Филип Дик «Мир таланта»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Земля вступает в период сильных разногласий со своими звездными колониями. Возможна даже война, ход которой могут совершенно неожиданно для всех развернуть гильдия мутантов, проживающая на дальних мирах колонистов.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, October 1954», 1954 г.
— сборник «The Variable Man», 1957 г.
— антологию «Histoires de mutants», 1974 г.
— сборник «Отец-двойник», 1987 г.
- /языки:
- русский (4), английский (2), французский (2), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (1), самиздат (2)
- /перевод:
- М. Баттен (2), А. Иванов (2), Е. Поляков (1), Д. Старков (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Мах Асаматман, 19 августа 2024 г.
Хорошая, крайне хорошая вещица.
Вскользь упомяну, что идея мутантов и их противоверсий — антимутантов, почти в нетронутом виде позже перекочует в «Убик», где будет весьма удачно реализована.
Еще очень любопытно условное противостояние этого рассказа еще с одним — «Нестыковкой», где злые-презлые гомо сапиенсы истребляют уберменшей из животного страха, из чувства самосохранения. Здесь поначалу наблюдаются схожие условия — несчастные «люди икс» сбегают в другую звездную систему, спасаясь от линчевателей. Только вот потом Дик показывает всю подноготную общества пси-, которые оказываются едва ли не коричневорубашечниками, в итоге подминая под себя спасителей. То есть для полуповести-полурассказа здесь действительно интересный и обширный сюжет со множеством деталей, по-большей части выпуклыми героями и пригоршней затронутых тем. Где-то Дик в очередной раз повторяется — тут и стервозная жена главного героя, и девственно-чистая девушка, на которую возлагаются надежды, и ребенок, похожий на аутиста... И тем не менее, все довольно хорошо собрано в целое, сюжет не отпускает до конца и все бы неплохо, если бы не странные последние строки. Нет, там не выворот реальности, как мы привычно ожидаем — там просто некая странность. И на мой взгляд, воскрешение тут — явно лишнее.
А вот политические интриги более чем понравились. Очень живой оказалась девочка Салли, раздираемая погубившими ее противоречиями. Крайне симпатичным идеалистом показан глава сепаратистов.
Ну и конечно, разгадка таланта мальчика. Дику удалось так завернуть его проявления, что действительно — до конца совершенно не понимаешь, о чем речь. А сама идея подобного таланта, пусть и не слишком нова, но любопытна. И повторюсь — то, как ФКД вывел его из тех образов, что были в начале — очень удачный ход.
Не будь в финале воскрешения и нескольких наивных диалогов с той самой девушкой — поставил бы на балл больше.
Однако, рассказ и без того весьма силен.
Курт2021, 15 сентября 2024 г.
Я благодарен этому рассказу, наряду с Что сказали мертвецы, за то что они заставили меня вернуться к недочитанному Убику.
Ну а Пэт Конли была перемещена Диком в его самый знаковый роман.
god54, 24 августа 2021 г.
Одним словом, это первое произведение о мутантах такого сложного уровня, когда есть все варианты пси-способностей. В итоге автор выстроил еще более сложную сюжетную линию, переплетя её с личными проблемами главного героя. Да, это уже получается целый роман, который силой впихнули в большой рассказ, но который тесен для отдельных сюжетных и понятийных линий. Сложное произведение. Сложное для чтения и понимания. Главное добраться до середины, потом туман рассеивается, а концовка как бы ставит все на свои места, но оставляет слишком много вопросов. Произведение оригинальное, интересное, психологическое, с отдельными положениями можно поспорить... Это-то и привлекает.
Стронций 88, 2 октября 2020 г.
«Большая часть моих романов произошла из ранних рассказов или является сплавом нескольких рассказов. Зародыш романа лежит в рассказе…» – говорил как-то Филип Дик.
И тут всё это особенно чувствуется. Этот рассказ как никто другой напоминает мне подстрочник романа (подобное ощущение было у меня и с «Ветераном войны» ¬– но здесь это чувствуется ярче). Вот просто расширить сцены, описать их объёмней, добавить ещё одну линию (например, Джулия, почему нет) ¬– и вот вам полноценный роман. Может так и задумывалось – в будущем. По крайней мере, Таланты и Анти-Таланты мелькнули потом в «Убике»; может и ещё что-то мелькнуло – я не все романы у Дика читал.
А ещё это чувствуется в структуре рассказа – во множестве пластов, которые в рассказах обычно аннигилируются ради прозрачности и динамики. Тут и непростой общий сюжет, и сложная личная жизнь героя, с неоднозначными чувствами к своим близким. И политическая сложность – борьба внешняя, борьба за отделение от метрополии с её правилами, и борьба внутренняя: между фракциями, между Нормами и Талантами – холодная нервная война-противостояние. Ксенофобия, в конце-то концов, которая внезапно оправдывается героем, как некая видовая борьба. Тут и сам мир, с довольно сложными взаимоотношениями. Большая Макаронина, Салли… И всё это одновременно мне нравится. Но одновременно – мешает. Так как слишком много. Так как слишком сжато. А начало и вовсе отпугивало, всеми этими Другими, Немыми, Правыми, Левыми… Это же вернулось и в конце – да, добавляя ещё один пласт: о будущем, новом человеке, вкупе со Временем; да, с оговоркой про «сложный понятийный аппарат» ¬– ¬ но я себя чувствовал скорее запутанным от всего этого. А сама концовка (самая-самая концовка) и вовсе показалась слащавой. И в очередной раз подумалось, что, возможно, в пространстве романа такой финал был бы очень ничего, но в рассказе он будто выбивается своей наивностью…
Вот такие сложные чувства у меня от рассказа.
Oreon, 9 августа 2019 г.
Недолюбливаю произведения, где авторская вселенная слабо чем ограничена в полёте авторской же фантазии. То есть, как здесь, когда нет по сути никаких ограничений физических законов. В моём понимании такой мир утрачивает смысл и стремится превратиться в первозданный хаос.
Я имею в виду, когда автору надо, можно читать мысли, а можно перемещать предметы или менять их форму. Если этого мало — можно предвидеть будущее или оживить мёртвого; если физически выжжен мозг или прошло слишком много времени — ну тогда остаётся лишь изменить прошлое. И это тоже без проблем, как раз в тот момент, когда как раз ничто другое, из перечисленного, уже не действенно. Герой автора, с мёртвой девушкой на руках и неполнолетним сыном, при необходимости, находит возможность мгновенно переместиться с одной планетной системы на другую, чтобы найти там знахарку, способную воскресить любимую, ради которой он разошёлся с женой. А вы говорите — космические корабли, научные изыскания, — да кому они нужны после этого! Интересно, а может бригада псиоников, скажем, сначала видоизменить издохшую кошку, в любимую девушку, вдохнуть в неё жизнь и потом переместить куда надо?
Но и этого мало! А хотите чтобы ваши мысли не могли читать, предметы видоизменять, перемещать или видеть ваше будущее? Пожалуйста — вот вам новый класс людей: псионики со способностью «анти-псиониики». Не удивительно, что теперь в колониях забывают про священную борьбу за независимость от Терры: на смену ей приходит не менее упоительная борьба по уничтожению псиониками анти-псиоников во всех доступных колониях. Гениально :)
Сюжетно же рассказ развивает идеи другого рассказа автора — «Нестыковка». Только там рассматривается Земля, где псиоников безжалостно истребляют или, в лучшем случае, «стерилизуют»; а псионики там могут летать махая руками, выращивать челноки в саду и т.д., то есть немного не такие как здесь, там они «продавливали» реальность в свои «видения». Здесь же изображены миры звёздных колоний, где правят бал уже псионики. Но лучше от этого, почему-то никому не становится. По прежнему человеческая жизнь ничего не стоит, хотя становятся более ясны причины подобного отношения к мутантам землян, в контексте первого рассказа.
romanpetr, 19 января 2019 г.
Рассказ Ф.Дика «Мир таланта» удачно вписывается в серию авторских произведений о мутантах-псиониках , наряду с «Нестыковкой» и «Псионик, исцели моё дитя!». Наверно поэтому эти рассказы, разные по своему сюжету, но объединенные в одну тему, публиковались друг за другом в сборнике «Отец-двойник». И если в каждом из рассказов мутанты изображены преимущественно либо лицемерными развязными властителями, либо группой обездоленных, но объединенных с простыми людьми одной общей бедой, то здесь же автор более ярко выразил раскол , не только в целом обществе людей и мутантов, но и показал раскол среди мутантов, тянущих одеяло каждый на себя в борьбе за власть, а также, показал распад и раскол в одной семье мутантов-провидцев, где конфликт сыграл довольно большую роль на сюжетную линию.
Земные колонии устали от управления извне и хотят свободной жизни без каких-либо наставлений. Иными словами, молодые миры оперились и желают своих собственных независимых гнёзд! Отсюда разногласия, конфликты и появляется возможность войны с материнским миром. Пси-мутанты с Проксимы 3 начинают раскалываться , но большинство из них желают военного разрешения вопроса, оттесняя людей-нормов от управленческих дел...
Опережая события и некоторое читательское любопытство, скажу, что бесчисленных боевых действий и рукопашных схваток в рассказе немного. Автор всё же, в большой степени, обратился к внутреннему и психологическому миру псиоников и описаниям их редких способностей. Любителям мутантов и пси-людей, безусловно, это должно быть интересно. Внутренние семейные отношения Дик также не обошел вниманием, стараясь показать, что родительские ссоры и недопонимания, ни в коем случае не должны отражаться на хрупком душевном мире ребёнка, как и на его способностях, которые могут проявиться самым фантастичным и необыкновенным образом на радость распереживавшимся предкам. В данным случае, рождение, или даже эволюция, необычных способностей у ребёнка, сродни рождению прекрасной бабочки из невзрачной гусеницы.
Интересный рассказ , напряженный, местами поучительный , сопрягающий лучшие моменты авторской идеи!
Ламинарский, 27 мая 2017 г.
Может быть, этот рассказ о том, что мы не всегда можем разглядеть талант сына или дочери. А тем временем талант есть всегда и иногда в сто крат превосходящий талант родителей вместе взятых. Как это и произошло с Тимом из рассказа «Мир таланта». А еще стоит приглядеться к не таким, как мы, к непохожим на нас, к тем, к которым мы относимся иногда свысока, иногда с чуть скрытой брезгливостью... А вдруг за ними будущее и уже они потом будут решать как к нам относиться, решать наши судьбы...
vam-1970, 1 августа 2017 г.
Вообще-то сюжет слабый -кто-то на кого -то зуб точит и прочее... Но мысль заложена гениальная и на века! Эту мысль , кстати, озвучивали многие писатели-фантасты — сверхспособности отдельных людей или как сейчас называют -экстрасенсорные способности -это исключение или правило?Автор утверждает , что ПРАВИЛО! И развивает мысль об эволюции таких обществ. Что будет далее?Не как жить таким людям, а как обществу себя вести. Гениальный рассказ!