Николай Гоголь «Пропавшая грамота. Быль, рассказанная дьячком ***ской церкви»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: Юмористическое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Фома Григорьевич плохого не расскажет. Вот и на этот раз нас ждет история про казака, который вез грамоту императрице, но по случайности потерял ее. И теперь ему придется спуститься в ад за важным документом.
Входит в:
— цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки. Повести, изданные пасичником Рудым Паньком» > Часть первая
— антологию «Russische Gespenster-Geschichten», 1921 г.
— антологию «Огненний змій», 1990 г.
— антологию «Смертельная игра», 1993 г.
— антологию «Солдат и царица», 1993 г.
— антологию «Ярмарка колдовства», 1994 г.
— антологию «Киевские ведьмы: Русская фантастика первой половины XIX века», 1996 г.
— антологию «Роковая игра», 2011 г.
— антологию «Ужасы, мистика, страшные истории», 2011 г.
— антологию «Страхи, ужасы, загадочные истории», 2013 г.
— антологию «Język Babilonu. Antologia ukraińskiej fantastyki», 2022 г.
Экранизации:
— «Пропавшая грамота» 1945, СССР, реж. Валентина Брумберг, Зинаида Брумберг, Ламис Бредис
— «Пропавшая грамота» / «Пропала грамота» 1972, СССР, реж. Борис Ивченко
- /языки:
- русский (266), немецкий (1), испанский (1), французский (1), украинский (9), польский (1)
- /тип:
- книги (268), аудиокниги (10), цифровое (1)
- /перевод:
- С. Васильченко (1), И. Гюнтер (1), М. Обачний (2), Е. Пчёлка (1), Л. Украинка (5)
Аудиокниги:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 17 сентября 2024 г.
Когда-то давно дед рассказчика Фомы был на службе у местного старшины. Однажды тот доверил ему отвезти грамоту самой царице, гостившей в Малороссии. Но в дороге с посыльным случилось непредвиденное: во время ночевки в шинке на его попутчиков напала нечистая сила, похитившая заодно и грамоту. Пришлось козаку отправляться на ее поиски прямо в проклятое логово...
На мой взгляд, самое слабое произведение из всего сборника Гоголя. Сюжет его напоминает сказку Пушкина о работнике Балде и не может похвастать какими-либо оригинальными находками. Если не считать таковой карточный турнир козака с ведьмами. Если б он не сумел выиграть хотя бы одной партии, не видать ему никакого письма!
-------------
РЕЗЮМЕ: сказ про то, как один козак сумел вернуть себе назад свое имущество, украденное нечистой силой. Кстати, игру в карты в те года никак нельзя было признать христианским увлечением.
AlisterOrm, 26 ноября 2019 г.
В какой то степени это уже ближе к готической повести, к старым добрым ещё средневековым сюжетам о потустороннем мире, о кознях Нечистого, о вечном противостоянии тварного и таинственного. Причём тварного... очень земного. Фома Григорьевич — человек простой, даже очень простой, ему и ад не помеха. Что ему черти, если грамота самой царице пропала? Тем более, что он, как житель этой глубинки близ Диканьки, совершенно привык к соседству с чертями, вурдалаками, упокойниками и прочими русалками. Ему они не страшны, и куда большее чудо для отважного казака — дворец государыни и золотые галушки, которые они откушивает на обед. Есть в этом какое-то здоровое отношение к жизни, без надрыва, без страха...
zotovvg75, 9 декабря 2021 г.
Для настоящего казака нет ничего невозможного, он и на тот свет проникнет и нечистую силу в карты обыграет, тем более когда затронута его честь. Гоголь в этой повести прославляет лихую казацкую удаль, способность найти выход из казалось бы безнадежной ситуации. Собственно, деду Фомы Григорьевича ничего не мешало сочинить историю о краже или случайной потере шапки с зашитой грамотой и взяв новую бумагу, на этот раз благополучно доставить ее по назначению. Но здесь взыграло народное упорство простого человека-будь ты хоть трижды нечистая сила, отдай назад неправедно взятое! В этой молодецкой удали безусловно есть и черты бесшабашности: с какой легкостью посыльный посещал шинки по дороге к царице, с такой же естественной необходимостью нужно было отправиться в гости в преисподнюю, чтобы исправить ситуацию. Легко угадывается известная национальная черта-самим себе создавать трудности, чтобы затем героически их преодолевать. О, загадочная человеческая душа, необъятная и непостижимая, как бескрайняя степь! Но впрочем, налицо и положительные качества незадачливого посланца: отвага, желание помочь товарищу, сметливость ума.
Однако, в этой небольшой повести главное заключено в искреннем, эмоционально чистом удовольствии от легкого, интересного чтения, с характерными чертами неповторимого гоголевского стиля. Юмор безусловно перевешивает мистику, в отличии скажем от мрачных «Вечер накануне Ивана Купала» или «Страшной мести». Но эта градация естественно необходима для ухода от одноплановости произведений этого гениального цикла. Гоголь это прекрасно понимал, придавая каждой повести свою неповторимую черту.
tolstyi1010, 24 мая 2019 г.
Поручили одному удалому казаку, деду рассказчика дьяка Фомы Григорьевича, отвезти грамоту императрице, а он возьми да и потеряй ее. Вот и приходиться отправляться в ад за наиважнейшим документом.
Отличная повесть, которая описывает храбрость казаков, их преданность делу. Потерял он грамоту и ради дела не побоялся отправиться в преисподнюю. Как мало таких сознательных людей осталось в наше время. Они не то, что в ад, на этаж ниже не спустятся. А как Гоголь описывает всю эту чертовщину. Несколько слов, и окружающее предстает перед нашими глазами во всей красе (или мерзости). На что у многих ушли бы страницы, Гоголь убирается в пару предложений.
Искрометное приключение казака в аду.
Тиань, 26 декабря 2013 г.
Гоголь как никто умел показать сказочную составляющею реального мира своих героев. В его произведениях злобные порождения темных сил враждебны людям, однако же не смертельно опасны.
Запорожец рассказывает попутчикам, что душа его запродана дьяволу. Собеседники его воспринимают это вполне спокойно. Ну, запродана, дело житейское, живи в свое удовольствие, пока к расчету не призвали. Читаешь этот эпизод, улыбаешься, потом вспоминаешь, что запорожцы все время своего существования воевали за Родину и веру православную. То есть верили, но верили житейски мудро, без фанатизма.
Так маленькими штрихами Гоголь показывает нам нравственное здоровье украинского народа, которому не страшен ни поп, ни ксендз, ни даже сам черт. Хотя при этом крепость в вере одобрение вызывает и спасает отважного героя повести от злобных ведьм и бесовщины на ночном пиршестве. Но та же вера не мешает ему откушать скоромного без оглядки на пост, попить-погулять весело. Во всем разумная мера соблюдается и суть вещей.
В сравнении с ужасными явлениями дьявола в европейской литературе черти Гоголя вполне забавные и даже домашние, поскольку живут рядом с людьми, общаются с ними, таятся, козни строят, но не сильнее они человека. Кто не испугается, не даст страху замутить разум свой, тому ни черти, ни ведьмы не только не страшны, но при случае еще и полезны могут быть. Герой данной повести вот шапку свою украденную с грамоткой в ней зашитой от бесовщины назад получил, и даже на адском скакуне домой доставлен был. А помогли ему разумная вера, в которой Бог занимает столько же места, как собственная смекалка и уверенность в существовании добрых сил, уравновешивающих зло.
В этой повести особенно ярко проявилась главная черта мистического, «ужасного» направления в творчестве Гоголя — отношение к силам зла как к естественной составляющей мира и жизни человеческой. Страшны бывают, спору нет. И вред причинить способны нешуточный. Но без них никуда. Мир так устроен, что и им свое местечко положено. Поэтому не борется герой повести с ведьмами и чертями, но противостоит их влиянию на душу свою, оставаясь человеком. Ибо каждому свое судьбой предназначено: и человеку, и черту, и ведьме...
Прекрасная вещь. Здравое отношение к жизни формирует.
mario1205, 26 августа 2015 г.
Н.В.Гоголь
Пропавшая грамота
Очередная красивая сказка из цикла «Вечеров на Диканьке», где повествование ведётся от лихого казака, деда рассказчика дьяка Фомы Григорьевича. Гетман поручил деду доставить важную грамоту царице и бравый казак отправился в путь. Много приключений произошло с казаком в дороге-и встреча с чёртом, и пропажа депеши, и игра в карты в аду с ведьмами...
Гоголь намекает читателю, что не всё, что рассказывает посланец гетмана, правда, ох горазд быль приврать бравый вояка о своих похождениях. Небось засиделся в шинке, угощаясь вином и по пьяной лавочке вернулся домой, а что бы как-то оправдать свои действия и придумал такую диковинную историю (хе-хе). Так ли это или нет, мы не знаем. Чтож, доверимся рассказчику, что всё правда и в очередной раз подивимся фантазии и полёту мысли нетленного классика, ибо рассказчик из деда отменный...
Отличная повесть. Здесь и в «Ночи под рождество» Гоголь с грустью повествует об упразднении казачьего института Екатериной II и начале конца Запорожской Сечи, что впоследствии привела к окончательному вхождению Малороссии в состав Российской Империи.
Paganist, 10 ноября 2014 г.
Чего только не происходит по ночам в украинских сёлах да хуторах! Пусть даже это и выдумки, банальные страшилки — но до чего же потешные и страшные одновременно. Не устаю поражаться силе слога Гоголя. Он с такой любовью и непосредственностью описывал характеры своих героев, так предавал красоты украинской природы — залюбуешься!
«Пропавшая грамота» слабо напоминает шедевральный фильм «Пропала грамота», с которым довелось познакомиться много раньше повести (это понятно — снят по мотивам), но очарование и узнаваемый гоголевский стиль повести присущ. Повесть замечательно вписывается в канву «Вечеров на хуторе...» — придраться можно, но смысл?
ivan2543, 20 апреля 2011 г.
Вот не помню совершенно, когда и как познакомился с «Пропавшей грамотой». «Майскую ночь…» читал первый раз в распространенном сборнике «Избранное» 1986 года, библиотечном. Но зато помню точно, как многократно перечитывал ее на даче, во время летних каникул – летними вечерами, в хорошую погоду. И каждый раз возвращалось просто невероятное ощущение, что этот сверхъестественный, сказочный мир – совсем рядом.
Повесть, безусловно, относится к юмористической части «Вечеров…». Но Гоголь, в первую очередь, остается лично для меня мастером мистики и ужасов – и даже в этой достаточно забавной истории жуть пробирает, когда из-за телеги показывается черт, явившийся за душой запорожца, или когда дед пробирается к нечистым, чтобы потребовать у них свою шапку и коня.
Здесь и сюжет удивляет своей замысловатостью, хотя и держится в рамках сказочных мотивов. Какие только странные приключения не ждут главного героя, вызвавшегося спасти продавшего душу нечистому. Сцена в аду напоминает фантасмагорические картины художников Северного Возрождения описаниями совершенно невероятных и чудовищных существ, причем обрисованы все эти жуткие создания парой штрихов.
Итог: одна из лучших повестей Гоголя, зачитана до дыр.
Alexandre, 18 апреля 2009 г.
Читалось на едином вздохе; в раннем детстве познакомился я с этой вещью ещё по рассказу деда и особое впечатление произвела на меня игра в карты с нечистой силой — а дело в том, что в простого дурака (пятки) научился я играть едва ли не раньше, чем читать, и игра эта мне больно нравилась.
Потом же не один раз перечитывал я повесть, и казались мне необычными приключения козака, а всё ж-таки почему-то казались правдою. Таково мастерство автора, что даже и явную небылицу может он представить истинной правдой. Гоголь один из моих любимых писателей, и сейчас, когда исполнилось 200 лет с его рождения особенно приятно вновь вернуться к неиссякающему источнику юмора, страшных тайн и цветущей жизни, которую автор так чудесно описывает.
aps, 24 сентября 2008 г.
Отличная повесть. Автор в ней отлично объеденил юмор с мистикой и, в отличии от «Вия», ее читаешь с улыбкой на губах, а не со страхом в глазах.:wink:
Как и все произведения двух самых известных циклов Гоголя Н.В. («Миргород» и «Вечера на хуторе близ Диканьки») в нем тонко и с любовью передается краса Малороссии (Украины), народные верования и обычаи, особенности характера людей той местности.
Но главное, что хочется отметить, юмор и мастерство рассказчика. Автор ведет повествования от первого лица и передает его в виде козацкой байки. И как во многих народных байках, сказках — нечистая сила остается с носом, благодаря смекалке главного героя.
Повесть про которую можно сказать: «Ее обязательно надо прочитать!»
P.S.: На киностудии Довженко в советские времена был снят отличный фильм « Пропавшая грамота». Рекомендую для просмотра. Ни в чем не уступает произведению Гоголя Н.В.
андрос, 15 сентября 2007 г.
Одна из любимых повестей из цикла. Лихая казацкая удаль и смекалка поборет любую дьявольщину. А если представить, какие рассказчики бывают казачкИ с похмелья, то только диву даёшься.))
Yazewa, 18 января 2008 г.
До чего замечательная картина картежной игры дьячка с ведьмами! А и что ему было пригрозить крестом пораньше? Коня жалко... :weep:
be_nt_all, 19 октября 2007 г.
Наверное не самая сильная повесть из «Вечеров». Но пожалуй соглашусь с теми, кто назвал её самой любимой.
квинлин, 14 июня 2007 г.
Можно читать.И даже нужно. А почему нужно? Да потому, что здесь Николай Васильевич прекрасно передает обстановку в Малороссии, как тогда звалась Украина, замечательно обыгрывает те суеверия, что «бережно хранили» люди в своих душах, те страхи...и обыгрывает это не как какой-нибудь американский автор, с горою трупов и монстром в шкафу, а с юмором, по-доброму...