fantlab ru

Стивен Кинг «Колдун и кристалл»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.38
Оценок:
3893
Моя оценка:
-

подробнее

Колдун и кристалл

Wizard and Glass

Роман, год; роман-эпопея «Тёмная Башня»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Роланд рассказывает спутникам историю о своём первом ка-тете.

После того, как Роланд прошёл испытание и стал стрелком, отец отсылает его в безопасное место, на восток, во внешние феоды, чтобы спасти от козней Мартена. Но город Меджлис — вовсе не тихая заводь. За спокойной размеренной сельской жизнью скрываются приготовления к чему-то очень нехорошему. Сумеет ли Роланд и его спутники разобраться в происходящем? Как сложится судьба первой возлюбленной Роланда, Сюзанны? Сумеют ли они лишить главного противника Альянса его магического шара?

Ответы в книге.

Входит в:

— роман-эпопею «Тёмная Башня»


Награды и премии:


лауреат
Премия "Озон" / Prix Ozone, 1998 // Премия SFVO за лучший непереведённый роман на английском (США)

Номинации на премии:


номинант
Премия «Италия» / Premio Italia, 1999 // Зарубежный роман. 2-е место (США)

Похожие произведения:

 

 


Колдун и кристалл. Том 1
1998 г.
Колдун и кристалл. Том 2
1998 г.
Колдун и кристалл. Том 1
2000 г.
Колдун и кристалл. Том 2
2000 г.
Колдун и кристалл. Том 1
2001 г.
Колдун и кристалл. Том 2
2001 г.
Колдун и кристалл
2003 г.
Колдун и кристалл
2003 г.
Колдун и кристалл
2004 г.
Колдун и кристалл
2005 г.
Колдун и кристалл
2006 г.
Колдун и кристалл
2006 г.
Колдун и кристалл
2007 г.
Колдун и кристалл
2008 г.
Колдун и кристалл
2010 г.
Колдун и кристалл
2013 г.
Колдун и кристалл
2015 г.
Колдун и кристалл
2017 г.
Колдун и кристалл
2020 г.
Колдун и кристалл
2021 г.
Колдун и кристалл
2024 г.

Самиздат и фэнзины:

Тёмная Башня. Том 2
2017 г.

Аудиокниги:

Колдун и кристалл
2012 г.

Издания на иностранных языках:

Wizard and Glass
1997 г.
(английский)
Чаклун та сфера. Темна вежа - IV
2008 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

В дерьмо ты залезаешь сам, но вылезать из него куда легче, когда с тобой кто-то есть.

Наконец-то я добралась до книги из-за которой пришлой начать долгий и не самый приятный путь к Темной башне! Дно достигнуто, и надежда, где-то глубоко притаившаяся, покинула свой кров. Мне неведомо то, что узрели другие почитатели таланта Кинга в ТБ. Честно, я пыталась, даже когда поняла, что читать это не могу, то скачала аудиокнигу... Исполнение великолепно, жаль что сама книга ужасна. Я уже не в первый раз замечаю, что Кинг с каким-то садистским наслаждением описывает от романа к роману одно и тоже. Все грязные и отвратные подробности, смакую и излагая чуть ли не на каждой странице... Мое отношение с творчеством Стивена всегда была специфичным, и об этом пишу чуть ли не каждый раз, но я стараюсь взвешивать все «за» и «против», дабы без розовых очков смотреть на созданные миры.

Стрелок — книга, открывшая путь к ТБ, и познакомившая читателя с Роландом. Материал показался сырым, но, как оказалась, именно первая часть ярче всех выделяется на остальном фоне.

Извлечение троих — вторая часть, изрядно потрепавшая нервы. Первая половина, про извлечение Эдди Дина далась мне легко, но как только появилась Одетта/Детта — начала закипать.

Бесплодные земли — книга, от которой на горящем пукане можно улететь. Проблемы начались с самого начала, да и все остальное оказалось не лучше. Зато наш ка-тет сел на Блейна Моно и отправились в путь.

И, наконец-то, — Колдун и кристалл! Мне понравилась часть с загадками, да-да, не ослышались, есть и хорошие стороны, но, увы, на этом светлая полоса закончилась, ведь Кингушка ударился в любовную историю Роланда, сына Стивена... Ей богу, мне было достаточно той информации, что далась нам в самом начале долгого пути. В Стрелке мы узнали, что у Роланда была любимая девушка Сюзан, которцю сожгли на костре. Помню, что ее ложно обвинили и все это были происки старой ведьмы. Все, не надо мне ничего дальше знать! Я и так вижу и чувствую, что Роланд, хоть и сволота жестокая, но хороший мужик, которму нужно завершить свое дело. Но, нет, страдай постоянный читатель, и узри историю любви Роланда и Сюзаны, аж на 704 стр!

Все это можно было опустить ил же сократить на добрую 400 страниц, ибо читать каждый пук в этой истории— выше моего терпения. На кой черт мне все эти подробности, как Роланд стал мужиком и как отец ворвался в комнату шлюхи и сбросил нагого сына с постели. Или же знать насколько сильно Сюзанна подняла юбку, дабы не испачкать подол и не выдать себя перед старухой? Обязательно описывать, как она в ночи, подняв юбку и засветив белые панталоны кралась под окнами? Какого х*** !!!

Я искренне прошу прощения у тех, кому нравится цикл, но я все равно останусь при своем, — это просто не мое. Больше всего меня печалит, что впереди еще 4 книги!!! А желания читать нет никакого! Историю добью, так как не могу оставить не закрытые циклы, в особенности Кинга. На этот раз сделаю перерыв на месяц, может больше. Но все равно, потрясающий мир ТБ мне не понять.

Оценка: 4
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я никогда не забуду «бащенный» цикл Кинга. И это не в положительном смысле, мол, он гениальный и незабываемый. Наоборот, цикл очень неровный и в каком-то смысле я его ненавижу, вот поэтому он и не вылетает из головы. Например, прочитан он уже очень давно, а отзывы я до сих пор не могу закончить. С публикации отзыва на прошлую часть прошло три месяца, и вот надеюсь сейчас добить это дело.

Но это отступление. Перейдем к тому, что мы имеем в книге «Колдун и кристалл». В начале это прямое продолжение «Бесплодных земель», но почти сразу автор перекидывает читателя в прошлое Роланда, и книга становится спин-оффом основной серии. Окей, думаю я, сейчас нам покажут юность стрелка и то время, когда мир еще не совсем сдвинулся. Этакий вестерн с уклоном больше в фэнтези, чем в постапокалипсис. Будет больше динамики, приключений, револьверных перестрелок-дуэлей и так далее. В каком-то смысле так и получилось.

Но в основном эта часть эпопеи является мелодрамой. Большую часть текста занимают любовные переживания героя и связанные с этим события. Причем любовь здесь довольно своеобразная. Я бы сказал, что в книге показано, как у подростков просто зачесалось между ног и они сношались по поводу и без оного. Возлюбленная Роланда, Сюзанна — из тех девушек, которых в наше время называют аббревиатурой ТП.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дала слово выйти за мэра и принципиально не хочет его нарушать, но при этом флиртует с Роландом. А когда тот напрямую предложил заняться прелюбодеянием, Сюзанна повыпендривалась для приличия и согласилась. При том, что потеря девственности легко определяется, так что «переспать и забыть» не получится — будущий муженек не в восторге будет. И еще: как Сюзанна, так и Роланд пока ничего из себя не представляют и полностью зависят от взрослых. Как вы хотите дальше жить? Неужели нельзя было ради большой любви потерпеть?

Эти несвязные вопли под спойлером — мои впечатления от любовной линии, как человека думающего. И верящего в то, что первая любовь есть нечто более чистое и невинное, а не эти фантазии старика Кинга (а он тот еще извращенец, судя по другим произведениям).

Что касается немелодрамной части книги. Тут все немного лучше. Присутствуют даже полушпионские революционно-партизанские сюжетные линии. Но они задвигаются на второй план, и по прошествии некоторого времени после прочтения забываются. Кроме финальной большой перестрелки, она получилась даже захватывающей.

В общем, книга продолжает печальную тенденцию, начатую еще в концовке «Бесплодных земель». Цикл скатывается, и чем дальше, тем сильнее это заметно. К сожалению, все последующие тома — практически нечитабельная тягомотина, написанная только потому, что так надо (все-таки было обещано семь книг). Многие поспорят, скажут, что я не понял глубокого смысла, но я не перестаю считать «Темную Башню» самым переоцененным произведением Стивена Кинга. И никому свое мнение не навязываю — на то и существуют отзывы, чтобы высказать свою субъективную оценку.

Оценка: 5
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мыши плакали, кололись, но продолжали идти к башне.

«Ну наконец-то!» — первая мысль, когда добрался до конца колдуна с кристаллом. Когда-то Кинг решил написать самую длинную серию романов. Судя по всему, дело продвигается успешно. А я-то думал, что основной смысл книги — интерес читателя, а не размер. Роман растянут как диплом студента. Это первое, что не понравилось.

Второе — я всё-таки намеревался прочитать что-то приключенческое, а не любовный роман.

Дальше, и это относится ко всем уже прочитанным книгам серии — довольно слабая адекватность описываемых событий в книгах. Постоянно посещают мысли, что так не бывает и так не возможно. Но посещают не настолько часто, чтобы начать плеваться и ругаться. Чего, например, не скажешь об извлечении троих – там знатно пригорало.

Вот это вот максимальное привязывание читателя к героям, чтобы потом максимально садистки расправится и вызвать максимально жалостливые эмоции. Меня только больше раздражало. Что будет дальше? Роланд ради башни убьёт отца? Перережет Кадберта с Аланом? Ну не сам, конечно, его подставят, но винить будет себя.

И вот дальше даже не знаю — с одной стороны сюжет затягивает, хочется узнать, что же там дальше с этой чёртовой башней и кто будет в роли Тёмного Властелина. С другой — растянутые километры страниц уже как то поднадоели.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читая романы из цикла «Темная Башня», каждый раз открываешь для себя разные грани этого мира, который дорог ,в первую очередь, и своему автору. Мне кажется, что в этой эпопее, достаточно протяженной по срокам написания, Кинг всецело создал свой собственный «склад памяти», где часто мелькают те миры и персонажи, что рано или поздно встречаются нам и в других книгах. И, как мне кажется, если намеки на это были в первых трех «башнях», то к четвертому тому, они стали настолько же явными, насколько и неизвестными тому, кто не знаком с ними, и кому это только предстоит. Ведь недаром инопланетному существу из «Ловца снов» совершенно ничего не говорило имя Пеннивайза, намалеванное в Дерри. Возможно я не стану первооткрывателем, но разве

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Уилл Деаборн — это не аллюзия к Биллу Денбро из «Оно», как и ножичек Стэнли Руиса, подаренный этим неведомым парнем дурачку Шими — не ножик ли это Стэнли Уриса

В этом же томе мы, наконец-то увидим, чем закончилась история с поехавшим поездом Блейном, что было, на мой взгляд, увлекательно, и в конечном итоге поймем, что приехали в Канзас, но не простой, и совершенно не тот, что знаком нью-йоркцам, а

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Канзас мира «Противостояния», где ироничный вариант Алого кололя — Рэндалл Флегг снова играет и плетет козни, возвращая нас к потаенным воспоминаниям Роданда Дискейна.

В то же время очень увлекательно читать рассказ Стрелка о своей истории любви, печальной и романтичной, но и горестной и обреченной. Это чудесный оммаж к вестернам, а так как мир «сдвинулся», то все это вывернуто через призму кинговского фэнтези. Читать эту часть безусловно стоит, потому что интересно, куда же приведет тропа луча своих героев. Ну, и конечно же бесконечное количество отсылок к старому кинематограф, на этот раз к экранизациям Фрэнка Баума. Мне понравилось, честно...

Оценка: 9
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Последний романтик Гилеада, или Роланд расставляет приоритеты

********************************************************

«О, Роланд. Твой отец может гордиться тобой. Четырнадцать лет, а хитер как дьявол!»

(Стивен Кинг. «Колдун и кристалл» из цикла «Темная Башня» IV)

***

Только что перевернута последняя страница четвертого тома романа-эпопеи «Темная Башня». Закончился ещё один этап длинного путешествия.

Поразительное по силе эмоционального воздействия произведение!

Не забываем, что «Темная Башня» — фэнтези только для взрослых. Только взрослые, имея необходимый жизненный опыт, способны оценить роман по достоинству. Об этом свидетельствуют отзывы «младов», которые протестуют против «излишне откровенных сцен» …

Читатели, идущие запутанными путями вместе с уже полюбившимися членами ка-тета Роланда из Гилеада, последнего стрелка «мира, сдвинувшегося с места», поняли, наверняка, композицию всей эпопеи. Она выстроена таким образом, что Лучи Темной Башни, вдоль которых движутся главные персонажи, объединяют все части романа в единое целое, не давая им рассыпаться на отдельные произведения. Четвертая книга могла бы восприниматься, как отдельная книга сама по себе: уж очень она не похожа на предыдущие, а благодаря большому объёму и завершенности истории любви Роланда и Сюзан, вполне воспринимается как отдельный роман. Но чтобы читательский интерес к путешествию Роланда не угас, Кинг оставляет в каждой книге недосказанности, и мы понимаем, что всё тайное станет явным в последующих книгах. Также он использует прием цепочки: последующая книга начинается с того места, где закончилась предыдущая, тем самым, замыкая все книги в мега-роман.

Четвертая часть вышла в свет в 1997 году (переведена на русский в 1998 году, автор перевода В. Вебер) – через 7 лет после третьей части «Бесплодные земли» (1991 г.). Такой перерыв в написании продолжения романа, на мой взгляд, если и отразился в целом на всей эпопее, то только в лучшую сторону. Автор словно поднакопил за это время писательское мастерство, которого ему и так было не занимать, и с новым энтузиазмом вновь принялся сочинять свой самый длинный в мире роман.

Роман, действительно, получился более впечатляющим, чем предыдущие части эпопеи. В нём нет мрачных, угнетающих пейзажей, кровавых боёв, хотя тема войны не осталась в стороне. Всё произведение пронизано светом романтики первой любви четырнадцатилетних подростков. Это что-то невероятное для Кинга …

Но вот и мы, наконец-то, познакомились в книге «Колдун и кристалл» с друзьями Роланда – Катбертом и Аленом (его первый ка-тет), а также его возлюбленной Сюзан Дельгадо. На протяжении долгих трех томов автор подогревал и подогревал читательский интерес к этой встрече. Вот она – состоялась! Мы окунёмся в прошлое стрелка – очень далёкое прошлое, его юность. Роланду всего четырнадцать, но он только в глазах окружающих мальчишка. На самом деле его отличают совсем не детское отношение к жизни и уж совсем не ребяческие поступки. А самое главное испытание, которое выпадает на его долю – это сделать судьбоносный выбор. И он его сделает, проявив мужество и зрелость не по годам. Это и понятно: кому попало спасать мир не поручат.

Итак, читатель понимает, наконец, как родился супергерой. Каковы были предпосылки формирования характера Роланда, а также как изменялся его характер и почему. На горизонте всё отчетливее проступают очертания Тёмной Башни и её судьбоносное, жизненно важное значение. Но ещё не всё ясно в полной мере. Стивен Кинг уже приучил своих читателей, идущих по стопам последнего стрелка и его ка-тета: всему своё время.

В романе очень много персонажей. Все они яркие, рельефные и значимые. Особенно неизгладимое впечатление оставляет ведьма Риа с Кооса. А поскольку я иногда чтение романа чередовала с прослушиванием аудиокниги (уж слишком он большой) в исполнении группы актеров во главе с Романом Волковым, то этот образ буквально врезался в память. Господи, не дай, чтобы приснилась! Воистину страшнейший и влиятельнейший персонаж!

«Колдун и кристалл», несомненно, относится к жанру фэнтези, но в такой большой книге нашлось место и для классического вестерна, и для любовного романа, и для аллюзии «Страны Оз» Лаймена Баума. Повествование местами линейное, местами – концентрическое.

Благодаря писательскому таланту Стивена Кинга читатели во многих странах мира имеют удовольствие следить за изменениями личности Роланда, последнего стрелка, бредущего многие годы с невероятным упорством сквозь боль, лишения, страдания к Темной Башне. Стрелка, который удивительнейшим образом сочетает в себе нежную романтическую натуру, доброе сердце и жесткий прагматизм с непоколебимой верой, яростной целеустремлённостью в достижении неопределённой цели.

Я желаю всем читателям, которые ещё не читали «Темную Башню», не лишать себя удовольствия от чтения книг этой серии и успехов в преодолении сложного, но безумно интересного пути вместе с ка-тетом Роланда из Гилеада.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я знал, что в «Колдуне и кристалле» должен вернуться к юности Роланда, к его первой любви, и до смерти боялся этой истории», «...в сорок восемь лет можно и забыть о жаре и страсти семнадцатилетних» (С. Кинг)

Можно понять сомнения Стивена Кинга, ведь «опыт, сын ошибок трудных» меняет нас. Однако, история удалась. Если что и напрягло, так это некоторые тактические решения Роланда и его друзей юности, а вовсе не романтическая составляющая.

Для меня, «Колдун и кристалл» — важная, нужная часть ТБ. Хорошо, что Кинг решился уделить внимание прошлому, познакомил нас с предысторией, моментом выбора пути Роландом Дискейном. Дополнительный эпизод, «Ветер сквозь замочную скважину», добавил мало подробностей. На мой взгляд, было бы неплохо увидеть еще «флэшбэки», например, о кончине Риа с Кооса или о последних боях периода падения Гилеада.

Возвращаясь к «Колдуну и кристаллу» — история получилась увлекательной, легко читаемой, с ярким сюжетом, запоминающимися харизматичными персонажами. Мне понравилось, как обыграна опасность использования магических кристаллов, легко приобретаемая зависимость от подобного, вроде использования запрещенных веществ. Кингу хорошо удалось показать жизнь, постепенно покидающую Риа, словно песок сквозь пальцы, при использовании кристалла. Невольно вспоминаются палантиры Толкина, но впечатление это не портит.

История взросления и первой любви, с элементами юношеской наивности и максимализма, свойственными подросткам, получилась и украсила цикл.

Оценка: 8
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Уникальный сплав жанров, в котором написан четвёртый роман цикла «Тёмная Башня», не оставил практически никаких шансов на то, чтобы оторваться от прочтения.

Конечно, небольшой диссонанс произошёл, когда после динамичного начала, в котором искусственный разум, заключённый в поезде Блейз Моно, загадывал загадки ка-тету Роланда, автор перенёс читателя во времена юности главного героя. И вот тут-то и начинается вестерн с ярко выраженной любовной линией...

Да, именно так. Львиная доля «Колдуна и кристалла» посвящена любви юноши Роланда Дискейна из Гилеада и Сюзан Дельгадо из Меджиса — провинциального феода Срединного мира. Мир, в котором причудливо соединились средневековые нравы и Дикий Запад с ковбоями и жаждой приключений. В романе лишь изредка появляются упоминания о том, что на самом деле события происходят через сотни лет после того, как мир сдвинулся, то есть произошёл планетарный катаклизм с применением ядерного оружия и цивилизация остановилась в своём развитии. Но тем и интереснее читать, ведь перед читателем раскрываются очень мелкие детали мира Роланда, а значит фентезийный мир становится ещё ярче и правдоподобнее. Ведь за это любим этот жанр многими читателями?

Любовная линия в романе очень яркая, ведь в юности не может быть иначе и автору удалось удержать моё внимание за счёт повышенной эмоциональности и элемента мистики, связанного как раз с кристаллом. Свойства этого магического предмета очень похожи на палантир из «Властелинам Колец» Толкиена. Впрочем, автор и не скрывает, что толкиеновская эпопея очень сильно влияет на весь его цикл.

Традиционно автору удаются образы персонажей, благодаря большому вниманию психологии героев и описанию их внутреннего мира, а потому сопереживаешь всем положительным героям произведения.

Примерно со второй половины романа действие несётся со скоростью монорельсового поезда, упоминаемого в начале. И заканчивается всё на очень трагической ноте и особо впечатлительные натуры (я к таковым не отношусь) могут даже всплакнуть. Да и вообще, Кинг мастер это делать, поэтому не читавшие произведение могут приготовить носовые платки.

На финальных страницах автор делает большую отсылку к американской массовой культуре. Ведь герои оказываются в мире, похожем на наш, в котором почти всё население вымерло от вируса супергриппа (роман «Противостояние» того же Кинга) и даже попадают в волшебный замок Изумрудного города (Фрэнка Баума «Волшебник страны Оз»), где и встречаются с колдуном. И это не считая остальных, не столь значительных, но соединяющих с нашей реальностью отсылок.

Роман, который я считаю лучшим в цикле. Роман, который даже при третьем прочтении читается на одном дыхании. Роман, который лишь на первый взгляд кажется отступлением от основного повествования. Надеюсь, что тех, кто ещё не читал роман, он захватит не меньше.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвёртую часть «Тёмной башни» я прочитал спустя год после предыдущих романов. Хоть некоторые подробности сюжета и забылись, в целом история быстро вовлекла в себя и захватила внимание. Но, тем не менее, этот роман понравился несколько меньше первых.

Большую часть этой истории занимают не дальнейшие приключения героев, а воспоминания Роланда о событиях, последовавших за тем, как он в 14 лет стал Стрелком. Это своего рода смесь психологического триллера, драмы и вестерна; и, конечно, фэнтези — в мире Стрелка царит колдовство. Кингу, как всегда, удаётся создать зримую мрачную атмосферу и живых героев, захватить внимание напряжённым сюжетом. Но и недостатки автора (по моему мнению) тут выражены как никогда сильно. Я имею ввиду обилие откровенно мерзких моментов, которые как раз не создают, а, наоборот, несколько разрушают создаваемую автором атмосферу. Конкретно — это не к месту подробное описание различных физиологических процессов, происходящих, что называется, ниже пояса. Но в иные моменты мир Тёмной башни предстаёт прекрасным и масштабным.

История молодого Роланда важна для полноты картины мира, биографии и образа главного героя, она полна захватывающих приключений, но, читая о ней, хотелось уже вернуться к настоящему Роланда и его друзей и их пути к Тёмной башне. А про это как раз в данном романе мало.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тяжело мне дается цикл «Тёмная башня». Конечно, я не думаю, что потрачу на его чтение столько же времени сколько Кинг его писал, а писал он его больше 20 лет, но тем не менее, редко на какую книгу у меня по времени уходит больше чем неделя. А в этом цикле, за исключением «Стрелка», на каждую книгу уходит от двух недель до месяца. Не понимаю в чем причина, но точно не в качестве текста. Написано изумительно и очень образно, и вполне возможно, что в этой образности и таится причина медленного чтения. И прочие миры в творениях Кинга, отнюдь не наполнены миром и добротой. Так и мир Темной башни, в который прочие миры входят все в том или ином качестве, не оставляет впечатления дружелюбного места. Безусловно у Кинга хватает описания и прекрасных человеческих качеств — доброты, любви, отваги, чести, но темная часть человеческой натуры в его произведениях с лихвой перекрывает светлую. Вполне возможно, именно из-за этого так тяжело мне дается дорога к Темной башне. Кинг настолько детально передает и обстановку и человеческие отношения, что временами погружаешься в книгу и не замечаешь как пролетает время, и в то же время оторвавшись не спешишь вернутся обратно, позволяя образам и чувствам прочитанного кусочка еще долго бродить в голове, переживая за героев или представляя какая катастрофа постигла тот или иной мир.

«Колдун и кристалл», исходя из событий, можно разделить на несколько частей. В книге их конечно больше, но лично я выделил следующие — состязание загадок с Блейном (длинный пролог), рассказ Роланда (главная тема) и Изумрудный замок (эпилог). Несмотря на замечательное описание противостояния с Блейном во время стремительной поездке через бесплодные земли и не менее образно описанный Изумрудный замок из страны ОЗ, наиболее эмоциональная и сильная часть рмоана именно рассказ Ролланда о Сюзанне. В состязании с Блейном меня впечатлили технологии древних и загадки, но не загадки Энди. Вполне понимаю ощущения Роланда и Блейна от таких загадок. Волшебно описан Изумрудный замок из стекла. Но все это ни идет ни в какое сравнение с молодыми годами Роланда. В очередной раз Кинг мастерски нагнетает обстановку в тихом спокойном городке. Игра в замки между как-тетом Роландом и Джонаса, безумная ведьма Риа, очаровательная Сюзанна и многие другие, на фоне «мягкого» постапокаллипсиса. Одно из немногих произведений, где после катастрофы с одной стороны прошло много времени и беда осталась в легендах и сказаниях, а с другой стороны тут и там встречаются следы былого. До сих пор работающие нефтянные вышки, древний холодильник использующийся для производства льда (один на город, остатки былой роскоши), револьверы соседствующие с древними мушкетонами (какое-то дикое смешение эпох) и тут же, как незаросшие следы катастрофы, шестилапый кот-мутант и мутанты-жеребцы. Добавьте сюда налет фэнтези — колдовской кристалл, люди с паранормальными возможностями, какие-то червоточины, и получим просто невероятный по притягательности мир Роланда. Жестокий, но притягательный.

На что еще постоянно обращаю внимание читая Кинга, и в частности Темную башню, так это на описания плотских взаимоотношений между людьми и человеческой жестокости. Причем Кинг не акцентирует на них внимание, они мимолетные, но и не избегает их. Мальчишки, ради развлечения отрезающие хвосты бодячим псам и скармливающие им петарды, похотливый мэр и ведьма Риа, пошлые разговоры и т.д. Эти сценки естесственная часть жизни обитателей Срединного мира. Жестого мира, который сдвинулся. И именно они придают книге такой налет реализма, и конечно, особенно ярко на фоне этой пошлости и жестокости выделяются отношения Роланда и Сюзанны. С трудом представляют, что этот цикл оставит кого-то равнодушным.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Несколько беглых, лежащих на поверхности ассоциаций:

— подзатянуто;

— необычный сеттинг;

— НУ ЗАЧЕМ ПРО БЫВШИЙ КА-ТЕТ ПИСАТЬ ИНТЕРЕСНЕЕ ЧЕМ ПРО НЫНЕШНИЙ КИНГ????

А если более обстоятельно, то: Кинг действительно выбрал очень опасную тропу — посвятить целый том из семикнижия бывшим друзьям из прошлого, компания которых показалась интереснее, чем нынешний ка-тет Роланда, с которым нам путешествовать еще три тома. Возможно, это только моё восприятие, поскольку ну очень уж люблю фэнтези про подростков, которые-как-бы-и-не-подростки-судя-по-их-деяниям. Ну честно. После них Джейк, Эдди и Сюзанна (ну и, конечно, Ыш!) кажутся... Блеклыми. Возможно, потому, что им почти и не уделено эфирного времени.

Что касается сюжета, то всё довольно предсказуемо. Все подводки к исходам были раскинуты в прошлых книгах. Персонажи, конечно же, выпуклые, объемные. Благодаря тому, что Кинг способен интересно и увлекательно рассказать о любом персонаже любой степени роли, он не стесняется писать о каждом и подробно. Чтобы видеть картину яснее и целостнее.

Мне нравится, как Кинг микширует фэнтези-мир со своим устоем вместе с технологиями прошлого, интегрируя в быт крестьян и фермеров нефтяные вышки, электричество и генераторы. При всём при этом Кинг не дает объяснений, как это происходит, откуда такое смешение цивилизаций и миров. Опять же, полунамеки про сдвинутость, червоточины и прочее. Меня такая позиция устраивает. Так выходит честнее по отношению к несведущим героям.

Понравилось, что роман-флешбэк подраскрыл личность Роланда. Что-то стало более понятным.

Не вижу смысла распинаться, пересказывая сюжет. Скажу лишь, что немного можно было бы и подсократить. А то иногда становилось, ну, менее увлекательно.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Колдун и кристалл» начинается тем же моментом, которым заканчиваются «Бесплодные земли»: Роланд и Ко решают проблему с Блейном, после чего двигаются дальше, впрочем недолго. Основная часть романа — прошлое Роланда, история его первой настоящей любви, а заодно и становления последнего стрелка как мужчины.

Многим не нравится четвертый том, дескать, он слишком банален и сказочен. Но мне именно этого и не хватало в «Темной башне»: полноценной романтики. Все это Кинг и преподносит.

В отличие от остальных томов «Темной башни», «Колдуна и кристалл» я читал всего один раз и не хочу к нему возвращаться. Не потому что он плох, просто не хочу испортить первое впечатление. Знаете это легкое чувство разочарования, когда возвращаешься к вещам, любимым в детстве или подростковом возрасте, и понимаешь, что чуда больше нет. Конфликт банален, персонажи неинтересные, а сама история совершенно не трогает. Не факт, конечно, что такое случится с «Колдуном и кристаллом», но пусть лучше в моей памяти останутся полностью положительные впечатления, даже если они грешат излишним субъективизмом.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга меня ошеломила и оглушила – ещё ни одна книга цикла не повергала меня в такое состояние. Чувства были разные: понимание, удивление, волнение, надежда – разные эмоции. Но впервые они были настолько сильны. Если предыдущую книгу я старалась прочесть быстрее – меня волновала судьба Джейка, то эту книгу мне было тяжело читать – мне было боязно идти по страницам вперёд, меня пугало то, что я узнаю, потому что предполагала, что ка уже давно сказало свое веское слово – должно было сказать.

На мой взгляд эта самая важная книга. Такая история должна была появиться – читатель должен был узнать, где же та черта, эта точка невозврата, после которой мальчишка Роланд стал тем Роландом, которого я увидела ранее. Должно было случиться что–то великое и прекрасное на грани боли, когда вселенная заполняется одним образом, одним чувством, заслоняющим всё вокруг, а потом произойдёт что–то ужасное, на пределе возможностей, понимания и принятия, цепь событий, от которых не убежать и не изменить – то, с чем нельзя смириться. А жить то как? А ещё выбор, который и предрешил дальнейший путь. Автор нашёл слова, чтобы не щадя чувств читателя донести смысл и позволить нам погрузиться в состояние великого и прекрасного, безжалостного и тёмного, таинственного и неизбежного.

Автор сказал, что Роланд тогда ушёл, что его, Роланада, больше нет и хоть он после вернулся – это так и есть. Ходить, дышать – еще не значит жить. Роланд, безусловно, рыцарь, последний из своего поколения и последний романтик Гилеада и Башня — его навязчивая идея. Когда мы встречаем его, он и живёт только потому, что хочет до неё добраться.

Эта книга для меня ответ на многие почему. Да, он ищет Тёмную Башню, но что она такое и почему она столь важна – она не просто башня из тёмно-серого камня, она величайшая тайна мира, его последняя и страшная загадка. Я увидела ту отправную точку, от которой Роланд много лет преследовал человека в чёрном, почему позволил упасть Джейку, почему израненый и больной, на пределе человеческих возможностей шагал сквозь двери на побережье, почему преследовал Гашера в подземельях Лада и загадывал загадки Блэйну Моно и еще множество почему, которые многое объясняют.

Но они не объясняют моих слёз (возможно я излишне впечатлительна и эмоциональна) – это всего лишь книга, выдуманная история о несуществующем мире и его героях. Тогда почему так остро воспринимается прочитанное, почему засело в голове и не желает оттуда убираться? Велика магия слова, способная заворожить кого угодно, если эти слова верные, если эти слова сказаны Мастером. В послесловии к книге Кинг сказал, что ,,история Роланда — мой Юпитер — планета, доминирующая над всеми другими (по крайней мере в моём понимании), с необычной атмосферой, безумными ландшафтами, жутким притяжением. Я сказал, доминирует над остальными? Пожалуй, это определение недостаточно точно. Я прихожу к осознанию того, что мир Роланда (или миры), по существу, вбирает в себя все прочие, созданные мною''. Как же много он вложил в эту историю.

… А ка-тет – единство из множества, настойчивые в достижении цели, сильные в любви, ка–тет равный тому, первому ка–тету из обожжённых солнцем молодых людей, оставивших позади свою юность, продолжает свой путь к Башне.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

ЛЮБОВЬ МОЯ, ПЕЧАЛЬ МОЯ

— Птички и рыбки, медведи и зайки, — шептала Сюзан, когда ее сначала опустили, а потом бросили спиной на деревянную пирамиду, заполнив ее телом недостающий сегмент в кольце пугал.

— Гори ОГНЕМ! Гори ОГНЕМ! Гори ОГНЕМ! — в унисон скандировала толпа.

- Ты же наверняка читала уже эту книгу?

- Четыре раза: дважды глазами, один раз вслух и один в оригинале. Теперь слушаю пятый раз. Немыслимому обилию «Колдуна и кристалла» в моей жизни есть, конечно, рациональное объяснение. Читала у Кинга вообще все, но этот роман особенный. Вышел в девяносто восьмом, тогда родила дочь, много времени проводила дома. Прочла двухтомник сразу, как купила. После перечитала уже со всеми книгами цикла. А потом Мэтра изувечил тот алкаш, он надолго замолчал, в моей же ежевечерней практике было чтение детям вслух примерно по часу. Делалось для сына, но и малая засыпала под убаюкивающее журчание материнского голоса.

Когда перечитала всю детскую классику, сказала себе: Какого хрена, буду читать им то, что сама люблю. И прочла «Башню». Что до «в оригинале», это уже после, когда училась читать на английском. По совету педагога, взяла для начала книгу, которую хорошо знаю и люблю. Теперь пятое путешествие в округ Меджис и юность Стрелка. На сей раз посредством аудиокниги в исполнении Игоря Князева. Театр Абуки всегда хорош, широчайший исполнительский диапазон чтеца отлично визуализирует героев. Спасение для этого, оказавшегося таким сложным с экранизацией, цикла.

Четвертый роман семикнижия «Темной башни» делит поклонников писателя на ненавистников и обожателей книги. «Колдун и кристалл» предыстория, обрамленная событиями дня сегодняшнего: путешествие на Блейне, прибытие в Канзас мира, погибшего от Капитана Трипа, Изумрудный Город и дальнейшее продолжение пути. Немыслимо долгая ночь, вместившая рассказ об уже сдвинувшемся, но еще не пребывающем в падении мире. О юности Стрелка, о его друзьях, о первой и единственной любви. Ценитель зрелых семейных отношений, Кинг предстает здесь певцом романтической первой любви, и он немыслимо хорош в этой ипостаси.

Интрига романа включает заговор, в ходе которого политическая элита крупного феода (мы бы назвали это автономией или областью) переходит на сторону врага. Наглядно показывает простоту, с какой осуществляются манипуляции общественным мнением. Ставит героев перед необходимостью противостоять двум сотням вооруженных мужчин. Не выиграть или проиграть, как в спортивном состязании, а физически уничтожить. Роланду и двум его друзьям по четырнадцать-пятнадцать лет, на минуту. Хотя да, они Стрелки, в них с младых ногтей воспитывалось умение мгновенно принимать тактические и стратегические решения, обращаться с оружием и всякое такое. Но они подростки.

Изначальная оксюморонность: «они-же-дети» при необходимости принимать и воплощать решения невероятного уровня зрелости, делает роман особенно напряженным, усложняет его внутренний динамизм и подчеркивает психологическую мотивированность. Это не только лучшая часть «Темной Башни», но одна из вершин творчества Кинга вообще.

Птички и рыбки,

Медведи и зайки,

Слоны, черепахи,

И прочье зверье

Исполнят любое желанье твое.

Оценка: нет
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я не являюсь большим поклонником Стивена Кинга, но я подозреваю, что романы про любовь не совсем типичны для его творчества (здесь есть нотки сарказма, предупреждаю). Очередной роман цикла «Темная башня» является экскурсом в прошлое Роланда Дискейна. И это на самом деле замечательно. Потому что пережив тяжелые испытания на пути в Канзас, ка-тету нужно было немного отдохнуть, а Роланду необходимо было выплеснуть наружу то, что в нем сидело долгие годы.

Многие говорят, что это роман о любви. Я не совсем согласен. Это роман о том, как любовь делает людей слабыми. Какой бы длины не был ствол твоего револьвера, прелестная молодая дама с томным взглядом и глубоким декольте сделает так, чтобы весь твой порох отсырел и пистолет дал осечку.

«Колдун и кристалл» — это необходимая нить, соединяющая прошлое и настоящее. Весь Темная башня не сама по себе появилась, и многое, чем сейчас руководствуется Стрелок, он увидел в таинственном кристалле.

Молодой Роланд с друзьями, практически ее дети, были отосланы на задворки мира, чтобы переждать опасность. А опасность, оказывается ждала их там сама. И если бы не случайно возникшая любовь Роланда к прелестной девушке 16-и лет, все было бы совсем по-другому. С кандалами на ногах ох как трудно перемещаться.

И как же грамотно Кинг описывает душевные терзания. Мне понравилась фраза Роланда про то, что вся его любовь даже не добралась до теплой и уютной кровати. Любить пришлось между опасностью и страхом. И я уверен, что многие из тех, кто читал этот роман, вспоминал свои первые любовные приключения. И ведь действительно все было — пылко, бурно, страшно. но ужасно интересно. Без цветов, ухаживаний и подарков. Просто страсть и желание не ждать, когда мягкая постель сама свалиться на голову.

И снова хочется похвалить Кинга за то, что он долго размазывал по страницам сюжет, так как ты успеваешь проникнуться сочувствием к главным героям, начинаешь переживать, надеешься на хэппи-энд (ага, это у Кинга-то), но в итоге соглашаешься хотя бы на кровную месть за нереализованные амбиции и надежды.

Я получил большое удовольствие, читая этот роман. Он не столько о цветочках, зайчиках и рыбках, сколько о том, что в суровом мире, который к тому же еще и сдвинулся, нет места романтике и чувствам. Есть только любовь к револьверу, протертым пыльным сапогам да бутылке виски.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Четвертая часть эпопеи «Темная Башня» почти целиком посвящена событиям из юности Роланда. Это вовсе не означает, что мы не узнаем, чем же кончился «конкурс загадок», устроенный безумным скоростным поездом Блейном, в который ка-тет Роланда в составе его самого, Сюзанны, Джимми, Этти и Ыша попал в книге «Бесплодные земли». Книга и начинается как непосредственное продолжение той истории. Надо же автору читателя как-то завлечь, чтобы он не бросил читать цикл, дочитав и закрыв третью книгу ;)

Но вот после окончания истории с Блейном идет совсем другой коленкор. Происходит удачное, на мой взгляд, погружение читателя в мир Дикого Запада с примесью небольших порций колдовства, волшебства, ворожбы и средневековых почти инквизиторских костров. И книга эта, на мой взгляд, получилась на твердую «четверку». Местами ловил себя на мысли, что читаю словно из далекого детства произведения Майн Рида или Фенимора Купера. Хорошее приключенческое ковбойское чтиво, только без индейцев, не обессудьте. Из минусов — было бы хорошо, если бы Кинг в присущей ему манере не вставлял бы тут и там в текст разные «физиологические штучки» — кто как высморкался, потрогал разные интимные части тела, где у кого что и как поднялось или затрепетало. Даже любовь двух юных (Роланду всего 14 лет!, Сюзан примерно столько же, может немного старше) главных персонажей — и то сплошь и рядом описана через физиологию. Я не ханжа, нет. Мне кажется, книга бы выиграла, если бы была выдержана общая высокая планка, заданная автором — написать романтическую ковбойскую историю, не лишенную жестокости «плохих» парней, любви главных юных героев, и, естественно, их борьбы с «плохими» парнями и, конечно же (трудной и жертвенной — а куда деваться?) победы. А вот скатывания в типично американское описание сцен «ниже пояса» — всему этому мешает и общее впечатление смазывает.

Кстати, название книги «Колдун и Кристалл» не особо соответствует её содержанию. Кристалл там есть — и довольно много. А вот колдун — я всё ждал, когда же он появится. И, когда уже надежда на появление колдуна умерла, а я к тому моменту дочитывал последние страниц 50 книги — «Дамы и Господа! На сцене цирка — Колдун!» Почтенная публика рукоплещет и в воздух чепчики бросает. А книга тем временем практически кончилась. А история молодого Роланда и Сюзан — кончилась еще раньше. И мы уже «вынырнули» снова в то время, где Роланд закончил свой рассказ у костра о «годах молодых» и снова ведет свой ка-тет к Темной Башне. В общем, появление Колдуна — как черт из коробки — видимо, такая «затравка» для следующей книги.

Общее впечатление — книгу прочитать стоит. Мир Роланда раскрывается шире, мы узнаём многое о его стрелках-друзьях, атмосфера «параллельной» Америки времен Дикого Запада передана живо и зримо. Персонажи, как нередко у Кинга — «черно-белые», долго гадать не придется, кто тут «плохие парни», а кто — «рыцари на белом коне». Но таковы законы жанра. И Кинг тут попал в десятку.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх