FantLab ru

Фрэнк Герберт «Мессия Дюны»

Мессия Дюны

Dune Messiah

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Перевод на русский: Ю.Р. Соколов, П. Вязников (Мессия Дюны), 1999 — 4 изд.
Ю.Р. Соколов (Мессия Дюны), 2013 — 7 изд.

Жанровый классификатор:


 Рейтинг
Средняя оценка:8.21
Голосов:2522
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Говорят, что за достижением вершины неизбежно следует падение с нее. Пауль Атрейдес, известный также как Муад'Диб, лидер фрименов, их мессия, конечный продукт евгенической программы ордена Бене Гессерит — Квисатц Хадерах, Император всей известной Вселенной, обладающий пророческим даром, достиг своей вершины. Он возглавил Джихад — ужасную войну, которая должна была истребить всех, кто желал повернуть время вспять — низвергнуть Атрейдесов и восстановить старый порядок, разделив огромные богатства между отдельными группировками. Но Джихад и массовые репрессии вызывают недовольство, да что там недовольство — ненависть к новой власти.

Многие могущественные силы объединяются в заговоре, направленном против Императора. Для многих фрименов этот Джихад начинает терять смысл. В тоже время пророческой силе Пауля начинают угрожать опасности. Заговорщики прекрасно понимают, что предвидение ограничивает действия Императора некоторыми неизменными схемами, от которых он не способен отступить, не породив еще большего хаоса в картине будущего. Его слабые места очевидны, хоть ими и сложно воспользоваться. Пауль, Чани, Алия становятся объектами изощренной атаки. Устоят ли они? Смогут спасти себя и других? Чьи цели справедливее? Ищите ответы во второй книге гексалогии.

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1992 // Крупная форма (перевод)

Экранизации:

«Дети Дюны» / «Children of Dune» 2003, США, Германия, реж: Грег Яйтанс




Дюна
1992 г.
Дюна. Мессия Дюны
1992 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1993 г.
Вторые войны пустыни
1994 г.
Мессия Дюны
1994 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
1999 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2004 г.
Дюна. Мессия Дюны. Дети Дюны
2011 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Дюна. Первая трилогия
2014 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Мессия Дюны. Дети Дюны
2015 г.
Мессия Дюны
2016 г.
Дюна. Первая трилогия
2017 г.
Мессия Дюны
2017 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  22  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 сентября 2009 г.

Второй роман не похож на первый, и эта непохожесть шокирует. Мы видели Муад Диба на взлете его пророческой карьеры – мудрого и бесстрастного, полного сил молодости победителя. Около пятнадцати лет – и Пол уже другой человек. Мы видим правителя, тяготящегося своей властью. Усталость – вот главное настроение книги. Пол Муад Диб осознает себя пленником собственной власти, пленником легенды, и все более мечтает вернуться к тому, чем он обладал, будучи простым Свободным. Изменения отношений, преследования врагов, тонкие паутины интриг – все это постепенно приводит Пола к желанию уйти от своей судьбы. Но Император – узник на троне. И душа его разрывается между долгом и требованием свой сущности.

Враги не смогли сразить его в открытую, но их коварство исподволь ведет пророка в ловушку – его видение не всемогуще. Пол мечтал о спокойной жизни с любимой женщиной, среди друзей и сторонников, но время съетча миновало, а Императорская столица – не место для покоя. Счастье висит на волоске, а он бессилен увидеть врага и предотвратить беду, вынужденный жить среди предателей и соперников, ждущих малейшей возможности подтолкнуть его к падению. Могучий дух Муад Диба уязвлен мелкими интригами и заговорами, он близок к отчаянию, и если бы он не был Квизац Садерахом, в совершенстве владеющим техниками Бене Гессерит, он выпустил бы управление своей судьбой из рук.

Следует отметить определенную связь саги Герберта с шекспировской трагедией и легендами о Гамлете. И если в первом томе Пол больше похож на фольклорный образ принца, то в «Мессии Дюны» он все более напоминает шекспировского персонажа. Кажется, его постигнет судьба Гамлета: заговор медленно захлопывает ловушку и на каждом этапе победы Муад Диба все больше похожи на поражение. Но воля императора-пророка побеждает и он уходит с арены власти непобежденным. Его уход – даже с учетом того, что в следующей части саги он оказывается жив – трагичен и оптимистичен, ибо человек в нем оказался выше пророка и императора. Пол нашел путь к покою, осознав, что мудрость – тяжкое бремя для властителя.

Сон с падающей луной – жуткое апокалиптическое видение, крушение судьбы и жизни, и Пол ищет путь к новой, иной жизни, чтобы сохранить то, что возможно сохранить. Но пророк не всегда может предотвратить то, что видит – механизм смерти уже запущен в отравленном препаратами теле Чани и рождение ребенка при любом развитии событий влечет за собой смерть. Эта боль почти обессиливает Пола и укрепляет его в мысли об уходе. Трагедию, как космическую катастрофу, предотвратить невозможно, и остается лишь относительное спасение. Полу придется выбирать: жизнь или свобода, покой или бессмертие, величие на троне или безвестность в пустыне. И мало сделать выбор – нужно суметь добиться своего, выиграть опасную игру у судьбы, где все масти расплывчаты и ни одна карта не то, чем кажется и даже не то, чем является.

Театральность происходящего усиливается введением образа лицевого танцора – Скайтейл отражает качество большинства персонажей, у него тысяч лиц и две души, он коварен в правдивости и благороден в коварстве. Многи ведут такую же двойную игру, и сам Муад Диб обманывает себя, стараясь разобраться, что важнее для него: империя, род, любовь или покой.

Смерть – дверь из любой комнаты и Пол распахивает эту дверь. Инсценировав гибель (или в самом деле испытав себя близостью разрушения), он уходит по дороге Свободных, возвращаясь в пустыню – пространство его души, одинокий, как сам Создатель.

Переломным моментом, дарующим Полу силы для победы, является «возвращение» Данкана Айдахо. Пол не случайно подвергает себя риску – для него жизнь без друзей бессмысленна, а рядом с ним почти не осталось тех, кому он может доверять. Поэтому, вызывая гхолу на откровенный разговор и заставляя Хейта подвергнуть себя испытанию, подобному Гом Джаббару, выбору между смертью и человечностью, ставит на карту все, и именно пробуждение разума Айдахо возвращает Пола к борьбе. Если гхола пробудил в себе человечность, то силы врагов не бесконечны и в западне тлейлаксу есть традиционная лазейка.

Стилгар – один из последних наибов, еще безоговорочно верных Муад Дибу. Но его дружба давно превратилась в слепую веру, он смотрит на Пола снизу вверх и это вызывает в душе Пола боль, ведь он помнит еще того гордого Стилгара, который был готов к смертельному поединку с пророком, несмотря на безнадежность этого противостояния. И хотя Стилгар – тот, кому Император доверяет больше, чем любому из соратников, он уже не столько друг, сколько фанатичный последователь.

Отдельная трагедия – судьба Алии. Ее проблема – это проблема вундеркинда. В детстве ощущение избранности забавляло ее, теперь же она готова мечтать о простой человеческой жизни – и в то же время власть пьянит ее. Она невероятно одинока, и после ухода Муад Диба одинока окончательно Более не желая быть мифическим чудовищем, она жаждет реализоваться как личность и женщина.. Дорогой к обретению человечности могла бы стать для нее любовь – и Данкан Айдахо приносит надежду на спасение. Жаль, что в последующих частях все повернется иначе. Она так же, как Пол, бросает вызов судьбе, и хотя на страницах романа она словно бы побеждает, в будущем ей суждено поражение.

Муад Диб уходит. Навстречу легендам, навстречу пустыне как пространству памяти он отступает перед перспективой опошления до уровня «еще одного» правителя. Одинокий и могучий, как Шаи-Хулуд в глубинах будущего он уходит, освободив Империю и себя от роковой предопределенности. Навстречу смерти или вечности, но он покидает мир дворцовых интриг и продажной верности, чтобы навеки остаться символом святости Арракиса. Лишь перестав быть правителем, он перестает быть пленником времени и истории.

Итог: второй роман лишен той эпичности и сказочности, что столь притягательны в первом томе. Легкая патриархальная грусть, тоска по ушедшей эпохе рыцарства превращается в настоящую депрессию, кризис среднего возраста цивилизации. Стоило ли автору ставить перед собой и героями страшный вопрос: зачем? Книга о том, как власть способна сломить честного человека, даже если он жесток и мудр. О разнице между верой и поклонением. О том, что предвидение не гарантирует предотвращения. «Мессия Дюны» слабее первой части, зачастую переживания героев превращаются в смутные мудрствования, ухудшенные, правда, неудачным переводом (Герберта у нас вообще переводят отвратительно в основном).(Читал, если что, в «Имперской Серии» 1993 года кажется.) Но по сравнению с последующими книгами цикла роман достаточно силен , и, главное, не перегружен бредовыми политическими концепциями. Фанатам вселенной – читать обязательно, прочих же может порадовать психологизм произведения и его мрачная атмосфера, напоминающая шекспировские трагедии. Но до десяти баллов роман, к сожалению, не дотягивает.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 января 2016 г.

О первой книге я уже писала, она меня восхитила. Вторую я все как-то боялась брать, чтобы не испортить впечатление, ведь отзывы совершенно не радовали меня, и в основном отталкивали от дальнейшего прочтения. Но я собралась и не жалею.

Дочитывала сегодня последние страницы на одном дыхании, настолько увлекло, что я забыла как дышать. Не знаю с чем это связано, но я до сих пор не могу отойти от впечатления оставленного книгой.

Вторая часть ни чем не хуже первой, я даже как-то сравнивать не могу, это единый мир и единый рассказ о нем. А то, что у меня прошел промежуток между прочтениями первых томов, так это дало то самое ощущение, которое мне помогло полностью погрузиться в мир Дюны.

Прошло время, утихли первые эмоции, первое знакомство, герои повзрослели, мир изменился. По сравнению с первой частью здесь достаточно мало динамических сцен и очень много рассуждений философского характера, но в отличии, от многих читателей, они мне очень понравились. Автор плетет чудесное кружево эмоций, понятий и смысла, которое приятно рассматривать и которое дает наслаждение мозгу. Хочется мыслить, хочется жить, хочется рассуждать.

С самого начала нас готовят к трагедии, к одиночеству, к печали, но в тоже время завершение дает ощущение вдохновения и радости за персонажей.

Автор прекрасно передает всю тяжесть и усталость бога, которого сотворили люди, но этот бог является человеком. Вся тяжесть его существования, вся тяжесть нашего бытия и неопределенная определенность будущего отражены в действиях героев книги. Но самое главное описана победа разума, в которую он сам не верил. Как бы не было тяжко за Пола, но в конце он стал свободен, наконец-то свободен.

Герберт очень красочно описал то, что представлял собой мир измененного Аракиса, картины настолько впечатляющие и масштабные, что захватывает дух. Он избежал описаний технологических, что является плюсом, ибо некоторых авторов забавно читать, про какие нибудь пленки или еще что-нибудь. Многогранность, красочность, богатство мира, живого мира, делают книгу просто замечательной.

Хочется писать и писать, вступать в полемику, но думаю не стоит этого делать. Книга вкусная, книга наслаждение для меня. Все таки, какая мы мелочь в этом мире, жаль за делами мирскими забываем об этом.

Книга читалась на одном дыхании, занудной мне не показалась, здесь все четко разложено по полочкам и предопределено. Настолько много эмоций вызывает она во мне, что чтение третьего тома я отложу на время, чтобы с успокоившимся разумом начать чтение.

Оценка: 10
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 сентября 2015 г.

«Вот Бог поверженный лежит – он пал, и низко пал.

Мы для того и строили повыше пьедестал.»

Среди поклонников цикла о Дюне много тех, кто считает стоящими книгами лишь те, что написаны самим Фрэнком Гербертом, а вот поделки его сына вместе с К. Андерсоном воспринимают как приключения, бессмысленные и беспощадные к любимой вселенной. В свою очередь, среди фанатов оригинального шестикнижия выделяются ценители первой трилогии, утверждающие, что вторая трилогия от лукавого. Стоит ли говорить, что есть и ортодоксальные фанаты, которые провозгласили первую книгу недостижимым идеалом и на все прочие истории об Арракисе смотрят крайне подозрительно, а иногда даже неприязненно.

Я познакомился с циклом более четырёх лет назад. «Дюна» тогда меня очень впечатлила, а вот все остальное оставило равнодушным. Прошло время, я окончил университет, нашел спутницу жизни, сходил в армию, устроился на работу… Словом, сильно изменился. Волей случая эта история вновь появилась на горизонте. И первая книга выдержала проверку временем просто блестяще: от ее прочтения я получил такое же удовольствие, как и в первый раз. А вот вторая книга преподнесла приятный сюрприз.

«Мессия Дюны» начинается спустя 12 лет после событий «Дюны». Кровавый джихад, которого всеми силами пытался избежать Пауль в первой книге, еще не позади, но уже и не на пике. Муад’Диб стал императором, принеся в жертву своему правлению жизни более 60 миллиардов человек, и это угнетает его. Видения прошлого и будущего, огромная власть, выращенная на религии и политике, а также бесконечные поиски лучшего пути сделали Пауля узником своего выбора. Или, вернее сказать, узником поиска наиболее подходящего варианта развития событий среди огромного количества вероятностей.

Сказочность и эпичность остались в первой книге, вторая принесла с собой камерность (почти все события происходят во дворце) и фатализм. На Пауля «Дюны» смотришь с надеждой, веришь, что он сможет не допустить джихад, обойдясь малой кровью, сможет отвести занесенный над собой дамоклов меч. Пауль «Мессии Дюны» производит впечатление крайне уставшего человека, который немыслимо запутался в бесконечных поисках лучшего варианта будущего и готов уже пожертвовать собой, лишь бы заслужить этим покой себе и спасение своим близким.

Книга эта, безусловно, слабее своей предшественницы. Она меньше по объему, в ней меньше интересных персонажей, больше слабых мест, но все же она мне понравилась. По крайней мере, понравилась больше, чем при первом прочтении. Вероятно, это благодаря Муад’Дибу как центральному персонажу: он повзрослел и теперь я могу оценить это в полной мере, т.к. тоже повзрослел с нашей последней встречи. Наибольшую ценность в этой истории представляют не обилие идей, философских концепций и внешних атрибутов, как это было раньше, а внутренняя борьба Пауля и его борьба с будущим. Это привносит в историю множество трогательных моментов.

Книгу рекомендую всем любителям фантастики с нотками грусти и, пожалуй, безысходности, чего уж тут таить. Возможно, ее лучше читать под настроение или в определенный период жизни.

P.S. Неожиданно хорошим саундтреком к этой истории для меня стала песня «Angels Fall» группы Breaking Benjamin.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 13 июля 2013 г.

Книга начинается очень скучно, чем разительно отличается от первого романа. Более половины создавалось впечатление, что этот текст писал какой-то другой человек, или Герберт просто решил подзаработать на популярности первой части. Это немного странно, ведь Герберт вроде сразу задумывал весь цикл, продолжение не было только коммерческим ходом. Ближе к концу сюжет немного оживает, становится несколько интереснее, но в целом книга мне не понравилась. Здесь нет плюсов первой части — уникально продуманного мира. Точнее этот плюс не развивается дальше, поэтому уже неинтересен. А все остальное мне было совершенно неинтересно — все те парафилософские (а то и псевдо-) и парарелигиозные рассуждения, идеи, которые только ухудшали и так неидеальный, очень сумбурный стиль повествования. Именно манера письма Герберта здесь больше всего раздражает — отсутствует необходимая для беллетристики ясность, экшен, хорошие диалоги и короткие яркие описания. А на серьезную литературу этот текст отнюдь не тянет. Может, конечно, дело частично в плохом переводе, но сильно сути это не меняет.

Впрочем, людям, которым интересны идеи, выраженные Гербертом здесь, книга должна понравится.

Оценка: 4
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 мая 2013 г.

Казалось, предвидение — такой замечательный инструмент для достижения целей. Кто бы не хотел заглянуть на жизнь вперед, избегнуть ошибок, создать — именно так!- создать для себя лучшее будущее, выбирая среди случайностей именно тот путь, который безопасно и благополучно ведет к осуществлению мечты? Что бы ни отдали за такую возможность властолюбцы всех мастей, правители, «серые кардиналы», все жаждущие обогащения, ученые, пытающиеся нащупать дорогу к открытию, командующие, думающие о победе... Или простые люди, выбивающиеся из последних сил, только чтобы не пропасть в изменяющемся мире. И вот такой инструмент есть. Он дан в руки, в общем-то, неплохого человека, которому знакомы простые человеческие чувства, сомнения, муки совести. Одному единственному, Полу Атрейдесу, Императору целого Мира, Пророку Муад-Дибу, под зелеными знаменами которого творятся теперь ужасающие дела.

Совсем не туда завела через 15 лет казавшаяся такой ясной дорога Предвидения хорошего человека Пола. Казалось, так просто подглядеть будущее и найти среди сотен путей один, ведущий к намеченной цели — лучшему будущему для Человечества. Но одна нить цепляет другую, одни дороги обрываются, другие неожиданно набирают силу, и вот уже вместо мира и процветания — бесконечная война, опустошающая планеты, грозный смерч из зеленых знамен благородных Атрейдесов, творящего ужасающие преступления.

Через 15 лет мы видим Пола- Императора уставшим от ответственности, измученным своим даром, отчаянно ищущим приемлемый выход из созданного самим же тупика человеком. Единственное, что ему хотелось бы — прожить остаток жизни со своей возлюбленной Чани в тиши и уединении, не слышать больше никогда о Пророчествах и Предвидении.

Но уйти от Власти не так-то легко. Множество группировок вынашивают новые планы, заговоры зреют внутри заговоров. Одни желают просто устранить неуправляемого Императора, другие хотели бы сломать его и взять под контроль, используя страх за жизнь близких и шантаж, третьи — готовы на все, чтобы получить драгоценные гены Предвидения и начать эксперимент с самого начала. Петля вокруг Муад-Диба сужается и остается только очень маленькая возможность спасти — не себя, не любимую — надежду для всего Человечества.

Неожиданное продолжение «Дюны», завершившейся полным триумфом героя. Теперь это уже книга целиком о власти, правлении, причинах, следствиях и ПОСЛЕДСТВИЯХ. О человечности, которую, оказывается, так легко потерять, о высокой цене, которую придется заплатить за сохранение своего человеческого начала, если однажды выбрать неправильную дорогу среди моря вероятностей.

И еще небольшое замечание. Роман небольшой по объему по сравнению с заглавной книгой. И воспринимается скорее, как составная часть, логичное завершение, финал первого романа, чем как отдельное произведение. Поэтому и читать его лучше ,не откладывая в долгий ящик, после прочтения самой «Дюны».

Оценка: 9
–  [  15  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 мая 2013 г.

На эту книгу очень трудно написать отзыв. В романе поднимается множество важных тем: о свободе, о власти, о религии, о законе, о предвидении, о допустимости вмешательства в человеческий организм и экологию планет, о причинно-следственных связях, которые не всегда очевидны, и об ответственности, которая не всегда осознается вовремя.

Для меня в настоящее время наиболее интересными показались две темы, раскрываемые в романе: о прорыве за предел возможного и о цене, которую за все приходится платить и которую никто не называет человеку заранее, даже если он не совсем человек.

Главные герои книги вышли за пределы, отчасти благодаря евгеническому эксперименту религиозного ордена Бене Гессерит, отчасти по собственному желанию через наркотический транс. В результате они получили знание: знание прошлого и будущего. Но знание это не системно, фрагментарно, разорвано. Какие-то крупицы удается извлечь, но в целом знание такого рода пригодно только для одной цели: властвовать над людьми. Люди боятся пророков, пророкам легко добиться покорности, что и делает главный герой Пол Атрейдес. Ничего, кроме власти, полученные из запредельных глубин знания ему не дают. И, по большому счету, никакой пользы людям эти знания не приносят. А вот цена за них непомерно высока.

За сверхспособности герой платит утратой человечности. В нем звучат голоса столь многих предков и потомков, что границы собственной личности постепенно разрушаются. Особенно заметно это на примере сестры главного героя Алии, которая обрела сверхспособности еще в утробе матери, до появления на свет. За власть плата еще выше. За власть приходится платить жизнями тех, кого любишь.

Герой, в самонадеянности своей посчитавший, что может быть больше, чем просто человек, приобретает так мало, а теряет так много, что возникает вопрос: а зачем? Ради превращения Арракиса в зеленую планету, где есть вода? Нет. Для этого не требуется предвидение. Да и непонятно, является ли благом для арракианцев такое вот благотворительное «оводнение» их сурового мира.

Роман пронизан философскими размышлениями. Но если отбросить словесную шелуху красивостей, все сводится к борьбе за власть и разрушению личности человека, который этой власти достиг. Роман не разочаровывает. Это глубокая захватывающая внимание вещь, но... всего лишь еще одна история об удержании власти любой ценой. Ценой жизни любимой, ценой своей жизни для детей, ценой жизней этих детей, которые родились непонятно кем с непонятно какими сверхспособностями и, значит, тоже будут за это платить, потому что вышли за пределы...

Оценка: 9
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 ноября 2016 г.

Продолжить знакомство с «Дюной» явно было ошибкой. Насколько глубок, многогранен и великолепен оригинальный роман, настолько же уныл и запутан «Мессия».

Здесь нет главного, что завораживает в «Дюне» — мира. Действие на 95% происходит в Арракине и в мозгу героев. Только самые последние главы напоминают о пустыне и традициях фрименов.

Собственно, действия как такового тоже нет. Сюжет укладывается в пару предложений. Зато .очень.много. воды, состоящий из страданий Пауля на тему того, как избежать будущего, страданий Алии о том, что она не видит, страданий гхолы Дункана Айдахо (не спрашивайте) по поводу того, кто же он на самом деле. А, ещё есть заговор с целью *** Муад'Диба. Что именно, так и не понятно: не то убить, не то подчинить, не то размножить.

Я не утверждаю, что роман вообще пустой, в нём есть как минимум отлично показанное бремя власти. Но как же всё уныло!

Оценка: 3
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 июля 2008 г.

Вся эта книга — блестящая иллюстрация мысли, что с приходом к власти, когда уже отгремели звуки сражений, как дипломатических — дворцовых, так и «полевых» настоящая борьба не заканчивается. Все только начинается. Еще эта книга о том, что «власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно» .

Когда читаешь не раз и не два хочется воскликнуть: «Ну зачем же так. Ну неужели нельзя было по-другому повернуть сюжет. Ну не таким же должно быть правление Пауля. Не так должна закончится его судьба. Судьба мессии фрименов, судьба Императора, судьба Квисатц Хадераха .Неужели нельзя как-то оптимистичнее написать.» И либо тут же одергиваешь себя, либо понимаешь это позже. Нельзя. Все очень правдиво и нефантастично написано. Автор не сфальшивил и не стал обманывать читателя. Все именно так как написано в аннотации: «Говорят, что за достижением вершины неизбежно следует падение с нее.»

И если первая книга о достижении власти, то вторая — о падении с нее.

Оценка: 9
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 апреля 2014 г.

Неспешное, тяжёлое, меланхоличное продолжение, действие которого разворачиваются по прошествии двенадцати лет после событий «Дюны». Опять же, «действия» как такового, здесь не в пример меньше первой части, а батальных сцен как-бы вообще и нету. Так что, из этой книги, вряд ли бы получился зрелищный экшен, возьмись его экранизировать какой-нибудь знатный кинорежиссёр (Линча, кстати, я так и не осилил). Вся соль — в мудрых и псевдомудрых (ну, или тех, которые тяжело понять простому смертному) истинах, которые автор подаёт читателю на фоне Вселенского заговора против новоиспечённого Императора-пророка. Витиеватые диалоги героев с фримен... простите, фирменным — «смысл внутри смысла». В некоторых абзацах сам чёрт ногу сломит, так что приходится читать внимательно и вдумчиво. Думаю, автора таки можно упрекнуть в перегруженности текста всякими заумными фразочками, как по мне. Хотя, не спорю, это добавляет «атмосферности» что-ли, одним словом — помогает проникнуться. Мир Арракиса и «эпичность» произведения — на высоте.

В общем, если желаете услышать трогательную историю взаимоотношений людей ставших заложниками обстоятельств, поразмыслить о природе Государства и Религии, изнасиловать свой мозг буддистко-суннитскими догмами, взглянуть на мир глазами Идола, ну и, возможно, даже расширить малость свой «кругозор» — то не проходите мимо.

«Миг высшей славы уже таит в себе грядущее падение». Сие изречение, пожалуй, справедливо как для данной Книги, так и для творчества Фрэнка Герберта как писателя. Но планку, как по мне, выдержал.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2011 г.

После первой «Дюны» эта книга кажется чрезмерно камерной, что ли, не зря действие практически не выходит из помещений нового императорского дворца — Цитадели Атрейдесов. Так и хочется констатировать, что, убив дракона, Пауль сам становится драконом, но это было бы чересчур банально, ведь Император Атрейдес в каждый момент довольно четко знает, что делает и что ему еще *надлежит сделать*. Хотя нет, «знать» и даже «предзнать» — здесь неверный термин.

Разве Древняя Земля знала, как ей надлежит двигаться в космосе, чтобы сохранять эллиптическую орбиту вокруг своей звезды? Разве Арракис что-то «знает» о том, как ему следует лететь, чтобы ни на миг не уклониться от орбиты вокруг Канопуса? Нет. Планета просто катится по горизонтальному туннелю, стены и крыша которого неустанно искривляются гравитацией ее светила, и вечно падает на свое солнце, не имея возможности долететь до него. Так же и для Пауля Атрейдеса вблизи всесокрушающего колосса человеческой цивилизации все пути замкнуты в кольцо. Выхода нет. Подобно бабочке, бьющейся о стекла автомобиля, он тщетно мечется, пытаясь найти выход на волю — только затем, чтобы очутиться в беспросветном туннеле глубоко в чреве всех вещей.

Из первой редакции были изъяты в общей сложности две главы, опубликованные только после смерти Фрэнка.

Оценка: 8
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 августа 2012 г.

Боюсь, что некие гуманоиды, сохранись от человеческой цивилизации лишь книга «Мессия Дюны», приняли бы ее за собрание священных текстов жрецов весьма мрачного культа. И, кстати, удивлен, что еще не возникла секта, члены коей поклонялись бы Полу Атрейдесу, Муад-Дибу, Богу-императору Арракиса...

Сага о нем заставляет считать пресловутые «Звездные войны» набором сценариев для детских утренников. Джедаи, Дарты Вейдеры, Люки Скайуокеры — ничтожные карлики рядом с теми, кто попирает ногами пески Дюны и врастает в пески Вечности...

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 июля 2016 г.

Убитый в предыдущей книге персонаж, усилиями представителей тайного ордена, возвращается в повествование. Виртуозный убийца, умеющий менять лица. Дворцовые интриги и шокирующие развязки. «Песнь Льда и Огня»? Спокойно, всего лишь вторая книга цикла «Дюна».

Когда я взялся за чтение этой серии, я заранее уже знал сколько в ней существует книг. Причем, как основных, написанных непосредственно Фрэнком, так и различных спин-оффов за авторством его старшего сына (заигрался он со вселенной своего отца...). Первый роман получился у Герберта настолько сильным, настолько самодостаточным и не требующим дальнейшего «продолжения банкета», что невольно закрались сомнения на счет остальных книг цикла. Зачем Фрэнк решил продолжить? Ради денег? Славы? Ведь просто повторить тоже самое, но уже других декорациях и обстоятельствах, означало бы опошлить и изуродовать собственное детище. Но, благо, у автора были свои планы на продолжение истории Пауля Атрейдеса.

История «Мессии Дюны» получилась более камерной, сдержанной и сосредоточенной на несколько иных сюжетных конфликтах. Пауль, триумфально пришедший к власти в конце первой книге, должен будет на своей собственной шкуре ощутить, что именно значить эта власть, какие обязанности она возлагает и какими угрозы таит в себе. Захватить власть порой бывает намного легче, чем её удержать. Пауль слишком честен, слишком порядочен для дворцовых интриг Арракиса. Он прекрасно помнит, куда вышеупомянутые качества привели в итоге его отца, но кольцо грядущего заговора все теснее сжимается на его шее. Конфликт усугубляет непростые взаимоотношения с принцессой Ирулан, законной женой Пауля Атрейдеса, вынужденной делить (без остатка) своего мужа с фрименкой Чани.

Первая книга уже обозначила нам основных игроков Лансраада: Бене Гессерит и Гильд Навигаторов. Вторая приберегла на десерт еще одного. Того кому не нужна лишняя шумиха, кто привык всегда таиться в тени, словно подчеркивая свои темные и запретные дела. Бене Тлейлаксу — орден занимающийся биоинженерными экспериментами, по старым конспектам Виктора Франкенштейна и Йозефа Менгеле, станет одним из главных действующих лиц второй книги. Именно он вернет к жизни одного из погибших персонажей (пусть эта будет тайна, хотя это не такой уж и спойлер).

По сравнению с предыдущей книгой, историю «Мессии Дюны» разворачивается, можно сказать на «носовом платке», но именно это позволяет сконцентрировать историю на психологизме персонажей и драматизме сюжетной развязки. Сама развязка, в плане неожиданной трагичности, мало чем уступает книгам Мартина, хотя стоит отметить, не пытается использовать это как козырь. Финал истории конечно сильно осаживает, но он логичен, понятен и, в какой-то степени, закономерен. «Либо умираешь героем, либо живешь до тех пор, пока не станешь злодеем» сентенция, продекларированная в одном из фильмов Кристофера Нолана.

Фрэнк Герберт не стал превращать свой мир в своеобразную «дойную корову». Вряд ли ему составило бы особого труда придумать продолжение именно в духе первой книги цикла, но сосредоточится он решил на другом. Что такое власть? Что она дает и что требует взамен? Насколько сильной может быть личность, искусственно воссозданная в мрачных лабораториях. Способна ли она осознать себя и противостоять той программе, что была в ней заложена? Это лишь малая часть вопросов, что поднимает автор в своей книге. Но всё же это другая книга, требующая более обстоятельного подхода от своего читателя.

Оценка: 8
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 19 августа 2015 г.

После прочтения первой книги цикла я подумал, что лучше быть просто не может, что последующие книги будут лишь тщетно пытаться дотянуться до первенца. Не, знаю как будут обстоять дела с третьей и последующими книгами, но «Мессия Дюны» мне понравилась намного больше оригинала.

По сравнению с масштабами первой книги, эта получилась более камерной, словно какая-нибудь театральная постановка с несколькими декорациями. Роман берет скорее своей драматичностью, личными переживаниями героев, а не масштабностью происходящего. Хотя зная финал первой «Дюны» личные события персонажей вполне глобальны и влияют на всю Вселенную.

Написана без каких-либо тягучих моментов, читается легко и на одном дыхании. Финал книги долго не давал мне уснуть той ночью, настолько сильным было эмоциональное воздействие, что аж слезы наворачивались, ведь персонажей книги я уже начал воспринимать за реальных людей, которых я знаю не один год — настолько живо они прописаны.

Писать/рассказывать/читать об этой книге и цикле в целом можно много, но лучше самому без долгих раздумий ознакомиться со столь замечательным произведением и сложить уже свое мнение.

Оценка: 10
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 декабря 2009 г.

Так уж получилось, что эта книга стала для меня первой прочитанной в цикле и у автора, хотя события первой книги я в общих чертах знал по фильму Линча и мини-сериалу. Честно говоря, книга вызвала лёгкое недоумение и восхищение. При малом количестве действий её было удивительно интересно читать. Это ли не признак мастерства автора? Казалось бы, что тут может быть хорошего: ни тебе остросюжетности, по большей части повествование обыденное даже – если это можно сказать про фантастику; вроде и заговор (я про готовящееся убийство) – чем не повод придать больше интриги… но все развёрнуто в таком ракурсе, что интригу-то это не создает: ясно уже как, когда и чем он завершится. Тут то и парадокс ¬– на удовольствие от прочтения для меня это никак не повлияло . Автор создаёт напряжение между строк, вкладывает её в слова персонажей в какие-то едва уловимые действия. И это напряжение тем сильнее, что оно не явное, призрачное. Будто краем глаза, каким-то чувствительным невидимым органом ощущаешь себя в атмосфере НАСТОЯЩЕЙ придворной игры. Настоящей ещё и тем, что она лишена наигранной героичности, в ней больше работы мозга, чем работы мышц… У меня даже постоянно возникала стойкая аналогия с некоторыми романами Юлиана Семёнова, то как они ПРАВДИВЫ и РЕАЛЕСТИЧНЫ по сравнению с остальными кино- и книго- байками (в основном Голливудскими) про разведчиков-суперменов…

Ну и, конечно же, мир «Дюны» – великолепный, продуманный и даже, опять таки, реалистичный (в смысле, вполне возможный). В большинстве случаев, когда какой-либо автор рисует мир, отделённый от нашего таким огромным количеством времени, возникает необходимость показать сконструировать и изменения, произошедшие за это время – в человеке, технологиях, мировоззрениях. И очень часто выходит нечто фальшивое и из-за этой фальшивости страдает и всё отношение к произведению. У Герберта же получилось убедительно. Очень убедительно. Может, конечно, кто-то и скажет: «Нет, с научной точки зрения то-то… и то-то…». Но я лично не мог отделаться от этого ощущения и постоянно ловил себя на мысли: «Где-то там, в будущем, может быть и так и будет, да что может, так и должно быть!» В этом ещё один огромный-приогромный плюс автору. Не каждому это под силу.

Поему ставлю «9», а не «10»? Если бы я не читал остальные книги автора, то без сомнения поставил бы десятку. Всё-таки, как бы книга не была хороша, по сравнению с остальными (из серии имею в виду) она чуть-чуть уступает. «Мессия Дюны» – замечательная книга; но (вот так вот бывает) остальные ¬– ещё лучше. Что тут ещё скажешь?

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 18 октября 2017 г.

Во втором романе серии о Дюне в центре по-прежнему личность Пауля Атрейдеса, Муад'Диба, Махди всех фрименов и единоличного властителя Галактики. Он очень хорошо знает, что ему делать со всем этим, но несовершенство общества вынуждает его вершить руками последователей ужасающий джихад. Недовольные среди сильных мира сего, разумеется, найдутся: те же силы, которые привели Муад'Диба к власти, видя, что взять его под контроль у них никак не получается, решают его убить. По недоброй шпионской традиции, посредством «крота» в ближайшем окружении. Харконнены убили отца Пауля, найдя способ влиять на личного лекаря семьи, а новые заговорщики решают заслать... телохранителя. Причём ловушка очевидна: прототип был убит, новый клон выращен по неизвестной технологии, научен новым талантам (был мастером меча, стал ещё и ментатом) и наверняка «закодирован» на что-нибудь вредное! Что должен сделать с таким подарком величайший из людей Галактики?.. А вот и не угадали, он его приближает к себе и, как оказывается в кульминации романа, не напрасно (!!!). Дар предвидения и способности ментата позволяют Паулю играть со всеми игроками в свою игру. И в этой игре он со всей неизбежностью видит, что должен уйти... Живой Бог, который должен сохранить мир в соответствии со своим планом, не может позволить себе по-харконненски додавить всё, что представляет опасность для него — ведь в едином организме Галактики каждая из сил имеет своё значение. А планета Арракис продолжает меняться, и среди фрименов уже находятся те, кто боится этих изменений...

Сцена с последним предвидением императора откладывается в сознании симфонией неизбежности и триумфом разумной воли. Тот, кто обладает духовным зрением, не боится потерять зрение физическое... Злоумышленники же получают по заслугам: Пауль сыграл в поддавки и победил.

...Место официальной жены Пауля, Ирулан, у многих может вызвать вопрос: что обычная, не наделённая сверхъестественным даром, женщина может делать рядом с живым богом? Она даже не имеет права родить ему детей и должна смириться с тем, что он сам выбирает продолжение своего рода в уроженцах планеты, с которой связал всю свою жизнь. Однако же — вернитесь к первой книге, «Дюна». Все эпиграфы, повествующие о жизни великого Муад'Диба, принадлежат принцессе Ирулан. Она — та, кто пишет Евангелие этого мессии, она выражает свои чувства и свой долг перед Галактикой через письменное слово. Ей одной Император доверил записать для потомков историю своей жизни, и это одновременно величайшая честь и величайшее наказание для Ирулан. И самое главное в её образе то, что она добровольно раскрывает свой заговор против мужа, смиряясь с его верховенством, и исполняет свою миссию. Чисто из женской ревности она противодействует рождению детей императора, но и в этом терпит поражение. Она действует так, как поступила бы гессеритка (потому что гессериткой была её мать). Ибо задача женского ордена — не властвовать, а хранить мудрость и править ход развития цивилизации.

Герой, жертвующий собой, восходит к идее Христовой жертвы, а она, в свою очередь — к ещё более древнему принципу «смерти нет, есть лишь эволюция Духа на пути к Свету Предвечному». В фантастике же жертвенность воплощают, наряду с Паулем Атрейдесом, и Фродо Бэггинс, и Гарри Поттер. Так как это литература, а не реальность, то после принесения жертвы все они ещё будут жить... но уже иначе, чем прежде, уступив место главных действующих лиц другим.

Оценка: 10


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх