FantLab ru

Филип Дик «Мы вам всё припомним»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.34
Оценок:
1257
Моя оценка:
-

подробнее

Мы вам всё припомним

We Can Remember It for You Wholesale

Другие названия: В глубине памяти; Продажа воспоминаний по оптовым ценам; Из глубин памяти; Вспомнить всё

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 211
Аннотация:

У Дугласа Куэйла есть заветная мечта – это полет на Марс. Но это неосуществимая мечта, ведь он самый обычный мелкий служащий, а таким как он путь на Марс закрыт. Что же делать?

И тогда Дуглас обращается в компанию «ВОСПОМИНАНИЯ, ИНК.», где за отдельную плату ему запишут в память иллюзорные воспоминания о путешествии на Марс.

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1966», 1966 г.

— антологию «Nebula Award Stories 2», 1967 г.

— антологию «The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series», 1967 г.

— сборник «Сохраняющая машина», 1969 г.

— антологию «Twenty Years of Fantasy & Science Fiction», 1970 г.

— антологию «Alpha 5», 1974 г.

— журнал «The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979», 1979 г.

— антологию «The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here», 1979 г.

— антологию «The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective», 1980 г.

— журнал «Вокруг света 1983'08», 1983 г.

— антологию «Histoires de mirages», 1984 г.

— сборник «Вспомнить всё», 1987 г.

— антологию «НФ: Сборник научной фантастики. Выпуск 31», 1987 г.

— антологию «Пасынки Вселенной», 1989 г.

— антологию «Юмористическая фантастика», 1990 г.

— антологию «Предел желаний», 1991 г.

— антологию «Чужой», 1993 г.

— антологию «Reel Future: The Stories That Inspired 16 Classic Science Fiction Movies», 1994 г.

— антологию «Space Movies: Classic Science Fiction Films», 1995 г.

«Модель для сборки», 1995 г.

— антологию «The Reel Stuff», 1998 г.

— антологию «Самое мощное оружие», 1998 г.

— антологию «Fourth Planet from the Sun: Tales of Mars from the Magazine of Fantasy and Science Fiction», 2005 г.

— антологию «Жизнь коротка», 2005 г.

— антологию «Тёмные аллеи в кино», 2011 г.


Номинации на премии:


номинант
"Сталкер" / Stalker, 2017 // Большая или малая повесть зарубежного автора. 3-е место (США)

Экранизации:

«Вспомнить всё» / «Total Recall» 1990, США, реж: Пол Верховен

«Вспомнить всё» / «Total Recall» 2012, США, Канада, реж: Лен Уайзман



Похожие произведения:

 

 


 Сборник научной фантастики. Выпуск 31
1987 г.
Пасынки Вселенной
1989 г.
Юмористическая фантастика
1990 г.
Предел желаний
1991 г.
Чужой
1993 г.
Свихнувшееся время
1993 г.
Самое мощное оружие
1998 г.
Сохраняющая машина
2002 г.
Сохраняющая машина
2004 г.
Особое мнение
2004 г.
Жизнь коротка
2005 г.
Вспомнить все
2015 г.

Периодика:

The Magazine of Fantasy and Science Fiction, April 1966
1966 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction, October 1979
1979 г.
(английский)
Вокруг света № 8, август 1983 г.
1983 г.

Самиздат и фэнзины:

Вспомнить всё
2017 г.
Вспомнить всё
2017 г.

Аудиокниги:

Элементы — модель для сборки
1995 г.
Тёмные аллеи №17. Тёмные аллеи в кино
2011 г.
Вспомнить всё
2013 г.
Грани вселенной. Антология фантастики
2015 г.

Прочие издания:


Издания на иностранных языках:

Nebula Award Stories Two
1967 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, Sixteenth Series
1967 г.
(английский)
The Preserving Machine
1969 г.
(английский)
Nebula Award Stories 2
1970 г.
(английский)
Twenty Years of Fantasy & Science Fiction
1970 г.
(английский)
Alpha 5
1974 г.
(английский)
The Road to Science Fiction #3: From Heinlein to Here
1979 г.
(английский)
The Magazine of Fantasy & Science Fiction: A 30 Year Retrospective
1980 г.
(английский)
The Best from Fantasy and Science Fiction, 16th Series
1982 г.
(английский)
Histoires de mirages
1984 г.
(французский)
Reel Future
1994 г.
(английский)
Classic Science Fiction
1995 г.
(английский)
Space Movies: Classic Science Fiction Films
1995 г.
(английский)
The Reel Stuff
1998 г.
(английский)
Vintage Science Fiction: Stories Inspired by Landmark Films
1999 г.
(английский)
Minority Report
2002 г.
(английский)
Cyberfilms
2004 г.
(английский)
Minority Report
2005 г.
(английский)
Fourth Planet from the Sun: Tales of Mars from the Magazine of Fantasy and Science Fiction
2005 г.
(английский)
The Reel Stuff
2008 г.
(английский)
The Eye of the Sibyl and Other Classic Stories
2016 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая рассказ, конечно невозможно не вспомнить и фильм. В фильме из рассказа взята только завязка, а продолжение является плодом творчества авторов сценария. Несмотря на такое расхождение в сюжетах, это тот редкий случай, когда фильм по мотивам получился не хуже своего прототипа. Если бы в фильме попытались воспроизвести сюжет рассказа, то скорее всего получилась бы обычная экранизация, которая проигрывала бы по сравнению с оригиналом. Однако получилось совершенно самостоятельное произведение, поэтому теперь у нас есть отличный фильм и отличный рассказ.

Что мне нравится в творчестве Филипа Дика — это кинематографичность его произведений и актуальность идей. Большинство его произведений вращаются вокруг тем памяти, адекватности восприятия реальности, государственных структур и больших корпораций. Будущее в его произведениях не сулит ничего хорошего простому человеку. В этом обречённом и пессимистичном будущем человек, конечно, не будет испытывать недостатка в пропитании, одежде, жилье или удовольствиях. Однако в этом будущем человек утратит собственную идентичность. Его легко можно будет заменить на другого человека, а то и на робота. Его память легко может быть отредактирована, а сам он будет безмерно одинок.

В этом рассказе имеется всё перечисленное. Главный герой не находит понимания у своей жены и прибегает к помощи технологий, для того чтобы обрести хотя бы суррогат того, о чём он мечтает — побывать на Марсе. Внезапно дело принимает неожиданный оборот — в клинике не могут привить ему новую память на место имеющейся, потому что имеющаяся уже является результатом редактирования его настоящей памяти. Ну и конечно, дело тут не обошлось без влиятельных государственных структур...

Оценка: 10
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как-то так получилось, что знаменитый фильм «Вспомнить всё» с монументальным Арни я ни разу полностью не смотрел. Не смотрел настолько, что сюжет ещё как-то припоминаю, но идею фильма представляю себе довольно смутно. Такое вот масло масленое — плохо помнить фильм, в котором герой имеет проблемы с памятью.

Но при чтении рассказа это обстоятельство оказалось для меня плюсом — ведь я не был в курсе перипетий сюжета, соответственно, происходящее было для меня новинкой. И должен признаться, несмотря на схематичность всего действа и картонность героев-говорящих голов, рассказ понравился. Как мне кажется, всё в этом рассказе — фирменно Диковское. Во-первых, хитроумное сплетение иллюзий и реальности, когда с реальности стремительно срывают покрывало и вся она оказывается ложной иллюзией, а перед читателем предстаёт нелицеприятная правда. Как следствие, и это — во-вторых, в рассказе имеется изрядная доля безумия, этакая безуминка, превращающая жизнь скромного обывателя в калейдоскоп чумовых событий.

В общем, в этом и есть весь Филип Дик — сумасшедший писатель и его сумасшедшие герои, а это произведение, пожалуй, можно даже назвать программным в его творчестве.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как и любое серьезное научное определение, физиологическая дефиниция памяти (да простят меня господа ученые!) несколько скучна. Память — совокупность когнитивных способностей человеческого мозга, направленных на фиксацию, накопление и воспроизведение информации. Звучит суховато, по-будничному. А вот если рассуждать категориями фантастики, то на ум обязательно придут два интересных устойчивых образа.

Во-первых, память — это колоссальное количество информационных кирпичиков, из которых человек конструирует объективную реальность. Кирпичики эти хрупки. Лиши человека памяти — что останется от окружающего его мира? Он исчезнет, растворится, перестанет существовать, как будто и не было его никогда. Мозгу просто не за что зацепиться: ни имени, ни воспоминаний о вкусе и цвете или пережитых эмоциях, и это не говоря о знании о том как мыслить и говорить!

Во-вторых, память — это единственная доступная человеку машина для путешествий во времени. Каждый из нас может отправиться в прошлое прямо сейчас, не вставая с кресла! А если путешествия по событиям собственного «вчера» наскучили и хочется отправится в другие эпохи — пожалуйста! — на этот случай есть культурно-историческая память, которую так любят препарировать историки и социологи.

И вот потрясающий (именно так — не только выдающийся, но и потрясающий каноны литературы) фантаст Филип К. Дик в рассказе «Мы вам все припомним» жонглирует двумя этими образами с ловкостью заправского эквилибриста. Когда специалисты по имплантированию фейковых воспоминаний пытаются «напомнить» главному герою рассказа Дугласу Куэйлу о никогда не происходивших с ним приключениях на Марсе, оказывается, что место под эти «воспоминания» уже заняты. В ячейках памяти уже размещены кирпичики реальности, которые пугающим образом идеально совпадают с тем, что собирались зашить в мозг протагониста.

Наконец, раскрутив память Куэйла еще на пару оборотов, герои проникают в его детские фантазии и тут же в ужасе оставляют попытки деконструировать ментальный ребус. Слишком уж много совпадений с собственным реальным миром они находят в голове этого товарища. Со смехом думаю: и правильно делают! Неровен час, еще затронут выстроенную в голове Куэйла картину мира в непрочном месте, кирпичики посыпятся, а вместе с ними — разлетится вдребезги и их реальность, обнажив тот факт, что весь мир вокруг существует лишь до тех пор, пока Куэйл о нем помнит. Блестящая авторская ирония! И какая милая догадка: ну а вдруг твой мир действительно состоит из кирпичиков не твоей, а чужой памяти?

В довершение хотел бы остановиться на трех моментах. Примечательно, что Куйэла постоянно пилит и подначивает жена. Да так, что герой регулярно сокрушается: «И как меня угораздило на тебе жениться?!» Это ничем не прикрытая аллюзия на отношения самого Дика с третьей женой, веселой и нервозной блондинкой Анной Вильямс-Рубинштейн. Та регулярно донимала писателя по поводу и без, постоянно жаловалась на невротические расстройства, тратила огромное количество денег на модных психиатров, к которым силой тащила и самого Филипа. Чтобы оплатить их услуги, Дик был вынужден работать со скоростью и объемами печатного станка — и брак с Анной действительно стал самым плодотворным в литературном смысле периодом жизни автора. Но именно тогда Дику и передался невроз жены, он стал все чаще обращаться к нестандартным методам «расширения сознания», а уже вследствие этого у него развилось устойчивое сомнение в реальности.

Второй момент касается некоторой лености фантазии Филипа Дика, которая в этом рассказе проявляется в виде нелогичных анахронизмов, вроде справочника, что задумчиво листает Дуглас Куйэл, разъезжая при этом в управляемом роботом электротакси. За это один балл у мэтра я все же отберу.

Ну а третий момент связан (да-да, проклятый капитализм!) с чудовищной протестантской этикой, доведенной в произведениях Филипа Дика до логического финала. Нет денег на отдых и на путешествия? Не беда — плати и мы загрузим тебе в голову суррогат чужих или вовсе синтезированных на компьютере воспоминаний. Но и деньги с тебя возьмем! Бедному работнику положен жалкий «отдых» ибо так написано в книге межклассовых границ.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Один из первых рассказов Филипа Дика с которого у меня началось знакомство с творчеством великого автора в конце 80-ых. Удивительно, какая насыщенная и головокружительная вещь! Небольшой, но очень занимательный рассказ, который впоследствии дважды экранизировали ( если сравнивать, то фильм с А. Шварценеггером мне понравился безусловно больше!) Включение произведения во множественные сборники и антологии сделали его наиболее известнейшим у Дика. Этот рассказ является обязательным для включения хрестоматии настоящей Фантастики.

Боюсь, что пересказывать сюжет здесь не имеет смысла — настолько многим он известен, но пару моментов отметить хочется. Во-первых, прекрасный герой Дуглас Куайл — образчик человека и мужчины сокрытый во многих «я» обычного среднего обывателя. Да, многим возможно порой кажется, что «я» это не «я», а мою память подтерли неизвестные и теперь я вынужден болтаться-прозябать в этом мире. Конечно у Дика это обыгрывается не без свойственного ему тонкого юмора и скрытой иронии. Но именно этот момент делает главного героем значимым для многих. Как в какой-то игре, о которой мы ничего не знаем. Во-вторых, отличная авторская идея о записи новой памяти, или даже её замене и восстановлении с помощью техники — это наше будущее в котором , возможно, это будет найдено и претворено в жизнь.

Также, можно сожалеть по поводу, что это произведение у автора не стало романом, но может такова и была авторская задумка — короткая история лучше...

Оценка: 10
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Отличный рассказ, перечитал с удовольствием. Неожиданная концовка, по-моему, непременный атрибут удачного НФ-рассказа. Жаль, что в экранизации эта часть сюжета не попала. Но, сейчас не об этом…

Мне попался сборник, где было несколько вариантов перевода этого произведения (четыре). Сравнил я их и пришёл в ужас! Как всё-таки много зависит от мастерства (и от отношения к своей работе, по-видимому) переводчика. В переводе В.Баканова топорные фразы, выкинуты целые куски текста (есть вообще сокращённый вариант, который публиковался в журнале «Вокруг света» — на несколько страниц меньше оригинала), я уж не говорю о том, что не упоминается, что секретарша ходит с голыми сиськами! :) В переводе И.Уткиной всё получше, язык поживей и секретарша уже «с обнажённым бюстом». Хотя целые абзацы выпали (например, флирт секретарши с главным героем), специально сравнивал с оригиналом. И вот, наконец, перевод М. Пчелинцева. Текст полностью соответствует оригинальному произведению, причём, по художественной реализации всё без нареканий, на пять с плюсом! И тут мы видим «арбузные груди, выкрашенные сегодня в ослепительно оранжевый цвет, возбужденно перекатывались».

Конечно, не из-за сисек я там возмутился. Просто мне не нравится, когда переводчик за меня решает, что достойно моего внимания в произведении, а что можно выкинуть (исходя из своих морально-этических, политических или религиозных взглядов, или просто из соображения подправить Автора, дескать «так лучше…»).

По-моему, надо на фантлабе сделать рейтинг (и антирейтинг) переводчиков. И, господа (и дамы, конечно), если вам не понравилось произведение, посмотрите, может Вам просто попался неудачный перевод (по крайней мере, в отношении этого рассказа точно)!

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что таится в памяти простого работяги, каких чудовищ пробудит сон его разума — этот вопрос великолепно, с иронией и хорошим фантастическим допущением поставил и дал на него ответ Филипп Дик.

Ещё больше уважения вызывает тот факт, что основа рассказа стала основой сценария не менее великолепного фильма «Вспомнить все».

Рассказ, при всей его краткости, по своей финальной части превосходит идею фильма, поэтому вполне интересен и тем, кто смотрел как киношедевр прошлого века, так и его бездарное повторение.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читать.

Это — классика жанра. Взялся за этот рассказ, чтобы определить, какая из экранизаций ближе к оригиналу, а в итоге — ни одна! Рассказ вообще не про это, не про «кино«!

Что характерно для фантастики тех времён (и что очень интересно сейчас), так это передача психологического состояния общества того времени. Рассказ написан в 66-м году прошлого века. Разгар холодной войны. В США тотальная борьба с коммунизмом, т. н. «маккартизм». Тотальная шпиономания. И вот это всё Филип Дик талантливо уместил на нескольких страницах.

В рассказе больше сатиры, чем ожидаемого экшена. Зашпионившиеся шпионы. А талант автора как раз подтверждают две абсолютно не похожие между собой экранизации. Пол Верховен так вообще такого углядел между строк, что создал настоящий марсианский боевик «с голой грудью».

Кстати, в оригинале, в рассказе, голая женская грудь была просто покрашена в синий цвет. А Верховена это так возбудило, что он решил прилепить ещё одну, третью. Для надёжности...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я, может, под впечатлением любимого с детства фильма... Но не понимаю как можно сравнивать почти что анекдотический рассказик на 15 страниц с полуторачасовым фильмом с путешествиями на Марс, крутейшими для 1990 года спецефектами, погонями, перестрелками, классными актерами и т.д. В любом случае, фильм гораздо круче (чт в общем-то редкость ))). А вот основная идея рассказа, как мне кажется, перенесена в фильм 1990 г. очень бережно. И без этих странных мышей...

Оценка: 7
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вау! С первых строк я понял, что этот рассказ лег в основу всем известного фильма «Вспомнить все», но по большому счету кроме завязки это два совершенно разных произведения. Фильм, конечно, сделан в виде крутого фантастического боевика — так сказать, что могло бы быть, если историю продолжить в стиле «Рэмбо» или «Миссии невыполнима»; рассказ же, лично мне, понравился больше — много юмора, а главное концовка. Я ВООБЩЕ не ожидал такой развязки. Даже перечитал три раза!!! Только после этого поверил глазам своим. В общем, специально для тех, кто решит, что все видел в фильме — нет, читайте. ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Отдельно хочу сказать — не нарадуюсь тому, что мне попала в руки антология «Пасынки Вселенной» — что ни рассказ, то клад. Очень советую!

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Наглядный образец сразу двух разделов литературы. Во-первых, это самый Филип Дик из вообще возможных. Ложные воспоминания, международные агенты, куча внезапных переворотов сюжета (твистов). Во-вторых, это типичный качественный научно-фантастический рассказ её Золотого века (для меня это третья четверть 20 века). Здесь заложена такая масса идей, которые нам в 21-ом веке ещё разжёвывать. Эпоха была богата на идеи и проста на язык письма.

Если кто-то решает, с какого рассказа начать знакомство с Филипом Диком, то это тот самый рассказ. Дик во всей красе, да еще и в малом объеме. Количество твистов зашкаливает, но не настолько, чтоб стать абсурдом, а именно в той мере, чтоб запустить «диковскую карусель», как я ее называю.

Есть соображение, что рассказ «Мы вам всё припомним» по содержанию вполне мог бы стать полноценным романом, ибо вот сравниваю я эту вещь с романами Дика — и действительно, диковский привычный роман. Или же наоборот, Дик растягивал многие идеи до объема романов? Конечно, может быть и да, но читать их было очень интересно, погружаешься в миры автора, где ты уже в его власти и ожидаешь новый поворот. В общем, лучше бы этот рассказ был романом, а не наоборот. Быстровато всё закончилось, а можно было выжать больше переживаний и изумлений у читателя. Торопливость присутствует. Но это всё, конечно, рассуждения от лукавого. Рассказ чудесен.

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Бодрый кинематографичный рассказ без провисаний, с постоянным экшеном, с интересными элементами подпамяти.

Концовка, конечно, с этими мышками странновата и немного выбивается из общей канвы.

Оценка: 7
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читая этот рассказ, хочешь не хочешь, а вспоминается фильм «Вспомнить всё», но именно тот, с господином Арнольдом в главной роли, непроизвольно сравниваются два главных персонажа. Это просто великолепно и здорово, что на основе такого маленького рассказа был создан такой замечательный и запоминающийся фильм. Правда в фильме от рассказа осталась только идея – непроизвольное желание попасть на Марс, стёртые и наложенные воспоминания, неожиданное осознание реальности – да и итог фильма намного маcштабней, чем в книге. Но и рассказ сам по себе замечательный – лаконичный, остроумный, эмоциональный, немного ироничный.

Дуглас Куэйл, в отличие от Дугласа Куэйда совсем другой – в рассказе это настоящий клерк, он таким и представляется: неприметным, затерявшимся в толпе, неуверенным, мечтательным, витающим в грёзах. Тем сильнее чувствуется его удивление, когда приходит первое реальное воспоминание и совершенно неожиданное обладание им физическими способностями – перед героем открывается его пережитая реальность, он испытывает настоящее потрясение. И теперь вместо желания попасть на Марс, у него более естественное желание — жить, он готов идти на сделку, отказаться от воспоминаний взамен других, более сильных. Но скрытой памяти Дугласа нет предела. Что ещё совершил в своей жизни этот неприметный человек? Чувствуется шок сотрудников компании «Воспоминания», которые столкнулись с таким крепким орешком.

Автор по-прежнему легко и свободно играет с героями и с читателем, держит в напряжении на протяжении всего повествования. Финал рассказа тому подтверждение — легко и непринуждённо Автор подбрасывает нам ещё одно открытие и даже последней точкой умудряется сохранить интригу.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Вот прочитаешь рассказы Дика и понимаешь, что фильмы по его книгам не зря становятся чем-то иным, нежели базовое произведение. В рассказах Дика интрига, интеллект и часто нестандартный финал. Зрелищности и тупому экшену места не остаётся, не тот автор, не те книги писал. А на экране без зрелищности давно уже — никуда.

И данный рассказ — не исключение. Отлично выстроенная история, воспринимающая почти как документальная, несмотря на всю свою фантастичность. Живой герой. Живые мысли и чувства. Правдоподобные поведенческие реакции и решения. И как бонус — шикарный озорной финал.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ прочитал совсем недавно, и был не в курсе, что «Вспомнить все» снимался по его мотивам. Хотя фильм от рассказа ну очень далек, хотя бы тем, что у Дика все действие происходит на Земле. Вскрытие памяти тема интересная сама по себе. Не исключено, что медикаментозно или под гипнозом уже достижима. Если первые вскрытые воспоминания просчитывались, то финал оказался неожиданным, и более впечатляющим, чем сюжет фильма. Достойный рассказ предназначенный для перечитывания.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересное произведение на тему многослойности и многозначности сознания, а также радикального средства воздействия на него. Я не уверен в том, что это средство (то есть прямое изменение памяти) может быть реализовано даже в будущем; но суть рассказа, конечно, нельзя воспринимать столь буквально, через призму технической возможности.

Больше всего при чтении я опасался того, что сюжет окажется тесно связан с поставленным по его отдаленным мотивам фильмом «Вспомнить все» (который я не смотрел, так как не люблю «боевики»). Мне бы очень не хотелось видеть здесь разворота в «экшн», поэтому, когда возник маленький штрих в эту сторону, я сильно забеспокоился. Но, к счастью, беспокойство оказалось напрасным.

Финал рассказа превосходен — он имеет явный налет абсурда с элементами легкого комизма. И это именно то, как следовало закончить произведение на тему странных вариаций сознания.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх