается с коротенького экскурса в историю. К моему удовольствию на этот раз Робин Хобб немного расширила в них географию — на Калсиду. Хоть в этой трилогии с ней мало что связано, она будет частенько мелькать в следующих книгах. Лучше сразу узнать побольше.

Начинается повествование, разумеется, с Фитца. Но на этот раз это не дите неразумное, не мечущийся подросток, а полу-зверь, которому предстоит заново научиться быть человеком. Мы же все помним, что в Королевском убийце

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
он умер и провел много времени в теле волка?
Так вот, задача перед ним стоит непростая, но у него есть Баррич. Приятно еще разок увидеть, как конюший снова заботится о Фитце, хотя его и воротит иной раз от выходок озверевшего бастарда.

Не надо беспокоиться — не всю книгу Фитц будет рычать и пытаться есть с пола. Довольно скоро человечность вернется и он столкнется со страшной вещью. Взросление. Его настигнет взросление. Что делать, когда никто не требует отчета? Как быть, когда никто не понукает: ни учителя, ни Баррич, ни Верити?

Как и многие из нас на пороге взросления(да и, будем честными, и далеко за порогом), Фитц принимает сомнительное решение — он решает убить Регала.

Серьезная часть книги проходит немного как в тумане — Фитц мелкими перебежками идет в Тредфорд за Регалом, с кем-то встречается, от кого-то убегает.

Читается это все быстро, но так же быстро забывается.

Самое интересное начинается где-то к середине книги, когда бастард меняет курс и начинает двигаться в ту, сторону, в которую отправился Верити — в страну Элдерлингов. К нему присоединяются несколько спутников и за ними всеми очень интересно наблюдать. Вместе и по отдельности. Хотя, мне, признаться, больше понравились индивидуальные истории, чем их взаимодействия.

Кроме Шута, разумеется. Он всегда прекрасен.

В результате Фитц, очевидно, куда-то приходит, что-то там делает и что-то делают с ним. Без спойлеров тут сложно. Но там все заманчиво и увлекательно. Раскрываются некоторые тайны, задаются новые вопросы.

Это замечательная история уже более-менее взрослого Фитца, у которого все еще проскакивают периоды детского нытья, но он хотя бы начинает их замечать и анализировать. Не без помощи, но кто ж без греха.

Следует упомянуть, что в этой книге Робин Хобб поднимает довольно тревожные вопросы, которые волнуют очень многих женщин. В такие моменты чувствуется, что автор — женщина, и пишет она о том, о чем только начали говорить в литературе, а в фэнтези — и подавно. Сложность ухода за ребёнком, злость на плачущего младенца, изнасилование, бесплодие, потеря ребёнка — и все эмоции связанные с этим.

К сожалению, авторка то ли побоялась, то ли просто не захотела слишком сильно вдаваться в подробности. Но как минимум показала, как с мужской точки зрения такие важные темы могут просто не существовать.

Есть в произведении один минус. Не то чтобы прям жирный, но тем не менее. Слишком много флешбэков. Понятное дело, когда книги только выходили, у читателей не было возможности прочитать все три подряд. Но теперь, когда такая возможность есть, приходится заново читать о событиях, о которых мы впервые узнали всего каких-то два-три дня назад, а то и сегодня утром.

От этого никуда не деться. Странствия убийцы затрагивают как Королевского убийцу, так и более раннего Ученика убийцы. Тут уж приходится только смириться с повторами.

Рекомендую после прочтения по возможности сразу перейти к Саге о живых кораблях. Там лор переплетется с уже известными нам историями и даст ответы на некоторые вопросы. И подбросит новых. Лор подается порционно, размазан по всему циклу Мир Элдерлингов. Придется многое запоминать и вовремя ворошить память. Но это уже совсем другая история.

P.S.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Кем же приходятся Элдерлинги драконам из следующих частей?

Оценка: 10
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, разочарован практически по всем фронтам.

Красной нитью проходит через весь роман так называемая война с пиратами. Ну какая же это, простите, война? Это некомпетентность, лень, халатность. В конце третьей книги показано, что кораблей-то и было всего ничего, и с теми не справились. Мужиков с вилами, что ли, по сёлам нет? Позорище. Как преследовать Фитца, так все умные, умелые и многочисленные, а как побороть сотню-другую пиратов, так всё. Не говоря уже о нападении на Горное Королевство. В общем, в стройную картину никак не укладывается.

На протяжении всех трёх книг я всё ждал, когда же Фитц повзрослеет таки. Ведь на фантлабе сказано «Сюжетные ходы: становления/взросление героя». Ан нет, не сложилось, ошибся фантлаб. По сути, 99% своих битв он проиграл, но каждый раз ему как-то везёт выпутаться живым или условно живым. Повзрослел один только волк :) Кстати, самый клёвый персонаж.

Концовка разочаровала весьма ощутимо. Верити пропал ни за что, ни про что, ну не мог Фитц догадаться чуть раньше?? Жизнь отшельника, чтобы кто-то чего-то не подумал??? Допустим, Кеттрикен, Старлинг, Чейд и иже с ними Фитца не сдадут, не обмолвятся и словом. Но как быть с целой кучей случайных свидетелей? Как быть с охотой (начало третьей книги) и обещанным вознаграждением? Ну неужели никакие слухи не дойдут до Баррича и Молли? Неужели они не станут задавать вопросы? Не верю!

К тому же, под конец книги автор как будто вспомнила (или кто подсказал), что мало секса и прелюбодеяний, и тут началось, одно за другим.

Покушение из первой части книги — это просто фиаско, провал Чейда, как учителя. Ворваться с ножом во дворец без плана, знания места и понимания происходящего и начать кромсать всех направо и налево — это апогей легкомысленности и некомпетентность в профессии.

Кратко по героям:

Кеттрикен показана достаточно невнятно.

Кеттл — колоритная, придала какую-то жизнь повествованию.

Баррич — молодец, делает то, что должен. Образ Баррича проявлен достаточно хорошо и последовательно.

Старлинг — также вносит разнообразие, показана достаточно неплохо и самобытно.

Фитц — тормозит, рефлексирует, постоянно проигрывает, жалеет себя и отказывается взрослеть. Способен на что-то только когда действительно припечёт, например, из спины торчит стрела. И то, с помощью волка.

Шут — постоянен и позитивен, как герой.

Чейд — переживает вторую молодость. Хотя, если бы он был чуточку прозорливей, всех проблем можно было бы избежать.

Кратко про сюжет:

Начиналось достаточно неплохо и динамично, на четверти книги было ощущение, что прочитал целую книгу уже. Но потом, после покушения, затянулось одно и то же, одинаковая тягомотина до конца книги. Фитц бежит, его преследуют, догоняют, бьют, он сбегает и бежит дальше. В разных вариациях. Под конец утомило.

При этом читалось достаточно легко и приятно — у автора хороший слог, построение фраз, описательная часть. Главное не анализировать ;)

По окончанию ощущение было «наконец-то дочитал», но я честно дал себе пару дней на переваривание и послевкусие. Порадовать нечем, по прежнему «наконец-то», особенно после такой унылой концовки. Даже и не знаю, читать ли последующие саги или нет. Жаль, начало Саги о Видящих было многообещающим и оригинальным.

Оценка: 4
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

А можно мне объяснить, с какого это резона Катрикен родила наследника трона от Верити, если зачал его Фитц? Бастард «с утра помнил запах королевы на своем теле», «она мило ему улыбалась», да и Верити не скрывал, зачем ему нужно тело подданного. Тем не менее королева у рожденного младенца обнаруживает «волосы и лицо, как у отца». Законы генетики не для фэнтази?

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые две книги цикла, вышедшие в одном томе, я читал в январе, когда болел коронавирусом. Впечатления остались довольно специфические, возможно в том числе и из-за болезни. Вроде бы занятный сюжет, но в некоторые дни 50 страниц я читал по 4-5 часов, прерываясь на сон. Поэтому когда брал в руки эту книгу, то боялся, чтобы снова не начать засыпать=)

Удивительно, но на этот раз все читалось бодрее. Возвращенный к жизни Фитц решает отправиться в путешествие в поисках Верити, который вечно его зовет, используя Силу. В компанию ему набилось немало новых друзей (и два старых).

О хорошем: мне очень не хватало свободы и пространства. В первых книгах практически все действие происходило в замке, поэтому когда наконец Фитц вышел за его пределы, мне самому как-то дышать свободнее стало. Новые друзья Фитца прекрасны. Девушка-менестрель и таинственная пожилая женщина отлично влились в сюжет. Мир Элдерлингов по-прежнему содержит множество тайн, которые нам открываются по маленькой чайной ложечке. Так как Фитц путешествует, посещая разные города и местечки, мы встречаем много второстепенных персонажей, которые не дают скучать. В этой книге мы наконец-то узнаем, кто такие Элдерлинги и как их можно призвать.

О не очень хорошем: к сожалению, ближе к середине и почти до самого конца Хобб нещадно льет воду. Дикое количество текста можно просто вычеркнуть и убрать. По сути весь сюжет — это большое путешествие из точки А в точку Б, которое слишком подробно описывается. Встали, умылись, поели, посмотрели в небо, причесались, сходили за водой... И еще они постоянно ходят на охоту. Как говорится, в любой сложной ситуации идите на охоту. Лицо Фитца изменилось в худшую сторону после пыток и побоев, но при этом все встреченные им девушки готовы выпрыгивать из трусиков от одного взгляда Фитца. Сам Фитц по-прежнему потерянный в жизни. Он не знает, что делать, как делать и зачем (правда, концовка меня удовлетворила полностью). Компания так долго занималась поисками, что было странно увидеть развязку за такое маленькое количество страниц.

В целом я получил удовольствие от трилогии и с большим удовольствием начну читать позже трилогию о волшебных кораблях. Безусловно, Хобб можно предъявить множество претензий, но если вы любите ламповое фэнтези о королях и драконах, пропускать этот цикл нельзя.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Еле выдержал до концовки. Не хочу навязывать своего мнения другим, но зачем:

Половину книги героя зовёт его король: «Иди ко мне!», а когда ГГ приходит, то ему приказывают подметать пол...

И в этом вся третья часть. Первые две книги давали гораздо больше возможностей окончить цикл интереснее.

Оценка: 5
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ах да. Забавный момент. Когда Фитц бегает по замку в поисках Регала, возле одной из дверей он слышит песню об арфе:

«Ночь была полна музыки. Регал и его гости веселились на празднике. На мгновение я прислушался к слабым звукам знакомой песни о двух сестрах, одна из которых утопила другую. Еще в этой песне рассказывалось об арфе, которая играла сама по себе, и менестреле, нашедшем женское тело и решившем сделать арфу из грудной кости убитой. Потом я выкинул это из головы и сосредоточился на делах.»

Так вот, такая песня существует в реальности. Это старинная норвежская баллада о двух сестрах, любви и ревности. Кому интересно, предлагаю послушать ее в исполнении норвежской группы Folque. Песня так и называет «Harpa» (Арфа).

«Довольно распространенная тема норвежских баллад — вражда двух сестер. Причем со смертельным исходом для одной из них («Cruel Sister», «The Two Sisters», «Sisters Binnory», возможно есть еще варианты). В песне рассказывается о том, как жили-были две сестры, которые были влюблены в одного рыцаря. Он, понятное дело, любил одну из них, дарил ей всякие подарки. Тогда та, которую он своим вниманием обошел, столкнула свою более удачливую сестрицу в воду, дабы рыцарь и все, что принадлежало сестре, досталось ей. На этом месте я заканчиваю повествование, потому что песня очень длинная. В следующих же куплетах, кои не нашли своего отражения в данном варианте, поется о том, что труп бедняжки выбросило на берег. Мимо шли два менестреля и ничего лучшего не придумали, как сделать из костей девушки арфу, а из волос струны. С арфой они пошли в близлежащий замок, где как раз справляла свадьбу ее злая сестрица. Как только менестрель коснулся струн, арфа запела сама, разоблачив убийцу.» (с)

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, мне сразу стоило принять название книги всерьез. Странствия. Именно этим и занимался Фитц всю книгу. Он шел, преследуя по большему счету всегда одну и ту же цель — возвращение трона Верити. А для этого нужно свергнуть Регала и найти Верити, ушедшего в горы в поисках Элдерлингов и их помощи.

Фитцу пришлось трудно. Практически для всех он был мертв, что несомненно помогало ему некоторое время скрываться от врагов. Но и друзья в этом случае никак не могли помочь. И Фитц все шел вперед. Но враг прознал о нем и объявил грандиозную охоту. Голова королевского бастарда была оценена монетами, по его следу шли и солдаты и наделенные магической силой. То и дело Фитц практически оказывался в их руках, но чудом и благодаря своим умениям ускользал. В своем странствовании заводил он новые знакомства, встречал предателей и даже старых друзей. И конец пути так или иначе должен был скоро наступить.

Не знаю как вы, а я ожидала от финала саги большей масштабности. Хотелось ярких битв, ликования народа, бегства врагов, чествование героев, неожиданных встреч и счастливых объятий. Что-то все же было, чего-то было совсем чуть-чуть, а чего-то вовсе не дождались. Да, счастливый конец наступил, но он оказался таким не для всех. Наверное, это даже лучше и достовернее, но отчего-то хотелось счастливой долгой жизни в кругу семьи в первую очередь для Фитца и Верити.

Что же говоря о всей саге в целом — отличная вышла вещь. Захватывающий сюжет, заставляющий постоянно сопереживать всем злоключениях незаконнорожденного сына Чивела. А какие герои! Такие разные, такие живые и интересные. От короля Шрюда до конюшего Баррича (хотя по времени присутствия в сюжете и непосредственном взаимодействии с Фитцем их надо упомянуть в обратном порядке, конечно же).

Советую читать всем.

Оценка: 9
– [  24  ] +

Ссылка на сообщение ,

Разочарование с оттенком обиды. Вот, примерно, так можно определить мои чувства после прочтения третьей книги цикла. И даже отрицательные отзывы, за которые отдельное «спасибо» всем, кто их писал, меня не смогли подготовить к этому: уж больно хотелось верить, что после двух прекрасных книг не может быть все так плохо.

Но, именно так и оказалось. Все, что не нравится мне в современном фэнтези, что я регулярно подвергаю критике в своих отзывах, присутствует в «Странствиях убийцы». И первое — затянутость: действие с множеством интриг, мелких загадок и глобальных тайн заменяется длинным, почти бесконечным, блужданием по миру, который, к слову, так и остается бледной тенью на фоне самокопания, самоуничижения, перемалывания своих бед и давних обид главным героем.

Многообещающий молодой человек Фитц, который был так мил своим юношеским максимализмом, и совершал ошибки исключительно из-за отсутствия жизненного опыта, так и не повзрослел после всех испытаний, а остался вечно обиженным на мир и окружающих инфантильным подростком.

Вся первая часть книги, в результате, стала, повторением цикла: герой совершает глупый поступок — попадает в плен — освобождается благодаря счастливому случаю или стечению обстоятельств — долго болеет после ранений — продолжает путь, попутно перемалывая новые обиды. И так несколько раз. Книга полна какими-то мелкими и ненужными подробностями: сегодня ели рыбу, а вчера — мясо, хотели поймать кабана, а словили кролика, на камне две трещинки, а думали, что три и т. д. Главная интрига — борьба с красными кораблями и узурпатором Регулом — отошла на задний план, лишь изредка прорывается через завесу слов.

Первые два романа были сильны живыми и колоритными второстепенными героями. И хотя здесь присутствуют все полюбившиеся персонажи: шут, Баррич, Чейд, Молли, Вирити — из живых людей они превратились в схематичные маски. Только Ночной Волк порадовал: это единственный персонаж, который действительно прописан отлично и развился в самостоятельного героя со своей сюжетной линией.

Концовка совсем добила. Всю книгу думалось: мои муки не напрасны, и, прорвавшись через сотни страниц, я получу, наконец, награду в виде финальных битв и разгадок всех тайн. Но все свелось к скороговорке на нескольких страницах: сухо и лаконично, как сводка новостей.

И если все суммировать, то третья книга стала настоящим «женским фэнтези»: максимум чувств, переживаний, страданий и минимум — действия и событий. Если нравится такое направление — понравится и этот роман, если нет — а я отношусь именно к этой категории — может сильно испортить впечатление от всего интересного и захватывающего цикла.

Оценка: 6
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Осилив, наконец-то, последнюю часть трилогии, делаю окончательный вывод: графомания и полнейший литературный шлак.

Сэттинг мира так и остается блеклыми набросками: мы не видим ни картины этого мира, ни смысла деятельности пиратов, ни богов, ни религий, ни логики, ни цельности в описаниях чего бы то ни было.

Почему прекрасные места, где происходит последняя часть романа, не обжиты? Они даже людям Горного Королевства неведомы — эдакая загадочная Ultima Thule за пределами географических карт.

А между тем, эти места соединены с Джампи и другими областями, как выясняется, кучей дорог, по которым ходят в конце отряды и армии.

Главный злодей за пять минут писательского произвола превращается в доброго и верного слугу престола... А почему раньше такое не совершить сильным в Скилле персонажам, вроде Шрюда и Верити:confused: А, ну да, книги бы не получилось, — куда как весомый аргумент... Притом что вся психология саги гроша ломаного не стоит, если Скиллом спецы могут внушать любовь, преданность и создавать сколько угодно своих собственных «групп».

Заунывное самокопание героя, его вечные «беспросветные отчаяния», бабские страхи, жалкие повторы все тех же рефлексий, которые одолевали его еще в «Ученике», под конец, думаю, вызывали тошноту и у самой писательницы, которая, возможно, даже поняла, насколько убого выглядит парень без гордости, честолюбия, самым сокровенным желанием которого служит «качать маленького ребенка в отцовских объятиях»... Как вокруг такого строить трехтомную сагу и не пресытиться бесконечным слезливым занудством, которое маскируется под литературный текст?

Я тоже пожалею Робин Хобб и ее верных поклонников-мазохистов. 2 балла было бы даже много, если бы не симпатичные описания животных.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Наконец-то дочитал трилогию и пока отдохну от этого автора — уж слишком затягивает, а ведь и жить надо...

Есть сюжет, есть интриги, есть огромный пласт психологических переживаний и очень драматических событий. Есть запоминающиеся герои. Не все загадки раскрыты — с заделом на будущее. Книга написана с огромной любовью к животным — как будто сам автор Одарен. Отличный язык и перевод. Это всё плюсы.

Но почему-то не сочувствую главному герою (а по большому счету вообще никому из героев трилогии), несмотря на всё это. В отзывах на первые две части я пытался разобраться, почему со мною так. Но понял только в самом конце последней части трилогии.

Существует предположение психологов, что все люди делятся на две категории — одни предпочитают руководить, в других заложена потребность к тому, чтобы ими руководили. Если эта теория верна, она распространяется и на писателей, на их идеалы, на их представления, что же есть положительный герой. Очень многие главные герои произведений — лидеры, руководители, авантюристы, строящие свою жизнь сами и ведущие за собой других.

Главным же героем этой трилогии является Фитц, человек, по замыслу автора, совершивший всё самое значимое не по своему желанию, а по приказу или под чьим-нибудь влиянием. По приказу короля или Чейда, под влиянием веры Шута в то, что он Изменяющий, под влиянием Силы или Дара, из-за чувства долга, в конце концов. Да и почти все остальные ключевые игроки такие же — Жертвенные (Чейд, Баррич, Верити, Чивэл, Руриск, Кетриккен, Кестрель, Шут, даже Шрюд). Особняком стоят Молли и Регал. Но первая для автора в чем-то отрицательна (она не захотела стать Жертвенной для Фитца), а второй — вообще образец отрицательности, главный злодей, которого неоднократно называют эгоистом, то есть человеком, действующим не по Долгу.

Сами идеологии Жертвенных, как и Изменяющих, стараются доказать читателю, что человек не самостоятелен, что он действует согласно Судьбе и Долгу. Эта трилогия восхваляет подчинение, пусть и ради благих целей. Она считает его нормой, так действуют и «добрые» силы (Верити с Чейдом), и «злые» (Регал).

Подчиненность Судьбе, Року, Фатуму (Долг — частный вариант этого) — очень популярная идеология издревле. Но не моя. У меня никогда не было потребности подчиняться кому-либо или чему-либо...

Оценка: 8
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Снова впечатлил роман из цикла «Сага Видящих», хотя не ожидал такого, после прочтения «Королевский Убийца». Повествование очень увлекательное, интрига держится весь роман + хорошая зацепка на продолжение. С удовольствием буду читать весь цикл дальше. 10/10

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх