Франц Кафка «Голодарь»
- Жанры/поджанры: Сюрреализм | Сказка/Притча
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Центральная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Рассказ-исповедь о человеке, который занят весьма необычным видом искусства — голоданием.
Так же: Кафка Франц. Голодарь: [Рассказ] / Рис. // Воскресная газета (Уфа). – 1993. – Авг. (№ 32). – С. 7,10.
Входит в:
— сборник «Голодарь», 1924 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike», 1989 г.
— антологию «Убийца и другие истории, исполненные неизъяснимого ужаса», 1992 г.
— антологию «Antologija svetske fantastike. Drugo Izdanje», 2001 г.
— антологию «Kafkaesque: Stories Inspired by Franz Kafka», 2011 г.
- /языки:
- русский (50), английский (1), украинский (1), сербский (1), сербохорватский (1)
- /тип:
- книги (54)
- /перевод:
- Ю. Архипов (13), Г. Ноткин (7), Н.А. Самойлова (3), П. Таращук (1), С. Шлапоберская (23)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Ferucil, 20 января 2018 г.
Голодарь об отказе жить, о танатосе, о неприятии всей той пищи, что существует. Это то произведение, которое метафорично выражает фразу: «Лучше умереть с голоду, чем есть отбросы». Учеба, свадьба, рождение детей, труд на благо общества, все другие священные и прославляемые общественные институты, вехи, которым придан блеск благородства, за которыми скрывается банальнейшая польза и необходимость, от всего этого отказывается Голодарь в обмен на божественное чувство чистоты и пустоты.
Голодаря как и все другие рассказы Кафки строго обязательно воспринимать НЕ буквально. Цирк — лишь социум, экспонаты в нем — нечто отличное, за чем у людей принято следить, это могут быть люди, но так же и явления. Фигура голодаря — ролевая модель, иносказательная интерпретация самого Кафки (как и в большинстве его произведения, где он — главный герой)
Denver_inc, 7 июля 2014 г.
Это мое первое знакомство с творчеством Кафки. И мне показалось, что текст очень сильно похож на рассказы Густава Майринка. О проблемах и непонимании обществом маленького человечка, в данном случае, Голодаря — мастера голодовки. Нашему герою безумно нравилось сидеть в клетке безвылазно 40 дней. И наблюдать, как за ним наблюдают, как ему не верят, думая, что втихаря ест. Его любимым занятием было смотреть как им восхищаются . Однако, всё течёт, всё меняется и Голодарь стал неинтересен почтенной публике, постепенно о нём совсем забыли. Вот именно в этом самом моменте, Кафка и выплеснул на поверхность конфликт общества и маленького человека, неспособного, да и если честно, не желающего меняться. Если бы снимали современный американский блокбастер, то Голодарь, или его друзья обязательно бы что-нибудь придумали, чтобы вновь вознести его на вершину славы (ведь должен быть хэппи-энд). Если бы рассказ описывал Достоевский, то наш герой бы испытывал душевные муки ещё как минимум несколько десятков страниц. А у Кафки всё вышло просто, как в реальной жизни.
Стронций 88, 25 ноября 2009 г.
Не лучший рассказ у Кафки, но и не худший. Отчасти из-за того, что нет в нём того ощущения сна, которое я уже ХОЧУ видеть у Кафки. Хотя тут его нет скорее из-за того, что повествование растянуто во времени. Ну да ладно…
Этот рассказ не только об искусстве голодать, но об искусстве… скажем так, для себя… хотя не всё так просто. Голодарь вроде бы и делает для себя (и отчасти из довольно простых соображений: нет пищи, которая пришлась бы ему по вкусу; так что это скорее необходимость выдаваемая перед всеми за искусство), но страдает от того, что интерес к нему со стороны публики некрепок, а значит нет восхищения им – награды со стороны публики. Так некоторые авторы заявляют, что пишут они в стол, для самоудовлетворения, и вообще это их хобби, но глубоко переживают, когда их не печатают или их книги остаются невостребованными читателем. Нельзя что-то делать для себя и получать за это награды от других. Но самолюбие ТРЕБУЕТ славы, успеха. Таким образом, выходит что «голодарь» хочет только получать, получать и получать. И по существу он зрителей… обманывает. Именно поэтому интерес к голодарю не держится долго.
Так же это ещё и история об определённом виде искусства (не важно каком), о том как меняются взгляды и предпочтения в результате чего ¬– люди выброшенные на берег житейского моря так как стары заниматься другим, неприспособленны меняться.